Кое-кто из родителей считает: ребенок попадает в школу относительно здоровым, а выпускается – с “букетом” хронических заболеваний. В этом, на их взгляд, виноваты учебные заведения. Неаппетитная или несвежая еда в столовой, длительное сидение за партой или изнуряющие занятия физкультурой, вредное окружение “плохих” подростков… Список претензий каждые мама и папа продолжают по-своему.
О том, от чего на самом деле зависит здоровье ребенка в школе и как его сохранить, мы поговорили с экспертами крупнейшего учительского события года – образовательной (не)конференции EdCamp Ukraine 2019 в Харькове.
В первой части речь пойдет о здоровом и нездоровом питании, сидении за партой и физической культуре.
Питание в школе: от сознательного перекуса до сбалансированного меню
Два года назад Министерство здравоохранения впервые за 18 лет изменило нормы физиологических потребностей населения в основных пищевых веществах и энергии. Согласно документу, детям 7-10 лет в сутки необходимо иметь 2100 ккал для умственной и физической активности. Тот же показатель для ребят 14-17 лет достигает 2700 ккал, для девушек этого же возраста – 2400 ккал. Их ребенок получает из пищи, то есть в сочетании с белками, жирами, углеводами, клетчаткой и витаминами.
Обычно родители не считают калории, съеденные ребенком в течение дня, а только волнуются: “Хоть бы мой ребенок не проголодался в школе”.
Последняя редакция ассортимента школьных буфетов датируется 2001 годом. В меню много бутербродов со сливочным маслом, вареной сосиской и копченой колбасой, салаты из свежих и вареных овощей, пирожки, вафли, зефир, кисломолочные и даже кофейные напитки.
Когда любая еда попадает в желудок, происходит повышение уровня глюкозы в крови. Это сопровождается образованием инсулина. Насколько долго после трапезы длится сытость и хранится энергия, зависит от употребляемых продуктов.
Всем известный перекус – булочка с кефиром – не что иное, как “инсулиновая бомба”, говорит диетолог Мария Федоренко, которая на EdCamp Ukraine 2019 читала лекцию о еде, что придает сил и вдохновения. По ее мнению, такое сочетание продуктов не несет пользы, и уже через час ребенок снова захочет есть.
“Когда ко мне приходит клиентка и говорит: «Мой ребенок ничего не ест: ни каши, ни супа», я прошу записать, чем ребенок питается в течение дня. Оказывается, он просыпается, съедает печенье с чаем, потом кусок хлеба с маслом, потом сок – в общем, калорий получается в два раза больше, чем ребенку надо. После такой еды не удастся заставить его съесть суп, потому что для него это уже скучная еда, нужно сидеть и спокойно кушать, а тут закинул в себя печенье и побежал. Но существуют и «дети-малоежки», — объясняет Мария Федоренко.
Дети-малоежки обычно питаются небольшими порциями каждые два-три часа. И здесь речь идет не о перекусах сладостями и выпечкой. Такая малышня с аппетитом ест питательные продукты – первые блюда, кашу, мясо, фрукты, овощи.
Пить сахар гораздо хуже, чем есть его, продолжает специалист. Ведь после употребления сладких соков и газированных напитков инсулин быстрее переходит в гипогликемию – резкое снижение глюкозы в крови. Не все родители знают, что сахар есть не только в сладостях и фруктах, но и, например, в таких блюдах как домашнее пюре со сливочным маслом. Картофель – хороший продукт, богатый на калий и клетчатку, но в отварном виде – это еще и доза сахара. То же самое касается овсянки “быстрого” приготовления.
Специалист предупреждает: если утром ребенок съедает выпечку, белые макароны, пюре, не удивляйтесь, когда через час ему захочется чая с конфетой. Таким образом, организм сигнализирует: “Эй, мне нужна энергия!».
Своей дочери Мария дает в школу деньги, однако школьница признается: полезных продуктов в буфете нет. Поэтому среди перекусов в ее рационе появились фрукты с орехами или сыром, курага или чернослив, иногда оладьи без сахара из цельнозерновой муки, а также, немного черного шоколада. Мама-диетолог знает наверняка, что фруктозу надо дополнить жирами – орешками или кусочком феты, моцареллы, сулугуни.
К сложным углеводам (нешлифованный рис, гречка, перловая каша) желательно добавлять белок – вареные яйца или омлет. Такой завтрак не провоцирует голод после первого же урока. Относительно перекуса шоколадом Мария Федоренко предлагает перейти исключительно на горький.
“Сравните состав молочного шоколада и горького: в настоящем шоколаде жиров должно быть в два раза больше, чем углеводов. Если вы даете детям шоколад, это должен быть горький шоколад с содержанием какао-продуктов 70-80%, – объясняет эксперт. – Конечно, раз в неделю можно пойти в кафе и съесть любимый торт. Покупайте ребенку «Киндер» или «Барни», но не каждый день”.
Влияет ли пища на настроение ребенка? В определенной степени да, утверждает Марина Федоренко. Не зря во время работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивными школьниками диетологи предлагают родителям уменьшить количество углеводов в рационе. Как показывает практика, пациенты действительно становятся спокойнее.
«Ребенку надо дать возможность есть плохую пищу, но дома не должно быть чипсов”
Составители рекомендаций по здоровой пище и напиткам в школьных столовых Австралии настаивают на запрете шоколадных изделий, йогуртов и сливочного масла. А Всемирная организация здоровья относит колбасы и сосиски до канцерогенных продуктов, которые могут вызвать рак, и не рекомендует подавать их детям.
К тому же британские диетологи считают детское ожирение одной из самых серьезных проблем здоровья в ХХІ веке. В прошлом году избыточный вес среди школьников 10-11 лет в Великобритании достиг рекордных показателей. Решающую роль в предотвращении этого недуга, утверждают эксперты, играет образ жизни и формирование здоровой модели питания в раннем возрасте. Это может обеспечить семья и школа.
Шеф-повар и автор “Сборника рецептур блюд для школьных столовых” Евгений Клопотенко на нынешнем EdCamp Ukraine в Харькове рассказал о более тысячах учителей и учительниц про свое видение меню в учебных заведениях. Известный по проекту “Новое школьное питание”, целью которого является улучшение культуры кормления в заведениях среднего образования, Евгений создал онлайн-сборник, где на 300 страницах размещены новые и усовершенствованные рецепты для школ из обычных ингредиентов.
Полента или по-нашему кукурузная каша, паэлья или иначе – рис с курицей – по крайней мере, новыми названиями можно вызвать аппетит от школьных блюд. Основные изменения касаются презентации порций и увеличения количества свежих овощей и фруктов, нетипичных заправок, соусов к мясу и рыбе, а также уменьшения нездоровых жиров. Сейчас меню внедряется в 1007 школах Украины.
Евгений считает, что победить снеки нереально, и дети все равно найдут способ поживиться чипсами или картофелем-фри. Другое дело – объяснить, что от таких продуктов может заболеть желудок или начаться аллергия. В вопросах питания, уверяет Евгений, важно оставить ребенку право выбора.
«Надо дать возможность есть вредную пищу, но дома не должно быть конфет и чипсов. Ребенок будет приходить из школы, искать сладости, не найдет и съест то, что едите вы. Не надо прятать конфеты где-то наверху и выдавать по одной. Ты никогда не убережешь ребенка от вредной пищи, но можешь объяснить, что ему может стать плохо. Это его выбор”, – считает повар.
Такого же мнения придерживается педиатр, президент Украинско-немецкой медицинской ассоциации Андрей Пеньков:
«Все запреты только фиксируют внимание на снеках и подогревают к ним детский интерес. Допустим, друзья вашего ребенка пригласили его отметить день рождения в “Макдональдсе”. Есть же люди, которые не заморачиваются. Так что, ребенок пойдет туда со своим судочком с едой? Задача родителей — не следить, чтобы шестилетний ребенок не съел чипсов, а сделать так, чтобы когда он вырастет и сможет зарабатывать себе на жизнь, тратил деньги на здоровую пищу», — делится мыслями врач.
Специалист признается, что в его семье тоже не обошлось без зависимости сына от картофеля-фри и гамбургеров. Пришлось договориться: калорийную пищу, он потребляет лишь раз в месяц. При этом родители напоминали, насколько она вредна. В результате, до подросткового возраста парень полностью отказался от нездоровых перекусов.
Французским детям можно горчичный соус, а украинским – нет?
Создавая рецепты, Евгений Клопотенко столкнулся с проблемой: нынешние государственные нормы большей частью не позволяют школьным поварам создавать новые вкусы. Государственный документ, который регулирует школьное питание, долго базировался на советских нормах, а каждые коррективы в нем не превышали 15%. Только в феврале этого года в перечне разрешенных продуктов появились специи.
И все равно, продолжает, Клопотенко, большинство детей лишены разнообразия в блюдах и более того – не понимают, что, скажем, сырая тыква сладкая и вкусная, а гречневая каша не должна быть слишком соленой.
“В украинских нормах написано, что нельзя использовать горчицу и уксус. Когда я был во Франции, там детям дают винегрет с соусом на основе уксуса и горчицы. А они разве умирают от этого? В чем разница между французскими детьми и украинскими? Я начал исследовать мировой опыт и понял: это нонсенс!”, – удивляется собеседник.
Сейчас его цель – через свой сборник рассказать детям правду о здоровом питании и привить другое отношение к еде.
«Можно ли при здоровом питании есть круассаны? Можно. А жир, мясо? Можно. Существует много диет, но все они не имеют никакого смысла. Здоровое питание – это то, как ты чувствуешь и понимаешь свой организм. Конечно, надо есть много овощей и фруктов, они должны составлять 60% рациона, 30% – мясо, 10% – молочные продукты и хлеб. Надо есть три раза в день, и делать невелички перекусы, тогда все будет ОК”.
Активный образ жизни поможет высвободиться энергии без лишних килограммов на теле.
Тренд на «стоячие» парты еще не дошел до Украины
Длительное сидение за партой – вечная проблема школьников. В «Государственных санитарных правилах и нормах устройства и содержания общеобразовательных учебных заведений» указано, что дети должны учиться, сидя за партой. В прошлом году Министерство образования выделило около 400 миллионов гривен на покупку эргономичных (таких, отвечающих физиологическим особенностям) столов и стульев для одиночного сидения. Однако до начала занятий не всем областям удалось обновить мебель из-за затяжного процесса государственных закупок.
Кратковременная смена рабочей позы как профилактика сколиоза стала решающей при создании школьной мебели за рубежом. Так появились конторки – специальные «стоячие» парты, распространенные в американских, финских и австралийских учебных заведениях. Часть учеников могут проводить время за ними, часть – сидя за обычными столами. Через 20 минут они поочередно меняют места. Светит ли такое ноу-хау украинским детям?
«Характеристик к такому учебному оборудованию как «конторка» государственные санитарные нормы не содержат. Для профилактики утомляемости, нарушения телосложения, зрения учащимся начальных классов рекомендуется через каждые 15 минут урока проводить физкультминутки и гимнастику для глаз», – комментирует руководитель управления по вопросам информационной политики и коммуникаций Министерства образования Украины Татьяна Голубова.
Чиновница напоминает: программа «Новой украинской школы» дает возможность учителям комбинировать классические уроки в классе с посещением музеев, учебных центров, а также проводить занятия на свежем воздухе. Каждый педагог вправе увеличить физическую активность своих воспитанников во время освоения любого теоретического материала.
“Если ребенок не может отжаться пять раз, не ставьте ему “норму” в 30 раз”
По статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый человек в мире малоподвижный, а более 80% подростков не имеют достаточной физической активности. Часто проблемой этого становится скучная или принудительная физкультура в школе.
Уже год 10-летний Алексей учится в Харьковской общеобразовательной школе №10, а до того прошел начальные классы в Бахмуте Донецкой области. Ранее школьник неоднократно жаловался дома на тяжелые для него спортивные нагрузки.
“В прошлой школе наш класс постоянно жаловался на учительницу физкультуры, что она заставляет много бегать, что дети отжимаются от пола, а не на матах. Малый после таких занятий постоянно болел, – рассказывает мама мальчика Елена. – Сейчас Леша не очень любит физкультуру. Видимо, у него с 1-го класса так это запомнилось: физкультура – урок, после которого ты болеешь”.
В то же время, по словам Елены, ее сын – человек настроения, поэтому его непросто заставить что-то делать. Хотя иногда у парня просыпается желание пробежать эстафету.
“На уроке он может сказать, что у него голова или нога болит. А учительница что сделает? “Ну, иди, посиди”, говорит. Сейчас же в школах как: учителя боятся чего-то лишнего ребенку сказать, чтобы тот не жаловался родителям. Другое дело, что он потом сидит на лавочке в телефоне…”.
По мнению руководительницы «Украинской ассоциации скандинавской ходьбы», спикера EdCamp Ukraine 2019 Снежаны Безеги, нынешние школьные занятия по физической культуре не развивают возможности отдельно каждого ребенка. Если мальчик не умеет отжиматься, он мог бы проявить себя, например, в футболе. Когда девочка пугается мяча в волейболе, ей можно предложить легкую растяжку. Вариантов много, стоит только прислушиваться к ученику или ученице.
“Есть набор упражнений, тестов, нормативов. Ребенок может не сдать нормативы и чувствовать себя ограниченным. Я через это тоже прошла в школе. Нормативы по бегу и прыжкам у меня вообще никогда не получалось сдавать. А когда уже в сознательном возрасте начала заниматься спортом, ездить на соревнования, поняла, что я все могу, а неудачи были из-за того, что учитель повторял: «Плохо, что ты не умеешь прыгать через козла».
«Если ребенок не отжимается 5 раз, начните с одного, а не ставьте ему «норму» 30 раз, которая предусмотрена программой по возрасту. Ребенок придет к этому, просто нужно время”.
Регулярная физкультура укрепляет мышцы и поддерживает здоровье в целом. Однако эта якобы понятная истина не поощряет детей бежать в спортзал, продолжает Снежана. Ученики не получают внятного объяснения: как приобретенные спортивные навыки помогут им в повседневной жизни. Если математика учит нас считать деньги, химия объясняет, какие вещества опасно смешивать, а со знанием английского нам открываются возможности за рубежом, то что с того махания руками и ногами?
“Например, я бегу или иду с палками для скандинавской ходьбы. Так я развиваю свою выносливость. А для чего? Чтобы повышать свою работоспособность. Зачем она мне нужна? Чтобы быть активной и не быстро уставать. Растяжку я делаю, чтобы быть гибкой и легко дотянуться, куда захочу”, – приводит аргументы спортсменка.
Наряду с этим есть проблемы, с которыми сталкивается большинство подростков, даже более-менее активных – это потеря осанки, провисание в шее, боль в спине. В таком случае скандинавская ходьба как можно больше подходит школьникам. Спортсменка объясняет, что этот вид спорта является физиологическим для человека и не требует значительных усилий. Занятия можно проводить как отдельно 45 минут, так и включать в существующий план урока, а также проводить физкультминутки на переменах.
Подобный эксперимент уже прошел в пяти школах Харькова, где Снежана Безега вместе с коллегами начали популяризировать скандинавскую ходьбу. Первой откликнулась общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 150. В течение четверти дети осваивали новый спорт в один из трех уроков физической культуры в неделю. Палки бесплатно предоставляли тренеры.
Результаты опроса среди учащихся 10-го класса показали большую вовлеченность старшеклассников (занимались и те, кто частично освобожден от физкультуры) и, по их ощущениям, улучшение осанки. Открытым остается вопрос инвентаря, ведь только 150-я школа Харькова после пилотного проекта решила приобрести необходимые палки.
Есть ли здесь место для радости?
Снежана Безега считает: в случае с детьми нужно, чтобы определенные упражнения или игры ребенок полюбил. Тогда никакие объяснения и поощрения не понадобятся – он сам будет стремиться тренироваться. К тому же долгая умственная работа должна сопровождаться эмоциональной перезагрузкой, чтобы предупредить стресс. Этого можно достичь благодаря спорту.
Сельская и печальная. Как сделать украинскую литературу интересной для школьников?
“Детей учат абсолютно всему, но не учат справляться со своими эмоциями. Из-за стрессов у многих появляются зависимости. Я уже не говорю о наркотиках и алкоголе, вспомните те же гаджеты или вредную пищу. Когда же мы учитываем свой стресс и прочий негатив, и учим занятиям спортом, им становится лучше. Гормонально дети переключаются на другой уровень. Это навык, который они могут взять из школы и нести с собой во взрослую жизнь”.
О том, насколько важно современным детям развивать “мягкие” навыки в школе и повседневной жизни, а учителям – не бояться сексуального воспитания, читайте во второй части материала.
Часть II
В первой части речь шла о здоровом и нездоровом питании, сидении за партой и физической культуре. В этом тексте мы расскажем о психологическом здоровье и сексуальном образовании и интимных отношениях в раннем возрасте.
В этом году 25-ти школам Украины повезет — благодаря EdCamp Ukraine у них введут проект SEE Learning-программу социально-эмоционального и этического обучения. Методика, разработанная университетом Эмори (США) при поддержке Нобелевского лауреата мира Далай-ламы XIV, базируется на развитии “мягких навыков”. Это – умение удерживать внимание, критически мыслить, сопереживать, работать в команде, выдерживать невзгоды.
Какие школы будут отобраны для участия в пилотном проекте, решат эксперты EdCamp Ukraine после конкурсного отбора. Но принцип такой: один регион – одна школа.
Зачем детям развивать “мягкие” навыки?
По словам директора американского Института исследования травм и соавтора SEE Learning Элейн Миллер-Керес, она презентовала программу учительскому сообществу на EdCamp Ukraine 2019, 36% украинских детей страдают проявлениями посттравматического синдрома. Особенно ощутимы такие состояния у школьников с прифронтовых территорий. Поэтому им крайне важно начать осваивать “мягкие” навыки с начальных классов.
В США уже несколько десятилетий успешность обучения связывают с эмоциональным состоянием человека. Ученая вспоминает, как по этому поводу в конце 90-х в штате Калифорния было проведено исследование среди 17 тысяч детей.
Эксперты выяснили, почему ребенок может резко набрать лишний вес и так же быстро сбросить его. Среди причин они обнаружили несколько травмирующих событий, которые влияют на физиологические изменения. Среди них — домашнее насилие над малышами, случаи, когда ребенок становится свидетелем насилия в семье, злоупотребления алкоголем и наркотиками.
“Когда ребенок переживал четыре травмирующих эпизоды, увеличивался риск развития диабета, респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. Если негативных ситуаций случалось шесть и более, жизнь ребенка сокращалось на 20 лет и росли шансы тяжелой наркотической зависимости. Если вы сможете регулировать свои ощущения, работать с вегетативной нервной системой, даже во взрослом возрасте вы уменьшите травмирующее воздействие, оставшееся еще с детства», — утверждает Элейн Миллер-Керес”.
Подростковый переходный возраст – незнание и страх учителей
Эта программа непременно понадобится современным учителям и учительницам. Часто они обращаются к неуемному ученику: “Тише! Сосредоточься!». Однако, как это лучше сделать, точно никто не знает. Педиатр, президент Украинско-немецкой медицинской ассоциации Андрей Пеньков отмечает незнании части педагогов элементарных стадий развития и поведения детей. Если подросток не хочет сидеть смирно, игнорирует замечания учителя или спорит с ним, ответ часто кроется в особенностях переходного возраста.
“Когда моему сыну было 11 лет, с преподавательницей украинского языка возникли проблемы. Представьте себе учительницу 70-ти лет классической советской закалки. Он чувствовал, что ей все равно, знает он предмет или нет. И вел себя так, что она была недовольна его поведением, жаловалась классному руководителю. А у парня – половое созревание, тестостерон заиграл. Я пошел в школу поговорить с учительницей. На меня был повешен ярлык «плохого отца…”, – рассказывает Пеньков.
Учительница была уверена: либо парень неадекватный (что она вкладывала в это понятие, так родители и не поняли), или дома у него вседозволенность, меры не знает, поэтому и хулиганит.
“А я спрашиваю: «Третьего варианта не может быть? А как же половое созревание?». На что преподавательница возразила: «Какое еще половое созревание в таком возрасте?». Только когда я объяснил ей, что буду делать все, чтобы сын понимал свою ответственность, но и снисходительность к нему тоже нужно проявить, тогда она пошла навстречу. Но вы, же понимаете, добровольно учитель редко встанет на сторону ребенка”.
Как врачу Андрею Пенькову беспокоиться ни о чем. Взросление сына обусловило недоразумения в школе потому, что сейчас возраст полового созревания “помолодел”.
По словам специалиста, Всемирная организация здравоохранения установила: у девушек подростковый период начинается в 9-10 лет, а у мальчиков – в 11-12 лет. Как же учителю и учительнице подготовиться к этому?
Ревизия учебников: не спешите с интимом, пишите любовные стихи
В учебнике по “Основам здоровья” для 8 класса впервые появляется информация о половой жизни. Фигурирует она наряду с параграфами о нарко- и алкозависимости, вреде от курения и болезнях, передающихся половым путем.
“Раннюю половую жизнь обычно начинают подростки с несформированными моральными принципами, которые не имеют необходимых сведений об особенностях своего развития, которые по незнанию легкомысленно относятся к своему здоровью и здоровью своих потомков”, – утверждает автор книги.
Интимные отношения в раннем возрасте здесь показываются как проявление низкого уровня культуры и неспособности строить отношения иначе. Взамен автор предлагает подождать до того времени, когда юный читатель или читательница будет готов(а) к сексу, но не уточняет, что подразумевается под готовностью. “Раскрыть в себе талант любви” предлагается написанием друг другу романтических стихов, песен или рисунков влюбленных.
Сразу за этим – рассказ о сложности ранней беременности и материнства.
Учебники по биологии для 9-11 классов чаще имеют теорию об оплодотворении и развитии плода во время беременности, краткую информацию о разновидностях контрацепции и, опять же, отдельный параграф об инфекциях, передающихся половым путем. Плюсом в программе является изучение структуры половых органов и их функций.
К выпускному периоду в школе первый секс имеют почти 90% детей, – ЮНИСЕФ
В Украине до окончания школы опыт половых отношений имеют 89,2% школьников. Практически каждый десятый из них называет возрастом сексуального дебюта 12 лет и меньше. Таковы результаты опроса, презентованного в мае детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Исследование проводилось среди детей 10-17-ти лет. Всего в нем приняли участие 13 337 респондентов из 287-ми учебных заведений.
«Несмотря на положительные сдвиги, такие как уменьшение доли подростков, которые не используют презерватив, средний возраст по вступлению в половые отношения остается неизменным в течение последних восьми лет, а уровень знаний по ВИЧ-инфекции снижается по всем возрастным категориям», — говорится в выводах опроса.
Отчасти это обусловлено неполноценным сексуальным образованием в школах, отчасти – нежеланием родителей общаться с детьми «об этом».
“Сексуальное образование – это в последнюю очередь о сексе. В первую очередь – это про гигиену, физиологию, понимание своего тела, контрацепцию, предупреждение насилия, умение ставить границы и уважать границы другого человека”, – объясняет секс-педагог, постоянный спикер EdCamp Ukraine Юлия Ярмоленко.
Уже пять лет Юлия занимается сексуальным образованием для взрослых и детей. До этого она работала в Международном медицинском центре. С младшими школьниками тренер обсуждает изменения в теле во время пубертата и личную безопасность. Старших – больше интересует построение отношений с противоположным полом.
Согласно законодательству, ответственность за сексуальное образование несут родители. Ребенок, приходя в школу, в идеале владеет определенной информацией, но чаще всего эти знания минимальны или искривленные.
“Ко мне часто подходят школьницы 10-12-ти лет и спрашивают: “А месячные так называются потому, что они продолжаются в течение месяца?». Я объясняю, что нет, они наступают раз в месяц, – продолжает эксперт. – Фактически эти девушки имеют поверхностное представление о менструации, но уверены, что это очень стыдно. И не дай бог, это начнется в школе – то вообще стыдоба”.
По ее мнению, учителям стоит поднимать эту тему на родительском собрании, потому что если школьник не спрашивает дома, откуда берутся дети или кто такие геи, подобные вопросы он может задать в школе. Педагог должен обсудить с родными, как и что ему ответить.
Зачем говорить с детьми о сексе, когда есть Google?
“Я всегда шучу над взрослыми, которые так думают, – продолжает Юлия. – Предлагаю ввести на смартфоне запрос в Гугле: как увеличить пенис. Почитайте всю ту информацию, где там, правда, а где вымысел? Я вам даю гарантию, что люди, которые не являются медиками, не разберутся в этом. А теперь представьте себе подростка в такой ситуации”.
По итогам опроса ЮНИСЕФ, для более половины респондентов (58,4%) основным источником информации о сексе является интернет. Немало мифов об интимной жизни появляется именно из-за ложной информации, уверена Ярмоленко. Например, некоторые мужчины удивляются, когда из-за проблем с эрекцией уролог направляет их к кардиологу. Ведь существует мнение, что дисфункция возникает из-за слабых мышц.
“У пениса нет мышц. Это обычное кавернозное тело, как печень. В самом деле, сердечные мышцы накачивают кровь в пенис, и так происходит эрекция. Но детям на биологии этого не объясняют”, – говорит эксперт.
Специалисты детского фонда ООН считают, что сейчас необходимо пересмотреть и обновить государственные стандарты общего среднего образования, а также программу по предмету «Основы здоровья», чтобы увеличить внимание к положительным аспектам сексуальности, сохранению репродуктивного здоровья, гендерному равенству, сексуальным и репродуктивным правам молодежи. Все это должно сформировать новую половую культуру в школах.
По мнению педиатра Андрея Пенькова, было бы уместно, если бы система образования одинаково удовлетворяла интересы школьников по анатомическим и психологическим процессам, которые переживает каждый человек:
“Детям нужно объяснять, что секс – это результат отношений, а не способ самоутверждения, удовлетворения полового интереса или дань моде. А у нас получается «секс, наркотики, рок-н-ролл» – все это плохо. У ребенка должна сформироваться модель отношений, в том числе сексуальных”, – настаивает Пеньков.
Какие бы советы педагогам не давали эксперты, все они единодушно отмечают: здоровая среда для ребенка должно существовать не только в школе, но и в семье.
Автор: Алена Нагаевщук
Источник: LB.ua (Часть 1 и Часть 2)
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.