На днях вице-президент Еврокомиссии по вопросам Энергетического Союза Марош Шевчович положительно отзывался о транзите российского газа по территории Украины. В то же время, Еврокомиссия в одностороннем порядке принимает решение об увеличении доступа России к газопроводу OPAL. Почему Киев не пригласили к обсуждению этого вопроса?
Вопрос о том, почему с Украиной не были проведены консультации во время подготовки решения по газопроводу OPAL, следовало бы направить непосредственно в Европейскую Комиссию. Ведь именно ЕК готовила и одобряла это решение. Но негативные последствия этого шага мы начали ощущать уже в конце прошлого года, когда российские и немецкие операторы ГТС увеличили загрузку газопровода OPAL, очевидно, за счет уменьшения транзита через Украину.
Это происходит, несмотря на решение Суда ЕС от 23 декабря 2016 года о приостановлении действия решения Еврокомиссии от 28 ноября 2016 года, которое было принято по иску польской стороны и, несмотря на действующее решение Еврокомиссии от 2009 года.
А почему Украина, как Польша, не обратилась в Суд ЕС?
Украина, не будучи государством-членом ЕС, не имеет права подавать иски в Суд ЕС. Вместе с тем, сегодня украинская сторона с привлечением юристов изучает имеющиеся правовые пути и механизмы, которые бы позволили отстоять интересы нашего государства и обеспечить взаимное соблюдение обязательств в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В то же время, я надеюсь, что для урегулирования этого вопроса будет достаточно имеющегося дипломатического инструментария. Ведь в течение последних лет сотрудничество между Украиной и ЕС в энергетической сфере развивалось на принципах доверия и солидарности.
А в каком состоянии сейчас находится план мероприятий по интеграции украинского рынка электроэнергии в рынок стран ЕС (ENTSO-E)?
Несмотря на то, что долгое время этот вопрос находился вне должного внимания, в прошлом году произошли определенные сдвиги. В частности, было проведено исследование возможности параллельной работы украинской и молдавской энергосистем с синхронной зоной континентальной Европы, проанализировано соответствие и уровень имплементации технических стандартов ENTSO-E в энергосистемах Украины и Молдовы.
Это исследование стало первым шагом, далее будет сделан анализ рентабельности и подготовлен соответствующий план мероприятий.
По мнению экспертов, при наличии политической воли сторон и активной работы над этим вопросом, синхронизации сетей можно было бы достичь уже через 3-5 лет. Рассчитываю, что нам удастся это сделать, ведь это еще один элемент повышения энергетической безопасности государства.
Уже несколько лет «висит в воздухе» Соглашение об открытом небе. Есть ли сдвиги в этом вопросе?
Как известно, на перспективу подписания Соглашения об общем авиационном пространстве влияет территориальный спор между Испанией и Великобританией по поводу Гибралтара. Но сейчас уже есть отдельные признаки, которые свидетельствуют о возможности достижения компромисса. Так, например, в начале декабря Советом ЕС была согласована позиция относительно обновленного мандата Европейского агентства по авиационной безопасности. Этот мандат был согласован как Испанией, так и Великобританией.
Мы держим этот вопрос под особым контролем. Ведь речь идет о реальных преимуществах, которые будут ощутимыми для наших граждан: будут уменьшены цены на авиабилеты, будет расширена сеть авиасообщений, надеюсь, что и качество услуг повысится. Поэтому мы продолжаем работать как с официальным Брюсселем, так и с Лондоном и Мадридом. И не только на уровне МИД. Поэтому я оптимистично смотрю на этот вопрос и рассчитываю, что в 2017 году ЕС, наконец, сможет разблокировать подписание Соглашения.
Относительно предоставления Украине дополнительных торговых преференций — когда можно ожидать утверждения этого предложения Европейским парламентом?
Рассмотрение предложений относительно дополнительных преференций находится на стадии рассмотрения в Европарламенте. Этот вопрос должен быть рассмотрен на профильном комитете, а затем вынесен на обсуждение в рамках пленарного заседания. Ориентировочным сроком является конец апреля текущего года при условии, если предложения не будут считаться как слишком чувствительные. После Европарламента свое слово должен сказать совет ЕС. Несмотря на это, я бы хотел воздержаться от прогнозов по поводу сроков завершения всех процедур. Нам нужно сосредоточиться на работе с Европарламентом и государствами-членами ЕС, что мы и делаем.
Есть ли у Киева план «Б», если ратификация Соглашения об ассоциации Нидерландами не состоится?
Давайте не будем фокусироваться на негативных сценариях, ведь сейчас оснований для этого нет. Первое и самое главное – благодаря совместным с нашими партнерами усилиям нам удалось избежать представления правительством Нидерландов проекта акта об отмене ратификации Соглашения об ассоциации в начале ноября, когда всем казалось, что ситуация уже безвыходная. Работа по спасению Соглашения не прекращалась ни в Киеве, ни в Брюсселе, ни в Гааге, хоть часто она была и не публичной. Однако этого требовала щекотливость ситуации.
Что касается процедуры и временных рамок, то, как вам известно, на днях в Нижнюю палату Нидерландов были внесены предложения по заключению Государственного Совета Нидерландов принять ранее принятый закон о ратификации Соглашения. Сейчас мы ожидаем голосование, и есть основания полагать, что оно будет положительным, ведь правительство Рютте (Марк Рютте премьер-министр Нидерландов, — УНИАН) в Нижней палате имеет большинство.
Относительно голосования в Сенате, то оно, очевидно, может состояться уже после парламентских выборов, которые запланированы на 15 марта. Сенат в этих выборах участия не принимает. Анализируя уже заявленные позиции политических лидеров, можно осторожно говорить о шансах того, что голосование и там будет в нашу пользу.
И уже после того, как Брюссель получит от Нидерландов нотификацию, сторона ЕС закончит процесс ратификации Соглашения, которое, в частности, предусматривает формальное его одобрение Европейским сообществом по атомной энергии и принятие соответствующего решения Советом ЕС.
Относительно еще одного аспекта Соглашения: 15 декабря ЕС принял приложение к Соглашению с предложениями Нидерландов, которое вызвало неоднозначную реакцию в Украине – приходилось слышать мнения, что этот документ является «унизительным».
Одобренное в декабре Европейским Советом решение, формально, не является приложением к Соглашению об ассоциации. По сути – это разъяснение стороной ЕС ряда положений этого документа, которые, как считается, вызвали беспокойство голландского общества во время апрельского референдума. Это решение никоим образом не меняет содержания Соглашения.
Более того, в ходе ряда консультаций в двустороннем и трехстороннем форматах с нашими нидерландскими и европейскими коллегами, а также благодаря активной позиции государств-членов, нам удалось определенным образом сбалансировать отдельные чувствительные положения решения лидеров ЕС. Вообще, нужно помнить, что главной целью этого решения является, прежде всего, разблокирование процесса ратификации Соглашения.
А какие изменения, по вашему мнению, может претерпеть внешняя политика ЕС в отношении России и Украины после национальных выборов во Франции, Нидерландах и Германии?
С формальной точки зрения, ответ на вопрос более чем очевиден. Приоритеты и направленность внешней политики Евросоюза определены в Глобальной Стратегии ЕС, которая, в частности, характеризует отношения ЕС с РФ как стратегический вызов. В марте (прошлого года) Совет ЕС одобрил пять известных принципов, на которых ЕС строит свои отношения с РФ.
Ими, в частности, определено, что существенные изменения в отношениях с РФ возможны при условии полного выполнения Минских договоренностей. Кроме того, приоритетом для ЕС является укрепление отношений со странами Восточного партнерства и усиление устойчивости самого ЕС.
В то же время, должны констатировать всплеск популизма и евроскептицизма в странах ЕС.
Я убежден, что при любых результатах выборов ЕС будет строить свои отношения с РФ на основе международного права и общих европейских принципов и ценностей.
Каковы планы на этот год в сфере двусторонних отношений Киева и Брюсселя?
Повестка дня нашего сотрудничества с ЕС в этом году не претерпит существенных корректив. Приоритетами отношений Украины с ЕС в 2017 году будут оставаться вопросы поддержки со стороны ЕС в восстановлении территориальной целостности и мира в нашем государстве и в проведении внутренних реформ. Мы будем прилагать максимальные усилия для завершения ратификации и полного вступления в силу Соглашения об ассоциации, а также для введения безвизового режима для граждан Украины.
Относительно другого измерения отношений Украины с ЕС – Восточное партнерство. Считаете ли вы эффективным на сегодня этот формат и зачем он нужен Украине при условии выполнения Соглашения об ассоциации?
Восточное партнерство имеет конкретный практический аспект – не надо забывать о ряде конкретных инициатив в рамках Восточного партнерства. Назову лишь несколько примеров, которые, возможно, не слишком известны широкой публике. В 2015 году Украина присоединилась к программе ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт-2020», которая открыла нашим ученым и компаниям, наравне со странами-членами ЕС, доступ к 8-миллиардному бюджету программы (на период до 2020 года).
С присоединением в прошлом году к другой программе ЕС COSME для украинских малых и средних предприятий (МСП), среди прочего, будет упрощаться выход на внешние рынки.
Что касается проектов, которые мы продвигаем сейчас, то хотел бы отметить инициативу по распространению пониженных роуминговых тарифов ЕС на страны Восточного партнерства, расширение учебных программ и стажировок для украинских студентов и молодых служащих в сфере европейской интеграции в странах-членах и институтах ЕС, расширение доступа украинских экспортеров к рынку ЕС.
Восточное партнерство интересно для нас и с точки зрения опыта других стран в проведении внутренних реформ – это реформа сектора государственной службы, борьба с коррупцией и улучшение функционирования судебной системы и др. Кстати, в конце марта по нашей инициативе в Украине запланировано проведение заседания панели по вопросам реформы госслужбы. Ключевым мероприятием этого года станет 5-й Саммит Восточного партнерства, который состоится в конце ноября в Брюсселе.
Сейчас продолжается работа по определению направлений и пилотных инициатив, на которых будет сосредоточена работа в рамках Восточного партнерства на среднесрочную перспективу, а также подведению итогов за предыдущий двухлетний период. Надеюсь, к Брюссельскому Саммиту Восточного партнерства мы придем с хорошими результатами.
И коротко о прошедшем годе…
…Это был год амбициозных задач и высоких ожиданий: начало временно применяться Соглашение об ассоциации в части углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, вышел на финишную прямую безвизовый диалог с ЕС, разблокирован процесс ратификации Нидерландами Соглашения об ассоциации.
ЕС стал нашим торговым партнером номер один с долей 41%, а товарооборот за 9 месяцев прошлого года вырос на 7,5%. Некоторые вопросы по объективным причинам оказались заложниками сложных процессов внутри ЕС.
Крайне важно, что ЕС остается нашим верным партнером в вопросе восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины. Несмотря на многочисленные спекуляции, несмотря на беспрецедентные усилия по подрыву единства внутри ЕС, государства-члены сохраняют единую позицию в поддержке мирного урегулирования на востоке Украины.
Также ЕС консолидировал свою роль как ключевого стратегического партнера Украины в поддержке процесса реформ. Судебная реформа, борьба с коррупцией, реформа государственной службы, децентрализация – вот далеко не полный перечень направлений, по которым в прошлом году Украине была выделена финансовая помощь ЕС.
Это мой первый год на действующей должности, и хочу отметить, что он был очень насыщенным и динамичным, в частности, с точки зрения политических двусторонних контактов: за год прошло более трех десятков двусторонних визитов высшего и высокого уровня, в том числе, четыре визита президента Украины. Было заключено около двух десятков соглашений, и других международно-правовых документов. Среди них – долгожданные соглашения с Евроюстом и Европолом, обновленный меморандум относительно стратегического энергетического партнерства, Соглашение об участии Украины в программе ЕС COSME, Соглашение с Евроатомом об ассоциированном участии в Программе научных исследований и обучения.
Поэтому для меня баланс прошлого года является положительным. Трудности и задержки в процессе принятия некоторых важных для нас решений не должны быть поводом для разочарования украинцев в европейском выборе.
Автор: Ирина Сомер
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.