Энергетическая модернизация – рынок на 50 миллиардов долларов

12.05.2017 – Я оцениваю рынок энергетического сервиса в бюджетном и жилищном секторе на уровне 546 млрд. грн., в котором на бюджетные учреждения приходится – 196 млрд. грн., на жилой фонд – 350 млрд. грн.

Уровень энергопотребления в Украине – сверхвысокий. Построенные в основном еще в советские времена жилые и коммунальные здания (здания бюджетной сферы или объекты социальной сферы) неэффективны в энергетическом направлении.

 Масштабная энергетическая модернизация зданий – одна из ключевых задач государства. Ее решение позволит привлечь инвестиции, снизить энергопотребление, минимизировать зависимость от импорта энергоносителей и, в конце концов, сделать государство энергонезависимым.
 
Существующее положение

 В Украине 15 миллионов домохозяйств. Половина из них располагается в частных домах, а остальные – в многоэтажных домах, построенных преимущественно в 1960-1980 годах.

 Именно домохозяйства в многоквартирных домах в настоящее время являются наиболее затратными в потреблении энергии. Также есть 98 тысяч зданий бюджетной сферы (школы, детсады, больницы, библиотеки, клубы и т. п.), подавляющее большинство из которых находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, построенные во времена, когда экономия энергоресурсов приоритетом еще не была.

 Эту ситуацию надо исправлять. Ведь, если не уменьшать потребление домохозяйствами, то уровень возмещения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг никогда не уменьшится.

 Из-за физически изношенного состояния зданий их техническое состояние только ухудшается, энергетические потери растут. В результате уровень потребления энергетических ресурсов заметно растет. А растущее потребление энергетических ресурсов бюджетными учреждениями будет все более тяжелым бременем для общества и государства в целом.

 Важно уменьшить потребление энергоресурсов населением и административными зданиями. Сейчас удельное потребление энергоресурсов на 1 кв. м жилья составляет на 60-70% выше, чем в европейских странах.

 А использование газа для отопления в 2-2,5 раза выше. При этом потери энергии (до 30%) происходят из-за устаревшего оборудования еще на пути от производителя к потребителю.

 Государство должно обеспечить эффективную инфраструктуру энергоснабжения, внедрение современных энергосберегающих технологий, уменьшение доли энергоемких производств в структуре экономики и создании стимулов для внедрения мер энергоэффективности не только для промышленности, но и для зданий жилого и нежилого фонда.

 Показатель энергоемкости ВВП Украины сократился больше, чем вдвое с 2000 по 2013 годы, однако он в 3,1 раза превышает показатели Германии, в 2,6 раза – стран ОЭСР, в 2,4 раза – Вышеградской группы.

 Аналогичная ситуация с ВВП. Энергоемкость экономики Украины составляет 1,73 кг нефтяного эквивалента на 1 доллар ВВП. Это выше не только чем в западноевропейских странах, например в ФРГ (0,08), а значительно выше, чем в других постсоциалистических республиках: Польша (0,14), Эстония (0,23), Литва (0,25). [Источник FactCheck по данным Мирового банка, Госкомстата и Евростата].

 Это один из важных факторов, что делает украинскую продукцию неконкурентоспособной на внешних рынках, не позволяя производителям переориентироваться с рынков таможенного союза на рынки Европы.

 Проведение этой реформы позволит в течение пяти лет уменьшать импорт природного газа на 1-1,5 млрд. м3 ежегодно, сокращать расходы государства на субсидии на 3-5 млрд. грн. ежегодно.

 Зарубежный опыт и перспективы

 Наши соседи по бывшему социалистическому лагерю поняли необходимость энергетической модернизации гораздо раньше нас. Польша поставила перед собой такую задачу 15 лет назад, Словакия – 10 лет, поэтому результаты, сегодня очевидны.

 Сейчас в Польше средний уровень потребления энергоресурсов уже составляет 40 кВт*ч на квадратный метр, а в краткосрочной перспективе запланирован запуск второй волны энергетической модернизации зданий для дальнейшего снижения достигнутых показателей.

 Для сравнения, у нас до сих пор действуют вдвое большие нормативы – 80 кВт*ч на кв. м, а реальное потребление достигает до 240 кВт*ч на кв. м.

 Опыт стран Центрально-Восточной Европы, которые унаследовали аналогичные по теплотехническим показателям общественные здания, что и в Украине, показывает потенциал энергосбережения зданий от 40% до 70%.

 Одним из эффективных и действенных механизмов привлечения инвестиций в тепловую модернизацию объектов социальной сферы является внедрение ЭСКО-механизма. Это распространенная в 18 странах  Европейского Союза практика.

 Необходимо сотрудничество с энергосервисными компаниями таких стран, как Австрия, Болгария, Испания, Латвия, Литва, Германия, Польша, Румыния, Швеция. Американский опыт еще более оптимистичен, эффективный энергосервис обусловил сокращение энергопотребления в бюджетных зданиях на 35% за последние 30 лет.

 Еще 25 ноября 2015 года в Украине приняли Национальный план действий по повышению энергоэффективности на период до 2020 года (Распоряжение КМУ№ 1228-р от 25.11.2015).

 План предусматривает до 2020 года осуществить тепловую модернизацию для 25% многоквартирного жилого фонда и 20% зданий бюджетных учреждений.

 По оценкам европейских экспертов, потребность в тепловой модернизации 98 тысяч бюджетных учреждений оценивается в 196 млрд. грн.

 1 августа 2016 года осуществление новых закупок энергетического сервиса в Украине стало невозможным из-за перехода на закупки по системе ProZorro и потерей действия Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок».

 С целью выполнения обязательств по устранению регуляторных и не регуляторных барьеров, которые мешают внедрению энергосервисных контрактов (ЭСКО), был разработан законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О введении новых инвестиционных возможностей, гарантирования прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергетической модернизации».  Он действует относительно механизма закупки энергетического сервиса (реестр. № 4549 от 29.04.2016), который недавно подписан президентом Петром Порошенко.

 Реализация закупок энергосервиса по системе ProZorro является еще одним успешным шагом к ожидаемой реформе в сфере энергоэффективности.

 Определено понятие энергосервиса и энергосервисного договора и благодаря этому, по сути, создан огромный новый рынок.

 Это выглядит так: исполнитель энергосервиса реализует энергоэффективные проекты за собственные средства. И затраты на их вложения будут возвращены из полученной экономии расходов на оплату потребленных ресурсов и коммунальных услуг.

 Важно, что оплата по энергосервисным договорам будет зависеть от уровня экономии, достигнутой в результате осуществления энергоэффективных мероприятий.

 Подчеркиваю: исполнитель энергосервиса будет получать оплату за предоставленные услуги только в случае достижения экономии средств, высвобождаемых в результате экономии.

 Я оцениваю рынок энергосервиса в бюджетном и жилищном секторе на уровне 546 млрд. грн., где, бюджетные учреждения – 196 млрд. грн., жилой фонд – 350 млрд. грн.

 Совершенствование энергосервиса в бюджетных учреждениях и жилищном хозяйстве имеет огромные перспективы. Мы хотим, чтобы каждая, даже малейшая ОТГ имела возможность обнародовать свои данные по энергопотреблению в зданиях.

 Это позволит ЭСКО-компаниям ознакомиться с данными и предложить общинам свои предложения по энергомодернизации.

 Ведь, с принятием закона необходима законодательная инфраструктура почти сформированная. Поэтому теперь необходимо механизм энергосервиса популяризировать. При этом спрос на энергоэффективность в стране есть.

 Учреждения ищут способы снижения энергопотребления. Так что энергосервис – это дополнительная возможность. Необходимо обеспечить коммуникативный аспект по распространению и популяризации новых возможностей на рынке энергосервиса.

 С принятием закона в 2016 было подписано около 30-ти энергосервисных договоров в бюджетной сфере. На 2017-й уже есть около 70-ти предложений о заключении энергосервисных договоров.

 Рынок энергосервиса может быть интересен как крупным компаниям, так и мелким предпринимателям – в зависимости от масштабов проектов. Кроме того, это создание новых рабочих мест, создание внутреннего спроса на специалистов технического профиля. Это важно в тот период, когда наша промышленность переживает не лучшие времена.

 Поэтому наша задача – это информационное сопровождение и продвижение энергосервиса как механизма системной модернизации бюджетной и жилищной сферы.

По словам вице-премьера – министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадия Зубко, уже сейчас Евросоюз готов перечислить в фонд энергоэффективности 100 миллионов евро.

 Он будет предоставлять грантовую финансовую поддержку ОСМД на внедрение комплексной модернизации жилого фонда. Авторы законопроекта обещают, что владельцы жилья смогут получать от 20% до 50% компенсации от общей стоимости затрат на энергосбережение.

 Главным требованием фонда энергоэффективности для получения средств по энергосбережению будет предварительное проведение профессионального энергетического аудита, который определит класс энергоэффективности здания и поможет идентифицировать места наибольшей потери тепла.

 Поэтому развитие энергоэффективности и есть наш путь к реальной энергетической независимости.

 Автор: Роман Бондарук, эксперт Проектного офиса секторной децентрализации по вопросам ЖКХ.

 Источник: БизнесЦензор

 Перевод: BusinessForecast.by

 При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий