Рассмотрены основные причины и последствия внешней миграции из Украины. Выявлены составляющие миграции и влияние каждой на общую социально-экономическую ситуацию в стране и жизнь семьи мигрантов. Дана характеристика масштабов миграции, ее структуры по странам притяжения.
Очерчены возможности влияния государства на миграционное поведение населения и освещены наиболее эффективные, с точки зрения автора, действия. Дана оценка масштабов внешней миграции из Украины. Последствия масштабной трудовой миграции очень разные.
Оценивать значение и последствия каждого конкретного вида миграций необходимо с учетом интересов мирового развития, страны утечки мигрантов и их семей. Выявлено, что большая часть активного, мобильного и конкурентоспособного населения связывает возможности радикальных изменений с внешней миграцией.
Общая низкая оценка и ситуации в стране, и своей индивидуальной жизни, аккумулируется индексом социального самочувствия, трансформируется в желание многих украинцев, особенно молодых, активных и конкурентоспособных, выехать за границу на постоянное место жительство или, по крайней мере, на работу или учебу.
Определено, что главным мотивом выезда большинства украинцев является надежда получать значительно более высокую зарплату, но экономические факторы всегда действуют в определенной ментальной среде, в частности реализованной в конкретном уровне миграционной мобильности.
Миграционная мобильность украинцев (как и поляков, немцев, эстонцев, литовцев, ирландцев, итальянцев) достаточно высока. В отличие от французов, венгров, болгар. Поэтому повышение зарплат до сопоставимого с соседними странами уровня, бесспорно, уменьшит масштабы распространения миграционных настроений, но не отменит их полностью.
Ключевые слова: внешняя миграция, миграционное поведение, причины выезда, последствия внешней миграции.
Постановка проблемы и ее актуальность. Миграционный обмен населением является одной из главных составляющих глобализации, формирования транснациональных рынков труда, создания единого образовательного, культурного, языкового пространства, приобщения всех землян к результатам прогресса цивилизации.
В отличие от миграций XVII–ХІХ вв., направленных преимущественно в одну сторону (из стран Старого света в Америку, Австралию, Новую Зеландию), современные направления приобрели разнонаправленный характер, часто обратный, и даже довольно хаотичный.
Чем дальше, тем чаще человек не просто живет и работает не в стране своего происхождения, а на протяжении жизни несколько раз меняет страну проживания. Представляется, что в будущем объемы международного миграционного обмена населением будут расти, а продолжительность пребывания мигранта в одной стране будет сокращаться.
Цель работы – рассмотреть основные причины и последствия внешней миграции с Украины, определить составляющие миграции и влияние каждой на общую социально-экономическую ситуацию в стране и жизни семьи мигрантов.
Изложение основного материала. Самыми распространенными в мире и господствующими в Украине являются т. н. экономические миграции, в частности, трудовые. Они формируются под влиянием различных факторов, различаются по составу и масштабам, но имеют и общие черты.
Главным толчком является возможность больше зарабатывать или получить лучшие возможности для реализации своего потенциала, движение направлено в страны с более высоким уровнем жизни, лишь небольшая часть трудовых мигрантов, которые нашли приемлемое место работы в новой стране, возвращаются на родину.
Оценка масштабов внешней миграции из Украины. Сейчас крайне трудно оценить масштабы внешней миграции украинцев (а структуру и направления и подавно) – сказываются общие проблемы учета населения через 17 лет после проведения переписи.
Отсутствуют действенные стимулы регистрировать переезд, и неготовность родственников трудовых мигрантов сообщать интервьюерам о работе за границей кого-то из семьи, особенно учитывая распространение в последнее время слухов о намерениях правительства облагать налогом доходы, полученные за рубежом.
Практически все эксперты соглашаются с тем, что продолжительность работы за рубежом подавляющего большинства украинских заробитчан, которые вернулись в Украину, не превышает одного года, однако 29% работали более года, а 14% – несколько лет.
Наибольшая доля краткосрочных мигрантов характерна для соседних стран Польши и Чехии. Вполне ожидаемо, что из трех работающих лиц в Италии не возвращается в Украину свыше 2.
Продолжительность одной поездки львиной доли украинских трудовых мигрантов не превышает 3-х месяцев, однако большинство выезжает в течение года несколько раз. И если раньше высокая миграционная мобильность наблюдалась преимущественно в западных областях, то сейчас она распространилась и на центральные и южные районы.
Опыт работы за рубежом в большинстве, очевидно, является положительным — 71% заробитчан хотели бы в будущем снова работать за пределами Украины.
Общая численность украинских трудовых мигрантов, одновременно работающих за рубежом, колеблется от 1,5 до 5,0 млн. человек. Учитывая численность лиц, которые платят налоги в Украине, масштабы незарегистрированной занятости и вероятные ошибки учета, наиболее вероятной представляется оценка численности одновременно работающих за рубежом украинцев в 3,0 млн. человек.
