Депутат Татьяна Острикова: Гройсман имитирует борьбу с контрабандой. Тарифы взяток — $1500 за один контейнер

29.08.2018 – «Цензор.НЕТ» пообщался с народным депутатом от «Самопомощи», председателем подкомитета по вопросам таможенного дела и совершенствованию Таможенного кодекса комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяной Остриковой.

Интересно было услышать о контрабандных баронах, «авторитетах» и других силах, которые на самом деле контролируют местные таможни. О коррупционной «ренте» с контейнеров, о 2 уголовных делах на 14000 тысяч проверок и провале «Черных сотен», о «революционном» законопроекте 7010, который значительно упростит процедуру таможенного оформления, и благодаря которому предусмотрено реальное, а не декларативное внедрение Единого окна.

Татьяна Острикова также раскритиковала таможенную политику премьера Владимира Гройсмана, но, как оказалось во время интервью, масштабы контрабанды в Украине настолько велики, что даже работникам комитета иногда приходится заказывать товары без фискальных чеков…

Читайте также: Грязные деньги и гримасы рынка

Дерегуляция против «серых зон» в украинском бизнесе. Часть 2

Депутат Нина Южанина: Люди, которые работали по схемам, жизни без них себе не представляют

Коррупция – это… Реальные тюремные сроки, штрафы и увольнения

Юлия Марушевская: Гройсман подыгрывал Насирову

ТАРИФЫ ВЗЯТОК КОНТРОЛИРУЮЩИХ СТРУКТУР НА ТАМОЖНЕ 

— В каком состоянии сейчас таможня?

— Прежде всего, надо сказать, что таможенной службы в Украине нет. Даже в Таможенном кодексе среди терминов и понятий отсутствует определение «таможенный орган». Однако там фигурирует понятие «орган доходов и сборов». И как раз с этого начинаются все проблемы таможенного дела в нашем государстве.

Во времена Януковича экс-министр доходов и сборов Клименко получил указание осуществить объединение Государственной таможенной службы и налоговой администрации в Министерство доходов и сборов для консолидации всех финансовых потоков и удобства противоправного контроля над ними, чем было положено начало уничтожения таможенного дела.

Объединение двух различных служб с кардинально разными функциями в одну привело к тому, что доминирующей стала фискальная функция – то есть взыскание налогов в бюджет, а функции таможни – безопасность таможенной границы, содействие международной торговле были искривлены и отошли на второй план.

Поскольку даже на уровне Таможенного кодекса отсутствует понятие «таможенный орган», сегодня таможенная составляющая в ГФС представлена несколькими департаментами в составе Государственной фискальной службы, как Департамент администрирования таможенных платежей, Департамент организации таможенного контроля, Департамент таргетинга и управления таможенными рисками, а также разобщенными и плохо управляемыми из центра региональными таможнями.

Вследствие этого ситуация такая, что сегодня на некоторых таможнях управляют кланы, криминальные авторитеты и местные «царьки», местные политические «элиты».

Например, на Одесской таможне ГФС действуют кланы так называемых «таможенных минимизаторов». Это не какие-то неизвестные лица, а организаторы схем на таможне, активисты, которые занимаются таможней, называют три-четыре фамилии: Сердюки, Аминевы, Оресты (Фирманюки), Альперины, и так далее. На другой таможне, например, на Львовской таможне, руководят криминальные авторитеты.

— Авторитет контролирует Львовскую таможню?

— Львовский авторитет, причастный к одной политической силе, фактически, сегодня контролирует все потоки на львовской таможне. Его фамилия известна в определенных кругах.

— Пупс? Пупс, еще иногда пишут в средствах массовой информации, что такое прозвище имеет депутат «Свободы» Кривицкий.

— В моей депутатской деятельности это неизвестно, однако правоохранительные органы должны были бы знать и фамилии, и прозвища. Следовательно, руководят кланы, руководят криминальные авторитеты, руководят определенные региональные политические «элиты». Ярким примером последнего является Черновицкая таможня ГФС, ведь там осуществляют влияние те, кто сегодня пытаются контролировать область.

— Кто контролирует Черновицкую таможню? Хотя бы, какое направление?

— Официально Черновицкую таможню ГФС возглавляет господин Сологор.

— А он от кого?

— Я могу воспользоваться тем, что люди говорят и пишут в сети Интернет. Согласно имеющейся там информации, влияние на Буковинский край, в том числе и на таможню, имеют представители известной политической силы, которая имеет лидеров — выходцев из города Черновцы.

— Значит, о какой-то политической силе? Скажите.

— Мы же знаем, какая политическая сила имеет корни из Черновцов.

— Вы говорите о «Народном фронте», но просто не хотите сами произносить эти два страшных слова, да?

— Не то, что не хочу. Есть определенная политическая сила, представители которой влияют на местную политику, в частности и таможенную. И еще один пример региональной таможни, на деятельность которой влияют местные «элиты» — это Закарпатская таможня.

— А там, какая структура?

— Там тоже люди говорят разное. Но там авторитет отдельных местных феодалов настолько мощный, что, думаю, они оказывают существенное влияние на таможню. Отдельные представители этой династии присутствуют даже среди членов налогового и таможенного комитета Верховной Рады.

— Вы так осторожно говорите, будто среди этих людей есть представители «Самопомощи».

— «Самопомощь» не у власти. Мы в оппозиции к действующей власти, но не к государству и людям.

— «Свобода» тоже. 

— А я не говорила, что «Свобода» руководит какими-то таможнями. Я говорила об уголовных авторитетах.

Итак, по моим наблюдениям, это исключительно мое мнение, разные таможни руководствуются разными силами: региональными «элитами», криминальными авторитетами, группами таможенных минимизаторов, которых в народе называют контрабандистами. И все это не может происходить без молчаливого согласия и содействия представителей правоохранительных органов.

— Конкретно каких? 

— Предприниматели прислали мне файл, который называется «Затраты при импорте контейнеров». Здесь есть расходы, которые состоят из 14 пунктов и которые оплачиваются как по безналичному перечислению, так и наличными (то есть вне правового поля). Если ты субъект внешнеэкономической деятельности, ты платишь за определенные услуги, сопутствующие таможенной очистке товаров: например, за пользование инфраструктурой порта, таможенного терминала, разгрузочно-погрузочные работы, хранение и тому подобное.

Такие услуги оплачиваются в безналичном порядке и влияют на конечную стоимость импортируемых товаров. Но я предлагаю посмотреть на суммы затрат с пометкой «нал», то есть те, которые оплачивается наличными и не попадают в легальный оборот.

Для примера, при таможенной очистке контейнера, который прибыл в Одесский морской торговый порт, фигурируют такие цифры наличными (оставляю терминологию оригинала): выпуск – 20 долларов, таможня – от 100 до 300, МВД – от 100 до 300 долларов, пограничники – 50, собственная безопасность (очевидно, ГФС) – 200 долларов, налоговая – 200 долларов, СБУ – 300-500 долларов. Это таблица, составленная теми, кто регулярно занимается внешнеэкономической деятельностью, поставляя в Украину обычный товар широкого потребления. Этот предприниматель не хочет платить коррупционную «ренту» силовикам и чиновникам и стремится работать в легальном поле.

Однако на государственном уровне государство в лице представителей вышеуказанных органов создает такие условия, при которых он вынужден идти на поклон к тем или иным организаторам схем и осуществлять таможенную очистку при их содействии, или вообще не будет работать и закроет бизнес.

— Был ли тариф на уплату взяток кэшем нашим силовым структурам во время преступной власти Януковича? У вас есть такая информация? 

— Давайте будем говорить о 2011-2013 гг. Это был расцвет консолидации Клименко, экс-министра доходов и сборов, потоков по поручению так называемой «Семьи». Я тогда не была у власти, а работала в бизнесе. Очень хорошо помню, как представители преступной власти «загоняли» бизнес к сотрудничеству по их коррупционным требованиям. Создавали искусственные препятствия в таможенной очистке товаров, когда машины с грузом могли неделями стоять на таможне, осуществляли безосновательные проверки, проводили обыски, аресты складов с товаром, вывозили большую часть документов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, тем самым фактически блокируя его деятельность и торговлю.

Предприниматели знают, что день прекращенной торговли крупного или среднего предприятия может повлечь миллионные убытки, ведь и зарплату персоналу нужно платить и сопутствующие издержки, и упущенная выгода. Это были их методы давления на бизнес. Вследствие этого давления вынуждали предприятия участвовать в так называемом «меморандуме» и работать по установленным ими правилам. Точных сумм я назвать не могу, однако, как видно из полученного мною файла, и сейчас коррупционная «рента» с определенных контейнеров может составлять от 1500 до 2000 и более тысяч долларов США.

— Значит, можем сказать, что революция прошла не бесследно на таможне. Взятки упали до 1500 долларов с контейнера.

— Недавно вышел отчет Совета бизнесомбудсмена актуальных проблем бизнеса в таможенной сфере. Большая часть проблем бизнеса на таможне, описанных в этом отчете, посвященная злоупотреблению правоохранителями во время перемещения и таможенной очистки товаров. Почему? Во-первых, у нас Таможенным кодексом Украины установлены исключительные полномочия органа доходов и сборов относительно осуществления таможенного дела.

Но много ситуаций, когда СБУ пишет ориентирование на имя руководителя той или иной таможни, в котором отмечает, что при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления грузов компании «Ромашка» или «Василек» такие грузы подлежат таможенному досмотру с привлечением уполномоченного сотрудника СБУ.

Потому что якобы СБУ осуществляется досудебное следствие в уголовном производстве, например, о финансировании терроризма, где кто-то платил кому-то, а тот еще кому-то, а эта третья фирма в десятом колене имела отношения с компанией «Ромашка», поэтому у них возникли подозрения, что при импорте «Ромашкой» коммерческих товаров тоже не все чисто.

— Без решения суда?

— Без решения суда. Простое письмо. Как правило, это пишет письмо руководитель того или иного органа СБУ на имя руководителя той или иной таможни.

— Насколько это массовое явление?

— Это очень распространенное явление, которое делается либо с целью создать искусственные препятствия деятельности того или иного субъекта и последующим «решением вопроса», или возможен другой вариант, когда компанию заказали конкуренты. Ко мне, как к председателю подкомитета по таможенному делу, поступает много обращений предпринимателей о том, что правоохранители, СБУ в частности, без имеющихся законных и достаточных оснований инициируют осмотры грузов предпринимателей на таможне.

Особенно перед Новым годом, когда идет бум продаж товаров широкого потребления, тот или иной предприниматель хочет, чтобы в торговых сетях продавались именно его товары, а не конкурентов. И он может через своих «добрых» друзей или знакомых в силовых органах организовать проблемы на таможне своим конкурентам, чтобы их грузы осматривались с участием силовиков, а их растамаживание задерживалось на неопределенное время.

Обычно таможенники опасаются СБУ, которые могут иметь на них конкретное влияние. Во-первых, в СБУ есть подразделения по борьбе с коррупцией, в частности на таможне, поэтому таможенники находятся под постоянным бдительным оком оперативников СБУ и имеют страх быть пойманными за получение 50-100 долларов взятки.

Во-вторых, пренебрежение не всегда законными требованиями СБУ, может иметь следствием для таможенника ряд негативных явлений: от проведения проверки с отстранением от занимаемой должности в провокации взятки, уголовных производств, обвинений в злоупотреблении властью и тому подобное. Поэтому они вынуждены привлекать к проведению таможенных досмотров представителей правоохранительных органов, которые могут днями, неделями не появляться, и таким образом задерживают выпуск товара в свободное обращение.

ОТСТРАНИТЬ СИЛОВИКОВ ОТ ТАМОЖНИ: НА 14 ТЫСЯЧ ПРОВЕРОК — ДВА УГОЛОВНЫХ ДЕЛА 

— Что вы предлагаете делать как народный депутат?

— Если мы говорим об устранении правоохранительных органов от противоправного влияния на процессы таможенной очистки товаров, нужно осуществить ряд мероприятий. В частности, в Службе безопасности Украины нужно высвободить потенциал для выполнения ее прямых задач по борьбе с государственной изменой, шпионажем, терроризмом и другими преступлениями против государства и национальной безопасности.

Антикоррупционных органов, в свою очередь, достаточно, поэтому СБУ не должна бороться с экономической преступностью. Следовательно, нужно забрать у этой службы полномочия бороться с коррупцией и осуществлять так называемую «контрразведывательную защиту экономики».

Так же, по моему мнению, неэффективными в борьбе со схемами на таможне являются экономические подразделения полиции и налоговая милиция, которая уже несколько лет без полномочий.

Соответственно, я в 2016 году разработала и зарегистрировала в парламенте законопроект «О финансовой полиции». Он вносит изменения в большое количество законов, устраняет дублирование функций по борьбе с экономическими преступлениями различных правоохранительных органов, ликвидирует соответствующие подразделения и на их месте необходимо создать один орган, который будет заниматься эффективной борьбой с преступлениями против общественных финансов.

Это означает те преступления, в результате совершения которых происходит недополучение в бюджет финансов (например, уклонение от уплаты налогов), а также те преступления, в результате совершения которых общественные финансы разворовываются из бюджета.

— Я считаю популизмом, когда что-то просто отменяется, и не создается одновременно с ликвидацией альтернативное. Если мы ликвидируем силовиков, но не создаем эффективную таможню с ответственными людьми, то отмена контролирующих этих присосок не изменит ситуацию.

— Мне проще говорить о таможенной администрации. Потому что это термин, который употребляется во Всемирной таможенной организации и в законодательстве ЕС. Если мы говорим о реформе ГФС и создании мощной таможенной администрации, то я буду первым лоббистом этой инициативы. Именно такой орган должен заниматься таможенной безопасностью государства, содействием международной торговли, контролем над перемещением товаров через таможенную границу Украины и уплатой таможенных платежей в полном размере.

Таможенная администрация, а не полиция, СБУ или другие правоохранительные органы. Их нужно отстранить от процесса выполнения таможенных формальностей при растаможке обычных товаров.

Я не говорю, что они вообще не могут туда заходить. Безусловно, есть вопросы борьбы с перемещением наркотических средств, оружия, подакцизных товаров, например топлива, когда подъезжают танкеры к кораблю и им сливается топливо. Здесь таможенник не поможет. Это организованная преступность, для предотвращения и пресечения которой должны задействоваться спецподразделения физической защиты с оружием.

Но в вопросах легальной экономической деятельности предприятия на таможне не должно быть никакого — СБУ, полиции и других правоохранителей, которые доказали свою неэффективность в этом направлении.

Докажу это на цифрах официальной статистики. Согласно статистическому отчету на сайте Генеральной прокуратуры Украины, Службой безопасности Украины в 2017 году возмещено ущерба государству по законченным уголовным производствам — 1,6 млн. грн.

— За год?

— За весь 2017 год. 1,6 млн. гривен. Тут бы рядовой налогоплательщик должен поставить вопрос, сколько было потрачено средств на зарплаты и содержание уважаемых ребят из СБУ.

Согласно с тем самым отчетом, Национальной полицией Украины в 2017 году возмещено ущерба государству по законченным уголовным производствам 112 миллионов гривен, а налоговой милицией – около 480 миллионов гривен. Речь идет обо всех законченных уголовных производствах, а не только о схемах на таможне, потери от которых оцениваются минимум в 75 млрд. грн. ежегодно.

— Какие выводы? 

— Вывод прост, сегодня в борьбе с преступлениями против общественных финансов царит коллективная безответственность и существующее дублирование функций в различных правоохранительных органах. Имея потери бюджета в сотни миллиардов гривен от экономических преступлений, в бюджет всеми правоохранительными органами возмещена небольшая часть.

А на содержание этих трех органов потрачено около 30 миллиардов.

— На самом деле, вы привели немного некорректное сравнение, ибо вы сравниваете бюджет всех этих структур, хотя там много других подразделений, не только экономических, и даже в этих экономических подразделениях много функций вне возмещения.

— Я это понимаю и пыталась получить информацию, сколько потрачено конкретно на содержание подразделений, которые занимаются борьбой с так называемой «экономикой». К сожалению, пока что мне данную информацию получить не удалось.

Относительно инициирования ими таможенных осмотров, о которых мы говорили выше, то официальная статистика, полученная на мой депутатский запрос, такая. В 2016 году правоохранительными органами инициировано 14537 таможенных осмотров с обязательным привлечением к их проведению осмотров сотрудников правоохранительных органов. По их результатам составлен 81 протокол о нарушении таможенных правил и зарегистрировано 2 уголовных производства.

— Более 14 000 осмотров – два уголовных производства?

— Да, только 2. Также начислено 180 000 гривен штрафов. Эффективность работы правоохранителей на таможне «зашкаливает» – 0,55%. Подчеркну, что это цифры о том, чем закончились инициированные правоохранителями осмотры товаров на таможне. Почти ничем.

— Ваши цифры говорят о том, что инициирование правоохранителями таможенных осмотров и привлечение к их проведению сотрудников правоохранительных органов сейчас — вообще лишнее. И тратить время такого количества сотрудников таможни и СБУ на это совершенно ненужно. Они открывают дела, которые не имеют перспективы. 

— Именно так. Посмотрим на 2017 год. За 5 месяцев 2017 года правоохранители инициировали 5214 таможенных досмотров. По их результатам оформлено 47 протоколов о нарушении таможенных правил. Зарегистрировано два уголовных производства. Эффективность — 0,47%. Уплачено в бюджет 2843 гривны штрафа. Есть еще одна цифра, которую нельзя не отметить. Это 38943 гривны. Именно на эту цифру была скорректирована таможенная стоимость предпринимателю за 5 месяцев 2017 года. 2843 гривны штрафа и 38 000 гривен скорректированной таможенной стоимости.

АЛЬПЕРИНА ВИДЕЛА В ЗАВЕДЕНИИ ПИТАНИЯ. ЧУВСТВОВАЛ ОН СЕБЯ, КАК КОРОЛЬ ЖИЗНИ. 

— В Одессе четыре контрабандных бароны Украины, известных всему городу, которые работали и во времена Кучмы, и Януковича, и Ющенко, при всех президентах, и сейчас прячутся. Это, Альперин, Сердюк, Орест Фирманюк и Аминев. Вот произошла удивительная приятная неожиданность: задержали одного из тех, кого не задерживали никогда — Аминева. Это вызывает удивление. С чем связано это беспрецедентное событие? 

— Ну почему же не было прецедентов? Альперина, например, тоже задерживали за предложение взятки относительно закрытия дела, расследуемого НАБУ. Оно касалась схемы, по которой предприятие заявляет определенную заниженную таможенную стоимость товаров, таможня принимает решение о корректировке этой заниженной таможенной стоимости в сторону ее увеличения, предприятие резервирует эти средства и одновременно «по договоренности» с таможней идет в суд, с которым тоже есть «договоренность», и суд возвращает эти зарезервированные средства.

Ведь это дело тоже касалось таможенных оформлений, таможенных платежей. Генеральный прокурор громогласно отчитался, что задержали «короля контрабанды». Но он вышел под залог, и что-то я не слышу, ни от Генерального прокурора, в последнее время, ни от НАБУ, что это дело дошло к логическому завершению — например, что обвиняемый знакомится с материалами дела или, что дело направлено в суд. Не слышно сейчас.

Теперь по Аминеву. Решением Шевченковского районного суда города Киева ему была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей с правом внесения залога. И могу вас заверить, что 30 миллионов гривен залога он найдет. Если у него нет такого задекларированного дохода — он одолжит, или кто-то из родственников одолжит ему на залог. Долго он сидеть в СИЗО не будет.

— Но для рынка это важный сигнал, потому что такие как Аминев, Фирманюк, Альперин, Сердюк стали символами коррупции на таможне, мне кажется, что все, же их аресты правоохранителями надо приветствовать.

— Радоваться можно будет тогда, когда организаторы схем будут привлечены к уголовной ответственности и будут соответствующие приговоры судов, которые вступят в законную силу. Относительно указанных вами фигурантов, я с указанными лицами не знакома. Как они себя сейчас чувствуют, сказать не могу. Человека, похожего на Альперина, видела не так давно в заведении питания. Он вел себя, как король жизни. И каких-то внешних признаков страдания от пребывания под следствием и неотвратимости наказания у него не наблюдалось.

Я приветствую любые действия, независимо от их политической окраски и скрытых политических или коммерческих интересов, которые направлены на прекращение существующих таможенных схем и наказание их организаторов. Если только это не останется лозунгами, декларациями, громким пиаром. И реально будет дело доведено до логического завершения.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА ГРОЙСМАНА – ИМИТАЦИЯ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ 

— Когда премьер-министр Украины Владимир Гройсман занял свой пост, почти сразу объявил такую амбициозную программу «Черные сотни». То есть, создание комбинированных из разных силовых структур летучих отрядов. И Гройсман неоднократно говорил, какую высокую эффективность имеют эти «Черные сотни». Как на самом деле?

— В октябре 2017 года я направила депутатский запрос об эффективности работы этих подразделений, известных в народе как «черные сотни». Минфин дал мне официальный ответ. С октября 2016 года по июнь 2017 года этими «черными сотнями» было дано 1333 поручения, 659 из которых были эффективными. По результатам принятых мер инициировано составление 769 протоколов о нарушении таможенных правил.

По делам о нарушении таможенных правил, заведенным по инициативе мобильных групп, временно изъято товаров на общую сумму 84,6 миллиона гривен, по результатам которых доначислено таможенных платежей на сумму 59,9 миллионов гривен. Стоимость товаров, арестованных в рамках уголовных производств, составляет 186,5 миллионов гривен. Если обобщенно: насчитали 60 миллионов гривен штрафных санкций.

Основной вопрос моего запроса, сколько же средств реально взыскано в бюджет? Об этом в ответе ничего нет. А в бюджет, видимо, поступило ноль. Если уже сами чиновники говорят о том, что государственный бюджет теряет 4 млрд. долларов ежегодно от схем на таможне, то эффективность мобильных групп в размере 60 начисленных, но не взысканных миллионов гривен, приближается к нулю.

— Это провал.

— Поэтому, наверное, это подразделение и было ликвидировано по-тихому.

— Премьер очень громко объявил, что для борьбы с контрабандой будет привлечена полиция. Способна ли полиция изменить эту ситуацию? 

— Мне смешно это слышать. Честно скажу вам, что я верю в добрые намерения премьер-министра Украины действительно убрать схемы из таможни. Но, к сожалению, он эти добрые намерения реализует неправильными способами. Будет ли полиция эффективно бороться со схемами на таможне, когда в той табличке, которую я вам вначале зачитала, есть лента МВД — и размер коррупционной доли. Как пчелы будут бороться против меда?

— Здесь, в принципе, возникает такая версия, что просто премьер, у которого сейчас острый конфликт, с президентом Порошенко, решил для борьбы с влиянием СБУ, которая сейчас является основной, противопоставить влиянию СБУ и влиянию президента свое влияние в виде МВД. Можно так сказать?

— Давайте сделаем такой политический экскурс. Последний год-полтора мы наблюдали за тем, как премьер-министр Украины, скажем так, балансировал между одной крупной политической силой, которая его на эту должность привела, и «Народным фронтом». И это привело к тому, что сейчас он в большей степени опирается на «Народный фронт». Потому что в Украине уникальная ситуация: премьер-министр не имеет в парламенте политической силы, которая обеспечивает внедрение правительственной политики.

— Какие результаты таможенной политики Гройсмана? 

— Государственная фискальная служба отчитывается, что за июль 2018 года в бюджет поступило 3,7 миллиарда гривен, больше таможенных платежей, чем за июль 2017 года. То есть, сравнивают июль 2018 с июлем 2017. Резюмируется, что это стало возможным благодаря яростному наступлению на контрабанду и привлечению полиции к борьбе с ней.

Мы решили посмотреть, из чего складывается эта цифра. Импорт товаров в Украину вырос к соответствующему периоду 2017 года на 15,3%. Вместе с тем, дополнительные поступления, озвученные ГФС, в размере 3,7 млрд. гривен отвечают увеличению таможенных платежей за тот же период на 14,2%. Получается, что таможенные платежи от импорта растут медленнее, чем сам импорт.

Чтобы упредить вопросы от оппонентов, что это рост импорта и является следствием борьбы с контрабандой, надо посмотреть внимательно на товары, импорт которых вырос в 2017-2018 годах. Товары, которые более всего увеличивали импорт за 5 месяцев 2018 года – это алкогольные, безалкогольные напитки и уксус, фармацевтическая продукция, органические химические соединения, пластмассы, полимерные материалы. А в 2017 году это топливо, минеральные удобрения, нефть и продукты перегонки, средства наземного транспорта, кроме железнодорожного.

Приведенные данные означают, что рост импорта в первые полгода 2018 года точно произошел не за счет товаров широкого потребления, которые традиционно относятся к наиболее контрабандным. Ими являются одежда, обувь, бытовая химия, ткани, игрушки и прочее. Импорт этих товаров существенно не рос в 2018 году. Значит, не они обеспечили рост импорта. Идем дальше. Курс доллара в июле 2017 года был 25,95 грн. за доллар, а в июле 2018 года – 26,39 грн. за доллар. Это означает, что на голову власти с неба упало 440 миллионов дополнительных таможенных платежей. Исключительно от роста курса доллара, а не от борьбы с чем-то.

Теперь занимательная арифметика. Если от 3,7 миллиарда вычесть 440 миллионов от роста курса, то получится, что от роста импорта бюджет получил плюс-минус 3,3 миллиарда. А это уже 12,7 % роста импорта по сравнению с прошлым годом, притом, что статистика роста импорта – 15,3%. У наших чиновников даже здесь арифметика не сходится.

— Извините, здесь не могу согласиться с такой логикой. Потому что надо сравнивать все же ценностную стоимость импортируемых товаров или какую-то группу товаров, по которым можно дать сравнительные цены. Если меняется конъюнктура, то может меняться и структура импорта, и это естественно. 

— Импорт товаров широкого потребления в первые полгода 2018 года существенно не возрастал. Пока что ощутимых результатов от правительственной борьбы государственный бюджет не понес.

— Значит, усиление борьбы с контрабандой направленное на контроль товаров широкого потребления, не привело к увеличению платежей?

— По моему мнению, не привело. Выше я вам это доказала расчетами, а также могу доказать опытным путем. Недавно я пошла в магазины, которые торгуют техникой в Киеве. Беру гироскутер. Переворачиваю его. Написано на нем: для использования в Китае, то есть не предназначено для рынка Украины. Хочу его купить. Мне дают товарный чек от физического лица СПД, хотя это большой магазин крупной сети. Я говорю: извините, это сложный электротехнический прибор. В соответствии с требованиями Налогового кодекса продажа таких товаров должна сопровождаться выдачей фискального чека. Продавцов это вводит в ступор. Полчаса никто не может мне пробить фискальный чек.

— Извините, вы в налоговую инспекцию заявление о преступлении подавали? 

— По этому поводу я могу вам посоветовать… Такое заявление подавал в налоговую и в полицию ваш коллега — журналист «1+1» Евгений Плинский, который имел подобную ситуацию в одной из торговых сетей — я не буду называть ее название, ведь с моей стороны это некорректно. Все это завершилось ничем, получил какие-то отписки, а сеть и продолжает работать по такой схеме.

— Ну, сюжет Плинского известен. Это магазины «Цитрус». 

— Я не про сюжет Плинского говорила, я вам привела пример о себе. Пришла в магазин, взяла гироскутер, не предназначенный для распространения на рынке Украины.

Он подпадает под действие ряда технических регламентов (частоты излучения, электротехнической совместимости и прочее), и, не будучи предназначенным для рынка Украины, не мог пройти разрешительные процедуры в Украине, а соответственно и не мог бы быть растаможен. Это означает, что он ввезен вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля. То есть, в народе это называется «в черную», контрабанда.

Вторым вероятным признаком того, что товар может быть не совсем легальным, является то, что при его продаже в такой большой сети не хотят выдавать покупателю фискальный чек. Ведь в случае его выдачи, информация о реализации конкретного прибора поступает на сервер ГФС и может быть предметом дальнейшей проверки. Эти два обстоятельства в совокупности дают мне, как потребителю, основания сомневаться, что товар официально импортирован в Украину, что он соответствует требованиям технических регламентов для безопасности человека, и при его импорте уплачены все причитающиеся таможенные платежи.

— Скажите, а это все крупные сети и интернет-магазины, которые торгуют техникой, такое делают, как и структура, о которую сделал репортаж Плинский?

— Я не могу говорить обо всех, но некоторые сети техники и электроники торгуют от юридического лица с выдачей фискального чека, а есть и другие примеры. Однако, в соответствии с требованиями Налогового кодекса, и закона о кассовых аппаратах — об РРО, сложные электротехнические изделия должны реализовываться с выдачей фискального чека. К примеру, есть большая интернет-платформа.

Мы с командой помощников несколько раз заказывали в ней электротовары для работы приемной народного депутата на адрес, по которому расположен Комитет налоговой и таможенной политики ВР. И даже доставка товара (чайник, обогреватель) по адресу такого уважаемого государственного учреждения осуществлялась с товарным чеком от СПД физического лица, хотя это огромный известный бренд.

Почему? Потому что они являются рисково контрабандные, рисковые к незаконному ввозу, дорогие сами по себе, электротехнические, могут причинить вред здоровью потребителя. Есть большая интернет-платформа, спонсор центральных телеканалов. Мы несколько раз заказывали что-то сюда в комитет, и они знают, что доставляют товар в комитет налоговой и таможенной политики. Это были чайник, зарядное устройство, power bank, вентилятор. Все они приходят брендированные этим магазином, но от СПД, и выдают чек товарный, а не фискальный.

— Значит, комитет налоговой и таможенной политики покупает товар без законного фискального чека? Я так понимаю, судя по рекламе на телеканалах, речь идет о сети, которая поставляет вам сюда товары без фискального чека? 

— Я бы не хотела говорить о названиях компаний. Комитет государство же не обеспечивает всем, что здесь нужно. Но я не могу допустить, чтобы мои помощники мерзли зимой. Мы купили обогреватель. Мы официально — я свои личные или помощники свои личные средства платим.

— Платите нарушителю налогового законодательства? 

— Они не дают фискальный чек, и этим нарушают требования Налогового кодекса. Но это косвенно может свидетельствовать о том, что они не хотят давать фискальный чек, потому что этот товар у них немножко не белый.

Видите, теперь Гройсман почитает интервью и скажет: именно поэтому у нас нет роста, «Самопомощь» сидит, критикует в комитете. А ее депутаты в профильном комитете, которые должны решить эту проблему, покупают товар без фискального чека и способствуют уклонению от уплаты налогов. Что вы хотите от правительства? — скажет Гройсман, читая наше интервью.

— Я убеждена, что вы также покупаете товары в магазинах или в интернет магазинах, и когда вам их должны доставить с фискальным чеком, а доставляют с товарным чеком, я вряд ли думаю, что вы от них отказываетесь. Давайте разберем ситуацию по костям, потому что вы цепляетесь за какие-то вещи, которых нет. Когда вы заказываете товар в сети электроники…

— «Розетка», «Цитрус»…

— Неважно. Не будем говорить о брендах и наименованиях… Я всех уважаю предпринимателей. Но иногда хотелось бы кого-то скорректировать, чтобы они больше работали легально. Поэтому когда вы заказываете дистанционно и заказываете доставку, вы не можете повлиять на то, чтобы товар к вам пришел с фискальным чеком. Понимаете? Нет ни на одном сайте такой опции, где вы можете указать, что «я требую фискальный чек». И поэтому вам в подавляющем большинстве случаев — по крайней мере, с моего потребительского опыта — привозят из интернет-магазинов товары без фискального чека.

Или, например, вот возьмем айфон. Продукции «Эпл» можно четко понять, предназначена ли она для рынка Украины. Ну, там есть определенная транслитерация сзади, определенные обозначения. Если она не предназначена для рынка Украины, она просто не могла в Украину попасть. Соответственно, интернет-магазины, скажем, которые занимаются только продукцией «Эпл», вам вообще никакого чека не привезут: ни товарного, ни фискального. Ибо это совершенно черный товар.

— Теперь читатели, все потребители узнают, что нельзя покупать товары без фискального чека, это нарушение. Надеюсь, что заявления об этом сделают все депутаты налогового комитета, поскольку это нарушает кодекс.

— Украинцы не нарушают. Нарушают те, кто не выдает фискальный чек там, где по закону должны выдавать. Также, замечу, что об установленных фактах нарушений Налогового кодекса должны говорить результаты налоговых проверок, а не мы с вами, потому что нам так показалось.

ПОЗИТИВ ОТ ПОЛИЦЕЙСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ГРОЙСМАНА – МИНИМИЗАТОРЫ ПОЛНОСТЬЮ ОСТАНОВИЛИ РАБОТУ 

— Давайте вернемся к Гройсману, он не может никак платежи поднять. После того, как два года не было руководителя таможни, заместителя по таможне в ГФС, и был постоянно исполняющий обязанности. Сейчас наконец-то назначен руководитель таможни, как его представили. Знаете ли вы что-нибудь об этом человеке? Есть ли какое-то видение? Общался он как-то с комитетом?

— Я считаю, что это ноу-хау действующего правительства. Это и.о. министра здравоохранения, и.о. министра финансов, и.о. председателя ГФС, и.о. председателя Фонда государственного имущества. Я могла понять ситуацию с исполняющим обязанности председателя ГФС в тот период, когда бывший председатель ГФС господин Насиров был отстранен от должности по уголовному производству, и правительство не знало, надо ли его конечно увольнять, или нет. Я понимала, что на какой-то короткий период — два, три месяца может быть и.о. председателя ГФС. Но потом правительство Насирова уволило. Возникает вопрос: почему же они не проводят конкурс на должность председателя?

Далее. У нас долгое время и.о. председателя ГФС фактически сидел на двух стульях, отвечая и за таможенное, и налоговое направления, что является нонсенсом. По тому количеству документов, в которые надо вникать перед тем, как подписать, при том количестве проблем, которые есть в налоговой системе, эффективное выполнение этих функций одним человеком, даже суперменом, невозможно. Поэтому я постоянно обращала внимание правительства, что они заняли политику коллективной безответственности.

В результате правительство как-то извращенно поняло мои призывы к проведению конкурса на должность главы ГФС, конкурса на должность заместителя председателя ГФС по таможенному направлению и на должности руководителей таможен, где также в большинстве есть исполняющие обязанности.

Вместо объявления конкурсов и их проведения, правительство назначило бывшего руководителя Волынской таможни господина Кривицкого, исполняющим обязанности заместителя председателя ГФС. С недавних пор у нас исполняющий обязанности заместителя исполняющего обязанности председателя ГФС при исполняющем обязанности министра финансов. Это все, что нужно знать о кадровой таможенной политике в Украине.

— Нежелание назначать профессионалов, лидеров, и осуществлять реализацию стратегии, желание в ручном режиме управлять.

— Да. Но в ваших словах есть одно лишнее слово. Вы сказали «нежелание назначать». А здесь надо говорить не о назначении, а об избрании на конкурсе. Для чего же мы принимали закон о государственной службе? Для чего так громко говорили и прописывали в Коалиционном соглашении, что должны обновить государственную службу, создать условия, при которых придут новые люди, возможно специалисты из частного сектора, кому ранее был закрыт вход в эту государственную службу.

Для чего же мы это все говорили, голосовали за закон о государственной службе, прописывали конкурсные процедуры, чтобы теперь правительство, фактически, считай, единолично премьер-министр назначал исполняющих обязанности на неопределенный по времени срок?

Я, с одной стороны, понимаю премьер-министра, так, знаете, по-человечески. Он ответственный за бюджет и за выполнение обязательств государства перед пенсионерами, врачами, учителями и другими слоями населения, за финансирование всех общественных потребностей и функций государства. И поэтому он хочет иметь какой-то рычаг влияния на доходы бюджета.

Поскольку он не имеет своей политической силы в парламенте, на которую он может опереться для принятия необходимых законодательных актов, то он решил, так сказать, монополизировать ГФС, что сегодня администрирует налоги и ЕСВ.

— И, как вы сказали, раздать лояльным политическим силам для того, чтобы они его не свергли с должности. 

— Это все налогоплательщики могут наблюдать при голосовании за бюджет. Но, определенный позитив мы увидели от полицейского эксперимента правительства на таможне.

Всем таможням в начале этого эксперимента дали указание не оформлять товары с таможенной стоимостью ниже так называемых «профилей риска». Еще в мае-июне так называемым «модным» фирмам, большим площадкам минимизаторов позволяли оформляться не по настоящей таможенной стоимости, а по таможенной стоимости минус 30-40% от рисков. И это им разрешалось, понятное дело, что не за красивые глаза.

Сейчас дали указание о запрете таких вещей за редкими исключениями. Всем дали указание оформлять по таможенной стоимости, не ниже так называемых профилей риска. Но при этом никто не отменял возможности для махинаций с весом контейнера с товаром и с кодом товара по УКТВЭД.

ЗАКОНОПРОЕКТ 7010 ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТАМОЖНИ 

— На ваш взгляд, надо ли провести первоочередные структурные изменения? И какой должна быть зарплата простого инспектора, который стоит и принимает грузы? 

— Я убеждена, что системные изменения начать надо с восстановления сильной таможенной администрации. Надо определиться, какие первоочередные функции и задачи должна выполнять таможня в Украине, особенно в период неподконтрольности части наших территорий: фискальную — то есть, взыскание таможенных платежей, или все же безопасности. Если безопасность — то, значит, этих таможенников, которые стоят на досмотре, надо наделять где-то, возможно, даже правоохранительными функциями.

— Как это во многих других странах, где таможня имеет право на оперативно-розыскную деятельность, и не зависит, таким образом, от других правоохранительных органов. 

— Как это во многих других странах мира. Абсолютно правильно. Надо им давать полномочия соответствующие. Но тогда надо с них и спрашивать. Вы задали вопрос о зарплате. Думаю, что если просто взять и поднять зарплату таможенникам на несколько тысяч гривен сегодня, это не станет существенным антикорупционным фактором и не обезопасит их от ежедневной коррупции.

— Безусловно. Но это позволит другим людям, которые туда хотели бы прийти на работу, получить достойные условия труда. Ибо, насколько я помню, в прошлом году средняя зарплата простого инспектора была 4000 гривен. 

— Примерно, в зависимости от должности, оклад составляет 4-5 тысяч гривен. Как мне известно, таможенник в Польше получает около 1000 евро. И для Европы это небольшие деньги. Мы иногда читаем в СМИ, что венгерских или словацких таможенников задержали, потому, что они были втянуты в контрабанду сигарет. То есть, мы должны понимать, что никогда не придем к тому, что контрабанды не будет вообще.

Именно только поднятие заработной платы без системных изменений в правоохранительной системе, в судах, без структурных изменений в организации работы таможенной администрации, не может привести к желаемому результату. Ведь не возможно, побороть коррупцию в отдельно взятом государственном институте.

— Расскажите о законопроекте 7010, авторами которого является Нина Южанина, председатель комитета вместе с вами. 

— Законопроект комплексный и предусматривает изменения в различных сферах. Например, частично выполняется наше обязательство по Соглашению об Ассоциации, об имплементации Конвенции об общем режиме транзита товаров. Это то, что мы уже просрочили и что от нас требует Европейский Союз.

Общий режим транзита товаров – это означает, что у Украины и Европейского Союза будет общая система. И мы будем видеть, как транзит идет по Европейскому Союзу, а затем заезжает в нашу страну, и наоборот. Это фактически означает обмен информацией. И это общая ИТ-система. Это уже процесс автоматизации.

Во-вторых, там закладываются основы для того, чтобы у нас не было региональных профилей риска, в том числе по критерию цены. Значит, чтобы нельзя было в Одессе ткани оформлять по 3,75 доллара, а в Киеве по 3,3. Там такие вещи устраняются.

Революционность этого законопроекта состоит в том, что он обеспечивает взаимодействие между декларантом, таможней и другими смежными контролирующими органами исключительно в электронном виде. Через Единый государственный веб-портал «Единое окно для международной торговли».

Любой государственный орган, который выдает тот или иной разрешительный документ от Национального банка в Службу безопасности, от экологов к фитосанитарным службам будет обязан внести этот документ в электронной форме в Единый государственный портал «Единое окно для международной торговли». Не сделать этого он не может. Предприниматель, как импортер, так и экспортер, уже не должен этот документ копировать, сканировать, кому-то отправлять и присоединять к таможенной декларации.

Значит, мы реализуем принцип: если государство выдало какой-то разрешительный документ, оно должно владеть информацией о нем и если не имеет эту информацию еще раз спрашивать или истребовать у предпринимателя. Это все прописано в законопроекте, который был принят Верховной Радой как закон.

Но, как всегда это водится в добрых традициях украинского парламента, в добрый законопроект закрались лоббистские нормы, не связанные, ни с таможней, ни с Единым окном, и которые касаются государственных дотаций на вагоны для перевозки зерна. Из-за этих норм в хорошем законопроекте президент его заветировал. Точнее, предоставил Верховной Раде предложение поддержать законопроект за исключением этих норм о дотации на вагоны для перевозки зерна.

И я имею предварительную договоренность с коллегами из правительства, из комитета, что мы будем этот закон с предложениями президента ставить на рассмотрение одним из первых вопросов грядущей сессии в сентябре.

— Интересно, что вы объективно оцениваете все же определенные положительные действия власти.

— А это не действия власти. Это законопроект, поданный народными депутатами Кришиним, Южаниной и Остриковой.

А власть в виде Кабинета министров включила этот законопроект в Топ-35 приоритетов правительства. И здесь как раз это успешный пример, когда, находясь в оппозиции, если ты в оппозиции к власти, а не в оппозиции к государству, то ты всегда будешь работать и поддерживать добрые для людей инициативы.

— Недавно, сотрудник Министерства финансов Александр Москаленко написал, что Украина заняла третье место среди стран постсоветского пространства по рейтингу LPI — индексу логистической эффективности, продвинувшись вверх на 14 позиций. И по показателю «таможня» — на 47 позиций. Он пишет, что это демонстрация эффективности Единого окна. И говорит, что мы ждем закон 7010. Как вы считаете, можно ли действительно сказать, что правительство сделало эффективный шаг?

— Нужно ли Единое окно? Нужно! Но для этого нужны изменения в закон, которые как раз и вносятся законопроектом 7010, о котором мы с вами только что говорили, а не правительственное постановление. В условиях отсутствия изменений к закону, как это действующее правительство часто любит делать, они приняли постановление относительно Единого окна и вносили в него изменения, обязав всех с определенного числа работать только через Единое окно в обязательном порядке.

Однако не все смежные к таможенному оформлению товаров службы (экологи, ветеринары, фитосанитары и т. п.) готовы к такой работе без внесения изменений в их профильные законы.

Таможня как раз сработала и айтишники, что занимаются таможенным направлением, как раз сработали хорошо. Они оперативно, на себе, на своем человеческом факторе, вытянули работу этой системы, Единого окна именно в таможне. Но таможня не может влиять на работу смежников, которые касаются процесса таможенного оформления.

В соответствии с новым законом в пункте пропуска остаются только таможенник и пограничник.

— Два штампа — и поехали?

— Штампов больше не будет. Единое окно — это электронная система, где все участники взаимодействуют через компьютер с использованием электронной цифровой подписи.

— Можно ли будет по новому законопроекту держать опять неделями машины? 

— Нет. Во-первых, всем участникам процесса таможенного оформления и разрешительно-контролирующим органам устанавливаются временные ограничения на совершение действий в пределах их компетенции или принятия решений. Если отводится определенное количество часов для того, чтобы контроллер поставил в системе отметку, что он бы хотел отобрать, например, образцы проб, или более углубленный осмотр осуществить, то он должен сделать это в течение определенного времени.

Во-вторых, эту отметку такой контроллер ставит, подписав ее конкретно цифровой подписью. Это означает четкую идентификацию должностного лица и время принятия им решения. И дальше все по часам расписано. Поставил отметку, у тебя есть несколько часов на выполнение этих действий. Не сделал или не успел — груз считается выпущенным.

Будем просить председателя Верховной Рады вынести закон о Едином окне на таможне одним из первых вопросов на рассмотрение парламента. На открытии и в начале сессии всегда имеется большая явка коллег, чтобы мы могли поддержать принятый закон без лишних норм и сделать процесс выпуска товаров в свободное обращение быстрым, простым и не коррупционным.

Автор: Юрий Бутусов

Источник: «Цензор.НЕТ»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий