Утром деньги, вечером тепловозы: что за контракт УЖД подписала с General Electric

01.03.2018 – Действительно ли миллиардная сделка УЖД с американской корпорацией выгодная для Украины? В течение последних лет многие украинские чиновники в своих речах часто вспоминали об инвестициях. Вопрос, действительно, очень важный для Украины сегодня.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Инвестиции, обычно, это создание рабочих мест, которых сегодня так не хватает Украине, и приток валюты для поддержки платежного баланса и макроэкономической стабильности.

Однако, несмотря на частое употребление словосочетаний «инвестиции в Украину», ситуация от этого лучше не становится. Украина по показателю привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) значительно уступает той же самой Беларуси, или России, которая живет под санкциями.

В прошлом году в Украину пришло 2 млрд. долларов по показателю ПИИ. Примерно такую же сумму дивидендов компании-нерезиденты вывели из страны. Результаты неутешительные, но власть все равно не отпускает тему «инвестиций».

Так, настоящим праздником для чиновников стало подписание контракта между «Украинской железной дорогой» и известной американской корпорацией General Electric. Это событие стало одним из самых обсуждаемых в последние дни и большинство чиновников так же подавали эту сделку как крупную победу, которая позволит привлечь большие инвестиции в украинскую экономику.

Однако, так ли это?

Как известно, речь идет о сделке на миллиард долларов. Первый этап соглашения предусматривает поставку в Украину 30 американских локомотивов и финансируется за счет Украины, поэтому о привлечении инвестиций на первом этапе речь не идет.

Однако, в случае успешного выполнения всех этапов сделки, которые пока что не подкреплены контрактами, сотрудничество УЖД с мировым гигантом, действительно, можно будет назвать взаимовыгодным.

Что именно произошло, выясняла ЭП.

Зачем нам тепловозы

Это первый вопрос, который требует ответа. В локомотивном парке «УЖД» пока 609 магистральных грузовых тепловозов различных серий. Их изношенность, по словам представителей компании, превышает 95%, а средний возраст – 31 год. Хотя нормативный срок службы имеющихся в УЖД тепловозов – 20 лет.

Несмотря на острые дискуссии среди отраслевых экспертов относительно того, нужны ли УЖД тепловозы, нынешний руководитель железной дороги Евгений Кравцов убеждает, что парк необходимо обновлять, а не проводить текущий ремонт.

«Можно долго говорить о том, что можно ремонтировать локомотивы, но у нас есть конкретная практика последних 20 лет с постоянной отрицательной динамикой в состоянии тепловозного парка. Инициативы, которые проводились до этого, ничего не дали», – отмечает Кравцов.

Именно поэтому, по его словам, после нескольких лет переговоров «УЖД» 23 февраля подписала пакет документов долгосрочного партнерства с General Electric, который частично эту проблему решает.

В соответствии с договоренностями, сотрудничество будет предусматривать несколько этапов. На первом этапе GE поставит «УЖД» 30 дизельных локомотивов ТЕ33А Evolution.

«Мы ожидаем первую партию до конца года. Более того, уже в осенний период они должны выходить на линию для того, чтобы помогать нам в пиковые периоды перевозок», – говорит Кравцов.

Из Америки с любовью

Первые поставленные локомотивы будут произведены в США. По договору, уже в этой партии, доля комплектующих запчастей из Украины должна составлять не менее 10%.

«Вопрос локализации компонентов мы не навязывали GE. Решение относительно того, какие компоненты использовать в Украине принимается американской компанией, потому что они не просто ставят их на наши локомотивы, но и используют для локомотивов, которые будут поставляться в другие страны», – объясняют в УЖД.

По словам Кравцова, на данном этапе GE точно будет использовать украинскую сигнальную радиосистему, определенные элементы кабины и корпуса. Однако большого количества новых рабочих мест ожидать не стоит.

Также известно, что GE ведет активные переговоры о сотрудничестве с Крюковским вагоностроительным заводом.

На втором этапе американцы должны поставить в течение семи лет от 150 до 175 тепловозов. Украинская сторона будет настаивать на использовании комплектующих запчастей украинского производства на этом этапе уже на 40%.

Кравцов уверяет, что этот пункт закреплен рамочным соглашением, подписанным двумя сторонами. На вопрос о том, к какому времени планируется достигнуть такой концентрации, руководитель УЖД не ответил.

Так же Кравцов отказался назвать стоимость одного локомотива, сославшись на условия конфиденциальности. По данным собеседников ЭП в правительстве, стоимость электровоза составит около 4,5 млн. долларов.

Финансировать сделку будет государственный Укрэксимбанк. В УЖД говорят, что он будет финансировать только первый этап, а именно привлечет 140 млн. долларов для закупки первых американских тепловозов.

«На втором этапе для нас остается вопросом, что привлекать – гривну или иностранную валюту. По условиям соглашения с GE, они должны обеспечить нам хорошие условия финансирования за счет иностранных ресурсов. А мы уже будем смотреть, что нам более выгодно», – говорят в УЖД.

Однако второй этап пока что подтверждается рамочным соглашением, и как именно в дальнейшем будут выполняться эти договоренности, можно будет узнать только через несколько лет.

Один из самых противоречивых моментов в истории с закупкой первых локомотивов – почему, учитывая такой большой заказ, не проводился тендер на закупку, и можно ли тогда говорить о справедливой цене?

В «УЖД» утверждают, что причина одна: лизинговая сделка этого не требует.

«По этой процедуре тендер не нужен. Однако мы провели детальную процедуру конкурсного отбора на уровне технического совета УЖД и соответствующих служб. Победила GE, но рассматривались все возможные альтернативы: Siemens, Bombardier, Skoda, китайские производители… У других компаний либо не было необходимого проекта, или они не соответствовали техническим требованиям с нашей стороны», – говорит Кравцов.

Поэтому здесь налогоплательщики могут надеяться лишь на то, что технический совет на самом деле был беспристрастным, и принимал это решение, руководствуясь выгодой для УЖД.

Дорогие деньги

Как уже отмечалось, сумма первого контракта составляет 140 млн. долларов. 30% УЖД заплатит авансом, а 70% суммы «Укрэксимбанк» приобретет на собственный баланс тепловозы и отдаст их в лизинг на 15 лет. Если G. E. не поставит локомотивы, деньги должен вернуть американский City bank, который выполняет функцию гаранта.

Лизинговая сделка будет номинирована в гривнах. Фактически это означает, что за тепловозы УЖД будет вынуждена существенно переплатить за счет пользования кредитными деньгами, ведь стоимость гривны при нынешней учетной ставке НБУ является достаточно высокой.

Процентную ставку в УЖД не называют, однако в разговоре с ЭП, представитель УЖД подтвердил, что она не ниже учетной ставки НБУ.

Таким образом, можно предположить, что за обслуживание лизинга УЖД будет платить не меньше 16-18% годовых, что значительно дороже долларового ресурса, который бы могла привлечь для сделки американская сторона.

Впрочем, в УЖД указывают, что их кредитный портфель уже на 93% валютный, а согласно стратегии этот показатель должен составлять не более 50% к 2021 году. Поэтому в компании считают, что другого варианта в данном случае быть не может.

В будущем, на втором этапе, финансированием будет заниматься американская сторона. В случае если деньги не будут найдены, УЖД не будет покупать локомотивы на следующих этапах, утверждает один из менеджеров «УЖД».

«У нас есть два четких обязательства с американской стороны. Первое – они должны найти финансирование. No money – no deal. Второе касается локализации: мы договорились, что если они придерживаются определенного графика, то они нам гарантируют повышение уровня локализации до 40%», – говорит директор по инвестициям и развитию УЖД Антон Соболевский.

Впрочем, после реализации именно этих условий сделку можно будет назвать успешной и взаимовыгодной. Пока что, несмотря на громкие заявления о приходе компании с мировым именем, ни проблема инвестиций, ни рабочих мест не решается. Поэтому победные реляции пока что выглядят неуместными.

Авторы: Николай Топалов, Александр Моисеенко

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий