Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон об органической продукции №1649-IX (№5440) о внесении изменения в раздел XI «Переходные положения» закона Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции».
Он легализует международные органические маркировки для украинских производителей органической продукции, гарантирует господдержку производителям, противодействует распространению псевдо органики на полках торговых сетей и отменяет штрафы для производителей за нарушение закона Украины 2496-VIII «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции» в ряде случаев.
AgroPolit.com расспросил производителей, депутатов и международников подробнее о нормах органического закона №1649-IX.
Рынок органической продукции в Украине за 2020 год: производство продукции и экспорт
Напомним, что сегодня представляет собой рынок органической продукции в Украине.
По оценкам президента ГС «Органическая Украина» Елены Корогод, в «органическую» корзину входит 722 органических продуктов питания от 64 украинских операторов органического производства. Увидеть их можно в каталоге EatOrganic.in.ua.
По данным OrganicInfo, внутренний органический рынок Украины по итогам 2020 года достиг отметки в $25,1 млн. Это лишь органические продукты питания собственного производства (без учета импортируемой продукции). На первом месте по уровню потребления уже не первый год – молочная продукция (почти 65% всего объема потребления органической продукции) – преимущественно потребляют молоко и сливочное масло. На втором месте (18%) – крупяные и зерновые изделия, мука и зерно (хлопья и крупы).
В 2020 году Украина сократила экспорт органической продукции на 30% по сравнению с 2019 годом – до 332 тыс. тон, при этом, увеличив выручку на 7,9% – до $ 204 млн., сообщает OrganicInfo.
Ключевыми торговыми партнерами Украины в прошлом году были Нидерланды, которые закупили 97,4 тыс. т органической продукции на $ 29,5 млн., и Германия – на $ 27 млн. При этом наибольшее количество контрактов на поставку органической продукции в 2020 году было заключено с компаниями из Германии (43), Польши (38) и Нидерландов (26).
Всего Украина экспортирует эту продукцию в 40 стран мира, из которых на европейский регион пришлось 73% поставленной продукции (в 2019-м – 85%), Северную Америку – 24%, Азию – 3%.
По данным исследования, Украина поставляет около 80 наименований товаров органического происхождения, наиболее популярные – органические кукуруза, соя и пшеница. Украина в 2020 году заняла 4-е место по поставкам органической продукции в ЕС с долей 7,8%, поставив на этот рынок 217,2 тыс. т товаров на $ 116,7 млн., уступив Эквадору, Доминиканской Республике и Китаю. Расширяется экспорт товаров в страны Азии, в частности в Китай, Вьетнам, Индию и Японию, осуществлены также первые поставки органической продукции в Корейскую Республику.
Рынок органической продукции однозначно будет расти.
Мой прогноз однозначно о положительной динамике развития органического сектора. Мне импонируют стратегические экономические цели Украины относительно органических земель к 2030 году — увеличить до 3% по сравнению с 1% сегодня земли с органическим статусом.
Органическая Украина приложит максимум усилий для достижения 10% к 2023 году по сравнению с 5% на сегодня украинских органических продуктов среди всего органического ассортимента в обращении в Украине – это увеличит вдвое количество и ассортимент, и присутствие на полках в ближайшие годы. Развитие внутреннего рынка, а именно органический продукт на столе у каждого украинца, является стратегической идеей деятельности «Органической Украины», мы не только хотим, но и системно работаем для достижения целей. Надо многое еще сделать, — говорит Корогод.
По ее словам, оптимизма добавляет ряд факторов:
растущий спрос на органическую продукцию в Украине – по данным исследования потребителей 2020 года, 70% потребителей готовы покупать органическую продукцию, главное – найти и распознать ее;
растущий спрос на экспорт – развитые страны показывают устойчивый рост потребления органической продукции – от 10 до 20% в год, и органический импорт из Украины занимает хорошие позиции;
растущий спрос на органические земли — Европейский зеленый курс официально зафиксировал необходимость увеличения до 25% органических земель к 2030 году;
растущий спрос на здоровую окружающую среду – сюда и биологическое разнообразие, и климат, и биология сельского хозяйства вообще.
Все началось с того, что 2 года назад состоялось введение в действие закона Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции». Им был предусмотрен постепенный переход к функционированию новой системы сертификации органического производства, рассказывает народный депутат Украины, член Комитета по вопросам аграрной политики, инициатор законопроекта Дмитрий Соломчук.
Кстати, на момент принятия этого закона Украина экспортировала 469 тыс. т органической продукции на сумму $189 млн. А в 2020 году этот показатель в стоимостном выражении увеличился до $204 млн. При этом в страны Европы было отправлено 73% от указанного объема поставок. В страны Северной Америки – 24%, Азии – 3%. По результатам 2020 года Украина заняла 4 место из 123 стран по объемам импорта органической продукции в ЕС. Международная торговля является одним из основных двигателей в развитии этой отрасли, — напоминает народный депутат.
Но из-за определенных изменений в составе правительства и реформах Минэкономразвития (например, запуск восстановленного Минагрополитики Украины), соответствующие подзаконные акты не были приняты.
«Соответственно, в силу объективных причин аккредитованные органы сертификации, государственные реестры, которые могут сертифицировать производство и оборот органической продукции, не начали свою деятельность. При таких условиях производство, импорт и дальнейшая реализация органической продукции в Украине стали невозможными», – говорит Соломчук.
С целью недопущения остановки торговли органической продукцией на территории Украины, связанной с невозможностью исполнения требований закона. А также для устранения препятствий для получения украинскими производителями государственной поддержки в сфере органического производства и обращения органической продукции и был инициирован важный законопроект №5440. Он получил необходимую поддержку, как на Грушевского, так и на Банковой.
Вступление в силу закона №1649-IX позволит нам в дальнейшем защищать интересы украинского бизнеса, создавать и поддерживать возможности для дальнейшего развития внутреннего органического рынка. Органическая продукция — одна из составляющих здоровья нации, а также действенный механизм развития экономики. Мы должны развивать и поддерживать отрасль органической продукции в Украине. Рад тому, что такое мнение разделяет большинство моих коллег – народных депутатов Украины.
Органика – это не только качественные продукты питания без ГМО, пестицидов, химикатов и транс-жиров, но и своего рода аграрная философия будущего. Именно во время выращивания и потребления органической продукции происходят процессы, которые способствуют сохранению природных ресурсов, защиты окружающей среды, восстановлению плодородия почв, повышению уровня биологического разнообразия, применению высоких стандартов благосостояния животных, здоровья фермера, который работает на земле, – подчеркнул Соломчук, комментируя принятие закона об органической продукции №1649-IX.
Что изменит закон «Об органической продукции» №1649-IX для потребителей, производителей и рынка?
Президента ГС «Органическая Украина» Елена Корогод назвала ключевую выгоду от принятого закона об органической продукции №1649-IX для потребителей, производителей и рынка.
Принятие закона №1649-IX (регистрационный номер №5440) и даже его подписание президентом Владимиром Зеленским не создают реальных механизмов регулирования органического рынка, и бизнес это хорошо понимает. Чего ждет бизнес? Оперативной реакции министерства экономики, что формирует политику в сфере органического производства, чтобы положения закона №1649-IX (5440) заработали и все игроки рынка смогли реализовывать формируемую органическую политику и соответствовать законодательству.
Ключевым и, прежде всего для реализации этой политики в принятом законе является, что продукцию с надписями био-, эко-, органик- без международного сертификата торговые сети или площадки уже сейчас не имеют права продавать.
Главное теперь украинская органическая продукция с международным органическим сертификатом продолжает уверенно и в законодательном поле завоевывать украинского потребителя. Вообще, этот закон №1649-IX абсолютно о развитии внутреннего органического рынка, о законодательных рамках конкурентных преимуществ органического сектора.
Ведь до этого времени международная органическая маркировка никак не была защищена в Украине, хотя рынок активно формируется уже более 10 лет. Поэтому уже успела появиться и даже укрепиться псевдо «эко — био — органик» продукция, которая однозначно занижает доверие к настоящему, честному органическому продукту.
Продукцию с надписями био-, эко-, органик- без международного сертификата торговые сети или площадки уже сейчас не имеют права продавать – каждая торговая точка обязана показать на запрос потребителя органический сертификат с перечнем продукции, – говорит Корогод, комментируя закон об органической продукции.
Руководитель проекта «Немецко-украинское сотрудничество в области органического сельского хозяйства» Штефан Дреесманн говорит, что скорость принятия закона и единодушие поддержки в Верховной раде является «показателем растущего влияния органического движения в Украине».
Закон имеет большое значение для многих слоев общества. Прежде всего, для потребителей, которые полагаются на то, что продукция с маркировкой «органическая» на самом деле была произведена в соответствии с установленным регулированием. Он также важен и для производителей органической продукции, которые по соображениям конкуренции должны полагаться на то, что неорганические производители не продают свою продукцию под маркировкой «органическая».
А также и для тех, кто торгует продовольственной продукцией – они также должны рассчитывать, что под органической маркировкой они получают только те продукты, которые были сертифицированы как «органические продукты», – говорит Дреесманн.
Опыт Германии и Европейского Союза показывает, говорит руководитель проекта «Немецко-украинское сотрудничество в области органического сельского хозяйства», что внутренний рынок органической продукции может развиваться только в том случае, если термин «органическая продукция» будет юридически защищен.
Внутренний рынок органической продукции Украины, экспорт и импорт за 2019 год
Если это гарантировано, а продукты, которые ложно помечены как «органические», изымаются с рынка, например, через прямой контроль в торговле, потребитель может доверять продукции. Внедрение такого регулирования стало началом неуклонно растущего спроса на органически произведенную продукцию в Германии и ЕС.
В связи с этим я убежден, что чрезвычайно важным является внедрение уже в ближайшее время украинского органического закона (закон Украины № 2496-VIII «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции») и появление украинского органического логотипа на полках магазинов.
Опыт Германии и ЕС показывает, что с органическим логотипом потребитель может увидеть, что такой товар является на самом деле результатом органического производства. Это значительно увеличивает спрос на эту продукцию.
Контроль псевдо органики в торговых точках (наличие сертификата, маркировка)
О механизме контроля псевдо органики в торговых точках (наличие сертификата, маркировки) напомнила председатель Госпродпотребслужбы Украины Владислава Магалецкая.
Госпродпотребслужба осуществляет государственный контроль (надзор) над органами сертификации и операторами, а также проводит мониторинг органической продукции на рынке с целью предотвращения попадания на рынок неорганической продукции, маркированной как органическая.
Органическая продукция, находящаяся в обращении, должна отвечать требованиям к производству органической продукции, но, прежде всего, соответствовать также требованиям законодательства в сфере безопасности и отдельных показателей качества. Вся органическая продукция должна быть безопасной к потреблению, исходить от клинически здоровых животных и содержать информацию о пищевом продукте, как того требует закон Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов».
Государственный надзор и контроль над безопасностью пищевых продуктов, в том числе и органического происхождения, осуществляется в соответствии с 5 законами Украины. Один из них: «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции».
Проводятся плановые и внеплановые проверки, которые можно выделить в три группы:
мониторинг органической продукции на рынке с целью предотвращения попадания на рынок неорганической продукции, маркированной как органическая;
проверка деятельности органов сертификации;
выборочные проверки деятельности операторов.
Меры государственного контроля осуществляются в форме аудита, инспектирования, пред убойного и после убойного осмотра, отбора образцов, лабораторного исследования (испытания), документальной проверки, проверки соответствия, физической проверки. В рамках мероприятий государственного контроля осуществляется государственный мониторинг.
Мероприятия осуществляются без предупреждения (уведомления) оператора рынка, кроме аудита и других случаев, когда такое предупреждение является необходимым условием обеспечения эффективности государственного контроля.
Аудит постоянно действующих процедур, основанных на принципах НАССР, проводится при условии уведомления оператора рынка не позднее, чем за три рабочих дня до осуществления такого мероприятия.
Плановые мероприятия государственного контроля осуществляются в соответствии с ежегодным планом государственного контроля. Ежегодный план государственного контроля на следующий год разрабатывается и утверждается компетентным органом до 1 декабря текущего года. Ежегодный план государственного контроля должен основываться на риск-ориентированном подходе и определять количество отборов образцов различных видов пищевых продуктов и кормов и их лабораторных исследований (испытаний) по определенным показателям.
Меры государственного контроля могут осуществляться внепланово в случае:
обнаружения несоответствия или появления обоснованного подозрения о несоответствии, а также в других установленных законом случаях;
представления субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;
выявления и подтверждения недостоверности данных, заявленных субъектом хозяйствования в документе обязательной отчетности, кроме случаев, когда субъект хозяйствования в течение месяца со дня первичного представления повторно подал такой документ с уточненными достоверными данными или если недостоверность данных является результатом очевидной описки или арифметической ошибки, которая не влияет на содержание поданной отчетности;
проверки выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения предварительного мероприятия органом государственного надзора (контроля);
обращения физического лица (физических лиц) о нарушении, которое повлекло ущерб его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии).
Господдержка производителей органической продукции в 2021 году
Третий важный момент закона – господдержка.
Напомним, что в бюджете на 2021 год заложили 50 млн. грн господдержки для производителей органической продукции. Сумма господдержки может увеличиться за счет перераспределения средств из других госпрограмм. Минэкономики планирует разделить эти средства так:
предоставлять производителям органической продукции финансовую поддержку в размере 5 тыс. грн на 1 га обрабатываемых угодий (но не более 20 га на хозяйство);
на одну голову крупного рогатого скота;
кроме того, аграрии получат возмещение до 30% стоимости затрат на проведение сертификации органического производства.
Сегодня это реальный шаг действий от парламента и правительства для подтверждения стратегического значения органического производства в экономическом развитии Украины.
«Последняя рыночная аналитика «Органической Украины» фиксирует только 5% органических продуктов питания собственного производства на полках торговых сетей, соответственно, 95% – это импорт. Так что потребность в законе №1649-IX и в поддержке внутреннего органического производства очевидна – еще есть очень много работы для формирования и развития органического рынка в Украине.
А что касается импорта, то пусть продаются, украинской продукции мало – без импорта трудно будет спокойно и уверенно наращивать мощности внутреннего потребления. Но, опять же, импортируемый продукт на торговой полке любого маркета должен быть с актуальным органическим сертификатом соответствующего иностранного органа сертификации, который официально внесен в Перечень органов иностранного сертификации», – говорит Корогод.
Производители одобряют внимание государства к себе и просят развивать его в дальнейшем с прицелом на данные ГС «Органическая Украина», в Украине около 500 тыс. га органических земель и 700 операторов органического производства.
Как понять логику господдержки производителей органической продукции, исходя из озвученных цифр и предусмотренных государством направлений помощи из бюджета?
Ее объясняет президент ГС «Органическая Украина» Елена Корогод:
Стоимость сертификации в среднем – 70 тыс. грн в год. 30% компенсации стоимости – это 21 тыс. грн на каждого оператора – уже 15 млн. грн. Из 700 операторов около 350 – это производители, которые непосредственно производят органическую продукцию, то есть работают на земле, занимаются плодородием почв. Каждому из них планируется по 100 тыс. грн (по 5 000 грн на 1 га органических земель, но не более 100 тыс. грн на хозяйство). Это уже 35 млн. грн.
Далее по господдержке органического животноводства — 5 000 грн на органическую корову. Важная поддержка для животноводства, ведь, как я говорила ранее, именно молочная органическая продукция занимает 65% потребления продукции украинского производства. На самом деле, мы посчитали каждую органическую корову, и это очень мало – в Украине всего около 4000 голов КРС со статусом органик, которые содержатся в 5-х животноводческих хозяйствах и на них уже необходимо 20 млн. грн.
Минимальный органический бюджет на господдержку в этом году должен был быть 65 млн. грн – 10 млн. грн сертификация, 35 млн. грн земля и 20 млн. грн животноводство. Имеем 50 млн. грн, и очень надеемся, что они будут распределены между операторами в 2021 году – именно такую возможность фиксирует пункт 2 закона №1649-IX.
Органическое производство должно иметь с самого начала четкую, упорядоченную систему хозяйствования, поэтому со стороны производителей подтвердить органический статус и мощности производства будет очень легко – мы же ожидаем оперативной реакции министерства по разработке подзаконных актов, ведь на сегодня, на август, распределение средств еще и не начиналось.
Что сектор органической продукции получит из бюджета в 2022 году?
Размер субсидии в органическом животноводстве должен соответствовать стоимости дополнительного содержания и ухода органических животных, а также потерь, недополученной прибыли ради честного предложения потребителю, которые несет производитель при лечении животных даже разрешенными в органическом животноводстве препаратами, говорит Корогод.
«Это около 10 тыс. грн на одну единицу КРС, что составляет 40 млн. грн в год государственной поддержки органического животноводства. В общем, государственная поддержка органического производства должна увеличиться в 5-7 раз уже в 2022 году, до 35 млн. гривен. И это не про просьбы денег у государства, это про абсолютно логичное, правильное распределение бюджета страны, которое наполняем все мы, украинцы, для нашего же здоровья и благополучия, здоровой экологии и климатически-дружественного сельского хозяйства.
Именно и точечная дотация с устойчивым, пролонгированным эффектом, о которой так любят говорить некоторые политики», – говорит она и добавляет, что в идеале хотелось бы, что все 500 тыс. органических гектаров умножить на 5 000 грн – и получить 2,5 млрд. грн на плодородные органические земли».
Дмитрий Соломчук уверен, что 50 млн. грн господдержки производителям органической продукции – это только начало!
«Сейчас на правительственном уровне утверждена стратегия на 10 лет по увеличению площади земель с органическим статусом – до 1,3 млн. га, почти в 3 раза. Вместе с этим ожидается и увеличение экспорта органической продукции до $1 млрд. к 2030 году. Украина считается одним из важнейших поставщиков органического аграрного сырья и продукции ее переработки в страны ЕС, а география экспорта органической продукции, произведенной в Украине, достаточно разнообразна.
Для достижения поставленных целей мы должны всячески поддерживать отечественное органическое производство, в том числе через разработку программ финансовой поддержки производителей-органиков. Опыт правительств Скандинавских стран и Балтии подтверждает, что субсидии и поддержка государства будет способствовать не только существенному росту объема производства органической продукции, но и ее продажи», – говорит он.
Кроме того, рост органического производства в Украине является одним из индикаторов целей устойчивого развития. Органика является частью соглашения об ассоциации и важной частью Европейского интеграционного процесса.
«Нам крайне важно предоставлять соответствующие сигналы инвесторам и делать реальные шаги на пути поддержки органического производства как долгосрочной перспективы, гарантированной государством, чтобы производители планировали, и вкладывались в развитие органики. Поэтому я уверен, что субсидии для органиков в 2021 году – это начало долгого перспективного пути в органическом строительстве.
Государственная поддержка будет обеспечена как минимум до 2025 года. Ведь мы должны работать не только над тем, чтобы поддерживать развитие и популяризацию органического производства, чтобы наша органическая продукция была на европейских прилавках.
А, в первую очередь, озаботиться тем, чтобы качественную органическую продукцию потребляли украинские школьники, детские сады, рядовые украинские потребители фокусировались на здоровом образе жизни и были осведомлены о ценности органических пищевых продуктов и напитков. Это приоритет. Мы должны поддерживать долгосрочные инициативы, которые нацелены на устойчивое развитие», – говорит Соломчук.
Руководитель проекта «Немецко-украинское сотрудничество в области органического сельского хозяйства» считает, что государственная поддержка органического производства в будущем должна использоваться для того, чтобы заинтересовать производителей органической продукции сертифицироваться в соответствии с требованиями украинского органического законодательства.
«А это означает не только поддержку сертификации и площадей, которые находятся в обработке в соответствии с украинским законодательством, но и поддержку других направлений, таких как маркетинговые мероприятия и предоставление консультаций. Кроме того, средства также должны выделяться для содействия внедрению органического питания в школах. Опыт Германии и ЕС показывает, что сочетание этих мер может способствовать значительному увеличению количества производителей органической продукции и росту спроса на эту продукцию», – подчеркивает он.
Штрафы для производителей отменяются
Четвертое следствие закона №1649-IX состоит в том, что штрафов для производителей за нарушение закона Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции» — не будет.
Суть объясняет координатор органического компонента швейцарско-украинской программы «Развитие торговли с более высокой добавленной стоимостью в органическом и молочном секторах Украины» Наталья Прокопчук.
Кроме введения в правовое поле органических производителей, что производят и продают свою продукцию в Украине. И которые сертифицированы в соответствии с иностранным органическим законодательством (большинство из них – в соответствии с органическим законодательством ЕС) и возможностей получения государственной поддержки впервые в истории Украины, законопроект №1649-IX устранит угрозу применения штрафных санкций и рисков в репутации.
За несоблюдение норм закона Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции», которые субъекты хозяйствования (производители, представители розничной торговли, органы иностранной сертификации) в силу объективных причин не могут выполнить.
Ведь производитель не может стать оператором (и маркировать свою продукцию как органическую) и появиться в Реестре операторов, пока не появится реестр в органах сертификации.
А этот реестр не появится, пока не пройдет процесс аккредитации. А аккредитация не начнется, пока не будут поданы документы от предприятия, учреждения, организации или их подразделения, что претендует на внесение в Реестр органов сертификации с документом, подтверждающим наличие, по крайней мере, одного инспектора из соответствующей области органического производства и/или обращения органической продукции, который работает на постоянной основе.
А это возможно только после подтверждения специальных знаний инспектора по органическому производству и/или обороту органической продукции в сфере органического производства согласно соответствующему порядку Минэкономики. Так что пройдет еще определенное время, пока появится первая органическая продукция, производство и оборот которой будет сертифицирован в соответствии с органическим законодательством Украины и которая будет маркирована государственным логотипом Украины для органической продукции, – говорит она.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.