Статья посвящена сравнительной оценке условий в развитии рынков труда европейских стран и Украины, анализу опыта стран Восточной Европы, в частности Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии и Румынии в процессе интеграции в европейский рынок труда, изучению возможных вызовов и последствий этого процесса как предпосылки обеспечения готовности украинских институций к необходимым преобразованиям.
Освещены особенности интеграции рынков труда восточноевропейских стран в общеевропейский рынок, дана оценка возникающих угроз, определены перспективы упомянутого процесса для Украины. Исследование показало, что условия рынка труда в Украине не только значительно хуже, чем в странах ЕС, но и меняются в негативном направлении, в отличие от европейских стран.
Противоречия развитию рынка труда Украины препятствуют его эффективной евроинтеграции. В то же время нужные преобразования на рынке труда совпадают с мерами, необходимыми для евроинтеграции экономики Украины.
Анализ показал, что в странах, которые присоединились к общеевропейскому рынку труда, увеличивается спрос на рабочую силу, растет заработная плата, численность работающих не уменьшается, спадает уровень безработицы. Эффективная евроинтеграция Украины требует стратегии готовности к европейским интеграционным вызовам, к поиску средств преодоления связанных с ними ожидаемых проблем, форм и методов использования новых возможностей.
Эта стратегия должна включать определение наиболее востребованных профессий для национальной экономики в кратко — и долгосрочной перспективе, организацию эффективной профориентации и профессиональной подготовки по этим направлениям, внедрение механизмов мотивации труда на отечественном рынке, пересмотра подходов к выплатам социального обеспечения. А также налоговой нагрузки на заработную плату, инструментов легализации заработной платы, привлечение трудовых мигрантов из-за границы и тому подобное.
Основательное исследование приведенных в статье тенденций будет способствовать подготовке такой стратегии в кратчайшие сроки.
Ключевые слова: рынок труда, открытые рынки труда, занятость, безработица, социальная политика, доходы населения, трудовые доходы, средняя заработная плата.
Постановка проблемы. Процесс евроинтеграции Украины предусматривает более тесную взаимосвязь рынка труда Украины с общеевропейским рынком, а впоследствии и их полное слияние. Этот процесс открывает немало возможностей, но в то же время несет определенные вызовы для национальной экономики. Их анализ и возможные последствия изложены в статье.
Анализ исследований и публикаций. К вопросам, освещенным в публикациях, неоднократно обращались ведущие ученые из различных отраслей экономической науки и демографии. Важное значение имеют труды Е. Либановой (E. Libanova), В. Оникеенко (V. Onikiyenko), И. Петровой (I. Petrova), В. Садовой (U. Sadova), А. Черкасова (А. Cherkasov) и других, которые повлияли на постановку проблемных вопросов и поиск решений.
Однако, учитывая сложность и динамичность процессов на рынке труда, существенное социальное влияние их на общее благосостояние населения, разнообразие мнений по этому поводу в прессе и научных кругах, вопрос интеграции рынка труда Украины с общеевропейским рынком требует дальнейшего детального и многогранного изучения.
Цель статьи заключается в сравнительной оценке условий в развитии рынков труда европейских стран и Украины, анализе опыта стран Восточной Европы. В частности Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии и Румынии в процессе интеграции в Европейский рынок труда, изучении возможных вызовов и последствий этого процесса как предпосылки обеспечения готовности украинских институций к необходимым преобразованиям.
Изложение основного материала. Избранный народом Украины и задекларированный руководством государства процесс евроинтеграции предусматривает более тесное взаимодействие различных сфер национальной экономики с институтами Европейского союза (ЕС), общеевропейскими рынками, международными нормами и процессами в объединенном содружестве и ее странах-членах в частности.
Наиболее ощутимые изменения предполагаются в валютно-финансовой политике (обеспечение стабильности цен, не дефицитность бюджета, сбалансированность процентных ставок, стабильность валютных курсов), макроэкономических процессах (повышение уровня экономического развития государства, ВВП на душу населения, объема прямых иностранных инвестиций и др.).
А также в экспортно-импортной политике государства, отношениях в системе международного и европейского разделения труда, энергоэффективности, антикоррупционных процессах, безопасности, регуляторных, правоохранительных, образовательных, медицинских, природных защитных функциях государства и тому подобное. В целом это предполагает существенные изменения едва ли не во всех сферах общественной жизни, которые будут иметь ощутимые последствия и сразу, и в перспективе.
Одним из краеугольных камней Европейского сообщества являются свободные рынки труда и общие стандарты в системе социальной защиты населения. Интеграция этих рынков несет с собой достаточно ощутимые вызовы для национальной экономики и благополучия населения. ЕС был основан на базе европейского сообщества по углю и стали и Европейского экономического сообщества в 1992 г. и насчитывает на сегодня 28 стран-участников.
В 2004 г. в него вошли страны бывшего социалистического лагеря, в частности Эстония, Латвия, Литва, Польша и Словакия, а в 2007 – Болгария и Румыния. Их опыт в процессе евроинтеграции неоценим для определения верных векторов отечественного социально-экономического развития.
Экономическое развитие стран Европы также не без проблем. Глубокий кризис 2008 г. разрушил достижения экономического роста, были уничтожены возможности создания рабочих мест. Кризис стал огромным шоком для миллионов людей и выявил некоторые основные слабости европейской экономики. В ответ на кризис и для надежного долгосрочного улучшения экономической ситуации была разработана «Стратегия Европа- 2020», которая основывается на трех концепциях взаимопомощи:
— разумный рост: рост экономики, основанной на знаниях и инновациях;
— устойчивый рост: содействие более эффективному использованию ресурсов, развитию более экологической и конкурентоспособной экономики;
— повсеместный рост: стимулирование экономики с высоким уровнем занятости, что будет способствовать социальной и территориальной сплоченности.
Как видим, все эти стратегии предусматривают прогрессивные изменения на рынке труда и в сфере формирования человеческого капитала.
Для того чтобы поставленные цели были понятными и измеримыми, Комиссия ЕС предложила пять ключевых индикаторов, которые планируется достичь к 2020 году: 75% занятого населения в возрасте 20-64 лет; инвестирование 3% внутреннего валового продукта ЕС в научно-исследовательскую деятельность; достижение цели «20/20/20» в отношении климата и энергетики (в т.ч. сокращение эмиссии на дополнительных 30% при условии выполнения необходимых требований).
А также доля лиц, преждевременно покидающих школу, должна быть ниже 10%, в то время как, по крайней мере, 40% молодого поколения должно иметь высшее образование; уменьшение численности лиц на пороге бедности на 20 миллионов.
Чтобы оценить, насколько, похоже, развитие рынка труда в Украине и странах ЕС, мы воспользовались теми индикаторами «Стратегии Европа-2020», которые отражают ситуацию с формированием и использованием человеческого капитала, а именно: уровень занятости, уровень образованности, средняя почасовая заработная плата и доля занятых в высокотехнологичном производстве.
Уровень занятости является главным признаком возможностей граждан на рынке труда, высокий уровень заработной платы свидетельствует об эффективном функционировании рынка труда, более высокий уровень образования и увеличение доли занятых в производстве высокотехнологичной продукции служит предпосылкой повышения эффективности. Таким образом, повышение уровня этих показателей приведет к достижению европейскими странами целей стратегии.
По данным был осуществлен анализ факторов развития рынка труда в Украине и странах ЕС в 2010 и 2015 гг. методом описательной статистики. Средний уровень занятости населения в 2015 г. составил 69,6%, что на 1,6 п. п. больше чем в 2010 г. При этом половина стран имела значение меньше 69,1%. Наименьшее значение наблюдается в Греции – 54,9%, а наибольшее в Швеции — 80,5%.
Доля населения, имеющего высшее образование в возрасте 30-34 года, в среднем составила 40,1% в странах Европы в 2015 г., а в 2010 г. – только 34,3%. В 2015 г. минимальный уровень с показателем 25,3% имела Италия, а максимальный 57,6% – Литва, Украина имела 30,3%.
Существует большая дифференциация среди стран ЕС по уровню заработной платы и доли занятого населения в производстве высокотехнологичной продукции. О чем свидетельствует коэффициент вариации, он больше чем 33,3 процента. В 2010 г. наименьшей среди европейских стран почасовая заработная плата была 1,8 евро в Украине. И этот показатель снизился до 1,5 евро в 2015 г. В то время как максимальное значение в размере 26,6 евро в 2010 г. и 40,3 евро в 2015 г. характерно для Дании.
Анализируя распределение исходных данных можно увидеть, что Украина фигурирует среди стран с низким развитием исследуемых факторов. Однако самый важный результат проведенного нами сравнительного исследования развития рынков труда Украины и стран ЕС в промежутке между 2010 и 2015 годами еще печальнее для Украины: все без исключения страны ЕС улучшили все или некоторые свои позиции в 2015 г. по сравнению с 2010. Только в Украине существенно ухудшились все показатели.
Так, падение показателей составило, в %: по уровню занятости – 6, доли населения с высшим образованием в возрасте 30-34 года – 8, средней почасовой заработной платы – 15, доли занятых в производстве высокотехнологичной продукции – 29. Наши расчеты показали, что в интегральном рейтинге развития рынка труда стран ЕС и Украины в 2010 г. наша страна занимала 26 место (из 29), а в 2015 году опустилась на 29 с большим отрывом от 28.
Как отмечает профессор И. Л. Петрова, современная модель украинского рынка труда является парадоксальной и характеризуется противоречиями, препятствующими его эффективной евроинтеграции.
Политика занятости и политика оплаты труда не скоординирована, государственные и рыночные регуляторы не взаимодействуют, принимаемые решения, являются реакцией на события, они не проактивны. Рынок труда оторван от рынков жилья, кредитов, инвестиций, товаров и услуг; государство контролирует доходность работодателей, а не их расчеты с работниками; законодательство разрабатывают, но нарушают и не соблюдают.
Сегодня на разных уровнях общественной жизни звучат как восторженные, так и предупреждающие призывы к процессу европейской интеграции и его возможных последствий. Рынок труда будет системой, которая почувствует едва ли не самое сильное ее влияние. Высказаны различные мнения относительно угроз открытия рынков труда Европы для украинцев и катастрофических последствий для национальной экономики.
В качестве примера, часто упоминают «разрушительные» последствия евроинтеграции для стран Прибалтики и Варшавского договора, предлагают меры искусственного ограничения, отсрочки и сдерживания. Мы проанализировали, действительно ли столь критичной была интеграция рынков труда стран Восточной Европы с общеевропейским рынком? Какие макроэкономические последствия она повлекла? Как изменилась национальная экономика и благополучие населения в странах, подобных Украине по исходным позициям?
Первое, надо объективно признать — резкий рост уровня безработицы в некоторых странах на начальном этапе европейской интеграции. Причин этого довольно много, начиная от процесса и последствий рыночных преобразований, разгосударствления, приватизации, обеспечения энергоэффективности, эффективности труда, достижения высших стандартов организации труда, выхода экономики из орбиты социалистического лагеря, и заканчивая влиянием мирового финансового кризиса 2008 г.
Исследование освещает динамику уровня безработицы стран Восточной Европы на этапе евроинтеграции и сравнение с ситуацией в ЕС в целом. Как видим, несмотря на определенные особенности, в основном наблюдается родство в хронологии изменений.
Стоит обратить внимание, что основные проблемы с ростом безработицы произошли в балтийских странах лишь на пятом году членства в Евросоюзе, что позволяет предположить влияние других, кроме объединенных рынков труда, факторов. При этом уже к 2016 г. ситуация в этих странах выровнялась и в конечном итоге находится в пределах, а часто и значительно меньше среднеевропейских показателей. Несколько выше показатели Словакии и Латвии, но существенно лучше – Польши и Румынии.
Более показательным для оценки рынков труда является исследование уровня занятости населения и динамики изменения численности, занятых в различных сферах национальной экономики, что отражает наличие рабочих мест. В работе освещен анализ динамики численности занятого населения в странах Восточной Европы и в целом в ЕС. Следовательно, численность занятых в Эстонии за последние десять лет менялась незначительно, с определенным спадом в 2010 г. и восстановлением позиций к 2016.
В Латвии в течение 2009– 2010 гг. произошло значительное сокращение рабочих мест, что составило более 17%, и осталось примерно на том же уровне до 2016 года. В Литве в этот период произошел спад на 14% и затем – рост к 2016 на 7%, чем восстановлена половина потерянных рабочих мест. Более стабильная картина наблюдалась в Польше, Словакии и Румынии: в Польше происходил постоянный рост численности занятых среди населения в возрасте от 20 до 64 лет почти на 6,6%, в Словакии — на 5,5%, по общеевропейскому приросту — 1,6%.
Некоторые исследования прогнозируют дальнейший рост количества рабочих мест и соответственно численности занятых в этих странах, в частности в Польше в ближайшие годы возможно открытие до 5 млн. новых вакансий.
Другим критерием влияния евроинтеграционных процессов на рынок труда являются среднегодовые доходы населения от трудовой деятельности. Оценка их динамики и размеров способствует более детальному пониманию общего материального состояния населения, его благополучия и покупательной способности, что тоже в достаточной степени влияет на развитие экономики в целом.
Как база для налогообложения, эти изменения чрезвычайно важны для наполнения бюджетов, а с ними и для успешности решения социально-бытовых проблем населения, вопросов социальной защиты и тому подобное.
Как видим, именно этот показатель претерпел наибольшие изменения в странах Восточной Европы в течение последних 10 лет. В Эстонии он вырос на 74%, в Литве на 72%, в Польше на 67%, в Словакии — на 41%, в Румынии — на 88%, а в Латвии – на 186%! Это значительно больше прироста в целом в ЕС, который составлял в течение этого периода лишь 26%. Именно комплексный анализ этих данных дает возможность утверждать, что являются необоснованными предостережения относительно пагубного влияния евроинтеграции на восточноевропейские рынки труда.
В структуре доходов населения важное место принадлежит заработной плате, поэтому далее описана динамика ее изменения в некоторых из исследуемых стран, в частности Эстонии и Латвии, и приведены для сравнения данные об Украине. Необходимо добавить, что средняя заработная плата подобным образом росла во всех странах Восточной Европы, а в Польше, например, в конце 2016 г. уже превысила тысячу евро. Таким образом, уровень средней зарплаты в странах Прибалтики и Восточной Европы выгодно отличается на сегодня от тенденций в Украине.
Одним из негативных последствий открытия рынков труда является усложнение поиска профессиональных работников в связи с выездом их в страны с большей оплатой труда, что подтверждается соответствующим анализом.
Так, в четвертом квартале 2016 г. в Латвии насчитывалось 14,1 тыс. вакансий, в Литве – 14,7, в Эстонии – 9,0, в Польше – 77,6, в Румынии – 60,1, Словакии – 19,7. В Словакии это на 28% больше, чем в четвертом квартале 2014 г., в Румынии – на 53%, Польше – на 43%, Эстонии – на 27%, Литве – на 37%, Латвии – на 345%! Такое резкое увеличение спроса на рабочую силу безотлагательно приводит к усилению напряжения на рынке труда и имеет ощутимые последствия в национальной экономике.
Соответственно, получает распространение практика привлечения работников из-за рубежа, в том числе из Украины, и закономерное упрощение механизмов их оформления.
Исследования Европейского центра по развитию профессиональной подготовки (European Centre for the Development of Vocational CEDEFOP) и другие отраслевые исследования прогнозируют существенный рост в объединенной Европе спроса на высококвалифицированных специалистов и на профессии, требующие простейших навыков (поляризация профессий).
В целом, с учетом исчезновения определенных профессий благодаря автоматизации, роботизации и развитию искусственного интеллекта, в Европе к 2020 г. ожидается открытие до 80 млн. новых вакансий, большая часть из которых будет иметь высокие требования к квалификации. Из-за необратимости европейского интеграционного процесса это может стать очередным вызовом для национальной экономики, и с большой вероятностью им станет.
Выводы и предложения. Как показало выполненное исследование, условия рынка труда в Украине не только значительно хуже, чем в странах ЕС, но и меняются в негативном направлении, в отличие от европейских стран. Особенно ощутимый прогресс происходит на рынках труда восточноевропейских стран, несмотря на то, что евроинтеграция была для них непростой. Современная динамика показателей украинского рынка труда является парадоксальной и характеризуется противоречиями, препятствующими его эффективной евроинтеграции.
Чаще всего упоминаемые в политических и научных кругах предостережения относительно проблем, с которыми столкнулись государства Восточной Европы вследствие присоединения к общеевропейскому рынку труда, находятся в плоскости проблематики трудовой миграции населения, выезда, в том числе высококвалифицированных специалистов, на работу за границу, а с этим – проблем поиска соответствующих специалистов на местах.
Однако, эти проблемы в то же время, очевидно, способствовали ослаблению нагрузки на систему социального обеспечения стран, уменьшая численность получателей льгот и пособий, предоставляя дополнительные возможности профессиональной реализации работникам, временно оказавшимся без работы, с обеспечением достойной оплаты труда за нее.
Проблема в затруднении по поиску подходящих работников стала дополнительным стимулом для постепенного увеличения работодателями заработной платы и достижения уровня ее конкурентоспособности по сравнению со странами Западной Европы, во внедрении новых стандартов организации труда и эффективности использования ресурсов.
Таким образом, население получает лучшие возможности для эффективной самореализации и обеспечения достойного уровня жизни, а местные и государственные бюджеты – дополнительные доходы от налогообложения. На наш взгляд, именно открытые рыночные отношения и конкуренция на рынке труда значительно больше влияют на рост уровня заработной платы, чем государственные методы ограничения и контроля.
Приведенный анализ показал, что в странах, которые присоединились к общеевропейскому рынку труда, резко увеличивается спрос на рабочую силу и эти тенденции продолжаются. Наряду с этим происходит постоянный рост заработной платы работников и, соответственно, доходов населения, численность работающих не уменьшается, а часто наоборот, численность занятых и количество рабочих мест постоянно растет, при этом падает уровень безработицы.
Нужно дополнить, что уровень средней заработной платы в Восточной Европе часто в несколько раз превышает показатель минимальной заработной платы, установленный государством.
Проанализированные тенденции будут способствовать и дальнейшему его росту и приближению к среднеевропейским показателям, когда трудовая миграция теряет свою актуальность, и появляются стимулы для реэмиграции, то есть возвращения работников в страну происхождения, что в свое время ярко проявилось на рынке труда Республики Ирландия.
Детальный анализ процессов на рынках труда Европы и тенденций, которые ожидаются там, в перспективе, будет способствовать наработке Украиной стратегии готовности к европейским интеграционным вызовам, поиску средств преодоления связанных с ними ожидаемым проблемам, формам и методам использования новых возможностей, что вместе с этим открываются.
Эта стратегия должна охватывать элементы определения наиболее востребованных профессий для национальной экономики в кратко — и долгосрочной перспективе, организации эффективной профориентации по этим направлениям, подготовки кадров (в том числе непосредственно на производстве).
А также необходимо внедрение механизмов их удержания и мотивации на отечественном рынке труда (например, как обязанность отработать установленный срок в Украине после соответствующего обучения), пересмотр подходов к выплатам социального обеспечения, налоговой нагрузки на заработную плату, инструментов легализации заработной платы, привлечения трудовых мигрантов из-за рубежа и тому подобное.
Правильная государственная стратегия будет способствовать удержанию баланса между конкурентоспособностью национальных производителей, их развитием и обеспечением необходимым персоналом, и постепенным и существенным ростом заработной платы в стране, а с ним – и общего благополучия населения.
Авторы: А.А. Гришнова, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики предприятия, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, E-mail: grishnova@ukr.net
О.П. Рисный, директор Львовского городского центра занятости, E-mail: oleh.risny@gmail.com
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.