Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Министр Лилия Гриневич – о конкурсах в первый класс, платном питании в школах, семейном образовании и новых требованиях к учителям


05.11.2017 – Новый закон "Об образовании" принят почти два месяца назад. "Украинская правда. Жизнь" подробно писала, какие изменения ожидают детей и педагогов с его принятием. Но поскольку базовый закон и не описывает всех механизмов внедрения изменений, относительно них все еще возникает много вопросов. Министр образования и науки Лилия Гриневич согласилась ответить на основные из них вопросы.

Читайте также: Министр Лилия Гриневич: На места госзаказа в вузы поступили 85% детей из городов и 15% из сел

Министр Лилия Гриневич: Я утверждаю, что у нас отсутствует равный для всех доступ к качественному образованию

Министр Лилия Гриневич: Важно, чтобы учителя стали агентами изменений

Некоторые из вопросов "забегали вперед", поскольку законодательство для имплементации отдельных пунктов еще не разработано, но из интервью можно понять видение этих изменений со стороны министерства.

Здесь нет вопросов о наиболее скандальной статье 7, но не наиболее важной для большинства учителей и родителей относительно языка образования – ответы на них будут опубликованы отдельным текстом.

Читайте в интервью, что может заменить конкурс в первый класс, станет ли питание в школах платным, когда заработает семейное образование, сколько будут работать действующие директора школ, будут ли ужесточены требования по приему на работу учителей, и как они будут повышать квалификацию по интернету.

Читайте также: Министр Лилия Гриневич: Невозможно учить современных детей так, как учили нас

Министр Лилия Гриневич: Адекватная оплата труда учителя – три минимальные зарплаты. Но к этому мы не сможем прийти ни в следующем году, ни даже за два года

ГОСУДАРСТВО БЕРЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ОБЕСПЕЧИТЬ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВСЕМ ДЕТЯМ С 5 ЛЕТ

– Новый закон предусматривает, что дети старшего дошкольного возраста (с 5 лет) обязательно охватываются дошкольным образованием, но родители самостоятельно выбирают способы и формы получения этого образования.

Если ребенок по какой-то причине не ходит в сад, а воспитывается дома, как будет проверяться, получил ли он дошкольное образование?

– В отличие от школьного образования, получить которое является обязанностью каждого гражданина, и обязанностью государства является создать условия для получения этого образования, в случае дошкольного образования государство взяло на себя обязанность создать условия для того, чтобы каждый ребенок мог, как минимум в 5-летнем возрасте получить дошкольное образование.

Мы создаем условия для того, чтобы каждый ребенок мог попасть в садик. Мы берем на себя обязательства. Но в Конституции нет обязанности гражданина, получить дошкольное образование. Поэтому ребенку не нужно никакого документа о том, что он получил дошкольное образование.

– И уровень тех детей, которые не ходит в садик, никак не будут проверять?

– Конечно, контролировать тех, кто не ходит в садик, никто не будет. Но мы стараемся объяснить родителям и обществу, что получение надлежащего дошкольного образования проектирует успеваемость ребенка в школе.

Даже год дошкольного образования с 5 до 6 лет значительно повышает образовательные шансы ребенка. И это время нельзя потерять полностью.

Поэтому те родители, которые берут на себя обязательства, когда ребенок находится с ними дома, должны понимать, что в этом возрасте уже мало ребенка, только кормить и заниматься только сохранением ее физического состояния, а его надо интенсивно развивать. Это чрезвычайно важно.

– Относительно начала обучения в школе в законе написано так: "Начальное образование дается, как правило, с шести лет. Дети, которым на начало учебного года исполнилось семь лет, должны начинать получение начального образования уже с этого учебного года".

Получается, что можно отдать ребенка в школу и в 7 лет?

– Как правило, с 6 лет. Но дети созревают по-разному. Бывают детки, у которых, например, физическое состояние такое, что они еще не готовы к школе. Тогда не надо впадать в отчаяние, а надо дать возможность ребенку естественно дойти до такой готовности до 7 лет. Но дальше чем 7 лет тянуть нельзя, это жестко прописано в законе.

У нас были ситуации, что и до 8 лет ребенка держали дома. Мы этого уже не допускаем, разве что в отдельных случаях, когда речь идет о детях с особыми потребностями.

Но мы сейчас столкнулись с ситуацией, когда некоторые родители говорят, что они держат ребенка до 7 лет, потому что им не с кем его оставить после школы, когда заканчиваются уроки, а родители на работе. И здесь нам надо решать вопросы функционирования групп продленного дня или школы с целым днем занятости.

Мы апеллируем с органами местного самоуправления, потому что это в их полномочиях – организовать работу таких групп продленного дня в начальной школе.

В большинстве стран, которые имеют действительно хорошие образовательные системы, начальная школа – это, как правило, школа с целым днем занятости.

У нас этой практики нет. Она стоит денег, в это нужно вкладывать бюджетные средства или, по крайней мере, создать родителям возможности предоставления платных услуг, когда они могут заплатить за эту услугу, но четко знать, что их ребенок будет досмотренным до конца дня.

ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОДХОДОВ ВМЕСТО КОНКУРСА В 1 КЛАССЫ – ЛОТЕРЕЯ

– По новому закону, конкурсный отбор в 1 классы не проводится для детей, которые относятся к территории обслуживания школы.

А если это хорошая школа, там работают хорошие преподаватели, и туда хотят попасть много других деток, кроме тех, которые относятся к территории обслуживания – тогда для тех детей, которые относятся к территории обслуживания, конкурс не проводится, а для других проводится?

– Это очень трудный вопрос, и мы еще подробно опишем эту процедуру в законе "Об общем среднем образовании". Мы надеемся внести этот закон в парламент весной следующего года.

По моему мнению, проведение конкурса между детьми 6-летнего возраста абсолютно неэффективное, потому что оно не проверяет ребенка, а проверяет его доступ к тем вопросам, которые заготовили для этого конкурса, и знание правильных ответов на них.

Поэтому наша идея, и это также идея передовых образовательных систем, заключается в том, чтобы начальную школу сделать типовой для всех.

Если вы говорите про хорошие школы, куда хотят попасть дети, очень часто это школы с углубленным изучением иностранных языков. Поэтому сейчас в новых учебных планах мы вообще будем увеличивать количество часов иностранных языков во всех школах.

Каждый ребенок как потенциальный гражданин страны, которая будет в Европейском Союзе, должен свободно владеть одним, а лучше двумя языками Евросоюза.

– Но что делать, если желающих попасть в школы все, же будет больше, чем мест?

– Тогда дети с территории обслуживания школы имеют первоочередное право на зачисление в нее, а дальше мы вынуждены взять на себя это неблагодарное задание и написать, по крайней мере, правила проведения такого собеседования с детьми, на основе которого можно принимать решения, засчитывается это ребенок или нет.

В разных странах есть очень разные подходы к этому вопросу. Один из наиболее распространенных подходов в таком случае – это лотерея.

Для того чтобы исключить коррупционные риски, чтобы исключить тенденциозный подход при оценивании такого маленького ребенка, когда он не может написать в равных условиях какой-то тест, когда очень субъективное оценивание, тогда, если есть, например, 5 свободных мест, на которые претендует 20 детей, то разыгрывается лотерея.

Однако я пока не знаю, как это может быть воспринято украинским обществом.

– А может быть ситуация, когда детей даже с территории обслуживания школы больше, чем она может принять?

– Такое тоже может быть, потому что в местах интенсивной жилой застройки часто не строят школы. И это одна из наших приоритетных задач сейчас – стимулировать органы местного самоуправления строить социальную инфраструктуру.

Они должны работать с застройщиками относительно их обязательств по социальной инфраструктуре, или принимать у них соответствующие отчисления в бюджет и обеспечивать самим строительство социальной инфраструктуры.

– Но пока эта инфраструктура не построена, таких детей должны взять в другую школу?

– Конечно, потому что каждому ребенку гарантируется место в школе. И это будет стимул для органов местного самоуправления, когда они вынуждены, будут предложить, в какую школу идти теперь этому ребенку.

Следовательно, они вынуждены развивать сеть школ.

БЕСПЛАТНОЕ ПИТАНИЕ В ШКОЛАХ – РЕШЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

– Новым законом не предусмотрены специализированные школы с углубленным изучением определенных предметов.

Что будет с нынешними специализированными школами? Они станут обычными начальными школами, с 5 класса одинаковыми гимназиями, а с 10 лицеями?

– Не совсем так. Профилей нет на этапе начальной школы, начальная школа должна быть одинакова для всех.

Однако профили начинаются с 5 класса. Потому что там вы уже можете определять, что больше всего присуще для ребенка. Например, кто-то может выбрать углубленное изучение математики, а кто-то иностранного языка.

Школы вообще будут иметь значительно больше автономии в формировании своего учебного плана. А если мы говорим про старшую профильную школу, то там этой автономии действительно будет много.

Общий цикл предметов будет завершен в 9 классе, а во время трехлетней старшей профильной школы только до 50% предметов – это будут общеобязательные предметы, а 50% можно будет набирать по профилю.

– В законе написано, что бесплатное питание в школах гарантируется только для льготных категорий учащихся.

Значит ли это, что для других оно станет платным?

– По бюджетному кодексу, органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесплатное питание льготным категориям, которые определены в законе "Об образовании". И эта норма начала действовать задолго до принятия закона "Об образовании".

Но там также написано, что органы местного самоуправления могут обеспечивать бесплатным питанием и другие категории детей либо полностью, либо на принципах софинансирования, например, 50/50 с родителями.

Это решение исключительно органов местного самоуправления.

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЖЕ РАБОТАЕТ

– Законом вводится семейное образование, но не совсем понятно, что это будет на практике. Чем такое образование отличается от экстерната?

– Когда родители соглашаются на семейное образование, они несут ответственность за образование этого ребенка. Потому что когда мы говорим об экстернате, то он предусматривает и привлечение педагогических работников и поэтапную проверку достижений этого ребенка, чтобы убедиться, что он получит тот объем стандарта, который ему должно было бы гарантировать государство.

Однако при семейном образовании родители берут на себя эту ответственность.

Единственное, что мы предполагаем – что на каждом этапе обучения, значит, после каждого класса, раз в год ребенок должен прийти и показать свои учебные достижения.

– А если вы увидите после 1 или 2 класса, что ребенок почти ничему не научился?

– Тогда мы должны рекомендовать родителям или отдать его в школу, или перевести его на экстернат, если ребенок не может учиться в школе по каким-то причинам.

Хотя мы сейчас работаем над тем, чтобы каждого ребенка можно было включить в процесс обучения, и он не сидел дома изолированным. Потому что социализация – это одна из миссий образования.

– Когда семейное образование реально заработает? Когда родители смогут написать заявление о семейном образовании для ребенка?

– Они уже сегодня могут это делать. К этому времени возможность такого домашнего обучения была предусмотрена исключительно для детей, которые имели какие-то проблемы или, например, учились в другой стране, потому что родители уехали. И потом мы удостоверяли эти результаты экстернатом, чтобы получить документ об образовании.

Сейчас мы открываем эту возможность для кого-то это может быть вашей свободой выбора.

Хотя моя надежда как министра заключается в том, что мы постепенно сможем сделать такую систему образования, чтобы родители не боялись отдавать своих детей в обычную школу.

Потому что сейчас мы имеем совсем новое явление – когда образованные, прогрессивные родители не отдают ребенка в школу, потому что они не хотят, чтобы ребенка в школе "сломали", чтобы сломали ее психику, силу воли, сформировали в нем комплексы.

Именно поэтому философия новой украинской школы заключается в том, чтобы перейти от авторитарной педагогики к педагогике партнерства, в том, чтобы, кроме знаний, мы переключились на компетентности, чтобы мы перешли от фактического пихания знаниями детей и воспроизведения алгоритмов в проблемно-поисковом, деятельном обучении.

Конечно, это потребует больше усилий со стороны учителей. Но так работает современная школа в успешных образовательных системах.

УЧИТЕЛЯ И ДИРЕКТОРА – САМЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ РИСК В РЕФОРМЕ

– Согласно закону, директора государственных и коммунальных школ теперь будут назначаться по конкурсу сроком на 6 лет. И работать на должности директора в одной школе можно будет не более двух сроков.

Но сколько будут работать действующие директора школ перед тем, как на их должности будет объявлен конкурс?

– У нас сегодня директора работают на разных принципах. Есть те, которые работают на основе срочного контракта, и есть те, которые работают на бессрочных трудовых договорах.

Во время внедрения закона всех директоров, которые работают на бессрочных трудовых соглашениях, мы предложим перевести на срочные трудовые соглашения на максимальный предусмотренный срок – 6 лет. Это и будет считаться их первой каденцией.

Для тех директоров, которые сегодня находятся на срочных сделках, это будет считаться их первой каденцией.

– Законом предусмотрено, что зарплата педагогических работников будет расти постепенно с 1 января 2018 года до 2023 года.

Уже известно, насколько вырастет их зарплата со следующего года?

– В этом году мы подняли им зарплату на 50%, в следующем году она вырастет на 25%. Но это все еще недостаточно.

Закон предлагает достойный уровень заработной платы – 4 прожиточные минимумы для педагогического работника низшей квалификационной категории, но это требует в сегодняшних цифрах 80 миллиардов гривен. Это значительная доля общего образовательного бюджета Украины.

Поэтому мы будем к этой планке идти на протяжении 5 лет. Мы можем продвигаться быстрее или медленнее, это сейчас трудно спрогнозировать, поскольку это будет зависеть от состояния бюджета государства.

– Будут ли вместе с повышением зарплаты педагогических работников также ужесточены требования при приеме их на работу?

Поскольку теперь учителей принимает на работу директор, не получится ли так, что он будет назначать на эти должности, скажем, своих знакомых, которые не очень компетентны, а просто вспомнили, что когда-то получали педагогический диплом?

– Во-первых, есть критерии соответствия должности. В совместном с финнами проекте мы сейчас работаем над профилем учителя новой украинской школы, определяем, какими компетенциями он должен обладать. Это будет требование к учителю, тем более принятому на работу. Кроме того, конечно, он должен иметь педагогическое образование.

Я бы очень радовалась, если бы у нас действительно был такой ажиотаж вокруг должности учителя, особенно иностранных языков, информатики, физики. Нам нужны молодые талантливые учителя.

Вместе с тем, вопрос компетентности учителей и директоров является очень важным. Мы можем написать прекрасные стандарты, разработать методики преподавания, работать над предложениями по повышению квалификации учителей, давать возможность добровольной сертификации и делать надбавки, но если директор школы на месте не будет исповедовать наши ценности, и если учителя не будут творчески внедрять эти новые методики, у нас не сдвинется реформа.

И это, пожалуй, наиболее критический пункт вообще рисков, которые есть в этой реформе.

Поэтому для нас так важно поддержать учителей – и их социальный статус, и отношение к ним в обществе.

– С 2019 года начнет действовать норма о 20% надбавке учителям, которые добровольно прошли сертификацию.

Что примерно будет представлять собой сертификация? Очевидно, это будет не то, что аттестация, а что-то совсем иное.

– Аттестация, к сожалению, себя дискредитировала. Сегодня сертификацией мы хотим сделать альтернативу аттестации, но мы делаем это постепенно. Я думаю, что сертификация со временем вытеснит аттестацию. Пока что мы оставляем два механизма.

Сертификация предусматривает два этапа. Первый этап – это внешнее тестирование. Это тест, который будет проводить Украинский центр оценивания качества образования, и этот тест будет проверять знание методики, особенностей реформы, знания предмета. Он будет иметь несколько компонентов.

Вторая часть – это мониторинг работы учителя непосредственно в классе. Потому что одно дело – теоретические знания, а второе дело – как он работает с детьми непосредственно. Это будет осуществлять Государственная служба качества образования, которая будет иметь соответствующие региональные подразделения.

Очевидно, нам нужна широкая профессиональная дискуссия о том, что должно быть в программе такого теста, а также какие критерии должны проверяться Государственной службой качества образования. И это тоже большая работа, которую еще нужно осуществить.

УЧИТЕЛЯ СМОГУТ ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ НА КУРСАХ PROMETHEUS ИЛИ COURSERA

– Согласно новому закону, с начала 2018 года учителя смогут повышать квалификацию даже в субъектах образовательной деятельности, физических и юридических лиц, которые не имеют лицензии на повышение квалификации. Что, например, это может быть?

– Сейчас учитель обязан будет на базе Института последипломного образования или любой другой институции, которая имеет лицензию на последипломное образование, пройти только половину времени, отведенного на повышение квалификации.

А вторую половину времени он может использовать через самообразование. Будут описаны соответствующие формы образования, которые можно зачесть как повышение квалификации. А также на базе общественных организаций, других институтов, в которых нет лицензии, но которые сейчас прекрасно осуществляют повышение квалификации учителей новейшим методам.

Например, есть такие общественные организации, которые специализируются на образовании для детей с особыми потребностями.

Сегодня, когда этот закон открывает и гарантирует возможность инклюзивного образования для детей с особыми потребностями, это означает, что все учителя должны знать особенности этих детей и уметь работать с ними.

И поэтому нам нужно привлечь не только институты, но и другие организации, которые могут осуществлять такую подготовку.

Я также не скрываю – чтобы это вошло в практику жизни, нам нужно преодолеть очень много бюрократических барьеров.

Нам надо согласовать постановление Кабинета министров. Оно должно быть согласовано с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством социальной политики в том, что бюджетные деньги могут идти в общественную организацию, которая будет находиться в реестре Министерства образования как таковая, которая выполняет требования по повышению квалификации учителей.

– Значит, все же нужно будет выбирать из реестра?

– Эти организации все равно должны соответствовать определенному ряду критериев.

Это не может быть, например, общественная организация, созданная двумя людьми, которая никогда в жизни этим не занималась, а сейчас претендует, что к ней придут учителя на повышение квалификации.

– А онлайн-курсы типа Coursera не зачисляются?

– Могут зачисляться, почему бы и нет. Сейчас Prometheus перевел с Coursera много интересных вещей, сами курсы Coursera могут быть. Но должен быть сертификат, удостоверяющий, что вы прошли этот курс.

Все эти правила будут прописаны в соответствующем постановлении Кабинета министров.

В ПИЛОТНЫХ КЛАССАХ ДЕТИ С БОЛЬШИМ ЖЕЛАНИЕМ ХОДЯТ В ШКОЛУ

– Как будут учиться 22 тысячи учителей, которые будут набирать первые классы в 2018 году и должны работать уже по новому стандарту начального образования согласно концепции новой украинской школы?

– Их повышение будет состоять из двух этапов.

Первый – это дистанционный курс, который мы сейчас готовим вместе с платформой EdEra. Они будут должны с начала года пройти этот курс, который будет завершаться ранней весной.

Второй – летом у них будет очный курс работы с тренерами, которых мы уже начали готовить. Там учителя должны имплементировать то, что им дал дистанционный курс.

Это очень большая задача, но это также должно запустить другой подход к повышению квалификации учителей, который заложен в новом законе.

– Каковы ваши впечатления после первой четверти пилотирования нового стандарта начального образования в 100 школах? Справляются ли с поставленными задачами учителя пилотных школ? Ведь они не так уж и много учились летом.

– Конечно, это был такой "блицкриг" с их подготовкой. Позитив был в том, что это те учителя, которые решили пойти в этот пилот. Значит, они приняли собственное решение, они понимали, что им придется меняться.

Я бываю в этих школах, потому что мне самой очень важно и интересно понять, как эти преобразования с учителем происходят и как это влияет на детей. У нас есть школы, где есть классы и обычные, и пилотные.

Когда заходишь в такой класс, то безошибочно сразу можешь увидеть разницу. Она начинается даже с того, как оформлены стены. В пилотных классах стены чрезвычайно динамичные, они все увешаны работами детей.

Дети начинают свой день с утренней встречи на коврике, где они сидят и обсуждают, что они будут делать в течение этого дня, какие у них впечатления о предыдущем дне.

Далее дети или работают в группах, и парты объединяются, или парты установлены в ряды. Значит, там гораздо больше динамики.

Что я заметила – это больше радости в глазах детей.

Я очень волновалась, особенно за наших опытных блестящих учителей, которые тоже пришли в этот пилот. Меня волновало, смогут ли они переключиться на новые методы, как они к этому отнесутся.

И мне приятно, что они признают, что дети с большим желанием ходят в школу. Я даже услышала такую мысль: "Жаль, что мы раньше этого не знали". Это дает надежду.

Но я четко понимаю, что это совсем не означает, что те 22 тысячи учителей, которые придут в первые классы в следующем году по всей Украине, будут готовы к таким изменениям. И поэтому нам нужна поддержка родителей.

Я думаю, что активные родители, которые будут отдавать детей в первые классы, люди среднего возраста, которые знают, что такое активная гражданская позиция, будут лучшими "общественными наблюдателями" реформы.

Автор: Екатерина Тищенко

Источник: "Украинская правда. Жизнь"

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Беларусь в первом квартале 2017 г. сократила импорт легковых автомобилей на 36,5% до 117,241 млн. долл.
 ЦСР: Перспективы роста производительности труда в России
 На один доллар, вложенный в разведение шиншилл, можно получить 50 долларов прибыли
 Казино штата Мэриленд в фискальном году, закончившимся 30 июня 2015 г., заработали более 1 млрд. долл.
 План мероприятий дорожной карты стратегического развития торговли Украины