01.05.2019 – Без 5-ти минут президент. Пока ЦИК завершает электоральные замеры, AgroPolit.com расспросил представителей различных сфер агробизнеса, каких шагов они ждут от нового гаранта.
Поскольку президент имеет право законодательной инициативы и подписи, принятых Радой документов, то в его руках решения множества наболевших аграрных проблем в таких сферах: земля, децентрализация, логистика, развитие сельских территорий, рейдерство и прочее. Больше читайте в комментариях лидеров в предлагаемом материале.
Накануне AgroPolit.com запустил опрос для всех читателей, чтобы они высказали свое видение, какими хотят видеть аграрный порядок при президенте Владимире Зеленском. Если вы еще не проголосовали – присоединяйтесь! И уже скоро мы покажем вам его результаты.
Земля
Леонид Корейба, председатель союза Центра развития земельных правоотношений в Украине:
- Рынок земли – все ждут его уже давно, даже нынешний президент Петр Порошенко между 1-м и 2-м туром выборов озвучил тезис, что продление моратория выгодно только коррупционерам. Делаем выводы.
Единственно из-за чего стоит спуститься на землю. Конечно, я не ожидаю от президента, что закон «Об обороте земель» будет принят за первые 100 дней к примеру. Важно, чтобы наконец-то началась дискуссия относительно проектов будущего рынка, его составляющих, важных нюансов. Но завершить уже дискуссию: отменить / продолжить.
- Кредиты. Они должны быть доступны, понятны, с прозрачными условиями. Возможно, будет уместным государственная поддержка, которая постоянно декларирует свою поддержку малым фермерам, семейным фермерским хозяйствам и тому подобное. Не решив этот вопрос, рынок может создать много проблем для «простых» украинцев.
- Госгеокадастр. Многие данную структуру называют «государство в государстве». Слишком самостоятельные и фантастически коррумпированы. В прошлом году благодаря инициативе правительства было передано 1,5 млн. га земель для общин от государства. Уже сегодня эти общины активно проводят аукционы, занимаются подготовкой и всячески демонстрируют, что они ничем не хуже распорядители таких земель, чем кадастр.
Все понятно, сессии открыты для общественности. Ставки за аренду таких земель уже достигли 42% в Винницкой области. Поэтому важно продолжить децентрализацию полномочий в данном направлении: разрешить регистрацию земельных участков в ГЗК сертифицированным инженерам – землеустроителям, усилить роль саморегулируемых организаций, утвердить исчерпывающий перечень всех документаций по землеустройству.
- Усилить меры по охране почв. Важно действительно решить данный вопрос, чтобы прописанные нормы закона обеспечивались должным контролем, штрафными санкциями и, как результат, реализацией. Мы бьем себя в грудь, что страна на первом месте по экспорту подсолнечного масла, однако подсолнечник больше всего истощает землю. Никто не соблюдает севооборот. Это еще больше усиливается не только отсутствием должного контроля, но и арендованной землей. Частную собственную землю берегут значительно больше. Поэтому важно, вовремя обратить на это внимание, чтобы не потерять наши плодородные почвы.
В прошлом году была начата инициатива по обязательному проведению агрохимических обследований земель коммунальной и государственной форм собственности. С последующим повторным проведением через 3 года и сравнением показателей. Считаю, что стоит не только поддержать данную инициативу и помочь «проследить» за ее реализацией, а и расширить эти требования для земель частной формы собственности.
Будем откровенны, 61% сельхозземель Украины – паевые земли. Большинство из них частной формы собственности, владельцы-пенсионеры. Они даже не знают, как горе-арендаторы портят их землю. Таким людям должно прийти на помощь государство.
В завершение: Украина – парламентско-президентская республика, поэтому я не имею иллюзий относительно фантастических перемен уже сегодня, со старым составом парламента, где коалиция создана БПП и НФ. Однако весна стимулирует нас всех верить в лучшее, мы хотим перемен и заслуживаем достойной, европейской, аграрной Украины.
Кооперация
Зиновий Свереда, доктор социальной экономики, эксперт по кооперации, основатель Академии этики и экономики:
Первое – программа поддержки кооперативов. В прошлом году был фермерский миллиард, но его использовали на нужды нескольких крупных игроков. А малым кооперативам практически ничего не досталось. Для получения государственных пособий нужно прописывать нормативы согласно реальному положению дел: кооперативы только начинают развиваться. Поэтому их приоритет: семейные хозяйства, малые и средние фермеры. Важно проработать формулы сотрудничества с частным социально-ответственным бизнесом.
Второе — принять новый закон «О кооперации и о кооперативных крестьянских союзах» (решает вопрос не прибыльности кооперативов, устраняет проблему двойного налогообложения). Коммерческие банки не хотят их кредитовать из-за статуса не прибыльности. Кроме того, есть нерешенный вопрос статуса плательщика НДС для кооперативов. Это очень ограничивает свободу экспорта и доступа к продажам.
Третье – создание местными органами власти условий для попадания в местную торговую сеть и иметь приоритет для различных тендеров. Местный потребитель имеет право потреблять качественные продукты от местного фермера или кооператива, а таким образом средства будут оставаться на данной территории. Как? Принять закон, чтобы 20% продукции на полках в каждом магазине было местной.
Четвертое – финансирование работы совещательных служб, особенно в Донецкой и Луганской областях. И проработать новые современные программы кооперативного образования. Кооперация может стать основой для экономической прочности местных территориальных общин. Ведь кооперация начинается с образования, а дальше она тянет за собой мультипликационный эффект.
Развитие сельских территорий
Иван Фурсенко, первый заместитель руководителя исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых общин:
Первое – назначить ответственного в АП за развитие сельских территорий и децентрализацию. Сейчас такого лица нет.
Хотелось бы увидеть дальнейшие шаги в сфере местного самоуправления и административно-территориального устройства. Отдельно:
- Закон «Об обороте земель», где будет иметься отдельный раздел о передаче государственных земель ОТГ и о праве передачи управления земельными ресурсами органам местного самоуправления. В 2018 году 655 общин получили 1,5 млн. га госземли в свое распоряжение, а в этом году передачи не было (исключением стали несколько общин из прошлогоднего списка, которые не успели получить земли). Ведь постановление правительства не действует. В 2019 году земли ОТГ не передаются.
- Новый закон о местном самоуправлении. Действующий был принят в 90-х годах. В него внесли более 800 правок, и в нем есть более 10 решений Конституционного суда. Он очень запутанный, несколько статей противоречат друг другу. Он создает ряд проблем: неопределенность назначения людей на должности на профессиональную службу в органах местного самоуправления, назначения председателя и заместителей, распределения полномочий и тому подобное.
- Закон о службе в органах местного самоуправления.
- Закрепление в Конституции обязательного проведения реформы децентрализации.
- Обеспечение надзора за деятельностью органами местного самоуправления. Таким образом, мы ограничим незаконные действия. Это когда местный совет объявляет импичмент местному главе 2/3 голосов — и он уходит в отставку. У нас на сегодня 177 поселковых и городских советов без главы. В Черновцах, Полтаве депутаты сняли главу, и процесс затянулся в судах. Если будет действующий государственный орган, который будет просматривать действия местных советов, они будут автоматически блокироваться. Это должно быть подразделение Министерства регионального развития.
- Государственная политика в сфере кадрового обеспечения местного самоуправления.
- Аграрная стратегия развития сельских территорий.
Законодательство
Елена Сас, эксперт по коммуникации реформ:
Децентрализация должна быть завершена, а местные выборы в 2020 году должны пройти на новой территориальной основе. Начатую административную реформу необходимо довести до логического завершения, а общины должны объединяться в соответствии с перспективными планами. Следом должна происходить передача полномочий от органов исполнительной власти в государственные администрации общин.
А также, чтобы областные государственные администрации превратились в префектуры. Вот и все ожидания. Сейчас ОТГ уже покрыто более 50% территории Украины (создано около 800 ОТГ).
Следующий уровень децентрализации – субрегиональный, то есть создание районов. На этом этапе следует принять еще ряд законов, чтобы образовать районы и разграничить их властные полномочия. И затем — переход на региональный областной уровень, где будет происходить образование префектур. Поэтому нужно будет принять закон о префектах.
Необходимо ускорить секторальную децентрализацию: в сфере здравоохранения, образования, культуры, социальных услуг, энергоэффективности и других секторах.
Ждем таких законодательных шагов:
Какие законы следует принять?
- № 8051 «Об основах административно-территориального устройства Украины».
- Законопроекты об изменении границ районов по областям.
- №8369 «О внесении изменений в закон Украины «О службе в органах местного самоуправления».
- №9515 «О внесении изменений в закон Украины «О местном самоуправлении в Украине».
- № 7467 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры добровольного объединения территориальных общин».
- №7447 Проект закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно усовершенствования механизма финансирования регионального развития.
- №7308 «О внесении изменений в закон Украины «О добровольном объединении территориальных общин» в отношении субъектов добровольного объединения общин.
- №4091 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно выборов старост».
- №7118 «О принятии за основу проекта закона Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления земельными ресурсами в пределах территории объединенных территориальных общин и урегулирования других вопросов в сфере земельных отношений».
- № 6743 Проект закона о городской агломерации.
- №6641 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно образования, реорганизации и ликвидации, наименования и переименования местных государственных администраций».
- №6636 «О порядке создания, ликвидации районов, установления и изменения их границ».
Фермеры
Николай Стрижак, председатель Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины:
Прежде всего, хотим знать фамилию человека, который будет определять развитие аграрного направления. Поэтому и направили запрос президенту, уточняя, кто у него будет советником по сельскому хозяйству.
Второе – от президента мы хотим услышать, когда будет земельная реформа, и какова ее конечная цель, какой аграрный строй будет у нас в Украине. На рабах демократичное общество не строится, строится на свободных крестьянах, которые работают на своей земле. Мы хотим, чтобы президент сказал, что мы строим демократичное общество в Украине, а не феодальное. Это означает, что основа демократического строя в Украине – средний класс, ставка на фермеров и это должно быть закреплено в Конституции.
Если скажут, что фермерское хозяйство – основа аграрного уклада государства, то тогда должен быть приоритет развития именно фермерского хозяйства. Соответственно, будет финансовая поддержка, доступ к рынку сбыта и доступ к технике технологий.
Третье – открытие земельного банка в Украине. Всемирный банк будет инвестировать туда средства, а фермер сможет ими пользоваться.
Четвертое – расширить доступ к дотациям мелким фермерам. Мы хотим, чтобы фермерам выдавалась финансовая поддержка не только на закупку украинской техники, которой фактически нет. Следует финансировать фермера, а не производителя. Фермер должен получать господдержку, а на нее покупать технику, которую желает. И самое главное: чем мельче фермер, тем большей должна быть господдержка.
Мы хотим, чтобы власть воспользовалась американским опытом: человек в лизинг строит себе фермерское хозяйство и в течение 15 лет выкупает его под минимальный процент. Пока наша власть так не хочет. Почему? Потому что если это случится, произойдет прорыв развития фермерства. А депутаты этого не хотят. Надеемся, в новой команде этот вариант рассмотрят.
Животноводство
Василий Винтоняк, директор «Инфоагро»:
Нужно помогать развитию животноводства. Растениеводство разберется без поддержки государства, главное, чтобы не вредили, там все нормально. А в животноводство, особенно в КРС, нужно инвестировать, поддерживать. Есть государственная программа: выделяют деньги на животноводство – на этот год выделили 3 млрд. грн. (на реконструкцию животноводческих комплексов компенсация, частично на поголовье скота – уплатить по тысяче гривен). Этого мало.
Идеальный вариант-возврат спецрежима НДС. Его отменили два года назад, до того представители животноводческой отрасли не платили налогов в бюджет, а использовали их для собственного развития. Это была идеальная поддержка.
Относительно рынка земли – нужно подготовить людей, провести разъяснительную работу и только тогда, возможно, в экспериментальном режиме – в отдельных областях, открывать рынок.
Рынок труда
Дмитрий Олейник, председатель Совета федерации работодателей Украины:
Президент как гарант Конституции отвечает за национальную безопасность. Мы убеждены в том, что вопрос потери страной трудового потенциала давно уже перестал быть вызовом не только для украинских работодателей, а стал реальным вопросом национальной безопасности страны. Каждую минуту Украину покидают два человека… Именно люди – это основная ценность, без них невозможен экономический рост и, главное, без них не может быть государства.
Имеем собственный план ускоренного развития отечественной экономики: он изложен в Манифесте работодателей, к которому прилагается пакет приоритетных законопроектов и законодательных инициатив. Среди них: законопроекты «Покупай украинское, плати украинцам», «О промышленной политике», «О профессиональном и профессионально-техническом образовании».
А также следующие инициативы: по ликвидации налоговой милиции и соответствующих подразделений МВД и создание единого органа, который должен противодействовать экономической и финансовой преступности, реального старта работы Экспортно-кредитного агентства.
Президент является субъектом законодательной инициативы, он может готовить и предлагать законопроекты на рассмотрение ВР. Поэтому, прежде всего, ожидаем от новоизбранного главы государства позиции относительно наших приоритетных законопроектов и их поддержки в Верховной Раде.
Инвестиции
Владислава Магалецкая (экс Рутицкая), вице-президент фонда «Сигмаблейзер», экс-заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам европейской интеграции:
Первое – рынок земли. В Украине нет рынка земли, арендная плата составляет несколько сотен гривен в месяц, и часто арендаторы расплачиваются не деньгами, а продукцией. Если запустить рынок земли сельскохозяйственного назначения, то с ростом стоимости земли вырастет и арендная плата – до нескольких тысяч гривен в месяц.
Кроме того, с рынком земли в аграрную отрасль придут инвестиции – до $9 млрд., согласно подсчетам экспертов из Украинского института будущего. А это рост занятости, сумм уплаченных налогов, производства, добавленной стоимости и в целом экономики. Отмена моратория может увеличить темпы роста ВВП.
Второе – логистика. Отсутствие необходимого количества вагонов в «УЖД», что тормозит наш экспорт зерна, металла, химии и другой важной для украинской экономики продукции.
В то же время экспорт тех же зерновых должен ежегодно расти. Потери украинских аграриев на логистике составляют сотни миллионов долларов по самым скромным подсчетам.
Так что реформа экспортной логистики – одна из основных.
Аграрная стратегия
Андрей Мартын, доктор экономических наук, заместитель председателя совета ассоциации «Земельный союз Украины»:
1. Земля. Ситуация очень проста: с одной стороны президент не принимает решения об открытии рынка земли — это должна сделать ВРУ. С программы Зеленского очевидно, что он положительно относится к идее либерализации земельных отношений, но, опять же, исходя из тех слов, которые озвучивали его советники, можно ожидать, что это будет не совсем либеральный рынок, скорее, рынок с определенными ограничениями.
Несмотря на то, что у нас скоро парламентские выборы, и будет, новый состав ВРУ, можно ожидать, что 2020 год – это будет «окно возможностей», в течение которого, при наличии политической воли в парламенте, удастся принять какой-то из вариантов рынка земли, который либерализует оборот земель сельхозназначения.
В целом можно ожидать, что 2020-й будет переломным, потому что общество до определенной степени устало от этого моратория, агробизнес, по последним опросам, положительно относится к либерализации рынка земли, поэтому, надеемся, что новый президент будет одним из тех, кто приступит к либерализации оборота земель сельхозназначения.
Сам Зеленский вряд ли будет инициатором законопроектов. Сейчас есть 4 концепции, которые нарабатываются в аграрном секторе, их презентовали на Всеукраинском земельном форуме, они должны пройти определенное публичное общественное обсуждение и, скорее всего, ближе к осени должна выкристаллизоваться модель. И уже тогда найдутся депутаты, которые на основе этих моделей зарегистрируют законопроект. Возможно, народные избранники еще нынешнего созыва зарегистрируют законопроект и проголосуют в первом чтении. Как, по-моему, этот вариант маловероятен.
Летом нужно найти компромиссный вариант модели оборота сельскохозяйственных земель, а уже новый парламент пусть его одобряет. Надеюсь, новый президент не будет против запуска земель в том формате, который предложит парламент.
- Поддержка аграриев, прежде всего, должна концентрироваться на тех аграриях, которые в этой поддержке действительно нуждаются, те, которым надо оказывать помощь в вопросе оборудования, всего того, что нужно для производства продукции, прежде всего в животноводстве, производстве овощей, да и везде, где отдача с 1 га будет достаточно большой, чтобы прокормить семью.
Вряд ли можно ожидать, что объемы поддержки сельского хозяйства кардинально вырастут, но, то, что есть, нужно использовать более эффективно. Получать львиную долю помощи должны не большие компании, здесь, прежде всего ориентация на мелких фермеров, возможно, переход к поддержке на 1 га.
Вполне хорошая идея – вернуть налогообложение на 1 га, это позволит, по крайней мере, детенизировать часть использования сельхозземель. Любой предприниматель считает, что он платит слишком много налогов, но проблема нашего государства заключается в том, что есть предприниматели, которые уплачивают налог, а есть те, которые имеют теневую аренду и не платят за землю государству вообще ничего.
Поэтому на сегодня приоритетная задача – не увеличить или уменьшить налоги, а сделать так, чтобы их платили все, они должны быть одинаковыми и справедливыми. Сказать, что сегодня агробизнес – очень ущербная форма предпринимательства, которая нуждается в большой поддержке государства, нельзя, в сравнении с другими отраслями агросектор неплохо себя чувствует.
- Приватизация. Все госкомпании приватизировать нельзя, ибо это будет слишком большой объем продаж за короткий промежуток времени, что может привести к удешевлению земель. Сейчас просто нужно легализовать всю аренду земель, находящихся в пользовании госпредприятий. Нужно дать возможность на прозрачных конкурентных торгах передавать эту землю в аренду, а часть этих земель нужно отдать местному населению под распайку, потому что у нас наблюдается огромная социальная несправедливость. А то, что осталось, на конкурсной основе передать в пользование.
Масштабная продажа госземель особой пользы не принесет, больших денег, на данном историческом этапе выручить не удастся, а значительный объем земель, которые будут выставлены на продажу, приведет к тому, что цены на землю упадут.
Животноводство
Ирина Паламар, председатель Ассоциации животноводов Украины:
Три основных шага, которые ожидает отрасль животноводства от нового президента Украины.
1.Защита прав собственности и пользования агрария и принятие антирейдерского закона.
В Украине остается нерешенной проблема аграрного рейдерства. Права аграриев на собственность и пользование земельным участком и имуществом абсолютно незащищены. Процветают разнообразные незаконные рейдерские схемы. Начиная с 2017 года в Украине говорится о необходимости принятия антирейдерского закона, вариантов которого было очень много наработано, но такой закон до сих пор так и не принят.
Действующая процедура защиты прав пострадавших аграриев через комиссию Министерства юстиции занимает достаточно много времени, поэтому часто только при поддержке офиса бизнес-омбудсмена или общественной огласки можно защитить свои законные права. Специальная комиссия при КМУ по противодействию рейдерства (Межведомственная комиссия по вопросам защиты прав инвесторов, противодействия незаконному поглощению и захвату предприятий) – неэффективна и оперативно не работает.
Должен быть, наконец-то принят закон в защиту аграриев, их прав на земельный участок, имущество, урожай, поголовье, поскольку чувство защищенности своих прав и безопасности – это первооснова любых реформ, что должно гарантировать государство, а иначе о каком развитии отрасли животноводства может даже идти речь. Это также негативно сказывается на репутации Украины за пределами Украины, когда иностранные инвесторы изучают вопрос, стоит ли в Украине инвестировать средства в животноводческий бизнес, если он не будет защищен.
Напомним, что в ВРУ зарегистрирован проект закона Украины «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторых других законодательных актов относительно противодействия рейдерству» (рег. №8121 от 14.03.2018), который принят лишь в первом чтении и направлен на повторное второе чтение. К сожалению, ВРУ очень медленно, принимает решения по этому законопроекту. Сам законопроект №8121 зарегистрирован еще в марте 2018 года. До этого были еще, и другие рассмотрены в парламенте антирейдерские законопроекты.
- Сократить количество штата работников Минагрополитики.
По мнению Ассоциации животноводов, штат работников Минагрополитики слишком велик, что не всегда оправдывается результатами работы и соответствующим вниманием к производителям.
К сожалению, за последнее время трудно вспомнить примеры позитивных реформ, которые были внедрены министерством для отрасли животноводства.
Поголовье крупного рогатого скота и свиней сокращается, поголовье крупного рогатого скота (КРС) уменьшилось на 27% – на 4534 тыс. голов КРС. Из них коров 2508,8 тыс. голов к 3339,3 голов КРС. Из них коров 1926,3 тыс. голов, поголовье свиней сократилось на 24% – с 7922,2 тыс. голов до 6024,8 тыс. голов (по состоянию на 1 января), надлежащей работы в сфере борьбы и предупреждения АЧС не наблюдается, частные домохозяйства оставлены наедине с вопросом повышения качества молока, наблюдается кризис в продовольственной безопасности.
В прошлом году на общее руководство Минагрополитики и управления в сфере агропромышленного комплекса было предусмотрено в государственном бюджете 163 млн. грн. (163,011.2). На 2019 год эта сумма увеличена до 176,230.0 грн. Возникает вопрос: зачем сколько министров? Достаточно оставить только Трофимцеву и Шеремета. В целом нужно провести аудит деятельности Минагрополитики и сократить штат сотрудников, оставив лишь минимально необходимое количество работников.
Однако если мы говорим о таком важном органе, как Госпродпотребслужба, то количество ее работников следует, наоборот, увеличить.
- Дотационная поддержка – исключительно малым и средним производителям. Вето на получение государственной поддержки в отрасли животноводства холдингам и крупным предприятиям.
Как мы знаем, в прошлом году на государственном уровне была предусмотрена беспрецедентная поддержка отрасли животноводства в 4 млрд. грн. и фермерства в 1 млрд. грн., в которой очень нуждались производители, особенно средние и малые. Это был хороший знак для производителей, который заложил надежду на развитие отрасли животноводства.
Но почти сразу, по подготовке конкретных программ поддержки животноводства и фермерства и их механизмов, правительство вместе с Минагрополитики не привлекло надлежащим образом аграрный бизнес и общественность к этому процессу, что, прежде всего, должно было бы быть сделано, потому, что программы готовились как раз для самих производителей. Этот нездоровый процесс подготовки программ государственной поддержки, что вылился в их сложность или невозможность выполнения, привел к неиспользованию в полном объеме производителями средств государственной поддержки.
Кроме того, что больше всего возмущает, очень значительный объем средств государственной поддержки использовали агрохолдинги и крупные хозяйства. Это нивелирует саму природу государственной поддержки. Так, из программы поддержки животноводства, которая была самой большой программой господдержки АПК в 2018 году – 4 млрд. грн., использовано лишь 2 млрд. 389,8 млн. грн.
Часть средств по программе поддержки животноводства была направлена на реконструкцию и строительство ферм и животноводческих комплексов, однако большую часть средств должны были агрохолдинги и крупные производители. Из 220 миллионов гривен, которые хозяйства получили в первом полугодии 2018 года как частичное возмещение стоимости строительства ферм, 187 миллионов гривен, или 85% от суммы, получил крупный агрохолдинг.
Из известного «фермерского миллиарда» поддержки было использовано в 2018 году только 203,3 млн. грн. В течение 2018 года украинские аграрии и эксперты неоднократно просили правительство перераспределить средства государственных дотаций, упростить механизм получения дотаций для малых и средних хозяйств, однако государство их не услышало.
Таможня
Анатолий Макаренко, бывший глава Гостаможслужбы:
Таможня – это сегмент национальной безопасности. И этот сегмент относится к компетенции правительства. Поэтому от президента бизнес имеет право ожидать понимания проблем, которые выходят из пересечения товара и гражданами границы. Те вызовы и риски, которые стоят перед страной в связи с войной, сложной ситуацией в мире, теми транзитами, которые идут через Украину, а также ввозом, вывозом, возможно, опасных, запрещенных веществ через нашу территорию. Не говоря уже об упрощении процедур таможенного контроля, таможенного оформления для отечественного бизнеса.
Но, еще раз подчеркиваю, это не является компетенцией президента, всего правительства. Важно, чтобы президент для себя понимал, что таможня – это не просто мытарь, который стоит в Борисполе и которого все боятся, таможня – это сегмент национальной безопасности, она обеспечивает безопасность товаропотока. Из-за безопасности товаропотока предоставляет или запрет, или разрешение на ввоз, перемещение через государственную таможенную границу того или иного товара, продукта, вещества.
Что главное для президента – репутация государства. Таможня – это лицо государства, один из символов, и какой будет таможня, таким у тех, кто приезжает к нам в страну, будет складываться впечатление и о нас. На сегодня правительство сделало то, что сделало, сейчас надо эти процессы завершить и максимально способствовать созданию сильной, эффективной, современной украинской таможни.
Органика
Елена Березовская, президент ГС «Органическая Украина»:
Что ожидает органический бизнес от команды нового президента?
Самое важное – «не сломать» конструктивных наработок, над которыми последние годы бок о бок работали органический бизнес и государственная власть. Предлагаем изучить эти материалы и понять их, поддержать и усовершенствовать. Мы уверены, что все игроки органического сектора, которые более 10 лет работают по европейским стандартам, готовы продолжать компетентный диалог, ведь развитие Украины возможно только при взаимопонимании.
Нам очень важно поддержать всех игроков органического рынка Украины, и акцентируем внимание на органических фермерских хозяйствах, малых и средних агропроизводителях, ведь они являются основой органического производства.
В Украине при активном участии органического бизнес-сообщества сформированы законодательные условия для развития рынка органической продукции – принят закон Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органической продукции», который вводится в действие со 2 августа 2019 года.
Сегодня Минагрополитики вместе с Госпродпотребслужбой, представителями органического рынка, среди которых и общественный союз «Органическая Украина», готовят ряд подзаконных нормативно-правовых актов, необходимых для полноценной имплементации положений принятого закона. Органический бизнес отмечает конструктивный диалог с государственной властью, что создает возможность урегулированной и конкурентоспособной работы органического бизнеса, поэтому важно способствовать продолжению такого диалога.
Однако меры для поддержки органического сельского хозяйства не ограничиваются только созданием и внедрением соответствующего нормативного поля. Нужно также стимулировать развитие производства органических продуктов путем целевой поддержки органического сельского хозяйства и производства органической пищевой продукции. Ведь сертификация по соблюдению органического стандарта, – это обязанность выполнения всех необходимых требований хозяйственной деятельности.
Следует добровольно брать на себя дополнительные обязательства, связанные с органическим производством, что, бесспорно, обуславливает большую стоимость органической продукции по сравнению с неорганической. Такая ценовая надбавка за органическое производство и органическое сознание должна компенсировать органическим фермерам высшую себестоимость производства и особенности органических агротехнологий.
Украина имеет высокий потенциал для развития органического производства в результате роста интереса, как внутреннего потребителя, так и международных покупателей. Постепенное повышение уровня осведомленности населения в отношении органических продуктов, желание употреблять качественную продукцию и наличие активных производителей органического рынка создают все предпосылки для стабилизации данного сектора.
Однако дальнейшее значительное развитие органического производства в Украине требует соответствующей государственной поддержки, которая, как показывает практика других стран, является одним из ключевых инструментов для перехода от интенсивного неорганического в органическое производство.
От имени органического бизнеса просим поддержать внедрение соответствующих инструментов государственной финансовой поддержки органического производства в Украине путем предусмотрения в проекте Госбюджета на 2020 год и последующие годы соответствующей бюджетной программы «Финансовая поддержка развития органического производства продукции растениеводства, животноводства, пищевой продукции и кормов» объемом 600 млн. грн. на 300 тыс. га земель из расчета хозяйствам, которые имеют под органическим сельскохозяйственным производством в соответствии:
– до 500 га -3 тыс. грн./га (100 тыс. га х 3 тыс. грн./га = 300 млн. грн.);
– до 1000 га ― 2 тыс. грн./га (100 тыс. га х 2 тыс. грн./га = 200 млн. грн.);
– свыше 1000 га – 1 тыс. грн./га (100 тыс. га х 1 тыс. грн./га = 100 млн. грн.).
Финансовая поддержка на каждый гектар органический является очень важной, ведь цель органического производства – это восстановление плодородия именно каждого гектара украинской земли. По мнению органического бизнеса, достаточно важными являются направления:
– отмена налога на доходы физических лиц при уплате арендной платы за пользование землей для ведения товарного сельскохозяйственного органического производства и снижение налоговой нагрузки на время переходного периода в органическом производстве. Это будет существенным конкурентным преимуществом, которое сможет обеспечить больший уровень арендной платы владельцам органической земли;
– предоставление специального статуса сертифицированной органической земли и создание условий долгосрочной и стабильной аренды земель под органическим производством;
— внедрение государственной программы по питанию органическими продуктами в учебных заведениях;
– создание механизма закупки учебным заведениям местных продуктов от органических фермеров. Разработка упрощенного порядка закупок продукции для питания детей и подростков у местных органических агропроизводителей, особенно у фермеров;
– разработка системы продвижения потребления органической продукции с имиджевой, информационной и финансовой поддержкой, например, социальная реклама о важности употребления органической продукции для потребителя и органического производства для устойчивого сельского хозяйства и создания социальных инициатив для продвижения органических продуктов питания;
– поддержка кластерных инициатив и развитие органической кооперации.
Рейдерство
Ольга Матвеева, директор ОО «Бизнес-Варта»:
Учитывая, какую долю в ВВП и валютных поступлений в страну сегодня составляет агропромышленный комплекс, хотелось бы видеть четкое видение конкретных проблем отрасли и ее эффективного развития в целом. Для примера, если это поддержка собственного производителя, то стоит не забывать о стимулировании производства отечественной сельскохозяйственной техники.
Если мы говорим о свободном рынке земли, то должны быть созданы механизмы долгосрочного льготного финансирования для выкупа земли нашими гражданами. Не менее важна и поддержка создания и развития семейного фермерства. Только этого достаточно, чтобы у любого президента болела голова о том, как результативно воплотить это в жизнь. А вопросов на самом деле гораздо больше.
Относительно механизмов противодействия рейдерству. Надо вспомнить о полномочиях президента. И здесь основным я вижу возможности главы государства относительно назначения руководителей областных и районных государственных администраций. А уже они существенно влияют на ситуацию на местах. В частности, в каждой области созданы антирейдерские штабы, которые могут эффективно и мобильно реагировать на кризисные ситуации. В эти штабы входят представители всех правоохранительных органов.
К сожалению, сегодня на своем опыте мы видим очень низкую эффективность деятельности этих штабов. «Бизнес-Варта» неоднократно обращалась с просьбами созвать заседание, предоставить необходимую информацию и тому подобное, но очень часто подобные обращения просто игнорируют. Хотя они касаются конкретных вопиющих случаев, требующих немедленного вмешательства. В основном я сейчас говорю о Киевской, Винницкой и Николаевской области.
Я убеждена, если во главе области или района будет человек с нулевой толерантностью к рейдерству и коррупции, то другие звенья в своем большинстве не посмеют способствовать преступлениям и произволу. Я убеждена, если представители президента в областях будут ставить себе целью обеспечение благосостояния каждого гражданина даже в самых отдаленных уголках маленьких сел, то тогда автоматически они будут делать все для развития экономики и эффективно бороться с рейдерством на всех этапах.
Еще важно упомянуть: Генеральную прокуратуру можно считать органом, который находится под влиянием президента. Ведь именно он вносит в парламент кандидатуру генпрокурора. А влияние должно означать и ответственность. В частности, в том, что касается борьбы с коррупцией и рейдерством…
Кстати, насчет Службы безопасности Украины, на кадровые решения которой также влияет президент: надеемся, что СБУ сосредоточится исключительно на обеспечении безопасности страны, а не будет блокировать работу предприятий, применяя «фактовые» уголовные производства по надуманным основаниям и по не подследственным статьям. Как мы это видели на собственном опыте прошлого года в Харьковской области. Поэтому кадровая политика президента существенно влияет на состояние дел в стране. Надеемся, Владимир Зеленский это хорошо осознает. В отличие от своего предшественника.
Ягодоводство
Ирина Кухтина, президент ассоциации «Ягодоводство» и председатель союза «Инновационное фермерство и кооперация»:
Для того чтобы наш сектор развивался в экспортном плане, нам нужно максимально приблизить нашу законодательную базу до европейской. Поэтому сохранение будущим президентом проевропейского курса страны – это одна из ключевых потребностей не только нашей области, но и украинского бизнеса в целом.
Лично для нас пункт №1 – решение вопросов с регистрацией пестицидов. Проблема в том, что у нас нет разницы между малыми и крупными растительными культурами.
Если на большие по объему культуры (пшеница, подсолнечник, соя, даже яблоки) у нас зарегистрированы все препараты, то на малые культуры (ягоды, зелень, большая часть фруктов) – пестициды не зарегистрированы, потому что стоимость регистрации для малых культур в Украине раз в 5-6 выше, чем в Европе. Из-за этого мы имеем проблемы с официальной затратной частью производства, что также влияет на урожайность и, в перспективе, на пищевую безопасность страны.
Второй момент, в большинстве стран Европы продукты питания или определенные виды сельхозпродукции имеют льготную ставку НДС (0% или 9%). В Украине – 20%. Это нужно менять. Повторяю, для нас сейчас основным рынком сбыта является Европа. Более 70% экспортной продукции из ягодного сектора приходится на страны ЕС. Сейчас мы имеем нулевой таможенный сбор с этими странами, так это то, что должно остаться неизменным и в дальнейшем.
Логистика
Шота Хаджишвили, соучредитель RISOIL S.A.
Первое, что бы я рекомендовал новому правительству – продать все государственные предприятия. Потому что они все когда-то были розданы по партийным спискам или олигархам. А государству не приносят никаких прибылей, одни лишь убытки. Следует продать все, что можно – порты, государственные элеваторы, ГПЗКУ (Государственная продовольственная зерновая корпорация Украины). Государство может участвовать в бизнесе только как акционер, но управлять оно не умеет и не способно.
Так же государство не должно вмешиваться в деятельность бизнеса. Чтобы не простаивали тонами грузы в портах, а хозяева не считали убытки. Единственное, что должно делать государство – честно и прозрачно собирать налоги и распределять полученные средства. Следует прекратить работу десятков регулирующих организаций, от которых ничего кроме вреда нет.
Нельзя сказать, что следует закрыть министерство экологии, но оставлять в нынешнем виде его нельзя. Потому что сейчас Минэкономики – это зло из зол: лес вырубается, воздух загрязняется, мусороперерабатывающих заводов нет, янтарь добывают, реки и море загрязняются, а ведомство тем временем только пожирает бюджетные деньги, которые мы вкладываем. Взамен имеем десятки регулирующих организаций, перед которыми постоянно надо отчитываться.
Вредна для аграрного бизнеса и Украинская железная дорога. Потому что нет локомотивов и тяги, нет возможности своевременной поставки грузов. Следует заменить государственную на частную тягу и на конкурентных условиях предоставлять услугу перевозки. Кроме того, не стоит позволять грузовые перевозки по железной дороге через территорию России. Тем более что есть возможность перевозить судами в Китай гораздо дешевле, чем грузовыми вагонами железнодорожной колеи.
Авторы: Наталья Белоусова, Виталий Хворостяный, Оксана Тупальская, Илона Олексюк
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.