Политический год обещает быть в Украине интересным, мы видим попытку президента Владимира Зеленского «приструнить» часть олигархов. Подобную трансформацию в свое время проходили США в прошлом веке, когда силами «отцов-основателей» США произошло первичное отграничение крупного капитала от медийной и экономической составляющей, после чего американские «доны корлеоне» переросли в крупный цивилизованный капитал с белыми воротничками.
Дойдет ли дело к экономичным методам, то есть до разбора устоев их монополий в Украине – вопрос открытый. Но баланс сил олигархов и власти точно изменится. И катализатором этих изменений может стать не только центр, но и регионы, которые значительно усилились в результате децентрализации.
Так, об итогах местных выборов, растущем влиянии местных элит и региональных лидерах в повестке дня страны, влиянии на все олигархов и политических трендах в части децентрализации на 2021 год AgroPolit.com говорил с управляющим партнером консалтинговой компании PG Consulting Group, основателем Школы мэров Русланом Роховым.
Местные выборы продемонстрировали, что политические молодые тяжеловесы и мастодонты («Слуга народа», «ЕС», «Батькивщина», ОПЗЖ) взяли свою долю симпатий, но в каждом городе-миллионнике или крупном областном центре первенство держат преимущественно региональные партии под конкретного мэра.
Так, четыре областные центры партии Бориса Филатова «Пропозиция», в Виннице – «Украинская стратегия Гройсмана» и мэр Сергей Моргунов, Харьков – «Блок Кернеса», Мариуполь – «Блок Вадима Бойченко», Одесса – Геннадий Труханов. И этот список можно продолжить — Хмельницкий, Тернополь. В регионах тональность уже задают местные элиты, не так ли?
Главный вывод местных выборов – национальные партии теряют влияние на местах, и они потеряли монополию на проведение региональной и местной политики. Это положительно. Чем больше конкуренции между национальными и местными политическими элитами, тем лучше для граждан.
Больше шансов, что в Украине родится тот политический неофит, которого все ждут?
Украинцы хотят хорошо жить. Они никого не ждут. Если говорить о потенциальном политическом субъекте, то люди ожидают не столько его, сколько потенциально новую политику, которую он должен вести. Неофит или мессия – это все не важно… Ему ничего не удастся сделать, если будет отсутствовать среда для изменений. Поэтому важно работать на создание среды, в которой все больше будут появляться те, кто будет заботиться о благосостоянии граждан.
Усиление конкуренции в регионах – хороший сигнал для создания оптимальных условий для таких изменений. Уменьшается поле для коррупции. Появляются практические результаты для избирателей. Увеличивается количество вариантов выбора для граждан. Да и в целом портрет среднестатистического избирателя меняется сейчас, он все больше хочет, чтобы избранный им политик служил его интересам, а не воспринимал его как объект опеки и попечительства.
Появляется электоральная ниша для того, чтобы побеждали партии непатерналистской идеологии. И Черновицкий кейс, где победила партия «Единая альтернатива» с предложением «взять ответственность на себя» – об этом свидетельствует. Кстати, эта партия не, только, выиграла выборы в городской совет, но и привела к власти своего городского главу.
Ослабнет ли влияние олигархов на украинскую политику из-за усиления влияния региональных «князьков»?
Во-первых, я бы не называл этих людей «князьками». Да, конечно, есть случаи, где местные элиты хотят избирателя с патерналистскими ожиданиями, поэтому там их воспринимают как покровителей. Но в большинстве случаев местные элиты получили поддержку избирателей благодаря эффективности своей работы.
Также следует разделять местную политику и национальную политику, компетенции и полномочия центральных органов власти и органов местного самоуправления.
Местные элиты, именно так бы я их называл, значительно стали усиливать свое влияние в местных и областных советах, но пока что они не имеют ярко выраженного представительства в Верховной раде.
А вырастут ли в регионах с поддержкой новых региональных политических проектов новые олигархи?
Для того чтобы состоялись олигархи, нужно чтобы состоялся сплав капитала, власти и собственных медиа. Те субъекты, которые это все имеют, уже являются олигархами местного, регионального или национального масштаба. Тот факт, что местные политические проекты являются коалицией местных элит, обусловит формирование естественной системы сдерживания и противовесов, в которой появление олигарха невозможно.
Поэтому мой ответ – новых олигархов не будет. Останутся лишь старики.
О потенциале местных элит
Смогут ли местные элиты быть представленными в следующем парламенте?
Попытки создать так называемую партию мэров уже были. Не буду перечислять те, что были до местных выборов 2020 года.
Отмечу лишь крайний кейс – партию «Пропозиция». Ее появление было попыткой объединить лидеров местного самоуправления в собственную политическую силу, где решения будут принимать мэры, а не партийная «верхушка» в Киеве. Полноценно им это реализовать не удалось. На это было много причин, в частности, многие городские главы опасались притеснений со стороны силовых органов центральной власти в случае попытки ведения независимой политики.
Также были риски стать объектом медийной атаки или иной расправы. Еще в свежей памяти попытка похода в национальную политику мэра Львова Андрея Садового. Все его коллеги видели, что с ним сделал Петр Порошенко, опасаясь его конкуренции на предстоящих президентских выборах. Несмотря на это несколько мэров областных центров решились на этот шаг, и им удалось переизбраться.
Например, мэру Днепра, Кропивницкого, Николаева и Житомира. Но взятых плацдармов и текущего политического веса им недостаточно, чтобы зайти собственной политической силой в следующий парламент.
Но я верю в потенциал местных элит. В случае объединения лидеров местного самоуправления, которые пришли под разными локальными брендами с представителями бизнес-среды, которые также шли с собственными политическими силами, в национальную политическую платформу с условно республиканским предложением. В данной платформе они являются инструментом изменения страны в руках непатерналистического избирателя, они могут иметь электоральную нишу от 27% до 34%.
При реализации этого сценария влияние олигархов на национальную политику уменьшится?
Конечно. Если учитывать тот факт, что лидеры местного самоуправления, находясь на представительских должностях – как мэры или главы общин – приумножают свой рейтинг, а политики в парламенте его теряют, то со временем именно представители местных элит будут доминировать в местной политике, а не слуги олигархов.
Фактически, в случае появления условной «Партии мэров» лидеры местного самоуправления получат своих лоббистов в парламенте, наподобие того как работают в тандеме народный депутат Оксана Савчук и городской глава Ивано-Франковска Руслан Марцинкив. В этом тандеме народный депутат отстаивает интересы общины, а не городской глава интересы народного депутата. Такая модель может стать повсеместной для условной «Партии мэров»: жители общин, а проще говоря, люди – получат в парламенте тех, кто будет представлять их интерес.
Кстати, здесь хороший кейс может быть на 87 избирательном округе, где проходят довыборы. Там лидер местного самоуправления, в том числе мэр Ивано-Франковска поддержали антиолигархическую адженду Руслана Кошулинского, выдвинув его кандидатом в народные депутаты от людей. Они скинулись деньгами на его регистрацию и обратились к руководству Всеукраинского объединения «Свобода» с призывом выдвинуть от партии именно Кошулинского.
Поэтому выборы на Прикарпатье, де-факто, станут противостоянием кандидата от людей, которого выдвинули лидеры самоуправления, кандидатам от олигархов. Собственно, основные оппоненты у Кошулинского являются представителями интересов лидеров списка Форбс — Игоря Коломойского и Петра Порошенко.
Если кандидат от людей победит кандидатов от олигархов – это будет серьезным поводом задуматься последним по их подходам к воздействию на политические процессы в Украине.
У олигархов будет два пути, пойти на конфликт с местными элитами, или эволюционировать. По первому варианту — они должны двигаться к модели двухпартийной политической системы, где партия олигархов на патерналистском электоральном поле будет приходить в парламент, и противостоять партии людей. Второй — олигархи должны будут эволюционировать, то есть перестать влиять на политику.
Значит, появляется третья сила. Она влияет даже на центральную политику?
Она пока не появляется. Сейчас можно лишь говорить о предпосылках для появления такой силы. Если люди сумеют побудить местные элиты к появлению такой силы, или же местные элиты созреют до этого, тогда и можно будет говорить, что кто-то влияет на центральную власть. А это так, и сможет мотивировать олигархов эволюционировать.
Как олигархи должны эволюционировать?
По моему мнению, украинские олигархи должны эволюционировать в большой прозрачный украинский капитал. А для этого им нужно, чтобы в Украине заработал институциональный подход к политике, то есть нужны четкие правила игры и верховенство права.
Отсутствие этих двух элементов побуждает олигархов постоянно бороться за то, чтобы ставить свое правительство, парламент, президента. Это их способ избежать проблем для бизнеса. Чтобы прекратить постоянную борьбу за ручное управление страной, которая постоянно раскачивает маятник противостояния в логике игры с нулевой суммой, важно реформировать процесс принятия публичных политик.
Важно увеличить количество субъектов, которые имеют доступ к принятию решений. В процессе принятия решений должно быть задействовано как можно больше заинтересованных сторон.
Решения не должны быть в пользу какой-то из них в ущерб другой, таким образом, консультации в процессе разработки проекта решения смогут как улучшить само его содержание, так и быть максимально сбалансированным в интересах всех заинтересованных сторон. Это прекратит бесконечное противостояние в борьбе за то, чья воля сверху, и позволит сконцентрироваться всем не на том, кто в политике, а на том, какую политику должны внедрять эти люди.
Но вероятность того, что олигархи добровольно изменят подходы к влиянию на государственную политику, значительно меньше, чем вероятность приобретения способности избирателями сформировать собственное большинство в парламенте. Поэтому только изменение политической культуры обусловит то, что у олигархов исчезнет способность ставить политиков. По собственной воле они от этого не откажутся. Сделать это могут только избиратели. И процесс пошел.
Ошибки Владимира Зеленского в диалоге с олигархами
Что конкретно не так делает Владимир Зеленский, чтобы запустить процесс трансформации влияния олигархов на государственные процессы?
Я написал сразу после победы и инаугурации статью, называется она «Демократия мертва, да здравствует демократия». Там я дал половину ответа на ваш вопрос.
Первая его ключевая ошибка — отсутствие обратной связи с людьми. Он окружил себя лояльной средой, которая не доносит ему реальную картину, она изолировала президента от положения дел и говорит ему лишь то, что ему приятно услышать.
Вторая ошибка не столько в том, что он не решает проблемы, как в том, что он их не видит. Невозможно вылечить болезнь, если не установлен диагноз. В период каденции Владимира Зеленского часто можно замечать нелогичные шаги, которые создают ему проблемы на ровном месте. Мне кажется, что это результат того, что Владимир Зеленский просто не видит последствия тех или иных решений, а, следовательно, не может предотвратить возникновение проблем.
У меня складывается такое впечатление, что все эти попытки реформировать Украину сводятся к одному: как в фильме «День сурка» – начинаем и на следующий день снова просыпаемся в парке Юрского периода или Дикого Запада украинской политики. И никакие неофиты или волки в овечьей шкуре этого не могут изменить. Но бег по кругу вечно продолжаться не может. Вы говорите, что избиратели начинают понимать, что изменения – в их руках. То когда же лед тронется и процесс пойдет?
Чтобы говорить, как будет, нужно понимать, какими будут обстоятельства. При разных обстоятельствах и при условии различных действий тех или иных субъектов будут разные последствия. Когда местные элиты объединятся в настоящую политическую силу, которая сформирует альтернативный повестку дня развития страны, тогда у граждан есть шанс привести в ВР свою политическую силу, потом – поставить своего президента, тогда «тронется лед и процесс пойдет».
Почему этого не делают?
Они так же, как большинство людей, опасаются насчет своего завтра. Они также спрашивают себя: «Что будет, если они создадут собственную национальную политическую силу?». Они прекрасно понимают, что появление такого политического игрока не может быть незамечено, ведь такая политическая сила будет основной угрозой для олигархических партийных проектов.
Способов давления центральной власти на местные элиты пока еще много. Олигархи, имея влияние на центральную власть, однозначно включают всю репрессивную машину против потенциальной угрозы. В довесок возьмутся за системную дискредитацию такой силы в массовых медиа, которыми обладают.
Для того чтобы появилась политическая альтернатива олигархическим проектам, нужно иметь соразмерный ресурс поддержки, который имеет власть, поставленный олигархами.
Основная проблема в том, что единственный заказчик политических процессов в стране – олигархи. Кто финансирует политику, тот диктует политику.
Пока не появятся альтернативные среды, финансирующие политику, ничего в стране не изменится. Я верю, что рано или поздно появятся альтернативные среды, которые также будут финансировать политический процесс с целью получения желаемых изменений в стране. С их подачи изменятся правила. Вспомним, как формировалась демократия в Великобритании: феодалы объединились и выступили против короля. Далее появилось конституционное право и, соответственно, – конституционная монархия.
Децентрализация — план на 2021 год
Что ждет децентрализацию в 2021 году?
Будет еще хуже. Полномочий и ответственности будет становиться больше, доходов и источников их поступлений – меньше. Поэтому местное самоуправление должно занять преактивную позицию, потому что это наиболее легитимный орган публичной власти, который имеет право бороться за правильный сценарий завершения этой реформы. А для этого следует консолидироваться, потому что местное самоуправление – это много разных людей и политических сил. Местные органы власти должны дать президенту и правительству свое видение завершения децентрализации.
На мой взгляд, этот план децентрализации должен включать следующие составляющие:
Формирование видения, какую страну мы строим и роль в ней местного самоуправления.
Новый конституционный дизайн, который закрепит архитектуру этого видения.
Содержание позиций, которые должны быть изложены в новом законе «О местном самоуправлении», законе Украины «О службе в органах местного самоуправления», законе Украины «О самоорганизации населения» и других законах, которые будут внедрять новый конституционный дизайн.
Мы в этом году вернемся к дискуссии об изменениях в Конституцию в части децентрализации. Ваш прогноз, чего стоит ожидать?
Нужно урегулировать вопрос появления префектур, которые должны появиться на смену местным государственным администрациям. Вместе с этим нужно урегулировать полномочия и порядок формирования исполнительных органов областных советов. Нужно ликвидировать районный совет.
Я убежден, что это анахронизм. И наконец, пора ампутировать районные советы как аномалию, которая не несет никакой добавленной ценности для граждан. Но, исходя из текущей политической ситуации в парламенте, по моему мнению, голосов на конституционные изменения не будет, ни в этой, ни последующих каденциях нынешнего состава парламента.
Тогда какие законодательные шаги возможны в 2021 году для завершения упорядочения и децентрализации, кроме изменений в Конституцию?
Нет смысла говорить об изменениях, поскольку все придется переделывать после введения нового конституционного дизайна. Поэтому вернемся к этому вопросу, когда принесет присягу следующий состав парламента.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.