Английское слово feedback хорошо прижилось в русскоязычной бизнес-среде и образовании. Его, прежде всего, применяют в значении «обратной связи» и правильности ее построения. Как правильно дать фидбэк коллеге, подчиненному или руководителю? При этом не испортив отношений, не обижая и не влияя негативно на его креативность, инициативу и мотивацию.
Коуч студенческих программ в Институте прикладных наук Ганзе в Гронингене (Нидерланды) Оксана Лозинская объясняет, как правильно формулировать обратную связь, чтобы она была эффективной.
Читайте также: Девять проверенных стратегий для повышения продуктивности совещаний
Как мотивировать себя к действиям? 8 шагов от психолога
Виталий Скоцик о базовых принципах корпоративного менеджмента
Как создать идеальную среду для удаленной работы
Основной целью обратной связи является привлечение ее получателя к действию, мотивация улучшить работу и результаты, стимулирование к дальнейшему росту.
Необходимо деликатно направить получателя в нужном направлении, при этом не принимать за него решения.
Общепринятым правилом обратной связи (‘feedback’) остается правило сэндвича (The Sandwich Method):
Позитивный месседж;
Критика, суть обратной связи, главный месседж;
Позитивный месседж;
Однако есть несколько важных аспектов, которые традиционная модель сэндвича не покрывает и которые являются актуальными.
5 ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
1.
Надо всегда исходить из того, чтобы человек вкладывал большие усилия и время в определенную работу или ситуацию.
Он нуждается в вашей реакции, вашей обратной связи.
Вы можете считать себя честным человеком, который откровенно скажет правду. Не обманывать же собеседника?
Это конечно, так, но форма, в которой вы подаете информацию, важна.
С одной стороны, вы можете показать всю свою экспертизу в вопросе для обсуждения и этим демотивировать собеседника полностью.
Однако, выбрав немного другую стратегию, вы выиграете и получите мотивированного к действию, благодарного собеседника и покажете собственную экспертизу на совсем другом уровне.
2.
Важно не навязать собственную точку зрения или решение.
Помогите вашему ребенку, студенту, мужу (жене) или человеку, который перед вами, учиться думать и принимать решения самостоятельно.
Сначала человек может почувствовать себя растерянным, мол, чего от меня ждут и какой правильный выход?
И со второго-третьего раза он учится критически анализировать ситуацию и думать над ее решением, зная о желаемом результате.
Иногда, прежде чем дать ответ на заданный конкретный вопрос, нужно спросить человека.
– Как ты считаешь, что здесь было наиболее целесообразным?
Пусть это будет диалог, во время которого человек будет чувствовать собственную силу мысли и ума. Не ставьте себя выше человека, который так нуждается в вашей поддержке, ради повышения собственного имиджа.
Используйте все свои таланты и знания, чтобы направить вашего собеседника на путь мышления или же в направлении правильного решения.
Выражая же собственный взгляд или мнение, стоит делать акцент на том, что это ваше мнение и что вам интересно узнать мнение собеседника. С осторожностью можно сказать следующее:
– Я бы сделал так, но это твое решение, которое окажет влияние именно на тебя, поэтому прими свое собственное.
Когда речь идет о принятии жизненно важного решения, непременно надо подчеркнуть важность прислушиваться исключительно к себе, к собственному сердцу!
3.
В вашей обратной связи нет места обвинению и вызыванию чувства вины.
Также не стоит выяснять кто прав, а кто нет, кто знает лучше.
Часто общение в обществе сводится именно к этому. К сожалению, такая модель интеракции ни к чему конструктивному не приводит.
Однако очень важно видеть дело/работу лишь тем, чем они являются, а не частью личности перед вами. Не переходите на личности.
Если вы хотите обратить внимание на личные качества человека, это имеет смысл только в случае празднования положительных качеств.
4.
Говоря о критических пунктах в позитивном русле, можно использовать следующие конструкции.
– «Мне это неприятно» вместо «ты делаешь мне больно, ты делаешь неправильно».
– «Мне кажется, было бы лучше поступить немного по-другому» вместо «ты поступаешь нехорошо», «что ты наделал, сколько раз я тебе говорила, ты испортил мне день/жизнь/отпуск «.
– «Твое отношение меня беспокоит» вместо «ты все делаешь не так, неправильно».
В менее персонализированных контекстах можно использовать следующий пример:
– Молодец, ты хорошо справился с задачей! Красиво получилось, мне очень понравилось. И в следующий раз стоило бы обратить дополнительное внимание и на (…). Этот аспект, на самом деле, довольно важен. Если ты его в следующий раз учтешь, это сделает твое дело еще успешнее/профессиональнее/лучше.
При этом важно держать линию аргумента и не выпустить из поля зрения все важные критические пункты.
В конце разговора ваш собеседник должен иметь полное понимание четких ожиданий с вашей стороны. Он должен знать, в каком направлении двигаться дальше и в пределах каких сроков.
5.
Закрывать обратную связь всегда надо на позитивной ноте.
Независимо от того, насколько она критична.
– Я знаю, ты справишься, но прошу, удели достаточно внимания этому и этому.
– Ты на правильном пути. Возможно, успешное завершение дела займет немного времени, но если ты уделишь достаточно внимания этому и этому, у тебя все получится/ты подготовишь реферат хорошего качества/достигнешь своей цели.
Обратная связь – это искусство, которое каждый раз настроено на потребности человека, отдельной ситуации, часто реализуемое в четких временных и тематических рамках.
Хорошая обратная связь – та, после которой человек мотивирован и вдохновенно берется за дело.
Если человек разочарован, и улучшать свою работу не имеет желания, вам самое время углубить свои знания и практику по эффективной обратной связи!
Автор: Арина Крапка
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.