В статье исследованы особенности социального менеджмента как технологии эффективного управления. Искусство социального управления выходит на первый план и привлекает интерес все большего числа работодателей и работников организаций и учреждений.
Определены принципы социального менеджмента, содержащие принцип единоначалия в принятии управленческих решений и коллегиальности при их обсуждении; единство воздействия всех методов управления; сочетание отраслевого и территориального управления.
А также приоритетность социальных направлений в достижении стратегических целей; научность социального менеджмента; прогнозирование социального развития территории, организации; мотивацию; ответственность за результаты социального управления; экономичность и эффективность управления.
Предложены направления социальной политики на уровне предприятия специалистами и руководителями отдела по работе с персоналом.
Цель статьи – исследовать специфику работы подразделений по оказанию социальных услуг, наметить перспективы их развития, как на уровне предприятия, так и на уровне государства.
Метод (методология). Включает общенаучные методы-элементы теории логики; методы теоретического обобщения и абстрактно-логический; методы сравнения и группировки; метод классификации.
Результаты. В результате проведенного исследования получены элементы научной новизны, они заключаются в следующем: определены принципы социального менеджмента, содержащих: принцип единоначалия в принятии управленческих решений и коллегиальности при их обсуждении; единство воздействия всех методов управления; сочетание отраслевого и территориального управления.
А также приоритетность социальных направлений в достижении стратегических целей; научность социального менеджмента; прогнозирование социального развития территории, организации; мотивацию; ответственность за результаты социального управления; экономичность и эффективность управления; предложены направления социальной политики на уровне предприятия специалистами и руководителями отдела по работе с персоналом.
Итак, практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке рекомендаций для обеспечения более эффективного функционирования предприятия за счет активизации социальной работы, как на предприятии, так и на уровне государства.
В научном сообществе и среди практиков социальной политики и социального обслуживания населения сегодня растет интерес к развитию представлений о социальном менеджменте. Интерес начинается с определения понятий и далее следует разработка конкретных технологий социального менеджмента. Развитие рыночной, но при этом социально ориентированной экономики в условиях современной Украины напрямую связано с осуществлением адекватной социальной политики.
Повышение качества жизни и рост человеческого потенциала непосредственно связаны с эффективностью функционирования таких направлений социальной политики, как охрана здоровья, образование, занятость, а также – с социальной защитой, пенсионным обеспечением социально «уязвимых» слоев населения.
Таким образом, повышение качества социального управления в этих сферах способно прямо повлиять на конкурентоспособность, как отдельного предприятия, так и региона, страны в целом.
Цель и задачи статьи
Цель и задачи статьи – исследовать специфику работы подразделений по оказанию социальных услуг, наметить перспективы их развития, как на уровне предприятия, так и на уровне государства.
Изложение основного материала
Социальный менеджмент как технология эффективного управления сформировался под влиянием разнообразных факторов. Особенно на него повлиял переход народного хозяйства к рыночным отношениям. Государство взяло обязанность социальной защиты как работающего, так и неработающего населения. В связи с этим возросла роль социального менеджмента как особого типа управления.
Социальный менеджмент на макроэкономическом уровне определен как социальная политика государства. Государство законодательно закрепляет направления социальной поддержки населения и финансирует их вместе с местными органами власти. Местные власти организуют и воплощают меры социальной поддержки населения на местах. С 1990-х годов в отечественной социологии «приобрела гражданство» проблема бедности как актуальный аспект анализа социального неравенства.
Для решения социальных проблем в обществе необходимо усиление роли социального менеджмента как в управлении регионами, так и конкретными предприятиями. Во-первых, понятие «социальный» означает гуманный и даже бесплатный (социальная столовая, магазин, автобус).
Итак, социальный менеджмент характеризуется как особо гуманный способ управления людьми. Во-вторых, социальный менеджмент предстает как управление особого рода проектами бизнеса в сфере социальных услуг для широкого круга потребителей. Потребителями социальных услуг выступают следующие категории населения. Это пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, безработные, малоимущие семьи, матери-одиночки. А также люди, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Очевидно, лучшее решение проблем клиента социальной службы реализуется в мобилизации внешних и внутренних ресурсов, повышении адаптивности, готовности человека к изменениям и даже к изменению ценностных мотиваций, ориентации на личностное развитие.
