Интервью вице-премьера Украины Павла Розенко «5 каналу»

18.02.2017 – В эксклюзивном интервью «5 каналу» вице-премьер Украины Павел Розенко рассказал, сколько украинских семей пользуется субсидиями, кто был автором идеи повышения минимальной заработной платы вдвое, как правительство «застраховало» бюджетников от увольнения работодателем в связи с необходимостью повышать зарплату и про цены на газ для населения.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

НА СЕГОДНЯ БОЛЕЕ 7 МИЛЛИОНОВ УКРАИНСКИХ СЕМЕЙ РАБОТАЮТ В СИСТЕМЕ СУБСИДИЙ

– 2016 год – от него ждали много плохого, прогнозировали социальный взрыв в связи с тарифами и много других неприятных вещей. Тем не менее, год закончился на мажорной ноте. Правительство, власти обещают повысить минимальные зарплаты вдвое с 1 января. Также есть обещания повысить пенсии. Как вы лично оцениваете то, что происходит? И повысят ли качество жизни людей те шаги, которые вы начали осуществлять в конце года?

– Безусловно, если коротко оценивать 2016 год, то, как раз совместная эффективная работа в треугольнике президент – правительство – Верховная Рада Украины и дала нам возможность избежать действительно каких-то серьезных социальных волнений, неурядиц, расшатывания политической ситуации. Ведь действительно ситуация в целом в стране в 2016 году была далека от идеальной.

Все-таки, чтобы мы не говорили, фактор войны никуда не делся с карты Украины. В 2016 году не прекращались ни на секунду попытки расшатать политическую ситуацию в Украине. Но мы сегодня доказали через совместную деятельность то, что власть готова отвечать адекватно на эти риски национальной безопасности, которые сегодня сформированы вокруг Украины.

И действительно, основной позитив сегодняшней ситуации в Украине заключается в том, что, несмотря на те непростые шаги, которые проходили сначала в правительстве Яценюка, потом в правительстве Гройсмана, относительно наведения порядка на газовом рынке, в том числе по наведению порядка в пенсионной системе, и в системе социальных пособий, льгот и др., нам все-таки удалось наладить коммуникацию в целом. Удалось четко объяснить, почему мы эти шаги делаем, и главное – для чего.

Нам удалось, на мой взгляд, через систему субсидий защитить людей от необходимого шага – повышения цены на газ для украинцев. И на сегодня более 7 миллионов украинских семей работают в системе субсидий и полностью защищены государством от этих негативных последствий, которые принесла нам высокая цена на газ.

Помню, как полтора года назад, когда мы вводили реформу, систему субсидий, сколько было злости, сколько было скепсиса, сколько было разговоров о том, что эта система никогда не сработает, что она недееспособна, и о том, что власть с ней не справится. Система работает сегодня с 7 миллионами украинских семей, и мы говорим о том, если кому-то еще нужна помощь, пожалуйста, система субсидий не закрыта, она продолжает работать. Пожалуйста, обращайтесь к нам, мы готовы вас защитить.

И вот такая совместная наша работа дает нам уверенность в том, что и 2017 год все-таки даст больше поводов украинцам для оптимизма. И то, что Верховная Рада в таком плановом режиме одобрила государственный бюджет с повышенными социальными стандартами, с повышенным вдвое уровнем минимальной заработной платы, с полным обеспечением армии. Еще раз подчеркиваю тот факт, что ситуация в стране начнет меняться к лучшему. И люди почувствуют в 2017 году, что те реформы, которые были проведены в предыдущие годы, дают реальный результат через повышение качества уровня жизни граждан.

ВСЕ РАЗГОВОРЫ ПРО «УРАВНИЛОВКУ» – ЭТО МИФЫ, ПОТОМУ ЧТО РАСТИ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА БУДЕТ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ

– Кто был идеологом, автором идеи повышения минимальной заработной платы вдвое? Ведь это было совершенно неожиданно, это было уже после принятия бюджета в первом чтении. И для многих это было как снег на голову. Кто был инициатором?

– Хочу сказать, что идея о реформировании системы оплаты труда, о достойной заработной плате у нас заложена была еще в программе деятельности правительства, которая была утверждена еще в апреле 2016 года, там это сказано.

