Депутат Даниил Гетманцев: Тень в экономике – это проблема национальной безопасности и вопрос существования страны

В интервью «Бизнес.Цензор» председатель налогового комитета ВР Даниил Гетманцев рассказал, в каких отраслях экономики государство теряет средства от неуплаты налогов, как это угрожает существованию государства и что с этим делать.

Председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной рады Даниил Гетманцев – известен обществу, в первую очередь, своими инициативами по фискализации экономики.

Самые известные из них: так называемый налог на Google, борьба со схемами уклонения от налогов с помощью физических лиц предпринимателей (ФЛП), приведение украинского законодательства к европейскому в сфере отмывания денег (так называемый план BEPS).

На этот раз Гетманцев рассказал БЦ о потерях государственного бюджета от теневой экономики. По приблизительным расчетам различных профильных ассоциаций, цифры ежегодных потерь таковы:

10-14 млрд. грн. – неуплата налогов от нелегальной продажи топлива сетями АЗС.

8-10 млрд. грн. – неуплата налогов при нелегальном экспорте аграрной продукции.

8,1 млрд. грн. – неуплата акциза от продажи контрафактного алкоголя.

7 млрд. грн. – неуплата НДС от продажи контрабандной импортной электроники.

3,7 млрд. грн. – неуплата акциза от деятельности нелегальных мини-НПЗ.

5,3 млрд. грн. – неуплата акциза от нелегальной продажи сигарет.

Сумма этих расходов составляет около 45 млрд. грн. в год.

О том, почему в Украине процветает тотальное уклонение от налогов, какой вред это приносит экономике и как это можно преодолеть, Гетманцев рассказал в интервью «Бизнес. Цензор».

Надо отметить, что интервью состоялось только со второй попытки. В первую запланированную встречу, председатель налогового комитета срочно выехал в СНБО, где в тот день рассматривался вопрос уклонения от налогов сетями АЗС.

Не смотря на решительность, во время окончательного согласования интервью Гетманцев убрал почти все названия компаний, которые обсуждались в контексте уклонения от налогов.

  1. О теневой экономике

В последнее время в своих интервью вы много говорите о контрабанде подакцизных товаров и контрабанде в целом. Почему вы сконцентрировались на этой теме?

В Украине есть несколько важных, системных проблем. Первое – это война. А что по важности после войны? Теневая экономика. Вот об этом я и хочу рассказать.

Сейчас я приведу несколько примеров, которые мы все видим каждый день, но не можем побороть. Тень в экономике – это не просто проблема наполнения государственного бюджета и проблема социальной справедливости, когда одни платят налоги, а другие – нет.

Это проблема национальной безопасности. Это проблема, которая ставит вопрос — будет ли страна в будущем или нет. Без преувеличения.

Смотрите, каждое утро в киевских и не только, пробках стоят тысячи новых и дорогих автомобилей. С другой стороны, медики, полиция, учителя получают мизерные зарплаты, а пенсионеры – пенсии.

Хотите сказать, что люди, которые стоят в пробках не доплатили налоги? 

У нас в стране не работает должным образом перераспределение национального дохода. Другими словами — можно перефразировать, как вы сказали. Те, кто производит национальный доход, не торопятся делиться с теми, кто потребляет бюджетные средства: медками, врачами, пенсионерами, военными и тому подобное.

Бесспорно, нам нужно совершенствовать перераспределение национального дохода, что дало бы нам возможность платить достойные зарплаты медикам, учителям, военным, полицейским. А также жить хорошо тем людям, которые эти деньги зарабатывают, потому что именно они наполняют бюджет.

Это базовые функции, которые должно выполнять каждое государство…

Мы должны понимать то, что если сегодня гражданин не доплатил налоги – он украл у себя и у своего соседа. Но больше у себя.

Он должен понимать, что завтра медики уедут в Польшу и никакой медицины не будет. В 2020 году за границу уехало 66 тыс. медиков. Это ужасные цифры!

Если мы не поймем, что, не доплачивая налоги, мы воруем у себя, этим мы потеряем страну. Но ситуация на самом деле еще хуже – у нас открыто, без каких-либо ограничений и при одобрении элит «работают бизнесы», основной доход которых – это именно уклонение от налогообложения.

Здесь основная бизнес-модель заключается не в создании добавленной стоимости за счет труда, ума и инноваций, а получение дохода на уклонении от налогообложения. А значит, на заблуждении государства и каждого украинца.

Приведите примеры «тени», которая по вашим словам угрожает национальным интересам.

Давайте начнем с алкоголя. В Украине работает нелегально 8 тысяч точек продажи алкоголя. Точек, которые продают контрафактный алкоголь.

Кроме того, вы можете зайти в сеть и ввести поисковый запрос «водка в тетрапаках». Попробуйте. Доставка на любое почтовое отделение без ограничений. Водка в 10 раз дешевле легальной.

В Киеве работают магазины, где установлены стеллажи с бутылями нелегальной водки, там даже предлагают бесплатную дегустацию.

Насколько мы знаем, примерно половина рынка крепкого алкоголя в Украине – нелегальная. 

Да, это может быть правдой. Точные масштабы посчитать невозможно. На то она и тень.

А вот смотрите второй пример, это чек из одного из интернет-магазинов на покупку телефона Samsung за 25 тыс. грн.

Это офлайн точка, не продажа через сайт. Это продажа телефона через ФЛП и не фискальный чек. При этом у нас продажа электронной техники уже три года как фискализированная.

Все продавцы обязаны установить регистраторы расчетных операций (РРО), но почему-то налоговая служба этого не замечает.

Такой телефон мог попасть в Украину контрабандным путем. Любой, кто продает электронику без РРО, работает нелегально.

Неужели только сеть «АЛЛО» занимается реализацией техники без фискализации? 

Нет, это большая часть рынка. Бюджет теряет от продажи электронной техники по подсчетам Ассоциации импортеров бытовой техники без уплаты налогов 7 млрд. грн. ежегодно.

Ответственность за осуществление хозяйственной деятельности без регистрации достаточно высока. По 164 статье Кодекса об административных правонарушениях – штраф за такую деятельность от 17 тыс. грн.

Но их это не пугает, поскольку этим никто не занимается. Но согласитесь – все видят: и люди и правоохранители. И алкоголь, и технику, и табак. Не надо быть следователем с десятилетним стажем, чтобы констатировать факт нарушения закона.

Если сеть принимает деньги на счет, то налоговая должна это увидеть.

Кто сказал, что сеть на счет принимает? Она наличными принимает, или на банковские карты физических лиц.

Далее, еще один пример. Это фискальный чек одной сети АЗС.

Но в этом чеке указано, что это предварительная оплата «Ведомость К». Это означает, что они возвращают потребителю, который приобрел нефтепродукты, деньги. Делают отличие.

Но на самом деле никто, бесспорно, это топливо не возвращает, просто так прикрывается нелегальная продажа горючего.

А как они это объясняют? Ведь у них возникает небаланс по горючему, которое они завезли и не продали.

Объясняю. Я завожу в Украину топливо, или покупаю здесь, с НДС. Затем продаю потребителю за наличные. По документам эта операция не проходит.

А вам, допустим, нужен налоговый кредит, чтобы перекрыть им свои обязательства по уплате НДС. И вы ищете налоговый кредит.

Вы покупаете у меня вроде бы это горючее, платите безналичным способом, я вам возвращаю эту наличность за вычетом своего процента.

И налоговая видит, что я по безналу продал вам этот товар, который на самом деле был продан на АЗС за наличные. Это и есть знаменитая схема НДС.

Пример, который вы привели по БРСМ, касается конкретной точки или всей сети? 

Это системная проблема на рынке нефтепродуктов. Поскольку топливо очень удобно скручивается с другими товарами, потому что в топливе нуждается весь бизнес.

Кроме того, в Украине работает более 20 мини-НПЗ, что нелегально изготавливают топливо.

Нефтеперерабатывающий завод, даже маленький — это не самовар, а большое предприятие. Его трудно спрятать. Поезжай и закрой их. Все, все знают. Но эти мини-НПЗ работают, не платят налоги и их называют «бизнесом».

Каковы масштабы оборота рынка нелегальных нефтепродуктов?

По подсчетам Нефтегазовой ассоциации Украины, ежегодные потери бюджета от деятельности НПЗ составляют 3,73 млрд. грн.

А ежегодные потери бюджета из-за нарушения кассовой дисциплины автозаправочными станциями, это о том, что мы говорили выше, оценивается в 10-14 млрд. грн.

Вы нам рассказали о картине на рынке. Но кто должен был закрывать такие бизнесы?

Правоохранители. Но проблема является системной, проблема складывалась на протяжении десятилетий. Мы всегда представляли себе коррупцию как преступление чиновника. Но на самом деле она пронзила собой все общество.

На ней базируются целые отрасли, которые называют себя бизнесом, на самом деле являясь просто организованной преступностью.

Проблема приобрела такие качества, что сегодня без преувеличения угрожает национальной безопасности. Я не исключаю, что сегодня этот вопрос должен быть решен на уровне Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).

Возьмем нелегальное производство спирта и алкоголя. Есть такая «Форма 2» – это когда заводы разливают водку без уплаты налогов.

На каждом из этих заводов есть налоговые посты. Как они работают? Где эти посты? А такая водка присутствует по всей Украине. Почему работу заводов во вторую смену не замечает ГФС?

При прошлой власти была программа по производству «левого» спирта. Это все было централизованно, и все знали правила, по которым они работают.

С 2014 года была другая программа – Украина была поделена на области и нелегальные производители водки в каждой области должны были покупать левый спирт у конкретного производителя.

А при Владимире Зеленском есть «программа»? 

Мы развалили эту схему. Разрушили монополию и начали приватизацию спиртовых заводов.

А откуда же берется водка в тетрапаках?

Они работают сами на себя. Системно эта схема уже не работает. Мы разрушили централизованную систему, и сейчас необходимо навести порядок.

Мы должны заставить их выйти из тени, работать в белую, платить налоги или прекратить деятельность. Но система сопротивляется.

А система — это кто? Какие конкретно правоохранительные органы?

Например, Государственная фискальная служба. Мы не можем людей огульно обвинять. Но мы понимаем, что если я могу без помех приобрести водку в тетрапаке через интернет, то значит, нелегальный рынок работает.

И не нужно иметь какого-то большого опыта в оперативно-розыскной деятельности, чтобы заказать через интернет такую водку и через доставку на отделение почты по камерам отследить отправителя, закрыть производство и привлечь виновных к ответственности.

Участие в качестве транспорта этого нелегального продукта выполняют почтовые операторы. Это все операторы, в том числе и Укрпочта? 

Укрпочта — в меньшей степени, поскольку она работает с СБУ. Они сканируют отправки на предмет оружия и наркотиков – и там трудно это сделать. А другие работают.

В случае нелегального рынка алкоголя это бюрократическое сопротивление, или не только?

Мы должны понимать, что коррупция – это не только государство. Коррупция это и тот «бизнес», который получает доход от разнообразных коррупционных проявлений. Неуплата налогов, монополия. Разницы нет, кто это. Мы привыкли, что у нас есть несколько олигархов – и это наше зло.

А это что не зло?

Зло, но не все ограничивается несколькими олигархами. Системное злоупотребление на рынке подакцизной продукции — не меньшее зло. Контрабанда — абсолютное зло.

Не все сводится только к проблеме олигархов. Коррупцией поражена большая часть общества. Но, прежде всего «бизнес» является системно-образующей конструкцией.

  1. Об олигархической экономике

Давайте вернемся к старой фразе: «А что от нас хотите, пока Ахметов не сидит и получает льготы?! «Вы видели цены на железную руду? $165-170 за тонну. Это рост более чем в два раза в год. В то же время, рента на руду уплачивается не с экспортной цены, а с себестоимости добычи, которую указывают горнорудные компании.

В результате, бюджет получает в районе 3 млрд. грн. ренты, а олигархи почти $2 млрд. чистой прибыли. Ахметов контролирует 70% добычи и экспорта железной руды.

Суть в том, что трудно заставить бизнес и население фискализироваться, когда есть большая диспропорция в перераспределении средств со стороны олигархов.

Мы с 2020 года подняли ставки ренты на 50% (база налогообложения – себестоимость), а сейчас еще поднимем. Есть законопроект, который готовится.

Мы еще решаем, какая будет база налогообложения. Мне бы хотелось, чтобы базой налогообложения была цена на Platts China (биржевой индекс стоимости руды в Китае) и мы бы от нее имели конкретный процент.

Тогда компании не могли бы манипулировать с помощью различных подходов оценки себестоимости добычи.

Сеть «АЛЛО», которая выдала упомянутый выше «не фискальный чек» – это не ларек на рынке или возле перехода. Это сеть, которая входит в ТОП — 5 крупнейших продавцов электроники. И она не может работать без прикрытия сверху…

В былые времена это «крышевалось» на уровне высшего руководства государства. Сейчас такого уже нет. Но бизнес на уклонении от налогообложения по инерции продолжает работать.

И борьба с такими проявлениями – это процесс, путь, который начинается с осознания всей глубины проблемы.

Мы как думали, что сейчас придем к власти и все быстро изменим собственным примером. Не работает так. Это надо ломать и продвигать постепенно. Система упирается и придумывает что-то новое постоянно.

Но мы понимаем, что у нас выхода другого нет.

Параллельно есть проблема с дырявой таможней, ведь техника, которую продают подобные сети, попадает в Украину контрабандными путями.

С приходом Павла Рябикина на таможню поступления возросли. Мы выполнили план по сборам в январе, перевыполнили в феврале и перевыполним план в марте. Но проблема, я согласен, есть.

Ну, разумеется, ведь 2020 год, который является базой сравнения – начало пандемии.

В первом квартале прошлого года еще не было пандемии. Но с вашей стороны может прозвучать другой контраргумент: «Была теплая зима, и импорт энергоносителей сократился».

На самом деле значительная доля перевыполнения сборов — благодаря увеличению импорта энергоносителей из-за холодной зимы. Но по группе товаров, которые не относятся к энергоносителям, также есть рост объемов импорта.

Еще раз, я не говорю, что на таможне решили все вопросы, Боже упаси. Но положительные тенденции есть.

Каким образом в Украину попадает контрабанда? По схеме «пиджаков» — когда контрабанду перевозит местное население, вроде бы, для собственного пользования? 

Схемы с «пиджаками» закрылись из-за пандемии COVID-19. Сейчас имеются разные схемы. Например, через Львовскую таможню проходит фура. По документам — пустая, а по факту – заполненная товаром.

Проблемы на таможне трудно решить по нескольким причинам: низкие зарплаты таможенников, а также большой спрос на контрабанду внутри страны. У нас существует крупнейший в Европе не фискализированный рынок сбыта товаров без документов.

Страна в таких масштабах нуждается в контрабанде, что если ты поставишь работника на таможню, то уже через три недели он будет коррумпированным.

А как это прикрыть? Сейчас любой может завести страницу в Instagram, поставить на рекламу и продавать контрабанду со скидкой в размере ставки НДС. Или же продавать через маркет-плейсы, типа OLX.

Топливо, спирт, сигареты – это все фискализировано, но нелегальные рынки существуют. Мало просто фискализировать отрасль на уровне закона, нужно обеспечить надлежащий налоговый контроль.

По нелегальному алкоголю, только по акцизу, бюджет недополучил 8,1 млрд. грн.

Если говорить о нелегальном рынке табака, то только от неуплаты акциза ежегодно бюджет теряет 5,3 млрд. грн.

Далее, нелегальный экспорт аграрной продукции. Вы знаете, что у нас треть рынка АПК – в тени? 8 млн. гектаров – в тени.

Они обрабатываются в промышленных масштабах, но по документам их не существует. Просто договоры аренды паев не регистрируются.

Здесь вы сейчас говорите об аграрных холдингах без учета малых фермеров, которые работают без оформления? 

Всего у нас в тени обрабатывается 12-13 млн. гектаров. Но часть из них — это малые фермеры и личные сельскохозяйственные хозяйства. Поэтому я считаю 8 млн. га.

Урожай с теневых земель продается за наличные. Он скупается фиктивными фирмами, которые грузят на суда зерно и экспортируют на имя других фиктивных фирм. А потом, через цепь операций передают белым трейдерам заграницей.

Как они этот урожай легализуют в Украине? Неужели вывозят контрабандой? 

Вот есть у вас предприятие, и это предприятие просто отгружает зерно на судно. Судно ушло и вас уже не существует, потому что вы – фиктивное предприятие. Документы для загрузки зерна есть, но ведь налоговых накладных не требуется. Вы не плательщик НДС.

Объем рынка нелегального экспорта зерна в Украине — $2 млрд. ежегодно. Это называется экспорт аграрной продукции без возврата валютной выручки.

Снижение НДС до 14% для аграриев, которое начало действовать с марта. Почему вы были против этих изменений? Большинство аграрных холдингов, которые имеют вертикальную интеграцию, поддержали эту инициативу, поскольку она действительно могла бы помочь снизить объем схем. 

Скажите, в чем логика борьбы со схемами, по мнению авторов прекрасной инициативы? 

Схемный НДС на рынке, который сейчас покупают аграрии, чтобы решить вопрос с нелегальным урожаем, стоит 14%.

Если мы снизим НДС до 14%, то им выгоднее будет платить в бюджет. Таковы аргументы.

А если стоимость схем НДС будет 8%, то нам придется снижать НДС до 8%? Ведь стоимость операции по схеме зависит от того, каким образом налоговая борется со схемами.

Как мы можем бороться с уклонением от уплаты НДС, подстраивая ставку под стоимость уклонения? Это же чушь!

Второе. На внутреннем рынке потребитель все равно уплатит 20% НДС за приобретенную муку, которая была смолота из зерна, где НДС – 14%. Тогда, на кого перемещается 6% НДС? На переработчика или на потребителя.

Если ты — вертикально-интегрированный холдинг, то тебе безразлично. И для тебя такое решение классное. А если это завод, которому надо покупать зерно для муки, то почему он должен авансировать эти 6%, уплачивая налоговое обязательство, не перекрывая его входящим НДС?

Почему мы должны разрывать цепь НДС 6% в пользу одних и в ущерб другим?

В правительстве хотят усложнить возможность найма работников через ФЛП. Минэкономики разработало законопроект, который прописывает признаки трудовых отношений между работодателем и работником. Его уже одобрил Кабмин.

В законопроекте прописали семь признаков трудовых отношений и презумпцию наличия этих отношений, которые должны осложнить наем работников через ФОТ. Если работник соответствует минимум трем из семи признаков, то работодатель обязан взять его в штат, заключить трудовой договор и уплачивать налоги.

Вы поддерживаете этот законопроект? Его принятие, в первую очередь, затронет IT-индустрию, рекламные агентства, СМИ и другие креативные индустрии. 

Я поддерживаю этот законопроект, но не хочу подрывать оптимизма у Кабинета министров. Я считаю, что мы не выведем зарплаты из тени только этим законопроектом. Поскольку уклонение от легальных зарплат — это последствия ряда факторов.

Например, кто-то хочет застраховать свои риски в валюте, если он получает доходы в валюте. Кто-то хочет предусмотреть особые условия взаиморасчетов с работодателем, а это не позволяет сделать существующий КЗоТ. Кто-то банально субсидию хочет получать…

Я считаю, что детенизация зарплат – это последний этап детенизации. С начала мы должны преодолеть контрабанду, фискализировать рисковые отрасли торговли, полностью вывести из тени подакцизную группу товаров. Мы должны провести амнистию капиталов, а уже потом легализовать зарплаты.

Президент Владимир Зеленский инициировал налоговую амнистию, зарегистрировано четыре законопроекта. Согласно им, чиновники, депутаты и госслужащие (PEP) не могут пройти налоговую амнистию. Это не попытка освободить их от ответственности? 

Налоговая амнистия амнистирует только от ответственности за налоговые правонарушения. Я считаю, что если бы мы позволили РЕР проходить налоговую амнистию, то это не было бы проблемой.

Потому что если человек амнистирует больше, чем он указал в декларации, то он подпадает под уголовную ответственность за внесение недостоверных данных.

Юристы говорят, что налоговая амнистия – это возможная стартовая точка для контроля доходов и расходов граждан Украины. Что наступает после налоговой амнистии? 

Ничего конкретного. Мне было бы легче сказать, что что-то будет ужасное и тем самым стимулировать, чтобы больше людей приняло участие в налоговой амнистии.

Для крупного бизнеса вступают в действие правила анти — BEPS по анти-оффшорному закону. Тогда же заработает и автоматический обмен налоговой информацией со 120 странами.

Это означает, что налоговая служба будет автоматически получать, например, от Франции, перечень резидентов Украины с их перечнем имущества. Для крупного и среднего капитала – это последняя возможность выйти в белую.

А для всех других граждан, которые получали доходы без уплаты налогов… Уже сегодня в Европе вы не сможете открыть счет, если не можете показать, откуда у вас эти деньги.

У нас также с этим уже есть проблемы, потому что необходима верификация. Хотим мы или нет – мы часть открытого мира, где ежедневно повышается транспарентность. Хотим мы или нет, соответствующие правила проверки происхождения активов будут действовать и у нас. И будут точно.

Поэтому хотим этого или нет, не через год и не через два, но у человека когда-то точно спросят, где он взял деньги. Поэтому человек, планирующий свое будущее обязательно примет участие в налоговой амнистии.

Если человек откажется от налоговой амнистии, то, что по умолчанию ему запишет налоговая служба?

400 тыс. грн., квартира до 120 кв. м, дом до 240 кв. м и земельный участок в пределах бесплатной приватизации. А также один автомобиль.

Допустим, после кампании по легализации я, отказавшись пройти налоговую амнистию, куплю квартиру за деньги, которые превышают активы, которые мне запишет Налоговая инспекция. Какая ответственность меня ждет?

Никакой. Пока.

После налоговой амнистии нам будет необходимо готовиться к внедрению общенационального декларирования доходов?

Вы имеете в виду не общеобязательное декларирование доходов, а косвенные методы оценки расходов. Я этого не исключаю. Не могу сказать, что это обязательно будет, но я этого не исключаю. Но точно не через год – два.

Председатель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия предложил правку, которая устанавливает уменьшение акциза на стики (табачные изделия для электронного нагрева, ТВЕН) на 200% и дальнейшее увеличение на 30% ежегодно вместо повышения на 320%, которое произошло с начала года.

Ваш комитет поддержал эту инициативу. Лоббистом правки является крупный производитель сигарет Philip Morris. Депутаты президентской фракции открыто лоббируют интересы табачной корпорации? 

Давайте дополним для читателей ваши вопросы историей о том, что до этого в начале 2020 года нам, вместе с Давидом Арахамией удалось поднять акциз на 320%. Почему-то об этом забывают…

Philip Morris вела дискуссию о постепенном поднятии с первого дня. И сейчас правка Арахимии — это результат компромисса с рынком, где с одной стороны мы не стимулируем теневой сектор, а с другой стороны – получаем средства в государственный бюджет в заранее запланированной сумме. Хотя мне бы конечно хотелось бы, чтобы это повышение было одномоментным.

А что значит «стимулировать теневой сектор»? 

Такой ставки налогообложения ТВЕН, которую мы ввели, нет ни в одной стране мира. Я считаю, ее обоснованной, и стики не могут облагаться налогом меньше, чем сигареты с фильтром. Для государства нет разницы, что вы курите.

С другой стороны, в Молдове, где у компаний имеется производство этих стиков, ставка акциза намного меньше. Соответственно, существует вероятность, что к нам, из-за разницы в ставках акцизов, потечет контрабанда, увеличится теневой рынок.

Они нам говорят: «Мы белая компания и не будем заниматься контрабандой, но если на нашем заводе в Молдове вырастет производство стиков, то мы не будем против. В то же время, у вас упадут поступления акциза в бюджет». Поэтому эта правка — это компромисс.

Сейчас идет дискуссия о снижении ставок интерчейндж (плата за эквайринг, пользование картами и осуществление е-платежей). В Украине комиссия за транзакции по банковским картам колеблется в пределах 1,8-3%. Это самый высокий показатель в Европе. И платят его потребители. Как вы относитесь к инициативе ограничения этих ставок законом? 

Есть вопросы, в которые государству лучше не вмешиваться. Это вопросы рыночные, которые должен регулировать рынок. Мы собирали их на комитете и старались, чтобы ритейл и банки пришли к согласию. Собирали несколько раз в течение 2020 года. Они к компромиссу не пришли.

Соответственно, государству остается урегулировать эту проблему. Но есть определенные риски. Например, это может не привести к уменьшению цен, как это обещает ритейл, ведь дополнительную прибыль ритейлер положит себе в карман.

Но мы не можем иметь самую высокую в Европе ставку на интерчейндж. Это также очевидно.

А какие аргументы у банкиров не снижать?

Они говорят, что сеть ненасыщена терминалами. Ее нужно насытить, как в Европе, а потом уже уменьшать.

Но мы год провели в этих разговорах, были планы, разные предложения. Однако вопрос, когда кто-то зарабатывает сверхприбыли, никуда не исчез. Речь идет о платежных системах в трех крупнейших банках: «Приватбанке», «Ощадбанке» и «Райффайзен Банке». И его надо решать.

Что предусматривает закон о поддержке крупных инвестиционных проектов, который Верховная рада приняла недавно? В нем освобождается от НДС импорт товаров, которые ввозятся инвесторами со значительными инвестициями. 

О каких проектах идет речь? Например, подпадает ли под льготу импорт солнечных панелей, или оборудование для ветряков, которые используются, чтобы зарабатывать на зеленом тарифе?

В конце 2018 года Ахметова уже освобождали от НДС при импорте для его крупнейших зеленых станций.

Энергетика не подпадает под этот закон. Вы заключаете с Кабмином инвестиционный договор, который может быть, кстати, защищен английским правом. В рамках этого договора 30% от суммы вашей инвестиции возвращается не деньгами, а различными опциями.

Это могут быть сети, которые подводят к вашему участку, это может быть сам участок, это может быть налог на прибыль или ввозной НДС. Но только в пределах 30%.

  1. Об идеологии

Вы инициируете прогрессивные вещи, пропагандируете уплату налогов. В то же время поддерживаете активные связи с токсичными лицами.

Например, ходите на Klymenko Time (принадлежит экс-министру доходов и сборов Александру Клименко), в своем Telegram-канале постоянно репостите своего коллегу Макса Бужанского, который позиционирует себя как «ватник» – сторонник «русского мира».

Что такое ватник? Это ярлык. Это следствие политики, которая навязывалась обществу политикой предыдущего президента Петра Порошенко, которая делила людей на «ватников» и «упоротых», на правильных и неправильных.

Я во многом согласен с Максом, во многом не согласен. Но в любом случае, я его очень уважаю за его ум, позицию и талант. Я очень рад, что он в нашей команде.

Многообразие мнений – залог здорового развития общества. Давайте научимся не навешивать ярлыки, а воспринимать с уважением другое, противоположное мнение. Не повторяя позорную политику прошлой власти.

Мы понимаем, о чем вы говорите. О коррупции под маской патриотизма.

Я говорю не столько о коррупции, а об умышленном расколе украинцев. Я считаю, что Бужанский такой же украинец, как и мы с вами.

Ок, давайте тест на адекватность. Вы также считаете, что сотрудничество Украины с МВФ навязывают «соросята», или представители «мирового правительства»? У Бужанского присутствуют подобные нарративы. 

Это и является одним из тех ярлыков, который навешивается. Ярлык «соросята» ничем не отличается от ярлыка «ватники». Это такое же упрощение для людей, привыкших мыслить эмоциями, а не разумом и не углубляться в сущность вопросов.

Мы навешиваем ярлык «соросенок» или «ватник» и все остальное уже объясняется таким ярлыком. Я не знаю, какие у него нарративы относительно МВФ, возможно и есть какие-то.

Я считаю, что наше сотрудничество с МВФ — не победа, а следствие хронических, глубоких кризисных явлений в экономике. И, соответственно, структурных проблем в обществе, которые формировались десятилетиями. Но сотрудничество с МВФ, к сожалению — необходимость.

Программа МВФ никогда не дается успешным странам. Наша цель – отказаться от кредитования МВФ, вернув им все кредиты, и перейти на ту систему заимствований, которой пользуются все цивилизованные страны.

МВФ нам говорит: «Вы хотите получить кредит? Тогда нужно сбалансировать бюджет, а это — провести пенсионную реформу, реформу на рынке газа и электроэнергии, ту же фискализацию экономики». МВФ заинтересован, чтобы мы вернули им деньги. В то же время политики, такие как Бужанский, говорят, что это МВФ требует, чтобы мы покупали газ по более высоким ценам.

Это примитивизм, который наращивает свои обороты в стране, к сожалению. А вы начали с «ватника», в этом я с вами не согласен. Относительно сотрудничества с МВФ не слышал от Макса о таких требованиях МВФ.

А относительно требований МВФ в целом. Почему общество считает, что МВФ нужны наши реформы? Им нужны 100% гарантии возврата денег. Реформы нужны нам.

Нам нужен рынок газа или электроэнергии. Нам нужна детенизация. Нам нужна земельная реформа! В первую очередь, нам — а не МВФ. И для себя мы должны все это делать, а не играть в популизм.

Все правильно говорите, но благодаря популистам в обществе деформируется мнение о МВФ.

Про популистов я вам могу рассказать, как человек, который пытается до конца довести реформу фискализации. И это не просто популизм. Это популизм, граничащий с отсутствием здравого смысла. Мы 30 лет занимались популизмом в этом государстве и довели его до самой бедной страны в Европе, имея одни из лучших позиций в мире. Это все мы сделали своими руками. Кстати, и СМИ также, и мы, которые не были в политике раньше. Но в первую очередь, в этом виноваты политики.

Авторы: Юрий Винничук, Сергей Головнев

Источник: «Бизнес.Цензор»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий