Сегодня особое значение приобретает развитие стратегического управления инновационным развитием предприятий, которое ориентирует предприятие на эффективное функционирование на основе внедрения новейших технологий в производственную и управленческую деятельность, при реализации совокупности бизнес-процессов, их целостности и согласованности на конкурентных рынках, рассмотрении инновационной деятельности предприятия как целостности по выбранным стратегическим группам.
Цели. Целью статьи является рассмотрение особенностей формирования модели стратегического управления инновационными процессами предприятий энергетики.
Метод (методология). Основными методами служили метод индукции и дедукции, логического обобщения, компаративный и системно-структурный анализ, группирование для выделения имеющихся проблем стратегического управления предприятиями энергетики.
Результаты. В статье рассмотрены теоретические аспекты стратегического управления предприятиями энергетики.
Освещены основные проблемы исследуемого вопроса. Раскрыты основные особенности стратегического управления на предприятиях энергетики и очерчены направления деятельности со стороны инновационной составляющей. Определена структура инновационного потенциала предприятий энергетики, которая раскрывает его строение, основные компоненты, принципы формирования и развития.
Раскрыта сущность понятия стратегического управления инновационными процессами на предприятиях энергетики. Актуализирована проблема выбора системы показателей, позволяющих в комплексе охарактеризовать потенциал по различным признакам и построить модель стратегического управления предприятиями энергетики.
Современный менеджмент предприятия оперирует понятием стратегия, которая занимает ключевую позицию, так как определяет основные положения и развитие субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе. При этом стратегическое управление имеет важные свойства: предусматривает в долгосрочной перспективе характер развития соответствующих событий и имеет влияние на эти события в долгосрочном периоде с учетом их отдаленных последствий во времени.
Понятие стратегического управления было введено в научный оборот в 1960-х гг. ХХ ст. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым в расчете на долговременную перспективу и реализацию стратегических задач развития предприятия в конкурентной среде. Это было вызвано изменениями условий ведения бизнеса.
Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания на окружение предприятий для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
При этом главная задача стратегического управления состоит в правильном определении периода, когда необходим поворот в инновационную сферу производства, что предполагает постепенное сворачивание производства продукции и услуг, которые теряют потребительский спрос и наращивание более перспективных видов.
Эффективная деятельность предприятий в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и повышение конкурентного потенциала в значительной мере определяются уровнем их инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности.
Инновационный фактор стал стратегическим инструментом современного роста энергетических компаний, что требует от них систематического мониторинга состояния их инновационной деятельности и направлений ее развития. Все это обусловливает важность стратегического управления инновационной составляющей энергетических компаний и принятия обоснованных управленческих решений по повышению эффективности его использования на перспективу.
Вопросам стратегического управления инновационной деятельностью предприятий посвящены работы ученых, таких как: И. Ансофф, К. Эндрюс, Э. Карлоф, У. Кинг, Д. Клиланд, Г. Минцберг, М. Портер, А. Томпсон, Г. Хамель, С. Чандлер.
Значительный вклад в развитие теории стратегического управления, разработку и усовершенствование его прикладных аспектов внесли такие отечественные ученые как: Л. Балабанова, А. Бородкина, Г. Бритченко, М. Виленский и др. На основе этих исследований сформировались определяющие представления теоретического и практического характера деятельности предприятий, формирование предпосылок их стратегического развития.
Так, например, стратегию как способ реакции на внешние возможности и угрозы, а также внутренние сильные и слабые стороны предлагал рассматривать М. Портер. По его мнению, основная задача стратегии заключается в достижении предприятием долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере деятельности.
Г. Минцберг считал, что стратегия — это последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений. При разработке стратегии основное внимание должно уделяться формированию планов, которые будут выступать в форме контроля эффективности достижения стратегических ориентиров.
Г. Хамель настаивал, что стратегия – это способ развития ключевых конкурентных преимуществ предприятия. Здесь в основу конкурентоспособности ложатся особые способности предприятия и внутренние ресурсы.
Вместе с тем следует отметить недостаточное внимание ученых к проблемам стратегического управления инновационной деятельностью энергетических предприятий.
Цель статьи
Целью статьи является рассмотрение особенностей формирования модели стратегического управления инновационными процессами предприятий энергетики.
Изложение основного материала исследования
Управление предприятием рассматривается как сложная экономическая система, состоящая из подсистем управления, при этом выделяют следующие функциональные подсистемы в системе стратегического управления:
– управление материально-техническим снабжением;
— управление производством;
– управление персоналом;
— управление сбытом;
— управление информацией;
— управление рисками;
— управление организацией;
— управление инновациями;
— управление финансами.
Главной целью внедрения стратегического управления является необходимость обеспечения непрерывного и устойчивого развития предприятия в динамичных условиях внешней среды. Переход предприятия к стратегическому управлению обеспечит ему возможность предвидения будущего развития и принятия своевременных управленческих решений, целей и стратегий.
Соглашаемся с Л. М. Киш, что стратегическое управление влияет на конечный результат деятельности предприятия. С этой целью менеджменту предприятия следует придерживаться следующих шагов стратегического управления. Это:
определение стратегической цели, миссии предприятия;
изучение внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия и от которых предприятие зависит;
установление стратегий;
определение методов выполнения стратегий и достижения цели;
внесение корректировки (при необходимости) в формирование цели;
контроль над выполнением сложившихся стратегий.
Отдельные авторы определяют стратегическое управление как деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды.
Значит, сущность стратегического управления определяется специфическими целями и эффективностью, приоритетным учетом внешней среды, а завоевание и удержание конкурентного преимущества рассматриваются как средство достижения стратегически значимых результатов.
Стратегическое управление – это процесс, который предусматривает установление целей, выработку базовых направлений с учетом альтернатив развития, осуществление комплекса организационных, технических, экономических и воспитательных мер по реализации стратегии, определение этапов стратегического управления на соответствующих стадиях жизненного цикла предприятия, систематический контроль, адаптивное оперативное регулирование для поддержания устойчивой работы предприятия.
Стратегическое управление должно обеспечить выживание предприятия и достижение его целей в долгосрочной перспективе. При этом основное внимание руководства должно быть сконцентрировано на внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на изменения в нем.
Стратегическое управление, прежде всего, базируется на человеческом потенциале как основе предприятия. При этом ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в компании, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность предприятию выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Все аспекты стратегического управления должны учитывать специфичность экономического субъекта, формирующего и воплощающего в жизнь собственную стратегию. Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, чего предприятие хочет достичь – ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.
В процессе осуществления стратегического управления необходимо придерживаться ряда принципов, таких как:
– научность, поскольку менеджер в своей деятельности использует данные и результаты многих наук, но в то же время ему необходимо постоянно искать индивидуальные подходы к решению;
— целеустремленность стратегического управления. Этот принцип предполагает, что стратегический анализ и формирование стратегии должны всегда ориентироваться на выполнение глобальной цели предприятия, а стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие предприятия и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем;
– гибкость стратегического управления предусматривает возможность внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с обстоятельствами или условиями внешней среды. Реализация этого принципа базируется на оценке соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, на уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы;
— единство стратегических планов и программ различных уровней с помощью консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов;
— учет и согласование внешних и внутренних факторов развития предприятия предусматривает, что стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, не будут иметь системности, что может привести к ошибочно принятым решениям;
– соответствие стратегии и тактики управления предприятием, поскольку для обеспечения успешной деятельности необходимы: выверенная стратегия, и эффективная тактика. При этом эффективная деятельность предприятия возможна при условии, когда тактика соответствует его стратегии, а формирование стратегии учитывает реальные возможности решения тактических задач;
— соответствие стратегии предприятия имеющимся ресурсам указывает на то, что находится для обеспечения ресурсами (материалы, персонал, информация).
Реализация стратегии, какой бы продуманной она ни была, оказывается частично или полностью под угрозой.
В развитии стратегического управления предприятием энергетики можно выделить несколько этапов:
- Управление на основе контроля исполнения, при котором реакция предприятия на изменения появляется после совершения событий. Это реактивная адаптация, которая наиболее естественна для крупных энергетических компаний, но требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптации к ней системы. В условиях нарастания темпов изменений это неприемлемо.
- Управление на основе предвидения изменений, когда возникают неожиданные явления и темп изменений ускоряется, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии (стратегическое планирование).
- Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть (стратегическое управление в реальном масштабе времени).
По своей сути любые стратегические меры, принимаемые предприятием, носят инновационный характер, поскольку они базируются на нововведениях экономического, производственного или сбытового потенциалов.
Современные предприятия энергетики прилагают значительные усилия для внедрения инноваций в свои бизнес-процессы и продукты для поддержания или увеличения прибыли и улучшения своих конкурентных позиций на рынках. Однако, недостаточно тщательно спланированная инновационная активность, как правило, обходится дорого, отнимая много времени и ресурсов, и, в конечном итоге будущие доходы являются неопределенными.
Поэтому эффективность функционирования предприятия определяется способностью к инновациям, при этом необходимо учитывать такие его специфические черты. Это как: высокие риски, вероятностный характер содержания и результатов инноваций; масштабность последствий их реализации в экономике страны, перспективность и долговременный характер результатов внедрения инноваций; длительный цикл работ и большое количество участников инновационных проектов; значительная сложность и дорогая стоимость работ.
Стратегическое управление инновационным развитием предприятия позволяет включить в сферу анализа и принятия стратегических решений не только элементы внутренней среды, но и внешние аспекты, что дает возможность разрабатывать мероприятия по реализации долгосрочных целей инновационного развития предприятия энергетики с учетом изменений в национальной и мировой экономике.
Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия обеспечивает осуществление обоснованного выбора стратегий, организацию выполнения инновационных стратегий, текущую координацию хода реализации стратегий, отражает насколько состояние интенсивности в деятельности и тип нововведений.
На реализацию инновационных разработок опираются базовые инструменты достижения конкурентных преимуществ – минимизация затрат и дифференциация. Чем больше предприятие энергетики ориентировано на дифференциацию, тем выше приоритетность продуктовых нововведений и наоборот.
Структурирование ключевых задач инновационной деятельности предприятия сводится к конкретности, измеримости и практической реализации, согласованности с элементами запланированных целей, охватывает емкость и доступность целевых сегментов рынка, уровень и динамику покупательских требований, степень диверсификации поставщиков основных видов ресурсов, технический уровень их собственного производства, качественный уровень работы.
Как отмечает С. С. Барна, обязательным условием инновационного развития энергетических сервисных предприятий, которое должно пронизывать всю систему управления и гармонизировать с внешней средой является использование энергетическими сервисными предприятиями новейших разработок в сфере энергоэффективности.
Инновационные стратегии, разрабатываемые на предприятиях энергетики, являются реакцией на меняющиеся условия внешней среды и способствуют наиболее эффективному использованию имеющегося у них потенциала. Стратегии инновационного развития предприятий энергетики могут быть представлены:
– использованием новейших ресурсов или методов применения уже освоенных в производстве ресурсов;
– инновационной деятельностью предприятия, главными целями которой являются разработка и внедрение в производство новейших технологий, а также методов и средств производства и управления;
– созданием на предприятии рациональной организационной структуры;
– улучшением социальной сферы предприятий энергетики.
Разработка и осуществление инновационных стратегий сопровождаются перестройкой предприятия энергетики, поэтому, так как необходимо обеспечить четкое сочетание осуществляемых производственных процессов с возникающими стратегическими вызовами, проводить инновационные изменения, учитывая спрос на услуги, их жизненный цикл, организацию и технологии.
Выше были рассмотрены функциональные подсистемы в системе стратегического управления. При этом важнейшая подсистема в стратегическом управлении – это управление инновационным развитием. Эта подсистема находится в зависимости от уровня научно-технического прогресса, миссии предприятия, потребностей рынка.
Для обеспечения стратегического технического развития производства, необходимо проводить научные исследования и опытно-конструкторские работы, политику подбора и обучение персонала. Однако не все предприятия имеют подразделения, проводящие научные исследования.
У каждого предприятия есть своя стратегия. Если предприятие не является лидером и вступает на рынок с новой продукцией, которая уже завоевала значительное количество покупателей, то инновации – не являются главным фактором для разработки стратегии. Однако если предприятие – лидер в отрасли и его стратегия предполагает постоянное совершенствование продукции, то инновации приобретают стратегический характер.
Управление инновациями предусматривает решение таких задач:
выбор инновационной стратегии предприятия;
оценка инновационного потенциала;
формирование портфеля нововведений и инноваций;
организация НИОКР и управление проектами;
организационно-технологическая подготовка производства к нововведениям;
маркетинг инноваций;
мотивация персонала в инновационной деятельности;
финансирование инновационной деятельности.
Современная модель стратегического управления инновационным развитием предприятия энергетики обладает рядом особенностей по сравнению с традиционной системой стратегического управления:
– основой должна быть инновационная деятельность предприятия энергетики, которая рассматривается как единственный возможный путь эффективного развития предприятия. Таким образом, деятельность предприятия ставится в прямую зависимость от его инновационной активности, а рост конкурентоспособности предприятия становится возможным только с помощью внедрения инноваций;
– в системе стратегического управления инновационным развитием предприятия энергетики большое значение имеет формирование условий и факторов реализации инноваций;
– при стратегическом анализе предприятия основной акцент делается на оценке инновационного потенциала предприятия, уровне его инновационной активности. В зависимости от текущего состояния инновационной сферы и инновационного потенциала предприятия руководство осуществляет выбор той или иной инновационной стратегии. На этапе разработки стратегии необходимо исключить недостижимые инновационные альтернативы с низким уровнем отдачи от внедрения инноваций. При формировании традиционной модели стратегического развития предприятия основной акцент делается на оценке его ресурсного потенциала.
С целью повышения эффективности управления инновационной деятельностью предприятий энергетики в долгосрочном периоде в современных условиях предложен разработанный организационный механизм стратегического управления инновационным развитием предприятия энергетики.
Предлагаемый организационный механизм включает три этапа: подготовительный, этап стратегического выбора, планирования и разработки, стратегических мер, этап реализации и контроля стратегии. Первый этап включает организационный и аналитический этапы.
Организационный этап предполагает сбор необходимой информации для выполнения стратегического анализа инновационной деятельности предприятий энергетики: определение источников внешней и внутренней информации, ответственных лиц и сроков сбора информации.
В рамках аналитического этапа осуществляется комплексный стратегический анализ, включающий: оценку инновационного климата и стратегического инновационного потенциала предприятия.
Данный этап имеет ключевое значение для формулирования будущей стратегии предприятия. Стратегический анализ инновационного потенциала содержит следующие подэтапы: анализ состояния обученного потенциала, оценку финансовых и материальных активов, анализ инфраструктурного потенциала.
Стратегическое управление призвано обеспечить развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Это означает, что результаты его деятельности должны соответствовать поставленным собственниками целям и задачам. Таким образом, покупатель получает качественный продукт, сотрудники – достойную заработную плату, а владельцы – доход.
Итак, процесс стратегического управления инновационной деятельностью предприятия начинается с переработки полученной в результате опросов и всестороннего анализа информации об инновационной деятельности предприятия энергетики. То, насколько точно будет оценено текущее состояние инновационной сферы предприятия, будет способствовать правильному осуществлению дальнейших этапов стратегического управления.
При разработке стратегии инновационного развития необходимо тщательно определить границы планирования, выделить этапы, а также возможности выбора направлений инновационного развития предприятия. Это, в свою очередь, требует рассмотрения внешнего окружения, оценки инновационного потенциала предприятия, анализа полученных результатов. Как показывает практика, разработка инновационной стратегии предприятия требует больших затрат.
Выводы
Таким образом, в основе проведенного закрепления соответствующих задач по его различным исследованиям стратегического управления подразделениями в соответствии с организационным развитием инновационной деятельности предприятий в структуре управления, сфере деятельности энергетики целесообразно выделить такие важнейшие предприятия. Уровнем конкуренции по занимаемой особенности, что способствуют развитию инновационных рынков, этапам жизненного цикла предприятия, процессам современных компаний:
- Наличие сбалансированной инновационной стратегии формирования системы ключевых показателей для развития, интегрированного в общую стратегию оценки текущей ситуации и определение развития предприятия, перспективных ориентиров, которых следует достичь.
- Формирование инновационной культуры, которая должна стать неотъемлемой частью корпоративной культуры.
- Взаимодействие с предприятиями-партнерами, обозначить актуальные вопросы, связанные с повышением предприятиями, посредниками и предпринимателями эффективности в стратегическом управлении, в частности конкурентами, которая должна осуществляться так, чтобы это стимулировало дальнейшее инновационное развитие.
Авторы: Лилиана Гораль, профессор, кафедра финансов, Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, ORCID ID: 0000-0001-6066-5619
Богдан Брыч, аспирант, кафедра учета и налогообложения, Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа
Константин Клименко, аспирант, кафедра учета и налогообложения, Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, ORCID ID: 0000-0001-7400-3499
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.