Глобальный финансовый кризис 2008 года – глубокий финансовый кризис, сильнейший кризис со времен Великой депрессии, который находился в активной фазе по состоянию на середину ноября 2008. Кризис ясно проявился в сентябре 2008 года во время банкротства, слияния или консервации нескольких крупных американских финансовых фирм.
Причины, вызвавшие этот кризис, сообщались в деловых журналах за несколько месяцев до сентября, вместе с комментариями о финансовой стабильности ведущих инвестиционных банков, страховых фирм и ипотечных банков США и Европы, пострадавших от ипотечного кризиса.
Начавшись с банкротства крупных финансовых учреждений в США, он быстро вырос в глобальный кризис, который привел к банкротству нескольких европейских банков и падению различных биржевых индексов и значительному падению стоимости акций и товаров по всему миру. Кризис привел к проблемам ликвидности и дерегулированию финансовых учреждений в США и Европе, что дальше усугубило кризис ликвидности.
Политические лидеры и министры финансов и директора центральных банков координировали свои усилия для понижения страха. Но кризис все еще продолжается и продолжает меняться, превращаясь в конце октября в валютный кризис, вызванный желанием инвесторов перевести свои капиталы в более сильные валюты, такие как иена, доллар и швейцарский франк, побуждая многие национальные экономики искать помощь у Международного валютного фонда.
Кризис был вызван ипотечным кризисом и является острой фазой финансового кризиса 2007-2008 годов.
Во время глобального мирового кризиса 2008-2009 гг. мир вошел в глобальную рецессию, которая вызывает широкое сокращение бизнеса, рост безработицы и сокращение государственных доходов. Некоторые из крупнейших и наиболее уважаемых банков, инвестиционных компаний и страховых компаний либо уже объявили о своем банкротстве или были на грани этого.
Почти все промышленно развитые страны и многие страны с рынком стран, приобрели спасательные пакеты для экономического и / или финансового сектора. Ряд стран, в крайнем случае, обратились к заимствованиям у Международного валютного фонда. Кризис выявил фундаментальные слабости финансовых систем во всем мире, показал, как взаимосвязаны и взаимозависимы экономики сегодня.
Этапы глобального финансового кризиса
Мировой финансовый кризис проявил себя в четыре взаимосвязанных этапа. На первом этапе имели место интервенции, нацеленные на прекращение «заражения» и укрепление финансового сектора в странах. На макроэкономическом уровне это включает меры политики, такие как снижение процентных ставок, расширение денежной массы, количественные (денежные) ослабления, а также действия по восстановлению доверия на кредитных рынках.
На микроэкономическом уровне это повлекло меры по решению неотложных проблем и последствий кризиса, в том числе экстренной финансовой помощи для нуждающихся фирм, по гарантированию депозитов в банках, вливанию капитала, утилизации токсичных активов и реструктуризации долга.
Принятые меры включают спасение финансовых институтов, которые считаются «слишком большими, чтобы обанкротиться», поглощение правительством некоторых финансовых институтов, правительственное упрощение слияний и поглощений, а также государственные закупки проблемных финансовых активов.
Почти все промышленно развитые страны и многие развивающиеся страны, проводят все или некоторые из этих действий. Несмотря на то, что фаза «паники», содержащая эффект заражения, прошла, операции по-прежнему продолжаются, и конечную стоимость мероприятий еще предстоит определить.
Что было изучено в предыдущих финансовых кризисах, это то, что без решения базовых проблем с токсичными активами и восстановления оздоровления в балансе банков и других финансовых учреждений, финансовые кризисы продолжают тянуться. Особенно это было видно в случае с Японией.
Даже Швеция, которая часто рассматривается как успешная модель, чтобы справиться с финансовым кризисом, должна была принять решительные меры для борьбы с недействующими активами банковской системы.
Второй этап финансового кризиса является менее необычным исключением того, что серьезность экономического спада макроэкономики, с которым сталкиваются страны по всему миру, является наихудшей со времен Великой депрессии 1930-х годов. Финансовый кризис быстро распространился на реальный сектор, негативно влияет на все экономики, производства, фирмы, инвесторов и домашние хозяйства.
Многие страны, особенно с формирующимся рынком, были повреждены все увеличивающимся оттоком капитала в экономике и падением экспорта и цен на сырьевые товары. В этих случаях правительства обратились к традиционной денежно-кредитной и фискальной политике для преодоления кризисных экономических условий, снижения налоговых поступлений и ростом безработицы.
В ответ на спад или замедление темпов экономического роста во многих странах были приняты пакеты фискальных стимулов, направленные на восстановление экономики или, по крайней мере, не допуск ухудшения условий.
Общемировой объем денег на пакеты стимулов в настоящее время превышает 2 трлн. долл., но некоторые пакеты включают в себя мероприятия, которые простираются в последующие годы, так что в целом это не означает, что вся сумма будет немедленно переведена на государственные расходы.
В составе стимулирующих пакетов, по определению, должны быть фискальные меры (государственные расходы и снижение налогов), но некоторые пакеты включают в себя мероприятия, направленные на стабилизацию банков и других финансовых учреждений, которые обычно классифицируются как спасение банка или финансовый пакет помощи.
2 триллиона долларов в общий пакет стимулов составляет около 3% мирового валового внутреннего продукта, что превышает призыв Международного валютного фонда противостоять ухудшению экономических условий в мире и выделить для финансового стимула сумму денег на общую сумму 2% от мирового ВВП.
Анализ стимулирующих мер со стороны Европейского сообщества в 2009 году выявил, что такое количество мер, по оценкам, составляет 1,32% ВВП Европейского сообщества. МВФ утверждает, что по состоянию на январь 2009 года в США пакеты фискальных стимулов в виде процента от ВВП в 2009 году составляют 1,9%, в еврозоне 0,9%, в Японии 1,4%, в Азии за исключением Японии 1,5%, а для другой части G-20 — 1,1%.
На Лондонском саммите G-20 раскол возник между Соединенными Штатами и Великобританией, которые выступают за большие и скоординированные пакеты стимулов, и Германией и Францией, которые считают свои автоматические стабилизаторы (увеличение государственных расходов на предметы, такие как страхование от безработицы, что запускаются в любое время, когда экономический рост замедляется), а также существующие программы стимулирования как достаточные.
В своем коммюнике, лидеры отметили, что 5 трлн. долл. посвящены бюджетной экспансии до конца 2010 года и взяли на себя обязательства «обеспечить масштабы устойчивого финансового усилия, необходимого для восстановления роста».
В коммюнике G-20 лидеры решили добавить 1,1 трлн. долл. к ресурсам международных финансовых институтов, в том числе 750 млрд. долларов для Международного валютного фонда, 250 миллиардов долларов для повышения глобальной торговли, и 100 миллиардов долларов для многосторонних банков развития.
Дополнительное кредитование со стороны международных финансовых институтов будет дополнением к национальным финансовым стимулам, и могут быть направлены в наиболее нуждающиеся страны. Несколько стран имеют большие заимствования на международных рынках и выплачивают долг, выраженный в евро или долларах. Из-за обесценивания своей валюты стоимость этого долга резко возросла.
В других странах банки имеют долг почти такой же большой, как ВВП. Некоторые наблюдатели подняли вопрос о возможности долгового кризиса (дефолт страны по гарантированным государством долгам) или как в случае Исландии из-за необходимости национализировать банки и брать на себя обязательства более высокие, чем размер национальной экономики.
С 1 ноября 2008 года, МВФ, по его соглашению стенд-бай, обеспечил или находится в процессе предоставления финансового пакета поддержки для Исландии (2,1 млрд. долл.), Украины (16,4 млрд. долл.), Венгрии (25,1 млрд. долл.), Пакистана (7,6 млрд. долл.), Беларуси (2,46 млрд. долл.), Сербии (530 300 000 долл.), Армении (540 млн. долл.), Сальвадора (800 миллионов долларов), Латвии (2,4 млрд. долл.), Сейшельских островов (26,6 млн. долл.), Монголии (229 200 000 долл.), Коста-Рики (735 млн. долл.), Гватемалы (935 млн. долл.) и Румынии (17,1 млрд. долл.).
МВФ также создал гибкую кредитную линию для стран с сильной основой. После утверждения эти кредиты могут быть выделены в случае возникновения необходимости, и не будут обусловлены соблюдением политических целей, как в традиционных программах, поддерживаемых МВФ. По этой возможности, МВФ одобрил предоставление займа Мексике (47 млрд. долл.), Польше (20,5 млрд. долл.) и Колумбии (10,5 млрд. долл.).
Кризис в Украине
Проявление кризисных явлений в Украине осенью 2008 г. побудило к реализации соответствующих антикризисных мер и на украинских просторах. В целом правительство разработало и направило в Верховную Раду более 160 законопроектов, имеющих антикризисный характер. Кроме того, в Верховной Раде зарегистрировано большое количество законопроектов, разработанных представителями различных политических блоков, представленных в ней.
Одним из первых стратегических нормативных актов, направленных на преодоление кризиса, было решение СНБОУ «О неотложных мероприятиях по усилению финансово-бюджетной дисциплины и минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику Украины» от 20.10.2008. Оно было введено в действие указом президента от 24.10.2008 г.
Учитывая угрожающие тенденции в банковском секторе и реальном секторе экономики, обусловленные мировым финансовым кризисом, СНБОУ обозначила основные направления антикризисной политики и определила ряд комплексных мероприятий, реализация которых была возложена на правительство, НБУ, СБУ и Генеральную прокуратуру.
В частности, СНБО предложила правительству создать Стабилизационный фонд и основные направления его наполнения и использования;
предусмотреть бездефицитность бюджета на 2009 год, сокращение расходов на содержание государственных органов управления минимум на 20%;
временно ввести дополнительные ограничения на импорт;
обеспечить в течение месяца возвращение из Государственного бюджета Украины плательщикам налога на добавленную стоимость заявленных к возмещению сумм налога, которые подтверждены проверками и наличием возвращенной в 60-дневной срок валютной выручки за экспорт товаров и услуг, внедрение упрощенного механизма возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам при условии поступления валютной выручки;
принять меры по безотлагательной отмене моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения.
НБУ было предложено реализовать ряд мер антикризисного характера в сфере банковского надзора и денежно-кредитной политики, в частности: увеличить с 1 апреля 2009 года нормативы резервирования по кредитным операциям по кредитам, информация о которых не внесена в кредитные истории;
разработать механизмы ограничения верхнего предела ставки привлечения банковскими учреждениями на внутреннем рынке депозитов физических лиц;
усилить требования по прозрачности корпоративного управления банками, в частности определения реальных владельцев банков и их ответственности за поддержание финансовой стабильности банков; не допускать досрочного погашения займов, полученных резидентами Украины за рубежом;
ввести норматив резервирования для возмещения возможных потерь по кредитным операциям банков в размере 100% от объема предоставленных кредитов на потребительские нужды и тому подобное.
В целом меры антикризисного направления, которые осуществлялись в Украине с сентября 2008 г., можно разделить на:
меры по финансовой стабилизации (регулирование финансового сектора, поддержка банковского сектора, валютное регулирование, улучшение структуры платежного баланса);
меры макроэкономического регулирования (влияние на реальный сектор экономики, защита и стимулирование национального производителя, поддержка внутреннего спроса);
меры социальной политики (социальная защита населения, сдерживание безработицы).
В сфере мероприятий по финансовой стабилизации антикризисные меры государства были направлены, в первую очередь, на урегулирование проблемных вопросов в банковском секторе, который существенно пострадал от кризиса ликвидности, который наблюдался на мировых финансовых рынках.
В частности, с целью прекращения лавинообразного закрытия депозитов физическими лицами НБУ Постановлением от №319 от 14 октября 2008 года запретил досрочное закрытие депозитов как физическими, так и юридическими лицами. Это позволило прекратить быстрое изъятие средств физическими лицами из отечественной банковской системы, что ставило систему в крайне угрожающую ситуацию.
Вскоре, для обеспечения неотложной капитализации банков правление Национального банка Украины приняло постановление №389 от 21.11.2008 г. «Об осуществлении диагностического обследования банков».
Кроме того, постановлением правления Национального банка Украины №405 от 01.12.2008 г. был утвержден Специальный порядок осуществления мер относительно финансового оздоровления банков, направленный на упрощение процедуры и сокращение сроков внесения изменений в уставы банков по увеличению уровня уставного капитала.
4 ноября было принято Постановление КМУ №960 «Об утверждении порядка участия государства в капитализации банков», которым определялся порядок ре-капитализации банков государством.
Документом, в частности, предусматривалась возможность получения средств банками при условии передачи Минфину контрольного пакета акций. Однако 18 февраля 2009 года Кабмин упростил процедуру ре-капитализации, новый вариант постановления предусматривал более гибкие условия получения дополнительного финансирования банками за счет государства.
С целью защиты прав клиентов банковских учреждений и прекращения практики одностороннего изменения условий заключенных кредитных договоров и договоров банковского вклада, 12 декабря 2008 года Верховная Рада приняла закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета банкам изменять условия договора банковского вклада и кредитного договора в одностороннем порядке».
Законом внесены изменения в Гражданский кодекс Украины, закон Украины «О банках и банковской деятельности», которыми банкам запрещено изменять условия заключенных с клиентами договоров, в частности, относительно увеличения размера процентной ставки по кредитным договорам или уменьшению ее размера по договорам банковского вклада.
31.10.2008 года Верховная Рада приняла закон «О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».
Законом предусмотрено создание Стабилизационного фонда за счет сверхплановых поступлений от приватизации государственного имущества в 2008 году и поступлений этих средств в 2009 году, целевого размещения государственных ценных бумаг, а также перечень мероприятий, направленных на поддержание государством капитализации отечественных банков.
При этом закон содержал перечень расходов, на которые могут направляться средства Стабилизационного фонда. В частности, предоставление кредитов для погашения, рефинансирования и обслуживания кредитов, полученных отечественными банковскими учреждениями и другими субъектами хозяйствования у иностранных кредиторов до 15 сентября 2008 года. Предоставление кредитов на завершение строительства жилья, которое осуществляется с привлечением ипотечных кредитов и обязательным условием которого является софинансирование со стороны банков и застройщиков; предоставление финансовой помощи банкам (в том числе с целью увеличения уставных капиталов), пополнение уставных капиталов государственных банков и Государственного ипотечного учреждения.
Также правительством были существенно увеличены уставные фонды государственных банков – Государственного сберегательного банка (Постановление КМУ от 27 декабря 2008 г. №1119 «Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Государственный сберегательный банк Украины») и «Укрэксимбанка» (Постановление КМУ от 17 декабря 2008 г. №1116 «Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Государственный экспортно-импортный банк Украины» и внесении изменений в его устав).
Комплекс нормативных актов был направлен на урегулирование отношений в валютной сфере и изменении порядка осуществления операций на валютном рынке (Постановление правления НБУ от 18 декабря 2008 года №436 «О валютных интервенциях Национального банка Украины на межбанковском валютном рынке Украины до конца декабря 2008 года», Постановление правления НБУ от 29 декабря 2008 №469 «О введении Национальным банком Украины валютных аукционов», Постановление правления НБУ от 14 января 2009 года №12 «О валютных интервенциях Национального банка Украины на межбанковском валютном рынке Украины в январе 2009 года», Постановление правления НБУ от 4 ноября 2008 года №351 «Об установлении официального курса гривны к иностранным валютам и банковским металлам»).
В частности, НБУ ввел систему осуществления своих интервенций на валютном рынке путем проведения валютных аукционов. При этом предусмотрено, что заявки на участие в аукционе формируются на основе не полного на прямом межбанке объеме заявок клиентов и потребностях банка.
С целью улучшения структуры платежного баланса Верховная Рада приняла за основу проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом». Им предусмотрено, в случае достижения платежным балансом Украины критического состояния, необходимо применение процедуры введения временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары.
Реформирование государственного кредита и оптимизация политики управления государственным долгом в последние годы являются одними из самых актуальных приоритетов реформ системы государственных финансов. Особенно это стало важным ввиду развертывания долгового кризиса в Европе, который стал следствием неэффективного управления государственным долгом.
Итак, к характерным признакам кризиса 2008-2009 гг., которые присущи украинской экономике, относятся: крупнейшие в регионе Центральной и Восточной Европы масштабы кризиса, что было обусловлено недостаточной реформой национальной экономики и неэффективными докризисными действиями правительства; резкая смена настроений и ожиданий общества и деловых кругов страны; наличие в обществе глубокого политического конфликта.
Антикризисная политика в Украине определялась финансовыми возможностями государства. Правительство Украины принимало решения и прибегало к мерам, используя тактику точечного реагирования на кризисные явления, которые в целом, соответствовали логике и направлениям антикризисных действий в других странах. Реализованные меры помогли смягчить кризисные проявления для отдельных секторов экономики и слоев населения.
Кризис в очередной раз показал, что Украина нуждается в глубокой модернизации, которая предусматривает: расширение внутренних рынков путем инициирования крупных инфраструктурных проектов; защиту отечественного производителя; совершенствование финансовой политики в направлении стабилизации национальной валюты, повышение ликвидности банковской системы, легализацию теневого капитала, стимулирование инвестиций.
Финансовый кризис
Финансовый кризис – это резкое ухудшение состояния финансового рынка вследствие реализации накопленных рисков под воздействием внутренних и внешних экономических и политических факторов, что влечет нарушение его функционирования, снижение ценовых показателей, ухудшение ликвидности и качества финансовых инструментов, банкротство участников.
Определение финансового кризиса
Финансовый кризис отражает глубокое расстройство финансовой системы государства, которое больше всего проявляется в возникновении качественных изменений в экономической системе, которые вызывают глубокое нарушение развития финансовой системы отдельных стран или мировых рынков в целом. Наиболее точным индикатором состояния экономики является финансовый рынок. Именно его реакция на различные экономические события является наиболее значимой для выявления тенденций, которые могут привести к началу финансового кризиса.
Итак, финансовый кризис – это кризис, который:
системно охватывает все компоненты, которые отвечают за финансовое состояние страны, в частности бюджет, денежный оборот и кредит, банки, биржи, валюту, а также все виды финансов, которые являются сегментами страны (международные, государственные, муниципальные и корпоративные);
негативно влияет на экономическую активность и рост уровня жизни населения в средне — и долгосрочном периоде;
является проявлением системного риска и сопровождается эффектом “домино” (кризис одного или группы финансовых институтов передается через пересекающиеся обязательства, на другие группы финансовых институтов или кризис финансового рынка одной страны или группы стран передается другой стране как “финансовая инфекция”).
Понятие финансовый кризис имеет широкое применение в различных случаях, когда некоторые финансовые учреждения или сбережения внезапно теряют большую часть своей стоимости. В ХIХ и начале ХХ-го века, много финансовых кризисов связывали с банковскими кризисами, и много рецессий совпадало с этими кризисами. К другим случаям, также называемыми финансовыми кризисами, относятся: падение фондовых рынков, валютные кризисы, банкротства и дефолты.
Классификация финансовых кризисов
Классификация финансовых кризисов имеет большое значение для выяснения их сущности. Но ведущие мировые экономисты до сих пор не имеют единого ответа на этот вопрос.
Наиболее общим у западных исследователей является распределение выборки кризисов на такие подгруппы:
кризисы в индустриальных странах;
кризисы в странах с развивающейся экономикой;
кризисы, что характеризуются, прежде всего, девальвацией национальной валюты (не менее 75% прироста индекса давления на валютный рынок определяется валютным курсом);
кризисы, что характеризуются, прежде всего, значительным снижением золотовалютных резервов (не менее 75% прироста индекса давления на валютный рынок объясняется снижением золотовалютных резервов);
“жесткие” кризисы, при которых значение индекса давления на валютный рынок превышает три стандартных отклонения от среднего;
“мягкие” кризисы, при которых значение индекса давления на валютный рынок находится в интервале от 1,5 до 2 стандартных отклонений выше среднего;
кризисы, вызванные проблемами в банковском секторе;
кризисы с последующим быстрым восстановлением экономики, после которых ВВП возвращается к тренду в течение двух лет;
кризисы с последующим медленным восстановлением экономики, после которых ВВП возвращается к тренду через три или более лет.
Кризис может быть осознанным (открытым, когда деструктивные процессы осознаются менеджментом, а их интенсивность резко возрастает) и непреодолимым (банкротство).
Причины и последствия финансовых кризисов
Основные причины финансовых кризисов делятся на внутренние и внешние. К внутренним причинам мировое экономическое общество относит:
нестабильность банковской системы стран;
нарастание доли сомнительных кредитов;
усиление инфляции;
завышенный валютный курс;
высокие темпы девальвации валюты;
рост дефицита государственного бюджета и государственного долга;
рост дефицита платежного баланса;
долларизация экономики;
нарастание количества высокорискованных ценных бумаг, особенно деривативов на фондовом рынке.
Внешними причинами финансовых кризисов является:
неконтролируемое движение международного спекулятивного капитала;
валютные войны;
изменения международной конкурентоспособности стран.
Внутренняя и внешняя социально-экономическая среда является очень индивидуальной и имеет конкретные признаки для каждой страны. Именно поэтому эти причины достаточно трудно отделять и прогнозировать. Вызывать финансовые кризисы также могут и субъективные факторы – ошибки в экономической политике правительства, а также нерациональные ожидания бизнеса.
В целом финансовые кризисы вызывают:
рост процентных ставок, что делает проекты более рискованными;
рост неопределенности на финансовых рынках в результате краха финансовых институтов, рецессий, политической нестабильности, что затрудняет выбор надежного кредитора-заемщика;
влияние рынков активов на состояние балансов (сокращение чистой стоимости в результате краха на фондовом рынке побуждает компании осуществлять сделки с повышенным риском), что увеличивает моральный риск для кредитора;
банковскую панику.
Последствия финансовых кризисов заметны во всей финансовой системе страны:
в финансовом секторе и на финансовых рынках – в резком росте процента, доли проблемных банков и небанковских финансовых институтов, долгов, которые все увеличиваются; существенном сокращении кредитов, предоставляемых экономике и домашним хозяйствам; цепным банкротствам; переходе к убыточной модели банковской и другой финансовой деятельности; преобладании спекулятивной финансовой деятельности над инвестиционной; масштабном падении курсов ценных бумаг, задержке расчетов с нарастающим коллапсом платежной системы; возникновении массовых убытков на рынке деривативов; не ликвидности финансовых рынков и финансовых институтов с эффектом “домино”; банковской панике;
в международных финансах – в неконтролируемом падении курса национальной валюты; массовом бегстве капиталов из страны; неуправляемом наращивании внешнего долга и просроченных платежей государства и коммерческих организаций; переносе системного риска на международный рынок и финансовые рынки других стран;
в сфере денежного обращения — в резком неуправляемом росте цен с переходом в хроническую инфляцию; бегстве от национальной валюты, стремительном внедрении во внутренний оборот твердой иностранной валюты, массовом появлении денежных суррогатов;
в сфере государственных финансов – в резком падении величины золотовалютных резервов и государственных стабилизационных фондов; возникновении дефицита или обострении привнесенном кризисом дефиците бюджета; быстром сокращении собираемости налогов, падении бюджетного финансирования государственных расходов; неуправляемом наращивании внутреннего государственного долга.
Экономисты разработали различные теории возникновения и предотвращения появления финансовых кризисов. Однако между ними не удается достичь консенсуса, и финансовые кризисы все еще происходят по всему миру.
Современный мировой кризис и украинская экономика
Мировой финансовый кризис по всем признакам перерос в глобальный экономический кризис, его разрушительные действия финансового сегмента экономики сегодня все больше перекидываются в реальный сектор. Нынешний кризис – это кризис не только геоэкономического, но и геополитического устройства мира, который сформировался в последние десятилетия, а значит, следует вести речь не только о кризисе мировой экономики, но и о геополитическом кризисе.
Мировой финансовый кризис во многих своих определениях отражает, прежде всего, противоречия нынешней системы геополитических отношений. Мировой финансовый кризис 2008 года представляет собой не только кризис экономический, а также политический. Именно поэтому, исходя из современной политической ситуации Украины, последний финансовый кризис лишь высветил наиболее острые проблемы. То, что финансовый кризис в Украине имеет свои характерные особенности и специфические черты:
дефицитный платежный баланс, большая зависимость от экспорта металлов и зерна (рынки находятся в повышенной конкуренции) и «импорта» капитала, высоких технологий, нефти, газа (рынок пониженной конкуренции);
высокая концентрация производства и капитала в стране, разные возможности децентрализации рисков;
социальная поляризация, отсутствие достаточного опыта применения инструментов адресной социальной политики;
низкий уровень международных резервов НБУ (международные резервы в сентябре 2009 г. сократились на 2,6%, или на 744,3 млн. долл.);
хрупкость политической системы, неспособность выработать и реализовать быстрые и эффективные решения в экономической политике (правительству не удалось остановить процесс глубокой рецессии, более того, негативные тенденции усиливаются не реализацией антикризисной программы);
сравнительно низкая доля малых и средних предприятий в ВВП;
высокий уровень частного потребления в ВВП (в начале 2009 г. он составлял около 60% и приблизился к уровню развитых стран, тогда как аналогичный показатель в Китае равен 30-34%, в России – 48-52%).
Влияние кризиса на экономику Украины является значительным. Важнейшими последствиями являются:
ухудшение макроэкономических показателей;
снижение темпов роста ВВП;
дефицитный платежный баланс, большая зависимость от импорта капитала, высоких технологий, нефти и газа;
большой размер внешнего долга страны, что ведет его к риску невыплаты;
сокращение депозитной массы;
снижение ликвидности, ухудшение портфеля и активов банковской системы;
снижение объемов кредитования экономики;
девальвация гривны;
сокращение поступлений и расходов бюджета;
ослабление доверия к финансовым учреждениям; серьезные трудности украинских банков связанные с возвратом внешних заимствований, привлечение новых инвестиций;
нестабильность на валютном рынке, его спекулятивный характер;
уменьшение резервов НБУ, он вынужден продавать валюту для удовлетворения ажиотажного спроса;
ухудшение благосостояния домашних хозяйств, сокращение реальных доходов, задержка выплаты заработной платы, особенно в промышленных регионах;
снижение общего уровня жизни населения, ухудшение обеспеченности граждан товарами первой необходимости (продуктами питания, одеждой) и услугами социально-бытовой сферы (транспортом, медициной, образованием, культурой).
Указанные последствия свидетельствуют о том, что нынешний кризис является глубоким. Он охватил финансовую и экономическую сферу. Сегодня для Украины важно не только минимизировать негативное влияние мировых финансовых потрясений и глобальной рецессии, но и кардинально пересмотреть механизм функционирования финансового сектора экономики, укрепить позиции государства, как на законодательном, так и на исполнительском уровне.
Источник: Википедия
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.