И действительно с первого дня своей деятельности правительство сконцентрировало свою работу в социальной сфере, в том числе над проработкой вопроса о повышении минимальной зарплаты. За эти полгода, которые прошли с момента старта этой работы до момента объявления этой идеи президентом, председателем правительства, Кабмином была проведена колоссальная работа. Потому что, безусловно, это не должно быть действительно эффектом, как снег на голову. Этому решению предшествовали очень серьезные расчеты, которые делала Государственная фискальная служба, Министерство финансов, считался баланс, считались возможности, в том числе и бизнеса, поднять размер минимальной заработной платы.

Ведь увеличение минимальной заработной платы – это не только обязательства государства перед работниками бюджетной сферы, перед врачами, учителями, работниками социальной сферы, культуры и др. Это и в том числе обязательства бизнеса выполнять действующее законодательство. Ведь в действующем законодательстве четко записано, что «заработная плата с 1 января 2017 года не должна быть ниже, чем 3200 гривен, как государственном, так и в негосударственном секторе». Поэтому есть серьезные расчеты, серьезная работа и политическая воля реализовать этот шаг.

Главное – буквально в течение первых месяцев 2017 года всем органам власти эффективно реализовать этот механизм повышения минимальной заработной платы. Потому что рисков много, угроз много, и очень много желающих спекулировать или даже исказить эту идею. Уже разгоняются слухи о массовых увольнениях, о сокращении персонала, о переводе людей на неполный рабочий день. Я могу четко сказать…

– А почему слухи? Мы знаем, что в уклонении от уплаты налогов вся страна, честно говоря, достигла большого мастерства. И бизнес, и государственные структуры будут всячески пытаться обойти эту норму. Будут действительно переводить людей на полставки или 0,7 ставки. Как можно проконтролировать это и гарантировать, что так не будет? Что людей не будут увольнять, что не будут переводить на полставки?

– Во-первых, я могу четко сказать: такое могло бы быть, если это была бы просто общая декларация. Но правительство проделало очень серьезную работу. Прежде всего, вы упомянули, между первым и вторым чтением мы увеличили необходимые дотации на заработную плату работникам бюджетной сферы, всем, по сравнению с 2016 годом на 40 миллиардов гривен. То есть правительство заложило дополнительно 40 миллиардов гривен для повышения заработных плат работникам бюджетной сферы.

Более того, в декабре буквально на одном из последних заседаний правительство приняло решение об увеличении ставки первого тарифного разряда бюджетной сферы до 1600 гривен. Ставка увеличилась более чем на 300 гривен. В целом по тарифному разряду увеличение должностных окладов работникам бюджетной сферы составит от 150 до 2000 гривен, в зависимости от квалификации работника. Поэтому все разговоры про «уравниловку» – это мифы, потому что расти заработная плата будет для всех категорий работников.

Второй вопрос. В связи с тем, что предусмотрены надлежащие средства государственного бюджета, никаких оснований говорить о сокращении работников, никаких оснований говорить о переводе работников на неполные ставки, на 0,75 или на 0,5 должностных окладов, никаких оснований говорить о сокращенном рабочем дне для работников бюджетной сферы на сегодня нет.

Потому что необходимые средства были обеспечены. Поэтому, опять же говорю, органы государственной власти должны обратить, в первые дни нового года на это особое внимание. И действительно, то, как будет происходить повышение заработных плат именно в бюджетной сфере – это будет показателем, в том числе и для негосударственного сектора экономики, для частного бизнеса.

Если государство допустит ошибки в процессе повышения заработных плат, этому негативному примеру будет подражать и частный бизнес. Поэтому по поручению премьер-министра у нас создана постоянно действующая рабочая группа, которую буду возглавлять я как вице-премьер, где будут представители всех центральных органов власти – в первую очередь, Министерства социальной политики, Минобразования, Минкультуры, Министерства охраны здоровья, где мы будем мониторить ситуацию по каждой области. Мы будем мониторить ситуацию по каждому бюджетному учреждению, по учебному заведению, по учреждениям здравоохранения.

И правительство не допустит сокращения персонала в бюджетной сфере. Правительство не допустит перевода работников бюджетных учреждений на неполный рабочий день. Мы не допустим сокращения продолжительности рабочего дня и обеспечим людям полноценное повышение заработной платы всем работающим в бюджетной сфере. И подадим пример бизнесу, как это надо сделать в негосударственном секторе.

ЗАРПЛАТА 3200 ЯВЛЯЕТСЯ ОПТИМАЛЬНОЙ И АБСОЛЮТНО НЕРИСКОВАННОЙ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

– Ну как, обычно, было в бизнесе? Бизнес платил официально, выплачивая налоги с минимальной зарплаты. Все остальное доплачивал человеку, так сказать, в конверте. Значительная часть бизнеса будет продолжать жить по этим же правилам. Где гарантия, что в бизнесе не будут формально уклоняться от уплаты налогов, переводя, опять же таки, людей на…

– Безусловно, риски такой ситуации есть, но мы должны говорить о том, что правительство никогда не будет говорить с бизнесом на языке ультиматумов, правительство никогда не будет говорить с бизнесом с позиции силы. И при проверке фискальное давление, штрафы не будут основой взаимодействия правительства с представителями негосударственного сектора экономики, с бизнесом. Мы все-таки надеемся на добрую волю руководителей, в первую очередь, владельцев предприятий на то, чтобы они выполнили требования действующего законодательства и повысили уровень минимальной зарплаты, и уровень оплаты труда в государстве. Почему это крайне необходимо?

У нас, к сожалению, в Украине очень негативная тенденция, которая уже, скажем так, существует в течение 20 лет – это распространение бедности среди работающих людей. Это ненормальная ситуация, которой нет ни в одной европейской стране. У нас примерно 28% украинских семей, у которых один или несколько человек работает, и они находятся за чертой бедности. То есть человек работает, и оплата труда не дает возможности свою семью должным образом содержать. Поэтому 3200 – это как раз очень мощный шаг для преодоления бедности среди работающих граждан. Это первое.

Второе, вы абсолютно правильно сказали, это очень мощный удар, в том числе по теневой экономике. Да, минимальный размер зарплаты существенно увеличился, вдвое. А, следовательно, вдвое возрастает порог, с которого будут уплачиваться все налоги и сборы.

Таким образом, если раньше существовала схема – минимальная зарплата плюс доплата в конверте, то сейчас, если будет существовать эта схема, то это означает, что будет порог уплаты налогов уже по 3200. А это означает, что мы перейдем к более цивилизованным формам отношений, к более цивилизованным формам оплаты труда. И это означает, что теневой сектор будет вынужден таким образом переводить теневые зарплаты в легальный сектор экономики. И это со всех сторон положительный сигнал для нас.

– Руководитель фискальной службы Насиров даже говорит о том, что в 2017 году возможно повышение минималки до 5 тысяч гривен. С вашей точки зрения, насколько это оправданно и к каким последствиям это может привести?

– У нас были некоторые расчеты, действительно было несколько позиций. И одна из позиций была, что стоит сразу говорить о том, что должна быть минимальная зарплата в виде 5 тысяч гривен. Но в связи с тем, что экономика страны еще, скажем так, показывает недостаточные темпы своего роста, мы выбрали более консервативный сценарий. И мы говорим о том, что сейчас, в принципе, прекрасное время для того, чтобы увеличивать размер минимальной заработной платы. Экономика вышла из кризиса, экономика показывает…

– Но не настолько растет?

– Правильно, она показывает небольшой рост. Это позитивный сигнал, и это означает, что средства, которые будут найдены для повышения зарплат, не имеют инфляционного характера, эмиссионного характера. То есть увеличение минимальной зарплаты не приведет ни к росту цен, ни к обесценению национальной валюты гривны, ни к каким-то негативным последствиям для экономической ситуации в стране.

А наоборот, увеличение минимальной зарплаты даст возможность немного оживить покупательскую способность наших граждан. Ведь эти средства, которые они получат в виде новых зарплат, они смогут использовать на усиление нашей экономики, на покупку украинских товаров, продуктов, услуг, в частности.

Поэтому мы считаем сегодня, что, в принципе, сумма 3200 является оптимальной для нынешней экономической ситуации и является абсолютно нерискованной с точки зрения негативного эффекта на экономику в части этих негативных явлений – инфляции, девальвации гривны и др. Но мы, безусловно, останавливаться на этом не будем. Это первый шаг в борьбе с бедностью работающих людей. Мы говорим о том, что мы должны пройти это и, безусловно, каждый год уровень оплаты труда и уровень минимальной зарплаты в Украине будет расти, пока мы не выйдем, скажем, так, на достойные условия оплаты труда.

Мы ожидаем вследствие детенизации рынка труда, в результате поднятия минимальной зарплаты, зарплат в целом также произойдет увеличение поступлений в Пенсионный фонд. И таким образом у нас появится, опять же, не инфляционный ресурс, который мы можем использовать и для повышения пенсионного обеспечения наших граждан, которое, к сожалению, остается еще на достаточно низком уровне.

– Когда это возможно?

– Мы хотим получить позитивные сигналы. Уже вследствие повышения минимальной зарплаты мы ожидаем уменьшения дефицита бюджета Пенсионного фонда на 10 миллиардов гривен. То есть в этом году дотация Пенсионного фонда из государственного бюджета составит около 142 миллиардов гривен, что на 10 миллиардов гривен меньше, чем в 2016 году. И все же, убежден, что будет еще дополнительный ресурс, который мы не закладывали в бюджет пока, который мы получим от легализации зарплат, от легализации занятости, соответственно, у нас будет возможность его использовать в отдельной пенсионной программе. Поэтому повышение минимальной зарплаты, это не есть, условно говоря, задача только для государства.

Это задача для всех нас, всех работающих граждан – помочь Пенсионному фонду Украины, помочь нашим пенсионерам получить достойные пенсии. Это все связано. Пенсионный фонд, это надо всем четко понимать, имеет единственный источник доходов. Это то, что мы платим в Пенсионный фонд в виде единого социального взноса, в виде налогов из своих зарплат. Поэтому если мы научимся платить все и в полном объеме налоги, мы можем говорить о том, что у нас появляется шанс обеспечить наших родителей-пенсионеров более достойной пенсией.

У НАС НЕТ НИКАКИХ ОТКРЫТЫХ И ЧЕТКО ЗАФИКСИРОВАННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД МВФ ПОВЫШАТЬ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ

– Повышение пенсионного возраста – один из вызовов. И в этом году это хронический вызов для Украины, поскольку Украина в рамках своих обязательств перед Международным валютным фондом, от которого получает кредиты, все-таки должна его повышать. Когда это произойдет и что будет с этим обязательством? То есть государство открыто говорит, что оно не будет его выполнять?

– Я хочу вам сказать о том, что у нас нет никаких открытых и четко зафиксированных обязательств повышать пенсионный возраст. Этого нет ни в Меморандуме с МВФ, ни в наших обязательствах перед другими организациями. И хочу вам сказать, я убежден, что нынешнее правительство и нынешняя власть не предпримут никаких шагов по повышению пенсионного возраста.

Ведь, я просто всем напомню, повышение пенсионного возраста для женщин продолжается и сейчас постепенно. И это является следствием той реформы, которую провели в свое время Янукович-Азаров в 2011 году. И как вы видите, повышение пенсионного возраста никоим образом положительно не повлияло на дефицит бюджета Пенсионного фонда, он по сравнению с 2011 годом существенно вырос. Если тогда он составлял примерно 40 миллиардов гривен, была дотация Пенсионному фонда, то сегодня это более 140 миллиардов гривен дотации бюджета Пенсионному фонду. То есть вследствие повышения пенсионного возраста дефицит бюджета Пенсионного фонда не уменьшился, он увеличился – это первый вопрос.

Безусловно, это показывает, что проблема Пенсионного фонда вовсе не состоит в вопросе повышения пенсионного возраста. Проблема Пенсионного фонда заключается в низких доходах. Это показывает, кстати, статистика Государственной фискальной службы. О том, что на сегодня более 50% работающих граждан не платят налогов в Пенсионный фонд, или платят не в полном объеме.

И надо всем нам понять, всем работающим, что мы платим свои налоги не абстрактному государству, которое неизвестно куда их девает, мы платим налоги со своих зарплат своим родным и близким, которые сегодня находятся на пенсии. И когда ставятся государству или представителям власти вопросы – почему у нас такие низкие пенсии? – единственный ответ на этот вопрос заключается в том, что низкие пенсии у нас потому, что у нас не принято в полном объеме и честно платить налоги.

Не может быть в стране, где 50% работающих граждан не платят налоги или не платят их в полном объеме, быть высоких пенсий. Не могут быть высокие пенсии в стране, где размер легальных зарплат является абсолютно мизерным, потому что пенсия – это производная от зарплаты. Поэтому еще раз вынужден подчеркнуть, что мы надеемся от повышения зарплат в Украине, от повышения минимальной зарплаты вдвое – до 3200 гривен – в том числе и серьезного эффекта и дополнительного ресурса для Пенсионного фонда Украины.

– Какой сейчас дефицит Пенсионного фонда, по состоянию на конец 2016 года?

– На сегодня, скажем так, Пенсионный фонд достаточно неплохо в этом году поработал. И у нас дефицит бюджета Пенсионного фонда приблизительно на 10,5 миллиардов меньше, чем это было зафиксировано в государственном бюджете Украины на 2016 год. И это дало нам возможность эти 10,5 миллиардов гривен направить на выплату январских пенсий в декабре 2016 г.

Абсолютное большинство украинских пенсионеров, которые должны получать пенсии в начале января, получили их в декабре перед Рождественскими праздниками, перед Новым годом, имея возможность должным образом встретить эти праздники. То есть от такой работы Пенсионного фонда, работы экономики Украины люди уже получили реальный результат, реальный эффект.

ТЕПЕРЬ СОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ ПЛАТЯТ ПОЛНУЮ РЫНОЧНУЮ ЦЕНУ ЗА ГАЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО, А МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН ПОМОГАЕТ ГОСУДАРСТВО

– Давайте тогда о тарифах, которые были главным вызовом прошедшего года и остаются все равно вызовом и в 2017 году. Как сработали с вашей точки зрения, насколько эффективно сработали субсидии? Сколько они закрыли, ну и вы видите, что политические силы все же… Ряд политических сил, не одна, будут играть на тарифном вопросе. Безусловно, это остается проблемой, и ее будут эксплуатировать политики. Какие планы в 2017 году на субсидии? Будут ли их монетизировать, как призывают некоторые международные институции?

– Я хочу вам сказать о том, что, безусловно, мы прошли наиболее кризисный этап в системе энергетической независимости Украины. Этап выведения цен на газ для всех категорий потребителей на экономически обоснованный уровень. Мы перевернули коррупционную пирамиду, мы сломали коррупционную пирамиду, которая существовала в Украине на протяжении последних 20 лет.

Не было никогда в Украине низкой цены на газ – это миф, это иллюзии, это политические спекуляции. Украина всегда платила рыночную цену на газ, но люди, вроде, платили невысокую цену на газ. За людей это делало фактически государство, дотировало «Нафтогаз Украины» из государственного бюджета. Что это означает? Что у людей забиралась зарплата, им занижалась зарплата, людям платились мизерные пенсии, а эти средства через государственный бюджет изымались из кармана людей и направлялись на нужды «Нафтогаза Украины» для закупки газа по рыночным ценам.

Но в этой пирамиде дотировались все – и богатые, и бедные. И государство платило эту разницу «Нафтогазу» и для людей, у которых есть небольшая квартира – 20-30 квадратных метров, но платило государство и для людей, которые имели дворцы по 1000 квадратных метров. Или четырехэтажные загородные коттеджи и загородные дома – за них тоже платило государство. Сейчас эта коррупционная модель перевернута. И богатые, состоятельные люди платят полную рыночную цену самостоятельно. Малообеспеченным категориям граждан, кто не тянет этих тарифов, помогает государство.

Плюс на разнице цены на газ у нас всегда существовали коррупционные схемы. И при этих коррупционных схемах, в разнице в тарифах на газ у нас выросло не одно поколение «газовых королей» и «газовых королев». У нас выросло не одно поколение, в том числе современных политиков. И поэтому вся эта истерия вокруг рыночной цены на газ связана, в том числе с тем, что некоторым политическим силам просто были перекрыты эти коррупционные сделки, которые ранее существовали. К ним перестали поступать эти коррупционные потоки, которые существовали ранее. Они сейчас просто закрыты и полностью разрушены. Поэтому, извините, такая истерика.

Малообеспеченные слои населения сегодня полностью защищены двумя механизмами, которые предоставляет правительство. Первое – это система субсидий, об этом уже говорилось много. На сегодня, еще раз повторюсь, более 7 миллионов украинских семей получают субсидии. Мы полностью защищаем людей. Второе, что ввело правительство с началом нового отопительного сезона – это возможность рассрочки платежей. Система только начинает работать, она только набирает обороты. Но, по нашей информации, уже более 20 тысяч украинских семей воспользовались услугой отсрочки или разбивки зимних платежей на весь год, таким образом, имея возможность постепенно оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги. Поэтому все необходимые возможности правительство обществу предоставило.

Хочу вам сказать, что в целом этот отопительный сезон, этот сезон назначении субсидий мы проходим более организованно. И это большая заслуга, в том числе местных органов власти, которые научились работать с реформированной системой субсидий. У нас гораздо меньше жалоб, у нас гораздо меньше претензий на очереди, на несвоевременное рассмотрение вопросов о назначении субсидий. Таким образом, мы можем сказать о том, что этот сезон назначения субсидий проходит более четко, более организованно.

– Насколько выросли неплатежи?

– Первые месяцы отопительного сезона не являются показательными для определения проблемы с платежами. Первые два месяца, как правило, люди трудно входят в отопительный сезон. И даже те люди, которые могут платить, иногда размышляют, могут ли они платить полностью, или обратиться к субсидиям.

Могу сказать одно – среди субсидиантов мы имеем фактически 100% оплату всех жилищно-коммунальных услуг и оплату газа фактически по своим платежам. Это означает как раз то, что система субсидий полностью работает, это означает, что люди, которые получают субсидию, в полном объеме платят свою обязательную долю, и государство старается вовремя оплачивать остальную часть предприятиям, которые оказывают услуги.

Кроме этого давайте не забывать, что в прошлом 2016 году мы существенно увеличили норматив и цену монетизированной субсидии, которая предоставляется людям за использование твердого топлива или газовых баллонов. Вдвое фактически мы увеличили цену на закупку этих видов топлива. Это впервые было сделано за три последних года. И сегодня люди получили реальные средства для того, чтобы закупить твердое топливо, или газовые баллоны, и спокойно прожить зиму. На сегодня таких семей у нас 300 тысяч, которые воспользовались таким видом помощи.

Таким образом, мы защищаем людей, которые имеют централизованное отопление или пользуются услугами газоснабжения, и тех людей, которые не имеют такой возможности и вынуждены покупать, например, твердое топливо. То есть система субсидий отдельно работает и для них.

– Каково ваше самое большое ожидание 2017 года?

– Моя большая надежда на то, что политическая коалиция, которая сегодня сложилась в украинском политикуме будет продолжать эффективно работать. Для нас очень важен работоспособный парламент, для нас очень важно иметь 274 голоса, которые были отданы за Государственный бюджет Украины – это доказывает, что у этого парламента еще не исчерпан потенциал работы. Что это нормально, скажем так, хоть и тяжелые дискуссии там всегда проходят, но, тем не менее, это возможность нам осуществлять те реформы, которые нам необходимы.

Ну а более локально, безусловно, хотелось бы, чтобы дальше двигалась пенсионная реформа с точки зрения того, что у нас на сегодняшний день в парламенте лежит правительственный законопроект о введении накопительной системы. Это серьезный шаг к тому, чтобы изменить эту где-то уже обанкротившуюся систему солидарного пенсионного обеспечения и ввести накопительный элемент.

Мы ожидаем, что нам удастся не только выполнить те социальные обязательства, которые зафиксированы в проекте бюджета Украины: повышение социальных стандартов практически на 11%. И социальные стандарты в этом году будут расти большими темпами, чем инфляционные процессы.

То есть хотелось бы, чтобы мы обеспечили не только этот минимум, чтобы у нас за счет детенизации, за счет роста экономики появился дополнительный ресурс, и мы смогли провести первое повышение пенсий. Это очень острый вопрос, который сегодня стоит. С другой стороны, возможно, по итогам полугодия более, скажем так, агрессивнее провести или повысить социальные стандарты во второй половине 2017 года.

Автор: Татьяна Даниленко

Источник: 5 канал

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий