Максим Бахматов: Наши ИТ-шники – как рабы на галерах. Они не создают финальный продукт

05.03.2018 – Максим Бахматов – человек известный в разных ипостасях. Одни помнят его как шоумена и генпродюсера украинского Comedy Club. Другие – как «блогера, он, собирая средства на благотворительность, 33 дня жил за стеклом витрины одного из магазинов на Крещатике». Третьи восхищаются тем, как на посту гендиректора он изменил ВДНХ.

Сегодня Максим является управляющим партнером первого в Украине инновационного парка UNIT.City и параллельно занимается развитием еще нескольких проектов. Одно из основных направлений – это поддержка украинских стартапов. Технологический кластер Tech Radar, который объединяет отраслевые корпоративные акселераторы, и где Бахматов являясь председателем правления, закончил проводить третий набор.

Первые два были проведены вместе с «Киевстар», и их участники уже получили или находятся в процессе подписания контрактов с украинской компанией мобильной связи. Третий акселератор – аграрный, его проводят в партнерстве с Agrohub (руководителем которого является невестка президента Юлия Порошенко) и одним из крупнейших агрохолдингов Украины «Мироновский хлебопродукт», который принадлежит Юрию Косюку.

Читайте также: Даниил Тонкопий: Наша цель – стать Tesla в мире мотоциклов

Девять украинских стартапов в сфере чистых технологий

Марк Гинзбург: Со временем может появиться доларкоин или еврокоин – государственная криптовалюта, что критически повлияет на курс биткоина

Чудо-прибор для пищевой безопасности. Как молодые украинские ученые попали в Швейцарию

«Агро – это «хард» решение. Нельзя на софте в поле выехать»

Максим, завершился прием заявок на аграрный акселератор. Сколько заявок получили?

На сегодня имеем около двух сотен. На двух предыдущих телеком — акселераторах при поддержке «Киевстар» была такая же активность.

В случае с «Киевстар» 98% — это легкие ИТ-решения. А агро — это «хард» решение. Нельзя на софте в поле выехать. Надо, чтобы кто-то взял в руки, вонзил в почву физически и как-то это связал в сети. Тут решение сложнее и дороже.

Сколько стартапов должно выйти в финал акселератора?

В любом случае их уже в разы больше, чем нужно. А нужно всего 10. На акселерацию мы пригласим 30 стартапов, а в финале останется 10. Можно сказать, что мы уже перевыполнили план.

Что вы обеспечиваете для финалистов?

Мы их будем обучать, кормить, организовывать им встречи с менторами, всячески акселерировать. Ключевое слово – мы их будем развивать. А под конец они получат возможность заключить контракт с МХП («Мироновский хлебопродукт»). Один из них получит 300 тыс. грн. на дальнейшее развитие, еще два человека также гарантированно получат поощрительные призы.

Контракт с МХП – речь идет лишь о возможности его заключить?

Это же рынок. МХП не может с предприятием, которое не полностью соответствует его ожиданиям, заключать контракт. Ключевое, к чему стартапы должны стремиться — заключение контракта. Именно контракты с крупными компаниями дают возможность развиваться. Это стандартно. Самое главное – получить лояльных клиентов на длительное время.

300 тыс. грн для развития стартапа – что это дает?

Это полгода работы для молодой компании из двух-трех человек. Это шанс выжить. За полгода можно серьезно переделать свой продукт, привлечь инвестора уже на другой стадии: когда ты уже будешь зрелым, с более качественным продуктом с более высокой стоимостью. Это существенно.

Другие украинские агрокомпании присматриваются к стартапам, которые приходят на акселерацию? Они обращались к вам?

После демодня (презентации работы команд), после того, как завершит свой выбор МХП, уверен, другие агрокомпании тоже захотят сотрудничать с этими командами. Забегая вперед, я скажу, что наш партнер по аграрным акселераторам (проводится вместе с МХП), проект Юлии Порошенко Agrohub, сейчас активно работает над популяризацией подобных активностей среди агрокомпаний, побуждает их активнее развивать инновационные технологии.

Но зная МХП, имею ощущение, что наши стартапы они ничего другим не оставят. В хорошем смысле слова.

А МХП и другие агрокомпании готовы к этим инновациям?

Все думают, что они готовы. Другое дело, что процесс этот сложный. Вот вы готовы заниматься регулярно спортом? Ну, готовы. Пойдете бегать в шесть утра? Нет. То же самое и здесь. Пока кто-то извне не начнет побуждать, ничего не будет.

Как вы начинали работу над агроакселератором? Вы выходили на МХП?

Это была долгая история. Где-то год, назад одна из основательниц Radar Tech, нашего корпоративного акселератора, Юлия Порошенко общалась с Юрием Косюком, владельцем контрольного пакета и директором MHP S.A., председателем правления ПАО «Мироновский хлебопродукт», по этому поводу.

Потом на год это общение прервалось. А впоследствии мы начали общаться с Ксенией Прогожиной, директором по персоналу и коммуникациям в МХП. Несколько раз поговорили, потом приехали в МХП, и выяснилось, что они созрели. Для этого им больше года понадобилось. Возможно, они наблюдали за результатами телеком — акселератора с «Киевстар».

Сколько средств МХП вложил в проект?

Подобные программы в Европе стоят около 300 тыс. евро. В Украине сумма меньше. Но конкретно ее называть не могу по контракту.

Программа акселератора уже представлена во многих городах. И после презентации в Виннице вы отметили, что не очень довольны реакцией студентов, потому что они апатичны и ничего не хотят делать.

Это правда.

Это касается студентов всех вузов, в том числе, аграрных?

Все апатичны. Но интересно, что апатия в зависимости от региона разная. У меня есть срез по всей стране. Могу сказать, что, например, Запад активнее, чем Юг. Видимо, нужно время для того, чтобы идея проникла в массы, тогда будут приходить именно те студенты, которым это реально интересно.

Максимальную активность проявляли в УКУ (Украинский католический университет). Этот вуз очень хорошо воспринял идею и очень активно подключился.

Каковы критерии отбора заявок на первом этапе и в финале?

Компании должны быть инновационные, обязательно made in Ukraine, совершеннолетние организаторы. Если говорить о продуктах, то они должны отвечать требованиям и запросам МХП. Они должны подходить под наш порядок дня, должны быть связаны или с энергоэффективностью, или с экологией, или с оптимизацией бизнес-процессов, или с работой с персоналом.

Спектр у нас очень широкий (приоритетные направления акселератора: агробиотехнологии, диджитализация, торговые площадки, автоматизация промышленного производства и процессов, энергоэффективность, «зеленая» энергетика и управление отходами, корпоративное управление, инновации конечной продукции и другие).

Приведите пару примеров проектов, поданных в акселератор.

Ну, например, подавался стартап, он анализирует заболеваемость человека ОРВИ, гриппом и тому подобное по внешним данным. Есть какая-то камера, которая по определенным показателям по лицу определяет, что человек болеет. Этого человека нельзя тогда допускать на предприятие. Сейчас процесс проверки здоровья всех сотрудников птицефабрик очень тщательный, но длинный. Такое решение могло бы упростить проверку.

Или вот предлагается специальный прибор для обеззараживания. Подставил под него руки – они чистые. Или есть держатель для солнечных батарей для наклонных крыш. Везде есть нюансы, но такие проекты реально будут экономить МХП деньги, они будут зарабатывать.

«Чем успешнее стартапы, тем больше стоимость нашего акселератора»

Суммируйте телеком — акселераторы «Киевстар». Известно, что одна из финалистов платформа для создания и поиска маршрутов путешествий – UnexploredCity – вместе с Минкультом начала проект «Культурные маршруты Украиной». Что сейчас с другими финалистами?

Например, Virbox стал национальной компанией и вырос где-то в 50 раз. Они занимались BTL (рекламной индустрией, которая объединяет промо — акции, выставки и много других рекламных активностей), промо для «Киевстар» и получили это BTL, промо в каждом магазине «Киевстар» по Украине. И сейчас они делают подобные проекты в Польше и Германии.

И вы, наверное, ждете, чтобы я сказал, что мы взяли компанию и сделали из нее Facebook?

Надо снизить ожидания. С точки зрения развития инноваций, Украина находится очень далеко, и она является не очень активной. Наши успехи фантастические для нашего рынка, но с точки зрения глобального рынка, мы – начинающие. То, что, например, компания Nravo Kids (финалист первого телеком — акселератора, создает игры для мобильных устройств, с оффлайн — дополнением, которое развивают) получила промо для своей игры, переделала эту игру и получила увеличение закачек в 10 раз — это прекрасно.

Например, если раньше было 100 загрузок, то теперь их 1000. Но это все равно не миллионы, когда продукт становится коммерчески успешным. Мы им помогаем развиваться. И «Киевстар» это нравится, компания продолжает с нами взаимодействовать.

Все финалисты телеком — акселераторов сотрудничают с «Киевстар»?

Да, все остались с «Киевстар»: Gravitec (автоматические массовые push — и sms-рассылки), inCust (представляет программу лояльности для бизнеса, где пластиковые карточки заменяются телефонным номером пользователя). Nravo Kids – так или иначе, взаимодействуют. Новая пятерка (финалисты второго акселератора) сейчас подписывают контракты и тоже начнут работать.

Третий телеком — акселератор будет?

Мы на днях как раз обсуждали детали. Будет в этом году. Мы надеемся, что еще будет программа, связанная с финансами, с энергетикой и второй аграрный акселератор с МХП.

Какие компании поддержат акселераторы, связанные с энергетикой и финансами?

Секрет. Но этим интересовались около пяти крупнейших банков и энергетических компаний. И я никогда не говорю «гоп»…

Когда бизнес берется финансировать стартап, обычно он претендует на долю в бизнесе, и весьма немалую…

Да, и стартапер эту долю отдает. Но мы ничего не берем. Мы помогаем просто так. Чтобы они получили возможность развиваться и расти. А потом мы сможем сказать, что это мы им помогли. Наша задача – их успех. Чем они успешнее, тем в будущем больше наша стоимость как акселератора. И, возможно, через два-три года мы будем брать небольшую долю в стартапах.

О каком проценте обычно идет речь?

Мировая практика – от 5 до 40%.

Конечно, есть компании, которые сами смогли вырасти, такие как Facebook, например. Но IPO (первая публичная продажа акций частной компании), оно состоялось достаточно недавно, знаете, кто был среди владельцев Facebook? Кто был крупнейшим частным инвестором Facebook? Алишер Усманов (российский миллиардер) через фонд DST Global I) Юрия Мильнера (российский миллиардер). Они были владельцами, 10% Facebook. У кого-то из владельцев акций было 0,5%, у кого 1%, а россияне скупили 10% на самом начале за $500 млн. Потом, после IPO они вышли из компании уже с $5 млрд. Россияне владели крупнейшей соцсетью мира на 10%!

Какая глобальная цель акселераторов? Остановить отток ИТ-шников за границу?

Поскольку государство ничего не делает, мы своими силами пытаемся показать: дорогие ИТ-шники, в нашей стране нужно достойно зарабатывать на своих продуктах, а не только писать код на экспорт. Наши ИТ-шники – как рабы на галерах. Они не создают финальный продукт, а всю жизнь делают «левые дверцы для Volkswagen Golf». Они даже не всегда понимают, для какой машины и зачем это нужно. Это унизительно, по-моему. Эти люди могут создавать собственные продукты. А они этого не делают, потому что ситуация на ИТ — рынке такова, что нас рассматривают как ресурс.

Акселератор же работает именно с продуктами.

На территории UNIT.City работает образовательная ИТ — фабрика UNIT Factory? Вам уже есть о чем отчитываться?

Мы живем в информационной эре. Вы видите топ, вершину айсберга: Илона Маска, Facebook, Google и тому подобное. Но это не просто стартапы. Это же часть жизни. Мы делаем маленькие шаги. Для Украины они гигантские, а для мира пока едва заметны.

Для Украины результаты, действительно, большие. В UNIT Factory обучается 800 студентов, они получают бесплатно лучшее ИT — образование в этой стране. Из этих 800 студентов гарантированно половина останется в Украине и будет работать в локальных компаниях.

Почему только половина? Все студенты в течение трех лет обязаны отработать в Украине?

Студенты обязаны отработать в Украине. Но я реально смотрю на вещи.

800 студентов за два набора. Сейчас идет третий набор. Сколько хотите добрать?

Будет более тысячи, студентов в целом.

Кстати, вы знаете, что количество стартапов в Львове в разы меньше, чем в Киеве? Хотя количество ИТ-шников примерно, то же, разница не глобальная. Когда ты работаешь на «галере», у тебя нет времени для того, чтобы делать какие-то другие вещи. Это же надо вырваться, потерять своих $40 тыс. в год, и непонятно ради чего. Страшно. А здесь (в UNIT Factory) мы обучаем молодых людей.

«В UNIT.City уже 35 резидентов»

На днях смотрела новый ролик о UNIT.City — инновационный парк для развития компаний, стартапов, предпринимателей и креативных индустрий. Картинка очень красивая: самодостаточная инфраструктура, университет, бизнес-квартал, инновационный квартал, комфортабельный жилой квартал, школы и детсады, будут работать круглосуточно коммунальщики… И пока здесь построена только ИТ — фабрика и одна резиденция? Какой дальнейший план? Когда в Киеве появится «город в городе»?

Здание под университет начнем ремонтировать в течение двух лет. В течение четырех лет он откроется. Школа и садик будут открыты тогда, когда будет построена первая очередь жилого комплекса. Все, что вы видели на видео, появится где-то в течение пяти-семи лет. Для девелоперского проекта такого масштаба это достаточно быстро.

Расскажите, как вы после работы на ВДНХ приходили в проект UNIT.City?

Оставив ВДНХ, я сказал, что буду развивать несколько проектов: один проект будет важным для страны, но коммерческим. Другой будет наполовину коммерческим и важным для страны – это «Супермер». И третий – Tech Radar – будет социальным, поскольку мы на нем не зарабатываем. Возможно, в будущем мы и заработаем, но пока это исключительно социальная история.

Как я заходил на UNIT.City? Мы поговорили с Василием Хмельницким, украинским миллиардером, чей фонд K. Fund запустил UNIT.City, обсудили наши успехи на ВДНХ.

Инициатором этой беседы был он?

Да.

UNIT.City – это его идея?

Он планировал строительство инновационной территории. Какой она будет? Что в ней будет? Как она будет называться? Как будет продвигаться? Каким будет бренд? Кто будет резидентами? Как все будет взаимодействовать? Этого никто не знал. Этим всем занимаемся мы. У нас четкое разделение: он строит, мы раскручиваем, запускаем, продаем, наполняем жизнью.

Какие компании уже работают на территории UNIT.City?

Здесь уже 35 резидентов. Это в основном – молодые перспективные стартапы, которые поместились в первой резиденции. Через два месяца мы откроем вторую резиденцию, потом еще через четыре месяца – третью. Там уже крупные корпорации будут работать.

Среди наших резидентов уже сейчас есть сильные технологические продуктивные компании. Такие как Concepter и Cardiomo. R&D лаборатория виртуальной реальности Sensorama Lab. Эксперты по блокчейну Blockchain Lab. Интеграторы в агротехнологии SmartFarming. Крупнейшая в Восточной Европе лаборатория прототипирования. 3D-печать FabLab Fabricator. Компания по кибербезопасности Hacken, она будет заниматься проблемами информационной безопасности искусственного интеллекта.

Робот София – человекоподобный робот в виде женщины, разработанный гонконгской компанией Hanson Robotics. Она была спроектирована таким образом, чтобы учиться и адаптироваться к поведению людей, а также для работы с ними. В октябре 2017 года она стала подданной Саудовской Аравии. И стала первым роботом в истории, получившей гражданство какой-либо страны.

Только ИТ — проектам сюда можно зайти?

Не только. Мы еще работаем с проектами креативной экономики.

Сколько стоит аренда?

Рабочее место в коворкинге будет стоить $150-180 в месяц. Если мы говорим о квадратном метре клубного офиса, то средняя цена $17-19.

«ВДНХ работает по тому плану, который мы составили на 40 лет»

Что касается вашей работы (с лета 2015 года по март 2017-го) над реформированием ВДНХ. В целом, вы объясняли, почему решили уйти…

Работать было просто очень неэффективно. Мы показали, что и как мы можем, что мы это делаем без государственных или городских денег, что мы можем делать очень крупные и значимые проекты за «три копейки». Но пришло время делать следующий рывок.

Я силен в том, чтобы за короткий срок с минимумом ресурсов достигать быстрых результатов, ярких, видимых, привлекать внимание национального масштаба. ВДНХ сегодня — самое посещаемое место в Украине. За год туда приходит три миллиона людей. Ну, разве что города и вокзалы посещают больше, но я говорю именно про культурные заведения. Сейчас ВДНХ работает по тому плану, который мы составили на 40 лет. Я особо не слежу за проектом, но по той информации, что мне попадается, вижу, что все в порядке…

Там же суды еще продолжаются какие-то… Там хотели украсть землю, парковку, построить развлекательный комплекс… Я вошел туда как раз на этапе второй инстанции – первую мы проиграли. Но вторую и третью инстанции — выиграли: Высший хозяйственный суд выиграли и Верховный суд тоже. Еще была история с восемью гектарами со стороны Окружной. Там была попытка построить жилой комплекс. Это дело мы тоже выиграли. А вот сразу за чертой ВДНХ уже что-то строят. Там по новому ДПТ (детальный план территории), если я не ошибаюсь, предусмотрено 3 млн. кв. м. И главное – свою землю мы отстояли.

Расскажите о проекте «Супермэр».

Это проект муниципального консалтинга. Выяснилось, все те вещи, которые мы наработали на ВДНХ и на UNIT.City, очень востребованы среди мэров. У них появляются деньги, но они не понимают, как их правильно тратить, куда инвестировать и как делать качественный продукт. Поскольку мы делаем качественный продукт за небольшой ресурс и небольшое время, они обращаются к нам, и мы помогаем им.

Первым откликнулся Мариуполь (городской глава Вадим Бойченко). Видимо, когда ты находишься на линии фронта, надо бежать еще быстрее, чтобы показать, что у тебя все хорошо. Мы помогли в формировании стратегии Мариуполя. Также помогли в написании коммуникационных стратегий. Только что закончили работу над стратегией развития спорта и культуры в Мариуполе с 2018 по 2022 год. Так же мы помогли подружить ФК «Шахтер» с руководством Мариуполя, которое пообещало, что все деньги, полученные от ФК «Шахтер» в бюджет города, будут потрачены на спорт. А это примерно 200 млн. грн. в год.

Также работаем с такими городами, как Житомир, Винница, Николаев, Ровно и Запорожье. Там будут разные проекты, к которым мы приобщимся. Детали озвучим постепенно. С Кременчугом просто подписали меморандум, еще не начали сотрудничество.

В каких направлениях разрабатываете стратегии городам?

Сейчас есть целый ряд проблем, которые сверху не решаются, мы же решаем их снизу. Мы покажем, что такой подход намного эффективней, чем работа любого из министерств. А поскольку проблемы со спортом, культурой, ЖКХ, экологией одинаковые, мы просто дальше будем имплементировать по городам.

Кто именно пишет стратегии?

Партнеры, эксперты…

Кто платит за разработку этих стратегий в рамках проекта «Супермэр»?

Проект не использует государственные или коммунальные средства, мы работаем исключительно со спонсорами, которые поддерживают фонды развития городов.

«Comedy был самым прибыльным медийным проектом»

Вопрос к вам как к основателю Comedy Club в Украине. Уже после того, как вы вышли из этого проекта, его пытались перезапускать. Почему он все же прекратил свое существование?

В 2006 году совместно с Артуром Джанибекяном, по примеру российского телепроекта Comedy Club, Бахматов создал компанию Comedy Club UA, в которой становится совладельцем, генеральным продюсером и ведущим резидентом. За один год Comedy Club UA заработал около $2,3 млн. (при инвестициях в $34 тыс.), что на то время стало беспрецедентным явлением в телебизнесе Украины. Первые 22 выпуска вышли в эфир на телеканале «Интер». Во втором сезоне было 14 выпусков, которые транслировал «1+1».

В 2007 году между Бахматовым и его коллегами по бизнесу возникли разногласия. Партнеры ушли на «развод». Для прозрачной оценки финансового состояния проекта, впервые в телевизионном пространстве Украины, для проведения полного независимого аудита пригласили авторитетную международную аудиторскую компанию Ernst&Young. Она оценила проект в $1,5 млн. Много резидентов Comedy Club UA стали участниками российских проектов Comedy Club Production.

Украинский Comedy Club был восстановлен в марте 2008 года на Новом канале. И был закрыт по рекомендациям Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Последний эфир вышел в декабре 2008 года. Проект Comedy Club UA был закрыт в марте 2010-го.

Очевидно, кое-что зависит от руководителя. Не все проекты каждый сможет потянуть. Comedy Club был наиболее прибыльным медийным проектом за всю историю Украины. Нашим ключевым конкурентом был «Квартал». «Квартал» дальше развивается. А остальные — такое…

«Дизель шоу» еще развивается сейчас.

Я бы не сказал.

У них самый плотный гастрольный график, они постоянно в топе запросов Google в Украине.

