18.10.2018 – 11 октября в нескольких городах Украины состоялся флеш-моб водителей на «еврономерах» с требованием снизить цены на бензин и размер акцизного сбора. Автомобилисты остановились на дорогах общего пользования в один час дня.
В Виннице заблокированными оказались мосты через Южный Буг, что фактически парализовало движение. В Одессе была перекрыта дорога в районе «Двух столбов». А в Киеве автомобили на европейских номерах бастовали под Кабмином.
Читайте также: О «бодяге» и «мачмале», или что не так с украинским топливом
Качество нефтепродуктов: кто и почему безнаказанно продает «бодягу»
Картель АЗС. Кто устраивает сговор на рынке нефтепродуктов
Каршеринг: быть ли в Украине совместному использованию автомобилей?
Toyota Land Cruiser. Высший класс для среднего класса
Современные проблемы и перспективы развития системы городского транспорта
Стоит отметить, что бензин начал расти в цене еще в августе, когда гривна немного «просела». Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95», называет девальвацию национальной валюты одной из причин подорожания горючего. Вторая причина – рост цен на нефть на мировых рынках.
Итак, что спровоцировало рост цены на бензин?
Цена начала расти еще два месяца назад – в августе. Тогда это было вызвано девальвацией гривны. Доллар поднялся до 28 гривен. Для импорта нефтепродуктов изменение валютного курса – это критично. Мы импортируем 80-85% от внутренних потребностей. Чем дороже валюта, тем выше себестоимость закупки нефтепродуктов.
Пропорция такая: каждая копейка в курсе доллара – это 80 копеек в цене на АЗС. Курс подскочил на две гривны, значит, коррекция на стелах АЗС составила в среднем 1 гривну 60 копеек. В сентябре ситуация еще изменилась. Эстафету подхватил мировой рынок. Цена на нефть начала стремительно расти. С 72 долларов за баррель в начале сентября цена на 10 октября выросла до 85 долларов.
Что привело к росту стоимости нефти?
Трейдеры называют причиной введения США санкций против Ирана в ноябре. Санкции эти необратимы. Америка пригрозила всем потребителям иранской нефти санкциями. Рынок ожидает уменьшения поставок. То есть еще ничего не произошло физически, но на этих ожиданиях цена взлетела на 15%. Вот эти два фактора вызвали рост цен на топливо на 10% за последние полтора месяца.
Сегодня наш рынок синхронизировался с мировой ситуацией. И дальше все будет зависеть от цены на нефть. Но есть и хорошие новости. Сегодня показатели снизились. Если 10 октября стоимость была 85 долларов, то 12 октября 81 доллар за баррель. Могу спрогнозировать, что на следующей неделе начнется снижение цены на топливо на АЗС. Снижение – 1 гривна на литр.
Обычно у нас идут цены вверх, но чтобы опускались вниз?..
Но это будет происходить. Существует миф, что АЗС любят торговать дорого, завышать цены. Но этот вид бизнеса работает благодаря оборотам. Высокая цена на товар – враг любого бизнеса. Когда ты ставишь высокую цену, то люди тебя обходят. Они идут к конкурентам или начинают экономить. АЗС зарабатывает свои 3-4 гривны на литре по цене в 20 гривен или 35 гривен. Но при 20 гривнах объем продаж будет больше! Поэтому рынок будет искать возможность, чтобы снизить цену на столько, на сколько это будет возможным.
Что касается дизельного топлива, то конечно реакция не будет такой, как на бензин. Ведь дизтопливо не так росло в цене.
«Объем рынка авиационного горючего у нас больше в 1,5 раза реальных потребностей»
С внешними факторами все понятно. Какие внутренние факторы влияют на ситуацию на рынке?
В каждом сегменте рынка есть негативные явления, например, недобросовестная конкуренция. Прежде всего, рост нелегальных сетей сбыта. Если вы ездили по кольцевой дороге Киева, Киевской области, то могли заметить засилье большого количества мелких бочек с дизтопливом или сжиженным газом.
Все эти точки нелегальны, работают без документов, кассовых аппаратов. Это приводит к тому, что они оттягивают на себя продажи легальных операторов, из-за низкой цены, кое-где разница достигает в 7 грн. Ведь эти нелегалы не платят налоги. Легальные операторы вынуждены беспокоиться. Затраты на ведение бизнеса остаются на том же уровне, а объемы продаж падают.
Успех нелегальных сетей сбыта нефтепродуктов зависит от низкой цены. Сегодня количество нелегалов достигает 1,5 тысячи заправок по всей Украине. Эпицентры – Днепропетровская и Киевская области. Но они парятся и дальше. Это уже на уровне эпидемии. Объем нелегальных продаж бензина превысил 15-17% рынка. Относительно сжиженного газа – около 30-50%. Такая ситуация бьет не только по легальным операторам, она отражается на поступлении налогов, влияет на качество нефтепродуктов на рынке.
Основной нефтепромысел в Украине сосредоточен на востоке. В Кривом Роге две недели назад была заблокирована работа нефтеперерабатывающего завода, который использовал краденое сырье из государственного нефтепровода Кременчуг-Одесса. Сегодня блокируется работа этого завода силами СБУ, госкомпании «Укртранснафта». Приходится констатировать, что местные силовики делают все для того, чтобы вернуть все обратно. Создается впечатление, что местные органы контролируют эту незаконную деятельность.
Вот и имеем цепочку: нелегальный производитель, который производит контрафактный продукт, и сети, которые такой продукт сбывают.
Несмотря на эту проблему, у нас растет и контрабанда нефтепродуктов. Конечно, сегодня нет таких объемов, как во времена Януковича, но и схема другая. Сегодня объем авиационного топлива на рынке больше в 1,5 раза наших реальных потребностей. Складывается впечатление, что Украина превратилась в международный авиационный хаб.
Но на самом деле 30% поставок в аэропорты не попадает. А идут они на смешивание с дизельным топливом, ведь это близкие по своему составу нефтепродукты. Из-за разницы в акцизах, идет заработок на одной тонне до 100 евро. Акциз на авиационное топливо в семь раз ниже. Рентабельность сумасшедшая. За восемь месяцев этого года этот сегмент рынка, где топливо используется не по назначению, составил 160 тыс. тонн. Это уже превысило уровень поставок всего в прошлом году по авиационному керосину.
Почему вы это называете контрабандой?
Если бы не было этих поставок авиакеросина, то рынок был бы вынужден поставлять дизельное топливо и платить повышенную ставку акцизного сбора. Следовательно, доходы в бюджет были бы больше. А так импортируется авиатопливо с дешевым акцизом, и бюджет понесет большие убытки. Согласно нашим оценкам, за 8 месяцев это дыра составляет 950 млн. грн. Основные поставки этого авиакеросина идут через порт в Николаеве.
Очень странно, что налоговая инспекция не видит этого. Хотя работает система электронного администрирования акцизного сбора, и это должны видеть. Но такие огромные объемы почему-то остаются без внимания фискалов.
Как сейчас формируется цена бензина и возможно ли ее снизить?
Цена складывается из трех позиций: 50% – закупочная стоимость импорта на границе, 35% – налоги (акцизный сбор и НДС), 15% – логистика, затраты и прибыль АЗС. Прибыль АЗС составляет 3-4 гривны на литр, с которых еще будут уплачены налоги.
Мы – страна-импортер, поэтому не можем влиять на мировые цены. Снизить налоги? Сегодня бензин в среднем стоит 33 грн. за литр, из них 11 грн. налоги – НДС и акцизный сбор. Из этих 11 гривен НДС – 6 гривен. Снижение НДС не предвидится. 5-6 гривен, акцизный сбор. Если его сократить, то цена на бензин упадет на 10%.
Если нефть будет 100 долларов за баррель, а такие слухи есть, то вся манипуляция со снижением акциза будет нивелирована до конца года. Потребитель этого просто не заметит, а бюджет получит большую пробоину. Почему акцизный сбор так важен? Потому что 50% акцизного сбора с нефтепродуктов идет в дорожный фонд. Из него финансируется строительство, ремонт дорог. Два года уже идет эта программа.
И что скептики не говорили бы, но в этом году мы ожидаем рекордных поставок дорожного битума на уровне 700 тыс. тонн. Даже в год Евро-2012 не было таких поставок. В прошлом году такие поставки были на уровне 670 тыс. тонн.
Если уменьшить сейчас акциз, как требуют протестующие водители на «еврономерах», то строительство дорог быстро закончится. У нас на самом деле небольшой акциз. В Европе он в пять раз выше. Да, я понимаю, что и доходы у населения у нас ниже, но наш акциз все же не такой большой. И его снижение, повторюсь, практически не повлияет на снижение цены на горючее.
Акциз определяется в евро. Это оправдано?
В этом действительно есть несоответствие. Во всех странах налоги, установленные в национальной валюте, а у нас почему-то в евро. Правительству очень удобна такая ситуация. Мы ведь тоже свои сбережения делаем в иностранной валюте. Однако надо понимать, что привязка акциза к евро провоцирует постоянный рост цены, когда происходят колебания на валютном рынке.
Если бы цена акциза была зафиксирована в гривне, то мы спокойно проходили бы периоды колебаний. Тему фиксации акциза в гривне поднимают профильные ассоциации очень давно, но правительство никогда не реагирует. Поэтому подытоживая, акциз снижать нельзя, но надо его фиксировать в гривне.
Насколько мы можем перекрыть наши потребности собственными ресурсами, чтобы меньше импортировать?
Всем, кажется, если нефть украинского происхождения, то она ничего не стоит. Это не так. Например, наши нефтеперерабатывающие заводы выпускают бензин, дизель по евростандартам «Евро 5». Наша продукция ничем не хуже белорусской, российской, литовской или румынской. Но есть одна проблема – у нас очень мало собственного сырья. Мы можем себя обеспечить всего лишь на 15% нефтью вместе с газовым конденсатом. А 15% это лишь пять дней потребления в месяц.
«Мы можем отказаться от прямых поставок из России, и покупать дороже у белорусов и литовцев»
Зависимость относительно нефтепродуктов из России сохраняется?
Нет. Основные поставки из РФ – дизельное топливо. Это 40% рынка дизеля. Но это происходит не потому, что Украина не может больше где-то купить, а потому что там дешевле. В чем разница ситуации с газом? Если Россия захочет перекрыть поставки дизеля или мы введем какие-то санкции, то рынок быстро переориентируется на поставки с моря через порты.
Я не считаю, что в этом есть что-то плохое. Ведь мы страна-импортер, поэтому ищем, где дешевле. Надо понимать, что россияне продадут свой продукт всегда. Если это выгодно нашей экономике, если это не запрещено, то зачем огород городить. Но подчеркну, у нас нет зависимости от России.
Мы покупаем нефтепродукты в Беларуси, Литве. Там с каким сырьем работают?
В том то и дело, что эти все продукты из российской нефти. Мы можем отказаться от прямых поставок из России, которые дешевле, и покупать у белорусов, у стран Балтии или на море. Но надо понимать, что все это топливо производится из российской нефти, поэтому в конечном варианте мы все равно платим РФ. Поэтому надо выбирать меньшее из зол, то есть брать бензин, где дешевле.
Автор: Наталья Малиновская
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.