Какие шаги необходимы для повышения эффективности работы банковской системы, активизации кредитования и роста экономики?
В последнее время много внимания уделяется вопросам обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности и независимости Национального банка Украины.
Благодаря налаженной работе всех ветвей власти были осуществлены целенаправленные меры, которые позволили избежать чрезвычайно мощного негативного влияния мирового кризиса на экономику Украины, а также обезопасить страну от масштабных потрясений, которые могли бы привести к непредвиденным последствиям.
Однако должны также учитывать те вызовы и риски, с которыми мы сталкиваемся или сможем иметь дело в ближайшее время. Постараюсь остановиться на наиболее актуальных.
Экономическая активность
Реальный ВВП Украины во 2 квартале 2021 года снизился на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом (с учетом сезонного фактора).
В годовом измерении ВВП Украины вырос на 5,7% (к соответствующему кварталу прошлого года), что ниже ожиданий Национального банка (7,5%).
Такие темпы восстановления экономической активности в стране существенно ниже, чем аналогичные показатели, как развитых экономик, так и экономик стран Центральной и Восточной Европы.
Так, во 2 квартале 2021 года экономика Еврозоны выросла на 14,3% (г/г), Болгарии – на 9,9%, Эстонии – на 12,9%, Чехии – на 8,2%, Венгрии – на 17,9%, Молдовы – на 21,5%, Польши – на 11,1%, России – на 10,5%, Турции – на 21,7%.
Несмотря на улучшение Всемирным банком прогноза роста ВВП Украины в 2022-2023 годах (до 3,5% и 3,7% соответственно), такие темпы экономического роста недостаточны для обеспечения устойчивого развития национальной экономики и сближения со странами Центральной и Восточной Европы по уровню дохода.
Валовые инвестиции в основной и оборотный капитал Украины в I полугодии 2021 года составили лишь 1,4% ВВП, тогда как в среднем по развивающимся странам в 2010-2019 гг. этот показатель составляет 32,2% ВВП (в регионе Европы – 23% ВВП).
Доля кредитов банков среди источников финансирования капитальных инвестиций остается на уровне ниже 5%, что является исторически самым низким ее значением.
Низкие капитальные инвестиции предприятий Украины грозят замедлением темпов роста в будущем и еще большим отставанием от других стран мира по уровню развития.
При этом, несмотря на повышение учетной ставки НБУ (с 6% в начале марта 2021 года до 8,5%), инфляция продолжает набирать темпы, ускорившись с 5% в декабре 2020 года до 10,2% в августе 2021 года. Это может привести к дальнейшему повышению учетной ставки НБУ и росту стоимости кредитных ресурсов в экономике.
Учитывая то, что на нынешнем этапе определяющее влияние на динамику инфляционных процессов осуществляют немонетарные факторы – дальнейшее повышение учетной ставки НБУ может быть неэффективным в преодолении инфляционного давления, однако может замедлить темпы восстановления национальной экономики.
Здесь свое веское слово должны сказать Антимонопольный комитет и правительство Украины.
Платежный баланс по результатам января-августа 2021 года продолжает оставаться отрицательным (-826 млн. долл. по сравнению с +5,3 млрд. долл. за 8 месяцев 2020 года).
Несмотря на улучшение баланса внешней торговли товарами (до -3,0 млрд. долл. за январь-август 2021 года по сравнению с -3,7 млрд. долл. за соответствующий период 2020 года) и увеличение поступлений по оплате труда (до 8,9 млрд. долл. за январь-август 2021 года по сравнению с 7,5 млрд. долл. в январе-августе 2020 года), отрицательное сальдо текущего счета было обусловлено значительным увеличением выплат доходов от инвестиций в пользу нерезидентов, которые в январе-августе 2021 года выросли более чем вдвое по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (-12,1 и -4,6 млрд. долл. соответственно).
При этом, значительная доля таких выплат (4,6 млрд. долл.) была сформирована за счет увеличения реинвестированных доходов предприятий с иностранными инвестициями на фоне улучшения финансовых результатов их деятельности.
Примечательно, что, несмотря на стратегическое партнерство с Соединенными Штатами и ведущими странами-членами Европейского Союза, внешний товарооборот между Украиной и этими странами уступает товарообороту с Российской Федерацией.
Более того, в структуре экспорта в РФ около 1/3 составляет экспорт машин и оборудования (товары с высокой добавленной стоимостью), а в импорте более 50% – минеральная продукция (руды, нефть, газ), то в торговле с ЕС ситуация прямо противоположная: 3/4 экспорта составляет продовольственное сырье, минеральная продукция и черные металлы.
Тогда как Украина импортирует из ЕС преимущественно машины и оборудование, а также продукцию химической и связанных с ней отраслей промышленности (около 2/3 от общего импорта из ЕС).
Это свидетельствует о том, что Украина выступает в основном поставщиком сырья для стран ЕС, имея отрицательное сальдо торговли товарами, которое превышает положительное сальдо торговли товарами с остальными странами мира.
По данным из открытых источников, за период торговой войны между востоком и западом (в мировом измерении) около 15% компаний перемещали (или рассматривали такую возможность) производство из Китая в другие страны или на свою территорию.
В то же время такая релокация производственных заказов не имела положительных последствий для Украины в контексте размещения на ее территории новых производств или заказов. Прямые инвестиции из США в 2020 году увеличились лишь на 70 млн. долл. При этом, доля прямых инвестиций из США в структуре привлеченных ПИИ в Украину в конце 2020 года составляла менее 2%.
Сбережения экономики
В I полугодии 2021 года на прирост валовых национальных сбережений было направлено лишь 2,4% ВВП. Это рекордно низкий показатель, как в исторической динамике национальной экономики, так и по сравнению с другими странами мира.
Так, в среднем по странам с формирующимися рынками, доля ВВП, направляемая на валовые сбережения экономики, составляет 32% ВВП, в том числе в регионе Европы – 24% ВВП, (данные за 2017-2019 гг.).
Ключевая причина снижения нормы сбережений экономики – критическая ситуация со сбережениями населения, которые в текущем году вообще прекратили прирост, сократившись за 6 месяцев текущего года на 120 млрд. грн (по 60 млрд. грн в каждом квартале), или на 5,7% ВВП! Сокращение сбережений произошло исключительно в сегменте наличных сбережений вне банковского оборота.
Хронически низкая норма сбережений населения в первую очередь обуславливается низким уровнем доходов по сравнению с потребительскими расходами. Кризис в результате ковида и тарифное реформирование дополнительно и стремительно повысили стоимость жизни граждан Украины.
В I полугодии текущего года на потребительские расходы населением было направлено более 95% денежных доходов, еще в 2020 г. эта цифра составляла 88%. При этом 70% потребительских расходов приходится на товары и услуги первой необходимости.
Банковская сфера и вопросы кредитования
Благодаря накопленному запасу устойчивости в предыдущие годы, последовательной денежно-кредитной политике, которая утверждалась советом НБУ, начиная с 2016 года, налаженной работе совета и правления НБУ, банковская система смогла пройти кризис COVID-19 без существенных осложнений.
По состоянию на сентябрь 2021 года показатели адекватности регулятивного и основного капитала банков составляют 21,3% и 15,2% соответственно, что более чем вдвое превышает минимальный нормативный уровень (10% и 7% соответственно). Ликвидность банковской системы составляет около 200 млрд. гривен, что более чем втрое превышает норматив обязательного резервирования средств банков на корсчетах.
Однако на фоне существенного увеличения банковских депозитов кредитование экономики продолжает сокращаться. Уровень банковского кредитования экономики Украины по работающим кредитам с 2019 года находится ниже 15% ВВП, что более чем в три раза ниже, чем в странах Восточной Европы с собственными национальными валютами (~50% ВВП).
Несмотря на высокую стоимость гривневых кредитных ресурсов, уровень долларизации долгов субъектов внутренней экономики (прежде всего, предприятий и государства) растет: начиная с 2015 года уровень долларизации долга предприятий (внутренние и внешние кредиты, облигации) превышает 70%, что является рекордным уровнем за всю историю Украины. Это приводит к увеличению валютных рисков и снижению управляемости денежно-кредитной системой со стороны центрального банка.
Существенное влияние на динамику кредитования МСБ имели государственные программы поддержки кредитования. В рамках государственных программ компенсации процентов по состоянию на октябрь 2021 года было выдано почти 65 млрд. грн кредитов, что составляет более четверти от общего объема кредитования в гривне субъектов ММСП.
Из этого можно сделать вывод, что расширение банковского кредитования всех видов бизнеса преимущественным образом обусловлено косвенным субсидированием из государственного бюджета. Вместе с тем, долгосрочные кредиты рефинансирования НБУ (на срок до 5 лет), введенные в марте 2020 года, не помогли расширить кредитование экономики. Подавляющая часть полученного ресурса рефинансирования была направлена банками на покупку банками государственных ценных бумаг.
Несмотря на более высокие ставки по ОВГЗ, вложение избыточной ликвидности в государственные ценные бумаги позволило банкам зарабатывать на безрисковых финансовых инструментах, не увеличивая кредитования. Это свидетельствует о необходимости коррекции стимулов и приоритетов работы национальной банковской системы.
В то же время возможности правительства финансировать дефицит государственного бюджета остаются ограниченными: дефицит общего фонда госбюджета за 9 месяцев 2021 года составлял лишь 37,4 млрд. гривен, в том числе общего фонда – 39,8 млрд. гривен, что в 3,5 раза меньше запланированного (141,1 млрд. гривен). И это обусловлено невыполнением плана по государственным заимствованиям, которые за январь-сентябрь 2021 года были на 22,3% меньше запланированных средств на этот период.
Невозможность в полной мере финансировать государственные расходы уменьшает совокупный спрос в экономике, который должен стимулировать экономический рост. Характерно, что стоимость государственных заимствований для финансирования дефицита продолжает расти, средневзвешенная стоимость государственных заимствований в гривне в сентябре (12,0%) была самой высокой с ноября 2019 года.
Высокая стоимость государственных заимствований будет увеличивать в будущем стоимость обслуживания государственного долга. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста и минимизация рисков в дальнейшем ухудшении устойчивости экономики Украины к воздействию шоков требует усиления координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Какие выводы можно сделать из этой ситуации?
Восстановление экономики ограничивается низким уровнем прироста национальных сбережений – низкие сбережения означают низкие инвестиции. Низкий уровень доходов населения обусловливает неэластичность потребительского спроса – население не реагирует на изменения процентной политики НБУ, склонность к сбережениям не меняется, политика инфляционного таргетирования становится неэффективной в условиях невысокого уровня доходов большинства населения.
Процесс расходования сбережений населения на цели потребления требует внимания со стороны контролирующих органов – вероятна некоторая активизация перехода средств из неофициальной теневой экономики в официальный ее сегмент.
Мультипликация сбережений через банковскую систему является неэффективной. Банковская система слабо выполняет функцию финансового посредничества, ведь при колоссальном уровне капитализации – уровень кредитования экономики не меняется, оставаясь ниже 15% ВВП.
В результате реальный сектор в своей текущей и инвестиционной деятельности преимущественно полагается на собственные средства. Это тормозит процесс мультипликации сбережений через монетарную трансмиссию в новые кредиты и инвестиции экономики.
Политика инвестиционного прорыва является как никогда актуальной для нынешнего состояния экономики Украины – ослабленная каскадом кризисов экономика с хронически низким спросом и низкой нормой сбережений требует масштабных инвестиций для повышения своей производительности.
Инструменты фискальной и монетарной политики следует направить на поддержку эффективного производства, что предусматривает увеличение количества рабочих мест и повышение степени переработки продукции.
Разветвленный внутренний рынок и платежеспособный внутренний спрос – важная основа стабильности для экономик с относительно большим количеством населения.
Необходимые шаги для повышения эффективности работы банковской системы и активизации кредитования:
обеспечение сбалансированности денежно-кредитной политики Национального банка (учетная ставка, ставки по основным операциям НБУ) и ее адаптация к потребностям экономики Украины;
упрощение требований по оценке банками рисков по кредитным операциям;
расширение перечня залога по кредитам банков и рефинансированию Национального банка;
введение целевого долгосрочного рефинансирования банков с целью стимулирования кредитования реального сектора;
активное участие Национального банка в операциях с государственными ценными бумагами;
создание Банка развития в Украине в соответствии с лучшими мировыми практиками. Обеспечение достаточности финансовых ресурсов Банка развития и направление этих средств на приоритетные инвестиционные проекты;
внесение изменений в закон Украины «О Национальном банке Украины» с целью расширения ответственности и усиления контроля над деятельностью центрального банка:
а) повышение ответственности Национального банка за показатели экономического роста и занятости населения;
б) усиление функции наблюдательного совета НБУ по определению и контролю над проведением монетарной политики центрального банка, включая возможность наложения вето на решения правления, которые могут иметь негативное влияние на социально-экономическое развитие.
Автор: Богдан Данилишин, председатель совета НБУ, академик НАН Украины
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.