Тенденции образовательной миграции в контексте глобализации экономического развития

В статье проанализирована динамика образовательной миграции в мире в разрезе стран обучения, ее изменения под воздействием глобализации, охарактеризовано влияние внешних поступлений финансовых средств от образовательных мигрантов на экономическое развитие стран обучения, инновационная составляющая.

Рассмотрена политика некоторых зарубежных государств в отношении привлечения иностранных студентов на национальный рынок труда и с целью пополнения собственного демографического ресурса.

Ключевые слова: глобализация, образовательная миграция, иностранные студенты, демографический ресурс.

Постановка проблемы. Глобализация является одной из основных характеристик современного развития мира. На сегодня она охватывает почти все сферы жизнедеятельности человека, ее влияние становится все более ощутимым и в сфере образования.

По мнению П. Скотта (P. Scott), глобализация – это возможно наиболее фундаментальный вызов, с которым столкнулась высшая школа за всю более чем тысячелетнюю историю своего существования. Г. Макбурни (G. Makburni) отмечает: «Хотя глобализация и выдвигает проблемы, она одновременно предлагает мощные возможности для сообщества высшего образования, играя ключевую роль в формировании будущего».

Интернационализация производственных процессов, распространение информационных и компьютерных технологий приводит к унификации требований к квалификации работников, стандартов управления трудом, к росту роли современных профессий, для носителей которых гражданская принадлежность теряет свое прежнее значение, а географические границы перестают быть реальным ограничением при трудоустройстве.

Мировое сообщество стремится создать систему образования, которая отвечала бы вызовам времени, потребностям личности и общества в целом.

Обмен информацией, высококвалифицированными специалистами, перспективными научными исследованиями становится обязательным условием экономического успеха. Значение международной образовательной миграции как важной, интеллектуальной по содержанию формы миграционных перемещений населения закономерно возрастает.

Для большинства экономически развитых стран она становится одним из средств формирования человеческого капитала, необходимого для развития национальных экономик, одновременно – является мощным геополитическим ресурсом, который используется для распространения и продвижения культуры, ценностных установок и технологий стран обучения иностранцев.

Анализ последних исследований. Международная образовательная миграция является объектом пристального внимания ученых с того времени, когда это явление приобрело массовый характер. Имеется значительное количество работ западных исследователей, среди которых Ф. Альтбаха (P. Altbach), Д. Массейя (D. Massey), Р. Эпплярда (R. Appleyard),  А. Финдли (A. Findlay), Б. Линдсея Лоувелла (B. Lindsay Lowell), К. Оздена (C. Оzden), О. Старка (O. Stark), К. Тремблей (K. Tremblay) и других.

Значительный вклад в развитие данного направления научных исследований принадлежит российским ученым. В частности А. Арефьеву, Г. Глущенко, Ж. Зайончковской, Л. Леденевой, И. Маласи, А. Письменному, А. Тюрюканову, И. Цапенко и другим. В Украине исследованию проблем образовательной миграции и отдельных ее аспектов посвящены работы Т. Драгуновой, А. Жилинской, М. Згуровского, В. Куценко, О. Малиновской, Л. Семив, А. Хомри, А. Яндульского и других.

Однако актуальность продолжения исследований этого явления обусловлена его быстрой изменяемостью и развитием. Кроме того, отдельные аспекты международной образовательной миграции и их влияние на миграционные процессы в Украине остаются без внимания. Целью статьи является исследование тенденций и особенностей процессов образовательной миграции в мире, ее влияния на экономическое, демографическое развитие стран обучения.

Изложение основного материала. Несмотря на то, что образовательные миграции являются менее масштабными по сравнению с другими миграционными потоками, они играют важную роль в социально-экономическом развитии и стран, принимающих на обучение иностранных граждан, так и тех, которые их отправляют.

Образовательных мигрантов, то есть иностранных студентов, можно считать самой желанной категорией мигрантов, поскольку они представлены, как правило, наиболее одаренными и мотивированными молодыми людьми, готовыми воспринимать новые знания и технологии. К тому же, эта категория иностранцев получает образование и квалификацию в стране пребывания, что упрощает их дальнейшее приспособление к местному рынку труда, гарантирует адаптацию к языковой и культурной среде.

Гармонизация образовательных стандартов, доступность зарубежных учебных программ и курсов, удешевление затрат на транспорт и коммуникации, рост спроса населения на образовательные услуги и увеличение его потребностей в приобретении знаний и квалификации за рубежом способствуют расширению круга студентов, заинтересованных в обучении или продолжении образования в зарубежных государствах.

Статистика свидетельствует, что образовательная миграция растет быстрыми темпами. Количество иностранных студентов третичного уровня (соискатели высшего образования) в 2011 г. увеличилось по сравнению с 1980 г. в четыре раза и достигло 4,3 млн. человек. Причем на протяжении 1980-1990 гг. этот показатель вырос на 18%, в 1990-2000 гг. – уже на 60%, а в 2000-2010 гг. – на 99%.

Стоит отметить, что в течение первого десятилетия нового века общее число студентов вузов, по данным ЮНЕСКО, росло намного медленнее. В 2010 г. в мире насчитывалось 177 млн. студентов, или на 77% больше, чем в 2000 г. По прогнозам, количество иностранных (мобильных) студентов в мире до 2015 г. увеличится до 5 млн. человек, а в 2020 г. достигнет 8 млн.

Количество иностранных студентов в Европе в 2000-2011 гг. выросло более чем в два раза и достигло более 2 млн. человек. В Северной Америке – на 344 тысяч и составило 913 тыс. человек, в Азии – на 286 тыс. и достигло 501 тыс. человек. В Океании почти утроилось (с 119 тыс. человек выросло до 343 тыс.), в Латинской Америке и странах Карибского бассейна – выросло в 2,5 раза (с 31 тыс. до 79 тыс. человек).

Подавляющее большинство иностранных студентов принимают восемь государств мира, лидерами среди которых являются США (доля в общем распределении мобильных студентов составляет 16,5%), Великобритания (13%), Германия (6,3%), Франция (6,2%), Австралия (6,1%), Канада (4,7%), Российская Федерация (4%), Япония (3,5%).

В период 2000-2011 гг. сократилась доля США в общем распределении иностранных студентов с 22,9 до 16,5%. и Германии с 9 до 6,3% процента. Вместе с тем увеличилась доля иностранных студентов, обучающихся в Великобритании, – с 10,8 до 13%, в Австралии – с 5,1 до 6,1%, России – с 2 до 4%, и Испании – с 1,2 до 2,5%.

В абсолютных цифрах первенство по приросту количества иностранных студентов за 2000-2011 гг. принадлежит Великобритании – почти на 337 тыс. человек. Тогда как в США их число выросло на 234 тыс., в Австралии – на 156 тыс., во Франции – на 131 тыс., Российской Федерации – на 130 тыс., в Канаде – на 109 тыс. лиц.

География стран происхождения иностранных студентов такова: 50% из них происходят из Азии, 25,2% – из Европы, 12,4% – из Африки. Больше всего иностранных студентов являются гражданами Китая (723 тыс. человек), Индии (223 тыс.), Кореи (139 тыс.), Германии (132 тыс.), Франции (80 тыс.), Турции (83 тыс.), РФ (71 тыс.) и Италии (63 тыс. лиц).

География потоков образовательных мигрантов в значительной степени зависит от культурно-лингвистических факторов, а также уровня сотрудничества между странами, их политики по экспорту образовательных услуг.

Интенсивная миграция студентов внутри европейского региона объясняется географической близостью, открытостью границ, наличием соглашений между университетами, унификацией образовательных стандартов и программ, распространенностью практики зарубежных стажировок, предоставлением стипендий и материальных льгот студентам, приезжающим по обмену, а также наличием в ЕС всемирно признанных образовательных центров.

Основная часть студентов едет в англоязычные страны, что связано с распространенностью английского языка в различных сферах жизнедеятельности глобального мира, а также немецко — и франкоязычные страны.

Таким образом, в основе роста образовательной миграции ключевую роль играют глобальные процессы.

В то же время стремительное увеличение количества образовательных мигрантов обеспечило условия для развития мирового рынка образовательных услуг. С конца 40-х годов XX века ведущие страны мира начали рассматривать образование как часть своей внешней политики, направленную на достижение геоэкономических и геополитических целей.

Сформировалась целая отрасль мирового хозяйства – международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и объемом потребителей в несколько миллионов человек.

Сегодня торговля образовательными услугами приобретает более важную роль в развитии национальных экономик и мира в целом. Финансовые показатели мирового рынка образовательных услуг уже превышают 100 млрд. долл. США, из них более 60 млрд. долл. приходится на международные услуги высшего образования.

Предоставление образовательных услуг, наряду с другими видами услуг, относится к нематериальной сфере производства, и существенно влияют на развитие, как всей экономики, так и отдельных отраслей.

Например, в США в 2001 г. доходы по этой статье экспорта достигали 11,5 млрд. долл. в 2011/2012 учебном году, по данным Министерства торговли США, от иностранных студентов поступило 22,7 млрд. долларов. Сюда учтены стоимость обучения, проживания и питания, книги и материалы, транспортные расходы, медицинское страхование, расходы членов семьи и другие расходы.

По данным Департамента иностранных дел и торговли Канады (DFAIT), в 2010 г. иностранные студенты в Канаде потратили более 7,7 млрд. долл.  США на обучение, проживание и текущие расходы (в 2008 г. – 6,5 млрд. долл.). Принимая во внимание дополнительные поступления от туристических услуг, предоставленных иностранным студентам, общие расходы иностранных студентов в 2010 г. составили 8 млрд. долл. США, что способствовало созданию более 86,6 тыс. новых рабочих мест.

В том числе за счет иностранных студентов полного курса обучения было создано 70,2 тыс. рабочих мест на рынке труда, что составило около 5,7% от общего количества рабочих мест в секторе образовательных услуг Канады. Сумма косвенных налоговых поступлений от иностранных студентов в 2010 г. оценивалась в 445 млн. долл. США.

Образовательная миграция, помимо чисто экономических выгод, является источником пополнения экономики высококвалифицированными кадрами и во многих странах рассматривается как первый шаг к трудовой иммиграции (в основном за счет представителей дефицитных категорий специалистов).

«Иммиграция через образование» традиционно распространена в США, а ныне приобрела большее значение и в других странах. Так, примерно четверть высококвалифицированных мигрантов, получающих рабочую визу в США, изначально обучались в этой стране.

Около 55% высококвалифицированных иммигрантов из Латинской Америки и Карибского бассейна, более 40% из Индии и Китая остались здесь после окончания обучения. Показатели по лицам, которые имеют научные степени, еще выше: 71% иностранцев, получивших в США ученую степень по отрасли науки и техники в 2001 году, оставались в стране.

В среднем от 15 до 30% иностранных студентов, как правило, остаются в стране пребывания после окончания обучения. Например, в 2008-2009 гг. в Великобритании остались после завершения обучения 25% иностранных студентов, во Франции – 32%, Австралии – 30%, Германии – 26%, в Нидерландах – 27%, Чешской Республике – 31%, Канаде – 33%.

Несмотря на демографические проблемы и острую нехватку квалифицированной рабочей силы, что будет ощущаться, по прогнозу, уже в течение следующего десятилетия иммиграционная политика многих развитых стран все более фокусируется на привлечении иностранных студентов, которым предоставляют определенные преференции.

В частности, студенты, как правило, имеют право работать во время обучения 20-24 часов в неделю. С каждым годом увеличивается число стран, позволяющих иностранцам-выпускникам высших учебных заведений остаться в стране на срок 1-1,5 года для поиска работы. При этом если они находят работу по приобретенной во время обучения специальности, они освобождаются от необходимости доказывать обоснованность их найма, как это требуется от других иностранцев.

В случае если работа найдена, выпускники вместо студенческой визы получают рабочую. Такой порядок введен в США, Канаде, Швейцарии, Франции, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Германии, Чехии.

Недавние законодательные изменения в Российской Федерации сняли ограничения для занятости иностранных студентов во время учебы. Рассматривается возможность упрощения их доступа на рынок труда после его завершения, введение ускоренного (упрощенного) порядка получения гражданства Российской Федерации выпускниками российских образовательных учреждений.

Привлечение на рынок труда молодежи с высоким уровнем образования способствует накоплению человеческого капитала, что является одним из ключевых факторов современного развития экономики. Было подсчитано, что увеличение продолжительности обучения населения на 1 год в долгосрочной перспективе способствует росту ВВП на 3-6%.

Кроме того, активное наращивание интеллектуального потенциала влияет на развитие научно-технологических инноваций. Например, в США замечено положительное влияние трудоустройства иностранцев-выпускников американских вузов на инновационную активность.

Согласно исследованию Г. Челларах, К. Маскус и А. Мата (G. Chellaraj, K. Maskus, A. Mattoo), увеличение на 10 процентных пунктов доли иностранцев среди выпускников вузов вызывает рост количества патентных заявок, поданных американскими заявителями. На 4,8 процентного пункта, увеличение количества патентов, полученных университетами, – на 6 процентных пунктов, а патентов, выданных не университетскому сектору (в основном коммерческим фирмам), на 6,8 процентного пункта.

Обострение конкуренции на мировых рынках товаров и услуг все больше требует внедрения в сферы производства и услуг инновационных технологий. Знания и интеллектуальная собственность приобретают статус ценности, что определяет уровень развития современных обществ, интеллектуальный капитал становится основой национального богатства.

Поэтому интеллектуальная миграция, в том числе образовательная, сулит большие дивиденды странам-реципиентам при условии ее эффективного регулирования и максимального использования потенциала. В то же время она несет серьезные вызовы экономической безопасности для стран-доноров.

Для стран, направляющих своих граждан обучаться за рубежом, особенно для стран, что развиваются, образовательная миграция, учитывая высокую долю тех, кто остается в странах обучения, создает угрозу «утечки мозгов», то есть потери необходимых для развития высококвалифицированных кадров.

Особенно это опасно для небольших по размеру государств. В докладе ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) «Наименее развитые страны за 2012 год» отмечается, что «отток мозгов» в целом закрепляет международное неравенство в обеспеченности квалифицированными кадрами и подрывает перспективы долгосрочного экономического роста наименее развитых стран (НРС).

Почти каждый пятый выпускник вуза НРК выезжает для трудоустройства на работу в другие страны. Наиболее высокие показатели эмиграции жителей НРК с высшим образованием наблюдаются на Гаити, в тихоокеанских и африканских НРС, где больше высококвалифицированных специалистов проживает за рубежом, чем в собственной стране. Так, на Гаити их доля достигает 83%, Самоа – 73%, в Гамбии – 68%, Тувалу – 65%.

Проблема «оттока мозгов» существует и в развитых странах, однако не несет такой угрозы, потому что вакансии заполняются высококвалифицированными иммигрантами из развивающихся стран.

Так, в Великобритании наблюдается наибольший «отток мозгов» среди стран членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По данным исследования ОЭСР, за рубежом проживает около 3 млн. человек, родившихся в Великобритании. Более 1,1 млн. из них – специалисты высокой квалификации, учителя, врачи и инженеры. За границу выезжает более 10% выпускников высших учебных заведений страны.

В последние годы все чаще наблюдается так называемая «циркуляция мозгов», то есть циклические неоднократные перемещения за границу для учебы и дальнейшей работы и возвращения на родину. Сторонники модели «циркуляции мозгов» считают, что такая форма миграции усилится в будущем, особенно если экономические различия между странами будут уменьшаться, и будут отвечать интересам стран назначения и происхождения специалистов.

Ведь в случае возвращения на родину граждан, которые учились за границей, трудовой потенциал страны пополняется за счет специалистов, которые не могли быть подготовлены на родине. Происходит трансферт не только индивидуального образования, но и технологий и «ноу-хау» ведущих отраслей экономики.

По данным Министерства науки и технологий Китая, большую часть венчурных предприятий, связанных с интернет-услугами, основали в стране китайские студенты, которые учились за границей и вернулись на родину.

В Индии создана специальная сеть для связи с эмигрантами, благодаря которой осуществляется не только репатриация специалистов, но и приток технологий, денежных переводов и инвестиций от индусов, которые проживают в других странах, что поощряется правительственными законодательными и налоговыми мерами.

Выводы. Процессы глобализации мировой экономики становятся все интенсивнее. С одной стороны, глобализация расширяет возможности отдельных стран по использованию интеллектуальных ресурсов, с другой – глобальные процессы значительно обостряют конкурентную борьбу, что представляет реальную угрозу для стран с низкими и средними доходами.

Образовательная миграция является заметным фактором глобального перераспределения интеллектуальных и трудовых ресурсов в пользу развитых стран, обеспечивает весомые инвестиции в национальную экономику стран-реципиентов, в том числе в систему образования, способствует повышению потребления товаров и услуг.

В то же время в странах-донорах она способствует постарению населения и ухудшению качественных характеристик трудового ресурсного потенциала, вызывает «отток мозгов», то есть угрожает экономической безопасности государства.

На сегодня практически все развитые страны сталкиваются с проблемами нехватки высококвалифицированных работников или недостатка их критической массы в тех или иных секторах экономики, а некоторые из них переживают сложную демографическую ситуацию, что ставит под угрозу закрытие образовательных учреждений вследствие прогнозируемого снижения количества абитуриентов – будущих специалистов.

В результате на глобальных рынках высококвалифицированного труда и образования развернулась настоящая конкурентная борьба за студентов и определенные категории специалистов, которая будет усиливаться и в дальнейшем.

В условиях глобализации лучшие перспективы развития имеет та страна, которая обладает более качественным человеческим капиталом. Создать условия для сохранения и расширенного воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы, к которой относятся и образовательные мигранты, – одна из ключевых задач не только образовательной, но и миграционной политики.

Для максимизации положительного эффекта образовательной миграции нужно формировать действенный механизм регулирования, способный быстро адаптироваться к потребностям развития на национальном уровне и к изменениям глобальной экономической среды.

Автор: Л.А. Жураковская, старший консультант Национального института стратегических исследований, E-mail: linak@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий