Фермеры «на шпагате» – аграрии рассказали Мартынюку и Шеремете, что им мешает жить

06.03.2018 – Через две-три недели правительство обещает показать фермерам порядок распределения бюджетных дотаций. Такой анонс сделал в интервью AgroPolit.com главный по вопросам фермерства в правительстве Виктор Шеремета. Аграрии ждут с нетерпением.

Тем временем о своих наболевших проблемах они рассказали первому заместителю министра аграрной политики и продовольствия Украины Максиму Мартынюку на 28-м съезде Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины (АФЗУ). AgroPolit.com подает самые интересные моменты этой встречи и реакцию чиновников на них. Больше читайте в материале далее.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Госгеокадастр «разбушевался»

По реакции фермеров было заметно, что больше всего их и до сих пор беспокоит вопрос земли. Так они жаловались на безнаказанность и неконтролируемость действий работников Госгеокадастра.

Про детали рассказал председатель организации АФЗУ Днепропетровской области Анатолий Гайворонский.

«Такого беспорядка, как сейчас, с Госгеокадастром не было за всю историю деятельности нашей ассоциации. Когда фермерам не перезаключают договоры в Госгеокадастре, они вынуждены вырезать скот, покидать рынок, тогда как их землю забирают и кому-то передают. Поэтому нужно включить АФЗУ из-за перезаключения договоров аренды фермеров с государством», – рассказывает он.

Председатель Драбовской районной организации АФЗУ Валерий Перепелица добавил еще один штрих к пикантной земельной теме – подчеркнул, что землепользование нужно ограничить, а земли постоянного пользования должны быть переданы в собственность фермеров.

«В августе 2017 года Полтавский Апелляционный суд признал право наследования на землю постоянного пользования, но почему мы должны доказывать это право через суды? Нужно восстановить право постоянного пользования землей на уровне законодательства и в ближайшей перспективе передать такие земли в собственность их пользователям. Для агроэкологического землепользования нужно ограничить арендную плату. Сотни тысяч гектаров не могут быть в аренде, землепользование нужно ограничить», – предлагает фермер.

Куда деваются земли АТО?

Есть белое пятно с землями, которые выделяют участникам АТО. В чем оно заключается, объяснил народный депутат Украины Вадим Ивченко. «Земли для участников АТО – «серый рынок». Они переходят в частную собственность лиц. Журналисты провели расследование: в Обуховском районе Киевской области более 400 участников АТО получили 800 га земли. Через три года журналисты проверили данные участки в соответствии с кадастровыми номерами и обнаружили только 7 владельцев!

Чтобы остановить этот теневой рынок, мы подготовили соответствующий законопроект, – рассказывает нардеп земельного произвола в этом вопросе и добавляет: – Люди, которые не хотят работать на земле, должны получить денежную компенсацию от государства, а те, что хотят работать, получат землю, но с одним условием – у них не будет возможности продавать ее 5 лет. Таким образом, земля будет оставаться у тех, кто будет создавать фермерские хозяйства и на них работать».

Его поддерживает и Перепелица, который подтверждает, что сейчас активно действуют рейдерские схемы по распределению земли. «Правительство пообещало первоочередное право на получение земли участникам АТО. И многих из них используют в рейдерских схемах: у фермера забирают землю, забирают паи и распределяют на участников АТО, после чего ее забирает какая-то структура. Нет земли – выплатите участникам АТО денежную компенсацию, не нужно потакать рейдерским схемам», – говорит он.

НАЛОГОВОЕ ЯРМО

Много ремарок фермеров звучало и относительно налогов. Создать новые налоги и уменьшить давление на уже  имеющиеся налоги.

Например, говорится о едином налоге, который предлагают ввести фермеры.

«Сегодня нет закона о единоличном хозяйстве. Мы много лет говорим о том единственном налоге на землю, и более 20 лет не можем его ввести. Чтобы единоличники присоединились к ассоциации, нужен единый налог на землю, и он должен быть для всех: для фермера, для единоличника, для каждого», – подчеркнул фермер, председатель АФЗУ Гощанского района Олег Полищук.

На это первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк пообещал следующее: «Единый налог нужно ввести. ЕСВ, который платит фермерское хозяйство и, особенно, семейные фермерские хозяйства, должно платить государство, по крайней мере, какой-то льготный период, например, 5-летие».

Как это должно работать на практике – пояснил заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам фермерства и развития сельских территорий Виктор Шеремета:

«То, что мы выступаем за единый налог за гектар, – это правильно, но он должен быть дифференцированным: малое фермерское хозяйство платит меньший налог, крупное предприятие – больший налог. Можно уменьшить ставку по возмещению при экспорте. Фермеры не получают возмещения, никто не экспортирует. За прошлый год при экспорте возмещено почти до 100 млрд. грн. Можно найти баланс, чтобы удовлетворить и фермера, крупного производителя».

Фермеры предлагают к такой «идеальной картине» министерства свои правки.

«Универсальный прозрачный фиксированный налог с 1 га в растениеводстве или с выручки в животноводстве должен быть дифференцированным: отсутствует плата для мелких хозяйств, низкая для средних, малых и высокая для больших хозяйств. Для агроэкологического пользования землей государство должно ограничить верхнюю планку аренды. Фермерское хозяйство не может конкурировать с холдингами, ведь, в отличие от них, фермер платит налоги. НДС разделяет нас на белых и черных, богатых и бедных, умных и глупых», – рассказывает Перепелица.

КТО «ОСЕДЛАЕТ» ГОСПОДДЕРЖКУ?

Присутствующие на собрании фермеры дали более чем однозначный посыл чиновникам – выделенный миллиард должен осваиваться прозрачно и без всякого «очковтирательства». В чем же заключается их предостережение Максиму Мартынюку и Виктору Шеремете объяснило сразу несколько фермеров.

По словам председателя Драбовской районной организации АФЗУ Валерия Перепелицы, сегодня уже есть достаточно много желающих «оседлать» фермерские средства, поэтому он предлагает избирать состав комиссии, которая будет распределять эти средства в соотношении один к трем. «Для уменьшения коррупции, в комиссии по распределению бюджетных средств должны войти: 1/3 государственных служащих, 1/3 участников Ассоциации фермеров, 1/3 – советников и ученых», – предлагает он.

Напомним, что в порядке распределения средств, для фермеров есть один интересный пункт – деньги фермерского миллиарда будут распределяться через комиссии. По словам Шеремета, «испытанием» комиссии пройдет 160 млн. грн. на кооперативы. Ранее, по данным AgroPolit.com, «сумма на комиссии» должна быть в разы большей. Однако, после того как информация об этом утекла в публичную плоскость, скорее всего, в Минагрополитики изменили свою арифметику фермерского миллиарда.

«Крайне важно, чтобы в комиссиях основную часть составляли члены региональных организаций Ассоциации фермеров, чтобы обеспечить прозрачность финансовой поддержки. Также важно, чтобы средства распределяли не в Киеве, а на местах», – объясняет председатель организации АФЗУ Львовской области Ярослав Кардаш.

Кроме того, по его словам, надо быть очень внимательным ко всему механизму распределения госсредств, потому что уже сегодня создаются схемы, чтобы распилить этот миллиард: «Сегодня мы говорим об 1 млрд. грн., а под него уже создают фермерские хозяйства, не за счет простых крестьян, а за счет холдингов. Они якобы отделяют земельный участок, чтобы создать фермерское хозяйство, или сделать обслуживающий кооператив за счет бывших членов холдинга, который вновь получит средства из государственного бюджета. В таком случае ассоциации не смогут ничего сделать, с ними никто не считается на уровне Укргосфонда».

Фермеры 10 раз подчеркнули Мартынюку и Шеремете, что распределение денег должно происходить под пристальным наблюдением АФЗУ, иначе есть большой риск, что их заберут.

«Чтобы выделенный миллиард гривен был использован действительно нами, за этим должна смотреть ассоциация, ибо найдется много тех, кто захочет протянуть руки к этим деньгам, особенно к тем полмиллиарда, которые покрывают процент кредита банка», – уверен Олег Полищук.

ПРИЗРАК КООПЕРАЦИИ?

Идея с выделением средств кооперативам аграриям нравится, но у них есть замечания к предложенному механизму.

«Обслуживающая кооперация – альтернативы ей нет. Только кооперация может противостоять монополиям и холдингам. Только фермеры могут быть проводниками этой кооперации на селе. Фермеры – основа, к ним присоединится население», – объясняет Перепелица.

Однако, по его мнению, прежде чем отдавать деньги кооперативам, нужно проверить их на подлинность. «У нас сейчас тысяча кооперативов, половина из них – не действуют, а из другой половины – половина псевдокооперативов. На деньги, выделенные государством, уже создаются фейковые кооперативы. Союз фермеров и ассоциация кооперативов должны решать – кооператив отвечает принципам кооперации или нет, и в перспективе направлять туда часть средств. Только кооперативы могут поднять уровень доходов населения фермеров и решить их системные проблемы. Деньги на монополии не решат этих проблем, монополия эти деньги просто съедает», – отмечает Перепелица.

ОПЕРАЦИЯ «РЕАНИМАЦИЯ ГОСФОНДА»

От фермеров прозвучала идея нормализовать работу Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств. Ведь, по замыслу аграриев, именно через него было бы логично распределять бюджетные средства.

«Все средства, которые выделяются правительством, нужно направить в Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств – для его полноценной работы. Следует обеспечить функционирование, как региональных отделений, так и генеральной дирекции, потому что без надлежащего финансирования работа невозможна», – рассказывает Ярослав Кардаш.

На это Максим Мартынюк ответил просто: обслуживание Укргосфонда дорогое, поэтому лучше обратиться в банки в вопросе освоения средств аграриев. «Укргосфонд требует реформ. Сейчас он оперирует средствами 40 млн. грн., тогда как содержание его обходится в 10 млн. грн. (25%). Если мы ничего не меняем, нам проще привлечь эти деньги из коммерческого аппарата под любую ставку. Но Укргосфонд – это важная организация, все документы о выделении средств на программы будут подаваться через него.

Таким образом, мы ставим под контроль прохождение этих заявок в отношении комиссий, которые будут образованы на уровне областей и районов, чтобы эти заявления не потеряли. Укргосфонд требует кардинальных изменений, нужно делать наклон на такую деятельность и теснее общаться с АФЗУ», – глаголет он.

На самом деле это предложение господина Мартынюка выглядит довольно странным и напоминает метод борьбы с лупой, и звучит так: «У вас перхоть? Мыть лечебным шампунем не будем. Лучше их отрубить». Хотя, конечно же, в демократической стране любая мысль имеет право на существование. Видимо, первому заместителю виднее, что лучше – разрушать или строить с нуля.

ПАРЛАМЕНТСКИЕ «ДЕМОНЫ»

А что же доблестный парламент готовит фермерам?

Как рассказал нам, заместитель председателя комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко, сегодня в недрах комитета разработано уже 2 законопроекта. Они предусматривают увеличение количества и развитие семейных фермерских хозяйств, создание новых рабочих мест, стимулы и преференции для государственной регистрации, в частности для трансформации личных крестьянских хозяйств в семейные фермерские хозяйства.

«Для решения вопроса по упрощению доступа граждан Украины, которые изъявили желание создать или расширить семейное фермерское хозяйство и состав земель сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, находящихся в запасе, направлены нормы законопроекта №7060, авторами которого являются члены аграрного комитета», – говорит он.

Предполагается, что принятие данного проекта закона позволит обеспечить увеличение количества семейных фермерских хозяйств и их землевладений, будет способствовать созданию новых рабочих мест в дальнейшем развитии фермерства и сельскохозяйственной обслуживающей корпорации с участием семейных фермерских хозяйств. Комитет решил рекомендовать данный законопроект  ВРУ принять его за основу.

«Проектом закона №6490, авторами которого является большинство членов аграрного комитета, предлагается создать социальные и экономические предпосылки для легализации семейных фермерских хозяйств. С приобретением статуса физического лица предприятием производителем сельхозпродукции и предоставить возможность физическим лицам предприятия находиться в 4-й группе единого налога и установить налоговые стимулы и преференции для государственной регистрации, в частности для трансформации личных крестьянских хозяйств в семейные фермерские хозяйства», – рассказал детали Бакуменко.

Также он рассказал о едином налоге и правах собственности на землю, о которых выше спрашивали фермеры. «Я за то, чтобы был единый налог. Давайте создадим рабочую группу с участием вашей ассоциации, науки, комитета. Разработаем законопроект. Рынок земли будет в интересах тех, кто работает. Он будет до 100 га, и те люди, которые там работают, должны получить эту землю. Нужно создать структуру, которая будет финансировать покупку этой земли», – заключает он.

Следовательно, комитет, вроде бы, что-то делает.

А ЧТО ЖЕ МИНИСТЕРСТВО?

Получив публичный «хук» в вопросе земли, и озвучивши напряжение в земельном вопросе, Максим Мартынюк поддержал предложение фермеров, навести порядок с договорами аренды и Госгеокадастром.

«Мне нравится предложение фермеров, относительно продления договоров аренды земли при участии Ассоциации фермеров. Так появится общественный контроль над работой Госгеокадастра. В период, когда действовала не аукционная передача фермерам земли, появились те, кто становился фермерами только для того, чтобы получить землю, которая сейчас принадлежит агрохолдингам. Поэтому Ассоциация фермеров поможет отличить настоящих фермеров от фиктивных», – говорит он.

По его словам, все эти земельные траблы с Госгеокадастром, требуют принятия закона, и он надеется, что парламент консолидируется вокруг этой идеи… «Для того чтобы оформить заявку, фермеры, которые имеют земли в постоянном пользовании, должны изготовить техническую документацию, чтобы внести ее в кадастр», – говорил с трибуны первый заместитель министра. Он пояснил, что будет обращаться к премьер-министру с тем, чтобы подготовить соответствующий законопроект и подать в Верховную Раду. На жалобы фермеров, что им не дают оформить кадастровый номер, Мартынюк пообещал, что дадут.

Мартынюк добавил еще один штрих к земельной эпопее: «Исходя из того, что земля давалась в пожизненное пользование,  много людей загорелось идеей фермерства, потом государство обмануло их несколько раз подряд, отменив пожизненное пользование, так и не передав в собственность. Единственный способ принять справедливое решение – это передать в собственность фермерам или их наследникам ту землю, которая была в свое время в постоянном пользовании для ведения фермерского хозяйства. Это решение требует принятия закона, и я надеюсь, парламент консолидируется вокруг этой идеи».

Поэтому встреча фермеров с двумя заместителями министра аграрной политики под конец собрания, немного напоминала уже не разговор глухого со слепым, а, в принципе намечался диалог. Вопрос в том, насколько искренней была эта беседа, ведь усомниться в этом заставил один маленький, но существенный момент. Когда фермеры высказывали свои предложения, предоставить слово попросила председатель Ассоциации животноводов Украины Ирина Паламар.

Она подняла руку и попыталась подойти к трибуне со своим вопросом. Как выяснилось, она хотела спросить о том, понимают ли Максим Мартынюк и Виктор Шеремета, что большинство аграриев и фермеров не получат банковские кредиты под госгарантию из-за того, что у них нет ликвидного залога, который требует банк, прежде чем предоставить кредит. Ей просто не дали слова.

К тому же, возникла довольно забавная ситуация – фермеры кричали, чтобы женщине дали возможность задать вопрос, президиум в составе Мартынюка, Шеремета и всех других делали вид, что они ее не замечают, однако за ней бегали двое охранников, пытаясь вывести из зала.

По сути, Ассоциация животноводов, возможно, и не имеет прямого отношения к фермерам, но показательным тут был другой момент: на вопрос о том, действительно ли поступит реальная помощь к фермерам, и в какой части – так и не прозвучал ответ, а значит, это осталось без ответа. Случайно или нет? Вот вопрос.

Все вопросы выдвигались важные. Проблема в том, что за 3,5 часа фермеры так и не услышали несколько ключевых вещей:

1. Как же будут распределяться деньги из бюджета в сумме 1 млрд.?

2. Каким будет перечень банков для того, чтобы получить консультацию по кредитам фермерам?

3. Что делать тем фермерам, у которых нет залога, и когда появится этот порядок?

Автор: Лилия Половинко

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий