Как благодаря кукурузе маленький французский кооператив превратился в одну из ведущих семенных компаний в Европе

Жизнь полна случайностей: приятных и не очень. И не каждому хватает мужества и воли, чтобы направлять поток судьбы на мельницу собственного успеха. Президент группы Euralis Кристиан Пеес относится к тем, кто способен это сделать. Его дед был пионером французского кооперативного движения 30‑х годов ХХ века. Непосредственно участвовал в создании объединения, которое с годами превратилось в одного из лидеров сельского хозяйства Франции.

Читайте также: Как убыточная агрокомпания превратилась в успешное производство нишевых культур

Николай Малиенко: Не стоит сеять семенами низких генераций, чтобы потом не удивляться, почему такая слабая урожайность

Обычный герой: история успеха Виктора Марценюка

Компания «Маис» и ее основатель Сергей Терещук стояли у истоков семенного бизнеса страны

Сюзанна Григоренко: Товаропроизводитель не пойдет покупать семена только из-за дотации на них

Кристиан никогда не стремился заниматься сельским хозяйством. Он мечтал искать утерянные цивилизации, изучать далекие континенты. Но юноше не суждено было стать ни археологом, ни путешественником, ни даже учителем истории и географии. Хотя он и получил соответствующее образование.

Пеес уже преподавал, когда тяжело заболел и умер его отец. Небольшая семейная ферма – 15 га на юго-западе Франции, которую должен был унаследовать Кристиан, осталась без хозяина. Брат был мал, чтобы хозяйничать. И Кристиану пришлось взять отцовское дело в свои руки. Пеес имел природную любознательность и аналитический склад ума и искренне озабочен не только вопросами севооборота в собственном имении, но и проблемами управления кооперативом в целом.

«Я стал администратором, чтобы изменить то, чем был недоволен. Я желал участвовать в жизни кооператива и улучшать его», – говорит он.

Вначале 2000-х Пеес возглавил кооперативную группу Euralis.

Сегодня это один из крупнейших кооперативов в мире, объединяющий около 12 000 фермеров. Общий оборот группы достигает почти 1,5 млрд. евро в год. Объемы продаж семян компании в мире ежегодно растут на 15%. Спрос на фуагра под маркой Rougie, которую производит Euralis, только в Северной Америке ежегодно увеличивается на 13%.

Euralis Semences – одна из ведущих семенных компаний Европы, уделяет много внимания селекции. В 2017 году кооператив направил на исследования и разработки 26 млн. евро. И в будущем не собирается уменьшать объемы финансирования этого направления, считая его основным двигателем развития компании.

«Мы ежегодно инвестируем в исследования более 13% торгового оборота. Это особая отрасль, хотя и очень затратная. Но таким образом мы работаем на завтрашнюю победу», – убежден Пеес. Сейчас в Euralis Semences 15 научных центров: три во Франции и еще 12 в различных странах Европы.

Чтобы выдержать конкуренцию с транснациональными гигантами, Euralis концентрируется на выпуске чистой продукции без ГМО и оригинальных методах его селекции. Одна из таких селекционных схем, изобретенных командой Euralis, называется Tropical Dent («тропические зубовидные»). Исследователям компании удалось найти новую семью кукурузы и скрестить эту генетику с существующей, что до этого считалось несовместимым.

КУКУРУЗНЫЙ ОТЕЦ

Современный офис группы Euralis находится в живописном местечке на юго-западе Франции, в регионе Аквитания. Здания кооператива занимают всю улицу. О Euralis знает каждый житель По.

История создания кооперативной группы Euralis ничем не отличается от рождения любого другого французского кооператива. В 1930-е годы, когда в США бушевала Великая депрессия, экономика Франции падала вместе с другими экономиками мира. Французские фермеры едва сводили концы с концами.

Тогда два десятка сельхозпроизводителей, которые хозяйничали на юго-западе страны, решили объединиться. Они поняли, что вместе будут весить гораздо больше, чем поодиночке. Так они смогут отстаивать перед поставщиками и трейдерами собственные интересы. К тому же вместе им будет легче получить кредит для строительства элеватора или покупки техники.

В 1936 году вновь пшеничный кооператив Адурского бассейна возглавил фермер Луи Бидо. На то время в юго-западной Франции, как и по всей территории Западной Европы, сеяли преимущественно пшеницу. Но теплый и влажный климат, обусловленный близостью Атлантического океана и горного массива Пиренеев, не очень способствовал выращиванию этой культуры. Фермерам приходилось прилагать многих усилий, бороться с большим количеством болезней, чтобы в конечном итоге получить довольно посредственный урожай.

«Наш климат больше всего подходит для выращивания кукурузы и сои», – объясняет Пеес. И членам кооператива на осознание этого понадобилось почти 20 лет.

В середине ХХ века мир понемногу оправился от последствий Второй мировой войны, люди требовали все больше продуктов питания. Именно тогда произошла «революция кукурузы». Эта культура быстро завоевала мир благодаря своим полезным свойствам. Вместе с растениеводством активно развивалась животноводческая отрасль. Кукуруза сыграла в ее развитии значительную роль.

Даже в Советском Союзе тогдашний первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев запустил кукурузный проект, назвав эту культуру «царицей полей». Франция тоже не стояла в стороне от этих процессов, хотя они и не получили здесь таких беспрецедентных масштабов. Между тем «кукурузная революция» вызвала настоящий расцвет кооператива Euralis.

В 1950-е глава группы Euralis Бидо поехал в США, чтобы ознакомиться с технологией выращивания гибридной кукурузы. То, что он увидел в Америке, навсегда изменило не только его мировоззрение, но и пейзаж региона и судьбы его жителей. А самого Бидо во Франции начали называть «отцом кукурузы».

«Кукуруза стала базисом нашего кооператива, – рассказывает Пеес. – Этот факт был настолько значимым, что даже сейчас, когда я говорю, что возглавляю Euralis, то слышу в ответ: «знаем – это кукурузный кооператив».

Бидо не просто привез семена, чтобы выращивать товарную гибридную кукурузу. Он организовал первую частную программу научных исследований этой культуры. Начал тесно сотрудничать с американскими университетами. Агрономы группы постоянно ездили туда на обучение. «Они ехали в Соединенные Штаты, знакомились с лабораториями и коллекциями американских фондов, привозили семена и анализировали, чтобы понять, как они были созданы», – признается Пеес.

Присутствие ученых и международное сотрудничество способствовали быстрому развитию кооператива. Уже в 1960 году Euralis мог похвастаться собственным семенным заводом и исследовательской лабораторией в Лескаре. Итак, в кукурузном деле ему удалось утереть нос самому Хрущеву.

В кооперативе до сих пор помнят историческую встречу. В марте 1960 года в ходе первого официального визита советского лидера во Францию Хрущев посетил не только открытое в стране газовое месторождение близ города Лак. По дороге в По он пришел в офис Euralis. Хрущев был глубоко потрясен сочетанием климатических условий с рвением и научным подходом кооператоров, а также полученными ими результатами.

БИЗНЕС НА ДЕЛИКАТЕСЕ

Почти 60 лет Euralis занимался исключительно растениеводством. «Наши фермеры выращивают кукурузу и овощи для всемирно известных брендов Gеant Vert и Bonduelle, – рассказывает Пеес. – Например, мы начали работать с General Mills еще в 1970-х годах». Вначале 1990-х группа решила диверсифицировать свой бизнес и стала развивать животноводство.

Вкусы французских потребителей постепенно менялись, они стали нуждаться в более качественной фермерской животной продукции. «Мы сразу заинтересовались всем: курами, гусями, свиньями, коровами», – вспоминает Пеес.

С животноводством к бизнесу группы добавилась переработка. Вместе с другими кооперативами с юго-запада Euralis занялся выпуском продукции премиум-класса, которая во Франции известна как Label Rouge®. Эта маркировка означает, что все животные содержались на свободном выгуле, а не на индустриальных фермах. Поэтому и стоит такая продукция почти на 60% дороже индустриальной. Сейчас в кооперативе работают 240 фермеров-птицеводов, которые ежегодно выращивают 6 млн. голов птицы.

Франция известна во всем мире своими деликатесами, в том числе фуагрой. Именно на юго-западе производят больше этого продукта. Euralis начал поощрять своих членов выращивать гусей и уток по специальной технологии, которая необходима для производства фуагры. Сейчас кооператив является одним из лидеров по производству этого деликатеса. «Мы производим фуагру для ресторанов класса люкс во Франции и во всем мире», – рассказывает Пеес.

Спрос на этот продукт в мире растет, особенно в Китае. Euralis даже построил в этой стране завод и производит фуагру под маркой Rougiе. И семеноводство все равно остается приоритетным направлением работы Euralis. По иронии судьбы именно она едва не довела кооператив до банкротства … однако Euralis с этим справился.

ВЫИГРАННЫЕ СРАЖЕНИЯ

Консультант по развитию сельского хозяйства, что работает в Украине, Жан-Жак Эрве знаком с деятельностью группы в течение последних 45 лет. Он убежден, что Euralis удается достигать успеха в первую очередь благодаря ее руководству.

«Первый президент кооператива Луи Бидо не только объединил фермеров и популяризировал кукурузу. Он начал инвестировать в научно-исследовательскую работу, понимая, что без исследований нет никаких перспектив развития и роста, – рассказывает Эрве. – Нынешний президент компании Кристиан Пеес продолжил развивать научно-исследовательское направление и добавил к бизнесу группы производство продуктов питания премиум-класса, вроде фуагра и вино. Это еще больше укрепило позиции Euralis».

В начале собственной президентско-кооперативной карьеры Пеес выявил проблемы в семенном подразделении. Недосмотр, большие недостачи. Банкиры и финансисты советовали ему продать эту часть компании, пока она не потащила на дно весь кооператив. «Для меня это было крайне больно. Вопреки всем советникам я решил сохранить производство семян, – вспоминает Пеес. – Убедил в этом административный совет». Пришлось улучшить контроль, сменить команду. Но даже внутри кооператива были те, кто не верил в успех реформ.

Со стороны работников пищевого подразделения Euralis, которое тогда зарабатывало деньги, звучали нарекания, мол, новый президент бесполезно тратит деньги и все, чего он добьется, – это сохранит историю, но потеряет компанию. И Пеес уверенно шел к своей цели. Лучше него сейчас об этом свидетельствуют финансовые показатели компании.

Недавно Euralis объявил план реорганизации пищевого подразделения, поскольку там были выявлены определенные сложности. Жизнь циклична, никому не стоит об этом забывать. «Чтобы удачно управлять, надо иметь холодную голову, собственное видение проблемы и быть последовательным. Нельзя менять мнение, как рубашку. Нельзя поддаваться давлению со стороны экспертов, – отмечает Пеес. – Успеха добивается только тот, кто движется вперед, умеет брать на себя ответственность и делать выбор».

Кооперативом руководит административный совет во главе с президентом, которого выбирают из числа фермеров-кооператоров. Ежегодно состав совета обновляется на треть. Каждый год он утверждает президента, а каждые три года проходят его выборы на общем собрании. Руководство не получает зарплаты, но в кооперативе существует система компенсационных выплат. Весь административный совет ежедневно получает чек на 150 евро за членство в кооперативе. «Это не зарплата, и достаточно адекватный доход, — объясняет Пеес. – Наш генеральный директор зарабатывает гораздо больше».

Административный совет во главе с президентом определяет цель, намечает стратегию развития кооператива. Генеральная дирекция решает, как достичь поставленных целей. Вопросы размеров и направлений инвестиций в кооперативе решаются коллегиально. Но последнее слово остается за президентом, который опирается на мнение совета. «Если кооператив имеет серьезные проблемы, в этом нет вины моего генерального директора, – подчеркивает Пеес. — Это из-за того, что я позволил ему сделать ерунду. Я ответственный, а не он. Я не выполнил своей работы, нанял плохого директора, не проконтролировал».

Одним из важных стратегических решений президента Euralis было приобретение компании Rustica Prograin Génétique у французской государственной нефтяной компании Elf и ее фармацевтической дочки Sanofi. Вместе с компанией Rustica кооператив получил хороший сорт подсолнечника Magique, созданный на основе сорта Albena, выведенного болгарскими учеными и распространенного по всей Европе.

Одновременно с тем, как Euralis начал его выращивать, крупные семенные компании, контролировавшие мировые рынки, теряли интерес к этой культуре. Подсолнечник оказался для них пустяком. Ведь в это время Россия и Украина как раз подверглись экономическому кризису из-за политических событий и их рынки были разрушены. А Западная Европа не спешила его сеять. «Мы нашли нишу и заняли ее», – рассказывает Кристиан.

Когда Пееса спрашивают, как же принимаются такие решения, он говорит, что все дело в умении выбирать свои битвы. «Нельзя принять участие во всех битвах. До того как их начинать, нужно определить те, в которых можно победить», – резюмирует он. По его словам, для Euralis подсолнечник – это скорее удачное стечение случайностей, чем взвешенный расчет. Но именно благодаря решению развивать это направление компания занимает более 20% рынка семян подсолнечника в Западной Европе. И теперь утверждается в Восточной.

ПУТЬ НА ВОСТОК

Украину как плацдарм для покорения Востока выбрали одновременно две французские семенные компании: Euralis и Maisadour. Обе – кооперативные группы. Обе выращивают семена кукурузы. Но каждая из них шла своим путем. Euralis купила уже действующее предприятие. Maisadour построила завод с нуля.

«Каждая из бизнес-моделей имеет право на существование, – говорит Эрве. – Но все дело в нюансах. Меня всегда покоряла способность Euralis объединяться и сотрудничать. В дополнение к семенному производству компания получила молочную ферму, которую решила развивать. За несколько лет с помощью Euralis эта ферма превратилась в одного из ведущих поставщиков молока компании Danone. Итак, Euralis построила более устойчивую модель производства».

Почему для экспансии на восток Euralis выбрала именно Украину? Французы быстро оценили качество украинских черноземов, пригодный климат, что давали огромный потенциал по выращиванию кукурузы и подсолнечника, и человеческий потенциал. К тому же Украина, как шутят в компании, была ближе к Франции, чем Россия.

Продавать семена кукурузы и подсолнечника в Украине Euralis начала через дистрибьюторов еще в 1990-ые. Это быстро пришлось по душе украинским фермерам. «Когда объемы продаж семян кукурузы через одного дистрибьютора достигли 30 000 мешков в год, компания начала задумываться над тем, чтобы открыть в стране собственное производство», – рассказывает руководитель отдела маркетинга «Евралис Семенс Украина» Ольга Молокович.

В 2007-м компания Euralis приобрела в Черкасской области семенной завод. Арендовала вблизи предприятия 5000 га земли и начала самостоятельно выращивать семена. В модернизацию производственных мощностей компания инвестировала около 30 млн. евро и в результате вдвое увеличила объемы производства. Теперь украинский завод Euralis выпускает 400 000 посевных единиц семян кукурузы D80, 200 000 посевных единиц семян подсолнечника D150 и 50 000 посевных единиц сои D125 в год. В течение 10 лет основные инвестиции окупились.

«Компания продолжает ежегодно инвестировать в расширение и модернизацию украинского завода около 1 млн. евро», – подчеркивает Молокович. Более 80% семян, изготовленных в Украине, Euralis продает на внутреннем рынке, остальную часть экспортирует в Молдову, Беларусь, Казахстан и Сербию. У «Евралис Семенс Украина» есть собственный агрономический отдел, занимающийся выращиванием семян. В отличие от других семенных компаний, которые сотрудничают с местными фермерами, «Евралис» может похвастаться тем, что контролирует процесс производства семян абсолютно на всех этапах: от поля до отправки упакованных мешков аграрию.

Сегодня «Евралис Семенс Украина» занимает 10% украинского рынка семян подсолнечника и 7% рынка семян кукурузы. И в ближайшее время собирается вдвое увеличить эти показатели.

«Тем более что наши гибриды вполне адаптированы к вашей территории», – отмечает Пеес. Кроме качества семян французы заинтересуют украинских фермеров разнообразными бонусами. Перспективным клиентам бесплатно дают попробовать посеять семена новейших гибридов. Продают семена уже протравленные инсектицидами, фунгицидами и регуляторами роста, что не увеличивает их конечной стоимости.

«Во время последнего колебания валютного курса, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на украинских фермеров, Euralis зафиксировала курс евро на уровне 32 гривен. Семена Euralis по таким привлекательным курсам и с бесплатным протравливанием можно приобрести в дистрибьюторской сети «Евралис Семенс Украина», – рассказывает Молокович.

Компания регулярно проводит для своих клиентов экскурсии на украинский, французский и испанский заводы Euralis, где воочию можно увидеть процесс производства. «В итоге наши аграрии поверили в украинское производство семян французской генетики Euralis, – говорит Молокович. – Потому что оно не отличается от французского. Росту доверия способствует и наша программа Side-by-Side: мы даем аграриям посеять, три-пять мешков наших новейших гибридов на товарных посевах, прежде чем они примут решение о закупке большой партии для своих полей».

Все плюсы становятся очевидными, когда смотришь на урожаи. Гибриды Euralis неоднократно побеждали конкурентов в таких импровизированных турнирах на демополях, где было посеяно более 100 гибридов разных семенных компаний.

Украинские аграрии довольны и семенами, и маркетинговой политикой французской компании. Генеральный директор компании «Седна-Агро» Олег Яровой сотрудничает с Euralis еще с 1990-х годов. Сейчас он организует кооператив на Кировоградщине вроде французского. «Французы не просто дали нам свои качественные семена. Они прислали к нам своих консультантов, которые рассказали, как правильно с ними обращаться, – отмечает Яровой. — Euralis продает технологии, а не продукты, и также оказывает технологическую поддержку. И это самое ценное».

Во Франции очень довольны результатами работы украинского подразделения. «Дела идут хорошо. И это лишний раз подтверждает, что мы сделали правильный выбор, – подчеркивает Пеес. – Будущее сельского хозяйства на мировом уровне зависит от развития этой зоны. Следовательно, мы и в дальнейшем будем в самом ее сердце, несмотря на все существующие здесь проблемы».

Авторы: Ирина Чухлеб, Марина Брикимова

Источник: Landlord

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий