Закон о господдержке и аграрный реестр: какие изменения ввел парламент

Верховная рада приняла закон Украины № 3295, который вводит ряд изменений для обеспечения аграриев государственной поддержкой. В частности речь идет о создании аграрного реестра, участники которого получают исключительное право на дотации, а также содержит новые позиции, которые касаются предоставления господдержки по перспективным направлениям.

AgroPolit.com вместе с экспертами проанализировал основные пункты ЗУ № 3295 «О внесении изменений в закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и других законов Украины относительно функционирования Государственного аграрного реестра и усовершенствования государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.

Об аграрном реестре

Идею создания аграрного реестра продвигали на протяжении нескольких лет. Его запустили в виде пилотного проекта в январе 2020 года, и аграрии начали регистрироваться с 4 февраля 2020 года. Как отмечают на сайте Государственного аграрного реестра (ГАР), проект реализуется в координации с Госгеокадастром, Министерством юстиции и при содействии проекта Всемирного банка и ЕС «Поддержка прозрачного управления земельными ресурсами в Украине», а также программы USAID по аграрному и сельскому развитию (АГРО).

При запуске реестра в МЭРТ отмечали, что он объединяет информацию из 4-х реестров:

Государственного земельного кадастра,

Реестра юридических и физических лиц,

Реестра вещных прав,

Реестра животных.

«Создать свой кабинет в онлайн, можно не выходя из дома. Для регистрации необходимо проверить наличие актуальной электронной цифровой подписи (ЭЦП). Регистрация бесплатна и доступна всем без исключения аграриями, даже если пользователь не зарегистрирован как сельскохозяйственный производитель», – сообщали в МЭРТ.

После запуска функционала в шести пилотных областях (Киевской, Черкасской, Одесской, Львовской, Волынской и Николаевской) работали мобильные бригады операторов. Они помогали желающим зарегистрироваться и собирали отзывы о функционале и работе системы и предложения по ее улучшению.

«Государственный аграрный реестр является одной из составляющих большой системы мер, направленных на упорядочение и рационализацию земельных отношений. Этот сервис призван сделать взаимодействие между государством и сельскохозяйственным производителем простым, доступным и прослеживаемым. Через личный кабинет агропроизводитель сможет эффективно и быстро коммуницировать с органами государственной власти, следить за новостями, государственной поддержкой, делиться информацией», – отмечал заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тарас Высоцкий.

В начале сентября 2020 года в МЭРТ сообщили о начале активной фазы второго пилотного внедрения ГАР совместно с Всеукраинской ассоциацией общин. К процессу регистрации аграриев в ГАР привлекали объединенные территориальные громады (ОТГ), отобранные по результатам открытого конкурса. Всего пилотный проект охватит 53 ОТГ во всех областях Украины. Руководителям общин было поручено создать возможности для предоставления консультаций представителям бизнеса.

«На период пилота работники выбранных ОТГ станут операторами ГАР и будут консультировать фермеров по вопросам работы реестра, помогать регистрироваться тем аграриям, которые не имеют компьютера или доступа к сети Интернет. В целом же зарегистрироваться в ГАР онлайн уже сейчас может любой украинский фермер.

Особое внимание во время пилотного внедрения будет уделяться процессу обработки заявок на исправление ошибок по земельным участкам в Государственном земельном кадастре», – отмечали в презентации проекта ГАР и добавили, что до 14 октября презентация пилотного проекта ГАР должна была состояться во всех регионах Украины.

Реализация проекта позволит собрать более корректную информацию о пользователях и арендаторах земли, убеждены авторы закона.

«Существует значительное количество ошибок в Государственном земельном кадастре, вызванных применением различных систем координат в разные периоды времени, ошибки при изготовлении технической документации и внесении информации в Государственный земельный кадастр и тому подобное. Системная работа для исправления ошибок только начата, но может осуществляться эффективно при условии внесения изменений в ЗУ «О государственном земельном кадастре».

Это необходимо для систематизации и упорядочения всех процессов, обеспечения современных интерфейсных инструментов взаимодействия заявителей с земельным кадастром. В большинстве случаев, ошибки в земельном кадастре свидетельствуют о несоответствии кадастровой информации о земельных участках их фактическому местоположению, а, следовательно, их исправление направлено на защиту прав и интересов землевладельцев и землепользователей», – указано в пояснительной записке к законопроекту, который стал законом после принятия парламентом.

Определение относительно аграрного реестра в ЗУ №3295

Закон Украины № 3295 «О внесении изменений в закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и других законов Украины относительно функционирования Государственного аграрного реестра и усовершенствования государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, предлагает ряд определений, которыми будут пользоваться во время реализации проекта создания аграрного реестра.

Государственный аграрный реестр – государственная автоматизированная информационная система сбора, учета, накопления, обработки и предоставления информации о производителях сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственная деятельность их осуществляется в следующих направлениях:

в производстве продукции растениеводства, а именно растительных культур, а также выращивание ягод, фруктов и овощей, цветов и декоративных растений (в открытых или закрытых почвах), грибов, семян, пряностей, саженцев и водорослей, а также их обработка, переработка и/или консервация;

в производстве продукции животноводства, а именно домашних сельскохозяйственных животных, птицеводства, кролиководства, пчеловодства, а также разведение шелкопрядов, змей и других пресмыкающихся или слизней и других наземных млекопитающих, бесхребетных и насекомых, а также их обработка, переработка и/или консервация;

облесение, учитывая создание защитных лесных насаждений; сбор дикорастущих грибов и ягод, других дикорастущих растений, их обработка и консервация;

разведение и/или вылов пресноводной (лиманной) рыбы или других пресноводных (лиманных), морской или океанической рыбы или беспозвоночных, других объектов аквакультуры, дикорастущих водорослей;

обработка и/или консервация рыбы или других пресноводных или морских беспозвоночных, других объектов аквакультуры, дикорастущих водорослей; предоставление услуг сельскохозяйственного характера (посев, уборка урожая, хранение, упаковка, транспортировка и тому подобное).

Сельскохозяйственный товаропроизводитель – юридическое лицо, независимое от организационно-правовой формы, фермерское хозяйство, в том числе семейное фермерское хозяйство, физическое лицо-предприниматель, которое занимается сельскохозяйственной деятельностью на собственных или арендованных мощностях, и осуществляет операции по поставке продуктов такой деятельности.

Государственный аграрный реестр ведется путем добровольного внесения производителями сельскохозяйственной продукции достоверных сведений о себе, и отражения соответствующих актуальных сведений в Государственном аграрном реестре в порядке его электронного информационного взаимодействия с другими государственными реестрами и кадастрами.

«Сложности с административным обслуживанием программ поддержки (подача заявки, сбор и подача необходимых подтверждающих документов) – влекут значительные административные расходы в пересчете на объемы производства, уменьшают желание участвовать в программах государственной поддержки и/или затрудняют возможности их использования небольшим аграриям.

Как следствие, львиную долю государственной поддержки исторически получали средние и крупные компании, которые и без этого имеют конкурентные преимущества, в частности в части доступа к дешевому финансированию. Отсутствие надежного источника информации о характеристиках агропроизводителей и ранее полученные средства государственной поддержки затрудняет анализ эффективности использования бюджетных средств», – рассказывают в пояснительной записке авторы закона.

Производители сельскохозяйственной продукции, которые внесли сведения о себе в государственный аграрный реестр, приобретают право:

на получение государственной поддержки на основе информации, содержащейся в Государственном аграрном реестре, учитывая информацию, полученную путем информационного взаимодействия Государственного аграрного реестра с иными государственными реестрами и кадастрами, без предоставления соответствующих сведений в бумажной форме;

на бесплатное получение информации о себе из государственного аграрного реестра, в том числе полученной путем информационного взаимодействия с другими государственными реестрами, с которыми обеспечена технологическая совместимость технических решений Государственного аграрного реестра;

на использование информации, содержащейся в Государственном аграрном реестре, в том числе информации, полученной путем информационного взаимодействия Государственного аграрного реестра с иными государственными реестрами и кадастрами, с целью получения документов разрешительного характера.

Добавляется указание о том, что сообщение об обнаружении ошибки может быть отправлено как в письменном виде, так в электронном виде с Государственного аграрного реестра через единый портал административных услуг, в том числе через интегрированную с ним информационную систему центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений.

По каждому виду господдержки не более 50 млн. грн. в одни руки 

Справедливость в предоставлении государственной поддержки сельскому хозяйству Украины обеспечивается путем пропорциональности распределения государственной поддержки и ограничения максимального размера поддержки на одного производителя сельскохозяйственной продукции.

«Исторически основным инструментом поддержки сельхозпроизводителей были налоговые льготы, которые включали в себя фиксированный налог, в зависимости от площади земли в обработке (сейчас – единый налог четвертой группы) и льготу по налогу на добавленную стоимость, что позволяло направлять разницу между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом на развитие производства. После отмены льгот по НДС, прямые субсидии стали основным инструментом поддержки сельхозпроизводителей в Украине.

В то же время, процедура администрирования программ государственной поддержки аграриев и распределение этих средств является одним из наиболее слабых мест в системе поддержки сельского хозяйства», – отмечают в пояснительной записке авторы закона.

По каждому виду государственной поддержки производитель сельскохозяйственной продукции не может получить государственную помощь в сумме более 50 млн. грн. на одного такого производителя в год с учетом связанных с ним лиц. Такое ограничение должно обеспечить более высокий доступ к дотациям для небольших агропроизводителей, говорят авторы.

«Несмотря на то, что мелкие агропроизводители (семейные фермерские хозяйства, хозяйства населения) составляют львиную долю от общего количества хозяйств и производят значительную долю сельскохозяйственной продукции (например, свыше 70-90% продукции плодоовощеводства и картофелеводства), их доступ к средствам бюджетной поддержки является крайне затруднительным», – сообщают в пояснительной записке.

Закон № 3295 «О внесении изменений в закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и других законов Украины относительно функционирования Государственного аграрного реестра и усовершенствования государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции определяет, что функция создания Аграрной биржи передается от Аграрного фонда в правительство в лице центрального органа власти.

О новациях по приоритетным направлениям господдержки

Документ меняет правила получения господдержки, которые должны сделать ее более доступной.

Закон № 3295 «О внесении изменений в закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и в другие законы Украины относительно функционирования Государственного аграрного реестра и усовершенствования государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции исключает, что кредитная субсидия и/или компенсация лизинговых платежей, а также господдержка в виде кредитной субсидии на компенсацию процентов путем удешевления кредитов на строительство оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, производственных помещений, животноводческих и птицеводческих комплексов, а также на строительство хранилищ для хранения зерна, овощей и фруктов предоставляется обязательно на основе конкурса.

Также производителям зерновых культур, которые имеют правоотношения с государством по своей продукции разрешено хранить зерно на частных зернохранилищах, которые отвечают требованиям правительства. Раньше они могли хранить зерно исключительно в сертифицированных зерновых складах (зернохранилищах, элеваторах).

Закон № 3295 «О внесении изменений в закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и других законов Украины относительно функционирования Государственного аграрного реестра и усовершенствования государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции определяет, что объектами животноводческой дотации и специальной бюджетной дотации являются козы и объекты аквакультуры, что не было ранее предусмотрено законодательно.

Отдельный раздел изменений посвящен государственной поддержке производителей плодов, ягод, винограда, хмеля и аквакультуры.

Определяется, что государственная поддержка производителей плодов, ягод, винограда, хмеля и аквакультуры назначается на ряд направлений. В частности производителям, которые закладывают плодово-ягодные насаждения, виноградники и хмельники, выращивают овощи, государственная поддержка предоставляется для частичной компенсации расходов, понесенных на:

приобретение посадочного материала;

проведение работ и приобретение материалов для сооружения шпалеры и установки систем капельного орошения.

Производителям плодов, ягод, винограда, хмеля и овощей государственная поддержка предоставляется для компенсации до 30% стоимости, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью по обработке, переработке и/или консервации плодов, ягод, винограда, хмеля и овощей:

нового оборудования холодильников для хранения плодов, ягод, столовых сортов винограда, хмеля и овощей собственного производства, цехов первичной переработки винограда, плодов, ягод и овощей собственного производства, объектов по замораживанию плодово-ягодной продукции;

на приобретение линий товарной обработки плодов, ягод и овощей, автоматизированных линий для высушивания плодов, ягод и хмеля собственного производства, линий по переработке собственно выращенных плодов, ягод, овощей и технических сортов винограда на соки, пюре, виноматериалы.

Производителям, занимающимся сельскохозяйственной деятельностью по искусственному разведению, содержанию и выращиванию объектов аквакультуры, государственная поддержка предоставляется для частичной компенсации расходов, понесенных на:

разведение и/или вылов пресноводной (лиманной) рыбы или других пресноводных (лиманных), морской или океанической рыбы или беспозвоночных, других объектов аквакультуры, дикорастущих водорослей;

обработку и/или консервацию рыбы или других пресноводных или морских беспозвоночных, других объектов аквакультуры, дикорастущих водорослей.

Господдержка животноводства определяется следующим образом.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскохозяйственным производственным кооперативам возмещается в объеме до 30% стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов для содержания сельскохозяйственных животных и птицы, рыбоводческих хозяйств, доильных залов, объектов по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и/или побочных продуктов животного происхождения, относящихся к II и III категории.

А также в объеме до 30% возмещается стоимость закупки техники, механизмов и оборудования для сельскохозяйственного производства.

Ранее возмещение строительства и реконструкции животноводческих ферм составляло 50%, однако не включало компенсации для рыбоводческих хозяйств, а на закупку техники предоставлялось 30%.

В законе № 3295 «О внесении изменений в закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и других законов Украины относительно функционирования Государственного аграрного реестра и усовершенствования государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции появляется норма о поддержке производителей продукции животноводства, которая осуществляется также путем частичного возмещения до 80% стоимости племенных (генетических) ресурсов.

Иван Томич, председатель Союза украинского крестьянства 

Чтобы оказывать господдержку никаких реестров не нужно…

Если говорить о форме хозяйствования, начиная с фермерских хозяйств то они, как юридические лица, безусловно, все зарегистрированы, все в базе данных. Согласно этому, согласно действующему законодательству, они имеют право на получение государственной поддержки. Зачем становиться в какую-то дополнительную очередь, если ты уже давно зарегистрирован, в поле законодательной деятельности твое производство и получение той поддержки, которая предполагается.

Платят налоги, безусловно, все. Поэтому это просто придумано, чтобы дополнительно приводить аргументы, не давая поддержку, потому, что вы не зарегистрировались в реестре. Это не имеет никаких правовых оснований, читайте закон Украины.

Совсем не нужно никаких реестров, чтобы оказывать государственную поддержку. Мы настаиваем уже более 10-ти лет, что господдержка должна быть прямой, прозрачной, европейской. Никто не должен заходить из черных или из белых дверей, а ведя деятельность должен получать поддержку на свою деятельность. Для расчета можно брать площадь возделывания земли, то есть земельный банк, учитывать производство, если речь идет о животноводческом направлении, и тому подобное.

Я был в системе господдержки с 1990-х годов, и могу сказать, что эффективной, прозрачной господдержки не было. Безусловно, в 1990-е годы была и большая поддержка в плановой экономике. Но это совсем другой горизонт, если сравнивать с тем, что есть сегодня. Поэтому после 1990-х у нас менялись формы поддержки, а их эффективность была все ниже. Как по объему, так и по направлениям прозрачного использования.

Сегодня мы дошли примерно до плинтуса. В этом году украинский фермер не получил по программам из бюджета по статье «поддержка украинского фермера» и из фонда поддержки, которые осуществляют поддержку, ни одной гривны. Это в течение 20 лет впервые наблюдается такой факт. Да и все производители получили около 1,5 млрд. грн. из 4,2 млрд. грн. Когда у нас забрали средства от компенсации НДС – была последняя наиболее прямая, прозрачная и эффективная господдержка.

Надо переходить на широкую взаимно охватывающую прозрачную систему поддержки производителей, с акцентом на семейные фермерские хозяйства. На небольшую по корректировке поддержку средних и крупных хозяйств. При таких условиях вполне понятно, что мы будем иметь динамику развития сельской местности, рабочих мест.

Глядя, какое у нас производство и ситуация с рыбой на внутреннем рынке, однозначно необходимо поддерживать отрасль. Относительно процента 50% или 30% – давайте посмотрим, посчитаем, сколько получили на это время по программе животноводства наши производители. Эта сумма в 50% или 30% влияет на процесс в целом? Безусловно, нет. Беда заключается в том, что фактически 4,2 млрд. в бюджете на 2020 год – это ничто. А из этого ничего, еще дали ничто – 1,5 млрд. на сегодня.

Но к концу года мизер прибавляется, потому что уже нечем торговать. Вывод простой, что средств на реальную поддержку практически не имеется. Ни большим с/х производителям, ни средним, ни мелким хозяйствам, но больше всего страдают мелкие хозяйства. Если говорить о крупных производителях, то они выигрывают в цене за счет экспорта и за счет НДС. Это для них правило, экономить на финансовых и материально-технических ресурсах, которые получают по небольшой цене.

Хоть средств на господдержку нет, большой бизнес преференции имеет – это возврат НДС, экспорт продукции и финансовые ресурсы, которые они заимствуют на мировых площадках. Это материально-технические ресурсы, техника и другое, которое у них берут импортеры, лизинг и другие формы. А для небольшого фермера или сельхозпроизводителя, который имеет 200 га, 300 га или 1000 га практически ничего нет, на его плечах самое высокое бремя в этих условиях. Тем более, в непростой год с погодными условиями и урожаем.

Виктор Шеремета, бывший заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины

Аграрные реестры существуют и в странах ЕС… Для малого крестьянина, малообразованного фермера регистрироваться будет несколько сложно… У ЕС верхний предел господдержки 300 тыс. евро (10 млн. грн.), а в Украине 50 млн. грн…

Закон о реестре возник не на пустом месте. Это наработки с экспертами Евросоюза, когда они способствовали и помогали в разных направлениях его наполнения. Такая система существует в ЕС. Мы возлагаем на него надежды, но это начало. Поэтому за определенное время он отшлифуется, устранятся определенные огрехи, будет проще получить господдержку. Должна быть заинтересованность субъектов хозяйствования там зарегистрироваться.

Конечно, крупные хозяйства получают крупную государственную поддержку в больших объемах, они более заинтересованы быть внесенными в этот реестр. Но малые, мелкие хозяйства также имеют возможность зарегистрироваться, и это упрощает всю процедуру получения господдержки. В свое время, когда начинали над ним работать, говорили с экспертами Евросоюза, которые также выделяют средства для развития различных отраслей, мы говорили о стимулировании.

Если человек зарегистрировался, это значит, чтобы получить бонус. Но, к сожалению, пока таких ресурсов нет. К сожалению, у нас не много хозяйств, которые подают заявки на получение господдержки. Те, кто подают, я думаю, зарегистрируются. Но вопрос, чтобы в этот реестр попали все субъекты хозяйствования, даже европейцы ставили нам такую задачу, чтобы туда попали ОСГ, кто производит товарную продукцию не только для собственного потребления, чтобы единоличники тоже зарегистрировались в аграрном реестре.

Если смотреть на это скептически – процесс создания реестра растянется на определенный период. Потому что и аграрии, особенно мелкие, скептически смотрят на господдержку, что ее можно получить беспрепятственно. Исходя из реалий, реестр будет наполняться долго. Здесь недоверие, и не все обладают техническими навыками, чтобы создать электронный кабинет и зарегистрироваться.

Для малого крестьянина, малообразованного фермера это будет несколько сложно. Нужно, чтобы государство помогало через совещательные службы. К сожалению, госорганов у нас нет, как когда-то были сельхозуправления в государственных администрациях, чтобы они могли помогать. Но сейчас совещательные службы в тренде чтобы помогать, фермерам работать. Механизмы уже наработаны, но фермерам, кто мало владеет различными технологиями, надо помочь. У них есть желание, но нет возможности.

По изменению с 50% до 30% на господдержку животноводству – пусть бы было 50%. Но следует ограничить общую сумму на одного субъекта. Многие ассоциации предлагали, чтобы это было не более 10 млн. грн. (в законе 10 тыс. минимальных зарплат или 50 млн. грн.). Было бы достаточно и 1 тыс. минимальных заработных плат. У ЕС верхний предел господдержки 300 тыс. евро. А сейчас рассматривают возможность снизить планку до 75 тыс. евро. Это 2-3 млн. грн. на наши деньги. Сейчас у них до 10 млн., а они вообще хотят уменьшить.

Нам тоже надо идти таким путем. Кто может вкладывать большие средства, то сможет их привлекать из внешних источников. Если бы госбюджет был большим, можно было бы и 50 млн. грн. и 500 млн. грн. дать на одно хозяйство. А сейчас если он недостаточный, то хватит и 10 млн. грн. И это предложение многих ассоциаций – и Аграрный союз об этом говорил, и Ассоциация фермеров, и вообще фермеры, что должно быть в 3 млн. грн. ограничений, то есть в 100 тыс. евро.

Зиновий Свереда, вице-президент Украинской кооперативной федерации

Проблема господдержки состоит в том, что нет определения, что мы, в конце концов, строим… Какие бы ограничения не ставили, доступ крупного бизнеса к дотациям останется…

У нас до сих пор не прописаны стандарты, кто такой малый, средний, крупный фермер. Все эти моменты у нас до конца не прописаны. Можно делать реестр, чтобы понимать, о чем идет речь в господдержке, и так далее. Но мы немного не тем занимаемся. Все зависит от того, есть ли деньги у государства, чтобы помочь сельскому хозяйству, или нет.

Почти 90% работы, которая сейчас происходит – это просто хождение вокруг основной вещи – будет ли у нас целостная концепция, или ее нет. Проблема господдержки, что нет определения, что мы, в конце концов, строим. Если мы хотим развивать сельское хозяйство – это одно. Если мы хотим развивать сельские территории — это совсем другие вещи.

Я сторонник концепта роста сельских территорий. Потому что там есть вопросы общины и качества жизни. У нас это практически отсутствует, поэтому возникает такой дисбаланс, упадок села.

Ограничение в 50 млн. в зависимости для кого. Если взять фермера, который имеет 500 га или 1000 га — этого много. Если имеет кто-то большую аграрную компанию — этого мало. Но у нас даже агрохолдинги в своей структуре имеют по 20-30 ООО (обществ с ограниченной ответственностью). Поэтому можно раскинуть это все по таким ООО. Например, если эти комплексы компаний имеют куры. В такой большой компании в одном ООО находится строительство, в другом – земля, в третьем – техника, они между собой часто имеют расчеты по НДС.

Валерий Перепелица, председатель Ассоциации фермеров Драбовского района Черкасской области

Аграрный реестр призван показать именно действующие хозяйства… До 50 млн. грн. господдержки на одного – это далеко от фермерства…

Реестр? Пусть будет. Фермеры не смогут? Должны развивать совещательные службы, пусть фермеры узнают, помогают регистрироваться, не вижу ничего плохого, что есть еще один реестр. У нас вертикаль управления в аграрном секторе уничтожена. Нет районных управлений сельского хозяйства, нет министерства, как отличить реальные фермерские хозяйства от нереальных? Какие из них работают, какие не работают, а только числятся.

Никто из нас еще не владеет этой ситуацией. Кто вам сейчас назовет количество работающих фермерских хозяйств? Администрация – нет, регистрационная служба – нет, статистика – тоже нет. Они могут назвать лишь общее количество зарегистрированных хозяйств. Возможно, аграрный реестр призван, чтобы показать именно действующие хозяйства. Потому что по ним можно проверить, посмотреть сразу, что есть земля, сколько ее, есть ли поголовье сельскохозяйственных животных.

Ничего плохого я в этом не вижу. Да, это еще одна преграда, структура еще одна, но чтобы было чрезвычайно трудно там зарегистрироваться, я не думаю. Если для прозрачности считают, что нужен такой реестр – пусть он будет.

Насчет ограничения в 50 млн. грн. – я таких фермеров не знаю, кто мог бы претендовать на 50 млн. грн. Что мы тогда понимаем под словом фермер? Если каждого агропроизводителя – это не совсем правильно. Потому что фермеры — это те, кто преимущественно работают сами, своей семьей, у них допускаются наемные работники.

Но до 50 млн. грн. господдержки на одного – это далеко от фермерства вообще. 50 млн. грн. — это может на фермы, строительство каких-то комплексов, но не знаю, кто из фермеров на это способен. Я знаю, что крупные компании на это способны.

Я среди тех, кто зарегистрировался, как только он появился. Указал название, свои данные, количество земли, еще о количестве животных спрашивали, но я животными не занимаюсь, все указал. Я претендовал на возвратную фермерскую ссуду, то подумал – зарегистрируюсь. Он прост, регистрироваться не сложно. Единственное, что у кого много арендовано земельных участков, то придется забивать туда много кадастровых номеров.

У нас большинство фермеров не работают на арендованных участках, что по договорам, а на других. Чтобы сохранить целостность земельных комплексов, мы на джентльменских сделках работаем с основными арендаторами. Если у меня в аренде 70 га или 80 га, то я договариваюсь с соседом, чтобы работать на земле, которая одним массивом. Потому что паи, которые в аренду сдали владельцы, они же разбросаны.

Чтобы не создавать неудобств основному арендатору, и мне – мы с ним договариваемся на словах. Хотя это может привести к непонятным вещам, но пока на том держимся. Поэтому не всегда будут работать аграрные расписки, потому, что когда надо сообщить об урожае с конкретного участка, это не совсем так – участки в договорах одни, а на самом деле другие, а субарендой мы это оформлять не можем.

Для этого нужно разрешение арендодателя, работаем на доверии и на джентльменских началах. В каждый миг он у меня может обмолотить урожай, а я тогда у него, если общее. Насколько этот реестр будет эффективным — большой вопрос. И людей заставить там регистрироваться — это хороший пряник, программа поддержки как предпосылка, но насколько будет работать – жизнь покажет.

Было бы хорошо, если бы реестр отделил зерно от плевел. Потому что нет никакого института, который бы собирал информацию о действующих предприятиях. Какое количество земли в хозяйствах – это надо искать. Одно из статистики, второе – из реестра, третье — еще откуда-то.

Иван Слободяник, председатель объединения «Аграрный продовольственный совет», председатель Всеукраинского конгресса фермеров 

Электронный реестр уменьшит бюрократическую волокиту…

Сам замысел аграрного реестра правильный. Он предусматривает, что через электронный кабинет, будучи внесенным в этот реестр, в электронной форме можно будет подаваться на программы господдержки, не собирая пакета документов. Замысел замечательный. Единственное, что на этапе пилотного проекта стоило бы его тестировать на тех или иных программах поддержки. Этого пока не произошло. Мотивируют тем, что не было этого закона.

Неправильно было называть его аграрным реестром. Потому что это не совсем реестр — это должна была быть опция получения господдержки онлайн, подача документов онлайн. По состоянию на сегодня он есть, но его практически применять нельзя. Он не действует той функцией, которой должен был бы действовать.

Обещают, что уже в следующем году можно будет получать через аграрный реестр программу господдержки, это прекрасно. Потому что беготня для сбора документов является лишней. Если это удастся реализовать – это замечательно. То, что мы имели запланированным в рамках проекта – компенсацию на случай засухи и компенсации страхового платежа – я считаю, что это тоже достаточно хорошие вещи, которые будут способствовать более стабильному и прогнозируемому развитию аграрного сектора.

Автор: Оксана Тупальская

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий