Алексей Белошицкий: Камера, установленная на улице Телиги в Киеве, за месяц зафиксировала более 20 тыс. нарушений

В середине февраля в Украине патрульная полиция начала массово применять приборы для измерения скорости TruCAM. Сейчас 50 приборов используют на Одесской трассе, Набережном шоссе в Киеве, на улицах Днепра и Харькова.

Экипажи патрульных, оснащенные этими измерительными устройствами, вышли на маршруты еще в октябре прошлого года, проводили испытания. Но только сейчас начали применять эти устройства по всей стране.

Лазерные устройства TruCAM были разработаны NASA. Они значительно отличаются от радиолокационных устройств «Визир», которыми не так давно пользовались сотрудники Госавтоинспекции. Лазерный принцип работы значительно повышает точность устройства, объясняют специалисты, ведь он дает возможность «поймать» в потоке конкретное авто, которое нарушило скоростной режим.

Читайте также: Инструкция по безопасности дорожного движения

Руководитель «Укравтодора» Славомир Новак: Дороги в отличие от политических сил имеют только один цвет – черный

«Светофор» надежности страховщиков, автогражданка и европротокол онлайн: удобные фишки от МТСБУ в вашем гаджете

Водительские права за деньги. Как действуют коррупционные схемы и как их устранить

Реформа безопасности на дорогах Украины: станет ли 2019 год выдающимся?

TruCAM может фиксировать объекты на расстоянии 1,2 км, но качественное фото — видеофиксации возможно на расстоянии 50-70 метров. Нынешнее появление TruCAM на украинских автодорогах не первое. Еще в 2011 году ГАИ использовала эти устройства, налаживала штрафы на водителей за превышение скорости. Но Генпрокуратура через несколько лет запретила эти устройства из-за того, что они не прошли экспертную проверку и не имеют соответствующего сертификата.

Как сейчас уверяют в патрульной полиции, теперь использование TruCAM абсолютно законное. Устройства, которые были закуплены ранее, а именно их используют полицейские, получили свидетельство на использование. Несмотря на это, некоторые суды выносят решения в пользу истцов-водителей, которые опротестовывают наложение штрафов. Но полиция оспаривает эти решения, настаивая на своей правоте.

В интервью «Главкому» первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий рассказал о том, что использование TruCAM сейчас вполне законное. Рассказал, какие еще устройства будут фиксировать нарушения правил дорожного движения, в каком случае штраф будет платить водитель, а когда владелец авто, как меняется доверие к патрульным и какие зарплаты они сейчас получают.

В Украине патрульные ГАИ используют 50 приборов TruCAM 

Полиция еще в октябре прошлого года заявила об испытании приборов TruCAM, начали с Ровенщины. Но только в феврале 2018-го перешли к их использованию по всей Украине. Почему от испытаний до начала массового применения понадобилось почти пять месяцев?

Нужно было время на прохождение поверки, проанализировать места, участки, на которых будут использоваться приборы. Прежде всего, это места концентрации ДТП и аварийно опасные участки дорог, как в населенных пунктах, так и на дорогах международного и национального значения.

Сколько сегодня работает на автодорогах Украины приборов измерения скорости TruCAM?

Сегодня у нас уже есть 50 приборов, которые работают по всей стране в постоянном режиме. В будущем панируем расширение как мест, где будут проводиться измерения, так и увеличение концентрации самих приборов.

А какова количественная потребность в этих приборах?

Говоря о необходимости, на самом деле следует говорить о стратегии и концепции фиксации скорости, и вообще фиксации нарушения правил дорожного движения. По стратегии внедрения TruCAM, использование устройств, работающих не в автоматическом режиме, является лишь первым шагом к внедрению устройств, которые будут действовать в автоматическом режиме фиксации скорости, которые, правда, в Украине пока не установлены. Хотя, когда эти автоматические устройства будут внедрены, то TruCAM никуда не исчезнет, а будут применяться параллельно с ними.

Опыт Германии, Австрии, других стран свидетельствует о том, что при наличии автоматической фиксации скорости полицейские параллельно с этим используют устройства измерения скорости в ручном режиме. Это способствует максимальной эффективности. Поэтому следует говорить не только о необходимости увеличения приборов TruCAM, но и о внедрении в дальнейшем системы автоматической фиксации.

На прошлой неделе состоялось заседание Координационного совета под председательством премьер-министра и главы МВД. Там мы как раз рассматривали вопрос о внедрении автоматической фиксации. По результатам совещания могу сказать, что внедрение системы автоматической фиксации выходит на финишную прямую.

