В прошлом году КФХ «Подолье», расположенное в Старосинявском районе Хмельницкой области получило грамоту лучшего фермерского хозяйства области. И это притом, что в обработке у предприятия находится менее чем 1000 га земли, а его молодой руководитель Андрей Сопрук после окончания вуза 10 лет работал прокурором и лишь недавно приобщился к семейному фермерскому делу. И делает он это просто на отлично.
Несмотря на постоянную занятость, герой нашего рассказа сумел воплотить давнюю мечту и буквально за несколько дней до нашего приезда получил… право управления самолетом.
Ниже представлен его рассказ.
О хозяйстве
«Подолье» было основано ровно 20 лет назад, 24 июля 2000 года моими родителями – Анатолием Андреевичем и Татьяной Николаевной. Как и большинство тогдашних хозяйств, начинали свою деятельность с выращивания сахарной свеклы на небольших площадях. Сейчас у нас в обработке находится около 1000 га, в севообороте подсолнечник, кукуруза, озимая пшеница, соя и озимый рапс.
Родители всегда вели бизнес порядочно, люди им доверяли и постепенно передавали свои паи в аренду. Доверие – очень важный фактор в сельском хозяйстве. Никогда не вводить никого в заблуждение – этому принципу меня научили родители, и я его четко придерживаюсь. Я не могу не выполнить своих обещаний и обязательств, если я один раз подведу, то в следующий раз со мной не захотят иметь дела.
Я получил два высших юридических образования — в Хмельницком и Львове. 10 лет проработал в правоохранительных органах. Но когда не стало папы, встал вопрос, как работать дальше? И хотя было очень тяжело морально из-за потери отца, вернулся домой. Я понял, что поступил правильно, работа в сельском хозяйстве на родине приносит только положительные эмоции и истинное удовольствие. Здесь мне гораздо легче работать по сравнению с предыдущим местом, и я не жалею о своем решении.
Агрономические знания приобретал постепенно: книги, статьи, интернет, просто в общении с коллегами. Хотя, как убедился, большинство толковых фермеров не спешат делиться опытом – конкуренция. В нашем хозяйстве работает высококвалифицированный агроном, и я прислушиваюсь к его советам. Главное – понимать, что именно ты делаешь, и не бояться ошибиться, импровизировать. Особенно, если речь идет о работе в нетипичных климатических условиях.
Последний год вышел нестандартным: сухие осень и зима, холодная весна, а во время уборки озимых культур – дождь. Влаги с каждым годом становится меньше. Все это побуждает переходить на новые технологии — сейчас мы практикуем классическую обработку почвы, однако планируем внедрять Strip-Till. Эта технология в теории выглядит очень интересной и рентабельной, ведь позволяет минимизировать затраты на обработку почвы и минеральное питание.
Мы уже заказали для посева озимого рапса новый агрегат, который проводит высев семян по технологии Strip-Till.
В этом году рапс показал себя не лучшим образом из-за сложных погодных условий. Но мы получили «на круг» довольно неплохой результат благодаря тому, что посеяли качественный гибрид известного европейского производителя, который нам посоветовал менеджер из компании «Эридон». Этот гибрид практически вытянул на себе среднюю урожайность по всем посевным площадям под озимым рапсом.
Наивысшую рентабельность сейчас дает выращивание озимой пшеницы и подсолнечника. Рентабельной является и кукуруза, однако это очень затратная культура, как в плане выращивания, так и послеуборочной доработки, и мы пока не можем высевать ее на больших площадях. К тому же это влаголюбивая культура. Хорошо, что в этом году в конце июля неожиданно выпали обильные дожди, но это бывает нечасто.
Вместе с тем, зерно кукурузы обычно имеет высокую влажность, которую нужно снимать, поэтому даже 10 т/га кукурузы – для нас не показатель. Должны выращивать более высокие урожаи, чтобы получить нормальную рентабельность.
В этом году мы получили в целом неплохие результаты по ранним зерновым — 6,5-7 т/га озимой пшеницы. Выращиваем преимущественно известные интенсивные сорта немецкой селекции. Мы оценивали состояние посевов на всех этапах развития, и если бы не проблемы с влагой, могли бы рассчитывать на все 9-10 т/га.
Сейчас должны были бы убирать пшеницу, однако необходимо подождать, поскольку выпало по 18-20 мм осадков в день. Комбайн может зайти в поле, но влажность зерна достигает 25%.
В прошлом году мы получили гораздо более высокие показатели урожайности: озимая пшеница — 9 т/га, кукуруза – 14 т/га, подсолнечник – до 4,5 т/га, озимый рапс – 3,5 т / га.
Кукурузу в этом году мы посеяли позже, что спасло ее от майских холодов. Семена долгое время лежали в земле и проросли уже при благоприятных погодных условиях. Сейчас кукуруза выглядит довольно неплохо. На одном поле у нас растет эксклюзивный гибрид кукурузы компании «Эридон», и там много растений заложили по три (!) кочаны.
Кроме того, на своих полях выращиваем подсолнечник, гибриды которого нам порекомендовали менеджеры компании «Эридон». На этих посевах отсутствуют проявления такой распространенной проблемы этого сезона, как филлодия.
С одной стороны, такими высокими результатами мы обязаны благоприятным погодным условиям, сложившимся в прошлом сезоне. С другой – это результат кропотливой работы и внедрения современных технологических решений. А также правильного выбора партнеров по бизнесу.
О сотрудничестве с компанией «Эридон»
С компанией «Эридон» мы сотрудничаем уже более четырех лет, и у нас сложились хорошие деловые отношения с ее менеджерами. Это огромная компания с широкой линейкой предложений. Большой выбор товара, склады, своевременная поставка – все налажено до мелочей. Кто-то может предложить более низкую цену, однако когда доходит до дела, возникают неожиданные проблемы относительно наличия товара, его качества и тому подобное.
Главная причина нашего длительного и взаимовыгодного сотрудничества с компанией «Эридон» – порядочность, которая стоит на первом месте. Со стороны «Эридон» она проявляется в своевременной поставке качественной продукции с сопутствующей агрономической поддержкой и рекомендациями по внедрению эффективных систем питания и защиты. С нашей стороны – в своевременных расчетах. Последнее — мой жизненный принцип: не иметь долгов и вовремя оплачивать все счета, что является залогом нормальной работы в любой отрасли.
Мы берем кредиты только на реализацию крупных проектов. Все текущие платежи и оплату за взятый товар осуществляем, как только появляются средства.
Я могу выделить много эксклюзивных продуктов «Эридон» — мы их опробовали непосредственно на своих полях. Да, у нас были проблемы на посевах озимой пшеницы и подсолнечника, и раньше мы тратили значительные средства на различные средства.
Но благодаря препаратам линейки IFAGRI мы полностью преодолели эти проблемы, причем по ощутимо меньшим капиталовложениям. Это такие продукты, как гербициды Тайгедер (пропизохлор, 720 г/л) на подсолнечнике в норме 2-3 л/га, Дифлейм (2,4-Д-2-этилгексиловый эфир, 452,42 г/л + флорасулам, 6,25 г/л) на озимой пшенице (0,4–0,6 л/га), Клетстар (клетодим, 120 г/л) на подсолнечнике и рапсе и тому подобное.
Среди фунгицидов хочу отметить Букат (тебуконазол, 500 г/л), а также Кларк (азоксистробин, 500 г/кг) и Вето (пропиконазол, 250 г/л). Эти препараты работают быстро и качественно и к тому же являются доступными по цене.
Так же мы широко применяем гуматы, в частности препарат компании «Эридон» Блек Джек. Этой холодной весной мы спасали кукурузу путем листового внесения карбамида, гуматов и бельгийских внекорневых удобрений Розасоль. Последний препарат мы вообще используем на всех культурах.
В их эффективности я убедился еще в прошлом году, когда мы осуществили довольно масштабный эксперимент, засеяв два поля гороха по 40 га по одинаковой технологии. Однако на одном из полей мы внесли 3 кг/га Розасоль 18:18:18+МЕ и в результате собрали на тонну урожая больше!
Мне очень нравится это листовое удобрение. В его состав кроме доступных азота, фосфора и калия входит целый набор микроэлементов: бор, медь, железо, сера, марганец, цинк. То, что нужно практически для любой культуры, особенно если по разным причинам осложняется потребление питательных веществ из почвы.
О развитии хозяйства
В штате нашего предприятия 14 постоянных работников. Мы стараемся регулярно повышать их квалификацию, проводить дополнительное обучение. Живем как большая семья, и, как в каждой семье, делимся и радостями, и заботами.
Ощущается нехватка квалифицированных кадров, прежде всего молодежи. Проблема в том, что профессии трактористов и комбайнеров не популяризируются в обществе, хотя зарплата здесь хорошая. Лучше всего работают люди в возрасте от 45 лет.
Многие едут работать в Польшу. Но, по моему мнению, если бы люди работали здесь с такой, же интенсивностью, то жили бы не хуже, а гораздо лучше. Думаю, со временем ситуация изменится, ведь уже много гастарбайтеров вернулись домой и нашли высокооплачиваемую работу в агросекторе или открыли небольшой бизнес.
Будущее нашего хозяйства я вижу как в квалифицированных неравнодушных людях, так и в современных технологиях. Все должно быть максимально эффективным и давать возможность качественно выполнять полевые операции в минимальные сроки. Ведь человек за ту же зарплату может сделать работу и за сутки и за неделю.
Я никогда не буду давить на человека, если он отлично справляется и выполняет все быстрее, чем по нормативам. Для эффективной работы необходима современная техника и умение ею пользоваться.
Недавно мы приобрели три новых трактора, зерноуборочный комбайн, опрыскиватель, посевной комплекс и ряд других прицепных агрегатов. Все новое, современное и высокопроизводительное. Нельзя стремиться получить самые высокие урожаи и рентабельность агропроизводства, используя устаревшее оборудование. Технику желательно иметь собственную и не зависеть от сторонних компаний. Да, я уверен, что мы заедем в поле тогда, когда нам это будет нужно, и полностью соберем урожай.
Мы активно используем новейшие агротехнологии, например, реально эффективные элементы точного земледелия. Также производим междурядную обработку кукурузы с одновременной подкормкой жидкими удобрениями. И как я уже говорил, готовимся к внедрению технологии полосовой обработки почвы.
Сейчас у нас работает небольшая сушилка, которой нам вполне хватает для сушки кукурузы, а в случае необходимости для досушивания урожая пшеницы и ячменя. Очень важно иметь собственные мощности для послеуборочной доработки и хранения зерна, поскольку это делает хозяйство независимым от сторонних компаний.
Были планы построить новую высокопроизводительную сушилку и установить несколько металлических силосов, однако свои коррективы внесла нынешняя экономическая ситуация, а также будущее внедрение рынка земли.
В целом я положительно отношусь к рынку земли. Распайка, проводившаяся в 1990-х годах прошлого столетия, — это лишь промежуточный этап. По моему мнению, для агробизнеса комфортным является и рынок аренды, и рынок земли. Мы готовы к обоим вариантам развития событий, поскольку заключили долгосрочные соглашения с владельцами паев.
Вопрос только в цене продажи – если она будет на уровне $1000/га, я готов покупать землю. А ведь большинство владельцев паев убеждены, что она должна стоить не менее $10 000… каждый считает, что его кусочек поля стоит дороже всех других. Надеюсь, мы сойдемся где-нибудь посередине.
В то же время у меня нет цели, во что бы то ни стало увеличивать обрабатываемые площади. В нашем случае все происходит органично – люди сдают паи в аренду ввиду нашей хорошей репутации. Зачем хватать гектары тысячами, а тогда не знать, что с ними делать? Меня больше интересует совершенствование агропроизводства и повышение технологической эффективности возделывания земли. Здесь самое важное — повысить рентабельность работы в пересчете на гектар площади.
Животноводства в нашем хозяйстве, к сожалению, нет. Сейчас я не вижу целесообразности в содержании крупного рогатого скота или создании свинокомплекса, хотя задумываюсь о таком перспективном направлении развития, как овцеводство. В частности, на соответствующую продукцию имеется постоянный спрос на Ближнем Востоке.
Мы обрабатываем сплошной земельный массив практически в пределах одной деревни и беспокоимся о местной социальной инфраструктуре. Так, сделали уличное освещение, отремонтировали амбулаторию, сельский клуб, привели в строй дороги, также по возможности помогаем людям решать различные проблемы.
Я считаю, что главный вклад любого фермерского хозяйства в местную социальную инфраструктуру – это своевременная и полная уплата налогов. Мы четко платим надлежащие налоги в бюджет местной общины. Вообще сама идея создания общин сейчас подтверждает свою целесообразность. Раньше большая часть средств оседала «сверху», а теперь заметно, что они работают на местах – делаются дороги, проводится элементарное благоустройство и тому подобное.
Конечно, мы хотели бы вкладывать еще больше средств в развитие общины, на территории которой работаем, однако все нужно делать в меру, потому что иначе не будет средств на развитие непосредственно агропроизводства.
Об общественной работе
В последние годы я активно занимаюсь общественной деятельностью. Мы с семьей здесь живем, я вижу, как живут мои работники, односельчане, и не могу оставаться в стороне от их проблем и надежд. Население нашей общины составляет 25 000 человек. Год за годом оно уменьшается, поскольку молодежь предпочитает искать лучшей доли в другом месте.
Ситуация не должна оставаться такой. Мы можем способствовать появлению новых высокооплачиваемых рабочих мест и создавать комфортную для проживания людей инфраструктуру.
Каждая община имеет собственные текущие проблемы — неудовлетворительное состояние коммунальной инфраструктуры, дорог, образования, медицины и многого другого. От этого нельзя отстраниться и сказать себе, мол, я занимаюсь бизнесом, плачу налоги, а обо всем остальном пусть заботится кто-то другой… Мы должны брать ответственность на себя – каждый в той мере, в которой может.
Как я уже говорил, благодаря административной реформе общины получили шанс на развитие. Выросли финансовые поступления в их бюджеты, а значит, есть возможность осуществить реальные улучшения на местах. Главное – не допустить нецелевого использования этих средств и совместно принимать решения по развитию инфраструктуры.
Жители общины должны решать, сколько им нужно школ, как лучше развивать медицинские учреждения, какие объекты инфраструктуры следует строить, или реконструировать в первую очередь.
Это очень непростая задача — развить в себе гражданское сознание и понять, что наше благосостояние и наша безопасность зависят, прежде всего, от нас самих. Также я чувствую ответственность за работников нашего хозяйства, за людей, которые доверили мне свои паи, и, в конце концов, за всех жителей общины, которые живут и работают рядом с нами. Наше будущее — это действительно наше общее дело.
О мечте
Выходных у меня почти не бывает. Однако я на это не сетую, поскольку по сравнению с предыдущей работой я чувствую себя несравненно лучше. В частности, благодаря тому, что недавно мне удалось воплотить свою давнюю мечту – самостоятельно пилотировать самолет.
Началось все с того, что жена подарила мне полет на вертолете, который мы и совершили вдвоем. Немного погодя я еще раз покатался на этой «птичке» со знакомым. Мне невероятно понравилось, но вертолет – слишком дорогое удовольствие. Впрочем, я начал глубже интересоваться этим вопросом. У владельца хмельницкого аэроклуба возникла идея открыть школу пилотов для всех желающих, и я сразу же записался на курсы. Несколько дней назад я получил право совершать самостоятельные полеты!
Страшно ли было впервые отрываться от земли на самолете? Конечно, но страх – это эмоция, которую нужно пережить. К тому же полет на самолете намного безопаснее, чем поездка в авто на переполненной автотрассе. Для меня это невероятное удовольствие: выключаешь телефон, час летаешь – и голова свежая, можно работать дальше!
Когда-то из аэропорта Хмельницкого осуществлялись региональные рейсы. Моя мечта – возродить это дело и популяризировать частное пилотирование самолетов. Сейчас здесь действует аэроклуб, в котором встречаются и поднимаются в небо энтузиасты этого дела. Люди специально приезжают за много километров, чтобы пережить эти ощущения. Часть из них записывается на курсы, чтобы самим стать пилотами.
Мы летаем на самых популярных в мире самолетах — американских Cessna. Это знаменитая модель образца 1953 года с простой и надежной конструкцией. Они очень удобны в обслуживании и имеют огромный ресурс эксплуатации. Здесь установлен надежный и проверенный десятками лет двигатель мощностью 160 л. с.
Я планирую заказать такой самолет из-за границы в разобранном виде и поставить на крыло в Украине. Его стоимость сравнима с ценой нового авто средней ценовой категории – $40 000 — 50 000. В перспективе было бы хорошо организовать отдельный бизнес по заказу и сборке таких самолетов в Украине.
Я думаю, что немало людей, и в том числе аграриев, оценят такую альтернативу автомобильному транспорту. Например, из Хмельницкого в Каменец-Подольский я могу долететь всего за 12 минут!
Мы уже забыли, насколько эффективной может быть малая авиация. Ведь это не только полеты для развлечения, а возможность быстро выполнить важные для жизнедеятельности человека задачи. Например, в течение считанных минут доставить больного в больницу, найти тот или иной объект и др. Для того чтобы пилотировать такое транспортное средство, не существует особых ограничений. Достаточно при взлете сообщить в диспетчерскую службу – и все.
Об авто
Я предпочитаю динамичный стиль езды, но всегда стараюсь четко соблюдать правила дорожного движения. Это очень важно для меня, особенно если в машине едет моя семья. Такие авто, как Opel Combi Life, привлекают своим комфортом и удобством в управлении, а также сравнительно невысокой стоимостью.
Автоматическая коробка передач, кондиционер, отличная управляемость и просторный салон понравятся как тем, кто ищет семейное авто, так и руководителям предприятий, которые подбирают машину для ежедневных поездок работников. Это очень удобная машина, в которой нет ничего лишнего и которая снабжена всеми необходимыми опциями, включая удобный парктроник.
Считаю, она имеет хорошие перспективы на рынке Украины, в том числе и для пассажирских перевозок в бизнесе.
Новый универсальный минивен OPEL COMBO LIFE
Двигатель: BlueHDi 130 АКПП-8
Рабочий объем (см3): 1499
Максимальная мощность: 130 л. с.
Максимальный крутящий момент: 300 Нм при 1750 об./ мин.
Тип топлива: дизель
Экологический класс: EURO 6
Трансмиссия: 8-ступенчатая автоматическая
Передняя подвеска: независимая, типа улучшенный «МакФерсон» со стабилизаторами поперечной устойчивости
Задняя подвеска: балка деформируется (независимая подвеска, стабилизатор поперечной устойчивости, раздельная конструкция пружин и амортизаторов)
Передние тормоза: дисковые вентилируемые
Задние тормоза: дисковые.
Безопасность:
ЕЅС – электронная система стабилизации, ASR – противобуксовочная система, Hill Assist – система помощи при трогании на подъеме;
Stop & Start — система автоматического запуска и остановки двигателя (для АКПП-8);
круиз-контроль с ограничителем скорости;
фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, боковые подушки безопасности переднего ряда;
шторки безопасности для передних и задних пассажиров;
система крепления детских автокресел ISOFIX на втором ряду сидений.
Пакет «Безопасность » (для АКПП-8):
3,5-дюймовый цветной дисплей приборной панели;
система распознавания дорожных знаков;
система предупреждения о выходе из полосы движения Lane Keep Assist;
система предупреждения о столкновении.
Комфорт:
электроусилитель руля;
кожаная отделка руля;
двухзонный климат-контроль.
Источник: Landlord
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.