Руководитель «Укравтодора» Славомир Новак: Дороги в отличие от политических сил имеют только один цвет – черный

22.02.2019 – Руководитель «Укравтодора» Славомир Новак в интервью УНИАН рассказал о планах по ремонту и строительству дорог, о проценте выявленных недостатков после ремонтов, а также о том, что будет с мостами-долгостроями и о стоимости первой платной дороги из Львова в пограничный Краковец.

Читайте также: Славомир Новак: Не вижу ничего плохого в том, что политики пиарятся на дорогах

Министр Владимир Омелян: Я рад, что авиация третий год подряд демонстрирует бурный рост

Строительство дорог как национальный проект

Директор «Белавтодора» Юрий Масюк: Любой подрядчик, который приходит на новый рынок, в первую очередь – конкурент

Евгений Кравцов: То, что об одной поломке Бориспольского экспресса до сих пор говорят, мы воспринимаем как рекламу

Зима заканчивается, а дороги, традиционно, тают вместе со снегом. Яркий пример — весной 2018 года «Укравтодор» совершил аварийный ремонт трассы Киев-Одесса. Но недавно на этой дороге произошла крупная авария из-за ямы, да и вообще по ней тяжело ездить. Почему это происходит?

Ямочный ремонт — это аварийное мероприятие для обеспечения проезда. Никто в мире не дает гарантий на такие виды ремонтов. Другое дело – средние и капитальные ремонты, на которые с прошлого года в Украине ввели обязательное условие при заключении контрактов – от пяти до десяти лет гарантии.

Когда после зимы на трассе, где в прошлом году работали дорожники, снова появляются ямы, это однозначно дорога, на которой полноценные ремонты не проводились лет десять-пятнадцать. Там из-за нарушения покрытия был обеспечен только временный проезд. Выражение – «дороги сошли вместе со снегом» – касается только ямочного ремонта. Дороги, которые мы полноценно отремонтировали в 2017-2018 годах при правильном содержании, будут служить долго.

Люди высмеивают ситуации, когда латают ямы зимой. Вообще, это – нормально? 

Зимой мы делаем аварийный ремонт. Есть технология холодного асфальта, который мы используем в зимний период. Когда есть большая яма, ее надо ликвидировать даже зимой.

Но вернемся к трассе Киев-Одесса. Еще в 2013 году тендер на реконструкцию участка этой дороги выиграла донецкая компания «Альтком», однако работы до сих пор не завершены. Сколько это будет продолжаться? 

Компания «Альтком» работает на участке, ремонт которого финансируется за счет международных средств. Надеюсь, что, наконец-то, в этом году работы завершатся. Эта компания попала в форс-мажорные обстоятельства. По ее данным, более 70% активов остались на неподконтрольной территории. Мы это понимаем. Уже дважды пролонгирован контракт, есть согласование банков и Минфина о продлении контракта до сентября этого года. Но это – в последний раз.

Почему мы соглашаемся? Компания доказала, что имеет достаточно оборотных средств, есть деньги на счетах, есть соглашения с субподрядчиками на установку освещения, ограждения, шумопоглощающих экранов.

Когда же трасса Киев-Одесса будет отремонтирована полностью?

Компания «Альтком» проводит ремонт только участка дороги в Киевской области. От этого участка на юг до границы с Черкасской областью, в этом году мы также планируем ремонт. В ближайшие месяцы, надеюсь, сможем объявить тендер на капитальный ремонт за счет экономии средств из других международных проектов. Есть 50 миллионов евро, сэкономленных на других проектах, которые мы хотим направить именно на эту дорогу. Чтобы отремонтировать этот участок, необходимо, как минимум, два строительных сезона.

Также в этом году начинаем ремонт трассы от границы с Черкасской областью в рамках проекта GО Highway (транспортный коридор, который соединит скоростной дорогой Балтику и Черное море). На этот год предусмотрено 200 миллионов гривен. Шаг за шагом будем идти на юг, капитально ремонтируя всю дорогу.

А в северной части этой дороги все хорошо? 

В принципе, да. На этой части был выполнен капремонт участка, который планируем завершить в этом году. Мы завершаем ремонт дороги на Киев и идем в Одессу. Но я хотел бы подчеркнуть один нюанс. Коридор Киев-Одесса ранее имел репутацию скоростной, качественной дороги.

Однако когда мы делали технико-экономическое обоснование и проектную документацию для ремонта, осуществляли детальные исследования, то оказалось, что на некоторых участках… нет основы. Как строили в 2003-2005 годах, я не знаю. Думал, что дорога более-менее здорова, держит профиль, и при капремонте сможем немного сэкономить средств… Оказалось – не так. Поэтому придется менять полностью основу, а это – большие расходы.

Вы заявили, что в этом году «Укравтодор» на содержание дорог получит 33,4 миллиарда гривен, однако на строительство, реконструкцию и ремонт трасс государственного значения будет направлено лишь 20 миллиардов. Именно на какие?

Точнее, на ремонт и строительство дорог пойдет 18 миллиардов гривен. Есть несколько приоритетных проектов. Во-первых, проект GО Highway, который мы реализуем с 2017 года. В текущем году планируем в рамках этого проекта, почти полностью завершить участок от Львова до Умани. На следующий год останется обход Винницы и еще несколько участков. Но в 2019 году эту часть коридора уже реализуем. На это потратим 4 миллиарда гривен.

Также в рамках проекта GО Highway отремонтируем часть участка трассы Киев-Одесса в Киевской и Черкасской области.

Планируем завершить мост через Хаджибейский лиман в Одесской области, который строится с 2008 года. Планируем ремонт подхода к Николаеву. Есть также отдельная программа Запорожье-Мариуполь. В этом году она будет завершена практически полностью в Донецкой области. В этом году на эту трассу выделили 1 миллиард. Если в следующем году будет выделено еще полтора миллиарда, то эта дорога будет полностью завершена.

Также планируем отремонтировать Р-51 Павлоград — Лозовая – на это предусмотрен один миллиард гривен. Кроме этого, имеем 500 миллионов на Львовский инвестпроект.

А когда отремонтируют многострадальную трассу Кропивницкий-Николаев?

На трассу Н-14 Кропивницкий-Николаев направим 1 миллиард гривен. В этом году ремонт будет завершен на участке от Кропивницкого до границы с Николаевской областью. В самой Николаевской области начинаем строительство бетонной дороги в сторону Николаева. В общем, за два-три года эту дорогу планируем отремонтировать полностью.

Как продвигается проект глобальной реконструкции направления Киев-Днепр? 

Там есть два сообщения – южное и северное. Сейчас фокусируемся на северном сообщении. Строим бетонную дорогу Н-31 Днепр-Решетиловка, на которую в этом году предусмотрено два миллиарда гривен. Параллельно ремонтируем М-03 Киев-Харьков-Довжанский, дорога является продолжением направления Киев-Днепр. Надеюсь, что за два года мы сможем совершить этот коридор.

Хорошо. Скажите, а когда будет уделено должное внимание нашим туристическим маршрутам? Ведь большинство автодорог в Карпатах, например, до Славского, Драгобрата, в центральной Украине – в Гоголево, Опошни, Канева, ужасные – и, хотя соответствующие места и есть в путеводителях, добраться туда крайне трудно?

Маленькие туристические маршруты — преимущественно местные дороги. Благодаря децентрализации именно местные власти должны выделять деньги на их ремонт. Конечно, всегда нужно больше. Но впервые за годы независимости на дороги местного значения направлен такой объем средств (в прошлом году 11, 5 млрд. грн., в этом году – 14,5 млрд. грн.). Такие дороги — ответственность местных властей.

Конечно, мы согласовываем планы местных властей по ремонту дорог и обращаем внимание на то, чтобы, прежде всего, направлять средства на дороги с большим трафиком. Нужно фокусироваться на транспортных коридорах между районными центрами.

В отношении «Укравтодора», то мы отвечаем за дороги государственного значения и стараемся справедливо распределить средства по всей стране. Мы отделяем отдельные программы, которыми показываем приоритет для государства, а также на этот год есть около 6,8 миллиарда общей программы. Эти средства будут направлены, в том числе, на туристические маршруты.

В прошлом году в стране было восстановлено около 3,8 тысячи километров дорог. Сколько отремонтируют в этом году в целом, и «Укравтодор» в частности? 

Что касается дорог, за которые мы отвечаем, то, думаю, что будет восстановлено на уровне предыдущего года – от 1500 до 1800 километров. Про местные дороги мне трудно сказать, ведь это – ответственность местной власти. Считаю, что ни меньше уровня предыдущего года, а может и больше. Напомню, в этом году ОГА имеют финансирование на 3 миллиарда больше, чем в предыдущем.

Сколько километров построят и сколько отремонтируют?

Не более 5% составит новое строительство. Для нас первоочередная задача – ремонт дорог, текущий средний и капитальный. Однако мы постепенно отходим от текущего среднего ремонта. Планируем в строительном сезоне 2021 года полностью отказаться от него в пользу капитального.

Но не надо забывать, что капитальный ремонт требует полноценной документации, а бюрократия в Украине очень сложная. Плюс капремонт – это существенное увеличение расходов. Правда, такой вид ремонта более долговечен, поэтому гарантия на него десять лет (на средний ремонт – пять лет).

Новое строительство в этом году планируем за счет международных средств: северный объезд Львова, строительство дороги Львов-Тернополь в рамках GО Highway, а также восточный объезд Тернополя в рамках первого в истории дорожной отрасли Украины гранта от ЕС. Это помощь, деньги, которые украинским налогоплательщикам не придется возвращать. Но людям, надо откровенно сказать – новое строительство будет осуществляться за счет открытия новых кредитных линий, а за счет государства будем ремонтировать. Так будет лет пять…

Что планируете делать с мостами-долгостроями? Например, в Запорожье, Кременчуге… 

Интересно, что в украинском языке есть слово «долгострой». Потому что таких объектов по стране много. В этом году мы закончим переход через Хаджибейский лиман, который строят уже 11 лет. Также планируем строительство шести развязок на подъездах к Киеву, которые строятся 10-15 лет. На самой трассе Киев-Одесса есть 11 незавершенных развязок, также такие объекты есть на подходах к Херсону и так далее. Мы будем шаг за шагом их завершать. Ситуация в Запорожье сложная.

В 2017 году Государственная архитектурно-строительная инспекция остановила работу в связи с опасностью. После этого я решил, что мы полностью останавливаем работы на этих мостах, делаем новую проектную документацию. Объявили тендер и в течение этого года ожидаем завершения проектных работ. Думаю, что будем готовы объявить тендер на строительные работы со следующего года. Но первоочередная задача — навести порядок на объектах, где до сих пор хотели завершить строительство мостов какими-то странными домашними способами, что опасно.

Кстати, на многих украинских дорогах областного и, особенно, районного и местного значения нет разметки, или есть, только, осевая, но и она в очень плохом состоянии. Почему так? Кто за это отвечает? 

Мы контролируем ситуацию. Я постоянно подчеркиваю, что во время ремонта должна быть временная разметка, а после его завершения подрядчики должны немедленно наносить постоянную разметку. За это отвечает заказчик. Если дорога государственного значения, то отвечает Служба автомобильных дорог области, если местного значения – облгосадминистрация.

Хотел бы обратиться к гражданам – если увидели, что дорога завершена, а разметки нет – передавайте нам информацию для срочного исправления ситуации.

Проводит ли «Укравтодор» проверку качества отремонтированных и построенных дорог? 

Мы создали четырехуровневый контроль качества. Сначала на уровне заказчика – служб автомобильных дорог, затем – центральное учреждение, которое подчиняется «Укравтодору» – «Доркачество», далее – независимый контроль. Привлекаем независимого инженера-консультанта по международным контрактам, а с 2018 года – на всех объектах капитальных ремонтов. Важным этапом является общественный контроль.

Отдельно стоит заметить, что с 2018 года по всем контрактам имеем гарантию на ремонт и принимаем выполненную работу только после проверки качества нашей службой. Должны учитывать, что дополнительный контроль – дополнительные средства в пределах 3% стоимости контракта.

Сколько работ было проверено и сколько выявлено нарушений?

На каждой площадке имеем постоянный контроль качества. Также в конце и в начале строительного сезона делаем проверку объектов, которые были завершены в предыдущем году. Процент выявленных недостатков за предыдущий период – около 4-5% по всей стране. Это невысокий уровень.

Мы не делаем из этого проблем, ведь подрядчик должен устранять недостатки за свой счет. В 2018 году работниками предприятия «Дорожный контроль качества» осуществлялся контроль дорожных работ на объектах нового строительства, реконструкции, капитальных и текущих средних ремонтов во всех областях Украины. С начала 2018 года проведено 892 комплексные проверки во время ремонтов на дорогах государственного значения.

Нарушений со стороны подрядных организаций немного и они разные. Это – недостаточный розлив вяжущего перед настройкой следующего слоя, хромает ровность покрытия, несоблюдение температурных режимов во время укладки асфальтобетонной смеси, отсутствие или несоответствие организации дорожного движения схемам, которые устранялись в процессе выполнения дорожных работ.

По состоянию на 20 сентября 2018 года, предприятием «Дорожный контроль качества» проведено обследование технического состояния построенных и отремонтированных объектов в 2017 году. Мониторинг выполнения работ провели на 222 объектах автомобильных дорог протяженностью более 700 километров. На 5 декабря 2018 года выявленные недостатки были в основном устранены, работы по ликвидации дефектов, что остались, продолжатся с наступлением благоприятных погодных условий.

Подрядчики будут ликвидировать дефекты в Днепропетровской, Житомирской, Киевской, Ровенской, Тернопольской, Черновицкой и Черниговской областях на 10 объектах, что составляет 4,5% от общего количества отремонтированных объектов. Повторная проверка ремонтов 2018 года начнется с марта.

Интересно узнать, когда строители дорог переделывали или возвращали деньги в течение гарантийного срока. Сколько таких случаев за последний год, как работает система? 

Случаев, когда мы обращались в правоохранительные органы об открытии соответствующих производств, было пять. Я общался с генпрокурором и просил, чтобы он лично взял под контроль ход дел, чтобы на уровне областей не было договоренностей. Эти дела касаются существенного нарушения технологии. Например, в документах прописано одно, а на дороге имеем другое. Переделывать – эти компании отказываются, аргументируя тем, что нарушений якобы не было. В таких случаях пусть решает суд.

Я всегда говорю, что недостатки – это нормальная часть технологического процесса. Если пошла трещина, то нужно просто срезать участок и сделать все по технологии. Кстати, 96% всех недостатков исправлено сразу после завершения работ.

Недавно вы сообщили, что строительство первой платной дороги из Львова в польский Краковец начнется в 2020 году. Сколько будет стоить проезд? 

Должны брать как ориентир европейские цены. Но, все же, в Украине будет немного дешевле. Средняя цена строительства автобана в Европе – 10 млн. евро за километр. В Украине, думаю, выйдет не более 5-6 миллионов евро за километр. Поэтому цена проезда не будет больше 7-10 евроцентов за километр (то есть 2-3 гривны за километр).

Ожидается ли строительство концессионных дорог?

Мы должны для начала построить эту дорогу, и показать, что в Украине можно сделать концессию. И что это будет прибыльный бизнес для концессионера и удобный – для государства и его граждан. Конечно, параллельно делаем предложения международным партнерам, например, для трассы Киев — Белая Церковь с новым входом в Киев. Если кому-то интересно — пожалуйста.

Но у меня одно условие – это должно быть исключительно новое строительство. Никаких браундфилд-проектов, которые наши друзья из ЕС предлагали. Я имею в виду, взять существующую дорогу и отдать ее в концессию.

В мире применяются новые технологии строительства дорог. Например, добавление к асфальту резины, использование отходов пластика, или даже строительство автобанов из солнечных батарей. В Украине это возможно? 

Мы начинаем воплощать интеллектуальную транспортную систему-ITS. Внедряем Weight in Motion – взвешивание транспорта в движении. Относительно новых технологий при строительстве, то в Украине используются все европейские ноу-хау. Вопрос лишь в качественном их использовании.

В последнее время в Украине появилось мощное лобби строительства бетонных дорог. Прекрасно. Только такие дороги надо строить там, где это оправдано. Решение должно приниматься только на основе профессионального анализа конкретной ситуации, целесообразности технологии в зависимости от климата, типа почв, доступности ресурсов и цен.

Есть куча мифов о бетонных дорогах. Они лучше, чем асфальтные? 

В мире есть две дорожные религии, две современные технологии строительства дорог — асфальтобетонная и цементобетонная. Европейская культура строительства дорог основана на асфальтобетонных технологиях, американская – на цементобетонных. Так сложилось, что в США много цементобетонных заводов, и поэтому эта технология им удобнее. Бетонная дорога, действительно, является прочной и долговечной, но существуют нюансы.

Бетон для дороги должен быть сделан с соблюдением соответствующих технологий. Это не тот бетон, который используется для строительства жилых домов. Асфальтобетон является менее требовательным в процессе строительства. Он выдерживает небольшие недостатки в отличие от цементобетона. Поэтому при строительстве цементобетонной дороги мы должны обращать внимание на производство цемента.

К сожалению, в Украине пока нет большого количества цементобетонных заводов, которые имеют европейский уровень производства. Также, есть разница в цене. Когда мне говорят, что в Украине цементобетон может быть дешевле асфальтобетона, то возникает вопрос. В Европе цемент на 40% дороже за асфальт. Конечно, бетонные дороги дольше стоят, но содержание их также отличается от содержания асфальтобетонных дорог. Нельзя использовать те же реагенты, которые мы используем для асфальта.

Где и когда планируется строить бетонные дороги?

По отдельной бюджетной программе ремонтируем Н-31 Днепр–Решетиловка, на которую предусмотрено 2 миллиарда гривен. Обращаю особое внимание на то, что это – цементобетонная дорога, которую строим в пределах Полтавской и Днепропетровской областей. В этом году начинаем «бетонный» капитальный ремонт Н-14 Николаев–Кропивницкий – дороги, которая еще несколько лет назад была одной из самых проблемных в стране. Это – отдельная бюджетная программа на один миллиард гривен.

В Украине использование цементобетонных покрытий целесообразно на дорогах с высокой интенсивностью движения тяжеловесного транспорта, особенно на юге. В программе 2018-2022 годов, которая является основным планом действий, предусмотрено обязательное применение принципа долговечности дорожных конструкций.

Поэтому мы уже сделали первые важные шаги для внедрения бетонных технологий, подписали меморандум о сотрудничестве с лучшими американскими компаниями для обучения наших специалистов современным технологиям строительства бетонных дорог, обновили строительные нормы и технические стандарты, привлекаем немецкие и американские технологии.

«Укравтодор» много лет накапливал долги. Похоже, тенденция меняется. Так, в 2017 году подрядчикам было перечислено 723 миллионов гривен долга. Сколько планируете выплатить в этом году? Сейчас какой общий долг «Укравтодора»?

Сумма расходов на погашение обязательств по кредитам, которые привлечены «Укравтодором» в предыдущие годы, по состоянию на начало года составляет 41 миллиард гривен. В 2019 году, согласно плану, будем выплачивать 8,5 миллиарда долговых обязательств. Перед подрядными организациями «Укравтодор» долгов не имеет.

На «Укравтодор» довольно часто подают в суды водители, чьи автомобили пострадали из-за некачественного дорожного покрытия. Насколько часто предприятие платит компенсацию?

Это право каждого – отстаивать свою гражданскую позицию в суде. Однако в вопросе судебных дел по качеству дорог сделаю некоторые разъяснения. Дороги государственного значения находятся на балансе и в оперативном управлении не «Укравтодора», а служб в областях. Поэтому соответствующие функции по надлежащему эксплуатационному содержанию осуществляют именно службы. Всего в 2018 году по «Укравтодору» как соответчика (вместе со Службой автомобильных дорог в области) было подано только 2 иска, отдельно к службам в областях – 29 исков.

В обоих спорах, где в исковых заявлениях присутствовал «Укравтодор», его признали ненадлежащим ответчиком. Один из исков был удовлетворен и взыскано со службы в области материальный и моральный ущерб, а в части «Укравтодора» – отказано. По другому иску, также заявленном к «Укравтодору» и одной из служб, пока окончательного решения нет, однако в части «Укравтодора» – в исковых требованиях отказано.

Когда Украина планирует отказаться от левых поворотов на дорогах государственного и международного значения? 

Когда будем иметь достаточно средств для строительства развязок. Имеем выбор: или закрываем дороги, делаем развязки, или оставляем как есть. Конечно, должны постепенно строить развязки…

Уже прошло более двух лет, как вы приехали в Украину. Есть ли мотивация работать здесь и в дальнейшем?

Мотивация есть. Ведь, когда человек видит результат своей работы, то есть удовольствие. В Украине именно так. Мне приятно, когда я чувствую поддержку со стороны людей. Дороги имеют только один цвет – черный. Они не синие, зеленые, красные или желтые, как политические силы. Поэтому усилия всех без исключения политиков должны быть объединены для обеспечения развития качественной, безопасной инфраструктуры.

Я хочу дальше работать. Мне кажется, что за два года мы сделали замечательную работу. Это не только моя оценка, но и моих коллег из Евросоюза. Я приехал сюда потому, что убежден – место Украины в ЕС. Хочу, чтобы Украина стала членом Евросоюза. Кстати, нам в Польше удалось сделать дороги не за счет бюджета, а в большей степени за европейские средства. С момента вступления в ЕС Польша получила более 100 миллиардов евро на дороги и железную дорогу из фондов Евросоюза.

Украина также нуждается в этих деньгах. Конечно, хорошо, что для государства дороги является приоритетом, но без дополнительных источников финансирования существенно изменить картину нельзя. Хочу сказать, что не было бы таких автобанов в Польше, если бы, не ЕС. Так же будет и в Украине.

А увидели ли Вы различия работы в Украине и в Польше? И какие? 

Немного есть. Особенно на уровне бюрократии, культуры и эффективности труда. Еще много надо менять. Но могу сказать, что и в Польше не сразу все поменялось. Прошло 25 лет очень жестких реформ. Не надо забывать, что в 1989 году уровень ВВП на душу населения в Украине был выше, чем в Польше. Прошло 25 лет и ситуация другая. Украинцы, к сожалению, потеряли много лет. Хотя это больше вина популистов, которые потратили это время.

В завершении хочу спросить – где вы учили украинский язык? В начале работы в нашей стране вы могли сказать только пару слов на украинском. А сейчас почти свободно даете интервью…

Я еще не могу сказать, что выучил украинский в совершенстве. Мне помогает мой пресс-секретарь. Мы всегда очень серьезно готовимся к моим публичным выступлениям. Конечно, в начале у меня был преподаватель из университета, сейчас – преимущественно учу самостоятельно.

Автор: Александр Куницкий

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий