Обзор систем платежей и расчетов в Украине

19.06.2018 – Как отмечается в годовом отчете Национального банка Украины, центральный банк в 2017 году значительное внимание уделял вопросам, связанным с реализацией стратегии развития безналичных расчетов и выполнением задач, предусмотренных Комплексной программой развития финансового сектора Украины до 2020 года:

стартовал проект «Инфраструктура платежного рынка и оверсайт», который позволит урегулировать деятельность новых поставщиков услуг по переводу, создать благоприятные условия для деятельности платежных учреждений на рынке Украины, в частности:

создать условия для деятельности в Украине провайдеров интернет — расчетов;

усовершенствовать регулирование платежных систем и порядок осуществления их оверсайта;

упорядочить деятельность небанковских финансовых учреждений и предоставить им право осуществлять выпуск электронных денег;

для небанковских финансовых учреждений и коммерческих агентов банков введены отдельные текущие счета для зачисления наличности, принятой ими для дальнейшего перевода, с целью усиления контроля над операциями по приему платежей наличными;

создан Совет платежной организации СЭП;

порядок осуществления межбанковского перевода средств в Украине в национальной валюте изменен в части:

выполнения банками мероприятий по аресту средств на корреспондентских счетах банков-корреспондентов по постановлению частного исполнителя;

приема банками к исполнению платежного требования на принудительное списание средств, оформленного частным исполнителем;

нормирование нового способа заключения договоров Национального банка с банками для осуществления межбанковского перевода средств через СЭП путем присоединения к единому договору;

упрощен порядок согласования условий и порядок деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры;

для участников платежного рынка разработаны и опубликованы рекомендации по составлению правил платежной системы, платежной организацией которой является резидент, с целью упрощения начала деятельности платежных систем в Украине;

даны предложения Минэкономразвития к проекту постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении требований к субъектам хозяйствования относительно приема электронных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги)», с целью усиления защиты права потребителей на свободный выбор способа оплаты и развития платежной инфраструктуры;

с целью упрощения ведения бизнеса в Украине:

в сотрудничестве с Минэкономразвития урегулированы проблемные вопросы с использованием банковских гарантий в тендерных процедурах государственных закупок;

введен новый вид счета – счет условного хранения (эскроу);

предоставлено право клиентам банков заключать договор об открытии банковского счета, банковского вклада и счета условного хранения (эскроу) в электронной форме;

отменена обязанность относительно использования субъектами хозяйствования печатей на документах;

предоставлено право субъектам хозяйствования, которые уже имеют счета в банке, на открытие следующих счетов в этом банке путем представления документов с помощью средств информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем;

урегулировано право на уступку права требования по договору банковского вклада;

предоставлено право субъектам хозяйствования перечислять валюту на текущие счета работников для обеспечения расходов на командировку.

Деятельность платежных систем

По состоянию на 01.01.2018 в Украине зарегистрировано 46 платежных систем и систем расчетов, из которых 10 созданы нерезидентами и 36 – резидентами (из них 12 – внутрибанковские системы перевода; 9 – системы, созданные банками;

15 – системы, созданные небанковскими учреждениями, а также 19 операторов услуг платежной инфраструктуры.

В течение 2017 года Национальный банк зарегистрировал:

4 новые платежные системы:

международную платежную систему «Аверс №1» (платежная организация ПАО «Кредит ОптимаБанк»);

внутригосударственную платежную систему «Лео» (платежная организация ООО «ФК Леогейминг Пэй»);

внутригосударственную платежную систему «Платисервис» (платежная организация ООО «Платисервис»);

внутригосударственную платежную систему «City24» (платежная организация ООО «Финансовая компания «Феникс»);

3 новые операторы услуг платежной инфраструктуры:

ООО «Мосст»;

ООО «Стармани»;

ООО «Бенефит Системс».

Деятельность систем перевода средств

По состоянию на 01.01.2018 лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов имело 61 небанковское финансовое учреждение.

В течение 2017 года Национальный банк выдал небанковским финансовым учреждениям 9 лицензий на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов, еще 3 лицензии были переоформлены в связи с изменением местонахождения небанковского финансового учреждения (для осуществления перевода средств финансовой компании необходимо получить лицензию Национального банка).

В целом на протяжении 2017 года на территории Украины фактически предоставляли услуги 36 систем перевода средств, из которых 29 – созданные резидентами, 7 – созданные нерезидентами.

С использованием систем перевода средств, созданных резидентами и нерезидентами, в 2017 году переведено:

в пределах Украины – 118 586 млн. грн. (4 456 млн. долл. США в эквиваленте);

в Украину – 2 378 млн. долл. США в эквиваленте;

за пределы Украины – 286 млн. долл. США в эквиваленте.

Распределение переводов, осуществленных в 2017 году по сравнению с 2016 годом.

По итогам 2017 года на рынке систем перевода средств, созданных резидентами, лидирует по сумме переводов международная платежная система «TYME» (1 360 млн. долл. США в эквиваленте).

Деятельность в Украине систем перевода средств, созданных резидентами

В 2017 году в Украине предоставляли услуги 8 систем, созданные банками (всего зарегистрировано 9), 12 систем, созданные небанковскими учреждениями (всего зарегистрировано 12) и 9 внутрибанковских систем перевода средств (всего зарегистрировано 10).

С помощью систем перевода средств, созданных банками и небанковскими учреждениями-резидентами, переведено:

в пределах Украины – 118 507 млн. грн. (4 453,04 млн. долл. США в эквиваленте);

в Украину – 113,66 млн. долл. США в эквиваленте;

за пределы Украины – 3,06 млн. долл. США в эквиваленте.

Деятельность в Украине систем перевода средств, созданных нерезидентами

В течение 2017 года в Украине осуществляли деятельность 7 систем перевода средств, созданных нерезидентами, а именно:

три системы из США, по одной – из Грузии, Великобритании, Канады, Азербайджана.

За 2017 год с помощью систем перевода средств, созданных нерезидентами, переведено:

в пределах Украины – 71 млн. грн. (2,68 млн. долл. США в эквиваленте);

в Украину – 2 264, 26 млн. долл. США в эквиваленте;

за пределы Украины – 282,98 млн. долл. США в эквиваленте.

Среди систем перевода средств, созданных нерезидентами, в 2017 году первое место по объему осуществленных переводов занимает «Western Union» (54,49% трансграничных переводов в Украину и 75,04% – из Украины).

Украина остается страной-реципиентом трансграничных переводов. В течение 2017 года сумма средств, полученных в Украине с использованием международных систем перевода средств, в восемь раз превышала сумму средств, отправленных за ее пределы.

Оверсайт платежных систем и систем расчетов

В 2017 году Национальный банк в рамках реализации функции оверсайта платежных систем и систем расчетов:

осуществлял off-site и on-site мониторинг объектов надзора (оверсайта), к которым в соответствии с законодательством относятся:

платежные организации платежных систем, участники/члены платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры. В частности, в течение 2017 года осуществлено 11 выездных проверок объектов надзора (оверсайта). За выявленные нарушения применены предусмотренные законодательством Украины меры воздействия;

осуществил комплексное оценивание внутригосударственной платежной системе «FLASHPAY» (ПАО «Банк Фамильный»), который по объемам операций и видам услуг вошел в категорию важных платежных систем в Украине.

Комплексное оценивание осуществлено с целью оценки деятельности ВПС «FLASHPAY» на соответствие законодательству Украины и международным стандартам оверсайта платежных систем (Principles for Financial Market Infrastructures, CPSS-IOSCO).

С целью усовершенствования деятельности платежной системе «FLASHPAY» как важной платежной системы в Украине выработаны соответствующие рекомендации, которые направлены платежной организации.

Прием платежей наличными деньгами для дальнейшего перевода

В 2017 году довольно значительное количество переводов в пределах Украины инициировано наличными с помощью платежных устройств и через пункты приема наличных.

По состоянию на 01.01.2018 операции по приему наличности в гривнах для дальнейшего ее перевода с помощью платежных устройств осуществляли:

19 – небанковских финансовых учреждений;

12 – агентов банков;

32 – банки с помощью собственных платежных устройств.

По сравнению с данными за 2016 год в 2017 году:

1) увеличилось количество платежных устройств, принадлежащих:

небанковским финансовым учреждениям – на 3 тыс. шт.;

банкам – на 4,1 тыс. шт.;

2) увеличились объемы наличности, принятой с помощью платежных устройств:

небанковскими финансовыми учреждениями – на 37%;

агентами банков – на 14%;

банками – на 40%.

Несмотря на увеличение объемов переводов, инициированных с помощью платежных устройств, продолжает пользоваться спросом такой способ инициирования платежей, как пункты приема наличных.

По состоянию на 01.01.2018 операции по приему наличности в гривнах для дальнейшего ее перевода через пункты приема наличных осуществляли:

22 – небанковские финансовые учреждения;

14 – агентов банков.

По сравнению с данными за 2016 год, 2017 год характеризовался стремительным ростом принятых через пункты приема наличных платежей наличными за счет небанковских финансовых учреждений (на 52%).

Безналичные расчеты

Открытие банками счетов клиентам

По состоянию на 01.01.2018 банки Украины обслуживали 63,4 млн. клиентов:

субъектов хозяйствования – 2,1 млн. клиентов;

физических лиц – 61,3 млн. клиентов.

Клиентам банков открыто 114,8 млн. счетов, что на 5,4% больше, чем в 2016 году.

Для субъектов хозяйствования открыто – 4,3 млн. счетов, для физических лиц – 110,5 млн. счетов. По сравнению с 2016 годом значительно увеличилось (на 84,1%) количество вкладных (депозитных) счетов, открытых для физических лиц (прирост – 14,9 млн.).

В 2017 году наблюдалась тенденция к увеличению количества клиентов, использующих систему дистанционного обслуживания счетов. По состоянию на 01.01.2018 их количество составляло 15,1 млн., что втрое больше по сравнению с 2016 годом. Количество текущих и/или вкладных (депозитных) счетов, обслуживание которых осуществляется дистанционно, по сравнению с 2016 годом выросло вдвое и составило 17,3 млн.

Рынок платежных карт

Положительная тенденция роста безналичных расчетов с использованием платежных карт надежно закрепилась в 2017 году.

Анализ рынка платежных карт и платежной инфраструктуры по итогам 2017 года показывает, что доля безналичных расчетов в Украине с использованием платежных карт по объему операций увеличилась до 39,3% (рост на 3,8 п.п. с начала 2017 года).

По количеству сделок доля безналичных расчетов увеличилась до 74,8% (рост на 4,1 п.п. по сравнению с 2016 годом).

Всего в 2017 году украинцы совершили более 3 млрд. операций с использованием платежных карточек, эмитированных украинскими банками, на сумму 2 125 млрд. грн. (это на 23,0% и 31,9% больше по сравнению с 2016 годом соответственно).

Большинство операций по картам, эмитированными украинскими банками в 2017 году, осуществлено в собственной сети банков-эмитентов – 66,4%, в сети других банков-резидентов осуществлено – 31,3% и за пределами Украины – лишь 2,3% операций.

На территории Украины в 2017 году осуществлено лишь 1,4% операций с использованием платежных карточек, эмитированных банками-нерезидентами.

Наблюдается стабильная динамика роста именно безналичных расчетов.

Так, по итогам 2017 года:

количество безналичных операций составило 2,3 млрд. шт. (по сравнению с 2016 годом – рост на 30,2%);

объем безналичных операций составил 835 млрд. грн. (по сравнению с 2016 годом – рост на 46,2%).

По итогам 2017 года структура безналичных операций с использованием платежных карт распределилась следующим образом:

переводы средств, с карточки на карточку:

по объему – 26,4%, по количеству – 6,1%;

в сети Интернет: по объему – 38,8%, по количеству – 41,0%;

в торговой сети: по объему – 31,9%, по количеству – 50,6%;

в устройствах самообслуживания (банкоматы, банкоматы с функцией приема наличных, ПТКС):

по объему – 2,9%, по количеству – 2,3%.

Количество платежных карточек за год увеличилось на 3,9% и по итогам 2017 года составляло 59,9 млн. шт., из них активных – 34,9 млн. шт. (увеличение на 7,6% по сравнению с началом 2017 года).

Количество активных платежных карточек с магнитной полосой и чипом увеличилось почти вдвое (на 91,1%) и составило 7,4 млн. шт., наблюдается постепенное уменьшение платежных карт исключительно с магнитной полосой (уменьшение на 2,8%).

Также наблюдается рост в сегменте бесконтактных платежных карт – на 37,8% за год (с 2 млн. до 2,7 млн. шт.).

В 2017 году наблюдалось развитие платежной инфраструктуры.

Так, количество предприятий торговли и сферы услуг, что предоставляют своим клиентам возможность осуществлять безналичные расчеты с помощью платежных карт, выросло на 27,8 тыс. (на 19,1% по сравнению с началом года) и составило 173,8 тыс. ед.

Несмотря на сокращение количества банков в 2017 году, сеть платежных терминалов за год выросла почти на 15%. По состоянию на 01.01.2018 их количество составляет 251,7 тыс. (это на 32,4 тыс. больше чем на 01.01.2017).

Практически вся доля этого роста приходится на карточки с магнитной полосой (уменьшение на 2,8%).

Также наблюдается рост в сегменте бесконтактных платежных карт – на 37,8% за год (с 2 млн. до 2,7 млн. шт.).

Общее количество банковских устройств самообслуживания на конец 2017 года составляло 37 тыс. ед. (произошел рост на 9,5%), из них:

18,6 тыс. банкоматов;

1,4 тыс. банкоматов с функцией приема наличных;

17,1 тыс. программно-технических комплексов самообслуживания (ПТКС).

Традиционными остаются показатели рынка платежных карт в региональном разрезе. По количеству платежных карт и установленных устройств, для их обслуживания в региональном разрезе доминируют Киев, Днепропетровская и Харьковская области. Однако наименее обеспеченные платежной инфраструктурой и карточками Черновицкая и Тернопольская области.

Среди банков по количеству эмитированных платежных карточек и степенью разветвленности инфраструктуры их обслуживания по состоянию на 01.01.2018 лидерами были ПАО КБ «Приватбанк», АО «Ощадбанк» и АО «Райффайзен Банк Аваль».

Стабильный рост в течение последних лет объемов и количества безналичных операций, увеличение доли активных платежных карт, а также количества торговых предприятий и расширение сети торговых терминалов, свидетельствует об активном развитии платежного рынка и большой заинтересованности пользователей в безналичных расчетах.

Электронные деньги

В 2017 году банками-эмитентами было выпущено в обращение электронных денег на сумму почти 60 млн. грн., что в полтора раза больше чем в 2016 году (40,4 млн. грн.). В то же время объем сделок не изменился по сравнению с 2016 годом.

По состоянию на 01.012018 Национальный банк предоставил право осуществлять выпуск и другие операции с такими электронными деньгами:

FORPOST (ПАО «Альфа-Банк»);

«Макси» (АО «Таскомбанк»);

«Глобалмани» (ПАО КБ «Глобус»);

«Электрум» (АБ «Укргазбанк»);

MasterCard ПАО «Банк «Восток»;

ПАО «Альфа-Банк», АО «Таскомбанк»,

ПАО КБ «Приватбанк», ПАО «ПУМБ»;

Visa (ПАО «Укрсоцбанк», АО «Ощадбанк», ПАО «ПУМБ»);

«ПРОСТРАНСТВО» (АБ «Укргазбанк», ПАО «Юнекс Банк»).

Система электронных платежей Национального банка Украины

В 2017 году Национальный банк обеспечил высокий уровень надежности проведения межбанковских переводов в национальной валюте и создал все условия для удовлетворения потребностей ее участников.

Национальный банк урегулировал проведение платежей банков, что не имели возможности осуществлять межбанковский перевод средств СЭП в обычном режиме из-за внешней кибератаки. Она состоялась в июне 2017 года.

Система электронных платежей Национального банка (далее – СЭП), как и раньше, выполняла возложенные на нее функции общегосударственной системы электронных межбанковских расчетов.

По итогам отчетного года 97% межбанковских переводов в национальной валюте в пределах Украины обеспечено этой государственной банковской платежной системой.

СЭП – единственная системно важная платежная система в Украине.

По состоянию на 01.01.2018 количество участников СЭП составляло 178, в том числе:

Национальный банк – 1 участник;

банки Украины – 85 участников;

филиалы банков Украины, работающие в СЭП через корреспондентские счета банков – юридических лиц, – 65 участников;

органы Государственной казначейской службы Украины, что работают в СЭП через Единый казначейский счет, – 27 участников.

В 2017 году СЭП обработано 332 млн. начальных платежей на сумму 20 937 млрд. грн.

Большинство начальных платежей направлено в СЭП банками Украины и их филиалами – 309 млн. начальных платежей (93% от их общего количества).

Среднедневной остаток средств на счетах участников СЭП составил 89,6 млрд. грн., что на 57% больше, чем за 2016 год.

Среднесуточный коэффициент оборота средств по счетам участников системы составлял 0,94 (в отдельные дни превышал 3).

В течение 2017 года в среднем за день обрабатывалось 1,3 млн. начальных платежей на сумму 84 млрд. грн.

В 2017 году Национальный банк завершил работу по проекту «Развитие инфраструктуры, центров обработки системы электронных платежей и системы автоматизации инструментов монетарной политики с использованием программного обеспечения IBM».

В рамках этого проекта с 01.11.2017 введено в эксплуатацию новое поколение СЭП (шифр СЭП-3), которое существенно повысило скорость выполнения межбанковских расчетов, производительность и надежность системы благодаря внедрению новейших информационных технологий.

Национальная платежная система

Национальный банк в течение 2017 года продолжал активно развивать Национальную платежную систему «Украинский платежный простор» (далее – НПС «Пространство») как одно из ключевых направлений проекта Cashless economy, направленное на распространение безналичных расчетов в Украине и усиление финансовой независимости государства.

Участники, эмиссия и операции с платежными карточками в НПС «Пространство»

По состоянию на конец 2017 года участниками НПС «Пространство» были 49 банков Украины, что составляет 60% от общего количества банков в Украине (82 банки). Успешно осуществляют эквайринговую и эмиссионную деятельность 25 банков – участников НПС «Пространство».

В течение 2017 года 6 новых банков-участников заключили договора присоединения к системе и 6 банков вышли из состава участников из-за прекращения своей деятельности на рынке банковских услуг. 11 банков-участников и 1 независимый процессинговый центр (ООО «ТАС Линк») подключены к центральному маршрутизатору и расчетно-клиринговому центру НПС «Простор». (Далее – Центральный маршрутизатор НПС «Пространство»).

В 2017 году разрешение на изготовление и персонализацию карт НПС «Пространство» с магнитной полосой и чипом получило государственное предприятие «Полиграфический комбинат «Украина».

Общее количество платежных карт под брендом «Простор» на конец 2017 года составляло 645,9 тыс. шт., из них – 435,9 тыс. шт. активных (доля – 67%).

В течение 2017 года с применением платежных карточек этой системы произведено 10,7 млн. операций на сумму 16,3 млрд. грн.

По сравнению с 2016 годом количество таких сделок выросло вдвое, а их объемы – почти в 2,5 раза.

В 2017 году центральным маршрутизатором НПС «Пространство» обработано более 1,5 млн. межбанковских транзакций на общую сумму 857,6 млн. грн. По сравнению с 2016 годом объем межбанковских операций вырос на 25%, а количество операций увеличилось вдвое.

Платежная инфраструктура

НПС «Пространство»

В 2017 году наблюдалось расширение платежной инфраструктуры для обслуживания карт НПС «Пространство». По сравнению с началом 2017 года количество платежных терминалов выросло на 26%, и составило 213,9 тыс. шт., а это 85% от всей сети платежных терминалов Украины.

Количество банкоматов выросло на 5% по сравнению с 2016 годом, и составило 15,1 тыс. шт. (81% от всей сети банкоматов Украины). Также 98% программно-технических устройств самообслуживания (ПТКС) успешно принимают к обслуживанию платежные карты системы. Таким образом, 85,5% всей платежной инфраструктуры Украины настроено для обслуживания платежных карт НПС «Пространство».

Технологическое развитие в НПС «Пространство»

В 2017 году Национальный банк активно развивал центральный маршрутизатор НПС «Пространство», что обеспечивает обработку межбанковских транзакций, осуществление клиринга и расчетов по операциям с использованием платежных карт НПС «Пространство», а именно: реализовано обслуживание платежных карт НПС «Пространство» с чипом стандарта EMV в платежной инфраструктуре банков-участников.

Платежные карты системы с чипом могут обслуживаться как в банкоматах банков-участников, так и в платежных терминалах, что существенно повышает уровень безопасности осуществления операций с их использованием;

внедрена бесконтактная технология оплаты в НПС «Пространство» в межбанковском режиме. Банки, которые подключены к системе и пользуются услугами процессингового центра ЗАО «Украинский процессинговый центр», могут принимать карты НПС «Пространство» с бесконтактной технологией;

реализована интеграция процессингового центра ПАО «ПУМБ» с центральным маршрутизатором. Благодаря этому банки, которые пользуются услугами процессингового центра ПАО «ПУМБ», имеют технологическую возможность начать свою работу в НПС «Пространство»;

реализована возможность покупки билетов на официальном сайте ПАО «УЖД» для держателей платежных карт НПС «Пространство».

Банкноты и монеты

На начало 2018 года в наличном обращении страны находилось банкнот и монет на общую сумму 361,5 млрд. грн., что на 20,5 млрд. грн., или на 6,0% больше чем на начало 2017 года (на начало 2017 года – 341,1 млрд. грн.).

В обращении находилось 2,98 млрд. шт. банкнот на сумму 359,4 млрд. грн., 12,97 млрд. шт. разменных и оборотных монет на сумму почти 2,1 млрд. грн., 12,7 млн. шт. памятных и инвестиционных монет на сумму 63,7 млн. грн. В течение 2017 года количество банкнот в обращении уменьшилось на 4,3 млн. шт. (на 0,1%), однако количество монет увеличилось на 315,7 млн. шт. (на 2,5%).

По состоянию на 01 января 2018 года на одного жителя Украины приходилось 70 банкнот и 293 разменные монеты.

За 2017 год общая сумма подкреплений банков банкнотами (оборотными монетами) гривны составляла 139 805 млн. грн., в том числе сумма подкреплений на выплату пенсий через предприятия связи по льготным тарифам – 62 372 млн. грн., что составило 45% от общей суммы подкреплений.

Сумма подкреплений по всем льготным тарифам составляла 94 513 млн. грн., или почти 68% от общей суммы подкреплений.

Доход по кассовому обслуживанию банков банкнотами гривны за 2017 год составил 186,2 млн. грн., что на 21% меньше чем в 2016 году (за 2016 год – 235,58 млн. грн.).

Наличность вне банков и в кассах банков

В течение 2017 года наблюдался рост объемов поступлений и выдачи наличных денег в/из касс банков Украины.

Так, поступления наличных денег в кассы банков Украины по 2017 году выросли в годовом измерении на 274,2 млрд. грн., или на 17,9% до 1804,8 млрд. грн. (за 2016 год соответственно на 127,5 млрд. грн., или на 9,1% до 1530,6 млрд. грн.).

Выдача наличных денег из касс банков Украины за отчетный период по сравнению с предыдущим выросли на 260,4 млрд. грн., или на 16,7% к 1822,9 млрд. грн. (за 2016 год выросли на 159,3 млрд. грн., или на 11,3% до 1562,5 млрд. грн.).

По состоянию на 01.01.2018 объем наличных вне банков (денежный агрегат М0) вырос на 18,2 млрд. грн., или на 5,8%, и составил 332,5 млрд. грн., а в 2016 году вырос на 31,7 млрд. грн., или на 11,2% и составил 314,4 млрд. грн. на 01.01.2017. Рост наличности в небанковском обращении обусловлен инфляционными и девальвационными процессами, повышением тарифов на электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги, ростом социальных стандартов.

Удельный вес наличных средств вне банков в структуре денежной массы уменьшился по 2017 году на 1 п.п. – до 27,5%.

Остатки наличных в кассах банков на начало 2018 года возросли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,3 млрд. грн., или на 8,7%, и составили 29,0 млрд. грн.

Перед Национальным банком в 2017 году в процессе выполнения его функций и задач встал вопрос по обеспечению наличными деньгами учреждений банков на территории Донецкой и Луганской областей.

В частности, обеспечение необходимыми объемами наличности банков на территории Донецкой и Луганской областей, что контролируется украинской властью, осуществлялось через подразделения денежного обращения Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областей. Прежде всего, для выдачи пенсий, заработных плат и социальных выплат. Объем наличных денег за 2017 год составил – 14 446,5 млн. грн. (за 2016 год – 9 409,1 млн. грн.).

Состояние и пересчет наличности

По 2017 году в подразделениях денежного обращения и Центрального хранилища поступило для перечисления почти 2,2 млрд. шт. банкнот, в том числе от банков – 1,6 млрд. шт. банкнот, что на 0,2 млрд. шт. меньше по сравнению с 2016 годом (2,4 млрд. шт. банкнот).

Уменьшение объемов наличных денег, подлежащих перечислению, произошло в основном за счет уменьшения объемов поступлений от банков, и прекращения в течение 2017 года кассового обслуживания подразделениями банков денежного обращения, в Винницкой, Закарпатской, Ивано-Франковской, Кировоградской, Николаевской, Ровенской, Сумской и Черкасской областях.

За 2017 год подразделениями денежного обращения и Центральным хранилищем перечислено 2,2 . банкнот, в том числе на автоматизированных системах обработки банкнот – 2,0 млрд. банкнот (в 2016 году – 2,0 млрд. банкнот), ручной обработкой – 0,2 млрд. банкнот (в 2016 году – 0,2 млрд. банкнот).

Количество уничтоженных банкнот на автоматизированных системах составило 482,0 млн. шт. и на системах KUSTERS – 313,6 млн. шт.

Состояние изъятия изношенных банкнот и приема отсортированных банкнот

За 2017 год изъято из обращения изношенных банкнот 749,2 млн. шт. на сумму 48 355,5 млн. грн., что по количеству на 9% меньше чем за 2016 год (821,2 млн. шт. на сумму 41 602,3 млн. грн).

Уменьшение изъятия из обращения изношенных банкнот произошло по номиналам 1 грн., 2 грн., 5 грн., 10 грн., 20 грн., 50 грн. на 5 – 25%. По номиналам 100 грн., 200 грн. и 500 грн. наблюдается увеличение изъятия изношенных банкнот (соответственно на 2%, 30% и 85%).

Поступления отсортированных банкнот за 2017 год составили 747,1 тыс. пачек, что меньше на 8% по сравнению с 2016 годом (805,3 тыс. пачек), и составили 43,4% от всех поступлений наличности (1 020,5 тыс. пачек), которые поступили на перечисление в подразделения денежного обращения в регионах в 2017 году.

Изъятие из оборота поддельных денежных знаков

Национальный банк осуществляет мониторинг состояния изъятия из обращения поддельных денежных знаков и констатирует относительно низкий уровень подделки банкнот национальной валюты.

Количество изъятых из обращения в банковской системе поддельных банкнот гривны в 2017 году составляло 0,00036% от общего количества наличности, находящейся в денежном обращении.

Значит, на один миллион настоящих банкнот гривны приходилось около 3,6 шт. подделок.

В странах Европейского Союза, для сравнения (с учетом данных официального сайта Европейского центрального банка), по итогам 2017 года этот показатель составлял около 33 шт. поддельных банкнот евро.

В течение 2017 года изъято из оборота почти 10,5 тыс. шт. поддельных банкнот национальной валюты на сумму 3,6 млн. грн.

Результаты 2017 года свидетельствуют об увеличении количества выявленных поддельных банкнот номиналом 500 грн. образца 2006 года.

Это 61% от общего количества изъятых подделок национальной валюты.

Кроме того, из обращения изымались поддельные банкноты других номиналов:

200 грн. (7% от общего количества изъятых подделок);

100 грн. (17%);

50 грн. (13%).

Другие изъятые из обращения поддельные банкноты номиналами 1 грн., 2 грн., 5 грн., 10 грн. и 20 грн. составляют 1,5%.

Национальный банк Украины констатирует относительно низкий уровень подделки банкнот национальной валюты по итогам 2017 года. Сейчас ситуация с поддельными банкнотами национальной валюты является контролируемой и не имеет критического характера.

Так, в 2017 году на 1 млн. шт. настоящих банкнот гривны приходилось около 3,6 шт. поддельных банкнот (в 2016 году – 2,8 шт.).

Для сравнения, в странах Евросоюза по итогам 2017 года этот показатель составлял около 33 шт. поддельных банкнот евро (в 2016 году – 36 шт.).

Среди изъятых из обращения в 2017 году поддельных банкнот иностранной валюты преобладали доллары США (77,6% от общего количества всех изъятых поддельных банкнот иностранной валюты) и евро (16,5%). Также объем поддельных банкнот номиналом 100 долларов США составлял 94% от общего количества изъятых поддельных банкнот долларов США, а поддельных банкнот номиналами 200, 100 и 50 евро составили соответственно 40%, 21% и 29% от общего количества изъятых поддельных банкнот евро.

Выпуск и реализация и памятных и инвестиционных монет Украины

В 2017 году введено в обращение 47 памятных монет (11 – серебряных, 9 – биметаллических, 27 – из нейзильбера) и выпущено 4 памятные медали общим тиражом 1 412 500 шт.

Национальный банк реализовал почти 1,2 млн. шт. памятных монет на общую сумму 106,2 млн. грн., в том числе монет из золота – 830 шт., серебра – 47,3 тыс. шт., нейзильбера – 1,2 млн. шт.

Реализовано почти 15,9 тыс. шт. инвестиционных монет на общую сумму 82,6 млн. грн., в том числе из золота – 5,2 тыс. шт., из серебра – 10,7 тыс. шт.

Национальный банк в 2017 году выкупил у населения 313 шт. инвестиционных монет Украины.

Плановый показатель дохода от продажи памятных монет и сувенирной продукции за 2017 год выполнен на 140% и составляет 196,4 млн. грн.

Реализация памятных монет осуществлялась операционным департаментом и отделами (управлением) денежного обращения Департамента денежного обращения Национального банка и банками-дистрибьюторами по продаже памятных монет Украины, в частности ПАО АБ «Укргазбанк» и ПАО «Ощадбанк Украины».

С 06 сентября 2016 года Национальный банк начал продажу памятных монет Украины по он-лайн заказам на странице официального Интернет — представительства Национального банка.

За 2017 год через систему онлайн заказов реализовано 48 памятных монет новых выпусков. Также заказано 547 545 монет, из которых реализовано 472 075 монет, или 86% от заказанного количества монет.

Во исполнение заключенных договоров между Национальным банком и фирмами-нерезидентами (из Германии, Польши, Гонконга и США) в 2017 году реализовано за границу 28 740 монет, из них:

инвестиционных – 22 140 шт., памятных – 6 600 шт., на общую сумму около 20 млн. грн. (716 451,8 долл. США в эквиваленте).

Концепция организации наличного обращения в Украине

В течение 2017 года Национальный банк продолжал работу, направленную на реализацию Концепции организации наличного обращения в Украине, утвержденной решением правления Национального банка Украины от 11.08.2016 № 207-рш (далее – Концепция).

Концепция предусматривает переход от частично контролируемой модели организации наличного обращения, что есть сейчас в Украине, на делегированную модель.

Обеспечение наличного оборота в регионах переходит на обслуживание инфраструктурой уполномоченных банков и третьих участников (СИТ-компаний) по правилам и под контролем Национального банка. В 2017 году Национальный банк выдал 4 лицензии для предоставления банкам услуг по инкассации.

В целом по состоянию на 01.01.2018 право на инкассацию банков имеют 5 юридических лиц. Это ООО «Сит секьюрити», ООО «Украинский сервис инкассации», ООО «Первая инкассаторская компания», ООО «О-Мега». И ООО «Агентство комплексной безопасности – охранная фирма».

Также Концепция предусматривает, что Национальный банк будет передавать на хранение запасы наличности в уполномоченных банках, которые отвечают критериям, определенным Положением.

О критериях и порядке отбора банков, которые могут привлекаться к хранению запасов наличности Национального банка Украины, оговорено в утвержденном постановлении правления Национального банка Украины от 28.09.2016 № 389.

Сегодня статус уполномоченного банка, который может привлекаться к хранению запасов наличности Национального банка, предоставлен АО «Ощадбанк», ПАО КБ «Приватбанк» и ПАО «Райффайзен Банк Аваль».

Для осуществления оперативного, надежного и эффективного управления наличным оборотом в 2017 году внедрено в промышленную эксплуатацию и программно-технологическое обеспечение, проведение операций по вопросам передачи запасов, наличности Национального банка Украины на хранение в уполномоченные банки» в рамках централизованной Системы автоматизации наличного обращения.

На выполнение Концепции Национальный банк организовал и начал передачу в уполномоченные банки на хранение запасов наличности Национального банка на условиях соответствующих договоров с АО «Ощадбанк», ПАО КБ «Приватбанк» и ПАО «Райффайзен Банк Аваль» с установлением им лимитов запасов наличности Национального банка на хранение.

За период с 13 ноября до конца 2017 года в запас денежной наличности Национального банка в уполномоченных банках поступило 4,5 млрд. грн., что почти все были использованы для пополнения их операционных касс.

Учитывая продолжение процессов трансформации Национального банка, в течение 2017 года принято решение об оптимизации обеспечения наличными Кировоградской, Ровенской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Николаевской, Винницкой, Сумской, Черкасской, Полтавской и Черниговской областей.

Во время внедрения делегированной модели обеспечения регионов наличными, сбоев в работе не было.

Достижения

В целом в 2017 году удалось продемонстрировать такие достижения в сфере налично-денежного обращения:

разработано и запущено два инновационных интерактивных мобильных приложения – «Украинская гривна» (наглядно и доступно иллюстрирует все элементы защиты банкнот гривны и «Монеты Украины» (полный справочник монет Украины), которые доступны для бесплатного скачивания;

осуществлен переход на делегированную модель наличного оборота согласно новой концепции, предусматривающей обеспечение наличного оборота в регионах с инфраструктурой уполномоченных банков с привлечением СИТ-компаний. Три банки получили статус уполномоченного банка, который может привлекаться к хранению запасов наличности регулятора, и четыре СИТ-компаний − лицензии для предоставления банкам услуг по инкассации;

начался процесс оптимизации обращения монет мелких номиналов через инициирование общественного обсуждения о введении в Украине механизма округления общих (в чеке) сумм расчетов за товары (работы, услуги).

Для государства такое решение будет положительным – позволит экономить свыше 90 млн. грн. в год, которые были бы потрачены на чеканку и обеспечение денежного обращения.

Торговые сети и банки также смогут не тратить средства на транспортировку и обработку монет мелких номиналов;

С 04 января 2017 года предельная сумма расчетов наличными с участием физических лиц снижена со 150 тыс. грн. до 50 тыс. грн. Это не причинило неудобств, гражданам и не касалось их ежедневных покупок.

Одновременно такое решение позволило обеспечить стабильные поступления наличности в банковские системы и ускорить их оборот, сузить сферу использования наличности и ускорить развитие безналичного сегмента;

урегулировано использование электронной подписи в кассовых документах, применяемых как в банковской, так и небанковской системе Украины; определен единый подход к ее использованию.

Комплексная программа развития финансового сектора Украины до 2020 года

Ключевые достижения в 2017 году, Комплексная программа развития финансового сектора Украины до 2020 года (далее – Комплексная программа) уже три года подряд является дорожной картой реформирования финансового сектора.

Главная цель документа – развитие в Украине эффективно действующего финансового рынка с развитой инфраструктурой и инструментами, а также гармоничным развитием всех сегментов.

Комплексная программа реализуется путем реализации мероприятий по трем основным направлениям:

А. Обеспечение финансовой стабильности и динамичного развития финансового сектора.

В. Развитие институциональной способности регуляторов финансового рынка.

С. Защита прав потребителей и инвесторов финансового сектора.

В 2017 году Комплексная программа насчитывала 66 проектов. В команду проектных менеджеров финансовых регуляторов приобщился внешний проектный офис, созданный при поддержке Европейского банка реконструкции и развития, который имеет 17 проектных менеджеров и аналитиков. Они присоединились к реализации проектов, имеющих межведомственный характер, а именно:

стратегическое планирование в рамках трансформации регуляторов финансового сектора;

восстановление кредитования, в том числе внедрение эффективных механизмов защиты прав кредиторов и работы с проблемными активами;

развитие рынка FinTech;

повышение финансовой осведомленности населения Украины;

совершенствование корпоративного управления участников финансового сектора;

развитие инфраструктуры финансового сектора;

усиление координации между регуляторами финансового сектора.

В целом международные доноры помогают в реализации 37 из 42 проектов Комплексной программы реформ.

Реформирование финансового сектора происходит поэтапно в соответствии с установленными сроками.

Учитывая переход во вторую стадию реформы финансового сектора – развития финансового рынка – Национальный банк сосредоточился на выполнении следующих задач:

восстановление доверия к банковской системе;

восстановление кредитования;

открытость данных;

улучшение взаимодействия с участниками финансового рынка;

усиление защиты прав потребителей финансовых услуг.

Проект «Унификация и упрощение отчетности»

Деятельность Национального банка в области развития статистики и отчетности в 2017 году направлена на:

централизацию;

унификацию процессов сбора, контроля над качеством статистической информации;

внедрение новых подходов к сбору и распространению отчетности и другой информации.

Новый подход к формированию и представлению статистической отчетности успешно внедрен с 2017 года для небанковских финансовых учреждений и предприятий, которые представляют отчетность Национальному банку. Он касается компаний, которые уже формируют отчетность в соответствии с разработанным Национальным банком реестром показателей и представляют в тестовом режиме через веб-портал Национального банка в формате XML.

Для подписания статистической отчетности используются электронно-цифровые подписи, которые выдаются аккредитованными центрами сертификации ключей.

Национальный банк при поддержке проекта ЕС «Техническая помощь по приоритетным направлениям финансового сектора» (EU-FINSTAR) инициировал и вместе с другими регуляторами финансового рынка работает над внедрением в Украине системы отчетности FINREP.

Что дает возможность соблюдать надзорные пруденциальные требования (CRR/CRDIV ЕС), и систему отчетности COREP, которая охватывает сферы достаточности капитала и значительных рисков в соответствии с Базель III (часть CRR/CRDIV ЕС). Системы отчетности FINREP/COREP − обязательные стандарты для передачи данных в EBA.

Проект «Упрощения механизма слияния банков»

Национальный банк завершил важный проект Комплексной программы, в рамках которого для банков введены дополнительные возможности для выполнения требований графика докапитализации.

29 апреля 2017 года вступил в силу закон Украины «Об упрощении процедур реорганизации и капитализации банков». Этот закон усовершенствовал процедуру слияния банков. Введенные им изменения позволяют рассматривать присоединение как реальную, действенную альтернативу докапитализации за счет дополнительных взносов акционеров.

Кроме того, указанный закон ввел существенные процедурные упрощения для банков, имевших намерение увеличить уставный капитал за счет взносов акционеров, без потери качества контроля над источниками средств, направляемых в капитал. Он также впервые ввел механизм прекращения банковской деятельности с возможностью продления юридическим лицам ведения бизнеса в виде финансового учреждения.

Проект по внедрению требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) «Финансовые инструменты»

Работая по направлению повышения прозрачности деятельности и отчетности участников финансового сектора, Национальный банк в течение 2017 года подготовил банковскую систему к переходу на МСФО 9, начиная с 2018 года:

утверждены документы по определению моделей управления для финансовых активов Национального банка и проведения теста ЅРРІ для финансовых активов Национального банка;

определена методология оценки ожидаемых убытков по кредитам и ценным бумагам Национального банка;

банки Украины перешли на новый План счетов для организации бухгалтерского учета в соответствии с МСФО 9;

завершен процесс пересмотра параметров форм статистической отчетности в соответствии с новым Планом счетов по МСФО 9;

завершен процесс разработки и утверждения методологии по расчету экономических нормативов для банков Украины в соответствии с требованиями МСФО 9.

С января 2018 года Национальный банк и банки Украины начали имплементацию нормативных актов, утвержденных в соответствии с требованиями МСФО 9.

Проект «Защита прав кредиторов»

Проект реализуется с целью активизации кредитования в Украине. Его успешность зависит от законодательной поддержки Верховной Рады Украины.

Проект «Инфраструктура управления проблемными активами»

В течение 2016 – 2017 годов представители Европейского банка реконструкции и развития с участием Национального банка разработали проект закона «О деятельности по управлению задолженностью».

Положения законопроекта направлены на становление рынка проблемных кредитов, обеспечение прозрачного правового поля для деятельности компаний по управлению задолженностью в Украине, совершенствование правового регулирования переуступки прав требования по задолженности (в том числе проблемной задолженностью банков).

Проект «Управление эффективностью Банкнотномонетного двора Национального банка»

Правление Национального банка утвердило Стратегию работы Банкнотномонетного двора на 2017 – 2020 годы, согласно которой Банкнотномонетный двор должен стать самостоятельным и конкурентоспособным участником мирового рынка банкнотной бумаги, банкнот, а также памятных, инвестиционных монет и сувенирной продукции на внутреннем рынке Украины.

Основные направления реализации Стратегии:

финансовое направление – обеспечение положительного финансового результата и минимизация затрат;

производственное направление – эффективное использование мощностей Банкнотномонетного двора;

технологическое направление – осуществление инвестиций в оборудование, инфраструктуру и производство для обеспечения конкурентной способности;

трудовое направление – увеличение загруженности персонала и оптимизация его численности в соответствии с объемами производства.

Проект «Электронный документооборот»

В августе 2017 года правление Национального банка нормировало применение электронной подписи в банковской системе Украины.

Утверждение соответствующего постановления добавило Украине два балла в направлении «Монетарная система» индекса мониторинга реформ (ІМоРе) за август-сентябрь 2017 года.

Благодаря этим изменениям появилась возможность формировать электронные юридические и кредитные дела клиентов, а также перевести кассовые документы в электронный вид.

Это уменьшит расходы банковских учреждений и упростит операции клиентов, в том числе путем развития дистанционного обслуживания.

Проект «Система BankID»

Национальный банк в 2017 году разработал модели использования системы BankID для предоставления пользователям банковских и коммерческих услуг.

В 2017 году в систему присоединились шесть платформ по предоставлению административных услуг. Получены заявки на подключение одиннадцати банков, внесены изменения в Единый договор на банковское обслуживание. Также в Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной валюте и иностранных валютах.

Национальный банк обновил требования к безопасности в системе.

Проект «Открытость данных Национального банка Украины (OpenData)»

Национальный банк вошел в ТОП-3 лучших государственных органов по результатам оценки жюри OpenData Forum в номинации «За высокие стандарты публикации открытых данных центральными органами управления». Благодаря успешной реализации проекта OpenData объем данных, публично распространяемых Национальным банком на официальном сайте, вырос в 20 раз по сравнению с 2016 годом.

Во время реализации этого проекта Национальный банк открыл 26 наборов данных в машиносчитываемом формате (XML, JSON), которые доступны через API.

Проект «Перераспределение функций регуляторов»

За 2017 год Национальный банк разработал комплексный план действий по передаче функционала от Национальной комиссии финансовых услуг Национального банка и Национальной комиссии по ценным бумагам, фондовому рынку в течение полугода после принятия законопроекта №2413а «Относительно консолидации функций государственного регулирования рынков финансовых услуг».

Национальный банк осуществил анализ расхождений законодательства Украины и Европейского Союза в части регулирования рынков небанковских финансовых учреждений.

Национальный банк планирует:

согласовать комплексный план действий с регуляторами Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальной комиссией финансовых услуг и внедрить его в течение 6 месяцев после принятия законопроекта № 2413а;

разработать и внедрить с участием международных экспертов новые модели регуляции небанковских финансовых учреждений в разрезе сегментов;

разработать проект изменений базового законодательства Украины;

до 2020 года провести адаптацию нормативных положений, внутренних регламентов, а также инструкций регуляторов после передачи функций между регуляторами.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий