Возможности легализации заработной платы в Украине: перераспределение социальной ответственности

Деньги в долг в Беларуси, покупка рассрочек, займы

Осуществлен анализ современной ситуации в отношении «теневой» заработной платы в Украине и готовности общества к ее легализации.

Определены основные мероприятия, направленные на легализацию заработной платы за счет перераспределения социальной ответственности государства, работодателей и работников относительно формирования ресурсов системы социального обеспечения, рассчитан возможный экономический эффект от легализации заработной платы.

Ключевые слова: заработная плата, «теневая» экономика, социальная ответственность, легализация, социальный диалог, система социальной защиты.

Вступление. «Теневая» заработная плата является источником формирования ряда угроз в сфере экономической и социальной безопасности, она побуждает субъекты экономической деятельности к стихийному установлению собственных правил осуществления хозяйственных операций, нелегитимных практик в сфере оплаты труда, из-за которых регулирующая и контрольная функции государства замещаются неформальными соглашениями между участниками.

В свою очередь, дефицит социальной ответственности и недостаточный уровень выполнения социальных обязательств делают невозможным развитие страны как социального государства, реализацию эффективной социальной политики, этическое ведение бизнеса.

Анализ исследований и публикаций. Фундаментальный вклад в исследование заработной платы сделали известные представители классических школ экономической мысли Д. Кейнс, К. Маркс, А. Маршалл, А. Маслоу, А. Оукен, П. Самуэльсон, А. Смит, Д. Риккардо и другие. Актуальные проблемы оплаты труда исследовали А. Аткинсон, Дж. Данлоп, У. Тейлор, Р. Фримен.

На территории СНГ и в Украине теоретические проблемы оплаты труда получили развитие в работах Д. Богини, Е. Капустина, Ю. Кокина, А. Колотая, Н. Кузнецовой, Е. Либановой, В. Оникеенка, Л. Ржаницыной, С. Струмилина, Т. Чащиной, Г. Яковлева и других.

«Теневая» экономика и «теневая» заработная плата является предметом научных исследований В. Базилевича, А. Базилюк, Н. Бокун, С. Варналия, М. Гильтмана, Е. Гонтмахера, И. Кляшкина, Д. Макарова, Е. Шестаковой, Ф. Шнайдера, Е. Ясина и других.

Вопросы легализации заработной платы с помощью инструментов государственного регулирования освещаются в трудах Н. Волгина, Р. Капелюшникова, В. Роика и др. Проблемы развития социальной ответственности нашли отражение в работах М. Вдовина, Л. Витковской, Т. Гейнеса, А. Лазаренко, Н. Симченко, О. Осинской, А. Росси, И. Сенякина и других.

Нерешенные ранее проблемы. Вопросы эффективности механизмов легализации заработной платы за счет перераспределения социальной ответственности в системах социального обеспечения остаются достаточно дискуссионными в условиях нестабильности национальных экономик, что возникла под влиянием кризисных явлений и объективных факторов, связанных с исчерпанием возможностей экстенсивного развития индустриального общества потребления за счет увеличения объемов производства.

В свою очередь, замедление экономического роста, а в ряде случаев – его отрицательные или нулевые значения, ограничивают возможности роста заработной платы и/или налоговой нагрузки на нее. При таких условиях идеи перераспределения социальной ответственности часто рассматривают как попытки «демонтажа» социального государства.

Целью данного исследования является анализ и оценка возможностей легализации заработной платы в Украине путем перераспределения социальной ответственности по формированию ресурсов системы социального обеспечения.

Изложение основного материала. Основным стимулом обращения к «теневым» операциям является возможность получения более высокого дохода, чем  легальным способом, поэтому отсутствие адекватных условий прибыльной деятельности в сфере легального предпринимательства ведет к сохранению привлекательности «теневой» экономики.

Исходя из данных о занятости Государственной службы статистики Украины, в 2012 г. уровень тенизации экономики Украины, по расчетам авторов с использованием аналитической макроэкономической модели общего экономического равновесия АЛЬФА (модель ЗЕР АЛЬФА), составлял 35% от официального ВВП.

В отличие от статистически определенного уровня занятости, по данным специального выборочного обследования населения (домохозяйств) по вопросам экономической активности Госстата Украины, что имеет определенное влияние субъективного фактора, учет занятости, определенной при равенстве стоимости предельной производительности труда и номинальной ставки заработной платы, увеличивает оценку уровня тенизации экономики до 41,5%, и свидетельствует о наличии значительного потенциала для экономического роста.

В общем, положительным моментом является нисходящий тренд уровней тенизации экономики и заработной платы. Впрочем, объемы «теневой» заработной платы постоянно растут и, по авторским модельными расчетами, составляют 125,0 млрд. грн, хотя темпы этого роста являются менее динамичными, чем у средней заработной платы.

Снижение доли «теневой» экономики приведет к увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, созданию дополнительных ресурсов для государственного регулирования в сфере реализации целевых социальных программ и перераспределения доходов населения, что является важным для национальной экономики редистрибутивного типа с высокой степенью перераспределения.

К экономическим мерам легализации заработной платы традиционно относят уменьшение и перераспределение налоговой нагрузки между базовыми институциональными субъектами рынка труда – государством, работодателями и работниками, в частности относительно участия в формировании финансовых ресурсов системы социальной защиты.

Сегодня в Украине более половины от общего объема финансовых поступлений в этой системе составляют взносы работодателей, еще около 36% поступлений – бюджетные трансферты, а взносы застрахованных лиц составляют лишь около 8%.

Хотя доля бюджетных трансфертов в финансовых поступлениях в системе социальной защиты в Украине и странах ЕС является почти одинаковой, следует учитывать, что прямые налоги с доходов населения играют значительно меньшую роль в формировании бюджета страны, чем в странах ЕС.

В экономически развитых странах ЕС, по данным Ф. Шнайдера (Schneider Friedrich), уровень тенизации экономики составляет 10-25% официального ВВП, а доля оплаты труда в выпуске продукции, по расчетам авторов, находится в пределах 0,26-0,32. В 2012г. в Украине доля оплаты труда в выпуске продукции составляла около 0,22. С учетом этого, моделирование возможного эффекта мероприятий по легализации заработной платы может быть осуществлено исходя из следующих условий:

— увеличения доли оплаты труда в выпуске продукции до минимального уровня стран ЕС (0,26);

— уменьшения единого социального взноса (ЕСВ) с 36,76%-49,7% от базы на счета (в зависимости от вида плательщика и класса профессионального риска вида деятельности) к 18%;

— повышения налога на доходы физических лиц до 19,7%.

В качестве базовой модели прогнозирования и диагностики состояния социально-экономического развития Украины авторы применяют модель ЗЕР АЛЬФА, что основывается на системном подходе с использованием передовых идей неокейнсианской, неоклассической и монетаристской теорий и включает три подсистемы:

— «модель функции совокупного спроса», состоящей из моделей рынка товаров и услуг, рынка денег и валютного рынка;

— «модель функции совокупного предложения», включающая модели производства в виде производственной функции и рынка труда;

— «общего экономического равновесия», что определяет взаимодействие функций совокупного спроса и совокупного предложения для эндогенного исчисления реального валового регионального продукта (ВРП) и дефлятора ВВП, является моделью управляемого экономического роста, то есть определяет условия достижения желаемых темпов экономического роста.

Функция совокупного спроса (зависимость номинального ВВП от изменения общего уровня цен Г) определяется путем совместного решения в системе уравнений модели рынка товаров и услуг и модели рынка денег при заданном обменном курсе при различных значениях Г.

Поскольку ни совокупный спрос, ни совокупное предложение отдельно не определяют равновесия в экономике, так как вычисляются при заданном уровне цен, общее равновесие в экономике может быть найдено только во взаимодействии всех экономических субъектов на всех агрегированных рынках. В аналитическом виде общее экономическое равновесие записывается в форме трансцендентного уравнения, решением которого является дефлятор ВВП (Р) и реальный ВВП.

Следует отметить, что понятие равновесия в экономике является специфическим. Под влиянием внешних и/или внутренних факторов экономическая система постоянно меняет свое состояние равновесия. При этом в отличие от технических систем, экономическая система не возвращается к прежнему состоянию равновесия под влиянием возмущений, а переходит в новое состояние равновесия с новыми качественными характеристиками – лучшими или худшими.

Между тем равновесие (соответствие совокупного спроса совокупному предложению) существует в каждый период времени через уровень цен – то есть равновесие является динамичным из-за изменения общего уровня цен.

Именно такое построение модели, где экономический рост и инфляция (дефлятор ВВП) являются эндогенными параметрами, обеспечивает широту функциональных возможностей, то есть эмерджентные свойства модели при оценке состояния и прогнозировании социально-экономического развития страны, регионов и основных видов экономической деятельности. Каждое из направлений включает перечень решаемых задач, а именно:

— математический расчет (а не результат трендовой экстраполяции) интегрального показателя инфляции в экономике страны – дефлятора ВВП и темпов роста на будущие периоды при условии общего экономического равновесия;

— прогнозирование социально-экономического развития на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу и сценарный анализ возможных вариантов развития;

— диагностику экономического состояния – расчет интегральных индексов социального, экономического и социально-экономического развития, уровня оплаты труда в выпуске. А также потенциального ВРП полной загрузки макро показателей, коэффициента загрузки капитала, оптимального спроса и предложения труда, естественного уровня безработицы, уровня и степени инноваций, темпов научно-технологического прогресса, «теневых» ВРП, заработной платы, занятости, промежуточного потребления и энергопотребления;

— обоснование точек влияния политики стимулирования экономического роста;

— синтез управляющих воздействий для обеспечения заданных показателей экономического роста и инфляции (таргетирование макро показателей).

Использование модели ЗЕР АЛЬФА на макроуровне позволяет получить следующие результаты.

Согласно модельным расчетам, реализация предлагаемых мер по легализации заработной платы позволяет ожидать уменьшения «теневого» ВВП на 18,9%, уровня тенизации экономики – почти на 10% (к ВВП), «теневой» заработной платы – на 7%. А также сокращения уровня и объема «теневой» занятости на 3,7 в.п. и 25,7% соответственно. Увеличения номинального ВВП на 10,0%, средней заработной платы на 28,9%, в частности на 21,5% после ее налогообложения.

Базовыми институциональными субъектами рынка труда на макроуровне является государство (бюджеты всех уровней), работодатели, наемные работники, Пенсионный фонд Украины (ПФУ) и другие фонды общеобязательного государственного социального страхования (ЗОДСС), а также субъекты, которые осуществляют «теневые» операции конвертации безналичных средств в наличные (условный конвертационный центр).

По оптимистическому сценарию при условии выполнения участниками взятых на себя обязательств, в выигрыше остаются все субъекты, кроме ПФУ и условного конвертационного центра.

Впрочем, дополнительный доход государства превышает потери ПФУ, следовательно, последние могут быть компенсированы за счет соответствующего перераспределения средств.

Пессимистический сценарий исходит из предположения, что государство выполняет взятые на себя обязательства, тогда как работодатели не повышают заработную плату. Основанием для этого является отсутствие прямых механизмов влияния государства на бизнес.

При таких условиях в проигрыше останутся работники и ПФУ, причем потери ПФУ значительно будут превышать дополнительные доходы государства. Даже если государство направит весь дополнительный доход на покрытие потерь ПФУ, необходимой будет дополнительная дотация в размере 45,6 млрд. грн, соответственно должен быть определен дополнительный источник средств для этой дотации.

Очевидно, для работодателей более выгодным является пессимистический сценарий, поэтому достижение существенного эффекта от мер по легализации заработной платы возможно лишь при условии одновременного и полного выполнения обязательств всеми субъектами.

Результаты социологических исследований общественного мнения по вопросам легализации заработной платы свидетельствуют о росте готовности общества к решению этой проблемы.

Так, по данным опросов рекрутингового портала Superjob.ua (1,6 тыс. человек экономически активного населения Украины старше 18 лет), проведенных в октябре-ноябре 2007 г. и январе-феврале 2011 г., практически две трети респондентов совершенно не смущала работа за заработную плату «в конверте».

Однако в сентябре 2011 г. результаты Всеукраинского национального исследования общественного мнения «Отношение украинцев к проблеме легализации заработной платы», проведенного Research & Branding Group®, показали, что для 72% опрошенных важно получать официальную заработную плату, а каждый второй респондент (52%) готов требовать выплаты именно такого уровня заработной платы от работодателя.

Правительственные инициативы по легализации заработной платы в целом положительно воспринимает около 70% респондентов, несмотря на наличие у них ожиданий по снижению реальной заработной платы вследствие их реализации.

При этом 29% опрошенных считают, что легализация заработной платы должна осуществляться путем экономического стимулирования через снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, и еще 26% – предлагают сочетать экономическое стимулирование с ужесточением ответственности работодателей за выплату заработной платы «в конверте».

Легализацию заработной платы считали необходимой 89% опрошенных из 1246 зарегистрированных пользователей сайта head hunter.ua, при этом большинство респондентов (69%) высказалось за изменение подходов к оплате труда.

Выводы. Расчеты с использованием модели ЗЕР АЛЬФА доказывают возможность на макроуровне положительного эффекта от мер по легализации заработной платы, при условиях увеличения доли оплаты труда в выпуске продукции до минимального уровня стран ЕС, уменьшения ЕСВ и повышения налога на доходы физических лиц.

Это позволит получить дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и системы социальной защиты, а также более равномерно распределить социальную ответственность между основными участниками системы социального обеспечения.

Украинское общество осознает необходимость легализации заработной платы и приоритетность применения для этого экономичных механизмов, более результативных по сравнению с административными мерами ответственности.

Однако эффективность этих механизмов может быть обеспечена лишь при условии развития и укрепления взаимодействия базовых институциональных субъектов рынка труда (государства, работодателей и работников), на принципах социальной ответственности и социального диалога, в частности по соблюдению достигнутых взаимных договоренностей по легализации заработной платы.

С учетом вышеизложенного, перспективы дальнейших научных изысканий будут охватывать исследования экономичных механизмов распределения социальной ответственности в обществе в условиях нестабильности национальных экономик, что сложилась под влиянием кризисных явлений и объективного исчерпания экстенсивных возможностей развития.

Авторы: Ю.М. Харазишвили, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, главный научный сотрудник Национального института стратегических исследований при президенте Украины, E-mail: yuri_mh@ukr.net

А.П. Коваль, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, зав. сектора Национального института стратегических исследований при президенте Украины, E-mail: koval_alx@niss.gov.ua

И.Н. Новак, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, первый научный соавтор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: novak@idss.org.ua

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий