Острота кризисной ситуации в 1998 г. потребовала немедленных и чрезвычайных действий Правительства и Центрального банка России, органов государственной власти субъектов федерации, всех ветвей государственной власти и всего российского общества. Это требует от власти и общества, всех политических сил, социальных слоев и групп высокой ответственности и консолидации вокруг стратегии выхода из экономического кризиса.
Цели и задачи Правительства и Центрального банка на краткосрочную и среднесрочную перспективу в сложившихся условиях включали преодоление острой фазы кризиса, устойчивую стабилизацию социально-экономической ситуации и на этой основе – создание условий и организацию перехода к социально ориентированному и потому устойчивому экономическому росту. Это требует решения следующих задач:
1. Обеспечение надежного функционирования систем жизнеобеспечения. Поддержание устойчивых поставок продовольственных и топливных ресурсов, критических объемов потребительского импорта, прежде всего продуктов питания и медикаментов.
2. Поддерживание уровня жизни, реальных доходов и потребления населения. Обеспечение устойчивого функционирования социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры и др.).
3. Сдерживание роста безработицы. Создание условий для расширения занятости, стимулирование развития малого предпринимательства, прежде всего в производственной сфере.
4. Преодоление развертывания инфляционной спирали и угрозы срыва в гиперинфляцию. Обеспечение стабильности и предсказуемости обменного курса российского рубля. До конца текущего года инфляция не должна превышать 3-4% в среднем за месяц, с тем, чтобы создать основу для ее сдерживания в 1999 году на уровне не более 20-30% в год.
5. Нормализация функционирования жизнеспособных банковских институтов, способных эффективно и устойчиво функционировать в современной рыночной экономике и обеспечивать кредитование реального сектора. Восстановление доверия к банковской системе и на этой основе расширение организованных сбережений населения.
6. «Расшивка» неплатежей в экономике, снижение уровня задолженности и нагрузки на товаропроизводителя.
7. Оздоровление предприятий реального сектора. Преодоление тенденции спада, стабилизация производства и организация экономического роста. Создание предпосылок инвестиционной и инновационной активности.
8. Расширение налоговой базы бюджета, прежде всего за счет монетизации хозяйственного оборота и снижение уровня неплатежей. Увеличение неналоговых доходов бюджета.
9. Нормализация платежного баланса. Пополнение валютных резервов и сокращение оттока капитала из страны. Увеличение объема и улучшение структуры экспорта.
10. Оздоровление и развитие инфраструктуры рынка, преодоление криминализации экономики.
11. крепление российской государственности. Кардинальное повышение эффективности государственного регулирования рыночной экономики и надежное обеспечение целостности экономического пространства страны.
Предлагаемая система мер нацелена на решение наиболее актуальных и неотложных проблем. Ее реализация оздоровит государственные финансы, банковскую систему, восстановит товарные потоки и рыночные механизмы функционирования реального сектора экономики, системы жизнеобеспечения, снизит социальную напряженность.
В то же время предлагаемая система мер, создаст надежные предпосылки для совершенствования рыночной системы хозяйствования, запуска механизмов структурной перестройки экономики, укрепления единой системы государственной власти и повышения финансово-экономической самостоятельности российских регионов в рамках единого федеративного государства. Тем самым она заложит фундамент для достижения целей среднесрочного и стратегического характера.
Предложенная система мер отражает новый подход Правительства и Центрального банка Российской федерации к модернизации социально-экономической системы на принципах экономической целесообразности, социальной справедливости и устойчивого развития общества.
Организация исполнения первоочередных мер предусматривает осуществление необходимых антикризисных действий в сфере экономики и укрепления управленческого персонала государства.
Исходя из этого, решение объективно стоящих перед страной задач предусматривается последовательно в три этапа, каждый из которых является необходимой предпосылкой для следующего.
Первый этап. Содержание данного этапа состоит в решении неотложных жизненно важных проблем ближайшего периода на основе, прежде всего, создания стратегического партнерства между органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, всеми участниками воспроизведенного процесса и повышения эффективности государственного регулирования рыночной экономики.
Основными задачами данного этапа являются: надежное обеспечение страны всеми видами жизненно важных ресурсов, поддерживание уровня жизни населения, преодоление угрозы инфляции, обеспечение функционирования платежно-расчетной системы, сокращение оттока капитала и пополнение валютных резервов, преодоление текущего спада производства.
В настоящее время на первый план выходят социальные проблемы. В условиях острой фазы кризиса надежное предотвращение масштабного спада потребления и обнищания основной массы населения возможно только на основе консолидации усилий всех основных субъектов экономики.
Механизмом такой консолидации является формирование устойчивой системы согласований и консультаций между исполнительными органами государственной власти всех уровней с участием органов местного самоуправления, профсоюзов и объединений товаропроизводителей на основе жестких взаимных обязательств по поддержанию уровня жизни населения. Эти обязательства фиксируются в конкретных показателях уровня жизни населения, которые служат основой для разработки бюджетов всех уровней.
Исполнение согласованных обязательств по обеспечению уровня жизни устанавливается в качестве важнейшего критерия успешности действий исполнительной власти всех уровней.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.