Каждую неделю в Украине происходит одна-две попытки рейдерского захвата имущества аграриев. И это только известные общественности дела. Но, по данным Генеральной прокуратуры Украины, в этом году дошло до суда лишь одно из 41 возбужденного дела по факту аграрного рейдерства. Еще одно дело было закрыто «из-за отсутствия состава преступления».
Вчера комитет Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений заслушал представителей Минагрополитики, Минюста, Генпрокуратуры и МВД. Членов аграрного комитета ВР и приглашенных агропроизводителей интересовали шаги, предлагаемые чиновниками в борьбе с аграрным рейдерством.
Заместитель председателя комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко говорит, что чаще всего жертвами атак становятся фермеры, которые обрабатывают от одной до трех тысяч гектаров пашни. Нардеп отмечает, что такие хозяйства не имеют достаточных ресурсов для своей самозащиты.
При этом рейдерство как явление существенно усложняется. В прошлом году основным видом рейдерской атаки был вооруженный захват земельного участка или урожая. В этом году – захват полностью имущественных комплексов и перерегистрация прав на предприятие на новых владельцев.
Agravery.com узнал, что силовики на самом деле хотят сделать для эффективного противодействия рейдерам. И что предлагают чиновники для профилактики рейдерства в агросекторе.
Министр юстиции Павел Петренко
Проблема аграрного рейдерства охватывает гораздо более широкие вопросы, чем сфера юриспруденции. Но Минюст со своей стороны готовит необходимые нормативные новации, которые должны минимизировать количество случаев аграрного рейдерства.
Первая такая новация – государственный регистратор не будет иметь технической возможности провести перерегистрацию прав собственности или аренды земли без отсканированной выписки из земельных книг Госгеокадастра. Нужное для этого программное обеспечение почти готово. Мы также готовим программное обеспечение, которое позволит владельцам и пользователям земли в онлайн режиме отслеживать целостность данных в отношении своих земельных участков в реестрах. Максимум за месяц мы синхронизируем информацию реестров земельного и имущественных прав.
Мы на уровне подзаконных актов и постановлений Кабмина дадим возможность регистраторам проверять полностью тексты доверенностей. Сейчас в реестрах можно увидеть лишь наименование того имущества, на которое выписана доверенность. Никаких личных и других данных нет. Отсутствие таких данных дает почву для незаконных регистрационных действий.
Мы также планируем вернуть нотариальное удостоверение договоров аренды земли, как это было раньше. Мы готовы вести дискуссии о целесообразности такого шага. Восстановленная Межведомственная комиссия по защите прав инвесторов также будет разбирать каждый случай рейдерского захвата аграрных предприятий.
Но хочу отдельно подчеркнуть. В Украине до 5 октября прошлого года вообще не было законодательной ответственности за рейдерские действия. Максимум, что можно было инкриминировать за такие действия – это хулиганство. Ранее, в 2000-х годах министерство юстиции ежегодно получало по три тысячи жалоб на действия рейдеров. Но статья Уголовного кодекса «Хулиганство» — единственный вид наказания, которое можно было задействовать для рейдеров.
По действующему законодательству, никакое регистрационное действие нельзя совершать без полученного ответа на запрос в Госгеокадастр. Если такого ответа нет, а регистрация проведена – это законченное преступление, которое тут же могут расследовать правоохранительные органы.
Только за этот год мы уже лишили лицензий 60 нотариусов, и отключили от всех реестров несколько сотен регистраторов. Но хочу подчеркнуть, что вообще-то госрегистраторы – это работники Минюста, которые работают в городских, поселковых и сельских советах. И абсолютное большинство преступных регистраций в пользу рейдеров приходится на регистраторов сельских советов.
Мы в ближайшее время снимем много вопросов, которые делают возможной двойную регистрацию. Но взамен просим агропроизводителей: пожалуйста, не занимайтесь скупкой пашни друг у друга. На моей практике, большинство случаев аграрного рейдерства начинались с того, что один аграрий начинал заключать права аренды на ту землю, которую уже обрабатывал другой аграрий даже из того самого села.
Максим Мартынюк, первый заместитель министра аграрной политики Украины
— Мы вместе с Минюстом завершили работу над законопроектом, который должен, наконец-то решить проблему с записями в так называемых земельных книгах. Напомню, что до 1 января 2013 года все договоры аренды сельскохозяйственной земли фиксировались в Госгеокадастре в письменном виде. Затем такие договоры начали регистрировать в электронном виде. И по законодательству фактически получилось так, что заключенные до 1 января 2013 года договоры аренды пашни вроде и существуют, но на них можно не обращать внимания. Хотя бы потому, что нет доступа до 15 миллионов таких записей в земельных книгах.
Если Верховная Рада примет законопроект, эти все 15 миллионов записей внесут в реестр имущественных прав. Такие данные будут иметь справочный характер. Но регистраторы должны будут ссылаться на эти записи из земельных книг при регистрационных действиях. Когда программное обеспечение по синхронизации реестров будет дописано, регистраторы получат полный доступ к земельному кадастру. Так удастся снять почти все проблемы, которые провоцируют явление двойной регистрации. Но надо будет и ужесточить ответственность регистраторов за свои неправомерные действия.
Два года назад функция государственной регистрации была передана от Минюста местной власти. И за это время в земельном кадастре зарегистрировали 213 тысяч земельных участков с несуществующими кадастровыми номерами. И еще 5 тысяч зарегистрированных земельных участков не имели кадастровых номеров вообще.
Я согласен с министром юстиции в плане того, что касается бандитизма и нападений «титушок» на аграрные предприятия. Здесь единственно возможный вариант – ловить и сажать таких преступников.
Роман Балита, заместитель начальника управления надзора в уголовном производстве Генеральной прокуратуры
— Органы прокуратуры сейчас лишены полномочий, которые бы позволили эффективно бороться с явлением аграрного рейдерства. Например, в 2015 году прокуроров лишили функций надзора за законностью работы государственных регистраторов. Поэтому прокурор может вмешаться только когда возбуждено уголовное производство по фактам аграрного рейдерства. Но в этом случае прокуратура может следить лишь за тем, чтобы производство шло исключительно по нормам уголовно-процессуального кодекса.
Мы можем объяснить, почему за этот год не удалось закрыть 39 производств по фактам аграрного рейдерства. Почти все эти дела были возбуждены в прошлые годы по факту незаконной смены владельцев по подложным документам. Мы не можем достоверно выяснить лиц, совершивших такие противозаконные действия. Раньше прокуратура имела полномочия отменять заведомо незаконные решения. Сейчас это может делать исключительно суд. Виновных в рейдерской атаке на то или другое агропромышленное предприятие также определяет суд. Пока такого решения нет, прокуратура, и полиция не могут принимать никаких законченных юридических решений.
Отдельно стоит проблема с проведением различного рода экспертиз, которые нужны, чтобы установить объем убытков от действий рейдеров, или же выяснить подделку подписи под документами. Государственные экспертные центры сейчас не укомплектованы. Поэтому результатов экспертиз приходится ждать по несколько месяцев. Пока нет результатов, не возможно точно выяснить личности преступников и объем причиненных убытков. Без этого нельзя наказать виновных и закрыть уголовное производство.
Нужно как минимум восстановить полномочия прокуратуры в сфере надзора за законностью, которые были до 2015 года. Нужно разрешить прокурорам надзирать за законностью действий государственных регистраторов.
Михаил Апостол, советник министра внутренних дел по вопросам аграрной политики
— Нужно понять следующее – в борьбе с аграрным рейдерством полиция сейчас имеет только полномочия выполнять решение суда. Пока суд не определит, кто рейдер, а кто жертва атаки, полиция не имеет возможности посадить преступника в тюрьму. Это же самое касается и отражения атак рейдеров. Если «титушки» силой мешают работе предприятия, хулиганство – максимум, что тут можно инкриминировать. Если «титушки» просто блокируют – здесь можно задержать только для выяснения личности. Если идет сбор урожая на спорном земельном участке, то полиция имеет полномочия прекратить такие действия, не более.
При этом техника и собранный урожай должны передаваться на ответственное хранение третьим лицам. Очевидно, что полиции нужно расширить полномочия для борьбы с аграрным рейдерством. Но этот вопрос должен обсуждаться на уровне всего парламента.
По моему мнению, также нужен законопроект, по которому договоры аренды земли будут терять силу после продажи корпоративных прав на агропредприятия. Принятие такого законопроекта сделает аграрную сферу менее привлекательной для разного рода рейдеров.
Автор: Иван Киричевский
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.