«Если есть сотрудничество с МВФ, то никаких особых проблем с поступлением валюты во всех направлениях, включая возможный собственный повторный выход на внешние рынки заимствования капитала, не должно возникнуть», – констатировал экономист в статье для газеты «Зеркало недели. Украина».
В интервью для телеканала «Прямой» и «Радио Вести» О. Устенко уточнил, что в 2018 году Украина должна выплатить по внешним долгам около 4 млрд. долл. (с учетом выплат 2,4 млрд. долл. для МВФ и платежей по евробондам).
При этом дефицит счета текущих операций прогнозируется на уровне 3 млрд. долл., потребность частного сектора – 2 млрд. долл.
Читайте также: Пардон, МВФ. Может ли фонд «простить» Украину
Олег Устенко: Приватизация – это не наполнение бюджета, а способ снизить коррупцию
Кроме того, финансист указал на два возможных «черных лебедя», которые могут появиться еще зимой 2018 года.
Первый – вероятная необходимость выплаты «Нафтогазом» 2 млрд. долл. для «Газпрома» по решению Стокгольмского арбитража.
Второй «черный лебедь» – возможно конечное решение Лондонского суда относительно погашения «долга Януковича» перед Россией на 3 млрд. долл. «Я предполагаю, что в базовом сценарии мы должны рассчитывать, что они будут выплачены тремя траншами в течение трех лет. Скорее всего, процент придется вернуть в первом году — это почти полмиллиарда долларов дополнительно. Это означает, что 1,5 млрд. «долга Януковича» придется готовить к выплате в 2018 году, — отметил О. Устенко. – И тогда к 7 млрд. добавляйте 1+2 и получаете 10 млрд. долл. А у вас 7 млрд. золотовалютных запасов, которыми вы можете пользоваться».
По его словам, частично эти потребности в валюте в 2018 году могли бы перекрыться в т.ч. за счет возможного притока иностранных инвестиций на уровне 2 млрд. долл. Что примерно соответствует показателю 2017 года. И размещению Минфином суверенных евробондов на 2 млрд. долл. Однако в последнем случае это будет сложно сделать, если сотрудничество с МВФ не продолжится.
«Если, не дай Бог, у нас события будут развиваться по плохим сценариям, а Минфин выйдет на международные рынки заимствования капитала, то я бы спрогнозировал ситуацию конца 2013 года. Рынок будет согласен «съесть» украинские бонды под 12% годовых. Только сумасшедший пойдет на рынок, и будет продавать долговые расписки государства по 12%», — добавил О. Устенко.
Он также отрицает, что Украина не получила от ЕС 600 млн. евро макрофинансовой помощи (а эта программа тоже подвязана под программу сотрудничества с МВФ) из-за вопроса леса-кругляка. «Это второсортное объяснение. Их [средства] не дали потому, что невыполнена вся другая повестка дня», – подчеркнул О. Устенко.
По его мнению, повышение минимальной зарплаты до 3723 грн. с 1 января может быть более-менее спокойно воспринято МВФ, поскольку приблизительно соответствует ожидаемому росту экономики и прогнозам инфляции. «То, что предлагал президент – повысить минимальную зарплату до 4100 грн, фактически – на 30%, — было бы опасным шагом, который бы не понравился МВФ», — добавил О. Устенко.
Экономист не исключил, что у МВФ могут возникнуть вопросы к пенсионной реформе, учитывая риски сопроводительного увеличения дефицита Пенсионного фонда и взятого официальным Киевом обязательства перед Фондом заморозить повышение соцвыплат к концу 2018 года.
При этом эксперт считает, что МВФ может пойти навстречу правительству в вопросе корректировки цен на газ, привязав его к выделению не к пятому, а уже шестому траншу. Правда, в любом случае выполнить это обязательство с политической точки зрения будет очень сложно, говорит эксперт.
По словам О. Устенко, если ситуация будет развиваться по пессимистическому сценарию (сотрудничество с МВФ будет заморожено/приостановлено), он советовал бы для любой страны, которая оказалась бы в подобных условиях, идти на плавное сокращение золотовалютных резервов и несильно девальвировать национальную валюту (от чего власть может сдерживать приближение президентских выборов).
«Появляется задача снизить торговый дефицит. Сокращай импорт. Без девальвации ты не сможешь это сделать», — отметил исполнительный директор Фонда Блейзера.
«Иди в отметку 35 и списывай все на расшатанную политическую ситуацию в стране, на оппонентов, на руку своих врагов и тому подобное», — отметил эксперт, описывая возможное публичное позиционирование властью таких шагов.
«И это не черный сценарий. Второй сценарий будет другой. Ты, например, держишь курс на отметке, на которой зафиксировался, ты идешь на сжигание своих золотовалютных резервов. Потратишь 7 млрд. долл. – и это без учета «черных лебедей», — констатировал О. Устенко.
Он считает, что в таких условиях в интересах власти могло бы быть перенесение выборов на как можно ранний срок, «пока ситуация не очень расшатана».
«В 2019 году только по внешним долгам нужно возвращать 8 млрд. долл., в два раза больше, чем в 2018 году. После этого будь готов, что у тебя будет широкомасштабный кризис», — отметил А. Устенко, добавив, что такие критические условия сделают неизбежным для власти выполнение требований МВФ.
«Тебе придется это сделать. И украинское правительство, и парламентарии и Нацбанк это прекрасно понимают», — резюмировал исполнительный директор Международного фонда Блейзера.
Контекст
В декабре НБУ называл прекращение сотрудничества с МВФ ключевым макроэкономическим риском для Украины в ближайшие годы. «Без поддержки международных институтов успешное рефинансирование 20 млрд. долл. суверенного и гарантированного государством долга со сроком погашения в 2018-2020 годах маловероятно. Украине стоит начать переговоры о запуске новой программы сотрудничества с МВФ еще до завершения нынешней в начале 2019 года», — подчеркивали в Нацбанке.
По оценкам НБУ, в 2018 году Украина может получить от МВФ два транша на 3,0-3,5 млрд. долл.
Вместе с тем, министр финансов Александр Данилюк публично уверял, что в 2018 году Украина может получить от МВФ более двух траншей. В то же время, Данилюк считает преждевременным начинать переговоры с МВФ о новой программе. «Я не вижу сейчас необходимости об этом говорить. Нам необходимо успешно завершить текущую программу», — сказал он.
А. Данилюк напоминал о необходимости выполнения всех условий для продолжения текущей программы с МВФ. «Это и создание антикоррупционного суда, и земельная реформа, и другие», — добавил министр. По его словам, согласование спорных вопросов относительно принятой пенсионной реформы практически решено.
При этом заместитель министра финансов Сергей Марченко подчеркивал, что каких-либо категоричных замечаний к бюджету у МВФ нет.
Правда, постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман указывал, что наибольшие риски госбюджета-2018 заключаются в быстром росте расходов.
Основатель инвестиционной компании «Драгон Капитал», президент Европейской бизнес-ассоциации Томаш Фиала заявлял, что «если со второго квартала 2018 года не сможем возобновить финансирование МВФ, можно забыть о стабильности гривны». «Если не будет (кредита) МВФ, курс явно превысит 30 грн./долл., и вопрос – где он остановится», — добавлял Т.Фиала.
В то же время, он отметил, что в случае выполнения договоренности с МВФ и возобновлении финансирования курс национальной валюты в следующем году будет в пределах 26-29 грн./долл.
В госбюджете заложен курс на конец 2018 года на уровне 30,1 грн./долл.
По оценкам НБУ, на протяжении 2018-2020 годов Украина должна выплатить по государственным и гарантированным государством валютным долгам (основная сумма и проценты/купоны) около 20 млрд. долл., а также свыше 5 млрд. долл. по долгам государственных компаний. Это с учетом того, что размещение правительством еврооблигаций в сентябре дало возможность перенести выплаты 1,68 млрд. долл. на более поздний срок. Из указанной суммы около трети пойдет на погашение кредитов МВФ, привлеченных по предварительным программам.
«Отсутствие кредитования от МВФ может существенно изменить макроэкономический сценарий для Украины. Если средства от МВФ не будут поступать, то значительно вырастет вероятность сокращения международных резервов НБУ, девальвации гривны, ускорения инфляции, снижения среднесрочных темпов экономического роста. Это будет иметь прямое негативное влияние на финансовое состояние банковского сектора. Поэтому при отсутствии сотрудничества с МВФ НБУ может быть вынужден предпринимать решительные меры: проводить жесткую монетарную политику для сохранения макрофинансовой стабильности, а также устанавливать новые административные ограничения на валютном рынке. Более негативные сценарии возможны, если отсутствие программы МВФ будет сопровождаться ухудшением внешней конъюнктуры или ситуации на востоке Украины», – отметили в Нацбанке.
Источник: Finbalance
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.