Социальные менеджеры (специалисты по социальной работе) должны своевременно организовывать меры социальной поддержки различных слоев населения и эффективно распределять финансовые и материальные ресурсы, выделенные на эти социальные меры.
Однако подготовка квалифицированных кадров в области социальной работы началась недавно и требует более широкого развертывания в учреждениях высшего образования и колледжах. Все больше активизируется и расширяется направление деятельности «Социальная работа с населением». Социальная работа это деятельность, направленная на социальную защиту каждого человека.
На уровне регионов социальная работа организуется на основе принятых социальных программ и выделения соответствующего финансирования по всем статьям расходов, включая заработную плату сотрудников социальных учреждений. Кроме того, каждое предприятие, организация, несут свою социальную ответственность перед работниками и населением, где они расположены. На крупных предприятиях работают отделы социального развития.
Профессиональные компетенции, связанные с успешным внедрением и развитием социального менеджмента в организациях, учреждениях подразумевают знакомство ученика с социально-политическим, административным, нормативным, социальным контекстом различных теоретических и практических знаний.
Однако главный приоритет при подготовке социального менеджера должен предоставляться формированию рефлексивного практика, то есть профессионала, умеющего чутко улавливать меняющиеся условия (административные, правовые условия, требования клиентов, приоритеты гражданского общества).
Кроме того, он должен быть готов производить новые техники управления людьми, которые отвечают этим условиям, тесно кооперироваться с другими управленческими работниками, которые принимают решения, получать новые знания, необходимую информацию для решения поставленных задач.
Кадров с профильным социальным образованием недостаточно и их мало кто готовит. Социальный менеджмент как конструирование и проектирование новой реальности затруднен в современных условиях в связи с недостаточной подготовкой руководителей социальной сферы.
Преподавание соответствующих дисциплин в Украине не является инструментальным, находится в стадии становления, не погружается в культурный и исторический контекст современной ситуации в Украине. Социальный менеджер должен знать и уметь использовать направления социальной политики государства.
Государство, в лице своих институтов, разрабатывает и устанавливает основные социальные нормативы, такие как: продолжительность рабочего дня (8 часов), рабочей недели (40 часов), социальную пенсию (по состоянию на 01.12.2021 г. ‒ 1934 грн), минимальный размер в оплате труда по состоянию на 01 декабря 2021 года (6500 грн) и другие социальные нормативы.
Прожиточный минимум в Украине – это стоимость потребительской корзины, набора минимально необходимых товаров и услуг. 31 декабря 2021 года размер прожиточного минимума в Украине вырос до 2393 грн. Прожиточный минимум для различных групп населения с 1 декабря: для детей в возрасте до 6 лет – 2,1 тыс. грн; для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 2618 грн; для трудоспособных лиц – 2481 грн.; для граждан, которые потеряли работоспособность, – 1934 грн.
В целом в Украине поставлен вопрос о социально-ориентированной рыночной экономике, что ставит на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей всем гражданам страны.
И здесь требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики. Реализуют социальную политику специалисты и менеджеры по социальной работе, директора интернатов, кризисных центров, центров помощи детям и другие.
Принципами социального менеджмента являются следующие принципы (правила, основные тезисы):
- Принцип единоначалия в принятии управленческих решений и коллегиальности при их обсуждении на соответствующих уровнях управления (государственном, региональном, на уровне социального учреждения, коммерческого предприятия).
- Единство воздействия всех методов управления (административных, экономических, социально-психологических) и поддержание целостности социальной системы.
- Сочетание отраслевого и территориального управления.
- Приоритетность социальных направлений в достижении стратегических целей.
- Научность социального менеджмента.
- Прогнозирование социального развития территории, организации.
- Мотивация (стимулирование труда).
- Ответственность за результаты социального управления.
- Экономичность и эффективность управления.
Данные принципы используются в планировании, организации и управлении социального развития и социального обслуживания населения территорий, организаций. К функциям социального менеджмента относят социальный анализ и социальное планирование, социальную организацию, стимулирование и социальный контроль. В качестве объектов выступают согласование интересов собственника, государства, коллектива и работника в области социальной политики в организации.
Социальная ответственность бизнеса направлена на выплату работникам достойной заработной платы, а также формирование в организации социального пакета. Структурирование и регламентация деятельности в сфере социальных услуг наиболее эффективно реализуются при условии работы в команде под руководством профессионала, который имеет профильное социальное образование.
При этом важное значение имеет правовое регулирование государственной социальной политики, что включает определение основных ее субъектов и объектов, институтов социальной политики, а также государственных стандартов. Среди них исследователи указывают на особое значение стандартов профессионального образования работников социальных служб, минимальных стандартов социальных услуг, стандартов качества социальных услуг.
Важную роль в социальном менеджменте играет регулирование социально-трудовых отношений. Относительно отношений вознаграждения за труд осуществляется переход от распределения по труду к модели организации заработной платы согласно цене рабочей силы. Цена рабочей силы зависит от рыночного механизма. В связи с этим формируются новые регуляторы заработной платы.
Задачей социального менеджера является использование законодательных, экономических и социально-психологических аспектов в формировании достойной заработной платы работников.
Во-первых, совместно с работодателем и профсоюзами должны быть установлены, условия оплаты. Они отражаются в коллективном договоре между работодателем и трудовым коллективом. Во-вторых, система обеспечения минимальных гарантий в сфере оплаты труда и защиты от негативных явлений рыночной экономики является исходной точкой определения нижних границ заработной платы.
Кроме денежного вознаграждения за труд работнику обеспечивается социальный пакет. Внимание соискателей к социальному пакету можно объяснить нехваткой государственных социальных гарантий и невысокой заработной платой. По некоторым оценкам, на социальный пакет приходится до 11% компенсаций, которые предоставляются сотрудникам. Наличие социального пакета повышает социальную защищенность граждан и становится все более определяющим при выборе места работы.
Однако не все направления социального пакета и его предоставление регулируется Трудовым кодексом и, следовательно, он не является постоянным бонусом. В случае кризиса организация может ограничить социальные обязательства перед сотрудниками или вовсе отменить социальный пакет.
Социальный пакет — это вознаграждение за труд, которое получает работник, кроме зарплаты. Стоимость социального пакета может составлять от трети до половины величины заработка.
При этом каждая организация предлагает свои направления: одни ограничиваются выполнением положений трудового законодательства, оплачивая сотрудникам больничные и отпуска, другие – включают в пакет бесплатные обеды, медицинские страховки, транспортные расходы, третьи – предоставляют в пользование служебные квартиры, служебные авто, льготные кредиты.
В отношении отечественных предприятий, то отсутствие социального пакета на большинстве из них негативно влияет на мотивацию работников.
По результатам опроса, проведенного международным кадровым порталом hh.ua среди своих пользователей, лишь 38% украинцев получают социальные пакеты на работе. 16% респондентов отметили, что в их компаниях социальные выплаты и поощрения предоставляются только руководителям высшего уровня управления.
Чаще всего компании включают в социальные пакеты: оплату мобильной связи (44%), медицинское страхование (32%), оплату транспортных услуг (17%), питание (15%) и отдых (15%).
Идеальный социальный пакет, которому отдают предпочтение большинство наемных работников, принявших участие в опросе, отличается от реального. Наибольший процент респондентов отдает предпочтение таким составляющим социального пакета: медицинскому страхованию (85%), страхованию жизни (63%), оплате обучения (60%), страхованию от несчастного случая (58%), оплате мобильной связи (58%), отдыха (48%), питания (47%), транспортных услуг (46%), программам льготного кредитования в банках (45%), оплате спортивных занятий (25%).
В целом социальный пакет сегодня стал неотъемлемым атрибутом успешного корпоративного управления. Успешные профессионалы могут позволить себе выбирать компанию исходя из дополнительных бонусов и льгот. Социальный пакет стал для претендентов на работу, а также для работников трудовых коллективов признаком надежности и стабильности работодателя.
Представленные направления социальной политики в Украине социальный менеджер должен закрепить в планах социального развития территорий, отдельных учреждений и закупочных организаций. Планы делятся на краткосрочные и долгосрочные. Социальное планирование, с одной стороны, опирается на наличие материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Но с другой стороны, любой социальный процесс взаимосвязан с другими явлениями.
В связи с этим нужно учитывать, какое влияние будут иметь принимаемые меры на смежные сферы в общественном развитии. Например, повышение зарплаты увеличит себестоимость и будет необходимым повышением цен на товары и услуги.
Методами социального планирования являются следующие методы:
- Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. В ходе планирования социальный процесс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации социальной программы.
- Комплексный метод планирования включает разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей и сроков.
- Проблемно-целевой метод связан с решением неотложных ключевых задач в общественном развитии независимо от собственности.
- Социальный эксперимент, во время которого уточняется механизм влияния законов и особенности их проявления с учетом одного или нескольких социальных институтов.
- Экономико-математические методы: линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и другие.
В целом, количественный анализ и прогноз необходимо сопоставлять со здравым смыслом и планирование соотносить с социальными целями организации. Социально-ориентированная экономика направлена на повышение качества жизни и социальных показателей развития.
Социальными показателями развития являются: доля неквалифицированного труда в целом объеме трудовых затрат, сокращение численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда, повышение уровня образования и квалификации работающих, улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников, улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и их семей.
Каждая семья должна иметь отдельную квартиру. Одним из социальных достижений будет ликвидация бедности в Украине и повышение уровня жизни малообеспеченных слоев населения. Управление социальным развитием коллектива осуществляется либо самой дирекцией, или уполномоченными лицами, либо автономными подразделениями (службами социального назначения).
Типичный вариант предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчиненными ему подразделениями и отдельными специалистами в области безопасности и охраны труда, трудовой мотивации, функционирования объектов социальной инфраструктуры.
В противном случае, возможен вариант должности заместителя директора по социально-бытовым вопросам с подчинением специалистов жилищно-коммунального хозяйства, учреждений лечебно-профилактического профиля, общественного питания и бытового обслуживания, образования и культуры.
В связи с тем, что социальная служба как субъект управления имеет дело исключительно с людьми, ее первостепенной задачей является обращать внимание на человека, его интеллектуального и морального потенциала, культуру общения и взаимодействия работников. Усиливается роль корпоративной культуры организации с собственными символикой и традициями. Работник организации чувствует свою причастность к коллективу и свою значимость в нем. В результате, это повышает производительность труда и снижает текучесть кадров в создании.
Повышенную роль в социальном менеджменте играют социально-психологические методы управления. Руководителю организации, менеджеру-профессионалу нужно иметь необходимый минимум гуманитарных и этических знаний, психологический и этический такт, умение выбирать адекватную манеру поведения. Ему в определенной степени, надо быть в роли воспитателя, учитывая психологические особенности отдельных личностей и социальных групп.
При выборе наилучшего варианта решения социальных вопросов советоваться с теми, чьих интересов данная проблема касается. Важное значение при этом имеет проблема оценки качества предоставления социальных услуг. В каждом социальном законе указываются показатели и формы контроля выполнения этого закона. Однако требуют дальнейшей проработки показатели эффективности предоставления социальных услуг, проведение социологических опросов и, особенно, расчет эффективности вложенных затрат.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
В целом, владение методами и приемами социального менеджмента позволит улучшить управление социальными процессами в социальных учреждениях и поднять на высокий уровень социально-ориентированную экономику в трудовых коллективах. Это должно привести к необходимости в специалистах, которые владеют знаниями в возможностях социального равенства и повышении качества жизни при помощи менеджмента.
Авторы: Вероника Евченко, кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и цифровых технологий в бизнесе, Харьковский торгово-экономический институт, E-mail: lysenko_veronika@ukr.net, ORCID ID: 0000-0002-2011-5070, http://publons.com/researcher/2207473/veronika-lysenko/
Ольга Хлопонина-Гнатенко — кандидат экономических наук, доцент, кафедра предпринимательства и биржевой деятельности, Государственный биотехнологический университет, E-mail: khloponina07@gmail.com, ORCID ID: 0000-0003-4654-6319, Researcher ID: H-3544-2017
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.