Действующая украинская власть продолжает импровизировать, хаотично реагируя на текущие сигналы вместо реализации продуманных стратегий развития и предупреждения угроз.
В частности, наткнувшись на негативную реакцию общества на введенный с 8 января недолокдаун, чиновники в пожарном порядке принялись интерпретировать его особенности, несмотря на явную абсурдность большинства введенных норм даже для самих представителей властной команды.
Президент Украины Владимир Зеленский в присущем ему в последнее время образе защитника украинцев от созданных его же командой проблем обратился к правительству с просьбой как можно быстрее выйти с детальной презентацией всех ограничений, «чтобы бизнес понимал, как он может работать, а также во избежание недоразумений между властью и людьми».
В ответ чиновники принялись убеждать, что в Украине ограничения гораздо мягче, чем в европейских странах: нет комендантского часа, работает общественный транспорт, разрешена работа киосков, продаются продукты питания и бытовая химия. Да и вообще правительство дало возможность поработать и заработать во время праздников, чтобы накопить ресурсы для прохождения карантина.
При этом власти как будто не понимают, что проблема как раз в том и состоит, что, в отличие от европейских стран, украинский локдаун является несистемным и лишенным смысла, который он имеет на Западе. Ведь там пусть и более строгие ограничения имеют вполне понятную цель и сопровождаются щедрыми пакетами компенсаций для бизнеса и граждан.
В Украине же мобильность людей, которые продолжают неограниченно пользоваться общественным транспортом, пренебрегать масками или собираться в компаниях пусть и за пределами специализированных заведений развлечений или питания, на самом деле очень мало пользуются ограничениями по сравнению с «межлокдаунным» периодом.
Как и невозможно найти логического объяснения, почему посещение магазинов промтоваров с соблюдением масочного режима или тем более приобретение этих товаров на тех же кассах продуктовых магазинов более опасно с точки зрения распространения ковида, чем пользование общественным транспортом или отдых на курортах, которые продолжают работать.
Однако якобы меньший масштаб ограничений служит оправданием для государства, которое стремится обойтись минимальным пакетом не так компенсаций, как фактически откупа от бизнеса и граждан, занятых в тех сферах экономики, которые больше всего затронула пандемия. При этом их оставляют наедине с проблемами, которые создал карантин.
Отложенное решение
На самом деле острая необходимость в локдауне ощущалась в конце ноября и в декабре. И стала она следствием многомесячного сознательного бездействия властей в подготовке медицинской системы к прогнозируемому росту потребности в госпитализации тяжелобольных.
Как тут не вспомнить выступление министра здравоохранения в парламенте 3 ноября, когда вместо объяснения причины провала подготовки он рисовал апокалипсические картины. И также констатировал, что «как бы мы не старались увеличить количество коек, все равно есть предел, и если наполненность достигнет 100%, нам придется применить активацию протокола медицинской сортировки с приоритетом оказания медицинской помощи больным с большими шансами на выживание. Это будет означать, что наша медицинская система не выдержала».
И действительно, град сообщений в СМИ и соцсетях об отсутствии обеспеченных кислородом и медицинским персоналом койко-мест и, как следствие – о многочисленных случаях отказа в госпитализации наблюдался не только в ноябре, но и непосредственно перед новогодними и рождественскими праздниками.
О таких случаях массово сообщали и официальные лица из органов власти на местах, как на Западе, так и на Востоке страны. А привлеченные к лечению больных инфекционисты в эфирах общенациональных телеканалов признавали, что самым эффективным вариантом действий на случай отказа в госпитализации остается пост в соцсетях.
Именно тогда эксперты настаивали на необходимости введения карантина, чтобы уменьшить нагрузку на не подготовленную заблаговременно медицинскую систему. Однако наткнувшись на негативную реакцию бизнеса на локдаун накануне и во время новогодних праздников, власть не решилась его ввести, отсрочив ограничения на январь. А чтобы обосновать эту отсрочку, были запущены механизмы искусственного сокрытия критической ситуации в медицинской системе, которая именно тогда и наблюдалась.
С конца ноября в разы уменьшилось количество тестирований, особенно за пределами столицы и городов-миллионников, более жесткими стали измененные критерии госпитализации, значительно участились сообщения об отказе в ней. Вследствие этого начало стремительно расти количество тяжелобольных и их соотношение с количеством подтвержденных тестами случаев ковида, численность которых наоборот стремительно пошла на спад.
Если по состоянию на 27-28 ноября в Украине было произведено соответственно 72,8 и 67,3 тысячи тестирований и выявлено 16,2–16,3 тысячи подтвержденных случаев заболевания СOVID-19, то по состоянию на 11 января количество тестирований уменьшилось до 16 тысяч, а выявленных по его результатам подтвержденных случаев до 4,3 тысяч.
Странно, что такое уменьшение иллюзорно и почти не повлияло на количество госпитализаций и официально зафиксированных летальных исходов.
Однако если цель заключалась в улучшении динамики заболеваемости и обосновании возможности отсрочки локдауна на январь, то она полностью была достигнута. Формально, по данным министра здравоохранения Максима Степанова, на начало января в наличии было более 55 тысяч коек, обеспеченных кислородом, причем около 35 тысяч из них, сейчас якобы свободные. А их загруженность не превышает 50% ни в одной из областей Украины.
Хотя на самом деле, на фоне победных заявлений представителей власти имеем не спад заболеваемости, а просто менее заметный, а, следовательно, и неконтролируемый ее рост. Фактически система тестирования просто перестала быть инструментом обнаружения ковида — теперь она показывает лишь самые тяжелые случаи болезни. О том, что уменьшение заболеваемости COVID-19 является следствием резкого сокращения количества тестирований, а не реального уменьшения численности больных, свидетельствует рост госпитализаций.
Если 27-28 ноября было 2070 и 1639 госпитализаций соответственно, то 11 января при якобы в четыре раза меньшем количестве подтвержденных случаев болезни – 1370 госпитализаций. А по состоянию на 9 января при 4,8 тысяч подтвержденных тестами случаев и вообще зафиксировано более 2,4 тысячи госпитализаций. Беспокойство этим фактом не скрывали и в Минздраве.
В частности главный санитарный врач Виктор Ляшко признал, что уменьшение статистики заболеваемости COVID-19 не должно вводить в заблуждение, поскольку нагрузка на систему остается стабильно высокой, как и процент занятости коек в отделениях интенсивной терапии.
Избежать ответственности
Отвечая на критику за ограничения в возможности купить носки в продуктовом магазине, министр здравоохранения Максим Степанов сказал, что у украинцев было достаточно времени, чтобы подготовиться к локдауну и заблаговременно купить необходимые вещи.
Однако в то же время, возглавляемое им министерство и правительство в целом, в течение 2020 года теряли время и возможности, чтобы сдержать темпы распространения ковида и подготовиться к пиковым нагрузкам на систему здравоохранения.
Пренебрегая международным опытом и рекомендациями ВОЗ, власть, начиная с весны, сознательно блокировала процесс выявления всех возможных носителей инфекции и провоцировала неконтролируемое ее распространение в стране. Этому длительное время мешали инструкции Минздрава относительно критериев выявления лиц, подлежащих тестированию на ковид.
В частности для этого необходимо было иметь историю путешествий за границу или контакта с подтвержденным больным. В результате происходило искусственное торможение тестирования больных, и исключались выявления и изоляция контактных лиц.
Из разных уголков страны поступали сообщения об отказе от тестирования граждан, которые подозревали у себя COVID-19 и имели симптомы респираторных заболеваний, но у которых не было подтвержденной пневмонии. Факт многочисленных обращений по поводу отказа в проведении ПЦР-тестирования были вынуждены признать в МИНЗДРАВЕ, однако продолжили ограничивать основания для забора анализов.
Объяснения во всей своей красе проявятся позже – в конце ноября 2020 года, то есть через восемь месяцев после принятия решения о введении весеннего локдауна, на обеспечение лабораторий МИНЗДРАВА и закупку средств индивидуальной защиты было использовано лишь 20% предусмотренных средств – 0,8 с 4 млрд. грн.
В правительстве экономили заложенные на проведение тестирований копейки, игнорируя при этом значительно более высокие потери бизнеса и граждан и даже бюджета из-за локдауна. В целом же, по данным Минфина, по состоянию на 23 октября – через семь месяцев после введения первого локдауна (!) – из Фонда борьбы с COVID-19 на сферу здравоохранения из 66 млрд. грн. было использовано лишь 5,8 млрд. грн., то есть менее 10% всех ресурсов фонда.
Из них на субвенцию местным бюджетам для обеспечения больниц кислородом, от которого в первую очередь и зависела возможность оказать помощь больным – на то время вообще было направлено менее 1% бюджета фонда, а именно 571 млн. грн. (при 1,5 млрд. грн., предусмотренных на эти цели). В последние месяцы года большая часть средств, например на кислород, была в пожарном порядке вроде бы все-таки освоена. Однако сделано это все было слишком поздно.
Примерно тогда же во время выступления в Верховной раде министр здравоохранения сообщил, что МИНЗДРАВ лишь «начало проводить работу по привлечению врачей других специальностей, студентов учреждений высшего образования и интернов к борьбе с ковидом. И это на фоне того, что, по данным Госстата, даже без них среднесписочное количество штатных работников в системе здравоохранения с марта 2020 года к началу октября уменьшилось на 26,5 тысячи специалистов.
Этого количества сотрудников с запасом хватило бы для обеспечения квалифицированного надзора над больными на COVID-19 при условии надлежащей переквалификации и подготовки за те полгода, которые были у власти. Фактически, это по одному сотруднику на каждые две-три кровати.
Однако кадровый голод в учреждениях здравоохранения стал еще и следствием реальной незащищенности медиков. Ведь, несмотря на декларируемую заботу о врачах, которые могут пострадать во время выполнения своих обязанностей, еще с весны наблюдались проблемы с выплатой предусмотренных для них доплат. А предоставленные гарантии вообще оказались фикцией.
Только в январе 2021 года правительство решило упростить процесс предоставления помощи семьям медиков, умерших от COVID-19. Констатировав, что из более 170 расследований, которые состоялись согласно действующим процедурам, только 30% подтвердили факт, что медик заболел на рабочем месте, а значит, его семья может рассчитывать на компенсацию. Поэтому наблюдаем не порожденные объективными факторами проблемы, а результаты длительного безразличия властной команды.
Ведь подготовку и переквалификацию врачей и другого медицинского персонала нужно было начинать весной, а не на пиках заболеваемости.
А значит, и угроза коллапса медицинской системы, которая вроде бы и заставляет власть в Украине прибегать к разрушительным для бизнеса карантинам – это не фактор, который неожиданно возник во время первой волны весной 2020-го, а следствие сознательной и системной бездеятельности нынешней власти.
Скупой платит дважды
Следовательно, именно прикрывая многомесячное бездействие в подготовке системы здравоохранения к пиковым нагрузкам, представители власти вынуждены были прибегнуть к январской имитации локдауна. Он, несмотря на свою абсурдность и объективно невысокую эффективность в уменьшении заболеваемости (что признают и в МИНЗДРАВЕ, которое наоборот прогнозирует ее рост в ближайшие недели), уже привел к вполне реальным и некомпенсированным потерям для ряда отраслей и сотен тысяч представителей малого бизнеса и занятых в них работников.
А в целом вред для экономики от карантинных мероприятий только в течение 11 месяцев с марта 2020 года может быть оценен в десятки, а то и более сотни миллиардов гривен. Напомним, что ВВП в 2019 году составил 4 трлн. грн., а на 2020-й ожидался примерно 4,5 трлн. грн. поэтому 1% потерянного даже официального ВВП – это более 40 млрд. грн.
Однако по итогам 2020 года НБУ ожидает его спад на уровне 6%, и значительная часть этого – следствие карантинных ограничений. Однако поскольку больше всего пострадал именно малый, микробизнес и самозанятые в сфере обслуживания, которая у нас наиболее тенизирована, то реальные потери значительно больше, чем официальные цифры.
А еще есть расходы государства хотя бы на минимальные компенсации тем, кто потерял средства к существованию или значительную часть доходов из-за карантинных ограничений. С марта 2020 года так же речь идет не об одном десятке миллиардов гривен, которые пришлось забрать из тех секторов экономики, которые продолжили работать и удержались на плаву, хоть и не без потерь.
Однако не было осуществлено мер стоимостью значительно меньшей, которые обеспечили бы эффективное сдерживание коронавируса и заблаговременное расширение способности медицинской системы к росту заболеваемости.
Однако раннее и поэтапное решение названных проблем здравоохранения в течение весны – осени 2020 года, хотя бы в пределах специально выделенного фонда весной, вполне могло бы снять потребность во внедрении любых локдаунов. Это позволило бы уменьшить чувство неопределенности, которое сдерживало и продолжает тормозить деловую активность, вместе с другими нерешенными проблемами украинской экономики.
Более того, действия властей в последнее время свидетельствуют, что большинство уроков не усвоено до сих пор. Особенно же тех, которые лишь проявились на примере проблем, которые спровоцировала пандемия, однако имеют гораздо более широкое значение.
Например, еще весной стало понятно, насколько опасной является ситуация, когда в стране отсутствуют производства, которые должны обеспечивать основную часть внутренних потребностей в подготовке медицинской системы к пандемии ковида. Тогда речь шла, прежде всего, об аппаратах искусственной вентиляции легких, оборудовании и реагентах для проведения медицинских анализов, и даже таких, казалось бы, мелочах, как респираторы, одноразовые маски и другие средства защиты.
В критических условиях эти товары оказались преимущественно недоступными, а здоровье украинцев и способность продолжать нормальную экономическую деятельность в условиях пандемии оказались в заложниках от доброй воли других государств. Однако вместо того, чтобы сделать выводы, власти длительное время выжидали.
Поэтому уже осенью это дополнилось другой рукотворной проблемой, которая усилилась из-за отсутствия необходимой подготовительной работы за полгода – в дефиците обеспеченных кислородом кроватей, самого кислорода или достаточного количества оборудования для его транспортировки и хранения.
Нынешний кризис продемонстрировал также последствия длительного невыполнения государством своей роли в определении приоритетов использования национального дохода. Речь идет о проблеме поощрения потребления потребительского импорта, об увеличении долгов и одновременном игнорировании развития стратегических для жизнеобеспечения общества секторов.
В частности это здравоохранение, оборона, энергетика, образование, инфраструктура, жилищно-коммунальная сфера и тому подобное. Уже не впервые становится понятно, что длительное пренебрежение потребностями развития или хотя бы, не поддержание в нормальном состоянии базовой инфраструктуры потом обходится очень дорого всему обществу.
Недавно генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебрейесус предостерег, что пандемия COVID-19 не будет последней, поэтому страны должны укреплять свои системы здравоохранения и быть готовыми к новым чрезвычайным ситуациям.
В случае же Украины проблема значительно шире. Провалы власти в эффективном противодействии распространению коронавируса и минимизации при этом потерь для экономики привлекли внимание к более общей проблеме. Речь идет о чрезвычайно высокой цене, которую приходится платить всему обществу из-за отсутствия у чиновников стратегического видения и способности к принятию системных решений на опережение вместо хаотичной реакции на текущие вызовы. И без решения этой проблемы развитие Украины будет невозможным.
Автор: Александр Крамар
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.