
Пока оппозиция кричит о тотальном обнищании при «зеленой» власти, в правительственной команде считают, что страна сейчас переживает экономический бум. В Кабмине считают, что потребительские настроения улучшаются, внешняя конъюнктура для экспорта замечательная, госбюджет перевыполняется, а тут еще и транш МВФ в размере $2,7 млрд. прилетел в рамках помощи экономикам, пострадавшим от пандемии.
Есть, конечно, и маленькие неприятности – такие, как рост инфляции. Но, в целом, в сравнении, например, с прошлым годом, ситуация в экономике более чем благоприятная. Но пока нет оснований надеяться, что эти «лишние» средства в прямом виде дойдут до обычных украинцев.
Министр финансов Сергей Марченко в разговоре с «Главкомом» рассказывает, что правительство планирует делать с приобретенной финансовой подушкой, как готовится бюджет на следующий год, признается, как часто он говорит «нет» Офису президента, и оценивает перспективы нового локдауна.
«Маяки действующей программы с МВФ выполнены уже на 90%»
Новость о получении $2,7 млрд. от МВФ, в принципе, в определенных кругах была ожидаемой. Эти деньги не связаны с нашей программой сотрудничества с фондом, а их получение является безусловным. Есть ли уже понимание, на что они будут направлены?
К моменту, когда было принято окончательное решение, мы это не комментировали. А сейчас у нас будут проведены внутренние консультации правительства совместно с Нацбанком. И мы определим, какая у нас есть потенциальная потребность на финансирование дефицита бюджета. Пока еще мы определяемся. Механизм, порядок зачисления и все остальное, думаю, нужно будет обсудить дополнительно. Но этот транш нам действительно будет позволять более спокойно чувствовать себя до конца года.
Значит, из-за получения этого транша будут внесены изменения в бюджет?
Если будет нужда – да. У нас просто появился источник для финансирования дефицита бюджета – не больше и не меньше. Это не значит, что эти средства могут быть использованы на какие-то дополнительные нужды. И если этот транш мы будем использовать, то, скорее всего, для замещения других, более дорогих источников. Но мы при этом не сидели, ожидая, что на нас перепадет манна небесная.
Мы сейчас позаимствовали по евробондам около $500 млн. по достаточно низкой ставке — 6,3%. Шла подготовка к тому, чтобы погашать наши сентябрьские долговые обязательства. Если бы этих средств от МВФ не было, мы бы знали, как реагировать.
А что с основной программой с МВФ? Стороны всегда дипломатично говорят, что переговоры продолжаются, никто из них не выходит. Но каковы реальные шансы получить транш до конца года?
Ну, смотрите — была достаточно позитивная коммуникация президента с исполнительным директором фонда Кристалиной Георгиевой. И я считаю, что в этой коммуникации были четкие сигналы. Фонд выразил видение прогресса в выполнении реформ, и также был анонсирован приезд миссии. При этом остались вопросы, которые не сняты и обсуждаются. Вот и все, что я могу сейчас сказать.
А мы в состоянии в принципе обойтись без этого транша? Или это слишком важный сигнал для инвесторов, получение макроэкономического финансирования от ЕС?
Тут не в деньгах дело, а в программе, которую мы выполняем. Мы приняли решение о запуске судебной реформы, были изменения в банковской системе, и по другим показателям также был достигнут весьма существенный прогресс. Мы делаем свое дело, выполняя «маяки», которые предусмотрены программой. И это важнее, чем получение транша, который сам по себе не является самоцелью. Скорее, он будет следствием прогресса по выполнению программы.
Но «маяки», по-видимому, пока недостаточно выполнены, если происходит задержка.
Считаю, что «маяки» действующей программы выполнены уже на 90%. Некоторые законопроекты в первом чтении приняты, но точно будут приняты в целом. С технической точки зрения мы достаточно много «маяков» выполнили уже на данный момент – закон «О Высшем совете правосудия», разделение налоговой и таможенной служб как двух отдельных юридических лиц, тарифные вопросы, банковская деятельность. Это притом, что программа еще не завершилась. Осталось несколько вопросов.
Аудиторская служба еще проводит аудит средств ковидного фонда. С технической точки зрения мы считаем, что этот пункт фонд уже принял. Но у нас остались проблемы, что были созданы Конституционным судом, и сейчас идет дискуссия, каким образом этот вопрос должен быть урегулирован. Но Верховная рада уже приняла решение о наказании за недостоверное декларирование. Ну вот, собственно, и все.
Вы упомянули об аудите Covid-фонда. Там были найдены какие-то масштабные нарушения?
Аудит всегда находит нарушения, тут, действительно, дело в их масштабности. Где-то есть нормативные нарушения, где-то определенные злоупотребления, но это не является чем-то таким необычным. Было бы странным, если бы мы по всем остальным программам находили нарушения, а здесь не нашли, особенно учитывая сжатые сроки принятия решений, необходимость быстрой закупки и т.д. Чаще всего эти нарушения связаны именно с тем, что это были достаточно быстрые решения и быстрые деньги.
Будет ли какая-то ответственность к нарушителям по результатам аудита? Что он фактически даст?
Всего в правоохранительные органы передано 183 материала и проинформированы правоохранительные органы в 272 случаях. Материалы мероприятий Государственного финансового контроля приобщены к 136 материалам уголовных производств и открыто 148 уголовных дел по переданным материалам мероприятий ГФК или предоставленной информацией об их результатах.
Кроме этого, по результатам мероприятий ГФК, во время которых выявлялись нарушения законодательства в сфере закупок, которые имели влияние на результаты, Госаудитслужба обязывала заказчиков устранять выявленные нарушения, в частности, путем отмены торгов или расторжения договоров.
Во всех случаях при наличии оснований органом государственного финансового контроля инициированы меры по привлечению к административной ответственности 201 должностного лица, допустивших нарушения. Из указанного количества — 175 должностных лиц привлечено к административной ответственности.
Еще вопрос относительно МВФ. Новоявленная телеведущая Юлия Мендель написала пост в фейсбуке, где выразила мнение, что при отсутствии транша могут быть проблемы с выплатами из-за Государственного казначейства в конце года. Насколько такие прогнозы реалистичны?
Каждый должен делать свою работу. Как министр финансов я могу комментировать ликвидность казначейства. Что такое индикативный остаток средств в государственном казначействе и как этими средствами можно управлять. Средства МВФ никоим образом не влияют на текущую ликвидность казначейского счета. Уже год мы как-то обходимся без средств МВФ, и находим другие источники заимствований для замещения.
Поэтому нет здесь даже чего комментировать. У нас, в принципе, возможно, с некоторыми нюансами, за семь месяцев практически не было перебоев в казначейском счете.
Инфляцию мы «импортируем»
Минфин недавно отчитался в перевыполнении планов поступлений в госбюджет за январь-июль на 4,6%. Поступления превзошли ожидания и от таможни, и от налоговой службы. Рентная плата за пользование недрами дала больше, и различные акцизы и налоги. Можно ли до конца года еще увеличить эти показатели, или, наоборот, в конце года они могут сезонно уменьшиться?
Планы перевыполняются каждый месяц, то есть сказать, что это какая-то неожиданность, я не могу. У нас сейчас есть нормальный тренд – перевыполнение бюджета. За семь месяцев перевыполнение по общему фонду составляет 25,3 млрд. грн. И к концу года такой тренд будет продолжаться.
Мы уже больше, чем на 12 млрд., дополнительно предусмотрели изменения в бюджет за счет этого перевыполнения. Но это не значит, что до конца года и дальше не будем вносить изменений в бюджет. Есть потребность решить вопрос по некоторым министерствам, по которым не была обеспечена потребность полностью.
Какие отрасли экономики сейчас демонстрируют наибольший рост, выражающийся в уплаченных ими налогах? Можно ли говорить, что нынешние показатели бюджета — это следствие удачной конъюнктуры, которая продлится не всегда?
Основу формирования доходов бюджета в нынешнем виде формируют следующие факторы. Это рост номинальной и реальной зарплат. В частности, в бюджетной сфере, и соответственно довольно активное потребительское настроение граждан. Но, кроме этого, на поступление налогов повлияла конъюнктура внешних рынков — то есть высокие цены на такие наши товары как руда, продовольствие. И это помогает нам на сегодня облагать достаточно маржинальные прибыльные отрасли — металлургию, горнодобывающий комплекс.
В топ-20 плательщиков налога на прибыль за полгода у нас почти половина предприятий именно этой отрасли. Далее идут банки, что особенно приятно, — например, «Приватбанк» уплатил налог на прибыль в 3 млрд. гривен только за первое полугодие. Далее среди крупных плательщиков идут такие предприятия, как «Киевстар», АТБ, «Филипп Моррис» единственный среди «табачников» попал в двадцатку, ну и «Эпицентр» ее замыкает.
В целом предприятия из топ-20 уплатили налогов на общую сумму 30 млрд. грн, что на 17 млрд. больше по сравнению с прошлым годом за этот же период времени.
Какую роль в этом увеличении поступлений играет инфляция, которая у нас тоже больше, чем запланированная?
Инфляция — это отчасти следствие потребительского спроса. Но инфляцию мы также «импортируем», потому что сейчас находимся в общем тренде, когда она увеличивается во всем мире. Долго ли это будет продолжаться и как другие страны будут с этим справляться – это тема для отдельной дискуссии.
В бюджете у нас заложена инфляция в 7,3%, а сейчас – 9,5%, то есть не думаю, что это является таким превалирующим фактором поступлений в бюджет. Да, это определенным образом влияет, но не так, как хотелось бы кому-то.
У вас довольно сложные отношения с господином Саакашвили, который во многом вас обвиняет. На последнем совместном мероприятии он требовал от правительства уменьшения налогов и плат за лицензии, которые, с точки зрения Минфина, как раз являются источником пополнения бюджета. Вы как-то вообще контактируете с Исполкомом Национального совета реформ, что Саакашвили возглавляет, или ваш диалог ведется только на уровне обвинений?
Все комментарии по поводу Саакашвили я давал раньше. Позиция не изменилась. Я считаю, что у нас есть президент, Верховная рада и правительство, и именно в их совместной работе можно добиваться успеха и отрабатывать законопроекты. Все остальные органы являются совещательными. Можно с ними дискутировать, можно прислушиваться, можно нет. Вот и все.
Вы упоминали о еврооблигациях, которые были размещены под 6,3%. Также были размещены ОВГЗ в районе 11-12%, в зависимости от срока. Вы считаете это адекватными ставками?
Я считаю это приемлемой ценой. Если вы вспомните 2018 или даже 2019 годы и сравните, то нынешние ставки являются более чем приемлемыми. Особенно учитывая учетную ставку Нацбанка, которая недавно была повышена. Значит, есть спрос на облигации и сформированный рынок, на котором мы по случаю заимствуем. Но сказать, что мы очень сильно зависим от этого рынка, нельзя. Мы работаем в формате, когда есть потребность, то выходим.
Не надо ли вообще постепенно слезать с этой иглы, или вы считаете те же ОВГЗ абсолютно адекватным инструментом и не видите угрозы построения «пирамиды»?
«Пирамида» ОВГЗ происходит в том случае, когда вы, во-первых, увеличиваете их объем, во-вторых – ставку. И заимствуете с каждым разом более короткие инструменты. Мы наоборот уходим от коротких инструментов, заимствуем на более долгий период времени и снижаем ставку. Сейчас мы выходим на приличный уровень отношения ОВГЗ к государственному долгу – ниже 50%.
Значит, все-таки стоит задача уменьшать заимствования?
Есть определенные предельные уровни. Так называемые Маастрихтские критерии предусматривают определенные линии соотношения к ВВП. Таким странам как наша желательно этих критериев придерживаться. Страны, которые могут себе позволить высокий уровень дефицита, например, США или Великобритания, могут на эти показатели не обращать внимания. Но там другая структура экономики и они могут себе это позволить.
Например, в Штатах предыдущий уровень дефицита бюджета на этот год – около 14%. Учитывая последнее решение об увеличении расходов на инфраструктурные проекты и помощь семьям с детьми, думаю, дефицит будет выше. В Британии дефицит — 11%, в ЕС – 7%. Притом, что в ЕС тоже есть большие разрывы, например, в Италии – 12%.
Мы по этому показателю являемся умеренной страной с уровнем дефицита в 5,5%, который имеем возможность профинансировать. Поэтому когда вы считаете, что ставки на рынке являются для нас высоковатыми, то надо сравнивать со странами со схожей структурой экономики.
«Последнее решение – за НБУ, он не считает нужным дискутировать с правительством»
Отношения между Минфином и Нацбанком во все времена являются специфическими, потому что эти структуры часто преследуют разные цели. Какие у вас отношения с руководителем НБУ господином Шевченко и что вы думаете по поводу разговоров, что его скоро могут заменить, потому что он стал слишком самостоятельным игроком?
Ничего не думаю по поводу замен, это вопрос не ко мне. У нас могут быть дискуссии по непростым вопросам, которые мы решали. Не всегда нам удается достичь консенсуса, но это нормально. У нас есть разные позиции с точки зрения различных сфер ответственности. Минфин все-таки — более политически зависимый орган, по сравнению с Нацбанком, который является институционально независимым. А это также влияет на определенный уровень взаимоотношений. Но на этом этапе я работаю с действующим главой Нацбанка.
Вряд ли Минфин был в восторге от недавнего поднятия Нацбанком учетной ставки до 8%. Но ходили разговоры, что это могло быть еще более агрессивным, и такой вариант до сих пор не отвергается.
Чтобы комментировать повышение учетной ставки, надо понимать основу, на которой это решение базируется. Я считаю, что это вынужденное решение.
Основа понятна – сдерживание инфляции.
Да, и Нацбанк реагирует на это в рамках своего мандата. Конечно, с точки зрения правительства, с точки зрения экономики, вопрос повышения ставки может быть дискуссионным. Но в любом случае последнее решение – за НБУ, который не считает нужным дискутировать с правительством. И это нормально, потому что регулятор имеет свой независимый мандат и это его основной инструмент политики.
Под эгидой главы государства сейчас выполняется много социальных программ, на которые нужны большие средства. Вы можете говорить Офису президента «нет», когда они просят у Минфина какие-то дополнительные деньги на свои прожекты?
Я всегда могу сказать «нет», если считаю, что решение не является обоснованным, и мы не имеем возможности такую потребность обеспечить. Но, условно говоря, моя задача в том, чтобы найти такую возможность на те нужды, которые есть в нашей экономике, в социальной сфере и т.д. Поэтому я не являюсь категорическим противником любых изменений, если они являются обоснованными.
Условно говоря, сейчас мы имеем перевыполнение бюджета, и эти средства можем направить на насущные потребности, которые могли не быть предусмотрены при подготовке бюджета. Поэтому моя задача — найти решение, а не сказать «нет».
Ну, про министра финансов всегда говорят, что это «мистер Нет». К нему все идут за деньгами, а он «заворачивает» обратно.
В 99% случаев я так и делаю. Но есть случаи, когда есть необходимость принять решение, потому что это может влиять на определенное социальное положение людей. Например, возьмем законопроект №5600 о справедливости правил игры в сфере налогообложения.
Если он будет принят в целом, мы, таким образом, покажем, что государство видит необходимость в поиске дополнительных источников доходов, потому что есть определенные пробелы в налоговом законодательстве, которыми кто-то злоупотребляет. Это значит, что какой-то бизнес создал себе такие комфортные условия, по сравнению с другими, и это надо прекратить. Если будут равные правила игры, то будет большая уплата налогов, и эти средства можно будет использовать на дополнительные нужды.
Часто ли вы все-таки отказываете ОП?
Часто. Но наш голос всегда слышат. Если есть проблемы, которые требуют решения, то мы ищем пути как это можно сделать.
До 15 сентября правительство должно подать проект бюджета на следующий год. Учитывая то, с каким запасом выполняется бюджет нынешний, можно ли ожидать, что он будет более оптимистичным? Лучше ли сделать его более консервативным, чтобы потом снова отчитываться в перевыполнении плана?
Если вспомните, то в прошлом году нас все обвиняли, что бюджет-2020 «вздут». Более того, у меня была дискуссия со многими вашими коллегами, которые говорили, что еще в первом квартале придется делать секвестр, потому что невозможно получить те доходы, которые прописаны. Нельзя говорить, что мы что-то занизили.
Что касается бюджета на следующий год, то у нас есть бюджетная декларация на 2022-2024 годы, которую поддержал парламент. На основе этой декларации мы сейчас подготовили инструктивные письма от главных распорядителей. До 13 августа мы собираем их предложения и затем будем в согласительном совете определяться относительно бюджета на 2022-й. На самом деле, все его прогнозные показатели можно посмотреть в бюджетной декларации.
На сегодня макроэкономический прогноз, доходы, расходы – ничего в них не изменилось. Идет речь о том, что возможны перекалибровки некоторых вещей – может, сделаем уточнение по некоторым позициям. Возможно, что конечный вариант бюджета будет частично отличаться оттого, что прописано в декларации. Но у нас есть основа, в соответствии с которой мы готовим бюджет, поэтому наша задача максимально упрощена.
Всю политику мы с депутатским корпусом обсудили еще на этапе мая-июня. Были дискуссии, парламент что-то согласовал, что-то нет. В этом и есть феномен бюджетной декларации, что некоторые вещи политического характера и особенности прогнозирования можно обсудить еще на начальном этапе.
Значит, если вы уже все с депутатами обсудили, то бюджет пройдет проще, чем предыдущий?
Я не ожидаю простого прохождения бюджета. Дело в том, что парламент на третьем году своей деятельности уже стал достаточно зрелым. И с каждым годом к концу каденции эта зрелость будет только усиливаться. Это касается парламентов всех созывов. Парламент может задавать правительству неудобные вопросы с точки зрения бюджета. И это может быть очень сложная дискуссия, к которой мы должны готовиться. Но, думаю, будем готовы.
«Мы думаем, как переформатировать механизм «5-7-9%»
Насколько в бюджете следующего года могут вырасти социальные выплаты? Это всегда всех интересует.
На уровень инфляции плюс два процента – это касается всех социальных индикативов. На сегодняшний момент запланировано именно так — если будет возможность принять другое решение, будем думать. Конечно, состояние перевыполнения доходов позволяет нам получить определенную подушку на бюджет 2022 года. Но опять-таки, учтите, что согласно договоренностям с МВФ мы должны в следующем году сократить дефицит бюджета на 2%. Речь идет о сумме около 60 млрд. гривен. Это также нужно учитывать.
Выдержит ли экономика потенциально новый локдаун в связи с распространением штамма «Дельта» и неприятными прогнозами на осень. Готовятся ли какие-то стрессовые сценарии на этот случай?
Я сторонник массовой вакцинации. В тех странах, где вакцинация достигла высокого уровня, локдауны не предусматриваются. Британия, несмотря на последнее число случаев заражений, наоборот максимально ослабила требования, и сейчас там все открыто. В Штатах сейчас также идет больше дискуссий, каким образом увеличивать вакцинацию, а не о том, вводить ли локдаун. Так как вакцинация вообще снимает этот вопрос с повестки дня.
Но вирус мутирует.
Если человек вакцинирован – он защищен. Та активная часть населения, которая будет вакцинирована, позволит минимизировать риски третьей или четвертой волн. Такие меры как локдауны, возможно, доказали частично свою превентивную функцию в начале эпидемии, а сейчас – только вакцинация.
Государственная программа «Доступные кредиты 5-7-9%» – одна из президентских «фишек». А насколько банкам выгодно участвовать в ней?
Очень выгодно. Мы как раз думаем, каким образом переформатировать механизм, потому что это достаточно существенная нагрузка на государство в части компенсации процентов. Но пока ничего не будет пересмотрено. Эта программа доказала свою эффективность, и это прекрасно. В ней сейчас 33 банка и только за неделю было заключено новых кредитных договоров на 1,3 млрд. грн. К этой программе, в принципе, ни у кого нет никаких замечаний.
Но она уже работает, в отличие от рынка земли. Правительство одобрило проект постановления, согласно которому малые фермеры смогут получить государственные гарантии по кредитам для приобретения земли. Какие гарантии того, что этот механизм будет действенным, потому что вопрос является очень чувствительным?
Там практически может быть применен такой же механизм, как «5-7-9», который уже хорошо функционирует. Мы отработали механизм портфельных гарантий, когда в отдельной отрасли будут формироваться портфели и эти кредиты будут отдельно гарантироваться. Поэтому, честно говоря, я не вижу особых проблем.
Павел Рябикин сейчас справляется на таможне? Потому что он все же пришел туда несколько из других отраслей. Особенно учитывая постоянные разговоры, что это такая клоака, что туда кого ни поставь, ничего не меняется.
Ну, я бы сказал, что справляется в определенной степени. Судя по показателям, мы не имеем вопросов к поступлениям от таможни. Тут еще вопрос в том, что очень сложно найти людей, которые готовы были бы работать в этой сфере. Рябикин работает, и опять-таки с точки зрения наполнения бюджета у нас вопросов нет. Хотя, может там сейчас и конъюнктура благоприятная и резервов еще достаточно.
А вот с точки зрения реформирования таможни есть много вопросов. Так, у нас недавно на аппаратном совещании докладывал руководитель таможни, и основным вопросом к нему было то, каким образом осуществляется реформирование. Он назвал следующие цифры. Тестирование прошли 9 тыс. должностных лиц таможни, а это практически весь личный состав. Пятая часть из него не прошла 1-2 этап тестирования. Они не сдали определенные тесты — на логику, на общие способности, числовое мышление, глобальное мышление…
10% из прошедших лиц первые два этапа не прошли тестирование на благонадежность. На сегодня 76% таможенников переведены в новую структуру таможни. Значит, есть просто дисквалификация, конкретно связанная с вопросом благонадежности. Далее таможня собирается ввести прохождение полиграфа при назначении на новую таможню. И это правильное направление движения, которое мы поддерживаем.
Конечно, есть много вопросов и я не буду говорить, что все хорошо в таможне. Но есть руководитель, и есть его ответственность.
Вы вот про резервы для таможни говорили. Довольно давно существует такая практика, как массовый завоз «битых» авто из США. С этой историей прошлого года даже МВД пыталось разобраться. Таможня должна как-то реагировать на эту практику?
Давайте представим, что это проблема. Я обращусь к руководителю таможни, чтобы мы, таким образом, сформировали на нее реакцию.
Объем субсидий, запланированный на этот год, составляет 35 млрд. грн. Очевидно, что при запланированном повышении тарифов этого будет недостаточно. Как правительство будет решать эту проблему?
Мы сейчас осуществляем оценку вместе с Минсоцполитики, которой является дополнительная потребность в средствах на субсидии. Как только мы эту оценку сможем трансформировать, то выйдем с инициативой о дополнительном увеличении расходов на эту сферу. А доходы под эти расходы, как я уже говорил, есть. Но до ноября действующих назначений достаточно.
В госбюджете на этот год на выплату льгот и жилищных субсидий предусмотрены расходы в сумме 35,2 млрд. грн, из которых по состоянию на 4 августа фактически направлено 31,4 млрд. грн, или 88,5 % от годового плана. Сейчас этих средств достаточно до завершения, не отапливаемого периода текущего года.
Скажите откровенно — перед возможными кадровыми чистками осенью это правительство уже сидит на чемоданах?
Я этого не чувствую. Видите — это правительство уже работает больше, чем полтора года, хотя в начале его работы было много скепсиса. Считаю, что, несмотря на смену некоторых министров, в целом правительство успешно справляется с возложенной на него задачей.
Вы лично чувствуете давление?
Всегда, но это нормально. Политическая среда у нас турбулентная, желающих расшатать лодку достаточно много. Мы должны делать свою работу, несмотря на любые политические ситуации. На сегодня у нас достаточно запаса прочности.
Автор: Павел Вуец
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.