Экономика Украины в условиях старых и новых рисков

25.01.2020 – Прошлый год подарил Украине несколько весомых приятных сюрпризов. Рекордный урожай зерновых, крупнейший в истории приток средств нерезидентов в облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), максимальный за много лет темп экономического роста, который в II–III кварталах превысил 4%.

Средняя зарплата, выраженная в твердой валюте, достигла исторического максимума, увенчавшая все названные положительные достижения, а реальная зарплата – новых высот. Украинцам стало жить лучше.

Но не был ли прошлогодний результат случайностью? 2020-й ответит на этот вопрос и в, то же время статистически обоснует, правильным ли курсом движется страна. Сейчас украинская экономика имеет неплохие стартовые позиции, вытекающие из достижений 2019-го. Но и риски существуют немалые. 

Еще раз о кризисе

Говорить сейчас о глобальном экономическом кризисе – дело неблагодарное, потому что последние несколько лет его прогнозируют даже те, кто далек от экономики. К тому же МВФ прогнозирует, что рост мирового ВВП должен ускориться с 3,0% в 2019-м до 3,4% в 2020-м. Значит, на первый взгляд, оснований для беспокойства нет.

Но тенденции — вещь упрямая. И многие из них на сегодня негативные. Поэтому вопрос о развертывании кризисных процессов в мире не сходит с повестки дня. Прежде всего, темпы прироста мировой торговли неустанно уменьшаются с начала 2018-го. С июня 2019-го они отрицательные, а в октябре составили -2,1%. Это наименьшее значение после кризиса 2008-2009 годов.

Вместе с мировой торговлей замедляется и промышленное производство.

Длительное время его динамика была положительной, но в октябре упала до нуля и ниже. Тенденция к снижению очень четкая, взлома пока не видно. Этого нельзя игнорировать, потому что промышленность составляет четверть мирового ВВП. Поэтому если тренд сохранится, вскоре разрушительный эффект распространится и на другие секторы.

Как долго продлится данная тенденция? Все зависит от факторов, которые ее определяют. Бытует мнение, что основная причина – неуверенность, обусловленная торговыми войнами между США и Китаем, Brexit и геополитическими перипетиями. Да, инвестиции не любят неуверенности. Поэтому валовое накопление основного капитала (показатель инвестиций в макроэкономике) стагнирует в семи экономиках Большой двадцатки, а в Мексике, Южной Корее, Австралии, Аргентине и Турции снижается.

Еще классик мировой экономики Д. М. Кейнс говорил об определяющем влиянии объема инвестиций на деловую активность. Если они падают в пяти крупных экономиках и не увеличиваются в семи, то не станет ли это плацдармом для развертывания кризисных явлений? Можно ли тогда опираться на прогнозируемое МВФ ускорение экономического роста в мире?

Кое-кто верит, что, как только урегулируют Brexit и США подпишут торговое соглашение с Китаем, неопределенность исчезнет. Хотелось бы, чтобы это произошло как можно быстрее. Но есть и другое мнение: нынешний рост протекционистских и изоляционистских настроений – реакция на изменения мирового уклада, который несет Четвертая промышленная революция. Пока не кристаллизуется каркас новой системы международных отношений, такие явления будут возникать снова и снова.

Сегодня мягкая монетарная политика плохо стимулирует реальный сектор, зато прекрасно питает фондовый рынок. Во многих странах, в частности в США, индексы акций устанавливают новые рекорды. Но так не может длиться вечно. Из-за высоких цен на активы, существует страх обвала среди инвесторов.

Вместе с тем взглянем на статистику автомобильных продаж. В прошлом году показатели первичных регистраций авто падали в половине стран Большой двадцатки. Производство уменьшилось в двух крупнейших странах-автопроизводителях – США и Китае, а также в ряде других. Но базовые потребности передвигаться и демонстрировать свой уровень жизни наличием автомобиля не исчезли. То откуда такая динамика? Она является следствием протекционизма, падения доходов населения или появлением гироскутеров и Uber?

В любом случае динамика продаж автомобилей имеет мало общего с настроениями инвесторов. А автопроизводство совмещает работу огромного количества смежных предприятий и отраслей. Кризис в этой индустрии быстро распространяется на всю экономику. Поэтому очень высока вероятность того, что спад мировой торговли и промышленного производства еще не достиг своего пика.

Настораживает и другой факт. Названные негативные тенденции стали появляться на рубеже 2018-го и 2019-го. Федеральная резервная система (ФРС) США отреагировала в прошлом году в конце июля, начав цикл понижения учетной ставки, которая уже насчитывает три шага. Немало других центробанков подхватило инициативу. Но проблема в том, что на годовые темпы прироста многих экономик это не повлияло.

Рост ВВП США, Китая, Индии и еще четырех стран Большой двадцатки в дальнейшем замедляется, в то же время инфляция заметно ускорилась. На сегодня мягкая монетарная политика плохо стимулирует реальный сектор, но прекрасно питает фондовый рынок. Во многих странах, в частности в США, индексы акций устанавливают новые рекорды.

Но так не может длиться вечно. Чем выше цены на активы, тем больше среди инвесторов страха обвала и тем меньший толчок нужен для начала краха. И когда этот момент наступит, инвестиционные настроения ухудшатся всерьез и надолго. Поэтому говорить о восстановлении мировой экономики рановато. Скорее наоборот. А это существенный риск не только для Украины.

Слабая Украина

Хуже всего в этом то, что украинская промышленность не готова к длительному тестированию дна. Она слабая, недоинвестированная, поэтому ее динамика хронически хуже мировой и даже региональной. Именно из-за этого в конце 2019-го наша экономика напоминала марафонца, который хорошо пробежал дистанцию, но от изнеможения еле дотянул до финиша.

В течение года успехи других отраслей отодвигали на второй план стагнацию промышленного производства, но ближе к концу спад в промышленности обострился, а достижения других секторов уменьшились. В сумме начала формироваться мрачная картина с нежелательно быстрой динамикой. А это существенный риск уже для 2020-го.

Если тенденция замедления мировой торговли и индустрии будет такой несокрушимой, как видится на графике, это станет большим испытанием для отечественной промышленности. Каким бы сильным было наше сельское хозяйство, его доля в валовой добавленной стоимости экономики практически вдвое меньше, чем в промышленности. Поэтому нейтрализовать заметный спад промышленного производства оно не сможет.

И даже если в других отраслях все будет неплохо, вызванные промышленностью потери занятости, покупательной способности и бюджетных поступлений со временем могут сильно надломать совокупный спрос и, в конце концов, спровоцировать спад всей украинской экономики.

Последние два кризиса показали, что когда начинается спад в украинской индустрии, то его темп очень быстро и беспрепятственно развивается до двузначных величин, а иногда превышает 20%. Можно ли избежать такой динамики этот раз? Трудно ответить однозначно. Но этому риску нужно уделить должное внимание, потому что многое зависит от того, насколько адекватно его оценит государство и насколько подходящую экономическую политику оно выстроит для его нейтрализации.

Спасательный круг мигрантов 

Официальная зарплата, которую получают украинские работники за рубежом, выросла с $5,2 млрд. в 2014 году до около $12,8 млрд. в 2019-ом. Еще более $2,4 млрд. попадает к нам в форме частных переводов, которые, вероятно, идут с доходов нелегальных работников и украинцев, сменивших гражданство.

Последствий два. Во-первых, экспорт людей, рабочей силы с Украины стал весомой составляющей платежного баланса, потому что уже обеспечивает валютные поступления, которые равняются почти четверти доходов от экспорта товаров и услуг. Динамика показателей указывает на то, что стране значительно легче экспортировать труд людей, чем продукцию экономики. Это не просто грустно.

Какими бы успешными были реформы, масштаб миграции – самая точная оценка, которую дают простые граждане. В человеческом измерении никакое развитие невозможно без ресурсов. Поэтому ни одна власть, которая имеет стратегическое государственное видение, не должна допускать хроническую потерю человеческого ресурса.

Во-вторых, теперь платежный баланс и вся экономика Украины очень зависят от экономической динамики стран, в которых работают наши граждане. А это весомый риск. С одной стороны, у него длительный срок действия. Он может не реализоваться в 2020 году, потому что за 11 месяцев 2019-го официальная зарплата украинских работников выросла более чем на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поэтому оснований для беспокойства вроде бы и нет.

С другой – украинцы работают преимущественно в странах ЕС, экономическая ситуация в которых весьма неопределенна. По прогнозам МВФ, рост экономики еврозоны имеет предположительно с 1,2% в 2019-м до 1,4% в 2020-м, но это крайне неубедительно, учитывая динамику ряда макроэкономических показателей в соответствующих странах.

В экономике Польши началось замедление, которое, очевидно, продлится и в 2020-ом. Если в мире кризисные тенденции будут нарастать, то страны ЕС, видимо, будут среди тех, кому достанется больше всего.

За последние 10 лет качество трудовой миграции из Украины в корне изменилось. Ранее украинцы в Европе работали преимущественно нелегально. Они оседали в одной стране и пытались там зарабатывать, живя в постоянном страхе, что их депортируют. При первых проявлениях кризиса они сразу теряли работу и нередко возвращались в Украину.

Теперь наша трудовая миграция цивилизована, а работники имеют трудовые контракты. Они стали свободнее, не зацикливаются на одной стране и готовы поменять, скажем, Польшу на Германию, если получат более высокую зарплату. Пока занятость в Европе растет, спрос на них высокий. Но, как и ранее, в случае кризиса их массово будут лишать рабочих мест, потому что, выбирая между поляком и украинцем, польский работодатель, пожалуй, уволит нашего земляка.

Не повлияет ли это на украинских трудовых мигрантов? Останется ли их поддержка экономики Украины такой сильной, как раньше? Однозначно сказать трудно, но следует признать, что сегодня рост экономики ЕС стал вопросом экономической безопасности Украины. И это задолго до любых намеков на членство нашего государства в Евросоюзе.

Встречные ветры капитала

В прошлом году нерезиденты вложили в ОВГЗ рекордную сумму – почти 110 млрд. грн. Это феноменальный результат, который с большим запасом опередил показатели предыдущих лет. Как ни странно, в нем также кроется довольно существенный риск для текущего года.

Начнем с причин. Высокая учетная ставка, связанная с ней значительная доходность гособлигаций и отсутствие макроэкономических предпосылок для заметной девальвации гривны – вот благоприятный фундамент, который был в начале 2019-го. Ни одного из его составляющих сейчас нет. Скорее наоборот. 14 января Минфин разместил четырехлетние рублевые облигации с доходностью 9,88%.

При нынешнем валютном курсе они неконкурентные по сравнению с другими странами, имеющими схожие риски. Впоследствии инвесторы это осознают и откажутся покупать больше ОВГЗ. Это первый фактор риска.

Эйфория, связанная со сменой власти, также внесла свою лепту. Перед президентскими выборами среди инвесторов царила настороженность относительно перспектив Украины. После парламентских выборов они поверили в амбициозную программу либеральных реформ, не обращая внимания на слабые стороны нынешней власти. Так или так, а в 2020 году эта эйфория исчезнет, потому что появятся реальные результаты, которыми будет очень сложно оправдать крайне высокие ожидания. Это второй фактор риска.

Но главное другое. Мировая финансово-экономическая система развивается микроциклами, которые чем-то напоминают дыхание. Когда уровень страха среди контрагентов возрастает, капитал течет в «тихие гавани» – развитые экономики с наименьшими рисками, например США, Японию, Швейцарию. Это вдох. Когда опасения инвесторов приходят, капитал течет в обратном направлении – в развивающиеся страны. Это выдох.

Украина относится к очень рискованным странам, которые развиваются, поэтому мы наблюдаем гипертрофированное отражение этих процессов. На выдохе к нам могут течь золотые реки, которые словно взялись ниоткуда, а во время вдоха наступает что-то вроде семилетней египетской засухи во времена библейского Иосифа.

К середине прошлого года мир находился в оцепенении от протекционизма, спада глобальной торговли, замедления мировой экономики. Но когда ФРС, а после нее и другие центробанки начали действовать, то есть смягчать монетарную политику, контрагенты вздохнули с облегчением. Это был выдох, капитал потоком шел в развивающиеся страны. Украина тогда находилась на неплохих макроэкономических позициях, поэтому получила полную сумку денег.

Наибольший приток иностранного денежного капитала пришелся как раз на июль – август, когда инвесторы уже понимали, что ФРС начнет действовать и что вскоре наступит облегчение.

Последствия этого для экономики Украины были очень позитивными, настолько, что многие, в том числе в государственных органах, поддались эйфории и поверили, будто наша экономика вышла на новый уровень. Это ложное впечатление, самообман, который случался также в 2005-2008 годах и известно чем закончился.

На самом деле ситуация такая, что скоро ускорение инфляции в развитых странах поставит вопрос о необходимости сделать монетарную политику более жесткой. Фаза выдоха закончится, начнется вдох. Поэтому для Украины реки золота могут измениться на засуху. И вот это главный фактор риска на 2020 год.

Бюджет со знаками вопроса

Иногда эйфория ослепляет и мешает реально смотреть на вещи. Есть много разговоров о том, как хорошо, что иностранцы вложили сотню миллиардов гривен в ОВГЗ. Но никто не говорит, что при этом НБУ и коммерческие банки сократили свои вложения на более 50 млрд. грн.

В 2020-м аппетиты правительства на внутреннем рынке долга не уменьшатся. А спрос нерезидентов на ОВГЗ, вероятно, упадет, поскольку сейчас их доходность не слишком конкурентная, да и курс гривны не такой привлекательный, как год назад. Кто же тогда будет покупать гособлигации? Это снова будут делать государственные банки под давлением сверху? Но приближается дата их вывода на приватизацию, что, видимо, предполагает увеличение их автономности в принятии решений. Придется ли отложить такие планы?

Четкого ответа на эти вопросы нет, зато есть значительный риск возникновения проблем с финансированием госбюджета. Конечно, всегда можно вернуться к сотрудничеству с МВФ, но, судя по действиям нынешней власти, она не спешит этого делать.

Бюджет на 2020-й имеет уникальную с определенной точки зрения проблему. Несколько лет назад в государственную смету закладывали слишком низкий курс доллара. Когда он вырос больше, чем прогнозировалось, казна получала более высокие поступления, чем было запланировано. Эти деньги перекрывали текущие разрывы, и даже некоторое время финансировали строительство дорог в приграничных областях.

В прошлом году было наоборот, курс доллара оказался неожиданно низким, что обусловило недовыполнение плана по поступлениям. Тогда этого действительно никто не ожидал.

Но этот год вообще удивительный: в начале ноября 2019-го Министерство экономики сгенерировало прогноз среднегодового курса на 2020 год на уровне 27 грн./$, а Министерство финансов положило его в основу бюджета. Это произошло в то время, когда курс доллара на валютном рынке был близким к 24,5 грн./$ и уверенно снижался.

При этом министр экономики еще и обсуждает возможность курса 20 грн./$ в 2020 году.

НБУ публично не прогнозирует курс валюты, потому что намерен увести экономику от привязки к доллару. Мотивацию Нацбанка можно понять. Но динамика валютного курса – это основополагающий макроэкономический показатель, без которого нельзя выстроить взвешенную экономическую политику государства. Как Минэкономики и Минфин могут работать без понимания тенденций на валютном рынке? Вся эта история является еще одним большим риском на 2020 год.

Он уже сказывается. Ведь или в течение года курс доллара будет устойчиво расти с 24 до 30 грн./$, чтобы выйти на прогнозный среднегодовой показатель 27 грн./$, или план бюджетных доходов не будет выполнен. Премьер уже с невозмутимым выражением лица заявил, что в феврале будет пересмотрен макропрогноз. Где гарантия того, что новый прогноз окажется адекватным? И даже если это так и будет, то придется искать дополнительные доходы или уменьшать расходы. Экономика плохо воспримет любую из этих операций.

Неуловимый валютный курс

Во втором полугодии 2019-го было немало дискуссий о том, почему укрепляется гривна и как это влияет на экономику. Пока они продолжались, экономическая ситуация ухудшалась, нерезиденты стали покупать меньше ОВГЗ, у аграриев возникли проблемы с доходностью, падение промышленности углубилось.

Появляется все больше статистических доказательств того, что в нынешней экономической ситуации слишком дорогая гривна – это риск для макроэкономической стабильности. Поэтому на данный момент главный вопрос заключается в том, останется ли гривна, дорогой достаточно долго, чтобы этот риск реализовался сполна.

Складывается впечатление, что НБУ скорректировал свою стратегию работы на межбанковском валютном рынке. 12 декабря регулятор сообщил, что увеличивает уровень плановых ежедневных покупок валюты с $30 млн. до $50 млн. А с начала года его активность на межбанковском валютном рынке подтверждает выбранную линию поведения. Это удержит гривну от укрепления, уничтожит ожидания контрагентами дальнейшего ее укрепления, а значит, может принципиально изменить баланс спроса и предложения на валютном рынке. Тогда доллар начнет дорожать.

Может ли этот процесс выйти из-под контроля? Если такой риск и есть, то он один из самых маленьких. Да, в течение года-двух доллар попытается полностью отыграть утраченные позиции и даже больше. И ему это удастся, если в мире наберут обороты кризисные процессы. Но учитывая объем золотовалютных резервов Нацбанка нужно настоящее потрясение, чтобы курс менялся резко и выпрыгнул за пределы максимумов последних лет. Пока такого не ожидается.

Нейтрализовать угрозы

Украина должна хорошо подготовиться, чтобы дать ответ, по названным рискам учитывая их масштаб. Было бы хорошо, если бы государство имело впрок какие-то козыри. Конечно, самый простой вариант – девальвация гривны, которая может сгладить много незначительных проблем. Но хотелось бы, чтобы экономика не сбавляла оборотов, дальше росла и приобрела определенный иммунитет против внутренних и внешних угроз. В таком случае девальвация будет низкой, особенно в случае реализации худших сценариев.

Что может предложить государство? Первое – активизацию кредитования. Недаром о нем сейчас очень много говорят. Снижение учетной ставки НБУ должно этому способствовать. Но достаточно ли его, чтобы эффект от увеличения кредитования стал значимым для экономики? И не вымывать у государства своими заимствованиями внутренний финансовый ресурс в том случае, если нерезиденты перестанут покупать ОВГЗ? 2020 год даст ответы на эти вопросы. Чтобы они были конструктивными, государство должно хорошенько поработать.

Второе – запуск рынка земли. Даже если это произойдет с драконовскими ограничениями, все равно финансовая система и экономика в целом получат немалый глоток свежей ликвидности. Это произойдет при любых обстоятельствах, потому что такие события случаются в мире раз в десятилетие. Вопрос только в том, не будет ли это иметь негативных социальных последствий. Текущий год ответит и на такой вопрос.

Третье – проведение структурных реформ. Пока что это «латентный антириск», но он уже давно существует и может реализоваться в положительную сторону, но это никак не происходит. Будет ли 2020 год исключением? Без надлежащих усилий правительства — нет.

Итак, Украина не в тупике. Имеем значительные риски, но и видны направления, по которым нужно двигаться, чтобы избежать полноценного экономического кризиса.

Автор: Любомир Шавалюк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий