С чего начался космический туризм, при каких условиях были созданы три ведущие частные космические компании, чем они отличаются и что ждет человечество в ближайшие десятилетия.
40 лет понадобилось человечеству, чтобы после Юрия Гагарина отправить в космос первого туриста, и еще 20 лет ушло на то, чтобы частные компании научились отправлять туристов в космос. Взрывная смесь из детских грез, таланта, настойчивости, доступа к высоким технологиям, рынку капитала и государственно-частного партнерства позволила трем американским новаторам в 2021 году начать в США эру частного космического туризма.
«Когда-то я был ребенком, который мечтал, глядя на звезды. Сейчас я взрослый на космическом корабле с множеством других замечательных взрослых, которые смотрят на нашу прекрасную, прекрасную Землю. Следующее поколение мечтателей, если мы можем сделать такое, только представьте, что можете сделать вы», — сказал миллиардер Ричард Брэнсон 11 июля во время полета к границе космоса на космоплане VSS Unity.
На 20 июля запланирован еще один туристический полет, на этот раз – за черту космоса. Компания американского миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin запустит экипаж на борту своей ракетно-капсульной системы New Shepard.
За два дня до полета Брэнсона у Blue Origin не удержались от «шпильки» в сторону конкурента, который их опередил, и назвали полет космоплана VSS Unity полетом в атмосфере Земли, а не в космосе.
Третий и самый амбициозный мечтатель Илон Маск активно разрабатывает многоразовый космический корабль SpaceX Starship. По замыслу новатора, Starship будет осуществлять через космическое пространство сверхбыстрые коммерческие рейсы между удаленными деловыми столицами мира, туристические полеты вокруг Луны и на Луну, а также колонизационные полеты на Марс.
Итак, в 2021 году наступила новая эра в освоении космоса – эра космического туризма. Частные компании получили доступ к космическому пространству, между ними обострилась конкуренция, а цена билета на полеты в космическое пространство снизилась в сто раз.
Швейцарский финансовый холдинг UBS в отчете за 2019 год подсчитал, что суборбитальный (Virgin Galactic, Blue Origin) и орбитальный (на Международную космическую станцию) космический туризм имеет потенциальный рыночный объем 3 млрд. долл. к 2030 году.
В консалтинговой компании Northern Sky Research, которая специализируется на космической отрасли, ожидают, что в 2028-2038 годах общий доход рынка достигнет 10,4 млрд. долл. С чего начался космический туризм, при каких условиях были созданы три ведущие частные космические компании, чем они отличаются и что ждет человечество.
20 миллионов долларов за восемь дней в космосе
Первым космическим туристом стал американский миллионер Деннис Тито, который заплатил за полет на МКС 20 млн. долл. 60-летний турист прибыл на орбиту Земли 30 апреля 2001 года. Это стало кульминацией его юношеской мечты.
«Карандаши начали плавать в воздухе, и я видел черноту космоса и кривизну земли. Я был в эйфории. Это был самый яркий момент в моей жизни – осуществление мечты всей жизни. Тогда я знал, что ничто и никогда не сможет превзойти это событие», – радостно описывает Тито момент, когда ракета вышла на орбиту.
NASA долгое время выступало против идеи отправлять гражданских лиц в космос. Первым туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф, однако она погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году. После этого инцидента правительство США приняло закон, запретивший непрофессионалам полеты в космос.
Однако в 1991 году, незадолго до распада СССР, Тито заговорил с Советским Союзом о присоединении к космической миссии как обычного гражданина, который заплатит за билет. Переговоры велись много лет. В конце 1990-х космическая программа России остро ощущала недостаток финансирования, поэтому Тито активизировал переговоры, и они оказались успешными.
28 апреля 2001 года американец на российском космическом корабле «Союз» вместе с двумя российскими космонавтами поднялся с космодрома «Байконур» в Казахстане на орбиту Земли. Следующую неделю Тито провел на борту МКС.
«Это были восемь дней эйфории. Мне нравилось смотреть в окно, снимать на видео Землю. Это было в десять раз лучше, чем я ожидал. Это был лучший опыт во всей моей жизни, эти восемь дней», – рассказывал он.
После Тито на МКС летали еще шесть туристов, среди которых была одна женщина. Последним туристом в 2009 году стал основатель и руководитель компании Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Он заплатил за билет 35 млн. долл. Именно в годы полета первого космического туриста в США появились три частные компании, которые за 20 лет научились отправлять людей в суборбитальные и орбитальные полеты.
В 2000 году основатель Amazon Джефф Безос создал на своем ранчо в Техасе аэрокосмическую компанию Blue Origin для развития космического туризма. В 2002 году бывший соучредитель и акционер PayPal Илон Маск создал аэрокосмическую компанию SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) со штаб-квартирой в Калифорнии. Его цель была более амбициозна: сократить расходы на полеты в космос и открыть путь к колонизации Марса.
В 2004 году британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон создал в США компанию Virgin Galactic. Предприниматель планировал организовывать туристические суборбитальные космические полеты и запуски небольших искусственных спутников.
Как частные компании попали в космос
Успешное развитие перечисленных компаний, особенно SpaceX, в значительной степени обязано поддержке со стороны правительства США, в частности, NASA.
Министерство обороны США и NASA задолго до 2000-х годов интенсивно сотрудничали с частными аэрокосмическими корпорациями Lockheed Martin, Northrop Grumman, Boeing, North American Aviation. Последняя создала экспериментальный ракетоплан X-15, который в 1963 году из под крыльев самолета-носителя поднялся на высоту 107 км, что на 7 км выше границы космоса.
Однако это сотрудничество происходило преимущественно в рамках тайных военных проектов. Все изменилось в начале «нулевых». 1 февраля 2003 года произошла катастрофа шаттла «Колумбия», после которой США временно прекратили программу пилотируемых полетов. Это событие стало началом конца программы «Спейс шаттл», закрытие которой состоялось в 2011 году с последним полетом шаттла «Атлантис».
После 2004 года американскую космическую программу лихорадило несколько лет, а финансирование некоторых перспективных направлений сократилось. В 2009 году была создана «комиссия Огустина», которую возглавил бывший директор компании Lockheed Martin Норман Огустин. Она изучала положение дел в сфере пилотируемых космических полетов.
Комиссия рассмотрела пять вариантов развития космической программы США. Приоритетным стал вариант привлечения коммерческих предприятий для полетов на околоземную орбиту, тогда как NASA должна была сконцентрировать усилия на развитии техники для полетов за пределы земной орбиты. Эти предложения в 2010 году были зафиксированы в проекте бюджета на 2011 год.
В течение 2011-2015 лет правительство США выделило коммерческим предприятиям более 6 млрд. долл. на создание пилотируемых космических кораблей.
Между тем, еще раньше, не дожидаясь глобальных решений от руководства страны, NASA начало на конкурсной основе финансировать перспективные частные проекты по доставке грузов на околоземную орбиту. Так, в 2006 году SpaceX провалила первый запуск ракеты-носителя Falcon 1.
Однако в течение нескольких месяцев, компания стала одним из победителей в конкурсе программы NASA Commercial Orbital Transportation Services (создание ракетной системы для доставки грузов на МКС) и получила около 396 млн. долл. для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и грузового корабля Dragon.
Через два года SpaceX и NASA подписали контракт на 1,6 млрд. долл. на транспортировку грузов, на МКС.
Blue Origin в 2012 году на базе NASA испытывала двигатель для ракеты-носителя многоразового использования New Glenn. В 2020 году стало известно, что многоразовая ракета New Glenn присоединится к флоту коммерческих ракет-носителей NASA для полетов в середине 2020-х годов. Blue Origin и NASA подписали соответствующий контракт.
Суборбитальный туризм
Руководство Virgin Galactic надеется, что массовые суборбитальные космические полеты начнутся к 2022 году. Компания уже несколько лет продает билеты на такие полеты по 250 тыс. долл.
Virgin Galactic получила задатков на более 80 млн. долл., а количество желающих превышает 600 человек. Задаток в размере 10 тыс. долл. внес Илон Маск. Городской глава Днепра Борис Филатов заявил, что купил билет в 2009 году за 200 тыс. долл.
Как Брэнсон совершил первый космический полет
«Уже 11 июля, как и обещал Ричард Брэнсон, он первым в нашей команде Virgin Galactic летит в космос, чтобы личным примером показать успех нашего проекта. Мой номер — 146-й», — заявил недавно Филатов.
Одним из космических туристов, которые 20 июля вместе с Безосом полетят в суборбитальный полет на многоразовом космическом корабле New Shepard, станет 18-летний нидерландец Оливер Деймен.
Планировалось, что в космос полетит его отец Джо Деймен, основатель и глава компании Somerset Capital Partners. Он оплатил билет стоимостью почти 28 млн. долл. Однако Джо Деймен сообщил, что не сможет полететь в космос из-за «слишком плотного графика» и передает место сыну. Компанию Деймену составят Джефф Безос, его брат и 82-летняя пилот Мэри Фанк.
Полеты New Shepard предназначены для перевозки пассажиров по прямой вверх-вниз, которая на короткое время превышает 100 км. 100 км над уровнем моря — это так называемая линия Кармана, которая является условной границей между атмосферой Земли и космосом.
New Shepard высотой 18 м и шириной 4 м является многоразовым космическим аппаратом. Бустерная установка поднимает герметичное пассажирское судно на высоту около 76 км. Импульс вознесет капсулу вверх в космос. После этого она опускается на землю под тремя парашютами. Ракета-носитель тоже возвращается домой.
Продолжительность полета New Shepard составит всего 11 мин, а управление им будет дистанционным. В летательном аппарате даже не будет органов управления, которые позволяли бы его пилотировать. По оценкам экспертов, в будущем билет на полет в New Shepard будет стоить 200-250 тыс. долл. Стоимость билета Деймена обусловлена тем, что он продавался на аукционе.
Орбитальный туризм на МКС от NASA
В середине 2019 года NASA анонсировало открытие своей секции на Международной космической станции для туризма и других деловых мероприятий. NASA планирует отправлять туристов на МКС за 58 млн. долл.
По словам заместителя директора МУС Робина Гейтса, на год будет две короткие частные миссии. Частным астронавтам будет разрешено оставаться на МКС на срок до 30 дней, путешествуя на американских космических кораблях Crew Dragon (SpaceX) и CST-100 Starliner (Boeing, Bigelow Aerospace).
Первый корабль уже прошел сертификацию NASA и стал первым коммерческим космическим лайнером с лицензией. Испытания второго корабля CST-100 Starliner от Boeing – задерживается. Запуск запланирован до января 2022 года.
По данным американского производителя модулей и компонентов орбитальных станций Axiom Space, в экипаж войдут вице-президент Axiom Space, бывший астронавт NASA Майкл Лопес-Алегриа (он будет пилотом и командиром миссии), американский предприниматель Ларри Коннор, канадский инвестор и меценат Марк Пати, израильский инвестор и филантроп, бывший пилот ВВС Израиля Эйтан Стиббе.
Станция вращается вокруг Земли на высоте около 400 км. Предполагается, что участники миссии проведут на борту американского сегмента МКС восемь дней. Космические туристы будут участвовать в научно-исследовательских и благотворительных проектах.
По данным «Голоса Америки», каждый турист заплатит за путешествие 55 млн. долл.
Космические перелеты на Земле, полеты вокруг Луны и на Марс
Самые впечатляющие перспективы для космического туризма открывает многоразовый космический корабль Starship, который тестирует SpaceX.
В 2017 году Маск представил видео-презентацию транспортной системы с использованием прототипа Starship для дальних перелетов на Земле. Ракета должна летать со скоростью 6,9 км/сек через космическое пространство. Это значит, что из Нью-Йорка до Лондона можно будет добраться за 20 мин, а из Лос-Анджелеса до Токио — за 40 мин.
По словам Маска, цена суборбитального полета на ракете сравняется с ценой путешествия бизнес-классом на самолете. Предполагается, что Starship в такой конфигурации будет рассчитан на перевозку ста пассажиров.
Уже продан первый туристический полет вокруг Луны на корабле Starship. Полет, запланированный на 2023 год, приобрел японский миллиардер Юсаку Маедзава. Он собирается взять с собой от шести до восьми деятелей искусств со всего мира.
«Их попросят создать какие-то произведения после возвращения на Землю. Эти шедевры вдохновят мечтателей во всех нас», — пояснил бизнесмен, капитал которого оценивается 3 млрд. долл.
Сумма, которую он заплатил за полет вокруг Луны, не разглашается.
Билеты в космос будут стоить тысячи долларов?
Космических полетов по четырехзначным и даже пятизначным ценам в ближайшее время не будет. Пока невозможно сказать, когда космические полеты станут доступными для широких масс, но специалисты считают, что это произойдет через десятки лет. Проблема в том, что космические корабли рассчитаны лишь на несколько человек.
«Первые самолеты перевозили очень мало людей. Представьте, какими были бы тарифы на авиаперевозки, если бы самолеты до сих пор перевозили всего несколько человек», – объясняет владелец американской космической консалтинговой фирмы Astralytical Лаура Форчик.
«Если вы хотите снизить цену с 250 тыс. до четырехзначных цифр как авиакомпания, вы должны распределить расходы на значительно более лиц», – говорит аэрокосмический аналитик Bank of America Рон Эпштейн.
Сейчас доставить много людей в космос одним рейсом чрезвычайно сложно.
«Эти усилия требуют огромного количества топлива и энергии, чтобы поднять каждый фунт. Соответствующих технологий не существует. Также нужно иметь значительный спрос на космические путешествия, чтобы заполнять эти места независимо от цены. Единственный способ получить такой объем клиентов – сделать космический туризм частью транспортной сети», – отмечает Эпштейн.
Автор: Всеволод Некрасов
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.