Всего за этот период украинцам «подарили» лекарств на 600 млн. грн. С программой сотрудничает 6,7 тыс. лицензированных аптек, каждая третья в нашей стране.
Благодаря реализации программы также выявлено, что половина фармрынка в Украине – это медикаменты, которые не имеют доказанной клинической эффективности, следовательно, от такого лечения нет пользы. Медпрепараты в рамках программы «Доступные лекарства» рекомендует Всемирная организация здоровья (ВОЗ) и они имеют доказанную клиническую эффективность.
Сегодня «Доступные лекарства» покрывают три вида заболеваний (нозологии): сердечно-сосудистые, диабет второго типа и бронхиальная астма. В перспективе планируется дополнять программу другими нозологиями – на очереди хронические заболевания желудочно-кишечного тракта и депрессивные состояния. Будет увеличиваться и государственное финансирование.
Читайте также: Врачебная ошибка. Чем она грозит, и защитит ли нас от нее медицинская реформа
Расширяя программу «Доступные лекарства», Министерство здравоохранения обещает полностью прекратить закупку лекарств по действующим государственным программам (всего их сейчас 38). На них в этом году в бюджете выделено почти 6 млрд. грн. Попадают ли в больницы и к пациентам эти препараты в полном объеме?
«Главком» уже писал о том, что медикаменты, которые поступают в больницы по госпрограммам, очень часто прямым ходом перекочевывают в аптеки, которые функционируют прямо на территории этих медучреждений. И там цены значительно выше, чем в других аптеках.
С помощью программы «Доступные лекарства» планируется полностью ликвидировать лазейки для такой коррупции. Ведь теперь государство будет финансировать потребность конкретного больного, а не будет поставлять лекарства неизвестно кому. Будет введена электронная отчетность для аптек и учреждений здравоохранения. Кроме этого, будут введены электронные рецепты — пилотный проект должен начаться весной в 4-5 областях и городе Бахмут Донецкой области.
Программа «Доступные лекарства» использует 198 препаратов 43-х производителей, из которых 17 – Украина, 21 – ЕС, 4 – Индия, 1 – Израиль
Об итогах прошлого года и нововведениях по программе «Доступные лекарства» «Главкому» рассказал заместитель министра здравоохранения Роман Илик.
Регионы не использовали около 100 млн. грн. из выделенных средств на эти цели в бюджете в размере 700 млн. на «Доступные лекарства». Начиная с декабря 2017-го и до этого времени, в некоторых поликлиниках перестали выписывать рецепты на бесплатные препараты по правительственной программе. С чем это связано?
Правительственная программа «Доступные лекарства» начала свою работу в апреле 2017 года и стала ярким примером децентрализации: когда центральный орган власти разрабатывает политику и направляет ее реализацию на уровень муниципалитетов. В декабре прошлого года был вовремя принят государственный бюджет-2018, поэтому у местной власти не было реальных оснований не принимать свои бюджеты на 2018 год. Есть муниципалитеты, где быстро приняли бюджет, а потому все бюджетные процессы проходят вовремя, а есть и такие, где двигаются с задержкой.
Для примера — ситуация в городе Черкассы. Казначейская служба уже перечислила средства, а вот местная власть не приняла даже проект бюджета. Результат – распорядители средств (обычно это учреждения здравоохранения) деньги получить не могут. Реализация проекта «Доступные лекарства» напрямую связана с финансированием: если финансирование есть у распорядителя средств, то, безусловно, аптечные учреждения выдают лекарства по рецептам и, соответственно, происходит реимбурсация (возмещение стоимости препаратов от государства).
«Мы получили на некоторые группы препаратов почти вдвое меньшую цену»
Государство своевременно перечисляет средства на места?
Если говорить о механизме финансирования программы «Доступные лекарства» из госбюджета, то в 2017 году он работал, как швейцарские часы, что в наших условиях бывает достаточно редко. В течение многих лет достаточно часто были перебои в финансировании многих государственных программ, а с «Доступными лекарствами» никаких системных проблем. Наоборот, с 700 млн., которые были предусмотрены на программу в 2017 году, около 100 млн. остались не использованными и их вернули в бюджет. Это средства, за которые можно было бы пролечить еще тысячи людей, но в регионах с этим не справились.
Следовательно, отдельные муниципалитеты могли бы сработать гораздо лучше. Когда же в конце года встал вопрос, что средства не будут полностью использованы, мы (Минздрав) не пытались заставить их «освоить». Наша конечная цель – не успешное «освоение», а доступность жизненно необходимых лекарств, прежде всего для тех, у кого ограниченная финансовая состоятельность.
В целом программа имеет очень позитивные тенденции: 9 из 10 украинцев поддерживают проект возмещения стоимости лекарственных средств. Для того чтобы принять участие в программе «Доступные лекарства», производитель должен предложить цену на препарат, не превышающей средние действующие цены в пяти европейских странах – Чехии, Польши, Словакии, Венгрии и Латвии.
Сочетание рыночной цены с возмещением дало очень хороший результат: мы получили на некоторые группы препаратов цену почти, вдвое меньшую. В среднем, благодаря реферированию (сравнению) цен, стоимость лекарств, которые есть в программе, снизилась на четверть. Однако если бы мы не использовали механизм реферирования, государство возмещало бы на 25% больше.
Значит, мы не только снизили цену, но и увеличили потребление лекарственных средств, которые относятся к категории жизненно необходимых, лекарств, имеющих доказанную клиническую эффективность, и их рекомендует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Это очень важный результат, ведь как минимум половина рынка в Украине – это лекарственные средства, которые не имеют доказанной эффективности.
Каким образом рассчитывается оптовая цена лекарственного средства для производителя?
Расчет предельной (референтной) стоимости лекарственного средства базируется на средней рекомендуемой суточной дозе препарата. Почему так? Количество таблеток в упаковке у разных производителей может быть разной: 20, 30, 50. Так же и дозировка действующего вещества в таблетке каждой отдельной торговой марки бывает разной.
Именно поэтому, чтобы установить равные требования для всех производителей, основой для расчета предельной стоимости препарата была взята рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения средняя суточная доза определенного действующего вещества, которую должен употребить больной.
Для примера: ВОЗ рекомендует пациенту принимать в день 2 мг определенного лекарственного средства. У одного производителя в 1 таблетке содержится 1 мг, а в другой – 2 мг. Если у каждого из производителей одинаковое количество таблеток — допустим 30, то стоимость первого лекарственного средства должна быть вдвое дешевле.
Общий объем фармацевтического рынка Украины? Сколько всего наименований медицинских препаратов зарегистрировано в Украине и сколько использует программа «Доступные лекарства»?
Объем фармрынка Украины в 2016 году оценивался в 60 млрд. грн., за 9 месяцев 2017 года — около 51,5 млрд. Всего в Украине зарегистрировано 13 339 лекарственных средств. В правительственной программе «Доступные лекарства» используется 198 наименований, многие из которых иностранного производства. Из 43 производителей, которые сейчас принимают участие в программе, только 17 – украинские (123 отечественных препаратов). Для вхождения в эту программу установлены одинаковые для всех правила.
Участие в программе добровольное, мы не заставляем фармацевтических производителей входить в проект. Мы ставим условие: если хотите участвовать, дайте цену такую, что не выше средней референтной цены в странах Восточной Европы.
Относительно качества лекарственных средств. Мы приглашаем к участию в проекте по действующему веществу – по международным непатентованным названиям. Значит, мы не сводим требование участия в программе до каких-то коммерческих названий, каких-то комбинированных форм конкретного фармпроизводителя. Перечень этих действующих веществ был сформирован нашими национальными экспертами.
При Минздраве действует совещательный орган – экспертный комитет, который проанализировал три группы заболеваний: сердечно-сосудистые, бронхиальная астма и диабет второго типа и рекомендовал для лечения этих заболеваний признанные в мире эффективными действующие вещества. По ним мы и приглашаем фармацевтических производителей.
«На программу «Доступные лекарства» в 2018 году выделен миллиард»
Минздрав обещает расширять программу, значит, кроме вышеупомянутых трех видов заболеваний, возможно, будут финансироваться и препараты от других болезней?
На 2018 год в государственном бюджете на программу выделено 1 млрд. грн. Несколько месяцев мы работали над тем, чтобы расширить «Доступные лекарства». Мы стремились увеличить количество лекарственных средств и заболеваний, лечение которых является приоритетным.
Рассматривали разные варианты – более 10 групп заболеваний. Но пришли к выводу, что пока будем углублять действие программы за уже выбранными тремя нозологиями, чтобы охватить как можно больше больных, дойти как можно глубже: в село, чтобы максимально обеспечить лекарствами тех пациентов, которые еще не пользуются программой. А, уже начиная со второго полугодия 2018-го, планируем включить в программу пациентов, которым осуществлена трансплантация органов.
В этом году впервые за годы независимости Минздрав начинает пилотный проект по трансплантации органов и других анатомических материалов от неродственного донора. В государственном бюджете на 2018 год на этот проект заложено более 112 млн. грн. После трансплантации пациент до конца жизни должен принимать лекарства, так называемые иммуносупрессоры.
Поэтому мы предлагаем включить четыре действующих вещества в проект «Доступных лекарств». Если правительство и профильные органы согласуют эту инициативу, лекарства, предупреждающие отторжение пересаженных органов, начнут реимбурсацию уже во втором полугодии.
Если говорить о других нозологиях, среди которых, в частности, депрессивные состояния и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта – это перспектива, сигнал для фармрынка о том, в каком направлении министерство планирует двигаться дальше.
Вы упомянули деревню, но даже под Киевом люди не охвачены программой. Такая ситуация во многих регионах. Что нужно сделать, чтобы крестьяне также получали бесплатные лекарства?
Осведомленность населения о правительственной программе достаточно неплохая – каждый седьмой-восьмой пациент знает о проекте «Доступные лекарства». Другое дело, что более 30% населения Украины проживает в деревнях, где доступ к лечению ограничен – нет больницы, врача или аптеки. В маленьких селах, где есть фельдшерско-акушерский пункт, эту проблему еще можно решить. Фельдшер имеет право заключить соглашение с лицензированным аптечным заведением, которое участвует в программе, и получить лекарство наперед и выдавать их больным.
Позже фельдшер подготавливает и представляет отчетность в аптеки по рецептам, которые выписал, а аптечное учреждение получает средства от распорядителя (учреждения здравоохранения или муниципалитета), с которым оно имеет соглашение.
Механизм законодательно урегулирован. Другое дело, как это происходит на местах. Безусловно, есть вопросы к местной власти: она должна распространять программу и в селах тоже.
В апреле прошлого года, как только стартовала программа «Доступные цены», в перечне лекарственных средств, который был размещен на сайте МИНЗДРАВА, цены на лекарства от производителей по непонятным причинам были значительно выше, чем в аптеках. Почему сейчас этот перечень перестали вывешивать на сайте?
Этот перечень можно спросить у каждого работника аптечного учреждения, которое участвует в программе. Также он есть в свободном доступе на сайте правительственной программы «Доступные лекарства» — liky.gov.ua. Там указана цена каждого препарата, который участвует в программе.
Более высокие или низкие цены на препараты в аптеках, которые не участвуют в программе — прямое нарушение законодательства. В постановлении, которое регулирует «Доступные лекарства», четко прописано, что стоимость препаратов, которые используют в программе, должна быть одинаковая во всех аптеках. В том числе и в тех, которые не принимают участия в программе.
Поэтому есть вопросы к государственному органу, который осуществляет контроль над политикой ценообразования – это Госпродпотребслужба. Есть вопросы и в Антимонопольный комитет, поскольку он также должен контролировать, чтобы не было сговора между аптечными учреждениями и фармпроизводителями. Искусственное занижение цен в аптеках — это нарушение законодательства.
Почему иногда даже недорогие медицинские препараты, выписанные по программе «Доступные лекарства», государство не полностью возмещает пациентам?
Есть несколько основополагающих правил возмещения. Первое – мы направляем пациента правильным маршрутом: он обязательно должен прийти к семейному врачу за рецептом, в котором врач должен указать не торговую марку препарата, а действующее вещество. С этим действующим веществом есть целый арсенал различных лекарственных средств – и отечественных, и импортных, которые пациент может получить по программе.
И здесь действует следующее правило: государство полностью возмещает стоимость того препарата, цена которого является наименьшей – такой препарат пациент получает бесплатно. Если пациент выбирает другой препарат, который является более дорогим, но участвует в программе – он доплачивает разницу.
Сейчас Минздрав формирует новый реестр лекарственных средств по программе «Доступные лекарства». Чтобы увеличить количество лекарств, которые государство будет возмещать на 100%, мы вводим новый механизм для производителей. После того, как все заявки будут поданы в Министерство, у производителей, ценовые предложения которых не превышают 5% от самого дешевого препарата, будет дополнительно 5 дней, чтобы пересмотреть и снизить цену.
Это означает: если у нас по 21 действующему веществу было 32 лекарственных средства, которые пациенты могли получить бесплатно, теперь можно спрогнозировать, что после этого нововведения их уже может стать значительно больше.
Мы убеждены, что фармпроизводители согласятся снизить цену к минимальной цене, и тогда их лекарства будут выдавать больным бесплатно. Следовательно, количество бесплатных лекарств будет расти, и перечень этих лекарств также будет увеличиваться.
Кроме того, с изменением вышеназванных правил добавились еще два действующих вещества, одно из которых – для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, второе — для диабета второго типа. Это означает, что еще с десяток новых препаратов войдут в правительственную программу «Доступные лекарства».
Автор: Наталка Прудка
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.