По TruCAM, то у нас есть определенное их количество, которые сейчас проходят процедуру поверки, то есть получают заключение от экспертов на предмет пригодности к использованию. Каждый прибор, прошедший эту процедуру, получает свидетельство о прохождении поверки. К сожалению, не могу вам сообщить о том, сколько конкретно этих приборов будет использоваться патрульной полицией, но до конца года все такие приборы, которые пройдут поверку, начнут работать на украинских дорогах.

Кто поставляет приборы TruCAM?

На данный момент используются приборы, которые были закуплены ранее. Сейчас TruCAM LTI 20/20 не закупаются потому, что есть уже определенное количество этих приборов в наличии.

Первые приборы TruCAM в Украине применяли в начале 2010-х. Но тогда Генпрокуратура заявляла о незаконности их использования со стороны ГАИ. Также в адрес милиции звучали обвинения в самодеятельности, мол, контрабандой их завезли и деньги зарабатывают. Какая гарантия, что устройства, закупленные тогда, на самом деле корректно работают сейчас и не придется ли их массово менять?

Подтверждением того, что эти приборы качественные является то, что они прошли поверку. Свидетельство о прохождении поверки выдается не на ряд устройств, а на конкретное устройство. Его копия обязательно есть у патрульного полицейского, который применяет это устройство во время работы. Поверку проводит государственное учреждение — Министерство экономического развития и торговли Украины.

Будет расширяться предел устройств не автоматической фиксации скорости. Сейчас принято решение и заложено в Государственную программу повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года (Постановление КМУ от 25 апреля 2018 г. № 435 «Об утверждении Государственной программы по повышению уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года»).

Расходы этой программы предусматривают закупку устройств, которые немного отличаются от TruCAM, поскольку они устанавливаются в салоне автомобиля патрульной полиции и могут измерять скорость во время движения.

В планах есть установить 424 устройств в автомобилях. В стратегии заложено также расширение сети экипажей патрульной полиции. На данный момент их более 200, а планируется, чтобы было больше 300.

Кто поставщик устройств, которые будут устанавливаться в автомобилях патрульной полиции. Какова стоимость одного такого устройства? 

Сейчас работа в указанном направлении проводится, поставщики будут известны после проведения необходимых тендерных процедур.

В чем принципиальная разница между устройствами автоматического измерения скорости, устройствами TruCAM и устройствами, которые будут установлены в патрульных машинах?

Приборов автоматической фиксации будет намного больше, чем 50 TruCAM, которые действуют сейчас. В первую очередь планируем установить 1800 устройств автоматической фиксации превышения скорости по всей стране. TruCAM являются подобными устройств, которые будут устанавливаться в автомобилях патрульной полиции.

Они оба фиксируют нарушение, которое патрульный полицейский может устранить на месте, остановив автомобиль нарушителя. Тут же на месте нарушитель может уплатить и штраф. Во многих патрульных автомобилях присутствуют электронные терминалы для оплаты картой. Человек имеет право и не платить на месте, если не согласен с решением полиции и обжаловать его в суде. Обычно штрафы за превышение скорости люди платят на месте карточкой.

За текущие 5 месяцев с нарушителей правил дорожного движения ГАИ взыскала почти 14 млн. гривен 

В начале февраля вы на своей странице в Facebook сообщили, что благодаря приборам фиксации скорости удалось установить 43 тысячи случаев превышения скорости. Сколько нарушителей было привлечены к ответственности, сумма штрафа, который они оплатили? 

По состоянию на 04.03.2019, согласно учетным данным информационно-телекоммуникационной системы «Информационный портал Национальной полиции Украины», в период с 16 октября 2018 года по 04 марта 2019 года на территории Украины полицейскими патрульной полиции оформлено 64 тысячи 448 материалов об административном правонарушении.

Ответственность за них предусмотрена ч.1 и ч.3 статьи 122 кодекса Украины об административных правонарушениях. Наложено штрафов на общую сумму 17,8 млн. грн., из которых уплачено 13,7 млн. грн., или 77 % от наложенных штрафов.

Кто должен вносить штраф, водитель или владелец автомобиля?

Если нарушение зафиксировала TruCAM, то штраф должен заплатить водитель, который находился непосредственно за рулем во время нарушения. Ведь полиция останавливает автомобиль и налагает штраф на водителя на месте. А если нарушение будет фиксировать автоматическая система измерения скорости, тогда привлекаться к ответственности должен владелец автомобиля или уполномоченное им лицо.

А будет ли справедливым, если нарушителя «поймает» на превышении именно система автоматического измерения скорости, и не горе-водитель будет привлечен к ответственности, а владелец автомобиля? И возможны ли угрозы массовых обжалований в судах решений о таких штрафах? 

Тут вопрос в процедуре привлечения к ответственности, которая действительно отличается как в случае нарушения ПДД, которое зафиксирует автоматическая система измерения скорости, так и TruCAM. В кодексе Украины об административных правонарушениях четко написано о нарушении (ПДД), которые зафиксированы в автоматическом режиме.

Не думаю, что будут массовые обжалования. В законодательство, регулирующее действие системы автоматической фиксации, в последнее время был внесен ряд изменений. И это уже не та законодательная база, которая была при предыдущей попытке внедрить эту систему в Украине. Раньше люди оспаривали. Конституционный суд нивелировал всю эту систему несколько лет назад, ведь она действительно была несовершенной.

В Украине уже есть прецеденты, когда суд признавал нынешнее применение TruCAM полицией незаконным из-за того, что сертификация этих устройств якобы недействительна с 2015 года. Такие решения вынесли частности суды в Краматорске и Калиновский райсуд Винницкой области. Почему такие разночтения сейчас, и почему применение TruCAM считаете законным?

Сертификация в данной сфере как понятие сейчас уже не применяется. Устройства, которые были завезены в Украину и введены в эксплуатацию когда-то, сейчас проходят только поверку. Знаете, даже реестра сертификации того уже нет, на который некоторые суды ссылаются. Так было раньше, но не сейчас.

В технических характеристиках TruCAM отмечается, что они способны «поймать» нарушителя на расстоянии 1,2 км. А на каком расстоянии полицейские фиксируют автомобиль, чтобы эти данные использовать как доказательство зафиксированного нарушения ПДД и их корректность не подвергали сомнению?

Примерно на расстоянии 200-300 метров от автомобиля фиксируется скорость, и на расстоянии 25-30 метров делается фото и видео этого автомобиля. Прибор сам определяет оптимальные показатели расстояния и момента для замера. Он просто не сработает, если будет очень большое расстояние от автомобиля, например.

Какова эффективность TruCAM при плохой погоде, тумане или морозе ниже -10 градусов, ведь критики утверждают, что они не срабатывают? 

Действительно, когда очень низкие температуры, они не используются, в том числе тогда, когда имеется недостаточная видимость. Мы не можем фотографии, сделанные в плохую погоду, использовать как доказательство для привлечения к ответственности.

Такие ограничения касаются и автоматических устройств измерения скорости?

Автоматические устройства измерения скорости, согласно ГСТУ, не имеют таких ограничений. Диапазон рабочих температур, не менее чем:

для стационарных устройств – от -25 градусов Цельсия до +50 градусов;

для мобильных – от -10 градусов до +50 градусов.

Также они будут иметь дополнительное освещение в темное время суток.

Какую сумму штрафов позволит ежегодно получать новая система видеофиксации превышения скорости? Есть ли у вас норматив по сбору штрафов, скажем, за этот год?

У нас нет никаких задач по штрафам ни по этому поводу, ни по каким-либо другим нарушениям. На карте публикуются места применения приборов измерения скорости, указывается их количество. Обязательно установлены дорожные знаки, которые сообщают водителю о том, что на этом участке возможно измерение скорости, т. е. использование приборов фото — видеофиксации.

Кроме того, там, где происходит измерение, стоит патрульный автомобиль с включенными проблесковыми маячками синего цвета. Еще более открыто, это сделать сложно.

Я это веду к тому, что если бы была задача привлечь как можно больше водителей к ответственности, то вы сами понимаете, что это делалось бы совсем другими методами. Какими были эти методы, все видели еще лет пять назад. Наша цель – предупредить правонарушения и измерить скорость движения, а не привлекать как можно более водителей к ответственности.

В Киеве на улице Елены Телиги установлена камера для фиксации нарушений, которой в течение только одного месяца зафиксировано более 20 тысяч нарушений. Эта камера сейчас работает в тестовом режиме, это как раз камера автоматической фиксации нарушений.

Если нарушения автомобилем «поймали» по очереди, скажем, устройство автоматической фиксации и TruCAM. То такое превышение скорости будет считаться одним нарушением, или имеет место несколько нарушений в течение короткого периода времени? 

Если зафиксировано несколько раз, то это будет несколько правонарушений. Могу сказать, что в тех местах, где будут использоваться устройства автоматической фиксации, нет смысла использовать TruCAM.

Если говорить об автоматической системе фиксации скорости. Как она будет работать с момента, когда устройство зафиксировало превышение скорости автомобилем и до того как нарушитель получил сообщение с доказательством нарушения?

Зафиксированное правонарушение будет попадать в базу, в единый реестр административных правонарушений. Далее этот материал будет обрабатываться, выноситься постановление о привлечении к ответственности. Уполномоченный полицейский будет проверять всю информацию, все данные, чтобы все сходилось. И этот документ будет, отправляется владельцу или пользователю транспортного средства.

Ранее в комментариях вы указывали, что нужно наладить обмен информацией с «Укрпочтой» для отправки писем с уведомлением о нарушении. Какие проблемы с этим сейчас, насколько оперативно информацию о нарушении будут присылать владельцу авто? 

Есть проблема с согласованием порядка обмена информацией с «Укрпочтой», ведь мы хотим, чтобы весь процесс был в автоматическом режиме. Именно об этом с «Укрпочтой» ведутся переговоры. По оперативности, то сейчас сложно сказать. Решается вопрос по автоматизации процесса передачи административных постановлений нарушителям, а также оповещений о получении этих постановлений.

Что именно владельцу авто будет приходить по почте? 

Фотография автомобиля с его номером и все данные о правонарушениях: место, то есть координаты, время совершения нарушения, скорость.

В каких европейских странах похожа, или такая же система фиксации нарушений ПДД, которая будет вводиться в Украине? 

Похожая система автоматической фиксации нарушений ПДД работает в Великобритании, Чехии, Польше и других европейских странах. Система построена так, что фиксируется именно автомобиль и номерной знак, который в дальнейшем проверяется в государственных реестрах.

После чего на установленного владельца транспортного средства, или иное лицо, указанное владельцем как водитель, полицейским составляется постановление о нарушении ПДД. Постановление направляется на указанный адрес регистрации владельца или водителя. Владелец, если он не был в это время за рулем, должен во время сообщить в полицию о водителе, который нарушил ПДД, или обжаловать постановление в определенный законодательством срок.

Если у владельца автомобиля возникнут сомнения в нарушении, указанном в письме «счастья», мол, это или не его автомобиль на фотографии, или не та скорость, которую приписывают машине?

Согласно техническим требованиям, которые выставляются к системе автоматической видеофиксации, сомнений в нарушении быть не может. Потому что выделяется системой маркер автомобиля, подсвечивается его номер. Система так выделяет из потока транспортное средство, чтобы сомнений не было.

Кроме непосредственных показателей превышения скорости, какие еще нарушения правил дорожного движения можно будет установить с помощью приборов фиксации скорости, и опасные участки дорог дополнительно будут оборудовать видеокамерами? 

Превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушения правил остановки и стоянки, нарушения правил движения и остановки на полосе для общественного транспорта, нарушения установленного для транспортных средств запрета выезда на полосу встречного движения, нарушения правил движения через железнодорожные переезды, нарушения, связанные с движением по тротуарам, пешеходным дорожкам.

Зарплата патрульного в Киеве стартует с 13 тыс. грн. 

Какова текучесть кадров в патрульной полиции?

Как в любой структуре у нас есть определенная текучесть кадров. Есть люди, которые увольняются, есть те, которые приходят. Вы знаете, что у нас есть Академия патрульной полиции, которая проводит подготовку. Много наших кадров переводится в другие структуры Национальной полиции, люди становятся оперативниками, следователями. На момент открытия последнего города (где начала действовать патрульная полиция в Украине), а это был Мариуполь, в 2016 году, наш штат насчитывал 10 тысяч полицейских.

Сейчас наш штат 15 тысяч 200 сотрудников. В крупных бизнес-структурах считается нормальным отток кадров до 20% в год. А у нас где-то на уровне 9,5% за все время, начиная с 2015 года.

Каковы зарплаты у патрульных?

В городах-миллионниках зарплата патрульного более 12 тысяч гривен, в меньших городах – более 10 тысяч. В Киеве – от 13 тысяч. Стоит заметить, что со стороны руководства патрульной полиции постоянно проводятся мероприятия по улучшению условий для полноценного выполнения служебных обязанностей, материального обеспечения патрульных и активного отдыха в нерабочее время.

Также сейчас действует программа социального обеспечения для полицейских, которая была презентована в прошлом году министром внутренних дел Арсеном Аваковым и главой Национальной полиции Сергеем Князевым.

Мотивационный пакет для полицейского частично стартовал в ноябре 2018 года, а в полном объеме ― с 1 января 2019 года.

Программа содержит 4 важных компонента: увеличение заработной платы на 30%; введение дополнительной оплаты за аренду жилья полицейским; внедрение системы получения собственного жилья полицейским после двух лет службы на основе ипотеки до 20-летнего льготного финансового лизинга с учетом полного погашения процентов со стороны министерства и бонусного погашения до 40% лизинга МВД за выслугу лет; внесение через парламент законопроектов, которые меняют и защищают профессиональные права полицейского.

Какие чаще всего преступления разоблачают патрульные?

Кражи, грабежи, разбои. Это уличная преступность. Это также преступления, связанные с оборотом наркотиков, угоном автомобилей, подделкой документов.

Патрульной полиции доверяют 40,4% украинцев 

Приближаются президентские выборы. Ранее предыдущие власти часто руками ГАИ вмешивались в избирательную кампанию и события, которые сопровождают ее. Например, не пропускали автомобили и автобусы с митингующими в Киев. Какая гарантия, что на этот раз полиция не будет останавливать автотранспорт под вымышленным предлогом, и не будет вмешиваться в выборы? 

Во-первых, самой большой гарантией является закон. Во-вторых, это позиция высшего руководства МВД и Национальной полиции. Министр Арсен Аваков неоднократно заявлял, что во время выборов полиция будет действовать по закону, без всяких преференций за кого, или против кого-то. Полиция находится вне политики. И это не просто слова главы министерства, они подкреплены действиями.

Но украинцы, получается, не очень доверяют. Прошлогоднее социологическое исследование центра имени Разумкова показало, что патрульной полиции доверяет менее 50% опрошенных лиц, а национальной полиции даже меньше 40%. В чем причина? 

С самого начала запуска реформы, в 2015 году, для всех патрульных полицейских стояла высокая планка. Патрульная полиция стала новым этапом развития нашей страны, новым этапом развития правоохранительной системы. Именно в патрульную полицию пришли новые незаангажированные люди из народа, которые горели этой реформой и готовы были менять страну. Кредит доверия к патрульным был достаточно высоким.

Граждане ожидали, что на улицы выйдут патрульные полицейские и сразу исчезнет преступность, люди не будут нарушать и все станут законопослушными. Ожидания от новой полиции – это наведение полного порядка.

Конечно, после уже после нескольких месяцев работы патрульных в городах, граждане начали возмущаться, почему же все сразу не стало так хорошо, как они себе представляли? Но ведь не бывает все и сразу. Постепенно, маленькими шагами мы доказываем, что ожидания наших граждан являются реальными.

Но на то, чтобы выработать единый правильный механизм, который действительно будет работать, нужен не один год. Реформа продолжается, многое сделано, но еще очень много надо сделать. Поэтому каждый день мы выходим на улицы городов и своим трудом, настойчивостью, доказываем, что мы не стоим на месте, что прогресс есть.

И такой процесс абсолютно нормальный для любой правовой, демократической страны. Ведь, если взять, для примера, реформы полиции в других странах: Америке, Швеции или любой другой стране, где работает полиция, и посмотреть на этапы становления этого правоохранительного органа там, то мы также можем наблюдать периоды, когда тех граждан, которые не доверяют, было больше, чем тех, кто доверяет. Полицейские там тоже искали пути, также упорно трудились, пока уровень доверия не вырос почти до максимума. Но на это ушел не один год.

Пока патрульной полиции в Украине доверяют 40,4%. Это согласно опросу, проведенному в феврале 2019 года. Если сравнивать с результатами соцопроса, проведенного в июне 2018 года, уровень доверия к патрульным полицейским увеличивается. Это доверие, кроме всего прочего, опирается на реальные достижения патрульных полицейских, их ежедневный тяжелый труд. Можно долго спорить о правильной / неправильной статистике, о ее интерпретации, но есть цифры, с которыми спорить трудно.

Объясните логику по принятию решения изменения Правил дорожного движения по ограничению скорости в населенном пункте с 60 до 50 км в час. Как эта разница сказывается на уменьшении количества нарушений? 

Это не кому-то пришло в голову, 50 км в час не с потолка взято. Эта цифра базируется на исследованиях, которые были проведены многими международными организациями, прежде всего Всемирной организацией здравоохранения. Исследования доказали, что эта разница в 10 км в час спасает жизни. Ведь вероятность негативных последствий, особенно летальных случаев вследствие снижения предельной скорости очень сильно уменьшается.

Для справки

TruCAM – лазерный измеритель скорости, оснащенный режимом видеофиксации. Основное отличие от прибора «Визир» и ему подобных – он использует не радиоволну, а световой луч – лазер, который позволяет зафиксировать превышение скорости конкретного автомобиля в потоке транспорта на расстоянии, превышающем 1 километр.

Автор: Михаил Глуховский

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий