– Как взаимодействуют между собой КГГА и «Киевэнерго»? Имеет ли КГГА рычаги влияния на предприятие? Если так, то по условиям каких договоров?
– На данный момент действует договор, заключенный между Киевской городской государственной администрацией и «Киевэнерго», согласно которым «Киевэнерго» использует коммунальные сети города для предоставления услуг клиентам. Срок этого договора истекает в конце 2017 года. С 31 декабря 2017 года действие договора заканчивается. Сейчас, пожалуй, самый актуальный вопрос – что же будет дальше с продолжением, не продление договора, какова позиция города, позиция «Киевэнерго».
Компания «Киевэнерго» готова рассматривать участие в конкурсе по концессионному договору на понятных прозрачных условиях, понятных и прозрачных правилах игры на рынке. Потому что у нас законодательная база, которая действует в настоящее время в сфере теплоснабжения, мягко говоря, иногда не выдерживает никакой критики. Потому что тот договор и тот формат договора, которые есть на сегодня, не позволяет привлекать партнеров для инвестирования и не предусматривает эффективного долгосрочного сотрудничества.
Ну а дальше уже будет решение за городом – какую форму о продлении или не продлении договорных отношений, управления тепловым блоком примет городская власть, то так это и будет.
– А давайте послушаем мнение КГГА по этому поводу. Владимир Прокопов озвучивал у нас в эфире.
– Наболевший вопрос платежек, было много скандалов. Поэтому мы хотим спросить, контролирует ли КГГА деятельность «Киевэнерго» и если да, то, как это происходит?
Прокопов: – Чрезвычайно сложный вопрос. Очень трудно контролировать деятельность частной компании. По моему мнению, это вообще было ошибкой – отдавать полностью все рычаги влияния на такую важную отрасль, как энергоснабжение, частной компании. Город при этом, неся полную ответственность за все, что происходит, не имеет рычагов контролировать и влиять на этот процесс. Такая модель не работает. Когда ты ответственность несешь, а повлиять не можешь, то возникает много вопросов, как такое может работать. К счастью, мы имеем ситуацию, когда такие договоры, которые были заключены с «Киевэнерго», уже подходят к своему завершению, город разрабатывает новую модель, каким образом будет работать данная отрасль. Это комплексная, очень сложная концепция должна быть разработана. Единственное, что могу сказать. В любом случае, это будет вовлечена некая иностранная компания, которая имеет опыт работы в такой ситуации, будет коммунальное предприятие этим заниматься – город оставит за собой возможность влиять на ситуацию. Если мы несем ответственность, то мы должны иметь такую возможность, и она за городом останется.
– То есть в настоящее время по существующим контрактам вам сложно влиять на деятельность «Киевэнерго»?
Прокопов: Сложно – это еще слабо сказано. Но эти договоры заканчиваются уже в 2017 году, и в 2018 году мы будем жить уже в новой реальности.
– Господин Прокопов имел в виду создание какой-то комиссии на базе КГГА, которая будет как раз регулировать вопросы влияния. Возможно, так и будет работать такая модель, как по вашему мнению?
– Знаете, сфера теплоэнергетики и электроэнергетики, пожалуй, является одной наиболее зарегулированной в нашей стране. Сказать, что «Киевэнерго» сложно проконтролировать, так вот регулирующих органов в нашей стране, особенно в этой области, более чем хватает – начиная от городских властей и заканчивая профильными министерствами и национальным регулятором.
Один буквально пример. Вы спрашивали, а будут ли меняться тарифы. Вот и зона ответственности по тарифам, в части тепла, где тариф устанавливается непосредственно тепловой компанией, устанавливается в принципе регулятором. Но сначала «Киевэнерго», как и любая другая теплоснабжающая компания, формирует свои расходы, показывает их городским властям, согласовывает их с городскими властями, и только потом этот документ попадает на проверку, например, к регулятору и только после этого рождается и утверждается тариф.
Вот это я очень кратко описал один из примеров, как город может или не может, участвовать в контроле теплоснабжения. Механизмы в принципе существуют, но необходимо, наверное, просто, глядя на прошлый какой-то период оказания этих услуг, сделать какой-то правильный вывод и выстраивать ту модель, которая будет выгодна и городу, и той компании, которая будет управлять этим имуществом в дальнейшем, будет ли это «Киевэнерго» или кто-то другой.
– Но я правильно понимаю, что по окончанию 2017 года вы также будете принимать участие в конкурсе на оказание услуг столице.
– Все будет зависеть от того, какую модель дальнейшей эксплуатации коммунального имущества примет город. Если будет объявлен прозрачный, открытый тендер или конкурс на привлечение концессионера, то есть будут объявлены четкие правила работы на этом рынке, тогда компания будет готова тоже в нем участвовать на общих основаниях. Если же город примет какое-то другое решение, тогда это уже будет ответственность за городскими властями.
– Мы знаем, что в этом году людям пришли платежки с очень высокими тарифами, нереальными для некоторых семей.
– В сюжете киевлянин, который говорил о сумме счета, – там платежка на самом деле не «Киевэнерго», а какой-то другой теплоснабжающей компании. К слову, в Киеве «Киевэнерго» не стопроцентный монополист сферы предоставления этих услуг, «Киевэнерго» охватывает порядка 75% квартир города Киева по поставкам тепла. В других частях города работает компания «Еврореконструкция», которая вторая по величине, и есть достаточно большое количество локальных или небольших управляющих компаний, и даже отдельные ОСМД, которые непосредственно в своем доме предоставляют эту услугу и дальше они уже по своим определенным правилам ведут расчеты с клиентами. Например, ОСМД согласовывает с жителями тариф, снабжающая компания тариф получает у регулятора.
Если говорить в целом, высокие тарифы оказались шоком? Безусловно, тарифы высокие, безусловно, тарифы шокировали не только киевлян, они так же шокировали все население страны, потому что тарифы в Киеве отнюдь не самые высокие, и платежки в Киеве далеко не самые высокие на самом деле. Естественно, когда у человека стоит выбор покупать продукты или оплачивать коммунальные услуги, это сложный выбор, и он далеко не всегда будет в пользу коммунальника.
Давайте вернемся немножко в историю буквально на год назад, почему такое произошло. В стране было принято решение о выводе тарифов на коммунальные услуги на экономически обоснованный уровень. Если говорить по городу Киеву, например, по теплу, основной составляющей в тарифе на отопление и горячую воду является стоимость газа. То есть это тот энергоресурс, из которого производится то самое тепло.
Когда 1 мая прошлого года по решению Кабинета министров стоимость одного кубометра газа возросла более чем вдвое, ну практически вдвое, естественно это автоматически повлекло пересмотр тарифов. Как было раньше? Еще года четыре назад местные власти устанавливали тарифы на отопление и горячую воду, затем создали НКРЕКП, на которую возложили эту функцию. И дальше постепенно идет увеличение тарифа на электроэнергию, чтобы сделать его экономически обоснованным и такая же ситуация по теплу.
Могу привести пример. Мы – исполнитель услуг в городе Киеве в течение трех последних отопительных сезонов. За этот период в 4,2 раза вырос тариф на тепло и горячую воду. Естественно, мы сами прекрасно понимаем, что за тот же период трех лет доходы людей в четыре с половиной раза не выросли, безусловно, людям трудно. Но это наша реальность и наши реалии, с которыми и мы, как компания-поставщик этих услуг живем и работаем, потому что газ для этих услуг мы покупаем у «Нафтогаза», там крайне жесткие условия по покупке газа и по расчетам за газ, и ситуация такая же непростая.
Поэтому в свое время в государстве приняли решение о том, чтобы прекратить дотировать всю страну, ввести адресные субсидии для малообеспеченных, а для всех других категорий населения и промышленности устанавливать тот тариф, который должен быть, учитывая топливную составляющую, прежде всего.
Например, чтобы было понятно, со 100 гривен, которые платит среднестатистическая семья за отопление, минимум 80 гривен идут автоматически в «Нафтогаз».
– Давайте поговорим о задолженности. Отопительный сезон подходит к концу и есть ли какие-то предварительные цифры по Киеву, по районам, которые имеют наибольшую задолженность?
– Да, цифры есть. Не знаю, насколько есть смысл говорить по районам. Задолженность пока что продолжает расти, к сожалению. Темпы роста немного замедлились все-таки. Определенное непонимание и много вопросов вызвала постоянная смена логики начисления в тех или иных случаях. Мы в этот отопительный сезон несколько раз меняли правила начисления, причем это не инициатива «Киевэнерго», такие решения принимались в государстве.
Вот тот сюжет, который вы показали, это речь шла об октябрьских начислениях. Действовало постановление Кабмина №1037, была одна методика начисления. Это постановление действовало еще с прошлого отопительного сезона, и зима была теплая, проблем не было, это постановление, и эта методика себя очень хорошо охарактеризовали.
Но наступил холодный октябрь, отопление включили раньше, и выяснилась ошибка, непропорциональность в одной из формул этого постановления. 30 ноября приняли, 9 декабря опубликовали 865-е постановление и изменили методику. По ходу отопительного сезона было несколько таких ситуаций, когда менялась идеология, как выставлять счета определенной категории людей. Естественно, это тоже вызывает вопросы и недоверие. Естественно, это вызывает нежелание у людей, даже если у них есть деньги, пока не разберутся, не платить. Ничего хорошего из этого тоже не может выйти.
Да, с одной стороны, хорошо, что мы уже в конце отопительного сезона, примерно месяц у нас максимум остался, возможно, если будет тепло, раньше будет окончен отопительный сезон. Но, тем не менее, мы можем констатировать, что задолженность растет, по теплу она составляет на 1 марта рекордную сумму – 4,9 млрд. грн. Это по городу Киеву, по всем категориям клиентов, включая население. Основная масса задолженности – это население.
3,4 млрд. грн. – это задолженность населения. А вот остальные задолженности – это городской, местный и государственный бюджеты, ну и предприятия. По предприятиям, по юридическим лицам по теплу там ситуация более-менее ровная, стабильная. В большинстве случаев они рассчитываются по предоплате, поэтому с предприятиями не бюджетной сферы особых проблем нет. Есть деньги, есть оплата – есть тепло. Нет денег, нет оплаты – нет тепла.
С населением ситуация кардинально иная. Там долги действительно растут и по воде, и по отоплению особенно. Есть в этой цифре еще достаточно серьезный долг государственного бюджета по льготам и субсидиям – 878 миллионов, близкий к миллиарду гривен. Это, притом, что государство только в прошлом месяце оплатило нам все долги предыдущего еще года, там больше 400 миллионов погасили. Поэтому и общая цифра большая и достаточно велика в ней доля а) государственных предприятий, финансируемых из бюджета и б) населения.
– Давайте поговорим вообще о тарифах. Может ли быть такая версия, что в 2017 году они будут расти?
– Давайте попробуем еще раз разложить тарифы с точки зрения того, как они рассчитываются, кем они рассчитываются, кем утверждаются и от чего зависят. Тарифы на электроэнергию для населения всей страны едины, и их утверждает национальный регулятор НКРЕКП. За последние два года мы прошли вместе с киевлянами, вся страна прошла пять этапов повышения тарифов. Последнее повышение тарифов, пожалуй, самое сложное, вот сейчас было, с 1 марта, переведены были все жители страны, основная масса, я бы так сказал, в двухблочный тариф – до 100 кВт/ч и выше 100 кВт/час.
И учитывая, что все же большая часть населения потребляет более 100 кВт/ч, то там уже применяется тариф 1,68 грн. за кВт/ч, достаточно высокий тариф, который вступал в действие еще до марта при потреблении свыше 600 кВт/ч, и далеко не всех он касался. Сейчас это коснется достаточно большого количества населения. Даже если брать по Киеву, то среднее потребление квартирой где-то в районе 200 кВт/ч в месяц, половина потребления будет рассчитываться по достаточно высокому тарифу. Естественно, вырастут суммы оплаты в счетах за март, когда в апреле мы раздадим платежки.
Повторюсь, тариф не зависит от региона. Он может зависеть от категории многодетная/не многодетная семья. Если брать основную массу населения, то тариф одинаковый для всего населения Украины и его устанавливает национальный регулятор. Поэтому вопрос с точки зрения методики, механизма расчета и так далее – это не в одном облэнерго.
Ни один поставщик услуг на эти вопросы подробно ответить не сможет, потому что подаются определенные расходы регулятору, когда формируется инвестиционная программа и дальше уже, исходя из этих вещей, из ситуации на рынке, из ситуации, в которой идет генерация и в каких долях, регулятор принимает решение, каким будет тариф. Поэтому прогнозировать, что дальше будет с тарифом на электроэнергию для населения, довольно сложно. Это не сфера ответственности поставщика услуг.
– Но предпосылки к повышению тарифов в этом году есть?
– Опять же, не могу комментировать именно электроэнергию с точки зрения того, что не в зоне ответственности «Киевэнерго» – генерация в масштабах всей страны. У нас генерация есть своя в Киеве – ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, это газовая генерация, для нее важна стоимость газа. Но, если изменится стоимость газа, это не влечет прямую зависимость для тарифа на электроэнергию для киевлян непосредственно. Повторюсь, потому что тарифы одинаковые для всей страны.
А вот что касается тепловой энергии, то здесь ситуация несколько обратная. Очень сильно тариф на тепловую энергию зависит от того, на каких мощностях и, учитывая из каких ресурсов производится эта тепловая энергия. В Киеве, в «Киевэнерго» по зоне поставки тепла «Киевэнерго» две ТЭЦ: ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, они на газу работают и около 180 котельных, 99% из которых – газовые котельные, и здесь тоже прямая зависимость от цены газа. То есть если отвечать на ваш вопрос – будет или не будет меняться тариф, – если будет меняться цена на газ в этом году, это автоматически приводит к увеличению или изменению тарифа на тепло.
– Вопрос относительно киевских теплосетей. В каком они находятся состоянии и какой уровень потери тепла?
– Состояние тепловых систем объективно достаточно сложное и довольно изношенные сети. Уровень потерь тепла постепенно возрастает. Я специально подготовил справку. Если говорить про 5 лет назад, уровень потерь тепла был где-то порядка 18-19%, потом с нашей стороны были определенные инвестиции в структуру тепловых сетей, и где-то в период 2013-2014 годов достаточно были серьезные вложения в реконструкцию и модернизацию сети. Удалось ситуацию немного исправить – снизили до 17,5%.
По итогам прошлого года этот показатель вырос и составил 19,8%. Связано это с тем, что последние два года вся инвестиционная программа фактически была направлена не на реконструкцию тепловых сетей, а на установку приборов учета в домах киевлян. То есть большая часть, от 80% инвестпрограммы, особенно в позапрошлый межотопительный период 2015-2016 годов основные средства были потрачены на то, чтобы установить счетчики.
В прошлом году также планировалась установка счетчиков. Но за счет того, что мы с февраля прошлого года, уже практически второй год пошел, работаем в режиме заблокированных счетов «Нафтогаза». Ничего не изменилось даже после принятия законов, механизмов разблокировки счетов пока нет, поэтому полностью, даже полноценно, реализовать инвестпрограмму, которую планировали, не удается. На этот год мы запланировали все же уменьшать уже составляющую счетчиков. Будет, наверное, где-то треть инвестпрограммы сосредоточена на счетчиках. И второй важный элемент – система дистанционного съема показаний, чтобы уйти от недоразумений, ошибок, обвинений в непрозрачности.
Мы будем ставить модемы, 4 тысячи уже установлено, где-то 40% счетчиков уже имеют модемы дистанционного съема. В эту часть будут определенные инвестиции. Около 70% инвестпрограммы планируем в этом году, направить на реконструкцию сетей, чтобы к следующему отопительному сезону подготовить сети, и он прошел так же безболезненно, как проходит этот сезон.
– Если говорить по районам Киева, где состояние теплосетей худшее, где больше всего необходим ремонт?
– Разное состояние тепловых сетей и все очень сильно зависит от степени застройки, и, скажем так, давности застройки города. Естественно, в более старых, если можно так сказать, районах города: центральная часть города, Шевченковский район, там где сети строились 30, 40, 50 лет назад, понятное дело, их ресурс уже исчерпан. Ситуация на Левом берегу гораздо лучше, потому что те же Позняки, Осокорки, Харьковский массив, там ситуацию нельзя назвать идеальной, но она существенно лучше, чем на Правом берегу, в старой части города.
– Люди жалуются на не совсем хорошее качество предоставления услуг предприятием. Мы часто слышим о неправильных начислениях и других нюансах. Предпринимает ли руководство предприятия меры для улучшения качества предоставления услуг?
– Этих вопросов много и, естественно, с ростом тарифа, с увеличением суммы оплаты, безусловно, это привлекает внимание, и вопросы действительно возникают все больше и больше. Нужно, наверное, разделить на несколько составляющих это вопрос.
Прежде всего, действительно за два последних года установили очень большое количество счетчиков тепла. Но, если в прошлом отопительном сезоне эта история воспринималась больше «на ура», потому что ставили счетчики, избегали расчетов за квадратный метр, люди видели реальную экономию, потому что счетчики устанавливали в доме, где большое потребление домом в целом, но маленькое на квадратный метр.
В последнюю очередь планировали установить счетчики в домах, где небольшое потребление домом, но высокое на квадратный метр, то есть где мало квартир, где небольшая площадь. Поэтому эти дома как раз сейчас показали, что они абсолютно не энергоэффективные, там идут бешеные потери тепла, и это вышло не в «плюс» для людей, а в «минус», потому что мы видели реальную картину, сколько эти дома потребляют тепла.
Однако наша позиция, что учет все равно должен быть 100%-й, только так можно корректно оказывать услуги и выставлять счета за эти услуги. Поэтому до конца этого межотопительного периода, надеюсь, нашей компании все же удастся завершить ту программу, которую мы планировали, и на этот год ставилась задача.
И при этом, повторюсь, мы максимально постараемся установить учет дистанционного съема показаний на каждом из домовых счетчиков. Что он позволит? Сейчас мы, когда показываем платежку клиенту, мы показываем, сколько дом тепла потребил, это с этого отопительного сезона, какова площадь дома, чтобы каждый киевлянин, который получает услуги от «Киевэнерго», мог в платежке за отопление проверить долю его квартиры в общей площади дома и корректно или некорректно рассчитан счет.
Естественно, логичный следующий вопрос от клиента а) как я могу проверить эти гигакаллории на дом (раньше он их не видел, и вообще, там были, или не были вопросы). Сейчас он видит вот эту сумму и может сходить в подвал и посмотреть на то, правильно ли сняты показания со счетчика. Объективно хочу сказать, что, наверное, всех желающих мы все равно удовлетворить не сможем, всех привести в подвал к сверке. По состоянию на февраль было 4 тысячи таких заявок, где-то около 80% их нам удалось удовлетворить, понимая, какой резонанс вызывают эти вопросы.
Однако повторюсь, мы сейчас устанавливаем приборы дистанционного съема, чтобы можно было не ходить в подвал, а система сама автоматически 31 или 30 числа каждого месяца снимала потребление счетчика. И это, во-первых, ускорит процесс закрытия месяца, а во-вторых, уж точно снимет все вопросы, сколько посчитано.
– А в квитанции это уже будет указано?
– В квитанции это указано уже. Что же ко второй части вопроса, относительно качества обслуживания, качества предоставления услуг. Понимаю, что довольно непросто за два года взять на обслуживание 900 тысяч квартир, не имея ни подписной базы, ни биллинга. Мы реально начинали работать с чистого листа, потому что те данные, которые были по электроэнергии, ничем не помогали в решении задачи стать поставщиком услуг для города Киева. Поэтому в течение 2014-15 годов мы продолжали работать по договору с коммунальным предприятием ГИВЦ, но с начала 2016 года начали поэтапное переведение в свою базу для расчетов.
Сейчас видим реальную картину по каждому дому, по каждой квартире. Естественно, возникают какие-то вопросы, естественно, могут возникать какие-то недоразумения, как по вине «Киевэнерго», так и иногда по вине управляющей компании, которая не показывает реальной площади. Я думаю, вы про самые резонансные случаи прошлого периода слышали. Где-то иногда они и по вине самих жильцов происходят, жильцы или скрывают площадь, или отапливают балконы, или оставляют вне передачи показания – здесь целый комплекс проблем и нет единой причины, вот, почему стало сложнее.
Поэтому, понимая все эти вещи, мы в первую очередь постарались максимально предоставить сервис киевлянам с точки зрения онлайн-получения информации, чтобы не нужно было звонить, не нужно было никуда ходить – открыть на компьютере страницу «Киевэнерго», зарегистрироваться и всю информацию видеть в онлайне.
Могу сказать, что, например, личный кабинет по теплу мы запустили в июне прошлого года – на данный момент около 200 тысяч пользователей. Достаточно такой высокий эффект. Электрическим кабинетом – он действует уже более двух лет – пользуются почти 500 тысяч клиентов, тепловым на данный момент – 200 тысяч. И я считаю, что за полгода это довольно такой хороший результат и это удобно для наших клиентов – зайти, посмотреть, получить информацию, не выходя из офиса или не выходя из дома.
– У меня еще будет вопрос по поводу индивидуальных счетчиков. Решается ли проблема с людьми, которые жалуются на то, что соседи, например, отапливают балкон, точно не указывают показатели. Или такие вопросы не решаются и, наоборот, вызывают путаницу.
– С одной стороны, это вроде бы и решает проблему, а с другой – создает неудобства другой части жителей дома. Объясню, почему так. Дом – это единый комплекс, в дом заходит определенное количество тепла. Наличие счетчика на входе в дом показывает, какое количество тепла заходит в дом. Далее, в соответствии с действующей нормативной базой, вот это все тепло должно по какому-то алгоритму распределиться между каждой квартирой этого дома, или встроенным жилым помещениям – каждый дом — это своя индивидуальная особенность, у каждого своя площадь, свое количество квартир и так далее.
Что происходит, например, в случае, когда есть квартирные счетчики? Люди могут или не передавать показания, от этого страдают тогда их соседи, потому что вот это тепло должно на кого-то быть распределено, и те случаи очень высоких начислений в январе, в декабре как раз с этим и были связаны. Мы инициируем сейчас очень серьезный пересмотр правил пользования коммунальными услугами. С целью уйти от этой проблемы, потому что в Киеве наибольшее количество индивидуальных счетчиков как в процентном, так и в абсолютном количестве, потому что здесь больше всего новостроек. И эту проблему с новыми тарифами больше и почувствовали жители этих домов. Это одна ситуация.
Вторая ситуация – они могут просто или занижать, или не передавать показания. Тогда возникает ситуация, когда эта разница между суммой квартирных счетчиков и общедомовых ложится в так называемые МОП (места общего пользования). От чего они появляются? Опять же по тем же алгоритмам распределения тепла все тепло должно быть распределено в доме. Где есть 100% квартирных счетчиков (разница между квартирными и домовыми это обогрев и мест общего пользования), когда общедомовой показывает одно количество тепла, а квартирный совершенно другое. И то, что люди передают – далеко не всегда эта цифра объективна, и естественно, вся эта разница попадает в МОП.
Тогда некоторые киевляне возмущаются, почему МОП получается больше, чем квартирный счетчик. Здесь вот такая, если можно сказать, безответственность тех жителей, которые устанавливают эти приборы учета. К сожалению, это так, от этого страдает остальная часть дома.
– Вопрос из фейсбука от Леси. Хочу услышать причины, по которым стоимость отопления в практически одинаковых квартирах в разных домах отличается в 1,5-2 раза притом, что в той квартире, где отопление дороже, температура составляет 18-19 градусов, не выше.
– Очень хороший вопрос. Этот вопрос в последнее время, наверное, в последние два отопительных сезона задают чаще всего. Что было раньше, до 2014 года? В городе Киеве было меньше на 40% домов оборудованных счетчиками, остальные города рассчитываются за квадратный метр. Был тариф, например, 19 гривен за квадратный метр в позапрошлом отопительном сезоне. И, квартира в 100 кв. метров – получает 1900 гривен дотации, другая квартира 200 метров – получает 1900 умноженные на два. И никаких вопросов не возникает, холодно в квартире, не холодно, не жарко, +19 градусов или 24, проблема лишь в тех случаях, когда ниже 18 градусов. Государством установлен норматив – не ниже 18 градусов внутри здания, не ниже 20 градусов в угловых квартирах должно быть, если ниже – есть четкие правила пересчета в определенных ситуациях, как это делается. На данный момент законодательство все это более-менее обуславливает.
Теперь же, когда установили счетчики на домах, естественно, что две одинаковые, условно говоря, двухкомнатные квартиры на 50 или 60 квадратных метров в различных зданиях могут потреблять фактически разное количество тепла. От чего это зависит? Это зависит опять же от состояния дома – квартира в новом доме и квартира в старом доме априори будут потреблять на 50 квадратных метров отапливаемой площади разное количество тепла и очень даже может разное.
Второе, опять же наличие счетчика, даты и период съема показаний могут тоже не совпадать.
Третий элемент, а насколько корректно при наличии в этом доме счетчиков жильцы передают показания своих квартирных счетчиков, чтобы не завышали автоматически начисления жителям соседних квартир.
Масса причин, которые приводят к тому, что начисления в квартирах с одинаковой площадью могут быть разные. Они могут быть одинаковыми в том случае, когда мы, наверное, опять вернемся к ситуации расчета за квадратный метр.
– А в этом случае даже если дом может быть панельным или кирпичным – будут так же разные расходы?
– Разные. В зависимости от того, какова конструкция дома, в зависимости от того, какая система теплоснабжения, в зависимости от того, насколько дом подготовлен к отопительному сезону – все эти параметры очень сильно влияют на количество тепла, потребляемого домом.
Приведу пример, мы были вместе с городской администрацией на инспекции дома на Набережно-Крещатицкой, 7, там огромные начисления – по 60 гривен за квадратный метр. Квартиры там относительно большие по площади, очень высокие потолки, и это у нас вызывало вопросы, у людей вызывало вопросы, и мы вместе с городом провели инспекцию. Ну что сказать, если повсюду разбиты окна в подъездах, двери в подъезде не закрываются, разбитые окна и открытые форточки в квартирах, 3,5–3,7 м высота потолков в квартирах. Конечно, для обогрева таких 50 квадратных метров нужно тепла больше.
– Вопрос с Ютуба от Ирины Мобот: Почему «Киевэнерго» не позволяет отключать МОП от отопления в монолитных домах, которые и так являются теплыми, в отличие от панельных домов. Отопление квартиры в 63 квадратных метра стоит почти столько, сколько отопление коридора?
– Вот мы возвращаемся к истории квартирных счетчиков, но есть ошибка в самом вопросе. «Киевэнерго» не может запрещать или разрешать включать отопление собственникам дома в их доме. Здесь, наверное, другой подтекст в этом вопросе. Почему даже при отключенных МОП, при отключенных батареях на лестнице «Киевэнерго» все равно выставляет плату за МОП. На самом деле все достаточно просто. Потому что дом, повторюсь, целостный имущественный комплекс, сколько тепла зашло в дом по счетчику на входе в дом, все это тепло должно быть распределено. Если оно не может быть распределено в квартирах, а оно на 100% на все квартиры не может быть распределено, потому что квартиры хочешь, не хочешь, а будут греть лестницы, лифтовую шахту, подвал и чердак. Так вот эта разница и ложится на МОП.
Вот то, как зрительница задает вопрос, что очень похожи начисления в квартире и очень похожи на МОП, это может говорить о двух составляющих – да, МОП могут отапливаться и там высокая температура и действительно, есть смысл, или уменьшить подачу тепла или вообще их отключить, чтобы минимизировать. Но от этого на этот, же объем тепла не будет меньше, потому что тогда квартиры будут обогревать эти МОП, и дом будет потреблять меньше тепла, но все равно он будет его потреблять.
Или другая ситуация, когда соседи опять же занижают или не передают показания счетчиков квартирного отопления. Эта проблема на самом деле есть, к сожалению. Мы эти два месяца пытаемся с ней бороться как на законодательном уровне, так и своими силами делая контрольный съем, но «Киевэнерго» не в состоянии каждый месяц делать контрольный съем 50 тысяч квартирных счетчиков. Это не обязанность «Киевэнерго», это обязанность все-таки жителей, ну и физически попасть туда, вот мы когда в январе поставили себе задачу сделать максимальный съем показаний, 70% счетчиков мы сняли, 30% – мы физически к ним не попадаем.
– Следующий вопрос от Аллы Ткач. Уже три года не пользуюсь горячей водой, перекрыла и счетчики, третий год одни и те же цифры. Сын установил бойлер и выходит в разы дешевле. Все было в порядке, я просто платила за электричество больше, а это уже два месяца приходит платежка с огромной суммой задолженности. Как это понимать, пусть присылают любую комиссию и проверяют показатели счетчика, который имеет одну и ту же отметку уже третий год подряд.
– В течение последнего примерно полгода вот этой нашей клиентке в эту квартиру в счета за горячую воду приходит следующая информация. Там под счетом такой абзац есть: «если у вас установлен бойлер, и вы не передаете длительный период времени показатели счетчика, сообщите нам о том, что у вас установлен бойлер, укажите, какие последние показания у вас зафиксированы, и мы не будем вам начислять после этого». Потому что есть большое количество клиентов, которые вообще никак не реагируют на эти призывы, и мы не понимаем, они потребляют воду или не потребляют.
В каждом месяце мы всем этим клиентам пишем, обратите внимание, что у вас начались начисления по среднему тарифу, потому что мы не можем попасть к вашему счетчику. Соответственно в данном случае решение достаточно простое – клиентка может обратиться по телефону в компанию, или в любой из 13 центров обслуживания компании и подать заявление, чтобы с нее сняли эти начисления, показать, что у нее есть счетчик, он опломбирован, вот такие квитанции.
На самом деле мы упростили эту процедуру, мы даже комиссии не отправляем, мы верим клиенту на слово, чтобы он обратился и это подтвердил. Потому что мы понимаем, что в такой массе, если мы будем стараться отправлять комиссии, далеко не всегда мы можем дойти, чтобы не возникало конфликтов, достаточно, хотя бы реакции клиентов. Об этом призываем в каждой платежке.
– Вопрос от Оксаны из «ВКонтакте». Когда в домах будет напряжение 220, а не 160 или 180 в любое время?
– За последние, наверное, года три, основные инвестиции по электрической составляющей, как раз были направлены на усиление узких мест по районам города Киева с тем, чтобы уйти от проблемы перепадов напряжения, отключения трансформаторных подстанций и качества напряжения.
Но здесь тоже проблематику нужно делить на две составляющие. «Киевэнерго», являясь поставщиком услуги по электроэнергии, фактически отвечает и может проконтролировать качество этой электроэнергии до вводного щита в дом. Очень часто, особенно в начале отопительного сезона, когда люди массово включают обогревательные элементы, потому что включение тепла городу занимает где-то неделю.
Начинается загорание щитовых помещений, начинаются очень частые аварии, потому что внутридомовые сети просто не выдерживают той нагрузки от приборов, которыми пытаются воспользоваться жители. Поэтому одна из проблем – это внутридомовая сеть, вторая – могут быть и проблемы трансформаторной, которая принадлежит «Киевэнерго». Для этого Оксане достаточно обратиться в колл-центр компании и подать заявку на проверку а) напряжения в сети, б) напряжения на входе в дом и на трансформаторе, который обслуживает этот дом.
Вы можете обратить внимание, что на самом деле процент или объем жалоб на качество электроэнергии существенно ниже, чем процент жалоб на качество теплоснабжения, на горячее водоснабжение. Потому что в снабжение электроэнергией действительно достаточно серьезные ресурсы были вложены, и по Киеву, если не брать чрезвычайные ситуации, ситуация достаточно стабильная.
По прошлому полугодию могу сказать, что среднее время устранения аварий меньше двух часов сейчас по Киеву, где-то в пределах двух часов в районе. То есть каждый киевлянин может понимать, что если произошла авария по зоне «Киевэнерго», то мы стараемся в течение этих двух часов устранить на электрических сетях эту аварию. Но есть какие-то экстремальные редкие случаи, когда мы за два часа не делаем переключений, не устраняем, но в основном мы сейчас укладываемся в два часа.
– Почему убрали льготные 250 кВт для квартир с электроплитой?
– Это исключительно вопрос к национальному регулятору. Вот мы в начале нашего разговора говорили о специфике формирования тарифов на электроэнергию, я специально достаточно подробно это объяснял. Не могу даже прокомментировать, почему так делается, потому что это зона ответственности исключительно национального регулятора. Повторюсь, сейчас даже нет этого второго блока тарифов. Есть до 100 кВт и свыше 100 кВт.
– Сейчас на формирование этих тарифов вы как-то можете влиять, подавать какие-то предложения, поскольку вы работаете непосредственно с людьми и возможно вы видите ситуацию лучше?
– Каждая генерирующая компания, каждая снабжающая компания – это и облэнерго и генерации тепловой, газовые генерации, атомной генерации – подают регулятору свои расходы каждый год, сколько денег нужно потратить на те или иные реконструкции сетей, ремонты и другие вещи. Исходя из этого и того, какова специфика генерации электроэнергии запланирована в стране, уже регулятор смотрит, какой уровень тарифа должен быть для населения, какой уровень должен быть для юридических лиц, чтобы покрыть себестоимость выработки и дать какую-то возможность развиваться этим предприятиям. Поэтому мы влияем, но очень опосредованно, как и все другие генерирующие и снабжающие компании в стране.
– Вопрос от Елены: предоставляет ли «Киевэнерго» услугу по поверке квартирных счетчиков тепла? Если нет, то планирует ли ее предоставлять, какова процедура поверки таких счетчиков сейчас и за чей счет?
– Немного есть пробелы в законодательстве, действующих тарифах и действующей нормативной базе. Если на квартирные счетчики горячей воды есть четкая норма, где мы обязаны это сделать, есть деньги, заложенные в тариф, то на квартирные счетчики по теплу ничего подобного нет. Однако закон о метрологии нас обязывает это делать. Таких обращений несколько сейчас и при наличии таких обращений мы идем навстречу клиентам и выполняем такую поверку, потому что есть одна норма в законе, где более-менее четко сказано, что это должен делать поставщик услуги.
Других таких нормативных элементов, которые бы об этом вспоминали, нет, потому что нормативная база, по которой мы работаем, мягко говоря, устаревшая, а после принятия закона 1198 в 2014 году поменять ее должны были очень существенно, но ничего не поменялось.
– Ирина спрашивает, почему квитанции за отопление и горячую воду приходят с задержкой на два-три месяца?
– Я буду благодарен Ирине, если она позвонит в колл-центр и сообщит конкретно свой адрес, потому что квитанции должны доставляться по горячей воде и отоплению в районе 20-х чисел каждого месяца. Есть немножко разная специфика закрытия периодов, она разная, к сожалению, пока мы одновременно обе квитанции не можем сделать, поэтому электроэнергию мы не держим, пока будет готово тепло, сначала разносим электроэнергию, затем разносим тепло. Согласно этому, 25-26 числа максимум все платежки должны быть у киевлян на руках.
Если возникает ситуация, что один или два месяца задержка, и не приносят квитанцию, нужно к нам обратиться, соответственно мы отработаем этот вопрос со службой доставки и проверим, в чем проблема с тем или иным адресом, нужно просто знать конкретный адрес.
– Вопрос от Анастасии. Вопрос относительно горячей воды, температура горячей воды 35 градусов, а перерасчет никто не делает.
– Проблема с качеством горячей воды очень актуальна с учетом состояния всех тепловых сетей. Когда «Киевэнерго» стало исполнителем услуг в 2014 году, мы фактически частично стали заложниками той ситуации с внутридомовыми циркуляционными сетями, которые были на балансе ЖЭКов. Они и сейчас остаются на балансе у ЖЭКов, у них состояние, мягко говоря, не соответствует требованиям. Очень явно эта проблема прослеживается на Оболони, очень большое количество домов с неработающей или проблемной циркуляцией с насосами, ну и старая часть города, где ресурс исчерпывается.
Ситуация, когда мы знаем, что, например, нет циркуляции в доме или сеть отключена, потому что технически там есть какие-то проблемы, мы сразу применяем в этом доме тариф без полотенцесушителя, он занижен, это 76 гривен. В случае, когда циркуляция есть, действует тариф стандартный – 83 гривны за куб воды.
Если у клиентки в квартире все-таки вода ненадлежащего качества, нужно обращаться в компанию или центр обслуживания, либо в колл-центр компании, давать заявку на замер температуры. И здесь же действует 152-е постановление Кабмина. Мы приходим, меряем температуру, если она, ниже норматива, а там есть целая градация температур. Если там 30 градусов, то она фактически будет получать счет как за холодную воду.
– Ирина спрашивает. В моей квартире в ванной комнате нет полотенцесушителя, а стоит батарея. Как добиться, чтобы мне считали горячую воду с учетом отсутствия полотенцесушителя?
– Здесь ситуация может быть из двух составляющих. Возможно, сам житель квартиры что-то изменил во внутриквартирных сетях, например, снял такой элемент, как полотенцесушитель, и установил что-то другое.
Второй элемент – а как вообще в доме, действует или нет система циркуляции. На самом деле термин «полотенцесушитель» относительный с точки зрения физической характеристики, почему разный тариф. Полотенцесушитель или его отсутствие означают с одной стороны обогрев ванной комнаты, но это условный момент, а второй момент – это наличие циркуляционной сети внутри дома.
Почему тариф выше с полотенцесушителем – потому что расходуется определенный ресурс поставщиком услуги, чтобы прогонять внутри дома воду, чтобы при открытии из крана довольно быстро шла горячая вода. Если нет циркуляции, спуск этой воды для получения нормальной температуры будет большим по времени. В этих ситуациях применяется тариф как без полотенцесушителя.
Поэтому здесь в первую очередь нужно смотреть по самому дому. Если есть в доме система циркуляции горячей воды, то тариф мы применяем корректный, если его нет или он не работает, нужно обращаться в компанию. Будем проверять, если действительно есть основания начислять как без полотенцесушителя, то будет применяться этот тариф.
Источник: 5 канал
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.