За последние годы миграционные потоки из Украины претерпели кардинальные изменения, но изменились не столько масштабы, сколько направления и соотношение обратных и необратимых миграций. И вызваны такие трансформации скорее внешними, чем внутренними событиями.
Ориентация на модель экономики с дешевой рабочей силой, трактовка низких зарплат как главного конкурентного преимущества Украины сохраняется на протяжении очень длительного периода, и влияние низких зарплат на мотивацию трудовых миграций является постоянным. Однако изменился спрос на украинскую рабочую силу, изменились условия трудоустройства за рубежом.
В течение 2,5 десятилетий потоки трудовой миграции из Украины делились почти пополам между Россией и Европой, причем обмен рабочей силой с Россией имел ярко выраженный циркулярный характер, а большинство украинских заробитчан в европейских странах пытались остаться там если не навсегда, то, по крайней мере, на длительное время.
Все изменилось с началом вооруженного конфликта на Донбассе и соответствующим резким ухудшением отношений между двумя странами – численность желающих работать в России стремительно сократилось.
Бесспорно, на переориентацию потоков влияет и то, что возможности заработков в России существенно уступают таковым в европейских странах. И хотя в 2014-2015 гг. поток мигрантов из Донбасса и Крыма в Россию даже увеличился, сейчас та часть местных жителей, которые вынужденно покинули свои места проживания из-за угрозы жизни, разрушения жилья, потери работы и переехали в другие регионы Украины, достаточно часто формируют вторичный поток, направленный в экономически развитые страны.
Основным мотивом является стремление больше зарабатывать, в частности для приобретения / аренды жилья, но не стоит пренебрегать и желанием избежать призыва в Вооруженные силы.
Однако главным фактором переориентации миграционных потоков стало изменение ситуации в странах, являющихся традиционными реципиентами рабочей силы. Прежде всего, изменение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынках труда, экономическая целесообразность увеличения набора студентов в учреждения профессионального образования и соответствующее упрощение процедур предоставления иностранцам, в частности украинцам, разрешений на работу и / или учебу.
Сложная ситуация на рынках труда большинства восточноевропейских стран, обусловлена, главным образом, оттоком значительной части своих граждан на заработки в страны более развитых экономик с более высокой зарплатой и лучшими перспективами, заставляет упрощать процедуры трудоустройства и снижать требования к рабочей силе.
Если еще несколько лет назад работодатели Польши, Чехии, Словакии нанимали на работу преимущественно опытных квалифицированных работников (за исключением случаев, когда нужна была неквалифицированная рабочая сила), то сейчас они соглашаются даже на подготовку / переподготовку за свой счет в течение 1-2 месяцев.
К этому добавилось приобретение безвизового статуса, а значит, возможности, во-первых, вполне легально находиться в европейских странах на протяжении трех месяцев подряд, подыскивая себе приемлемую работу. В сочетании с коренным упрощением Польшей процедуры получения украинцами т. н. рабочей визы и отсутствием языкового барьера (по крайней мере, в устном общении) это закономерно повлекло рост потока трудовых мигрантов из Украины именно в Польшу.
Сюда надо добавить очень активное поощрение учебной миграции украинской молодежи со стороны профессиональных учебных заведений большинства восточноевропейских (и не только) стран – открываются специальные программы, предоставляются гранты и стипендии, работают специальные подготовительные языковые курсы.
Об изменении географической структуры украинских мигрантов свидетельствует, в частности, изменение структуры частных денежных переводов. Только за 2015-2017 годы объем переводов из Польши увеличился на 138,5%, из других стран ЕС – на 23,8%, из США и Канады – на 33,3%, тогда как из России, наоборот, уменьшился на 27,8% .
Причины миграционного оттока. Население Украины постоянно демонстрирует недовольство, как собственной жизнью, так и ситуацией в стране. В значительной степени это обусловлено действительно низким уровнем жизни и низкими темпами и неудовлетворительным качеством социально-экономических трансформаций. Но представляется, что не меньшее значение имеет огромный разрыв между завышенными ожиданиями в контексте последствий Революции достоинства и фактической ситуацией.
Так, украинцы надеялись на скорое повышение доходов, улучшение качества и расширение доступности всех публичных услуг, и часть этих ожиданий исполнилась. Однако в то же время стремительное падение курса гривны сделало недоступными часть импортных товаров.
События на Донбассе не только лишили Украину значительной суммы поступлений в бюджет и фонды общеобязательного социального страхования, но в то же время и значительно увеличили бюджетные расходы на поддержку вынужденных переселенцев.
А также на перевооружение армии, на периодическое восстановление объектов инфраструктуры на территориях, прилегающих к зоне ОРДЛО, систематически разрушаемых в результате обстрелов, на обустройство и поддержку функционирования многочисленных контрольно-пропускных пунктов вдоль линии разграничения и тому подобное.
Бесспорно, это не может не сказываться на финансовой способности государства выполнять свои обязательства в отношении населения. Сказываются и традиционные для молодой демократии, которой является Украина, политические спекуляции, стремление популизма со стороны политиков и патернализма со стороны значительной части граждан.
Вероятно, именно тем, что ожидания большинства населения связаны с внешними действиями (правительства, президента, местной власти, помощью международных структур и / или ведущих стран мира), а не с желанием осуществлять активные мероприятия собственноручно, объясняет определенное занижение самооценок доходов и собственного статуса.
Однако в среднем украинцы гораздо больше довольны своей собственной жизнью, чем ситуацией в стране в целом. Понятно, что на оценку собственной жизни влияет личный опыт, а представление о ситуации в стране рядовой украинец формирует со СМИ, которые в большинстве своем дают негативную информацию.
Конечно, низкая оценка собственного и общественного бытия вызывают желание перемен. К сожалению, большая часть активного, мобильного и конкурентоспособного населения связывают возможности радикальных изменений с внешней миграцией, и общая низкая оценка ситуации в стране, и своей индивидуальной жизни, аккумулируется индексом социального самочувствия.
Трансформируется желание многих украинцев, особенно молодых, активных и конкурентоспособных, выехать за границу на постоянное место жительства или на учебу или работу.
По крайней мере, что такое, отмечают 29-35% лиц в возрасте от 18 лет, опрошенных в конце 2017 года. Однако только 62% с 7% украинцев, которые намерены в течение ближайших шести месяцев выезжать на длительный, (более трех месяцев), срок, совершают необходимые шаги (4,5% общей численности населения 18+). Это около 1,5 млн. человек в возрасте 18-64 лет. Бесспорно, это значительная совокупность населения. Но все же не большинство, о котором часто говорят и политики, и СМИ.
Чаще всего мотивирует к эмиграции надежда получить лучшие условия жизни (64% тех, кто хотел бы навсегда уехать из Украины), желание обеспечить лучшее будущее детям (34% в целом и 21% тех, кто не имеет детей до 16 лет), отсутствие в Украине достойной работы (23%) и стремление получить лучшее образование (12%).
Существенно отличаются от мотивов выезда на постоянное место жительства факторы трудовой миграции – здесь доминирует мотив стремления достойных заработков. И это вполне понятно. Даже из-за элиминирования разной покупательной способности средняя зарплата в Украине составляет лишь треть такой в Польше, Словакии или Чехии, чуть больше половины – в Португалии, Греции или Российской Федерации. А минимальная зарплата – примерно половину аналога в большинстве европейских стран.
Более или менее сопоставимые с соседними странами заработки получают в Украине работники IT и дальнобойщики. В большинстве профессий зарплата в Украине в 2-3 раза ниже, чем, например, в Польше – стране, которая концентрирует основную часть украинских трудовых мигрантов.
Наибольшее отставание наблюдается в медицине: средняя официальная зарплата врача в Украине в 6-10, а медицинской сестры – в 6-8 раз ниже таковой в соседней Польше. Соответственно именно эту причину отметили 72% тех, кто хотел бы работать за рубежом (вторая по распространенности причина – разницу в условиях труда отметили только 20%).
И действительно, подавляющее большинство (81%) трудовых мигрантов, которые вернулись в Украину, довольны своими зарубежными заработками, причем 79% (в Польше — 83%, а в Италии – 66) украинских трудовых мигрантов тратили меньше четверти заработка. Поскольку средний месячный заработок трудового мигранта в Италии составляет 937 долл. США, в Чехии – 793, а в Польше – 584 доллара США, разница связана скорее с различиями в заработках, чем в условиях проживания.
Однако люди часто преувеличивают значение именно экономических факторов. В этом контексте стоит обратить внимание на Польшу, которая является не только центром притяжения украинских заробитчан, но и признанным лидером Восточной Европы по темпам и качеству реформ, по параметрам экономического развития в целом.
Несмотря на все это, несмотря на удовлетворенность поляков своей властью, уровнем жизни и ситуацией в стране большая их часть направляется в более развитые страны ЕС в поисках лучшей работы, высших доходов и лучшей жизни. Именно для замены эмигрантов и заполнения, освобожденных ими рабочих мест, ищут украинских работников польские работодатели.
Аналогичная ситуация складывается и в Чехии, Словакии, в странах Балтии. Однако венгры, несмотря на свое отставание и в реформах, и в уровне жизни, и в экономической динамике в целом совсем не демонстрируют такую мобильность.
Скорее всего, экономические факторы — безусловно, очень важные — действуют в определенной ментальной среде, которая усиливает или ослабляет их влияние. Следовательно, разные совокупности населения имеют разный потенциал мобильности, достаточно стабильный и инерционный.
Учитывая то, что украинцы еще во времена СССР охотно соглашались работать на разнообразных «стройках коммунизма», на временную и даже вахтенную работу в северо-восточных регионах и тому подобное, им вообще свойственна высокая потенциальная мобильность. А, следовательно, при прочих равных условиях они более настроены на работу в других странах, чем, скажем, белорусы, венгры или болгары.
Существенно усиливает склонность украинцев работать за рубежом и распространенность преувеличения достижений соседей, включая доходы и качество жизни в целом, на фоне уменьшения своих. Результатом является престижность работы и учебы за рубежом.
Те социальные связи, которые противодействуют переходу на работу с более низким статусом, но с более высокой зарплатой в Украине, не только не влияют на готовность работать на неквалифицированных работах за рубежом, а даже усиливают ее. То же касается и обучения в средних профессиональных учреждениях.
Так, несмотря на очевидную нехватку на украинском рынке труда квалифицированных рабочих едва ли не по всем специальностям, спрос на профессионально-техническое образование остается крайне низким.
Его планируют получить только 14% учеников школ, тогда как на получение высшего образования настроены 85%, причем 73% молодых людей, которые хотят получить высшее образование, ограничиться профессионально-техническим образованием не согласились бы даже при условии высшей зарплаты и стабильности. Но украинская молодежь охотно соглашается на приобретение рабочей профессии, например, в Польше.
Очевидно, что любое обучение за рубежом способствует повышению социального статуса молодых людей и их родителей, тогда как обучение в профессионально-технических заведениях его, наоборот, сильно снижает.
Настрой на эмиграцию – постоянную или временную – становится своеобразным must have, а участие во внешних миграциях фактически превратилось в социальный лифт, с помощью которого можно быстро вырваться из нищеты, получить «пропуск» в общество с высоким уровнем и качеством жизни. Поэтому, хотя львиная доля украинцев объясняет свое желание работать за рубежом исключительно невозможностью, получать достойные заработки в Украине, на самом деле мотивация значительно сложнее.
Последствия масштабной миграции. В оценке последствий трудовой миграции для Украины важнейшим компонентом являются настроения по возвращению и их реализация. Если временное отсутствие имеет положительные и отрицательные последствия, то выезд из Украины навсегда – почти исключительно негативные.
И в этом контексте очень оптимистичным представляется желание 65% потенциальных трудовых мигрантов вернуться в Украину даже при наличии за границей постоянной работы. Конечно, намерения могут измениться, но и настроения тех 23%, кто предпочел бы не возвращаться, также не обязательно реализуются.
Учитывая, что 41% украинских трудовых мигрантов в 2015-2017 гг. моложе 35 лет и только 20% — старше 50, неизбежными последствиями масштабного оттока экономически активного населения станут:
1) нехватка рабочей силы на местных рынках труда, станет сначала по отдельным профессиям, а затем тотальной;
2) будет происходить ускорение демографического старения, а, следовательно, и увеличение нагрузки на работающее население;
3) усиление депопуляции, темпы которой уже на протяжении 25 лет являются самыми высокими в Европе.
Вряд ли рынки труда восточноевропейских стран перестанут нуждаться в дополнительной рабочей силе в обозримой перспективе, то есть наиболее вероятным представляется сохранение высокого спроса на украинских работников. Да и не имеет отечественная власть никаких рычагов влияния на эти процессы, в отличие от уменьшения численности желающих работать за рубежом.
Итак, едва ли не единственной возможностью сокращения масштабов трудовой миграции из Украины является повышение заработной платы, по крайней мере, до 70-75% их аналогов, разумеется, без потери рабочих мест.
Но уже сегодня инвесторы (особенно зарубежные) сталкиваются с проблемой найма на работу местных сотрудников даже при условии предложения зарплаты на уровне 150-200% средней по региону. Бесспорно, сказывается разная база ориентации: инвестор сравнивает свои предложения с официальной заработной платой, а население – со своими потенциальными доходами от экономической деятельности, включая теневые.
Также демотивирует официально работать риск потери субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Поэтому государство должно постепенно уменьшать масштабы предоставления субсидий, по крайней мере, трудоспособному населению, конечно без снижения уровня жизни.
Пока что определенные трудности испытывают рынки труда западных областей Украины и те предприятия, которые по характеру своей деятельности сталкиваются с рабочей силой высокой мобильности, в частности строительные. Большинство же работодателей, которые не нуждаются в масштабном найме работников, еще не чувствуют остроты проблемы.
По результатам их опроса, главными препятствиями развития бизнеса в Украине являются высокие общегосударственные налоги (47,5% от общей численности опрошенных), частая смена правил и законов ведения бизнеса (30,3%), высокие процентные ставки по банковским кредитам (25,1%), отсутствие программ поддержки бизнеса на государственном уровне (22,1%).
Но экономический рост будет происходить не только за счет повышения производительности труда на существующих предприятиях, нужно будет развивать новые виды деятельности, что потребует новых производственных мощностей, а значит, и найма новых работников. Тогда ограниченное предложение рабочей силы почти неизбежно превратится в барьер развития и бизнеса, и экономики страны в целом.
Однако не только рынком труда ограничиваются последствия трудовой миграции. Страдают семейные отношения — многие браки разрушаются из-за длительного или систематического отсутствия одного из супругов.
Иногда выезжают оба родителя или мать из неполной семьи, а дети вообще остаются на бабушку (дедушку, старшую сестру, старшего брата, другого родственника), то есть без родительской опеки. Понятно, что такие дети, не имея образцов нормальной семейной жизни, почти неизбежно будут иметь проблемы и в своем будущем браке.
Распространяется вследствие безнадзорности и ювенальная преступность. Привыкая к «легким деньгам» и совершенно не понимая, насколько тяжелым является труд родителей за границей, подростки скорее прибегают к преступлениям, но отнюдь не ориентируются на легальную трудовую деятельность. Однако эта теоретическая конструкция не подтверждается статистикой.
Сейчас трудно отделить вероятные погрешности информации от реальных тенденций. Тем не менее, понятно, что отсутствие, по крайней мере, одного из родителей не может не влиять на мировоззрение ребенка.
Есть также свидетельства подавляющей настроенности детей трудовых мигрантов на жизнь за рубежом.
Сами трудовые мигранты по возвращении на родину имеют проблемы с пенсионным обеспечением, поскольку в большинстве случаев не платят необходимых страховых взносов. Это не имело особого значения при практическом отсутствии связи между размером пенсии и суммой уплаченных в Пенсионный фонд взносов, но теперь, когда социальная пенсия назначается в старшем возрасте и меньшем размере, чем трудовая, может стать важным.
К тому же большинство заробитчан не имеют за рубежом полного социального пакета. Это является абсолютно неизбежным при условии нелегальной занятости и распространенным, при условии легальной работы.
В свою очередь такая недостаточная социальная защита часто вызывает проблемы с возмещением потери доходов работников из-за производственной травмы / инвалидности, с лечением и последующей реабилитацией. Соответственно часть этих проблем переносится на «территорию утечки мигрантов».
Самые острые для будущего страны угрозы связаны с учебной миграцией, поскольку наличие соответствующего диплома значительно упрощает трудоустройство в европейских странах, при чем не только соседних. Это означает не просто потерю рабочей силы, а сокращение демографического потенциала украинского общества, ускорение процесса демографического старения и тому подобное.
Сейчас учебные заведения многих европейских стран охотно приглашают украинцев и достаточно часто предоставляют определенные льготы для поступления и оплаты обучения, проживания, пользования лабораториями, библиотеками, спортивными сооружениями. Соответствующая реклама очень активна, часто агенты работают непосредственно в школах.
При этом предвзятое отношение к рабочим профессиям, связанное, в частности, с их низким социальным статусом, не распространяется на другие страны – украинцы не считают для себя и своих детей неприемлемой такую работу за рубежом. Вероятно, сказывается и в целом уважительное отношение к любой легальной занятости местного населения – с одной стороны, и отсутствие там сильных социальных связей украинцев – с другой.
Важной составляющей последствий распространения трудовой миграции являются средства, которые поступают в Украину и помогают выживать не только непосредственным их получателям, но и целым поселениям. По оценкам Нацбанка Украины, в 2017 году частные переводы составили 9,3 млрд. долл. США, то есть 8,4% ВВП страны. Это вчетверо превышает чистый приток прямых иностранных инвестиций, которые составили 2,3 млрд.
Конечно, в отличие от ПИИ только небольшая часть частных денежных переводов направляется на открытие бизнеса, но каждая гривна, потраченная в Украине, так или иначе, работает на отечественную экономику. Даже если деньги тратятся на текущее потребление, они увеличивают совокупный платежеспособный спрос, а, следовательно, создают предпосылки для заработков (конечно, далеко не всегда легальных) довольно широкому кругу.
Достаточно проанализировать территориальную дифференциацию новостроек в сельской местности, в частности, обратить внимание на разницу между поселениями, многие жители которых работают за рубежом, и теми, где заробитчан практически нет.
Учитывая неравномерность территориального распределения частных денежных переводов и прямых иностранных инвестиций, следует сделать вывод, что, по крайней мере, те территориальные общины, откуда уезжает на заработки много людей, получают безусловную выгоду.
Надо также иметь в виду, что за границу уезжают те, кого не устраивают возможности украинского рынка труда, кто скорее предпочел бы работать нелегально, часто, регистрируясь в службе занятости и претендуя на разные виды социальной помощи.
В условиях эмиграции именно этой категории уменьшается общее давление на систему социальной поддержки населения и снижается искусственная конкуренция за рабочие места – наличие значительной численности зарегистрированных безработных, которые на самом деле не хотят работать, только провоцирует консервацию низкого уровня оплаты труда.
Следовательно, последствия масштабной трудовой миграции очень разные. Оценивать значение и последствия каждого конкретного вида миграций стоит с учетом интересов мирового развития, страны утечки мигрантов и их семей. Современная внешняя миграция украинцев состоит из шести компонентов.
Первая составляющая – выезд на постоянное место жительства в другую страну; такие стремления, часто скрытые, имеют и те, кто едет за границу с декларируемой целью работы или учебы. Этот вид миграций, очевидно, является необратимым и означает прямые потери Украины: сокращается общая численность населения и совокупное предложение рабочей силы, теряются ресурсы, потраченные на профессионально-образовательную подготовку мигрантов.
Перспективы связаны исключительно с поддержкой контактов с эмигрантами, с помощью им в сохранении связей с Украиной и надеждами на то, что они или (хотя бы частично) вернутся, или будут формировать положительный имидж Украины за рубежом.
Преимущественно мигранты, выезжающие с такими намерениями, либо сразу направляются в новую страну целыми семьями, либо забирают туда своих близких по программе воссоединения семей. Итак, семейные отношения от этого практически не страдают.
Вторая составляющая – краткосрочная (чаще всего сезонная) трудовая миграция, в основном связана со сбором урожая, которая охватывает, главным образом, рабочую силу низкой квалификации и студентов, не оказывает негативного влияния ни на рынок труда, ни на социально-демографическую ситуацию в Украине.
Из-за ее выраженной сезонности лица низкой и средней квалификации, которые не имели потребности (возможности) постоянного / длительного трудоустройства в Украине, возвращаются на родину с заработанными деньгами, новыми контактами, социальными связями и навыками поведения в демократичном обществе с рыночной экономикой.
Сезонная миграция, главным образом из-за своей непродолжительности, не отражается заметно на ситуации в семьях мигрантов. Поэтому эту составляющую следует оценивать скорее положительно.
Краткосрочная трудовая миграция работников низкой и средней квалификации, ориентированных на не аграрный сектор, как правило, не имеет выраженной сезонности (за исключением занятости в туристическом бизнесе).
Соответственно существует высокая вероятность перехода более успешных заробитчан в категорию долговременных мигрантов. А длительное отсутствие оказывает негативное влияние на ситуацию и в семье, в частности относительно ухода и воспитания детей, устойчивости брака и тому подобное, и на рынок труда.
Положительные последствия связаны в основном со средствами, которые присылают мигранты из-за границы, и надеждой на их возвращение с новыми знаниями и навыками.
Однако даже те, кто работает более года, заняты, главным образом, временными (часто сезонными) работами или такими, которые не требуют высокой квалификации: обязанности 36% (56% в Италии, 46% в Польше, 35% в Чехии) мигрантов, которые вернулись в Украину, не требуют высокой квалификации. Это означает обретение в украинских заробитчан очень важного опыта общения в рыночной экономике, но не современной квалификации.
Четвертая составляющая — долгосрочная трудовая миграция достаточно квалифицированных работников – охватывает, прежде всего, газо — и электросварщиков, медиков, строителей, водителей-дальнобойщиков, швей; их отъезд явно негативно сказывается на украинском рынке труда. Найти им замену очень трудно, следовательно, предприятия уже сейчас страдают от нехватки специалистов соответствующих профессий.
К этому добавляются общие социально-демографические проблемы, связанные с долговременным отсутствием одного/обоих родителей.
Пятая составляющая — это brain drain, то есть отток высококвалифицированных ученых, педагогов, медиков, актеров и тому подобное. К сожалению, в основном это трудовая миграция трансформируется в эмиграцию, и влечет очевидные необратимые потери украинской экономики (науки, образования, медицины, промышленности и т. д.), однако способствует подъему мирового развития.
Поэтому оценка должна быть отрицательной, исходя из интересов страны утечки, но положительной учитывая интересы самих мигрантов и их семей и, безусловно, с учетом расширения возможностей прогресса.
Наконец, учебная миграция в высшие и средние профессиональные учебные заведения, как правило, означает дальнейшее трудоустройство молодежи за рубежом со всеми негативными экономическими и демографическими последствиями для Украины.
При чем если заманчивыми средними профессиональными учебными заведениями являются исключительно европейские, то среди привлекательных вузов есть и российские. Альтернатива связана исключительно с ориентацией молодежи на отечественные профессионально-образовательные учреждения, с повышением их престижа, эффективной разъяснительной работой среди молодежи и тому подобное.
Учебная миграция выросла с 2009 по 2016 гг. на 76% (за два последних года – на 20), причем две трети этого прироста обусловили польские университеты. Украинцы теперь составляют 57% иностранных студентов польских университетов, но выбирают они в основном частные вузы, что не занимают высоких позиций в рейтингах.
Характерно, что больше всего растет численность украинских студентов именно в тех странах, которые являются главными центрами притяжения украинских мигрантов, и где существуют мощные миграционные сети. Косвенно это свидетельствует о воссоединении семей трудовых мигрантов в странах их пребывания.
Подавляющая часть молодежи, что уезжает на учебу за границу, рассматривает получение образования в европейском вузе и получение соответствующего диплома как возможность трудоустройства на рынке труда ЕС. Этому способствует и предусмотренное законодательством Евросоюза разрешение иностранцам на пребывание в ЕС минимум в течение 9 месяцев после завершения обучения.
Это время может быть успешно использовано для поиска рабочего места. В результате возвращения на родину планируют не более 13-16% украинских студентов в Пшемышле и только 2% – в Варшавском регионе.
Возможности влияния на миграционное поведение. В контексте формирования государственной политики важно принять неотвратимость масштабного внешнего обмена населением. Пока уровень жизни в Украине будет оставаться низким, сальдо миграций будет отрицательным.
Когда же заработки, система социальной поддержки, социально-политическая стабильность станут сопоставимыми, по крайней мере, с аналогами восточно-европейских стран, необходимо будет решать проблемы масштабной иммиграции.
Скорее всего, работодатели перестанут страдать из-за нехватки рабочей силы, но на повестке дня неизбежно станет задача адаптации иммигрантов к украинской культуре и образу жизни украинцев из-за одновременного создания им условий для собственного культурного развития.
На самом деле это не менее сложная задача. Особенно учитывая то, что едут всегда люди из более бедных и нестабильных стран в такие, где более высокое качество жизни и более мощная социальная поддержка. Расчеты на то, что Украина сможет фильтровать поток иммигрантов, скорее не оправдаются, потому что до сих пор этим не может похвастаться ни одно государство даже с мощным иммиграционным контролем.
Бесспорно, глобализация создает предпосылки свободного перемещения рабочей силы между странами и континентами. Масштабный отток экономически активного населения в страны с более высокими зарплатами и лучшими возможностями трудоустройства, лучшим образованием является практически неизбежным.
Как и так называемый отток мозгов в страны с лучшими возможностями проведения научных исследований – в отличие от рядового эмигранта, мотивом выезда ученого, хирурга, изобретателя и тому подобное является не только (и даже не столько) низкая зарплата.
И молодежь, которая видит в дипломе западного учебного заведения свой «пропуск» на рынок труда развитой страны, будет стремиться учиться за границей, хотя вполне вероятно, что уровень подготовки в украинском учебном заведении совсем не уступает тому, что можно получить за рубежом.
И даже при условии очень быстрого социально-экономического развития и достижения уровня и качества жизни, сопоставимых со стандартами развитых стабильных обществ, внешний миграционный обмен населением будет происходить. Более того, скорее всего, масштабы внешних миграций расти.
Но можно уменьшить их потенциальный объем, в том числе путем переориентации части потенциальных мигрантов на более развитые рынки труда других городов Украины, можно повысить настрой мигрантов на возвращение на родину. Для этого нужны комплексные действия и осознание того, что экономический рост автоматически не повлечет изменения миграционных потоков.
В обществе необходимо формировать уважение к работающему человеку независимо от его профессии, должности и заработков. Преодоление иждивенческих настроений, кроме всего прочего, и означает доминирование в обществе убеждения в том, что стыдно жить на социальные трансферты и не платить налоги, а работать на любой должности достойно и престижно.
Крайне нужной является трансформация социальной поддержки трудоспособного населения, в частности, стимулирование активного поведения на рынке труда (занятости, предпринимательства, самозанятости, семейного бизнеса и т.д.).
Повышение дифференциации пенсий в соответствии с длительностью страхового стажа, выстраивание и соблюдение соотношений минимальных государственных гарантий. Минимальная заработная плата должна существенно превышать все остальные за исключением адресованных выплат людям с особыми потребностями.
Бесспорно, необходимо добиваться повышения уровня оплаты труда. Конечно, в рыночной экономике государство имеет немного рычагов влияния в этой сфере. Один из таких рычагов – двукратное повышение минимальной заработной платы, что недавно использовано.
Рассчитывать на такой же эффект в ближайшей перспективе не стоит (собственно, это доказало и повышение минимальной зарплаты на 16% с 01.01.2018). Поэтому остается повышение зарплат в бюджетной сфере. Речь идет главным образом об учителях, медиках, ученых, социальных работниках, работниках музеев, библиотек, театров.
По принципу «соединенных сосудов» с определенным лагом (по оценкам, в 3-6 месяцев) отреагирует и частный сектор.
Но для ускорения этого реагирования и приобретения им желаемых параметров необходимо государственное/местное поощрение создания рабочих мест с приемлемой оплатой труда путем снижения масштабов коррупции и неофициальных платежей, сотрудничества с организациями работодателей, активизации работы по генеральным и отраслевым тарифным соглашениям, сотрудничества с территориальными общинами, в частности с изменением системы налогообложения.
Рассчитывать на заметное уменьшение масштабов оттока населения можно только при условии повышения средней зарплаты, по крайней мере, до 70-75% аналогов восточноевропейских стран. Но и тогда настрой на эмиграцию из-за высокого потенциала сохранится.
Важной и перспективной является переориентация потенциальных трудовых мигрантов, особенно из сел и небольших городов, с внешнего на внутренний рынок труда. Этому будет способствовать, во-первых, строительство и ремонт дорог, восстановление транспортной сети.
Результатом станет интеграция локальных рынков труда в единый национальный рынок или в ряд региональных. Это даст возможность жителям сел и небольших городов жить дома, а работать на условиях маятниковой миграции в городах с более развитым рынком труда.
Во-вторых, насущной необходимостью является формирование рынка временного и социального жилья. Это обеспечит доступность временной работы в отдаленных поселениях, прежде всего молодым людям, которые ищут свою профессию, свою судьбу.
Наконец, в-третьих, государственные инвестиции в строительную отрасль создадут современные рабочие места и в строительстве, и в смежных отраслях, в случае дорожного строительства также и в гостиничном, ресторанном бизнесе, обслуживании автотранспорта и тому подобное.
Насущно необходимым является сочетание общих направлений и мероприятий, которые будут иметь целью уменьшение масштабов оттока населения, с специфическими, ориентированными на конкретные контингенты мигрантов.
Скажем, желание отъезда ученых является следствием не только низких заработков, но и неприемлемым отношением со стороны власти и общества к науке, отсутствием возможностей покупать необходимое оборудование, литературу, участвовать в различных научных форумах и тому подобное.
Для снижения масштабов учебной миграции украинские учебные заведения должны усовершенствовать учебные программы, способствовать контактам студентов с потенциальными работодателями, создать действительно мощные научно-учебные центры, обеспечить возможности индивидуальной подготовки и досуга, то есть стать реальной альтернативой зарубежным институтам.
Учитывая распространение в соседних странах практики бесплатного обучения иностранцев стоит более системно подойти и к самому существованию и стоимости контрактной формы обучения в Украине.
Очень важным является налаживание систематического взаимодействия с украинскими заробитчанами, даже с теми, кто работает за границей уже несколько лет и вывезли туда всю свою семью, включая детей и престарелых родителей. Эти люди обычно все еще чувствуют себя украинцами, сохраняют украинское гражданство и украинский язык.
Поэтому крайне необходимо поддерживать эти их ощущения и помогать в реализации, в частности, путем организации обучения детей в украинских школах по украинским учебникам и программам.
Можно надеяться, что хотя бы, что небольшая их часть вернется в Украину. Но даже если этого не произойдет, эти люди будут представлять положительный имидж Украины за рубежом, что является исключительно важным.
В целом же представляется, что Украина, в первую очередь, благодаря своему географическому расположению, климату, природным ресурсам, дружелюбному населению, достаточно развитой инфраструктуре и тому подобное, имеет все шансы повторить путь средиземноморских стран, прежде всего Италии.
Они на протяжении длительного времени были донорами рабочей силы для более развитых стран, но затем превратились в реципиентов, при чем стали принимать рабочую силу не только из бедных стран Азии и Африки, но и из достаточно развитых и даже более зажиточных стран Европы.
Необходимыми условиями для этого является наличие конкурентных рабочих мест с приемлемыми условиями и оплатой труда, политическая стабильность в стране и позитивная динамика уровня и качества жизни.
Выводы. Миграционный обмен населением является неотъемлемой составляющей процесса глобализации, и чем дальше, тем больше будут расти масштабы внешней миграции, все больше людей будут жить за пределами страны своего происхождения и в течение жизни неоднократно менять страну проживания.
Смена приоритетов для потенциальных мигрантов, в частности переориентация значительной их части с России на европейские страны, является неслучайной, и будет иметь устойчивый характер. В перспективе и Польша предположительно потеряет свое значение главного центра притяжения украинских мигрантов — сложная ситуация на рынках труда практически всех развитых стран неизбежно будет побуждать их упрощать процедуры трудоустройства иностранцев.
Сейчас миграция – и трудовая, и, еще в большей степени, образовательная – для значительной части украинцев выполняет функции социального лифта, обеспечивая возможности быстрого повышения уровня жизни и предоставляя «пропуск» на рынки труда развитых, преимущественно европейских стран.
Главным мотивом выезда большинства украинцев является, бесспорно, надежда получать значительно более высокую зарплату. Но экономические факторы всегда действуют в определенной ментальной среде, в частности реализованной на конкретном уровне миграционной мобильности.
Миграционная мобильность украинцев, как и поляков, немцев, эстонцев, литовцев, ирландцев, итальянцев, является высокой. В отличие от, например, французов, венгров, болгар. Поэтому повышение зарплат до сопоставимого с соседними странами уровня, бесспорно, уменьшит масштабы распространения миграционных настроений, но не отменит их полностью.
Автор: Е.М. Либанова, академик НАН Украины, доктор экономических наук, профессор, директор Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: libanova@ukr.net
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.