Александр Пахно: На небольшом участке сада можно заработать, как на тысячах гектаров зерновых

Может ли украинское яблоко стать узнаваемым брендом на международной арене рассказал генеральный менеджер компании «Сады Днепра» Александр Пахно. Год назад на Днепропетровшине стартовал садоводческий проект «Сады Днепра» – современный обойный сад размером более 50 га.

Сегодня его руководитель, Александр Пахно, ждет первый урожай и уже делится амбициозными планами на будущее – через пять лет здесь будет уже 500 га садов, которые ежегодно будут давать 20 тыс. тонн элитных яблок.

— В сельском хозяйстве я не новичок. Долгое время работал в крупной аграрной компании, которая на 37 тыс. га земли выращивала пшеницу, кукурузу, подсолнечник и сою в Днепропетровской области. Сейчас мы также продолжаем заниматься растениеводством – с 2013 года выращиваем на 600 га семена кукурузы для компании «Майсадур» и «Сингента».

Но хотелось заниматься другим высокотехнологичным бизнесом, заложить маржинальные культуры с относительно коротким сроком возврата инвестиций. Рассматривались разные варианты – сады понравились больше всего. И красиво, и технологично.

Технологии и бизнес-процессы начали изучать с конца 2013 года – ездили на учебу за границу, общались со специалистами ведущих питомников, разрабатывали бизнес-планы. Готовить участок под посадку начали в 2015, сад заложили в прошлом сезоне. В этом году уже ожидаем первый урожай яблок под брендом «Uapple». Общая территория сада составляет 53 га, в прошлом году посадили 35 гектаров, в этом году посадили еще 18 га. В течение следующих 4-5 лет, в соответствии с нашим бизнес-планом, хотим работать на территории в 500 га.

Сейчас мы начинаем строительство хранилища для яблок на 19,2 тыс. тонн. Первую очередь строительства на 2,5 тыс.т. закончим в следующем году. Свою переработку также планируем делать, но впоследствии – производить соки прямого отжима.

Сколько для этого нужно денег?

— Инвестиции зависят от того, какие вы саженцы выбираете, какую технику и опрыскиватели используете, какую шпалеру, есть ли у вас противоградовая сетка и метеостанция, система орошения и тому подобное. Заложить один гектар сада стоит от $25 до 55 тыс. Если берете однолетние саженцы, результата ждать дольше, да и дерево вы так не сформируете, как в иностранных питомниках. Если двухлетние саженцы, прибыль будет быстрее. В общем, в садоводстве вполне реально на небольшой территории зарабатывать примерно столько же, как тысячах гектаров в обычном растениеводстве.

При правильном подходе яблочный бизнес окупается на 4 год после закладки сада. С пятого года вы начинаете получать первые прибыли. Самоокупаемость наступает, когда хозяйство получает 12 тонн яблок с одного гектара, ее вы можете иметь уже на второй год после закладки сада.

Каким образом подбирали сорта для сада?

— Анализировали, какие сорта яблок являются в мире самыми популярными, и сколько еще лет примерно будет на них спрос, какие рынки сбыта под эти сорта, учитывали урожайность, климатические особенности. Сегодня имеем в своем арсенале сорта Гала, Голден, Гренни Смит, Пинова, Фуджи и Ред Делишез. Брали сорта в ведущих немецких и голландских питомниках. Саженцы избрали стандарта «knip-baum» для того, чтобы быстрее получать первые урожаи.

Нынешние весенние заморозки повлияли на ваши сады?

— Нам повезло, морозы не затронули, у нас в фазе зеленой почки было -4 градусов, деревья выдержали, потерь в саду нет. У многих коллег убытки в этом году огромные. Благодаря современным технологиям можно минимизировать влияние заморозков – использовать европейскую технологию дождевания, в период заморозков глазировать почку льдом, не позволяя ей промерзать, другая технология — так называемая мельница, которая разгоняет воздух и не дает деревьям и почве примерзать. У нас пока что не было необходимости ими пользоваться, однако присматриваемся, хотим также покрыть сад протиградовой сеткой.

На какую урожайность рассчитываете?

— Урожайность в этом году будет на уровне 20-25 т/га. На одном гектаре у нас 2857 деревьев, одно яблоко весит 180-200 грамм, в период полного плодоношення мы будем получать 60 т/га. Это во второй год после посадки, согласно европейской технологии, на дереве будем оставлять по 50 яблок, следующий 75 и все последующие – по 100 яблок.

Какими еще технологиями пользуетесь?

— Стараемся перенимать лучший мировой опыт, все технологические моменты максимально автоматизированы. Вся техника иностранного производства, имеем один трактор на 12 га площадей, плюс набор опрыскивателей, косилок и тому подобное. Сопровождение ведут голландские специалисты, они прописывают технологическую карту.

Наиболее полезная вещь в саду — это метеостанция, которая подключена к норвежскому гидрометцентру и голландскому серверу консалтинговой компании. На основе этих данных мы моделируем различные проблемы, которые могут возникать в разрезе агрономии. Очевидно, что любая проблема — вредитель или болезнь, возникает при определенных температурах или погодных условиях в течение определенного периода.

Компьютер это все просчитывает и мы на мониторах видим, какая ситуация может возникнуть вскоре, принимаем меры предосторожности. У нас в саду работают агрономы, автоматика – это хорошо, но надо вести постоянное наблюдение за деревьями.

Большая проблема для предприятий найти агронома. Как решали этот вопрос?

— Это одна из самых трудных проблем бизнеса, открыть предприятие – не проблема, но работать некому. У нас нет современной школы садоводства, не готовят специалистов с европейским уровнем знаний. Специалистов «старой школы» агрономии у нас на предприятии нет. Я отношусь к ним с уважением, однако новые хозяйства требуют свежих сил.

У нас трое агрономов, старшему из них 25 лет, а младшему — 21 год. Основное требование при приеме на работу было хорошее знание английского языка, чтобы они могли свободно общаться по агрономической тематике с нашими консультантами за границей. Остальному мы учили их «под себя» — отправляли за границу на стажировку. Все это большие средства, учитывая и перелет, и проживание, и услуги спикеров-консультантов. Тем не менее, это единственный выход для компании, чтобы иметь хорошего специалиста. Сейчас у нас в саду работает всего 20 человек, и этого достаточно.

О конкуренции и выходе на международные рынки

Насколько высок уровень конкуренции в яблочном бизнесе в Украине?

— Конкуренция – это когда ты борешься с другими предприятиями за один и тот же рынок. В Украине условно есть три направления выращивания яблок – это элитный, обычный и яблоки на переработку. Элитный сегмент занят на 10%, и мы позиционируем себя именно такими производителями. Если вы помните, до скачка курса евро в Украине было много голландских яблок, они стоили 24 грн., или примерно 2,4 евро, этот сегмент сейчас высвободился, хотя элитные сорта по 70-90 грн. в супермаркетах есть, но это нишевая продукция.

Яблок аналогичного качества украинского производства до сих пор в государстве очень мало. Начиная с января их вообще не найти, не умеют производители хорошо хранить. Есть много яблок нетоварного качества, которые мы видим в низком ценовом сегменте. Да, там есть и конкуренция, и коррупция. Не исключаю, что там платят большие деньги за попадание в торговые сети. Ибо другой причины, почему потребителям предлагают такие фрукты, не вижу. Такое яблоко надо выбрасывать или перерабатывать, но не есть.

Более 60% рынка – это производители, которые были ориентированы на продажи в Россию, и имеют соответствующие сорта (к примеру, Чемпион, Ренет Симеренка), которые европейский потребитель не признает, и не будет покупать. С изменением рынков сбыта не все могут быстро перестроиться, они как раз больше всего негативно настроены относительно перспектив яблочного бизнеса здесь. Просто не привыкли прилагать усилия, работать над качеством, поэтому продолжают продавать товар окольными путями в Россию. Если не получается – начинают демпинговать цены внутри государства.

Продавать яблоки вы будете на внутреннем рынке или сразу на экспорт?

— Мы ориентированы на экспорт яблок, однако если здесь будет приемлемая рыночная цена, то будем продавать. Почему выбрали экспорт? Несмотря на преграды, там простые и понятные правила игры – ты имеешь хорошее яблоко, объем, готов вкладывать в логистику и упаковку — без покупателя не останешься. К тому же, цена в мире на яблоки в последнее время примерно равная, без таких перекосов, как в Украине. К примеру, в Индонезии среднегодовая цена яблок $1-1,10.

Что нужно учитывать при экспорте яблочной продукции?

— В Украине за год производят всего миллион тонн яблок, тогда как в Китае – 45 млн., и еще 5 млн. тонн импортируют, существует нехватка более миллиона тонн яблок в Германии. Те 20 тыс. т, которые мы планируем производить ежегодно,– это капля в море. У нас сейчас проблем с покупателями нет вообще – около 40 мировых компаний и трейдеров уже сейчас готовы заключать форвардные контракты.

Наиболее целесообразно заключать соглашения о партнерстве на различных профильных мероприятиях, выставках, как в Европе, так и в Украине. В этом году объемов сформировать экспортные партии у нас не хватит – будем делать пробные поставки в скандинавский и азиатский регионы.

На мой взгляд, для экспорта важны три составляющие – во-первых, это качественная продукция, что подтверждено сертификатами, которые признают во многих странах мира. В нашем случае это GlobalGAP, получим его в сентябре.

Второе – логистика, нужно просчитать все риски, условия и сроки доставки, найти компании, которые могут этого придерживаться. Если яблоко едет на дальнее расстояние 20-30 дней, то должен быть определенный уровень температуры и влаги. Яблоко во время перевозки «дышит», выделяет этилен, поэтому нужны специальные материалы, решетки и тому подобное.

Третья составляющая – соответствующий калибр, вкусовые качества, готовность производителя к системной работе.

А как насчет большого яблочного конкурента, Польши, которая географически под боком. Это не помешает делать бизнес?

— Эта страна ежегодно производит 3 млн. яблок, это лучший показатель в Европе, они профессиональны, имеют много конкурентных преимуществ. Основные сорта, которые производит Польша, также рассчитаны на российский рынок – Лигол, Чемпион, Айдаред. Среди перечня наиболее популярных сортов яблок в мире, их нет.

Наибольшей популярностью пользуются яблоки сорта Канзи, Пинк Леди, Кримсон Сноу, Ред Делишез. Поэтому поляки, активно продают свою продукцию в Украину и Грузию. А вот, к примеру, в Индонезию они поставлять яблоко не могут – из-за отсутствия карантинных разрешений. И это хорошая возможность для Украины.

Автор: Ирина Глотова

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий