Читайте также: Интервью с украинским предпринимателем основателем и генеральным директором компании «Три Медведя» Дмитрием Ушмаевым
Справка о компании SoftServe от Михаила Гранчака, директора инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital:
Ведущая украинская IT компания, работающая в сфере разработки программного обеспечения под заказ и предоставления связанных консалтинговых услуг.
Компания была основана в 1993 году и начиналась с 3-х работников и арендуемого офиса площадью 20 кв.м.
Сегодня компания SoftServe сотрудничает более чем с 4000 программистами в 29-ти представительствах, расположенных в Украине (13 офисов), США (5 офисов), Польше, России, Нидерландах, Великобритании, Германии и Болгарии.
SoftServe имеет наиболее глубокую экспертизу в разработке программного обеспечения для индустрии здравоохранения, розничной торговли, управления человеческими ресурсами, автомобильной отрасли, образования и в сфере высоких технологий.
В компании имеется более 300 клиентов.
– Как вы себя представляете? Кто такой Тарас Кицмей?
– Я – предприниматель, ИТ-инженер, математик. Я – один из соучредителей компании SoftServe, член совета директоров, президент Ассоциации информационных технологий Украины.
– Вы в детстве пасли коров, читали книжки, и более всего любили издания по математике. Откуда такая любовь к математике? Футбол также был Вашим хобби?
– Каждое украинское село живет вокруг футбола и имеет любимую команду, своих звезд. Я всегда хотел стать футбольной звездой и в детстве уделял футболу много времени. Мой папа – учитель математики. Возможно, отсюда и любовь к этой науке. Мама – учительница биологии, завуч школы, заслуженная учительница Украины. Она была главным вдохновителем идей в нашей семье, любила ставить цели в жизни, а папа помогал их достигать.
– У вас есть братья или сестры?
– Да, младший брат. Он – учитель математики в том самом селе, где я вырос.
– Что отличало и объединяло молодых людей Вашего поколения, которые хотели стать математиками?
– Тогда проводились школьные олимпиады по математике, физике и другим предметам. В 7 классе я впервые поехал на республиканскую математическую олимпиаду в Кировоград и был очень впечатлен. Во-первых, количеством умных детей, не думал, что их так много, во-вторых – первым в жизни путешествием поездом.
На олимпиаде было большое количество преподавателей из вузов, Киевского государственного университета, тогда они казались богами. Нам давали очень интересные задачи, для решения которых нужна была идея. Процесс разработки идеи настолько меня воодушевил, что захотелось что-то создавать и в будущем. С этого началась моя любовь к творчеству.
Математика стала первым полем деятельности, где можно было проявить свой креатив. Вот стандартная математическая задача: есть стол, каждый из нас имеет по мешку монет. Мы ставим монету на стол по очереди – вы первый, я второй. Проигрывает тот, кто не сможет поставить монету, потому что на столе уже не будет места. На первый взгляд, задача очень сложная, потому что надо просчитать все комбинации их расположения на столе произвольной формы, а на самом деле есть простое решение: тот, кто начинает, должен первую монету поставить в центр стола и дальше повторять ходы соперника – вы задаете здесь, а я ставлю симметрично вот здесь. Симметрии всегда есть место.
– Это и есть математика? Или программирование?
– Это креатив. Трудно описать, как идеи появляются. Нет алгоритма их создания, однако есть алгоритм, позволяющий проверить, работает ли идея на практике.
– Это как шахматы? Кто лучше видит наперед: игрок в шахматы или программист?
– Своего рода шахматы, но они все-таки более прогнозируемые. Программисты лучше видят наперед – они создали программу игры в шахматы и таким образом опередили игроков.
– Вы закончили Университет имени Ивана Франко, а на работу пошли во Львовскую политехнику. Разве в родном университете не было места?
– Мне предлагали там работать, но численные методы, которыми я занимался, не были мечтой моей жизни. Хотелось чего-то большего, и я начал уделять внимание искусственному интеллекту, даже написал и защитил дипломную работу на эту тему. Потом я пошел во Львовскую политехнику, учился в аспирантуре в Киевском институте прикладной информатики и в 1993 году написал на ту же тему диссертацию. Она не была посвящена чисто искусственному интеллекту, но довольно близка к этому.
– Вы как-то сказали, что именно на встречах с американскими бизнесменами поняли, что бизнес – тоже наука. Ваше мнение не изменилось?
– В 1993 году целая группа американских профессоров из политехнического института приехала проводить двухнедельные бизнес-курсы в Киеве и Львове. Я был на этих курсах и именно там увидел, что бизнес – это своего рода наука, и что не должно быть зазорным обсуждать бизнес-план и пути монетизации. При СССР разговоры о зарабатывании денег были неудобными – моя мама по сей день считает, что этим занимаются спекулянты.
– Как развивались Ваши отношения с американцами дальше?
– После окончания университета я очень активно занимался разработкой программного обеспечения на украинском рынке. Тогда уже пришли персональные компьютеры, был Windows, Windows 3-1, первые разработки под Doc и Windows, FoxPro и другие системы управления базами данных.
Тогда под эти новые ПК не было программного обеспечения, но оно было нужно для бухгалтерии, управления производством и не только. Мы создавали первые простые программы для нужд украинской экономики, однако за 1-2 года после распада СССР она полностью обвалилась. В Украине рынок пропал, и тогда очень логично было посмотреть на Запад – американцы открыли нам глаза, там рынок существовал.
– Для вас тогда было правильное время и правильное место?
– Да. В течение всей жизни нам даются определенные возможности, которые надо использовать. Можно быть расслабленным, но наступает момент, когда нужно максимально сконцентрироваться. Пройдешь этот момент успешно – можешь снова расслабиться.
– Кто был инициатором этой бизнес-школы?
– Это был Уоррен Бруггеман, довольно известный управленец компании General Electric. Джек Уэлч, самый знаменитый бизнесмен и «икона» Америки, я писал о нем в своей книге. У Бруггемана была женщина-украинка, и он хотел помочь Украине. А лучший способ это сделать – способствовать обучению. Поэтому он и решил инвестировать в наше бизнес-образование. К сожалению, в Украину он не приезжал (ему тогда уже было за 70 лет), а лишь организовывал школу. Я имел возможность много раз встретиться с ним в Америке.
– В 1993 году вы заканчивали диссертацию, а двое ваших приятелей создали SoftServe и позже пригласили вас? Или они вас ждали?
– Мы вместе учились на этих бизнес-курсах и были в разных командах. Они разработали бизнес-план компании SoftServe, и Уоррен Бруггеман решил помочь реализовать эту идею, предложив тогда первый договор с General Electric. Это была мечта, невероятный успех. Когда контракт был подписан, и пришло время выполнять работу, двое моих друзей решили, что одна голова – хорошо, две – лучше, а три – еще лучше. Тогда у меня уже был немалый опыт разработки проектов, и они пригласили меня стать партнером. Так мы начали развивать компанию и довольно долго были партнерами.
– В Вашем бизнесе даже деньги не надо было занимать, верно? Помещение вы арендовали, зарплату определили в 40 долларов на человека…
– Нам нужен был компьютер и мы взяли его на некоторое время в аренду.
– А приходилось когда-нибудь в жизни занимать деньги?
– Я одолжил для компании SoftServe 2 тысячи долларов один раз, в 1995-96 году – тогда это казалось много. Надо было выдать зарплату, а заказчики задерживали выплату. Здоровый рационализм подсказал, что мы сможем вернуть долг довольно быстро. Я одалживал лично, у своих знакомых, под 4% месячных – 80 долларов в месяц, 48% годовых.
– А можете ли вы сказать, что в одалживании денег нет ничего страшного?
– Для построения успешного бизнеса должна быть идея и управленческая команда. Вот говорят: «Я не могу построить свой бизнес, потому что у меня нет денег». На самом деле, есть ли у тебя бизнес-идея и бизнес-план? Если так, то деньги – наименьшая из проблем.
– А сколько сегодня нужно иметь денег, чтобы начать бизнес?
– Сначала проходит стартовый этап, где работает в основном двое-трое молодых людей, которые усиливают друг друга в разной компетенции. Чаще всего их основные инвестиции – это время. Обычно, для развития бизнеса нужно уделить год-два, и за что-то надо жить. Если они не имеют больших доходов, это один уровень расходов, если нет – другой. Можно посчитать, сколько нужно, чтобы продержаться два года. Сейчас существует очень много ангельских инвесторов, которые выдают определенные средства людям, командам, стартапам на полгода или год. Главное для них – найти достойную команду и увидеть результат.
– Говорят, что количество сотрудников в IT-компании прямо пропорционально зависит от доходов, которые компания может получить. Это так?
– SoftServe на сегодня является сервисной компанией – мы предоставляем услуги по разработке программного обеспечения и консультируем. Когда вы предоставляете услуги, доходы компании определенным образом зависят от количества сотрудников компании. Обычно, такая компания ставит себе целью заходить во все более сложные проекты.
– Чем больше заказов, тем больше работников будете нанимать?
– Здесь рост и вширь, и вверх. Мы выполняем все более и более сложные проекты и можем за единицу времени консультанта брать большие деньги. Вообще здесь все пропорционально, плюс-минус. Но существуют и продуктовые компании, которые, например, вкладывают деньги в продукт, а затем продают на него лицензию. Там нет пропорциональности: можно заработать гораздо больше, чем вложил, а можно гораздо меньше.
– Вы набираете всех математиков, выпускников львовских вузов: и Львовской политехники и Университета имени Ивана Франко.
– Да. Главное – это таланты, которые работают в компании, и наш успех зависит напрямую от уровня этих талантов. Наша цель, чтобы в SoftServe приходили лучшие.
– Но и этих всех выпускников уже не хватает, поэтому вы организовали университет SoftServe и учите там по скорой программе, верно?
– Сегодня Украина изобилует талантами, но специалисты должны быть опытными и иметь определенные навыки и знания, а для этого надо работать в индустрии несколько лет. Людей, которые бы поработали в этой сфере долго, хватает, но они могут вырасти только на реальных проектах. В SoftServe University мы бесплатно обучаем людей с высшим образованием, но у нас очень строгий отбор. На 3-месячных интенсивах мы пытаемся покрыть разрыв между системой образования и требованием индустрии, даем много так называемых soft skills.
Люди работают с утра до ночи. Говорят, что за 3 месяца в SoftServe они узнали больше, чем за предыдущие годы обучения в вузе. Мы стараемся привлечь к работе большую часть выпускников SoftServe, однако сознательно готовим с лихвой – трудно предсказать точное количество разработчиков, которое будет необходимо нам через полгода. Всем своим выпускникам мы предлагаем еще несколько месяцев стажировки в компании на реальных проектах, чтобы увидеть, кто есть кто, и смогут ли они еще вырасти.
– Видите ли вы разницу между образованием, когда вы были студентом, и тем образованием, которое получают студенты теперь?
– Я учился на факультете прикладной математики Государственного университета имени Франко и был очень доволен. Я чувствовал себя членом семьи своего факультета, и это очень сильно повлияло на мое развитие. Сейчас меня тревожит тот факт, что в системе образования недостаточно молодых людей – они выбирают карьеру и уходят в индустрию. Кадровая политика в образовании требует кардинальных изменений.
Но я также вижу, как вырастают молодые образовательные университеты. Первый во Львове – это уникальный Католический университет, лучший в Украине. Мне выпала честь быть его сенатором. Вместе с ним мы запустили ряд уникальных программ – бакалаврская программа по техническим наукам, одна из них. Мы хотим предоставить юным талантам, которые заканчивают школу во Львове возможность себя реализовать.
– Руководитель Львовской бизнес-школы София Опацкая сказала, что вы – стратег и видите все на много шагов вперед. И вы также человечный и очень любите своих клиентов, а больше всего – своих работников.
– Это от души. В Америке провели исследование среди крупных и успешных компаний и вывели общий портрет руководителей, которые показывали очень высокий результат. Оказалось, что эти руководители имеют две уникальные черты: первая – это человечность, умение работать с другими, доброта. Вторая – профессиональная воля к достижению результата. Доброта и воля – казалось, это две конверсионные характеристики, но именно эта смесь дает эффект.
– Какой он, украинский программист? Вы как-то говорили, что отделяете ваших людей от программистов и разделяете ремесло и творчество.
– Разработка программного обеспечения – очень креативный процесс. Раньше ко мне подходили люди и говорили: «Как ты можешь просить, чтобы я оценил, за сколько времени сделаю работу? У меня может возникнуть вдохновение, и я все за день сделаю. А может, мне понадобится несколько недель. Это же творчество». И я отвечал: «Знаете, есть ремесло, а есть искусство».
Если занимаешься ремеслом, то очень хорошо знаешь, что делаешь. Искусство – это процесс создания чего-то нового в условиях неизвестного. Им занимаются тогда, когда до конца не знают, что создают. А если не знаешь, что создаешь, то, может, вопрос в нехватке квалификации? Профессионал четко ответит: «3-4 часа делаем это, 3-4 часа делаем то». А неквалифицированный скажет: «Это творческий процесс, не могу точно знать». Профессионалы должны знать.
– А можно требовать от программистов конкретных чисел и кодов, а не просто количества неизвестных часов?
– Да, только надо сказать еще одну вещь. Когда мы разрабатываем программное обеспечение, очень трудно заранее оценить, что мы хотим. Представьте, что вы пользуетесь Microsoft Word, а мы бы сказали вам: «Хотим разработать новый Microsoft Word и заберем старый. Напишите спецификацию новой программы». И что будет? Microsoft Word имеет 100% функциональности, вы пользуетесь 5%, и мы также используем лишь 5% (а если попросить записать то, пожалуй, вспомним с тех 5% половину, а может и меньше). В результате вы напишете спецификацию на 2-3% от того, что есть.
Невозможно все описать заранее, поэтому созданы новые методологии – Agile и Scrum, где процесс гарантирует, что за определенный ограниченный период времени команда выдаст максимально функциональную первую или вторую рабочую версию программы. Идея Scrum заключается в том, что команда разделяет разработку программы на маленькие частицы, «спринты», и каждый раз до этого «спринта» добавляет наиболее нужную функциональность.
– Вы говорили, что на самом деле SoftServe продает театры.
– Да. Каждый раз идет заседание, распределение ролей, есть скраммастер и бизнес-аналитики. Каждый играет свою роль. В результате мы формируем задачи на конкретный спринт, через 2 недели получаем новую версию, опять смотрим, что нужно, и идем дальше.
В разработке продуктов действует принцип Парето – 20% функционала определяет 80% успеха. И нам нужно сфокусироваться на этих 20%. Но их невозможно знать заранее, надо это определять в процессе разработки, использования и так далее. Если по плану продукт разрабатывается один год, то через полгода мы будем знать намного больше, чем сейчас.
– Вы как-то сказали: «Аутсорсинг – это то, что вы можете сделать, например, для компании Microsoft или Google лучше, чем это могут сделать они сами».
– Именно так. В мире постоянно идет процесс разделения труда. Крупная компания Mercedes собирает и выпускает шикарные автомобили, а шины к ним производит, скажем, Pirelli. Почему Mercedes не хочет производить шины? Потому что Pirelli имеет гораздо более высокую квалификацию в этой сфере. Mercedes проще поручить производство шин тем, кто сделает их лучше, быстрее, легче и, возможно, дешевле.
Это сейчас происходит в индустрии IT. Например, медицинская компания хочет разработать новый продукт. Чтобы создать его качественно, нужно 10-20 лет практики. У них есть шикарный образец для рынка, но нет команды. Что делать? Создавать команду и 3 года учиться правильно разрабатывать софт или дать работу на аутсорсинг – и SoftServe с 20-летним опытом сделает продукт быстрее и лучше? Выбор очевиден.
– Вы работаете со всем миром, даже Билл Гейтс очень хорошего мнения о SoftServe. Что вы сделали такого, чего они не смогли?
– В начале 2000-х годов компанию SoftServe привлекли к разработке портала по торговле коммерческой недвижимостью в Америке. На базе Microsoft-технологий мы создали своего рода Google, где на карте была размещена вся коммерческая недвижимость Америки. Ее можно было просмотреть, узнать характеристики в 3D и увидеть имя владельца. Это очень ускоряло процесс принятия решения. А Билла Гейтса поразило то, что это все создала украинская компания.
– Чем отличаются американские и европейские компании?
– Так сложилось, что мы начали работать в Америке, и фактически все основатели компании и очень многие работники находились в США. Там бизнес более рационален и в то же время открыт к новому. Если показываешь хороший результат, новую идею, они с радостью это воспринимают и очень легко идут на контакт. Европа более консервативна: чтобы с вами начали работать, надо «стать своим», и только уже после этого открывается много дверей. В США вопроса «свой – не свой» не существует, там есть критерий: «заработаю – не заработаю», «получится – не получится», «классная идея – не классная идея».
– Для вас работник важнее клиента?
– Мы всегда говорим, что наш успех может базироваться только на успехе нашего клиента. И только так. Если мы что-то ему обещали, то должны сделать это любой ценой, даже в убыток. Но эта философия работает только тогда, когда отношение к работнику не хуже, чем к клиенту.
– Недавно вы построили шикарный европейский бизнес-центр, офис компании. Это чтобы меньше тратить на аренду или для комфорта сотрудников?
– Мы создаем глобальную компанию и нам нужно заботиться еще и о своем имидже. Сейчас страна живет в состоянии войны, а клиенты хотят видеть стабильность. Когда они прилетают в шикарный аэропорт, заходят в наш классный офис, у них исчезает ощущение нестабильности в Украине. Гости говорят: «Классное помещение, и людей, которые работают в этих офисах, счастливые глаза». Мы стремимся, чтобы каждый, кто работает в компании, заходя в офис, попадал в новый мир креатива и ИТ-технологий, начинал творить. Если мы хотим делать уникальные вещи, должны обеспечить и уникальные условия.
– Вы говорили, что раньше ни на что не хватало времени, а теперь оно появилось – и вы начали искать себя в других направлениях, даже стали соучредителем ресторации Бачевских. Вас пригласил известный львовский бизнесмен Александр Бережанский?
– Львиную долю жизни я провел в SoftServe и у меня остается любовь к креативу. В свое время я пообщался с Бережанским и узнал об идее построить в центре Львова ресторан. Я подумал: а почему бы нет? Это был вызов, новые партнеры, новый опыт. В жизни надо попробовать разные направления деятельности.
– Ресторанный бизнес для вас совсем чужой. Не было впечатления, что, например, там вас могут обмануть?
– У меня надежные партнеры – Александр Бережанский и Марк Заркин, известный ресторатор, мы имеем общее видение относительно этого проекта и доверяем друг другу. Ресторан Бачевских поддерживает культуру Львова – фабрика Бачевских была фабрикой №1 в Европе по производству водочных напитков, первым европейским водочным брендом с уникальными инновациями. Надо поддерживать все позитивное, что на нашей земле было в прошлом, и строить новое, базируясь на этом старом.
В процессе развития бизнеса всегда появляются существенные трудности, гораздо большие, чем мы ожидали. Так было и с рестораном – я не думал, что будет настолько сложно. Но если что-то начал, доводи до положительного результата. Год, два года – не имеет значения, как долго.
– Какова Ваша философия по отношению к своим детям?
– Расходы детей не должны отличаться от родительских. Если хотите, чтобы они чего-то в жизни достигли и имели определенные ограничения по расходам, то должны своим примером показать эти ограничения, а не ездить на Bentley.
– Чем занимаются Ваши дети и жена?
– Оксана живет сейчас во Львове, а Павел заканчивает в этом году университет за рубежом. Возможно, вернется во Львов, а возможно, получит международный опыт, но планов остаться там у него нет. Каждый должен научиться принимать все лучшее, что есть в мире.
Главная должность моей жены – министр иностранных дел в нашей семье. Кроме того, она работает финансовым менеджером в нашей компании.
– Какие бы советы вы дали молодым предпринимателям?
– Успешный бизнес должен быть международным. Если вы успешны локально, пытайтесь стать глобальными. Глобальная компания – это компания с глобальным мышлением. Она должна стремиться стать лучшей на международных рынках и для этого необходимо пользоваться самыми передовыми технологиями и методологиями. На мой взгляд, лидерство + инновации – это и есть формула успеха.
В Украине очень часто путают менеджера и лидера. Менеджер может планировать, контролировать и организовывать, это должность. А лидер – это состояние души. Он должен иметь видение, понимать, указывать направление, вести людей за собой и иметь профессиональную волю достичь результата. Он – самый главный, но фокусируется не на себе, а на тех, с кем работает. Большая компания должна создать команду лидеров, которые будут выполнять эти задачи. Билл Гейтс говорит, что лидер – это тот, кто умеет заряжать других людей и усиливать их возможности.
Второе направление – это нон-стоп инновации. Именно благодаря им SoftServe стал успешным. С самого начала и до сих пор мы находимся в процессе непрерывных изменений, диктуемых постоянными инновациями.
Автор: Ярослав Заблоцкий
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.