Куратор тестирования PISA о том, как украинцам построить современную систему образования

13.05.2017 – Уже в 2018 году Украина присоединится к программе международного оценивания учащихся в школах PISA. Это международная система, которая определяет качество государственных образовательных систем во всем мире.

Этот инструмент не имеет ничего общего с, например, внешним независимым оцениванием.

 Зато, он помогает понять готовность детей к дальнейшей жизни в обществе 21-го века, поэтому результаты PISA могут стать основой для изменений образовательной системы.

 Программа международного оценивания учащихся PISA проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития с 2000-го года каждые три года в тех странах, которые присоединились к программе.

 В Украине это тестирование еще не проводилось. Оно должно было быть еще в 2012 году, но когда на должность министра образования и науки пришел Дмитрий Табачник, он отменил участие в PISA.

 «РІЅА – это универсальный тест, который проверяет компетентность учащихся по чтению, математике и естественным дисциплинам. Тест рассчитан на 15-летних подростков, сконструированный без привязки к конкретным учебным программам.

 Главная цель – показать готовность детей применять полученные в школе знания в реальных жизненных ситуациях», – рассказывает советник министра образования и науки Иванна Коберник.

 «Это признанный международный инструмент, который помогает понять готовность школьников к дальнейшей жизни в обществе 21-го века: проверяется не память, а креативность, возможность использовать знания на практике, способность отвечать на открытые вопросы.

Эффективность исследование доказало то, что немало стран, которые приняли участие в тесте, основываясь на результатах PISA, перестроили свои образовательные системы и улучшили свои результаты», – объясняет она.

 Исследование PISA не влияет на оценки ребенка, его годовую аттестацию. Оно проводится не для всех школьников, а по выборке. Сейчас в программе PISA принимают участие 80 стран.

 Недавно Украину посетил директор департамента образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития, разработчик и куратор тестирования PISA Андреас Шляйхер. «Украинская правда. Жизнь» решила узнать, зачем же нам PISA.

 ДЛЯ РЕБЕНКА ВАЖНЫ НЕ ЭКЗАМЕНЫ, А НАСЛАЖДЕНИЕ ОТ НАУКИ

 «Советская система экзаменов, так же как и система обучения в целом была нацелена на сортировку людей. Происходило отделение талантливых детей от менее талантливых, и поэтому многие постсоветские страны показывают одинаковые модели обучения детей.

 Многие десятилетия система была устроена как наказание для ученика, который не сдал экзамен, и его ждут страшные последствия. Но в тестировании PISA этого нет – участники тестов не будут иметь последствий. Наша задача – не оценивать, а улучшить. И те, кто проходил наше тестирование, были довольны, им понравилось решать задачи – как говорят ученики, для них это был очень интересный опыт», – отмечает Шляйхер.

 Эксперт объясняет, что важны на самом деле не результаты экзаменов, а то, нравится ли ребенку учеба,  получают ли школьники наслаждение от обучения.

 Шляйхер считает, что именно этот аспект может обеспечить наилучший дальнейший выбор в жизни.

 «Иногда мы не обращаем на это внимания, а думаем только, насколько хорошо сдадим экзамены, получим определенную степень.

 Есть целый список стран, в которых учащиеся хорошо сдают экзамены, но они при этом не думают о своем будущем.

 Есть такие страны как США, Испания, Израиль, ОАЭ. Здесь учащиеся хотят стать учеными, они верят в то, что наука – это нужно дело, но школьная система не подготовлена, чтобы реализовать их мечты.

 Сингапур является прекрасным примером. Они – страна номер один в отношении понимания всех процессов», – говорит Андреас Шляйхер.

 Он отмечает, что хороший образовательный уровень детей не всегда зависит от тех денежных ресурсов, которые вкладываются в обучение.

 Конечно, говорит эксперт, важно, сколько денег выделяется на одного ребенка, но рано или поздно возникает ситуация, когда средства не гарантируют успеха в будущем.

 В свою очередь, больше всего на это влияют преподаватели, а также целый ряд других факторов, даже до размера классов в школе. Один из главных, по словам эксперта, – общая преданность школьника.

 «Иногда во время экзамена мы задавали студентам простой вопрос: почему вы неуспешны в математике. Во многих странах Европы, а также в Америке большинство говорили: «Если я не гений в математике, я буду заниматься чем-то другим. Все зависит от таланта».

 Мы задавали такой же вопрос студентам в Сингапуре, в Китае. Девять из десяти говорили: «Если я буду очень хорошо учиться, я верю, что мои преподаватели мне помогут, и я добьюсь успеха».

 В этих странах верят в то, что каждый может достичь его. Например, 10% наиболее бедным студентам в Шанхае, во Вьетнаме все удается лучше, чем многим более богатым  студентам в других странах. Соответственно, все зависит от того, чтобы студенты имели убеждение в том, что им все удастся», – считает Шляйхер.

 При этом эксперт отмечает, что в бедных странах образование, которое дети получают в школе, важнейшее желание, потому что для многих это – единственная возможность вообще выучиться.

 Следующий момент, достойный внимания, – обучение с самого детства. Андреас Шляйхер отмечает, что лишь в некоторых странах малышам дают знания еще до школы, хотя это в конечном итоге определяет будущую успешность.

 «В Швеции, Эстонии дети учатся с детства. Если вы в Турции или Португалии – это нечасто происходит. Если вы в привилегированной школе, или школе самой обычной – это также имеет значение. Вы идете в дорогую по обучению школу и, наверное, вас там обучают с самого детства. Если же это школа худшего уровня, туда приходят уже старшие дети», – добавляет Шляйхер.

 Время обучения, подчеркивает Андреас Шляйхер, не всегда играет положительную роль.

 Например, существует мнение, что если ребенку дают на час больше математики или физики, соответственно ему лучше удастся этот предмет.

 Но результаты PISA в различных странах одновременно показали, что чем дольше дети находятся в школе, тем хуже у них результат теста.

 Фактор длительного обучения положительно влияет на результат только в школах, которые находятся в центре той или иной страны. Здесь время обучения действительно добавляет стоимость. То есть, ученики усваивают информацию в течение часа лучше, их производительность большая.

 «Обучение – это продукт количества, возможностей и качества преподавания. Если вы сделаете постоянное качество, у вас будет лучший результат. Если меняете качество преподавания, то можете изменить и результат.

 Например, в Китае обучаются до 60 часов в неделю, в Финляндии – это 35 часов. Огромная разница в качестве и времени обучения.

 Финляндия, Германия, Швейцария, Япония – дети не так много времени проводят в школе или вне школы, но создается довольно большое качество обучения в час. Если вы направитесь в ОАЭ – там больше учатся, но качество, относящееся к одному часу очень низкое», – рассказывает эксперт.

ПРОФЕССИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НАДО СДЕЛАТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ

 Самый сложный момент в образовательной системе любой страны, считает Андреас Шляйхер, – это вовлечение людей в процесс преподавания, а именно – каким образом сделать профессию преподавателя более привлекательной.

 Был проведен опрос среди работников школ «воспринимаете ли вы свою профессию как таковую, которую ценит общество».

 Почти каждый преподаватель в Малайзии, Сингапуре, Южной Корее, Финляндии считает ее такой. Зато, во Франции, Швеции, лишь пять из ста ответили, что видят свою работу ценной для общества.

 «Мы не знаем, какова причина этого соотношения. Возможно, когда преподавателям все удается, общество будет их уважать.

 Или наоборот, когда общество уважает институт, многие преподаватели хотят работать. Но сложно получить хорошее образование, когда преподаватели знают, что их уважают в обществе», – отмечает Шляйхер.

 Для примера Андреас приводит Финляндию, образовательную систему которой часто называют чудом.

 Сейчас в стране преподавание является второй важнейшей профессией. На специальность «преподаватель» трудно попасть в университет, потому что большой конкурс – десять претендентов на одно место.

 Эксперт подчеркивает, что каждый в Финляндии, конечно, может стать экономистом, юристом, но все хотят быть именно преподавателями, несмотря на то, что финансово эта профессия в стране не очень привлекательная.

 «Она привлекательна потому, что вы работаете с прекрасными людьми, вы узнаете что-то новое», – считает образовательный эксперт.

 Профессионализм преподавателей Андреас Шляйхер делит на три аспекта.

 Первый – это собственные знания. Понятно, что студентам больше всего удается, когда они видят уровень знаний у преподавателя.

 Второй – степень автономности. Преподаватель, считает эксперт, гораздо хуже, если он просто пересказывает учебник, а не сам создает учебную среду.

 Третий аспект – культура сотрудничества со своими коллегами, профессиональное сообщество.

 «Эти три элемента – самые важные. Страны по-разному относятся к этому.

 Польша – пример, когда развиты все три аспекта. Им удается и автономия, и база данных, и культура сотрудничества.

 В Португалии этот треугольник очень маленький.

 Есть страны Азии. У них прекрасная культура сотрудничества, но у них очень ограничена профессиональная автономия.

 В Италии, наоборот, автономность большая, но база данных не такая сильная и не очень развита культура сотрудничества. В школе итальянцев болтливость не работает», – рассказывает Шляйхер.

 Во Франции хорошо развит аспект знаний преподавателей, они хорошо подготовлены, но имеют немного профессиональной независимости и культуры сотрудничества.

 В Китае хуже с автономностью, но страна – номер один в отношении культуры сотрудничества.

 Эксперт подчеркивает, что чем больше преподаватели как команда задействованы в различных совместных профессиональных процессах преподавания, тем более эффективными они себя чувствуют, тем больше они довольны.

 Преподаватели очень похожи по всему миру, но то, как они организуют свою работу, очень разнится.

 Представим, если вы в образовательной системе в Украине совместите степень профессиональной автономности с профессиональной культурой, то сможете достичь одной из наиболее продвинутых систем образования. Этому надо учиться, сочетая различные элементы профессионализма. Но часто на это не обращают внимания, преподаватели не знают, что происходит в соседних классах, в соседних школах.

 «Если посмотреть на Украину, конечно, хорошо поднять зарплату преподавателям, но это сделать трудно, ибо требует ресурсов. Но сделать школу более приятной средой, лучшей средой для сотрудничества, – легко, и это действительно влияет на профессионализм преподавателей», – считает Андреас.

 Финансовые ресурсы, подчеркивает Шляйхер, – не панацея, чтобы образование стало лучше.

 Так, например, не влияет на хорошее качество преподавания размер классов в школах, но имеет значение количество преподавателей.

 В Китае классы очень большие, в США – маленькие и преподавателей меньше. Поэтому работают они до 25 часов в неделю, а китайские – 11-16 часов.

 Кажется, что, учитывая количество рабочих часов, в США студенты получают больше внимания от преподавателей, но в Китае параллельно отдельное время уделяют индивидуальной работе со школьниками, сотрудничеству с родителями. Этот подход, подчеркивает эксперт, – лучший, чем американский, потому что преподавание – не только классные комнаты, но и социальная активность.

 Отдельно Андреас Шляйхер выделяет такие черты преподавателей как эмпатия – умение построить доверие, этика, инклюзия, смелость, лидерство.

 Важно, по его мнению, также учить студентов как учиться, сочетать новые знания со старыми знаниями.

 Вообще, чтобы построить лучшую образовательную систему, стоит убедиться, что студент имеет лучшее обучение, что ресурсы вкладываются, туда, где они нужны.

 «Система образования очень амбициозная, мы движемся чрезвычайно быстро, но в одном направлении. Вы должны создавать собственную работу, а не только быть достаточно образованными.

 Сейчас появляются огромные вызовы. Это означает другой подход к образованию. Это сочетание знаний, навыков, повышение определенных качеств, которые делают людей успешными.

 Я вижу, что Украина движется в этом направлении, есть новые графики, которые фокусируются больше на способности людей, которые должны интегрировать различные сферы знаний.

 Ни один, даже  лучший министр образования не решит проблему миллионов студентов, тысячи преподавателей. Эта модель не работает. Но если вы можете мобилизовать лучшие идеи, лучших преподавателей и совместите их, вы сможете построить продвинутую систему образования», – считает Андреас Шляйхер.

 Автор: Виктория Ищенко

 Источник: «Украинская правда. Жизнь»

 Перевод: BusinessForecast.by

 При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий