Новый закон о социальных услугах: кому, кто и как

07.06.2017 – Помощь по безработице, при потерях близких, неспособности ухаживать за собой вследствие тяжелой болезни или инвалидности… Это – социальные услуги – комплекс мер, предоставляемых человеку, который попал в сложные жизненные обстоятельства и не может их преодолеть самостоятельно.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

В конце марта 2017 года депутаты проголосовали в первом чтении за законопроект о социальных услугах, который в случае его принятия будет напрямую влиять на жизнь людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.

За последние годы практика предоставления социальных услуг начала требовать усовершенствования действующей законодательной базы.

В частности, речь идет о внедрении социального заказа, изменении системы финансирования, предоставлении социальной помощи в объединенных территориальных общинах, совершенствовании договорных взаимоотношений между поставщиками и получателями услуг и множестве других вопросов.

Все эти вопросы требуют решения в новом законе.

Предлагаемый законопроект, прежде всего, имеет «системный» характер – начиная от идентификации поставщиков и получателей социальных услуг в порядке их предоставления, мониторинга и контроля качества.

Большинство норм прописано более четко, чем в предыдущем акте. В то же время проблемные места остаются. Рассмотрим их.

ГАРАНТИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦУСЛУГ

Предоставление социальных услуг начинается с выявления всех, кто в них нуждается – людей с инвалидностью и таких, которые потеряли двигательную активность, неизлечимо больных, имеющих психические расстройства и ряда других категорий.

Всех, кого выявили, необходимо внести в соответствующий реестр, определив при этом перечень услуг, которые должны,  предоставлены быть  каждому конкретному человеку.

Всего существует около 60 видов социальных услуг, среди которых уборка, кормление, купание, помощь в передвижении и вплоть до написания писем.

Очевидно, что функция выявления и проведения своеобразной «паспортизации» должна быть выделена в законодательном механизме предоставления услуг как одна из главных.

К сожалению, проект нового закона не определяет конкретного субъекта как единого ответственного за учет всех получателей социальных услуг.

Задачи по определению потребностей населения ставятся сразу перед тремя инстанциями – органами местной власти (районными государственными администрациями), органами местного самоуправления (общинами) и поставщиками социальных услуг.

И тут, «чем больше «нянек», тем большие проблемы с «глазом». Значит, без единого ответственного лица трудно будет добиться качественных результатов в этой сфере.

Что касается районных администраций, в ведении которых находится управление соцзащиты, то вряд ли эффективно будет возлагать эту функцию на районного чиновника, ведь это требует постоянных посещений мест проживания, в том числе жилых массивов и отдаленных сел.

Более логично было бы поручить районам проведение инспекции и мониторинга, работу с жалобами граждан.

В отношении представителей услуг, среди которых есть, и дальше только будет расти доля частных учреждений, то сомнительно, что они будут заинтересованы в выявлении всех нуждающихся.

Среди клиентов есть большое количество очень больных людей, тех, кто оказался в очень тяжелых обстоятельствах, и большинство из них являются очень бедными. Обслуживать этих людей частным поставщикам услуг может быть просто невыгодно с финансовой точки зрения.

Миссией представителей является предоставлять социальные услуги, а не выявлять нуждающихся. Однако законопроект не только поручает им выявление нуждающихся, но и ведение реестра получателей социальных услуг.

Вместе с тем, в законопроекте не прописано никакой ответственности за то, что кого-то из нуждающихся граждан забудут или по каким-то причинам не захотят внести в соответствующий реестр.

Учитывая это, стоит поручить важное дело выявления нуждающихся граждан в социальных услугах органам местной власти, в первую очередь территориальным общинам.

Они больше всего приближены к населению, могут лучше изучить все обстоятельства и влияние различных факторов. Логично, чтобы именно эти органы выявляли лиц, нуждающихся в социальных услугах, а также вели их реестр.

Реестр получателей социальных услуг должен быть документом строгой отчетности, ведь за ним стоят судьбы людей.

Тем более что в каждой общине предусмотрена должность специалиста по социальной работе, который после вступления в силу закона о службе в органах местного самоуправления, получит статус, и уровень ответственности тождественный госслужащим.

МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ СОЦЗАКАЗ

В течение многих лет в Украине продолжается дискуссия относительно участия общественных и частных организаций в оказании социальных услуг.

Чтобы это полноценно реализовать, необходимо ввести механизм социального заказа путем объявления местными администрациями или органами местного самоуправления конкурса на предоставление социальных услуг за счет бюджетных средств.

К сожалению, несмотря на активные разговоры на эту тему, их результат чисто символический. В прошлом году социальный заказ был введен только в четырех областях, а его объемы не превысили 1 млн. грн.

Проект нового закона мало что «продвигает» вперед в этом вопросе.

Законопроект не вносит различий и преференций для форм собственности. Все организации вроде бы равны в праве на получение социального заказа: общественные, частные, государственные и коммунальные.

Отсутствие привязки только к негосударственному сектору ставит в неравное положение общественные и частные организации.

Понятно, что коммунальные заведения гарантированно получат бюджетную поддержку и преимущества перед частными заведениями в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры в этой сфере.

Для того чтобы социальный заказ предоставлялся на реальных конкурсных началах, надо обеспечить абсолютное равенство представителей услуг — государственных, коммунальных, частных, общественных, религиозных, физических лиц и тому подобное.

Это возможно только при двух условиях: автономизации коммунальных учреждений и предоставлении равных условий для всех организаций, независимо от формы собственности.

Для этого необходимо, чтобы коммунальные социальные учреждения получили статус коммунальных предприятий, и перешли на финансирование за счет реального предоставления социальных услуг.

Сегодня же львиная доля бюджетных ресурсов направляется на содержание учреждений, независимо от качества предоставления услуг.

Пока не создана система равных возможностей для всех категорий поставщиков, в законопроекте следует предусмотреть квотирование определенных объемов социального заказа, в первую очередь его финансирования исключительно для негосударственных учреждений.

КАЧЕСТВЕННЫЙ ОТБОР ПОСТАВЩИКОВ СОЦУСЛУГ

Рынок социальных услуг в Украине активно формируется. Появляется большое количество частных компаний, кооперативов, общественных организаций, готовых эти услуги предоставлять.

Для них в проекте закона предусмотрен почти заявочный принцип получения статуса поставщика социальных услуг.

Кроме формальных атрибутов, таких как устав, данные об образовании, медицинские книжки, отсутствие задолженности по уплате налогов, взятых в аренду помещений с пищеблоком, для желающих оказывать социальные услуги не предусмотрено ни тестирование, ни обоснование своей будущей деятельности, ни проверки предыдущего опыта и отзывов о деятельности.

Такой подход сейчас вряд ли оправдан, ведь речь идет об очень уязвимых слоях населения.

Возникает угроза, что при таком подходе среди представителей могут оказаться фирмы с желанием только заработать на проблемах других людей, не говоря уже о мошенниках и других злоумышленниках.

Поэтому, стоит предусмотреть проверку тех, кто хочет предоставлять соцуслуги, а также установить испытательный срок и выдавать сертификат, только при наличии положительных отзывов со стороны клиентов.

Интересно, что законопроект не предусматривает возможности органов местного самоуправления, в том числе объединенных территориальных общин, осуществлять оперативный контроль над качеством предоставления социальных услуг, рассматривать жалобы граждан на поставщиков услуг и оперативно на них реагировать.

Эта функция передана исключительно районам.

Однако для человека с особыми потребностями поехать в райцентр, чтобы написать жалобу, может оказаться нешуточным испытанием.

ОБЪЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦУСЛУГ

К сожалению, читая проект закона трудно сложить все пазлы относительно того, как именно должен быть сформирован пакет предоставления социальных услуг, включая виды, объемы и особенности их предоставления.

В этом случае должны стать фундаментальными индивидуальный план предоставления социальной услуги, минимальный базовый пакет социальных услуг и договор о предоставлении соцуслуг.

Понятно, что конечной точкой должен быть договор.

Однако, вопрос в том, какое место должен занимать индивидуальный план. Этот план должен составить и утвердить социальный работник, который фактически представляет орган местного самоуправления.

Логично, что индивидуальный план должен быть составной частью договора, а поставщик должен им руководствоваться и не может от него отступить.

К сожалению, проект закона переводит этот индивидуальный план фактически в статусе совещательного документа, поскольку отмечается, что этот план может быть приложением к договору.

Значит, он может и не быть таким приложением?

Тогда его можно не учитывать при заключении договора между поставщиком и получателем услуг.

В этой ситуации тот, кто нуждается в услугах, человек в сложной жизненной ситуации, оказывается один на один с исполнителем – организацией, которая имеет значительный опыт работы с клиентами, умеет убеждать и даже давить.

При заключении договора поставщик может «выкручивать руки» и получатели соцуслуг будут вынуждены согласиться на предоставление им ограниченного объема помощи.

Чтобы избежать такой ситуации нужно, чтобы представитель органа власти на местах установил минимальный базовый комплекс социальных услуг для каждой категории лиц, которые в них нуждаются.

На основе такого минимума должен быть разработан индивидуальный план, который будет обязательной составляющей договора.

СОЦУСЛУГИ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

В законопроекте отсутствуют нормы, регулирующие предоставление социальных услуг в медицинских учреждениях.

В законопроекте, в целом, не прослеживается связь между социальной и медицинской сферами.

В то же время мировая практика свидетельствует о функционировании таких типов заведений как социально-медицинские или медико-социальные центры, в которых сочетается предоставление медицинских и социальных услуг. Это так называемые центры сестринской помощи и больницы социального ухода.

В законопроекте следовало бы определить правовые основы оптимального сочетания медицинской и социальной помощи, функционирования и создания социально-медицинских учреждений.

Это особенно важно с учетом того, что согласно украинскому законодательству, медицинскую помощь могут оказывать только учреждения здравоохранения, которые имеют необходимые лицензии и аккредитации.

Тем самым учреждения социальной сферы фактически лишены возможности оказывать даже элементарную медицинскую помощь – делать прививки, массажи, ставить капельницы, не говоря уже про оперативное вмешательство и назначение лекарств.

Закон должен помочь оптимально совместить эти  родственные виды помощи.

ДЕНЬГИ НЕ БУДУТ «ХОДИТЬ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ»

К сожалению, в части финансирования соцуслуг проект закона не вносит реальных реформаторских новаций. Фактически, перечисляются все имеющиеся источники финансирования.

Правда достаточно четко указано кому может быть гарантирована безвозмездная социальная помощь в зависимости от уровня состояния этого лица.

По действующему законодательству финансируется учреждение, что предоставляет соцуслуги, а не конкретное лицо, что нуждается в социальной помощи.

В большинстве стран применяется иной принцип финансирования – за каждым, кто нуждается в социальной помощи, в зависимости от степени способности человека выполнять основные жизненные функции, устанавливается размер бюджетного обеспечения.

Далее применяется порядок, когда человек или его семья сами решают, куда именно должны быть направлены эти средства. Значит, деньги, выделенные на социальное обслуживание человека, ходят за ним.

Если человек находится дома под присмотром семьи, то эти средства перечисляют ему или семье в зависимости от дееспособности.

Если лицо находится в доме социальной помощи – пансионате, интернате, хосписе, то средства перечисляют на счета таких учреждений.

Если за недееспособным человеком, по соглашению с ним или с его семьей, присматривает опекун, то средства перечисляются опекуну за предоставленные услуги.

Если лицо находится в стационарном медицинском заведении, то средства перечисляются туда.

Если есть договор с обслуживающей фирмой, то средства перечисляются на ее счет.

Значит, действует принцип оплаты конкретных услуг и принцип «деньги ходят за человеком». К сожалению, такой подход совершенно не предусмотренный в этом законопроекте.

АВТОНОМИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦСФЕРЫ

В законопроекте практически полностью отсутствует раздел относительно правового статуса муниципальных учреждений, которые оказывают социальную помощь.

Сейчас эти заведения находятся в статусе бюджетного учреждения и не являются самостоятельными субъектами хозяйствования, в частности не могут открывать счета в банках, самостоятельно проводить кадровую и закупочную политику, управлять своими доходами.

В некоторых отраслях социальной сферы, в частности, в здравоохранении или образовании, автономизация внедряется  на законодательном  и на практическом уровнях.

Почему бы в законе не предусмотреть механизм изменения статуса учреждений, предоставляющих социальные услуги, например на коммунальные предприятия?

Это даст возможность полностью отвечать за свою финансово-хозяйственную деятельность, управлять доходами и расходами, быть заинтересованным в самостоятельной борьбе за количественное и качественное обслуживание клиентов.

Получение полноценного статуса субъекта хозяйствования обеспечит нормальную конкуренцию между всеми поставщиками услуг – частными, государственными, коммунальными и общественными.

Также именно при таких условиях могут быть введены полноценные рыночные механизмы получения социального заказа.

Авторы: Марианна Онуфрик, кандидат экономических наук, руководитель общественных программ Института общественно-экономических исследований.

Игорь Яковенко, кандидат экономических наук, доцент, научный консультант Института общественно-экономических исследований.

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий