Экономический прогноз Украины в 2020-2022 гг.

Макроэкономический прогноз Украины в 2019-2021 гг., аналитика, исследования, отчеты

В Украине инфляция постепенно будет расти и вернется в целевой диапазон в IV квартале 2020 года благодаря восстановлению экономической активности и совокупного спроса на фоне мягкой монетарной и фискальной политики. Об этом говорится в отчете центрального банка страны.

В течение 2021 и 2022 годов инфляция будет находиться в пределах целевого диапазона 5% ± 1 п. п. благодаря взвешенной монетарной политике.

Инфляция к концу 2020 года вернется в целевой диапазон 5% ± 1 п. п. на фоне монетарных и фискальных стимулов

После стремительного торможения инфляции в первом полугодии, связанного с переходом экономики к состоянию рецессии, инфляция в дальнейшем постепенно будет ускоряться и к концу 2020 года вернется в пределы целевого диапазона. Этому будут способствовать стимулирующая фискальная и монетарная политики, направленные на восстановление экономической активности и потребительского спроса. На ценах также скажется подорожание энергоносителей и не высокий урожай фруктов.

Весомым фактором ускорения инфляции в 2021 году станет рост реальных доходов населения и соответствующее улучшение покупательной способности. Инфляционное давление больше появится в сфере услуг, прежде всего в малом бизнесе. Соответственно, монетарная политика будет направлена на удержание инфляции близкой к цели в 5%.

Базовая инфляция ускорится вместе с возобновлением экономической деятельности и составит около 4% на всем прогнозном периоде

Фундаментальное давление несколько усилится в IV квартале текущего года в результате действия фискальных и монетарных стимулов, направленных на преодоление кризиса.

Восстановление украинской и глобальной экономики в 2021 году будет способствовать дальнейшему росту заработных плат, усиливая фундаментальное инфляционное давление, которое в первую очередь отразится на росте стоимости рыночных услуг. Постепенный переход монетарных условий от стимулирующих до нейтральных также будет снижать инфляционное давление.

Продовольственная инфляция ускорится в начале 2021 года из-за роста спроса, однако ожидаемое достаточное предложение плодовоовощных культур снизит ее до 3-5% в 2021-2022 годах

Инфляция в группе сырых товаров к концу 2020 года останется близкой к текущему уровню (5 – 6.5%). В начале следующего года она временно ускорится ориентировочно до 9% из-за роста потребительского спроса и расходов на оплату труда. Восстановление экономической деятельности и полная отмена карантинных ограничений обусловит повышение спроса на продовольственные товары.

После поступления на рынки продукции нового урожая уже с середины следующего года продовольственная инфляция стабилизируется на уровне ниже 5%. В дальнейшем такой умеренный рост цен будет поддерживаться повышением номинальных и реальных доходов домохозяйств, однако сдерживающим фактором станет рост предложения продовольственных товаров благодаря наращиванию производства в сельском хозяйстве.

Административная инфляция начнет ускоряться уже в текущем году и достигнет 9-10% в 2021-2022 годах 

Повышение ставок акцизов на табачную продукцию будет определять ее подорожание на 14-16% ежегодно, и будет оставаться источником наибольшего вклада в административную инфляцию на всем прогнозном периоде. Рост заработных плат в экономике в 2021 году скажется также на их просмотре в сфере ЖКХ, что будет определять дальнейшее подорожание отдельных коммунальных услуг.

В первом полугодии 2020 года тарифы на газ и отопление для населения существенно снизились под влиянием низких цен на европейских торговых площадках и высоких запасов газа в хранилищах. Однако в дальнейшем цены снова будут расти в связи с постепенным восстановлением спроса в мире и приближением отопительного сезона.

Цены на топливо в 2020 году снизятся почти на 16% из-за  более дешевой, чем в прошлом году нефти, что будет весомым дезинфляционным фактором для значительного количества других товаров и услуг в экономике. Но восстановление мировой экономики, а вместе с ней – и спроса на нефтепродукты приведет к повышению стоимости топлива в Украине в 2021-2022 годах.

Изменение прогноза инфляции по сравнению с предыдущим Инфляционным отчетом вызвано, прежде всего, переоценкой характера прохождения кризиса и последующего восстановления. Больше всего это отразилось на базовом компоненте инфляции, влияние на который со стороны девальвации гривны и ожидаемого дефицита отдельных товаров во II квартале было очень ограниченным на фоне падения внутреннего спроса.

Более медленное, чем ожидалось, восстановление экономики в 2020 году также отразилось на прогнозе базовой инфляции, который был снижен с 6.8% до 4.0%, а вместе с ним – и общей инфляции – с 6.0% до 4.7%.

Спрос и выпуск

Экономическая активность будет восстанавливаться во втором полугодии, но по итогам 2020 года ВВП сократится на 6% в реальном измерении из-за глубокого падения во II квартале.

В последующие годы ВВП будет расти на уровне около 4% благодаря монетарным и фискальным стимулам и восстановлению внешнего спроса. Главным драйвером экономического роста будет частное потребление.

Экономическая активность во втором полугодии 2020 года оживится, несмотря на продолжение адаптивного карантина. Значительное количество карантинных ограничений уже отменено, однако в зависимости от эпидемиологического состояния на региональном уровне сохраняются отдельные запреты. К полноценной работе уже вернулось большинство предприятий сектора услуг, который больше всего пострадал во время коронакризиса. Ситуация на рынке труда хотя и остается хуже докризисной, но демонстрирует признаки стабилизации.

Стимулирующие меры НБУ, кредитные каникулы, налоговые льготы и расширение бюджетного пособия по безработице дополнительно поддержали бизнес-активность и частное потребление. Оставшиеся ограничения не будут предусматривать запрет для большинства видов экономической деятельности, а будут действовать только в формате требований к усиленному уровню противоэпидемиологических мероприятий во взаимодействии с потребителем. Соответственно они уже не будут основным фактором ограничения деловой активности.

Впрочем, темпы восстановления экономики будут удерживаться все еще подавленным потребительским и инвестиционным спросом. Во время кризиса граждане существенно снизили расходы на товары не первой необходимости, а бизнес приостановил планы развития, пересмотрел штатные расписания и зарплатные фонды. Учитывая высокий уровень неопределенности в ситуации с распространением коронавируса, граждане и предприятия, вероятно, и впредь будут довольно сдержанными в своих потребительских и инвестиционных решениях.

В то же время медленный выход из кризиса других стран сужает возможности быстрого восстановления экспорта.

Прогноз ВВП на 2020 год пересмотрен в сторону существенного падения – около 6%, в последующие годы экономика вернется к росту на уровне 4% 

Пик экономического кризиса, вызванного карантинными ограничениями и подавлением спроса как внутри страны, так и на глобальном уровне, пришелся на II квартал текущего года, падение ВВП составит около 11% г/г. Вместе со снятием основных ограничений уже с III квартала экономика начала постепенно восстанавливаться на фоне мягкой фискальной и монетарной политики. Однако восстановление будет неравномерным по видам экономической деятельности. Сектор услуг, торговля и транспорт, которые больше всего пострадали от карантинных ограничений, частично возобновятся уже в III квартале.

Однако еще долгое время эти отрасли не вернутся к докризисному уровню, поскольку потребительские настроения населения будут оставаться подавленными. Услуги по международному пассажирскому авиасообщению еще длительное время будут ограничены и полноценно восстановятся только с утиханием пандемии в мире.

Полноценное восстановление в экспортоориентированных отраслях, в частности в металлургии, состоится вместе с ростом мирового спроса уже в следующем году. Сельское хозяйство ожидаемо будет расти среди видов экономической деятельности, которые менее всего пострадают именно от карантинных ограничений, однако в этом году ожидаются несколько меньшие объемы урожая из-за худших погодных условий.

В 2021-2022 годах украинская экономика будет расти благодаря монетарным и фискальным стимулам и восстановлению внешнего спроса. Восстановление экономики после карантина будет происходить в условиях изменения отдельных потребительских предпочтений и бизнес-моделей в экономике.

В частности, возрастет роль ИТ-инфраструктуры для коммуникаций в режиме удаленной работы, что будет вызывать в т.ч. уменьшение спроса на офисные помещения, определенный толчок получит внутренний туризм и связанные с ним услуги из-за проблем с международным сообщением, и тому подобное.

После значительного сокращения во время коронакризиса частное потребление будет основным фактором роста ВВП в 2021-2022 годах 

Объемы частного потребления в текущем году сократятся на 6%. Карантинные ограничения внутри страны и мировой кризис привели к сворачиванию деятельности во многих секторах экономики вместе с экономией на заработных платах или сокращением спроса на рабочую силу.

Соответственно во II квартале уровень безработицы достиг своего пика, а реальные заработные платы за год в целом снизятся даже в условиях низкой инфляции. Это повлечет снижение потребительских расходов населения. Ожидается, что объемы общего потребления снизятся несколько меньше – на 5.4%, поскольку частично оно будет поддерживаться расходами правительства.

С отменой основных карантинных ограничений экономика Украины сможет воспользоваться стимулами от смягчения монетарной и фискальной политики, которые станут одним из факторов выхода экономики из кризиса и роста потребительской активности.

В 2021 году частное потребление (+6%) станет основным драйвером роста ВВП. Главным фактором будет возобновление роста реальных доходов населения и улучшения потребительских настроений на фоне мягких монетарных условий. В 2022 году темпы роста, как заработных плат, так и частного потребления частично замедлятся, однако останутся определяющими для роста ВВП.

Инвестиционная деятельность в 2020 году сократится на 20%, поскольку на фоне падения финансовых результатов и роста неопределенности бизнес естественно будет сворачивать инвестиции и осуществлять расходы на более насущные нужды. Частично инвестиции будут поддерживаться государственными проектами дорожного строительства, а также продолжением уже начатых программ.

В 2021 году ожидается рост инвестиционной деятельности на фоне выхода мировой экономики из кризиса, восстановления кредитной активности, роста доходов бизнеса и уменьшения уровня неопределенности. Сдерживающим фактором для более активного наращивания инвестиций бизнесом станет потребность в увеличении расходов на оплату труда в условиях усиления конкуренции за рабочую силу.

В 2020 году вклад чистого экспорта в ВВП станет положительным благодаря более быстрому сокращению физических объемов импорта, чем экспорта. Объем экспорта в текущем году сократится примерно на 5% в реальном измерении. Главными факторами этого усматриваются более низкий урожай из-за менее благоприятных погодных условий, что приведет к сокращению объемов экспорта зерновых, а также достаточно слабый внешний спрос на металлургическую продукцию. Объемы экспорта других товаров и услуг также снизятся из-за падения мирового спроса.

Падение объемов импорта в текущем году оценивается в 12%. Спрос на импортируемую продукцию существенно уменьшится через подавленную инвестиционную активность и ухудшение потребительских настроений в условиях кризиса. Высокие переходящие запасы природного газа в хранилищах с прошлого отопительного сезона будут определять меньшую потребность в энергетическом импорте. Импорт услуг также снизится из-за влияния карантинных ограничений на международный туризм.

С 2021 года благодаря восстановлению украинской и мировой экономики ожидается рост объемов, как экспорта, так и импорта. Однако быстрые темпы роста объемов импорта по сравнению с экспортом обусловят возвращение к отрицательным значениям вклада чистого экспорта в ВВП. Потребительский импорт будут стимулировать рост реальных доходов населения, улучшение потребительских настроений и низкая волатильность РЭОК гривны.

Потребность в наращивании инвестиций после резкого падения обусловит рост объемов инвестиционного импорта. Рост физических объемов экспорта будет определяться восстановлением мирового спроса, и соответственно цен, на сырьевые товары, в частности металлургическую продукцию, а также увеличением выпуска в сельском хозяйстве.

Пересмотр прогноза падения реального ВВП в 2020 году до 6.0% (с 5.0% в прошлом Инфляционном отчете) определен переоценкой темпов восстановления во втором полугодии, которые будут медленными как из-за более длительного периода ограничений на экономическую деятельность в условиях адаптивного карантина, так и через более глубокое падение мировой экономики.

Отрицательный разрыв ВВП достиг своего пика во II квартале 2020 года и в дальнейшем будет сужаться. Его сокращению будет способствовать восстановление внутреннего и внешнего спроса.

Потенциальный ВВП приостановил рост в 2020 году из-за уменьшения взносов капитала и снижение производительности вследствие введения карантинных ограничений. Производительность производства снизится на ряде предприятий, а производственные мощности будут частично выведены из эксплуатации из-за их не полной загруженности.

В 2021-2022 годах рост потенциального ВВП постепенно восстановится на фоне отмены карантинных ограничений и ввода в эксплуатацию дополнительных производственных мощностей. Посткризисная оптимизация бизнес-процессов и конвергенция экономики до уровня более развитых стран-соседей обеспечат рост производительности.

Снижение экономической активности в Украине и странах – ОТП вследствие введения карантинных ограничений обусловило значительный негативный разрыв ВВП во II квартале 2020 года. Но в дальнейшем он постепенно будет сокращаться вследствие восстановления совокупного спроса внутри страны и возвращения интереса инвесторов к странам с развивающимися рынками.

Фискальная политика в 2020 году будет стимулирующей 

Для противодействия негативным последствиям кризиса будет сформирован положительный фискальный импульс (около 2% ВВП) для экономики, что будет отражением расширения дефицита сводного бюджета в текущем году до 7.5% ВВП. Средства будут направляться на меры по стимулированию экономической деятельности (непосредственно капитальные расходы), на поддержание бизнеса и населения в условиях снижения потребительской активности и занятости.

Кризисное состояние в экономике приведет к падению объемов платежей в бюджет, доходы СЗДУ сократятся ориентировочно на 10% за счет как налоговых, так и неналоговых поступлений. Среди первых больше всего снизятся поступления от налога на прибыль из-за существенного ухудшения финансовых результатов предприятий.

Несмотря на это, правительство будет вынуждено наращивать расходы социального характера для поддержания населения во время экономического кризиса, расходы на борьбу с распространением эпидемии, а также воздерживаться от экономии на капитальных расходах, в том числе на дорожное строительство, для поддержания экономики.

Такая мягкая фискальная политика будет предопределять формирование бюджетного дефицита, который станет одним из крупнейших в истории Украины. В условиях невысоких приватизационных поступлений он будет финансироваться за счет официальных и рыночных долговых заимствований. Определяющую роль здесь будет играть продолжение программы сотрудничества с МВФ, что, кроме получения зависимого от него официального финансирования, будет улучшать доступ к международным рынкам капитала по приемлемым процентным ставкам.

После восстановления устойчивого роста экономики потребность в значительных фискальных стимулах со стороны государства будет уменьшаться, поэтому дефицит СЗДУ постепенно будет сокращаться: до 4% ВВП – в 2021 и до 3.0% ВВП в 2022 годах.

Государственный и гарантированный государством долг в 2020 году вырастет до 62% ВВП. Главными факторами будут значительное наращивание дефицита бюджета, падение номинального ВВП, а также более низкий, чем в конце прошлого года, обменный курс гривны. В дальнейшем показатель будет снижаться на 2-3 в. п. ежегодно благодаря росту экономики, взвешенной фискальной политике и низкой волатильности обменного курса.

Платежный баланс

В 2020 году сформируется профицит текущего счета благодаря определенной устойчивости экспорта к кризисным явлениям и падению импорта из-за сокращения внутреннего спроса и количества путешествий.

В 2021-2022 годах ожидается возвращение к дефициту текущего счета и его постепенное расширение вследствие реализации отложенного спроса на фоне восстановления экономической активности.

Продолжение сотрудничества с МВФ позволит нарастить международные резервы почти до 100% уровня адекватности в конце 2020 года и обеспечит их дальнейший рост (достаточным считается уровень 100-150% от критерия МВФ). Кроме того, сохранение мягких финансовых условий в мире обусловит повышение интереса инвесторов к Украине.

Сужение внутреннего спроса обусловит профицит текущего счета в 2020 году, в 2021-2022 годах ожидается его возвращение к дефициту вследствие восстановления экономической активности

Оценка текущего счета на 2020 год существенно улучшена в сторону значительного профицита на уровне 4.4% ВВП (или 2.7% ВВП до пересмотра методологии составления ПИИ по сравнению с дефицитом 1.7% ВВП в Инфляционном отчете за апрель 2020 года). Формированию профицита будут способствовать значительные темпы сокращения импорта. Падение спроса на товары долгосрочного назначения, закрытие границ для путешествий, а также низкие цены и спрос на энергоносители существенно снизили потребности в импорте.

В то же время негативные последствия пандемии для экспорта были слабыми, учитывая высокий спрос на продовольствие, а также то, что Украина слабо вовлечена в глобальные цепочки производства и экспортирует в основном продукцию с низкой степенью обработки, спрос на которую оставался относительно стабильным. Кроме этого, более высокими, чем ожидалось, были переводы от трудовых мигрантов, большинство которых сохранило рабочие места за рубежом.

В 2021-2022 годах ожидается возвращение к дефициту текущего счета на фоне восстановления отложенного инвестиционного импорта, путешествий, спроса на импорт со стороны населения, а также снижения транзита газа.

В 2020 году отечественный экспорт продемонстрировал определенную устойчивость к кризисным явлениям. Это обусловлено преобладанием аграрной и горно-металлургической продукции в структуре экспорта, спрос на которые сохранился даже в условиях пандемии. Экспорт товаров сократится на 5% вследствие снижения цен на сырьевые товары, а также низкого урожая зерновых из-за менее благоприятных погодных условий.

В 2021-2022 годах экспорт будет расти (на 4-5%) благодаря росту производительности в сельском хозяйстве, высоким ценам и увеличению поставок металлургической продукции.

Уменьшение импорта товаров на 15% в 2020 году будет определять, прежде всего, энергетическая составляющая, которая сократится на 40%. Это обусловлено как рекордным падением цен на энергоресурсы, так и объемов импорта газа из-за высоких запасов в хранилищах.

Неэнергетический импорт также будет сокращаться (на 8%) вследствие падения доходов населения и снижения экономической активности.

В 2021-2022 годах импорт товаров будет расти (на 7-16%) вследствие восстановления спроса и укрепления РЭОК гривны.

Рост профицита торговли услугами в 2020 году будет предопределяться, прежде всего, сокращением импорта путешествий на треть вследствие введения ограничений на передвижение. В 2021 году ожидается восстановление туризма до докризисного уровня.

Денежные переводы от трудовых мигрантов в 2020 году снизятся незначительно (на 4%) благодаря сохранению устойчивого спроса на рабочую силу в сферах занятости, где наиболее представлены украинцы. До конца года количество мигрантов восстановится до докризисного уровня, поэтому в 2021 году объемы переводов достигнут уровня 2019 года, и в дальнейшем будут расти.

Восстановление притока долгового капитала и привлечения государственного сектора обеспечат финансирование дефицита текущего счета

Продолжение сотрудничества с МВФ создаст благоприятные условия для других государственных заимствований. В 2020 году ожидается привлечение официального финансирования от ЕС, Всемирного банка, МБРР, а также новых размещений ОВГЗ правительством.

К концу года постепенно будет возвращаться интерес инвесторов к странам EM на фоне сохранения мягких мировых финансовых условий. Это позволит профинансировать увеличение дефицита государственного бюджета в 2020-2022 годах, успешно преодолевать периоды значительных выплат по внешним долгам и компенсировать расширение дефицита торговли.

Финансирование от МВФ и других международных партнеров поможет существенно нарастить международные резервы Украины. По итогам этого года они вырастут примерно до 30 млрд. долл., а в последующие годы – до 33 млрд. долл.

Улучшение прогноза текущего счета в 2020 году обусловлено как изменением методологии расчета прямых иностранных инвестиций, так и просмотром самого прогноза. Предположения относительно значительного сокращения спроса на металлургическую продукцию во время мирового кризиса не реализовались, поскольку инфраструктурные проекты и процессы производства сворачивались медленнее, чем ожидалось.

В результате темпы сокращения экспорта пересмотрены до 5% (по сравнению с 12% в Инфляционном отчете за апрель 2020 года). Вместе с тем сильное снижение спроса на импортируемые товары, в том числе благодаря наращиванию мощностей отечественными производителями удобрений, обусловили пересмотр сокращения неэнергетического импорта до 8%, по сравнению с 4% в Инфляционном отчете за апрель 2020 года. Денежные переводы от трудовых мигрантов также оказались более устойчивыми к кризису.

Частично такой пересмотр текущего счета был компенсирован снижением поступлений по финансовому счету, прежде всего через увеличение оттока наличной валюты вне банков.

Монетарные условия и финансовые рынки

Удержание ключевой ставки ниже нейтрального уровня обеспечит стимулирующие монетарные условия, необходимые для восстановления экономики. В результате, инфляция постепенно будет расти и достигнет целевого диапазона в IV квартале 2020 года.

Сохраняется значительный профицит ликвидности банковской системы из-за конвертации правительством валютных заимствований для финансирования дефицита бюджета и покупки НБУ иностранной валюты для пополнения международных резервов.

Сохранение учетной ставки на низком уровне в текущем году будет способствовать стимулированию спроса и восстановлению экономики

В 2020 году учетная ставка будет удерживаться ниже своего нейтрального уровня. Мягкая монетарная политика будет стимулировать восстановление экономического роста после снятия карантинных ограничений. В 2021 году ключевая ставка повысится в ответ на рост инфляционного давления через восстановление потребительского и инвестиционного спроса. Однако монетарные условия все еще будут оставаться стимулирующими к середине 2022 года ввиду сохранения относительно низкой ключевой ставки.

Стоимость ресурсов на финансовых рынках еще не в полной мере отразила предыдущие снижения учетной ставки. Ожидается, что банки будут снижать проценты по кредитам и депозитам. Впрочем, закреплению ставок на однознаковом уровне будет способствовать продолжение последовательной монетарной политики и разумный баланс между сдерживанием инфляции и монетарным стимулированием.

Эффект трансмиссии ключевой ставки будет усиливаться благодаря облегчению доступа банков и МФО к финансированию вследствие внедрения новых инструментов для поддержания ликвидности и стимулирования кредитования реального сектора.

Оценки уровня нейтральной процентной ставки пересмотрены в сторону снижения в результате уменьшения оценки мировой нейтральной ставки. Реальная нейтральная ставка будет постепенно снижаться.

РЭОК гривны в третьем квартале 2020 года девальвирует на фоне мягкой монетарной политики, однако в дальнейшем он будет укрепляться вследствие превышения внутренней инфляции над инфляцией в странах — ОТП. С возвращением инфляции к цели РЕОК стабилизируется. НБУ и в дальнейшем будет сглаживать чрезмерные колебания обменного курса, не препятствуя рыночным тенденциям.

Ожидается сохранение значительного профицита ликвидности банковской системы на прогнозном горизонте. Главным фактором его формирования во второй половине текущего года будет конвертация правительством валютных заимствований для финансирования дефицита бюджета.

Кроме того, ликвидность будет поддерживаться инструментами долгосрочного рефинансирования. В 2021-2022 годах главным каналом снабжения ликвидности будут операции НБУ по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов.

Оценка тренда РЭОК для Украины: BEER подход 

Степень отклонения РЭОК от тренда (разрыв РЭОК) интересует центральные банки по той причине, что этот показатель является индикатором дисбалансов в экономике. Результаты одного из стандартных методов оценки тренда РЭОК (BEER) для Украины свидетельствуют о формировании умеренного положительного разрыва РЭОК в 2019 году, что согласуется с политикой инфляционного таргетирования НБУ по приведению инфляции к цели.

Учитывая ускоренное снижение ключевой ставки НБУ, введенное с конца 2019 года, РЭОК приблизится к равновесному значению в ближайшей перспективе.

Реальный эффективный обменный курс (РЭОК) является одним из основных макроэкономических индикаторов, что указывает как на ужесточение монетарных условий, так и на ценовую конкурентоспособность отечественных производителей на мировых рынках.

Рост (ревальвация) РЕОК может происходить либо через ревальвацию номинального обменного курса национальной валюты, либо через более высокую относительную инфляцию в экономике. В любом случае реальная ревальвация означает повышение цен на товары отечественных производителей в отношении цен на аналогичные товары стран – торговых партнеров.

Колебания РЭОК могут быть обусловлены влиянием фундаментальных факторов и/или временными эффектами. Первые формируют тренд показателя и определяют его долгосрочную динамику. А под действием других формируется разрыв РЭОК, то есть краткосрочное отклонение фактического показателя от тренда.

Монетарная политика в соответствии с устоявшимися идеями макроэкономической теории не имеет влияния на экономические тренды. Вместо этого она должна сглаживать разрывы, в частности РЕОК, для удержания экономики на равновесной траектории развития. Этого она может достигнуть за счет поддержания низкой инфляции и плавающего обменного курса. При таких условиях отклонения РЭОК от тренда являются непродолжительными, поскольку экономика имеет возможность сбалансироваться.

В научных исследованиях и в целях моделирования в центральных банках используется ряд стандартных подходов к оценке тренда РЭОК, которые можно разделить на три большие группы:

FEER (Fundamental Equilibrium Exchange Rate) – Williamson (1994);

NATREX (Natural Equilibrium Exchange Rates) – Stein (1994);

BEER (Behavioural Equilibrium Exchange Rate) – Clark and MacDonald (1997, 2000).

Третий подход самый популярный и самый простой в применении. BEER прямо оценивает долгосрочные связи между РЭОК и соответствующими фундаментальными факторами через построение регрессии. При этом для вычисления тренда РЕОК поясняющие переменные сами должны находиться на уровне трендов. Отличие от первых двух подходов заключается в том, что все тренды рассчитываются независимо друг от друга, что не позволяет учесть структурные взаимосвязи между ними.

BEER подход является одним из альтернативных методов оценки тренда РЕОК в НБУ. Во время его применения в роли долгосрочных фундаментальных факторов для Украины используется стандартный для подобных расчетов набор переменных.

Применение специального алгоритма позволяет провести верификацию моделей, наилучшим образом описывающих РЭОК и, соответственно, выявить наиболее значимые экономические факторы.

Приведенные оценки свидетельствуют, что к 2016 году тренд обменного курса направлялся в сторону обесценивания. Вклады всех компонентов были отрицательными. Крупнейший из них – исчерпание чистых внешних активов с учетом попытки поддержать номинальный обменный курс на завышенном уровне. Начиная с 2016 года, тренд РЕОК направлялся в сторону укрепления.

Факторами, которые привели к укреплению тренда РЭОК в последние годы, были увеличение чистых внешних активов и благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках. Однако реальную ревальвацию сдерживала относительно жесткая фискальная политика. Она замедляла рост внутреннего спроса и, соответственно, рост внутренних цен.

Однако это влияние иссякло в конце 2019 года. Вместе с постепенным сокращением отставания в производительности труда это приведет к дальнейшей ревальвации тренда РЭОК.

В период поддержания фиксированного валютного курса, для РЭОК были характерны значительные отклонения от тренда. Это было отражением накопления дисбалансов в экономике, в частности волатильной инфляции. Эти дисбалансы реализовывались во время кризисов 2008-2009 и 2014 годов, когда РЭОК становился недооцененным. После перехода к плавающему обменному курсу гривны и стабилизации экономики, РЕОК гривны колебался около тренда.

Исключением был 2015 год, когда в украинской экономике сформировался положительный разрыв РЭОК, что, прежде всего, было обусловлено сравнительно высоким уровнем инфляции.

Положительный разрыв несколько расширился в конце 2019 года, что в значительной мере объясняется номинальной ревальвацией гривны. Впрочем, такая ревальвация позволила снизить инфляцию, что привело к сужению разрыва РЭОК. Экономика сбалансировалась при низкой инфляции, как это предусмотрено режимом инфляционного таргетирования.

Ускоренное снижение ключевой ставки НБУ, введенное с конца 2019 года при условии удержания низкой инфляции у цели 5% будет способствовать приближению РЭОК до равновесного значения в ближайшей перспективе.

Риски прогноза 

Ключевым предположением макроэкономического прогноза является продолжение сотрудничества с МВФ.

Основным риском для реализации прогноза является более длительный срок пандемии коронавируса и сохранение ограничительных мер, необходимых для его преодоления, на более долгий период. От этого напрямую будет зависеть скорость восстановления как глобальной, так и украинской экономики.

Ключевым предположением очерченного макропрогноза является продолжение сотрудничества с МВФ, согласно Меморандуму об экономической и финансовой политике. Соблюдение условий новой программы стенд-бай с МВФ, в том числе и в части проведения последовательной фискальной и монетарной политики, даст возможность обеспечивать макроэкономическую стабильность, необходимую для уверенного и непрерывного восстановления экономики.

Его важность усиливается кризисным состоянием, как мировой, так и украинской экономики и необходимостью доступа к привлечениям на международных рынках капитала. Поддержка МВФ является важной с точки зрения финансирования бюджетных расходов на преодоление последствий пандемии, своевременных и полных расчетов по государственному долгу, сохранения доступа на международные рынки капитала и заинтересованности международных инвесторов в украинских активах.

Весомым риском для очерченного прогноза является ухудшение эпидемиологического состояния в Украине в частности из-за вероятного роста заболеваемости COVID-19 осенью или зимой и необходимости возвращения к более жестоким карантинным мероприятиям на длительное время. При таких условиях падение экономики в текущем году может углубиться, соответственно возникнет потребность в дополнительном смягчении фискальной и монетарной политики для поддержки экономики и населения.

Элемент неопределенности относительно дальнейшей монетарной политики создает неизвестные, окончательно на момент подготовки прогноза — масштаб и сроки повышения социальных стандартов. С одной стороны, рост социальных стандартов может иметь стимулирующее влияние на экономический рост, дефицит бюджета и инфляцию.

С другой стороны, такое повышение будет происходить в условиях все еще слабого совокупного спроса на этапе послекризисного восстановления экономики. Дальнейшая монетарная политика будет учитывать всю совокупность этих факторов и их влияние на экономику.

Соответственно, прогноз учетной ставки может корректироваться в условиях появления более высокой определенности относительно масштабов и сроков пересмотра социальных стандартов и оценки их влияния на экономику.

Со стороны внешней среды продолжительность пандемии коронавируса и ограничительных мер также является основным источником риска. В случае медленного восстановления экономик стран – ОТП ожидается негативное влияние на украинскую экономику из-за низкого мирового спроса на товары украинского экспорта, а также продолжения оттока капитала из стран ЕМ. По такому сценарию монетарная политика НБУ будет отражать баланс между потребностью в снижении инфляционного давления из-за ослабления обменного курса гривны и поддержки экономики.

Риском остается снижение урожая зерновых, масличных и плодоовощных культур в Украине из-за неблагоприятных погодных условий. Это может привести к повышению продовольственной инфляции выше прогнозируемой и углублению падения ВВП, вследствие снижения выпуска в сельском хозяйстве. Рост экспортных цен частично компенсирует снижение физических объемов экспорта зерновых.

Впрочем, снижение экспортных поступлений усилит девальвационное давление на обменный курс гривны и, соответственно, на инфляцию. Реакция монетарной политики будет отражать баланс между потребностью в снижении инфляционного давления и минимизацией потерь для экономического роста.

Со стороны продовольственной составляющей инфляции существует риск роста волатильности мировых цен на продовольствие в условиях климатических изменений, которые ускоряются. Из-за существенной доли продуктов питания в структуре ИПЦ, чувствительность динамики инфляции в таких временных продовольственных шоках довольно значительная, поэтому они могут вызвать соответствующие отклонения общей инфляции от цели. Реакция монетарной политики будет обусловлена влиянием шока предложения на инфляционные ожидания.

Сохраняются риски эскалации военного конфликта на востоке страны, которые могут существенно ухудшить инвестиционную привлекательность Украины и ожидания всех экономических агентов.

Вставка 7. Глобальные климатические изменения: влияние на экономику Украины 

Все больше центральных банков рассматривает возможность учета в своей монетарной политике аспектов, связанных с изменением климата. Для Украины эти вопросы приобретают все большую актуальность ввиду того, что доля сельского хозяйства в ВВП достигает 10%, а объемы экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки – 48% от общего объема экспорта товаров.

Согласно имеющимся исследованиям изменение климата может дать как преимущества, так и создать вызовы. Среди преимуществ – вероятный рост урожайности и уменьшение времени созревания культур. Среди вызовов – увеличение волатильности урожайности различных культур, показателей, внутренних и мировых цен на них.

Также она может повлиять на изменение цены активов, в том числе в залоге у банков. В этих условиях роль центрального банка – минимизировать влияние ценовых шоков, в том числе путем развития финансовых рынков, в частности страхования и введения оценки активов с учетом возможного негативного влияния изменения климата.

Изменение климата влияет на все сферы нашей жизни: финансы, макроэкономику, международное развитие, экономику труда и сельское хозяйство. Однако его влияние существенно различается между странами в зависимости от их географического расположения (Рuaschunder, 2019). Так, в регионах, близких к экватору, ожидается снижение урожайности кукурузы и пшеницы, тогда как в регионах, расположенных ближе к полюсам, прогнозируется рост урожайности этих культур и сахарной свеклы.

Кроме того, вероятным является более скорое созревания культур, что, с одной стороны, сокращает время, необходимое для получения урожая, а с другой – может снизить его питательное качество. Кроме того, негативным может быть влияние изменения ареалов обитания вредителей и насекомых, что опыляют растения (Mbow и др., 2019).

Согласно Batten и др. (2020) разграничивают две основные категории рисков для экономики:

  1. Непосредственные риски, возникающие вследствие климатических событий. Они могут быть длительными и постепенными (например, затопление или, наоборот, опустынивание территорий, что может сделать их непригодными для земледелия; в других районах может возникнуть потребность в дополнительных инвестициях – для сооружения дамб, систем орошения, вывода/завоза новых сортов культур). Однако могут быть и результатом одномоментных событий — наводнений, засухи, града и т. д., частота и мощность которых, вероятно, будет расти.
  1. Последствия существующей и потенциальной будущей климатической политики государств. Планы перехода на зеленую энергетику могут привести к подорожанию электроэнергии и обусловить необходимость создания маневровых мощностей. Введение налогов на выбросы углерода и/или метана и других парниковых газов – может привести к снижению объемов производства в сельском хозяйстве мира, прежде всего в животноводстве, ведь последнее согласно оценкам FAO ответственное за 14.5% выбросов парниковых газов. Еще одним примером является возможное ограничение на добычу энергоресурсов (например, запрет крекинга).

На основе длительных исследований влияния изменения климата организация Germanwatch и Университет Нотр-Дам разработали рейтинги стран по воздействию на них климатических изменений. Germanwatch оценивает (по ежегодным данным с 1999 года) потери от чрезвычайных климатических событий за заданный год и совокупно с начала временного ряда, а также то, насколько в каждом текущем году страна эффективно боролась с изменением климата.

Университет Нотр-Дам с 1997 года запустил программу, которая ежегодно оценивает уязвимость стран к изменению климата по шести секторам жизнеобеспечения (продовольствие, вода, здоровье, экосистемные услуги, среда обитания человека и инфраструктура) и готовность стран противостоять этим изменениям через инвестиции. Рейтинги не являются прямо сопоставимыми между собой, потому что концентрируются на различных параметрах.

Место Украины в приведенных рейтингах – преимущественно в первой (лучшей) половине, а в одном из них (Индекс уязвимости ND-GAIN) с учетом относительного ВВП, Украина даже лидирует среди 181 страны мира. Это связано с тем, что в Украине в основном умеренный континентальный климат, поэтому негативное влияние его изменения на протяжении ближайшего десятилетия будет более низким по сравнению со странами, расположенными ближе к экватору.

Более того, теплый климат может привести к росту урожайности на Полесье, а увеличение в воздухе количества углерода и повышение температуры могут сократить период созревания растений.

В то же время из-за изменения климата Украина предстанет и перед рядом вызовов. Остановимся на некоторых из них.

Увеличение волатильности урожаев. Из-за теплого климата можно ожидать усиления проблем со снижением годового количества осадков в плодородных районах юга и востока, где доступность воды уже ограничена, а на западе – повышения вероятности разрушительных наводнений. Более высокое содержание углерода и более высокая среднесуточная температура могут ускорить созревание, но и одновременно – снизить пищевую ценность зерновых.

Сельское хозяйство очень зависит от осадков, тогда как в Украине под поливом находится лишь 6% обрабатываемых земель. Засухи 2003, 2006, 2007, 2010 и 2012 годов привели к снижению урожайности пшеницы в Украине на 10-30%.

Негативное влияние на урожаи могут предопределять и экстремальные погодные условия – ураганы, грады, ливни, засухи, резкие перепады температуры, вероятность которых возрастает вследствие климатических изменений.

Увеличение волатильности мировых цен. Рост волатильности урожаев повлечет значительные колебания спроса и предложения, которые определяют мировые цены. Также на цены будет влиять политика развитых государств по использованию биотоплива или сокращение поголовья скота.

Усиление конкурентов. Погодные условия не признают политических границ и обычно не отдельная страна, а целый регион находятся под действием погодных факторов. Соответственно рост среднегодовых температур может способствовать повышению урожаев и в соседних с Украиной странах, в частности России. Увеличение предложения зерна из одного региона может снизить мировые цены на него.

Падение спроса со стороны животноводства. Животноводство является одним из крупнейших производителей парниковых газов, прежде всего метана. Как результат борьбы с уменьшением выбросов, может снизиться спрос на зерно и кукурузу на фураж. В то же время из-за традиционной защиты агросектора в ЕС такое сокращение спроса, вероятно, будет постепенным. Появление новых технологий, в частности «искусственного мяса», также может повлиять на спрос.

Украина может удерживать свои экспортные позиции за счет высокой производительности и близости портов, программ развития речного транспорта и совершенствования имеющейся инфраструктуры. Засушливость можно частично компенсировать искусственной ирригацией и переходом к сортам, выведенным для более засушливого климата.

Для этого, однако, важным является работающий рынок земли, который должен заинтересовать собственника в поддержании и увеличении ценностей этого актива.

Для уменьшения влияния экстремальных погодных условий необходимо улучшение инфраструктуры – от восстановления/увеличения площади лесополос к построению водоотводов, с целью уменьшения эрозии почв вследствие наводнений. Украина может удержать общие объемы экспорта путем более высокой географической диверсификации. Некоторые положительные изменения, например, введение рынка земли, уже продвигаются, но чтобы быть готовыми к уже имеющимся изменениям, необходим  системный и проактивный подход.

Роль центрального банка

Ожидаемая более высокая волатильность внутренних и внешних цен на сельскохозяйственную продукцию, сможет влиять на успешность в соблюдении цели по инфляции. Особенно учитывая значительный вес продуктов питания в ИПЦ (почти 45%). Одним из методов минимизации негативных эффектов является развитие финансовых рынков, особенно рынка страхования и рынка форвардных операций.

Изменение климата и связанные экстремальные погодные условия могут негативно повлиять на стоимость активов, в частности земли, недвижимости, производственных мощностей и тому подобное. Поскольку эти активы могут быть залогом по кредитам, изменение их цены несет риски для банковской системы.

Также значительное количество страховых компаний рассчитывает свои премии на основе исторических данных без предположения относительно их значительного изменения в будущем. НБУ, среди других целей, способствует финансовой стабильности, в том числе стабильности банковской системы, поэтому приобретает актуальность обращение внимания возможным изменениям оценки качества активов, с учетом влияния изменений климата.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Комментарии

  • 15 июня 2022, 01:06 Алена

    Существует такой сервис, который формирует прогнозы курсов валют с помощью искусственного интеллекта. Прогноз курса валют на завтра от аналитиков. Этот сервис будет полезным для большинства игроков на финансовых и криптовалютных рынках.

Оставить комментарий