Да. Но надо, же смотреть на их финансовую отчетность. Все же меряется просто.

Вот один из моих проектов — «Петя Бампер». Прошло уже восемь лет, а Петя Бампер является одним из персонажей, кто имеет больше всего просмотров. Там по 500 тыс. просмотров имеет каждый ролик. Но это не значит, что он прибыльный. Просто популярный.

В октябре 2009 года на телеканале «К-1» вышло иронично-политическое «Шоу без названия» Максима Бахматова и Кузьмы Скрябина. Самыми популярными среди телезрителей стали главные персонажи – Егор Лупан и Петя Бампер, которые выступали в роли кандидатов в президенты Украины. Егор Лупан – вымышленный собирательный образ украинских чиновников и политиков, главная цель которых – максимально обогатиться при власти. Петя Бампер выступает в роли технического кандидата Егора Лупана, рядового тракториста, обычного парня из деревни, который постоянно крайне отрицательно оценивает внутреннюю политику Украины.

Вы не думали вернуться к юмористическому проекту?

Ко мне периодически обращаются разные телевизионные группы, холдинги. Говорят: «Максим, нужен отечественный юмор. Мы готовы». Это мои друзья, знакомые, я с ними встречаюсь, общаюсь. Я им рисую конструкцию, как это должно происходить. И оказывается, что они не готовы к смелым решениям, к которым готовы те же «вражеские российские каналы», которые построили империю Comedy Club и третий канал по количеству просмотров после РТР, ОРТ – ТНТ.

Люди там промывают мозги молодежи с утра до ночи, понимая, что молодежь не смотрит РТР с ОРТ. Вообще, проблема с тем, что молодежь телевизор не очень смотрит, но, тот, же Comedy все равно популярный. И это важно для того, чтобы контролировать молодежь, развивать ее в нужном направлении. Однако пока что нашим медиа-холдингам новые конструкции не интересны.

На ваш взгляд, сегодня у нас есть качественные системные юмористические проекты?

В принципе, проекты, которые сейчас идут, неплохие. «Дизель шоу» может быть интересным. «Квартал», возможно, кому-то еще нравится. Есть еще небольшие нишевые проекты…

Прелесть Comedy была в чем? Мы делали регулярные клубные шоу. Там нарабатывали материал, проводили качественные съемки, делали альтернативные проекты, спонсорские спецпроекты. Мы проводили много выступлений. Все это помогало создавать качественный контент. Есть хороший контент – вас смотрят, нет – не смотрят. Хороший контент производится только в «боевых» условиях.

Вот почему Голливуд давит? Он создает 3 тыс. фильмов в год. 80% — откровенно «не очень». Но из них 300 красивых фильмов. А 300 – это новый фильм почти на каждый день. Так или иначе, ты будешь смотреть продукт одной из трех ключевых студий. И деньги будут уходить за океан.

Фильмы делать вы еще не созрели?

К счастью, в этом году будет уже 40 украинских фильмов. Часть из них, конечно, убогие. Это нормально. Но количество должно перерасти в качество.

Кстати, один из крутых фильмов про молодого супергероя снимался на территории UNIT.City (украинский фантастический семейный фильм о приключениях мальчика и пса — супергероя «Фокстер & Макс»). Скоро будет выходить.

Площадки для этих съемок вы представляли, за какие деньги?

Какую-то льготу мы дали. Но, конечно, мы берем деньги. Нам же государство, к счастью, не помогает при строительстве. Кстати, в мире, 90% таких территорий, как UNIT.City, строится за счет государства. А так чтобы вы понимали, город получит 3 млрд. грн. налогов за счет тех компаний и людей, которые будут здесь зарегистрированы.

Уже несколько раз в UNIT.City приезжал премьер-министр Гройсман. Просто попиариться приезжает или чем-то помогает?

Пока это для нас ничем не заканчивается. Но это место у всех ассоциируется с инновациями, развитием, будущим и какой-то надеждой. И Гройсман, конечно, тоже хочет быть частью всего этого. Поскольку больше некуда ездить, чтобы было красиво и чтобы было инновационным. Его целей и задач я не знаю. Но скажу вам, что презентация «Цифровой повестки дня для Украины» — большое мероприятие для всех инновационных и телеком — компаний — проходила у нас на территории. И я рад, что то, что у нас происходит, нравится премьер-министру.

Автор: Катерина Пешко

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий