В прошлый раз мы говорили о сделках с конфликтом интересов, бытовых взятках, незаконных подарках и компаниях-призраках для победы в тендерах.
Сейчас еще на трех примерах напомним, почему для госслужащего работа и родня должны лежать в разных плоскостях, чем может заниматься должностное лицо, кроме госслужбы, и как можно проявлять деловые связи между компаниями и лицами.
В проекте для «Украинской правды. Жизнь» «Коррупция – это…» юристы фирмы ILF и аналитики платформы YouControl рассказывают о том, как распознать коррупцию на разных уровнях и предотвратить ее.
ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ. СЕСТРА АРХИТЕКТОРА И ФОНТАН
«Или я, или она», – должен решить главный архитектор города, увидев среди работ на городском конкурсе проект своей сестры-архитектора.
Значит, или сестра забирает свой проект с конкурса, или архитектор как честный человек выходит из состава конкурсного жюри (что не помешает ему в дальнейшем занимать должность главного архитектора города).
Если же честно самому выйти из жюри у господина главного архитектора не будет желания, и вообще он сделает вид, что «ничего такого» не происходит, то его можно привлечь к ответственности и наложить штраф.
Одно нарушение – это умолчание, не уведомление о конфликте интересов (штраф 1700-3400 грн.), второе – действия в условиях уже реального конфликта интересов (штраф 3400-6800 грн.).
За повторное закрытие глаз на конфликт интересов – увольнение.
Еще раз напомним то важное, о чем мы уже говорили в первой части материала:
В большинстве коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений большая часть проблем могла бы закончиться на моменте сообщения о конфликте интересов.
Только уполномоченное лицо понимает, что его родственные или дружеские связи влияют (или могут влиять, или могут трактоваться как такие, что влияют) на принятие им или ею определенных решений – наступает момент уведомить об этом уполномоченный орган.
В данном случае – других членов жюри, городской совет и НАПК.
«А в условиях общественного резонанса главному архитектору могут инкриминировать и злоупотребление служебным положением», – говорит юридический советник Алексей Харитонов, руководитель судебной практики ILF.
Ведь с премии победителя конкурса и контракта на реализацию проекта он может иметь собственную выгоду: предварительно оговоренный «откат» процента от прибыли.
Само же нарушение правил проведения конкурса – это основание для обжалования в суд решения о его проведении.
Почему?
Конкурсные проекты оценивает уполномоченное жюри, в состав которого, обычно, местный совет включает главного архитектора как своего представителя.
Порядок проведения таких конкурсов (утвержденный правительством) запрещает участвовать в них близким родственникам членов жюри, а также их подчиненным и сотрудникам.
А то, что сестра/брат являются близкими родственниками, не только очевидно, но и указано в законе «О предотвращении коррупции», Уголовно-процессуальном кодексе Украины, решении Конституционного суда Украины от 03.06.1999 и других нормативных актах.
И тем более, ни при каких обстоятельствах член жюри не мог бы быть сам соавтором конкурсного проекта.
Как выяснить связи?
«Единственным источником для проверки являются данные деклараций, которые заполняют госслужащие», – говорит эксперт аналитической платформы YouControl Игорь Курочка. – «Конечно, там могут быть указаны не все близкие, а также может быть «пропущен» их бизнес.
Только зная ФИО, можно искать по данным ЕГР, чтобы узнать, лицо занимает ли руководящую должность, является ли подписантом или зарегистрировано как ФЛП.
В YouControl очень легко выявить принадлежность лица к компании – достаточно ввести ФИО в поисковую ленту, а уже в карточке компании в разделе «Связи» раскроются все детали: в каких компаниях лицо является директором, участником или учредителем, связь с адресом и номером телефона (что нередко становится ключевым в коррупционной схеме)».
Что делать?
Повторимся. Вариантов здесь было бы два. И оба начинаются с того, что главный архитектор сообщает о реальном конфликте интересов (и то же самое должен сделать любой другой член жюри, с которым связан такой риск).
– Вариант 1: жюри не допускает к конкурсу или отклоняет проект сестры.
– Вариант 2: главный архитектор обращается в местный совет с просьбой исключить его из состава жюри, чтобы дать сестре возможность участвовать в конкурсе.
Важно: пока конфликт интересов не будет устранен, его участник (в нашем случае – главный архитектор) участвовать в работе жюри не имеет права.
«В моей практике был случай, когда депутат местного совета инициировал выделение коммунальной земли для предприятия, которое принадлежало его родственнику», – говорит юридический советник Алексей Харитонов.
«Полиция и прокуратура заметили реальный конфликт интересов. Через месяц суд признал депутата виновным в несообщении советом реального конфликта интересов и действиях в его условиях, наложив согласно ст. 172-7 Куоап штраф в 5100 грн.».
Архитектура – это, конечно, искусство. И любовь к искусству не отменяет антикоррупционных требований закона.
А главный архитектор города – он же обычно и директор департамента архитектуры и градостроительства – это должностное лицо. Значит, чиновник.
Поэтому на него также распространяется требование закона о предотвращении конфликта интересов.
Что почитать?
– Порядок проведения архитектурных и градостроительных конкурсов, указанный в Постановлении КМУ от 25 ноября 1999 года № 2137.
– Ст. 172-7 Куоап, ч. 1 ст. 364 УК.
– Раздел 5 и п.п. в п. 1 ч. 1 ст. 3 закона «О предотвращении коррупции».
– Ст. 14 закона «Об архитектурной деятельности» и абзац 4 ст. 3 закона «О службе в органах местного самоуправления».
ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ. КОНКУРС ДЛЯ КУМА
До трех лет лишения свободы может получить хитроумный организатор тендера, который прописал конкурсные условия из корыстных побуждений так, что выиграть тендер сможет только его родной кум.
Публичные закупки – достаточно новая для украинского чиновника практика. Но и здесь ушлые люди быстро нашли способ «обмануть систему».
В частности, прописывать квалификационные условия тендера так, чтобы им соответствовал конкретный поставщик услуг или только конкретная услуга (товар).
«Но и этим хитростям можно противодействовать по закону», – говорит юридический советник Алексей Харитонов.
«Если другие участники тендера обратятся в Антимонопольный комитет Украины, имеется достаточно полномочий чтобы заставить заказчика исключить такие условия из тендерной документации.
И тогда организаторов закупок можно будет привлечь к дисциплинарной ответственности: объявить выговор, лишить премии».
Кроме того, организаторы могут получить:
– за действия в условиях конфликта интересов – штраф до 6800 грн., а при повторном совершении действий при конфликте интересов – до 13600 грн. плюс увольнение и лишение права занимать должность в течение года;
– до 3 лет лишения свободы с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и штрафом до 12750 грн. за злоупотребление служебным положением.
Усатый кум, как ни странно, не пострадает.
Почему?
Во-первых, это несправедливо в отношении других участников, которые также имеют все, нужное заказчику. Вот только усы у них не растут.
Во-вторых, такое «прописывание условий» часто делают для друзей и родственников. Здесь частные отношения вредят интересам предприятия, государства и налогоплательщиков.
Собственно, в тендере на большие суммы такие «хитрости» заказчика должны быть расценены как действия в условиях реального конфликта интересов или злоупотребления служебным положением, что и приведет к заключению.
«Подобные «усы» нам видятся в условиях нашумевшего тендера от «Нафтогаза», – говорит эксперт Игорь Курочка.
«Смотрите: «…участник должен подтвердить наличие надлежащим образом оборудованного офиса/офисов на территории стран ЕС, один из которых должен быть расположен на территории Великобритании».
Есть ли в этом острая необходимость, или тендер прописан под кума», АМКУ решит, если к ним поступит соответствующее обращение.
Но по опыту знаю, что из-за нехватки ресурсов жалобы рассматриваются там долго и решения могут выноситься несвоевременно.
Вообще, подобные ситуации имеют место уже лет 10. Госпредприятие очень хочет купить что-то у конкретной фирмы – и создает тендерную документацию, указывая в ней квалификационные требования, которые подходят именно под эту фирму».
Что делать?
Уведомлять руководство или управляющий орган о наличии конфликта интересов и не совершать действий по его урегулированию.
И, конечно, не вступать в сговор с участниками тендера и не вносить в тендерной документации явно дискриминационных условий.
Что почитать?
– ч. 3 ст. 5 и ст.18 закона «О публичных закупках»
– ст. 28 закона «О предотвращении коррупции»
– ст. 172-7 Куоап
– ст. 364 УК Украины
ИСТОРИЯ ВОСЬМАЯ. ODA SHOP
Казалось бы, все знают, что государственный служащий не может вести собственный бизнес, пока занимает государственную должность.
Многие даже выучили словосочетание «слепой траст». И соблазн использовать высокую государственную должность для развития собственного бизнеса все же время от времени преодолевает украинских чиновников.
Председатель облгосадминистрации, который решит открыть собственный бизнес во время службы, рискует не только получить штраф, но и должностью:
– первый случай – штраф 5100-8500 грн., конфискация прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, и, возможно, увольнение;
– второй за год случай (если за первый почему-то не уволили) – штраф 8500-13600 грн., конфискация полученного дохода или вознаграждения от работы по незаконному совместительству, увольнение, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 1 год.
Почему?
А и, действительно, почему? Неужели служащие не могут, как другие граждане, заниматься честным бизнесом?
Нет, не могут. Здесь как в анекдоте: или трусы, или крестик. Пока человек занимает государственную должность, он не может открывать новый бизнес. А старый бизнес, который он имел до государственной работы, должен быть передан другим лицам. Важно – не родственникам!
Во-первых, если должностное лицо остается бизнесменом, опять возникает конфликт интересов: Как доказать, что служащий принимает решения, которые действительно выгодны государству и ее гражданам, а не своему бизнесу?
Во-вторых, под выгодную бизнес-сделку можно замаскировать взятку государственному служащему. И такое соглашение даже не надо будет «отмывать».
Например, вместо того, чтобы дать госслужащему взятку, заинтересованный бизнесмен продает компании того же чиновника дом в центре города за условную или откровенно заниженную цену. Служащий может продать дом за реальную цену и оставить прибыль себе. Все легально, добровольно и даже сделки облагались налогом.
Именно поэтому надо выбирать – или государственная служба, или бизнес.
«Опять-таки, выявить принадлежность бизнеса тому или иному чиновнику сегодня возможно, во-первых, по декларации – мониторинг деятельности родственников много о чем может рассказать, – говорит Игорь Курочка. – Во-вторых, через аналитические системы.
Например, в YouControl можно найти весь бизнес, зарегистрированный на членов семьи чиновника. А в разделе «История» можно увидеть историю изменения регистрационных данных – это значит, был ли ранее чиновник связан с определенной фирмой.
Если сравнить дату начала госслужбы с регистрационными изменениями – можно выявить потенциальный конфликт интересов.
Знаю также о случаях, когда выводили средства через благотворительные фонды и другие неприбыльные организации, которыми могут управлять госслужащие. Бдительность общественных активистов с использованием современных инструментов поможет вовремя выявить такие схемы.
Что делать?
Служить государству и не искать дополнительных возможностей для обогащения.
Амбициозным госслужащим, у которых энергии через край, разрешено преподавать, заниматься наукой, рисовать картины, практиковать как врач, быть инструктором или судьей в спорте.
Председателю ОГА как служащему высшей категории можно только заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью.
Заниматься бизнесом не запрещено жене, детям и другим близким служащего. И бизнес должен быть прозрачным, а близкие чиновника должны подавать декларации.
Если во время пребывания служащего в должности будет наблюдаться стремительный рост доходов родственников, это станет известно правоохранителям, общественным активистам и СМИ. В интернете много таких историй.
Что почитать?
– п. 6 ч. 1 ст. 9, ст. 12 закона «О местных государственных администрациях»
– ст. 6 закона «О государственной службе»
– п. 1 ч. 1 ст. 3, ст. 25 закона «О предотвращении коррупции»
– 172-4 Куоап
В следующем выпуске «Коррупции на пальцах» поговорим о том, в каких еще случаях стоит следить за родственными связями в госслужбе и работе госпредприятий, как можно «сесть за колбасу» и стоит ли ввести «точку ноль» для деклараций чиновников.
Автор: Валентин Криловецкий, юридический консультант проекта «Коррупция – это»
Иванна Скиба-Якубова, Денис Куклин, авторы идеи
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.