Состояние развития диджитализации в Украине

Целью статьи является дать определение понятию «диджитализация», определить основные направления развития диджитализации, проанализировать место Украины в мире по уровню развития диджитализации. Предметом исследования является процесс анализа состояния развития диджитализации в Украине.

Теоретико-методологическим основанием данного исследования были следующие методы научного познания: метод анализа и синтеза, метод теоретического обобщения и систематизации. Выделен ряд подходов к определению понятия «диджитализация»; сформированы направления и сферы развития диджитализации; проанализирована динамика уровня диджитализации в Украине на базе совокупности ключевых индикаторов.

Установлено, что на сегодня экономика Украины имеет как прикладной и теоретический, так и законодательный базис для того, чтобы укрепить свои позиции среди стран мира. Однако ее диджитализация пока имеет преимущественно инновационный характер. Поэтому обязательным требованием для национальной экономики является сочетание теоретических исследований с современными потребностями и возможностями стейкхолдеров.

Итак, в условиях новой экономики, во время жесткой конкуренции, быстрого старения технологий, профессий, идей, проникновения Интернета во все части экономики, диджитализация вышла на новый уровень важности для организаций бизнеса.

Для поддержания конкурентоспособности предприятия, предприятиям необходимо использовать возможности диджитализации по всем возможным направлениям и формам. Это клиентский опыт; партнерство и коллаборация; работа с данными; внедрение инноваций; HR-стратегия и культура; управление ценностями и тому подобное.

В работе предложена структурно-логическая последовательность разработки и реализации стратегии диджитализации, раскрыто содержание отдельных этапов работы. Последовательное и циклическое выполнение изложенных рекомендаций позволит предприятиям минимизировать ошибки и эффективно внедрять диджитал технологии в свою деятельность.

Проблематика цифровизации экономики, задачи, которые в связи с этим стоят перед бизнесом, государством и обществом в целом, вызовы, порождаемые диджитализацией, и предоставленные ею шансы являются объектом интенсивного осмысления в среде специалистов. Речь идет об анализе взаимосвязи диджитализации, опирающейся на комплекс радикальных инноваций 4-й промышленной революции, и задач модернизации промышленной политики, формирование которой было подготовлено, в частности, развитием мобильного бизнеса.

В этом же ряду развитие процессов диджитализации экономики в рамках интеграционных группировок и особенности ряда ее прорывных технологий.

Исследователи уделяют внимание и таким важным темам, как социально-экономические последствия 4-й промышленной революции, при особом акценте на обеспечение в условиях цифровизации экономики занятости, достижения целей устойчивого развития и экологической безопасности, в том числе при функционировании центров обработки больших баз данных.

Данная комплексная проблематика является предметом активного обсуждения среди политиков, представителей бизнеса, в СМИ, на научно-практических конференциях.

Цель статьи

Цель статьи — дать определение понятию «диджитализация», определить основные направления развития диджитализации, проанализировать место Украины в мире по уровню развития диджитализации.

Изложение основного материала исследования

В современном мире довольно часто путаются понятия «цифровой трансформации» с «автоматизацией» или даже с «оцифровкой данных». Однако это только часть процесса диджитализации — то есть цифровой трансформации.

С наращиванием технологических мощностей и объемов информации стало понятно, что сами по себе собранные данные и системы автоматизации еще не дают положительного эффекта, наоборот они требуют ресурсов, внимания, обслуживания. Поэтому внимание начали уделять развитию эффективных процессов использования всех технологических возможностей с целью развития бизнеса и общества.

Автоматизация — делает процесс менее зависимым от человеческого фактора, при этом, не изменяя сути процессов. Устоявшийся рабочий процесс описывается с помощью определенного алгоритма и затем переносится в цифровой формат. Может реализовываться путем написания программных комплексов (софта) или роботизированных систем. При этом часть функций выполняемых человеком передается на выполнение в системе.

Цифровая трансформация содержит следующие ключевые аспекты:

  1. Внешняя коммуникация. Необходимо переосмысление модели выстраивания отношений с клиентами и партнерами. Модель, когда компании создают продукт, который им удобный, а потом пытаются убедить клиента что именно это ему нужно купить – становится неэффективной. Нужно готовить продукт под конкретного клиента, его потребности и под ситуацию потребления. А для этого нужны соответствующие процессы коммуникации.
  1. Бизнес-модель. Многие компании-гиганты успешно работали десятилетиями по стабильным моделям бизнеса на пороге цифровой эры. Современные бизнес-модели подразумевают как гибкую настройку под клиента, так и под обстоятельства и ситуации.

Бизнес-модель становится шеринговой, а не товарной, и становится омниканальной, а не навязывает рынку свой канал. «Шеренг» – от английского «to share» – делиться. Это экономика совместного потребления (Collaborative Consumption) или шеренговая экономика (sharing economy), так называется экономическая бизнес-модель, где люди с помощью технологий могут обмениваться ценностями, которые они не используют.

В рамках цифровой трансформации проводится значительное переосмысление действий руководства предприятий.

  1. Проектные процессы. Сегодня в традиционных бизнесах применяется проектное управление. Однако коммерчески успешными в Украине становятся менее 1% начатых проектов, в ИТ-сфере показатели немного выше. Эти цифры во многом объясняют, почему сегодня бизнесам трудно выживать.

На контрасте к проектному управлению новые бизнесы переходят к Agile и Lean-технологиям, или к технологиям гибких изменений. Это помогает избежать большинства проблем.

  1. Бережливое производство (от англ. Lean production). Управление стремится постоянно минимизировать потери. Привлекает к оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимально ориентируется на потребителя.
  1. Работа с данными – переосмысление. Раньше работа с данными выстраивалась так: накапливался пласт данных за прошлые периоды, потом анализировался, готовились отчеты и на их основании принимались какие-то решения. Делалась экстраполяция, где высчитывали на основании прошлых периодов, будущее развитие. Теперь другая работа с данными, это уже не просто BigData, сегодня deep machine learning, использование искусственного интеллекта позволяет принимать решения в ситуации с неполной и несимметричной информацией.
  1. Внутренние коммуникации и взаимоотношения. В условиях цифровой трансформации нужно по-другому выстраивать работу с людьми. Появляется формат удаленной работы, аутсорсинг и фриланс.

В результате цифровая трансформация или диджитализация – это целостное переосмысление модели бизнеса, трансформация всех процессов и переход к использованию новых инструментов в направлениях и сферах банков, финансового рынка, рынка, производства, экономики, профессий, образования, бизнеса и общества.

Рассмотрим более подробно указанные направления и сферы:

  1. Диджитализация банков. За последние несколько лет банковская система претерпевает большие изменения. Преимущество в предоставлении цифровых услуг и исключительное взаимодействие с клиентами были вызваны перестройкой финансового рынка, в частности развитием криптовалюты, биткоинов и блокчейнов.

Основными направлениями современной банковской системы в условиях диджитализации являются:

— Цифровая трансформация банковских переводов. Данный процесс становится автоматизированным, теперь, чтобы совершить транзакцию, не нужен банковский персонал.

– Переосмысление модели банковского бизнеса. Удачный пример — использование технологии блокчейн (с англ. «Blockchain»), которая позволяет сократить мошенничество в банковской сфере. Ее уже применяют в таких операциях как платежи, переводы прямых инвестиций, управление торговыми и производственными, ипотечными, кредитными отчетами и др.

Облачные технологии в банковском секторе. Благодаря обеспечению сетевого доступа, перед банками появляется много новых возможностей. Это сотрудничество с партнерами для разработки цифровых продуктов, оптимизация бизнес-процессов.

  1. Диджитализация финансового рынка. Эксперты компании PwC, что предоставляет услуги консалтинга и аудита, считают, что оцифровка финансового рынка вызвана двумя факторами:

— Полной адаптацией поколения С к цифровой среде. Потребители постоянно готовы делиться своими личными переживаниями, впечатлениями и опытом в соцсетях.

— Появлением новых экономических преимуществ. Диджитализация перенесла капитал в социальные сети и сайты.

Финансовые и бухгалтерские расчеты требуют высококвалифицированных IT-специалистов, которые смогут оптимизировать бизнес-процессы. Теперь все больше финансовых компаний инвестируют в цифровые технологии, чтобы повысить эффективность проводимых операций, а также получить дополнительную прибыль.

  1. Диджитализация рынка. Сегмент ИТ-решений доминирует и ожидается, что в 2025 году он достигнет 798,44 млрд. дол. США. Такую тенденцию можно объяснить быстрым развитием новейших технологий.

В следующие семь лет мы будем наблюдать рост доли сферы услуг на уровне 19,5%. В отношении сегмента аналитики, предполагается растущий спрос через синтез большого объема данных и увеличение количества устройств и приложений со встроенным искусственным интеллектом.

Самой быстрой будет сфера социальных сетей с приростом более 20,6%. Связано это с популяризацией платформы соцсетей, которая помогает компаниям определить свою целевую аудиторию и понять ее поведение при приобретении товаров или услуг.

Эксперты ожидают, что сегмент профессиональных услуг вырастет на 19,9% в течение следующих 7 лет. Увеличение числа цифровых технологий стимулирует спрос на программы высшего образования для подготовки существующей рабочей силы, которая успешно адаптируется к новым технологиям.

Сфера здравоохранения достигнет наивысшего прироста – 19,5%, а все благодаря увеличению спроса на электронные устройства со встроенным искусственным интеллектом и возможностям следить за общим состоянием пациента в онлайн-режиме.

Доля малого и среднего бизнеса к 2025 году увеличится на 20,1%. Феноменальный рост можно объяснить такими факторами, как снижение стоимости устройств и повышенное внимание к облачным и периферийным вычислениям.

  1. Диджитализация производства. Ключевой вопрос для владельцев производства – насколько быстро и гибко можно реагировать на изменение рынка и потребности клиентов. С этой целью они все чаще стремятся сделать этапы разработки новых продуктов параллельными. Это требует последовательной реализации всех вариантов оцифровки – от первой идеи до ввода в эксплуатацию производственной машины.

Еще одним перспективным направлением является сетевое производство. Sinumerik Integrate предоставляет отрасли широкий спектр решений для сетевых машин и подключения их к ИТ-системам высокого уровня.

Сетевые машины, мониторинг производства и инновационные концепции с мультисенсорными дисплеями позволяют компаниям оптимизировать свои производственные процессы. «Интеллектуальная эксплуатация» представляет новаторский комплекс для рабочих мест, которые хотят сделать первый шаг к диджитализации. Операторы применяют аппарат для просмотра сразу многих графических форматов, в частности pdf и dxf. Все данные, необходимые для производства, доступны в сети компании.

  1. Диджитализация экономики. Здесь можно выделить два основных направления, в которых движется диджитализация – это повышение производительности и создание «цифровых предприятий».

Оцифровка данных в бизнесе снижает затраты, увеличивает прибыль и наращивает темпы развития экономики. Как только компании становятся цифровыми, то осознают, что способны продвигать свои технологии в различных секторах экономики. Это, в свою очередь, требует меньших усилий, потому что диджитализация помогает преодолеть барьеры и войти в новый сегмент экономики.

С оцифровкой данных маркетинг также претерпевает значительные изменения. Сейчас многие мелкие компании имеют возможность выбиться в лидеры с минимальными затратами.

Рассмотрим подробнее второе направление – «цифровые предприятия». Они создаются благодаря облачным технологиям и полностью состоят из удаленных рабочих групп. В такой экономике становится все труднее выжить, если вы не являетесь «цифровым бизнесом». Именно поэтому все больше и больше компаний обращаются в облачные сервисы.

  1. Диджитализация бизнеса. Процесс цифровой трансформации коснулся всех сфер бизнеса: от того, как компания получает и получает новых клиентов, до того, как руководство представляет и управляет репутацией компании на просторах интернета.

Если в прошлом для создания бизнеса было достаточно построить магазин, используя раствор и кирпич, то сейчас потребители хотят видеть, что предприниматель может им предложить прежде, чем совершить покупку. Так что без цифрового присутствия никак не обойтись. До появления интернета колонка объявлений в газете могла привлечь новых клиентов, но в современном мире целевая аудитория потребляет все больше цифровых данных.

Ежедневно необходимо иметь цифровую рекламу для привлечения новых потребителей. На замену холодным звонкам и поздравительным открыткам пришла диджитализация, благодаря которой цифровые потребители стали управлять личными и профессиональными отношениями в онлайн-режиме.

До оцифровки данных офлайн-режим представлял передачу информации из «уст в уста». Но теперь потребители через свои страницы в социальных сетях мгновенно распространяют информацию сотням и тысячам людей. Эта метаморфоза приведет в недалеком будущем к тому, что весь бизнес будет удерживать и управлять клиентами на все 100% в цифровой форме. А это, в свою очередь, имеет следующие преимущества:

— высокую конкурентоспособность;

— упрощение работы с информацией;

— утверждение положительного имиджа;

– улучшение лояльности клиентов к бренду;

— экономию средств.

  1. Диджитализация образования. Сфера образования также претерпевает необратимые изменения. Самый главный тренд в наше время – это получение дополнительного образования.

Компания Bitkom, цифровая ассоциация Германии, провела опрос, в результате которого трое из четырех респондентов жалуется, что на рабочем месте им недостаточно времени для получения дополнительных знаний. Связано это с быстрым развитием информационных технологий. Поэтому в такую эпоху важно постоянно быть «способным к обучению». Причем нужно уметь объединять отдельные компоненты информации, подходить к решению проблем креативно и быстро реагировать на требования.

Основными векторами развития образования являются:

– Скорость – учеба идет в ногу со временем, ведь обычное накопление знаний давно потеряло свою актуальность.

— Энтузиазм и мотивация – основополагающие принципы в образовании, где преподаватели становятся координаторами, направляя учащихся в онлайн — и офлайн-режим.

– Доступность материалов в режиме реального времени, что упрощает процесс получения новых знаний.

— Междисциплинарное контент-направление, стирает жесткие границы между производством, бизнесом и другими сферами, поэтому требует объединять знания из разных сфер жизни.

  1. Диджитализация профессий. Digital-процессы бросают вызов традиционным рабочим местам. Это касается HR-специалистов. Диджитализация данной области снижает нагрузку при найме и обучении стажеров.

Благодаря новым инструментам, специалисты могут общаться с кандидатами через мобильные приложения, соцсети и облачные технологии. Например, человек перед собеседованием заполняет не привычную всем анкету на бумаге, а в электронной форме. Таким образом, работодатель оперативно получает и обрабатывает информацию.

Диджитализация касается таких этапов найма и обучения:

– видео-презентации;

— прохождения квеста вместо собеседований;

– обучения через специальные порталы.

В то же время диджитализация коснулась не только сферы HR. Эксперты прогнозируют, что через 5-10 лет популярными будут такие профессии, как:

— ИТ-специалисты;

— архитекторы виртуальной реальности;

— разработчики моделей Big Data;

— оценщики интеллектуальной собственности;

— виртуальные адвокаты;

– проектировщики «умных домов» и др.

Причем будете ли вы в будущем виртуальным адвокатом или разработчиком моделей Big Data, обучаться нужно всю жизнь. А смена 8-12 профессий будет считаться нормой.

  1. Диджитализация общества. Диджитализация стала диктовать новые принципы во всех областях нашей жизни, начиная с работы банковской системы здравоохранения. Не стало исключением и само общество.

Некоторые ученые предполагают, что роль человека в будущем будет незначительна, и его заменят роботы. Но это неправда, ведь в условиях цифровой экономики власть находится в руках индивидуума. Компании продвигают свои продукты и услуги в интернете и социальных сетях, а для этого им нужно понимать интересы и поведение целевой аудитории.

Еще одна тенденция — децентрализация сотрудничества. Теперь покупки и многие другие задачи можно осуществить при подключении в сеть интернет.

Например, использование криптовалюты, заменившей чеки и наличные деньги.

Наблюдается объединение цифрового и физического мира. Это внедрение искусственного интеллекта в устройства, которые находятся в миллионах домах по всей планете. Вероятно, мы увидим также замену обычного компьютера более эффективными инструментами и интерфейсами, для которых нужны только голосовые команды.

Представляют интерес сравнительные данные по уровню диджитализации экономики и общества в целом в разных странах, которые содержатся, в частности, в рейтинге глобальной цифровой конкурентоспособности.

Сравнительная оценка стран в этом рейтинге осуществляется по их способности воспринимать и эффективно использовать цифровые технологии как средство, обеспечивающее трансформацию практики регулирования, моделей бизнеса и общества в целом. Эта оценка проводится на базе трех комплексных факторов, которые получили такие обобщенные наименования: знания, технологическая среда, открытость в будущем. Каждый из указанных факторов разбивается далее на три подфактора, которые, в свою очередь, детализируются с помощью шести индикаторов.

Под фактором знаний понимается система знаний, которые необходимы для открытия, понимания и создания новых технологий и которые подразделяются на следующие три подфактора: талант, образование и переподготовку, научную концентрацию. Фактор «технологическая среда» подразделяется как подфактор на регуляторные рамочные условия, капитал и технологические рамочные условия. Открытость будущему детализируется с помощью подфакторов адаптационной способности, гибкости бизнеса и в интеграции с IT.

В 2019 году Соединенные Штаты удерживали первое место в указанном рейтинге, со всеми пятью лучшими экономиками, в стране индекс не изменился: США, Сингапура, Швеции, Дании и Швейцарии. Топ-5 разделяют общую нить условий их направленности на генерирование знаний, но они видят каждый подход к цифровой конкурентоспособности по-разному.

США и Швеция придерживаются сбалансированного подхода между генерацией знаний, созданием сторонника среды для развития технологий и готовности принять инновации. Сингапур, Дания и Швейцария дают приоритет одному или двум факторам. В Топ-10, Нидерланды, Гонконгская ПАР и Республика Корея перешли вверх (до 6-го, 8-го и 10-го места соответственно), Норвегия опустилась на 9-ое место, а Канада упала с 8-го на 11-ое.

Что касается Украины, то по данному рейтингу она заняла в 2019 г. 60 место, потеряв 2 позиции – в 2018 г. было 58; при этом в рейтинге 63 страны и три последних места занимают соответственно Перу, Монголия и Венесуэла. Положение страны характеризуется неустойчивостью и не демонстрирует положительной динамики.

Как видно, наиболее проблемные для страны индикаторы, связанные с фактором «открытость будущему» и особенно, что касается IT-интеграции – всего 61 место (здесь с четырех индикаторов худшая оценка в кибербезопасности и программном пиратстве – 60 место в 2019 г.) и адаптивного отношения (59 место).

В области технологической среды к числу наиболее проблемных факторов относятся индикаторы, входящие в подфактор капитала, включая кредитный рейтинг страны (62 место) и развитость венчурного финансирования (61). А также подфактора нормативно-правовой базы, включая законодательство о научных исследованиях (61) и право интеллектуальной собственности (61).

Понятно, что в дорожной карте развития цифровой экономики, которая в настоящее время проходит этап разработки и реализации, указанным проблемным областям должно быть уделено внимание и со стороны регулятора, и со стороны бизнеса. Есть в этой области и поле деятельности для вузов, особенно, что касается ряда параметров 1-го комплексного фактора – «знания».

Здесь в рамках подфактора «талант» к числу слабых относятся следующие параметры: международный опыт (49 место в 2017 г.); зарубежный высококвалифицированный персонал (57); управление городской средой (57).

При этом именно в данном факторе есть и лучшие развитые индикаторы, а именно: в подфакторе обучения и образования, индикатор на общие государственные расходы на образование занимает 10 место, а соотношение учащихся-преподавателей (высшее образование) — 11 место. В подфакторе научная концентрация также есть индикаторы с высокими местами – это женщины исследователи (16) и продуктивность научно-исследовательской работы по публикациям (23).

Выводы и перспективы для дальнейшего развития

На сегодня экономика Украины имеет как прикладной и теоретический, так и законодательный базис для того, чтобы укрепить свои позиции среди стран мира. Однако ее диджитализация пока имеет преимущественно инновационный характер. Поэтому обязательным требованием для национальной экономики является сочетание теоретических исследований с современными потребностями и возможностями стейкхолдеров.

Итак, в условиях новой экономики, во время жесткой конкуренции, быстрого старения технологий, профессий, идей, проникновения Интернета во все части экономики, диджитализация вышла на новый уровень важности для бизнеса и организаций.

Для поддержания конкурентоспособности предприятия, предприятиям необходимо использовать возможности диджитализации по всем возможным направлениям и формам. Это по клиентскому опыту; партнерству и коллаборации; работе с данными; внедрению инноваций; HR-стратегии и культуре; управлению ценностями и тому подобное.

В работе предложена структурно-логическая последовательность разработки и реализации стратегии диджитализации, раскрыто содержание отдельных этапов работы. Последовательное и циклическое выполнение изложенных рекомендаций позволит предприятиям минимизировать ошибки и эффективно внедрять диджитал-технологии в свою деятельность.

Автор: Анна Жосан, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организаций, Херсонский государственный аграрный университет

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 30, №1, часть 2 (2020) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий