Достижение Украиной целей развития тысячелетия в сфере образования

Статья посвящена анализу ситуации по достижению Украиной целей развития тысячелетия в сфере образования.

В ней раскрываются важнейшие достижения Украины на пути выполнения цели «обеспечение качественного образования на протяжении жизни», проанализированы основные мероприятия образовательной политики, которые имели положительное системное влияние на сферу образования, освещены проблемы в реализации задекларированных намерений, с учетом региональных и поселенческих различий.

Предложены рекомендации относительно путей реализации целевых образовательных индикаторов и обновления матрицы задач после 2015 г.

Ключевые слова: образовательная система, уровень охвата образованием, доступность образования, качество образовательных услуг, образовательная политика, цели развития тысячелетия.

Постановка проблемы. Значимость образования в контексте современного развития цивилизации постоянно растет, а функции социального института образования непрерывно расширяются. Именно на образование возложена сегодня задача по подготовке человека к сложностям современной жизни, в обеспечении свободы его интеллектуального, профессионального и социального выбора.

Образование служит основой устойчивого человеческого развития и способно влиять на качественные аспекты воспроизводства населения. Поэтому улучшение доступа к качественному образованию, содействие успешной индивидуальной образовательной траектории человека, независимо от его пола, возраста, состояния здоровья или материальных возможностей, рассматриваются как необходимые предпосылки динамичного развития всего общества.

Актуальность исследования. В 2000 г. Украина присоединилась к глобально признанным целям развития человечества, а уже в 2003 г. адаптировала их на национальном уровне.  В сфере образования были определены задачи по повышению уровня охвата образованием и обеспечения его качества, а также обозначены соответствующие целевые индикаторы на 2015 г. Однако в 2010 г. матрица индикаторов была обновлена, поскольку часть из них оказалась информационно ограниченной.

Кроме того, за предыдущий период времени возникли новые аналитические потребности и усовершенствована государственная статистическая информация. Сейчас необходимость системного видения прогресса в сфере образования обусловливает проведение ситуативного анализа состояния достижения целевых индикаторов.

Так же является важным выяснить перспективность их использования, очертить возможные направления содержательного обновления матрицы задач с учетом новейших приоритетов развития образования в Украине.

Ведь на глобальном уровне по инициативе ООН ведутся широкие национальные консультации по формулировке ориентиров и приоритетов развития человечества после 2015 г., которые будут обсуждаться во время 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН осенью 2013 г., а в июне этого года Украина представила Доклад «Украина после 2015 года: будущее, которого мы хотим».

Анализ последних исследований и публикаций. В Украине особенности взаимосвязи человеческого развития и образовательной системы исследуют такие ученые, как О. Гришнова, И. Калачова, И. Курило, Е. Либанова, О. Макарова, В. Новиков, Л. Ткаченко и другие.

Вместе с этим проблематика реализации задач ЦРТ в сфере образования требует основательного анализа, поскольку обусловлена многими факторами ограничивающего или стимулирующего характера, в том числе демографическими, экономическими, инфраструктурными, социальными.

Целью статьи является анализ выполнения Украиной индикаторов ЦРТ в сфере образования по итогам 2012 г., освещения имеющихся проблем в реализации задекларированных намерений, предоставление рекомендаций по формированию мер образовательной политики  ближайшей перспективы и направлений содержательного обновления матрицы задач после 2015 г.

Изложение основного материала исследований. По итогам 2012 г. Украина уверенно приближается к целевым ориентирам 2015 г. почти по всем индикаторам цели ЦРТ «обеспечение качественного образования в течение жизни».

Анализ образовательной политики последних лет показал, что удалось улучшить ее эффективность и действенность, в частности через реализацию ряда государственных целевых программ для различных уровней образования, оживление участия в процессе модернизации образования социальных партеров и гражданского общества.

Среди недавних достижений сферы образования является создание нового поколения образовательных стандартов; приведение законодательной и нормативно-правовой базы о среднем образовании детей с особыми образовательными потребностями в соответствие международных норм, Конвенции ООН о правах ребенка.

А также совершенствование механизма государственного заказа на подготовку специалистов и переподготовку кадров; модернизация профилей и направлений профессиональной подготовки; восстановление развития внешкольного образования; модернизация системы мониторинга и другие.

Наиболее заметный прогресс достигнут в сфере дошкольного образования (индикатор 2.1-93,0%, индикатор 2.2-57,6%), прежде всего благодаря принятию на законодательном уровне в 2010 г. решения об ее обязательности для детей старшего дошкольного возраста и реализации с 2011 г. Государственной целевой программы (первой за годы независимости).

За последние два года сеть дошкольного образования пополнилась 768 учреждениями (за счет восстановления зданий, выселения арендаторов, перемещения государственных учреждений, ввода в эксплуатацию 27 новых сооружений).

С целью повышения уровня охвата детей дошкольным образованием расширены формы его получения, значительно сокращена численность первоклассников, которые начинают обучение в помещениях ДОУ. Также осуществлены заметные шаги для улучшения качества и более современного содержания дошкольного образования, утверждена программа «Уверенный старт».

А также урегулированы актуальные вопросы функционирования ДОУ; принята новая редакция базового компонента дошкольного образования; внедряются инновации самого разнообразного характера (в т. ч. системы электронной регистрации в детские сады, оздоровительные технологии дошкольников, новые формы работы с родительской общественностью и другие).

В региональном измерении в 2012 г. уровень охвата ДОУ детей в возрасте 3-5 лет по городским поселениям колеблется в пределах 83-100%, по сельской местности – 32-83% (в 2010 г. он составлял соответственно 75-100% и 26-78%). Однако улучшение уровня охвата происходит на фоне неустанного увеличения загруженности детсадов, прежде всего из-за роста общей численности детей дошкольного возраста в Украине.

В 2012 г. численность детей в возрасте 1-6 лет, в заведениях в расчете на 100 мест, в среднем по Украине составляла 119 детей (в 2010 г. – 112), а в городских поселениях – 129 (2010 г. – 123). Эта проблема остается крайне актуальной для большинства крупных городов Украины, прежде всего западных областей (так, в Тернополе на 100 местах воспитывается 176 детей, в Львове – 166, Ужгороде – 165). На сегодня в 60,7% ДОУ Украины численность воспитанников превышает количество имеющихся мест.

Причем проблема избыточной загруженности детсадов становится злободневной и для сельской местности, где в начале 2000-х годов почти везде было много «полупустых» ДОУ. За последние два года значительно выросла загруженность сельских детсадов в Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Ровенской и Черновицкой областях, а на Львовщине вообще достигла значения 127 детей на 100 мест.

Надо также заметить, что во многих сельских населенных пунктах, где проживают дети дошкольного возраста, вообще нет соответствующей инфраструктуры. По данным ОУЖД, в 2011 г. среди сельских домохозяйств с детьми 14,7% – страдали от отсутствия ДУУ (среди городских домохозяйств с детьми таких было лишь 4,1%). Причем среди сельских семей с одним ребенком, лишенных возможности доступа к этим услугам, было 10,6%, с двумя детьми – 19,3%, а среди многодетных – 23,9%.

Непосещение ДОУ по любой причине, как и воспитание в переполненных учреждениях с неудовлетворительным качеством услуг, лишает ребенка крайне необходимых равных стартовых возможностей. В среднесрочной перспективе системное решение проблем по реализации права на дошкольное образование требует значительного расширения сети ДОУ различных типов и форм собственности, введение новых форм привлечения детей к его получению.

В городских поселениях альтернативой нехватки мест в детсадах может быть расширение системы гибкого режима посещения и содействия развитию частных и уровень охвата детей полным общим средним образованием в 2012 г. составил 99,5% (индикатор 2.3).

Такой высокий результат достигнут благодаря гарантированию государством обязательности и бесплатности обучения в школе, а также диверсификации источников получения этого уровня образования в различных типах учебных заведений – в ОУЗ (дневных или вечерних), ПТУ или вузах.

Анализ ситуации по образовательным приоритетам выпускников 9-х классов показывает усиление общей тенденции одновременного получения молодежью полного общего среднего образования и профессии/квалификации. Все меньшая их доля остается учиться в старших классах дневных школ (2000 г. – 66,5%; 2012 г. – 60,4%) и вечерних школах (4,1 и 2,6% соответственно), все больше желающих продолжать обучение в вузе (10,9 и 19,7%) или ПТУЗ (16,2 и 16,8%).

При этом следует принять во внимание особенности поселенческой инфраструктуры учебных заведений, ведь имеющаяся сеть сельских школ физически неспособна обеспечить должный охват подростков полным средним образованием.

В 9 регионах Украины количество дневных сельских ЗНЗ І и ІІ степеней превышает количество заведений I–III степени (например, в Тернопольской области – в 2,9 раза, Львовской области – 2,4 раза, Закарпатской – 1,8 раза), а на всю страну насчитывается только 8 сельских учреждений II–III степени. Из выпускников 9-х классов в сельской местности продолжают обучение в 10-м классе дневных ОУЗ 55,8%, тогда как в городах – 64,8%.

Проблематичность получения полного общего среднего образования в ОУЗ по месту жительства побуждает молодежь поступать после 9-го класса в ПТУ или ВУЗ. Выбор дальнейшего места обучения зависит и от региональной специфики размещения этих учебных заведений.

Так, продолжили обучение в ПТУ по разным регионам Украины от 9 до 24% выпускников основной школы, а в вузах – от 12 до 25%. В 16 регионах, при наличии более развитой сети вузов, молодежь предпочитает обучение именно в этих заведениях.

Успешность выполнения индикатора 2.3 ЦРТ зависит от максимального привлечения молодежи к получению полного общего среднего образования. Ведь это повышает дальнейшую трудовую мобильность человека, при этом требования к уровню образования, даже для низкооплачиваемых профессий, постоянно растут.

В большинстве регионов Украины в 2012 г. уровень охвата почти вплотную приблизился к максимальному, в 10 регионах – уже достиг 100%. Наименьший уровень охвата полным средним образованием зафиксирован в Закарпатской (95,5%), Херсонской (97,5%), Одесской (98,1%) и Волынской (98,2%) областях.

Как видно в работе, в течение последних 12 лет наблюдалась достаточно нестабильная динамика показателя «выпускники 9-х классов, которые не продолжили обучение после получения базового среднего образования», причем как в абсолютном, так и относительном измерениях. Самым «кризисным» оказался 2010 г., когда 2,7% девятиклассников (15 тыс. человек) никуда не пошли учиться.

Спад интереса к получению более высокого образовательного уровня, прежде всего среди учащихся из низко доходных и социально неблагополучных семей, усиливает угрозу такого опасного явления для социума, как распространение и закрепление «культуры бедности».

Распределение подростков в возрасте 15-17 лет, которые нигде не учатся, свидетельствует о постоянном преобладании в их составе жителей городских поселений (2003 г. – 59,6%; 2012 г. – 55,9%), а по полу – мужчин (54,1% и 53,7% соответственно). При осуществлении образовательной политики необходимы меры, стимулирующие молодежь, особенно социально незащищенных категорий, к продолжению обучения (в том числе разъяснительная работа среди учащихся и их родителей).

Отсутствие прогресса по индикатору 2.4 «чистый показатель охвата высшим образованием лиц в возрасте от 17 до 22 лет»  предопределяет корректировку его целевого значения. При этом следует принять во внимание структурные сдвиги в численности ученических и студенческих контингентов соответствующего возраста.

Переход на 11-летний срок школьного обучения сказался, прежде всего, на увеличении доли 17-летних детей среди учащихся ОУЗ: 2010 г. – 17,0%; 2011 г. – 30,8%; 2012 г. – 24,1%. Также вырос удельный вес 18-летних старшеклассников: соответственно 2,6%, 4,0%, 3,5%. Увеличивается привлечение молодежи к профессионально-техническому образованию: в 2012 г. среди населения в возрасте 17 лет удельный вес учащихся ПТУ составлял 24,2%, в возрасте 18 лет – 19,1%.

Как показал анализ, в последние годы уровень охвата высшим образованием молодежи в возрасте 19-22 года остается довольно стабильным. Следовательно, снижение уровня охвата высшим образованием лиц в возрасте 17-22 года (до 45,7% в 2012 г.) произошло за счет сокращения студенческого контингента в возрасте 17-18 лет, прежде всего вузов III–IV уровней аккредитации.

В целом динамика показателей привлечения молодежи к высшему образованию свидетельствует о его доступности. В том числе благодаря увеличению государственного финансирования, усилению социальной поддержки и устранению существенных институциональных препятствий для его получения. По сравнению с советским периодом, за годы независимости фактически расширен доступ к бесплатному высшему образованию.

Так, если соотнести количество бюджетных мест в вузах к численности выпускников, получивших аттестат о среднем образовании в соответствующем году, то имеем следующие показатели: 1965 г. – 35,3%; в 1970 г. – 28,9%; в 1980 г. – 24,0%; в 1990 г. – 42,0%; 2010 г. – 47,8%; 2012 г. – 51,7%.

В течение последних лет увеличивается доля студентов, обучающихся за счет государственного и местных бюджетов: 2005/2006 у. г. – 37,8%, 2012/2013 у. г. – 45,6%. В 2012 г. уже более половины общего количества студентов (53,2%) было принято на начальный цикл обучения за средства государства.

При этом сохранено право на льготное зачисление в вузы социально уязвимых категорий граждан. Поступление в вузы для сельской молодежи остается не менее доступным, чем для городской, – они имеют возможность выбора как будущей профессии, так и учебного заведения (в том числе по целевому направлению).

Важным направлением образовательной политики в этом контексте является улучшение объективности, открытости и прозрачности вступительной кампании, совершенствование системы довузовской подготовки молодежи, ее ориентация на получение высшего образования.

Также обеспечивается непрерывность перехода между средней и высшей школами: подавляющее большинство учащихся становятся студентами вузов сразу после окончания школы.

Важность выполнения индикатора 2.5 – увеличение численности работников, прошедших переподготовку и что повысили свою квалификацию, — обусловлена не только растущими потребностями экономики знаний, но и сужением базы воспроизводства трудового потенциала страны. Расширение возможностей получения образования в течение жизни заложено в новых законах Украины «О профессиональном развитии работников» и «О занятости населения».

Благодаря реализации государственной программы «Сто процентов» было обеспечено выполнение индикатора 2.6: подключение к интернету имеют 76,4% школ. Однако этот процесс, вследствие объективных предпосылок, значительно лучше происходит в городских поселениях (94,9%), чем в сельских жителей (67,1%).

Также «открытыми» остаются вопросы относительно отставания в информатизации и компьютеризации школьного образования от современных требований, недостаточного уровня обеспечения заведений, прежде всего в сельской местности, высокоскоростной сетью интернет и лицензионными программными средствами.

Вообще проблема «устаревших компьютеров и отсутствия современного интернета» признается как одна из острейших проблем современной украинской школы среди руководителей образования разных уровней.

В качестве позитива в контексте выполнения задания 2. в ЦРТ по повышению качества образования можно отметить введение новых образовательных стандартов начальной школы, в соответствии с которыми уже со второго класса дети будут обязательно изучать предмет «информатика», а с первого класса – иностранный язык.

Параллельно с этим активное внимание уделяется обучению педагогов основам ИКТ и повышению их квалификации. Значительно улучшилась динамика соотношения количества учеников на один школьный компьютер (2005 г. – 54:1; 2012 г. – 25:1).

Создание эффективной системы дистанционного обучения диктуется необходимостью расширения модели инклюзии в Украине. В 2012 г. в ОУЗ интегрировано 71,5 тыс. детей с особыми потребностями.

Но численность детей в возрасте 6-18 лет, которые не получали полное общее среднее образование по состоянию здоровья, составляла 10,9 тыс. человек.  Значительная часть из них (84,1%) — дети, нуждающиеся в коррекции физического и (или) умственного развития. И сейчас есть определенные категории (прежде всего со сложными нарушениями развития), обучение которых на государственном уровне фактически не организовано.

Не являются полностью «доступными» для детей с особыми потребностями и обычные школы. Так, в 14 тыс. школах (73,4% дневных ОУЗ, без специальных школ) уже организован беспрепятственный доступ учащихся-инвалидов на первый этаж. Однако только в 63 школах (0,3%) есть доступ для этих учеников на второй этаж, и в 18 школах (0,09%) – на третий и следующий этаж.

Недостаточное качество образовательной подготовки остается центральной проблемой в сфере образования, прежде всего из-за несоответствия ее ресурсной составляющей новым требованиям времени, существующей дифференциации условий обучения в учебных заведениях разных уровней и видов.

Так, острой является проблема с обеспечением школ, прежде всего в сельской местности, учителями иностранного языка, информатики, учителями предметов из естественного цикла. В последние годы непрерывно повышается доля педагогических работников пенсионного возраста, которые являются носителями устаревшего опыта.

Уровень обеспечения приборами и оборудованием учебных кабинетов ОУЗ слишком низкий и имеет значительную региональную дифференциацию.

Например, уровень обеспечения кабинетов физики по регионам колеблется в пределах 17-40%, кабинетов-лабораторий химии – 18-49%, кабинетов лабораторий биологии – 14-24%.

Распространение сферы платных услуг не гарантирует доступа к качественному образованию, прежде всего высшему. Критике подвергаются и слишком разветвленная сеть высшей школы, и возможность подготовки заведением «широкого спектра» специалистов без учета своего основного профиля.

Однако в последние годы основные негативные тенденции были преодолены. В частности, через применение механизмов «внешнего» регламента лицензирования и аккредитации. Общее количество вузов сократилось в течение 2007-2012 гг. с 904 до 823 заведений (на 9%), а численность студентов, обучающихся в структурных подразделениях главных вузов, – с 309,5 тыс. до 197,5 тыс. человек (на 36%).

Выводы и рекомендации. Для успешного выполнения образовательных индикаторов ЦРТ необходимо расширить направления образовательной политики и усовершенствовать механизмы ее воплощения. Более системно должны решаться вопросы по преодолению основных поселенческих и региональных неравенств в доступе к качественному образованию, а также значительному расширению инклюзивного обучения.

Ограниченность ресурсов развития вследствие финансово-экономического кризиса диктует сегодня необходимость более полного использования «внутреннего» потенциала образовательной системы. Это модернизация содержания образования, поиск и внедрение новых форм передачи знаний, совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Важным является оживление участия в процессе модернизации системы образования педагогов и ученых, работодателей, общественных и самоуправляемых организаций, социальных партнеров. Повышение качества образовательной подготовки предопределяет решение также других задач.

Это совершенствование сети учебных заведений, в том числе последипломной, усиление кадрового потенциала образования, использование новых технологий формирования бюджета системы образования, совершенствование процедур прогнозирования развития профессионального образования, внедрение системы «внешнего» и «внутреннего» мониторинга на различных уровнях образования.

Относительно обновления ЦРТ после 2015 г., то основной проблемой для экспертов будет оставаться наполнение матрицы задач индикаторами, которые адекватно отражали бы изменения в качественных преобразованиях образовательной отрасли Украины.

Прежде всего, будет не хватать соответствующей официальной информации, но внедрение новых статистических показателей национального уровня по качеству образования требует активного участия педагогов. Достаточно перспективным, по нашему мнению, является использование министерского и общественного мониторингов учебных заведений разных уровней, которые сейчас активно внедряются.

В случае привлечения результатов социологических опросов относительно качества образовательной подготовки необходимо гарантировать постоянство проведения таких исследований.

Относительно содержательного наполнения матрицы, то предлагаем отразить и другие приоритеты развития отечественного образования: необходимость его гармонизации с рынком труда, модернизация направлений подготовки специалистов для нужд экономики, усиление конкурентоспособности выпускников вузов и ПТУ, признание украинских дипломов на международном уровне, увеличение количества иностранных студентов.

Целесообразным является также освещать проблемы и достижения в расширении инклюзивной модели обучения, привлечение к профессиональному образованию социально-уязвимых категорий населения. На наш взгляд, должны найти отражение аспекты культурного и духовного развития нации, поэтому уместным было бы очертить ориентиры по охвату детей внешкольным образованием.

Автор: О.М. Хмелевская, кандидат экономических наук, первый научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: kh_o@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий