
11.11.2018 – Премьер-министр Владимир Гройсман встает и покидает зал заседаний правительства. Вице-премьеры и отраслевые министры также встают, собирают вещи и, продолжая разговоры, выходят вслед за ним. Могло бы показаться, что закончилось заседание правительства. Но на часах лишь 10.45. На самом деле оно только сейчас начинается.
По регламенту Кабмина, правительство обязано заседать каждую среду в 10 утра. Однако последние несколько лет в это время весь Кабмин собирается не на заседание, а на закрытое правительственное совещание. На нем согласовывается повестка дня, и утрясаются конфликтные вопросы.
Где-то без четверть одиннадцать премьер и министры выходят, но только для того, чтобы вернуться обратно минут через 10-15. Кто-то идет на «перекур», а кто-то просто не хочет пересекаться с журналистами, которых как раз во время этой паузы организованной толпой запускают в зал заседаний правительства.
Как только СМИ расположатся в отведенном им секторе, выставят камеры и нажмут кнопки «Rec», в зал один за другим возвращаются члены правительства и рассаживаются по своим местам. Все затихает в молчаливом ожидании.
Пока не откроются двери в закрытую часть здания Кабмина, и из них не вынырнет, улыбчивый и уверенный Владимир Борисович Гройсман. Он на ходу машет кому-то рукой, слегка подмигивает и здоровается с министрами. Так как будто не он сидел с ними за этим же столом какие-то 20 минут назад. Но это не имеет никакого значения. Ведь теперь на всех смотрят объективы камер. Теперь – все вроде по-настоящему.
За столом сидят люди, которые не очень любят друг друга, и большинство из них имеют не самые теплые чувства к премьеру. Но следующий час они дружно будут поднимать руки и единогласно принимать решения, демонстрируя дееспособность и единство правительства Гройсмана. Пусть даже это будет просто красивой картинкой.
Читайте также: Экс-министр финансов Александр Данилюк: Мне стыдно за то, как правительство Гройсмана принимало решение
Замминистра Максим Мартынюк: В земельном вопросе нас в течение 17 лет пугали мифами
Министр Владимир Омелян: Быть веселым блогером на содержании у кого-то я не хочу
Замминистра финансов Сергей Верланов: Время реформ в формате PowerPoint закончилось
Мы выбрали наиболее мягкий и медленный вариант реформы – министр образования
«Кабмин почти умер как коллегиальный орган. Это время похоже на бездыханное тело, которое выставляют перед камерами и делают вид, что пациент жив. Это не Кабмин – это коллегиальный Гройсман», – жаловался как-то УП один из министров.
Почему заседания правительства перестали быть местом для дискуссий и реального принятия решений, как премьер Гройсман научился делать из Кабмина шоу, и чем ему в этом послужили телевизионные камеры – читайте в продолжение цикла статей «Украинской правды» о том, как живет правительство Гройсмана.
Кабмин перед камерами
«Как ни странно, но работу на Кабмине завалила как раз «открытость». Когда в зале наставили камер, то перестали реально принимать решения», – жалуется в разговоре с УП один из чиновников из Кабмина Гройсмана.
«Когда Яценюк придумал транслировать заседания правительства полностью, то спасал себя. Но теперь это используется, чтобы все делали то, что нужно Гройсману», – добавляет он.
Систему полностью открытого заседания правительства действительно ввел бывший премьер Арсений Яценюк во время своей второй каденции.
В период премьерства, скажем, Николая Азарова прессу пускали послушать только его вступительное слово. Николай Янович 10 минут рассказывал о «кровососах», «предшественниках» и урожаях капусты. После чего журналистов выгоняли, и начиналась реальная работа.
Под конец второго премьерства Яценюку нужны были красивые жесты, как полная открытость, потому что он чувствовал, что президентская команда системно работает против него. С другой стороны, трансляция всего заседания правительства имела целью еще и разделение ответственности.
«Неправда, что Яценюк открыл заседание только чтобы «защититься». В этом был более широкий расчет. Он понимал, что, поднимая тарифы и принимая другие непопулярные решения, ему нужно продемонстрировать, что это не его выдумки. Он открыл правительство и показал, что вот, смотрите, это общая позиция, общие решения и общая ответственность», – поясняет УП тогдашний и нынешний вице-премьер Геннадий Зубко.
Заседание Кабмина в режиме онлайн перешло в наследство и премьеру Гройсману. Но если для Яценюка это было способом защиты, то для нынешнего премьера – способом наступления.
«По большому счету, Гройсман единственный, кто знает, какие вопросы точно попадут в повестку дня, и поэтому режиссирует Кабмины. На заседания не выносятся вопросы, против которых у премьера есть замечания. И наоборот, он часто проводит решения, которые нужны ему, но они имеют противников в правительстве. Он выносит их на принятие перед камерами, и никто не осмеливается сказать, что он против», – рассказывает не под запись один из министров, у которого были натянутые отношения с Гройсманом.
По сути, делая заседания полностью публичными, премьер на самом деле не добавляет Кабмину самостоятельности, а ставит решение правительства в зависимость от своей воли.
На все правительство есть всего несколько человек, которые решаются публично перечить премьеру.
Ведь даже обычные рабочие несогласованности перед объективами камер могут показаться серьезным конфликтом. И что хуже – реально им стать.
Среди людей, которые могут публично не согласиться с Гройсманом, следует вспомнить главу МВД Арсена Авакова. Однако он редко вступает в ссоры с премьером на заседаниях.
Их «конфликты» в чем-то напоминают ссоры старых супругов: иногда покряхтят, но помирятся. Например, глава МВД может позволить себе раздраженные гримасы на Кабмине, когда премьер пригласит с презентацией очередного чиновника средней руки.
«Аваков очень ворчал, когда презентовали бренд Украины. «Бренд го…но, презентация го…но, а ты сиди и слушай. Это разве работа правительства?», – пересказывают слова Авакова члены Кабмина.
В разговорах не под запись в правительстве считают, что Аваков может себе позволить больше, потому что Гройсман очень дорожит дружбой с «Народным фронтом» и поэтому редко настаивает на решениях, которые противоречат интересам партии Яценюка -Авакова.
«Володя, фактически, поставил свое будущее в зависимость от «Фронта». Арсен и Сеня не дают Петру его съесть. Поэтому Аваков не заглядывает в рот Гройсману, как остальные. А ты попробуй пойти против него, еще и перед камерами! Он ужасно злопамятный», – жалуется один из министров.
«Как-то Гройсман не пустил Омеляна (министра инфраструктуры) в какую-то там командировку в Штаты. И Омелян возьми и напиши в Facebook что-то там, что от Винницы до Вашингтона 8 тысяч километров (в посте министра 7799 км). То Гройсман ему по каждому случаю напоминал те 8 тысяч», — рассказывает очевидец таких «напоминаний».
Но премьер может отвечать не только словами. Арсенал его реакций довольно широк: от служебных проверок, как в случае с Омеляном, до публичной кампании за отставку, как в ситуации с уже экс-министром финансов Александром Данилюком.
Поэтому не удивительно, что в массе своей заседания правительства напоминают собрания общества добрых друзей, которые думают одинаково, хотят того же и голосуют все как один. По крайней мере, перед камерами.
Заседания правительства стали главной пиар-площадкой для Гройсмана. Здесь он клеймит оппонентов, здесь он отчитывается перед обществом, здесь он встречается с детками и поднимает пенсии.
Оказалось, что нет лучшего места для реализации пиар-стратегии премьера, чем заседания Кабмина.
«Так исторически сложилось, что когда ты хочешь что-то донести к людям, то удобнее все это сделать на правительстве. Здесь все камеры, все сразу цитируют, ко всем сразу долетят твои слова. Ну, грех было бы такой площадкой не пользоваться», – признает не под запись один из ближайших соратников Гройсмана.
Особенно, если учесть, что сам премьер имеет феноменальное умение нравиться и входить в доверие «простых людей», импровизировать и молниеносно реагировать на ситуацию.
Как рассказали сразу несколько членов Кабмина, дошло до того, что премьер сам решает, кого пригласить на заседание и кому предоставить слово. Он может, например, вызвать отчитываться руководителя какой-либо из структур, не ставя в известность профильного министра.
Так на Кабмине в свое время «отчитывался про успехи» экс-глава ГФС Роман Насиров, а его формальный руководитель министр финансов Данилюк ничего об этом не знал.
Или наоборот, премьер может забрать слово у того, кто будет говорить что-то неприятное. Мол, не сейчас, «не время», не стоит выносить сор из избы, да еще и перед камерами.
Но что происходит, когда прожекторы гаснут, и журналисты дружной толпой выходят из зала заседаний правительства?
Кабмин без камер
«Решения здесь не принимаются. Они принимаются где угодно, но не здесь на Кабмине», – сокрушенно вздыхает в разговоре с УП один из членов правительства.
Это можно было бы воспринять как гротеск или шутку. Но после общения с почти десятком министров, депутатами и членами так называемой «стратегической девятки» можно сказать, что в этой шутке, шутки, на самом деле, лишь небольшая доля.
Если не считать оперативных, не особо важных вопросов, то ключевые решения правительства условно можно разделить на несколько групп.
Первая – важнейшие, стратегические вопросы, где сконцентрирован интерес многих групп влияния. Обычно решения по таким вопросам принимаются не на заседаниях правительства, а на четвертом этаже Администрации президента, на собрании так называемой «стратегической девятки». На правительстве ее решения фактически только утверждают.
«Это вопросы, согласовывают у Порошенко на своих стратегических совещаниях, где сидят президент, премьер, Аваков, Яценюк и остальные. Об этих решениях обычные министры узнают фактически перед заседанием правительства. Тебе просто говорят, что есть такое решение, и ты должен за него проголосовать. Если есть вопросы, то давай – иди «наверх». И ты голосуешь. Ну, поэтому как не проголосовать? Просто сидишь и поднимаешь руку», – признается УП один из министров по квоте БПП.
Если кто-то из министров «не понимает», почему он должен проголосовать за такое решение, то с ним могут провести отдельную беседу, как премьер, так и президент.
Особо строптивых могут «пригласить» в подвал правительства.
«Туда имеют доступ только первые лица. Всего несколько человек из руководства страны. Это реально, такой как бункер в подвальном помещении в Доме правительства. Его используют, чтобы переговорить конфиденциально. А могут пригласить министра и сказать, что вот, друг, мы, а вот — наше решение. Оно может тебе не нравиться, но ты его примешь», – рассказывает на условиях анонимности один из членов правительства Гройсмана.
Вторая – обычные вопросы, которые не относятся к категории самых лакомых. Их путь от министерства до заседания правительства пролегает через правительственный комитет.
Фактически работа этих комитетов возложена на вице-премьеров. Условно можно провести аналогию с комитетами Верховной Рады, где законопроекты прорабатываются перед голосованием. Так же происходит и в правительстве.
Министерства подают свои предложения в профильный комитет, где над ними работают все заинтересованные ведомства. После комитета решение идет на Кабмин.
Ключевых правительственных комитетов есть два: экономический, которым руководит первый вице-премьер Степан Кубив, и социальный, за который отвечает вице-премьер Павел Розенко.
Есть еще комитет из евроинтеграционных вопросов, которым занимается вице-премьер Иванна Климпуш-Цинцадзе, и гуманитарный комитет Вячеслава Кириленко. Правда, последние два не имеют особого влияния, потому что занимаются, как выразился один из ключевых членов правительства, «абстракциями». В переводе на язык обывателя – там редко бывают «рыбные темы» и деньги.
Чего не скажешь о комитетах Кубива и Розенко. Именно через них проходят все экономические, транспортные, энергетические, инфраструктурные (Кубив) и социальные (Розенко) вопросы. Часто именно от решения комитета зависит тот вариант постановления, который примет Кабмин. И, наоборот, в комитете можно «утопить» любую инициативу, никогда не допустив ее к рассмотрению на Кабмине.
Поэтому контроль над этими органами очень важен, и там образовалась интересная система власти.
В обоих ключевых комитетах формальное лидерство принадлежит вице-премьерам из президентской квоты. Однако в каждом из них сформирована мощная группа влияния премьера Гройсмана.
В комитете Кубива интересы премьера представляет его «правая рука» Владимир Кистион, в комитете Розенко – министр соцполитики Андрей Рева. В первом случае тандем Кубива — Кистиона, как уверяют министры с обеих квот правительства, работает очень слаженно.
«Кубив пытается служить двум господам. С одной стороны, он слушает указания с Банковой, а с другой – никогда не пропустит решения Кабмина, если Кистион так скривит губы и скажет свое «не время», – убеждает один из членов этого комитета.
В комитете Розенко ситуация напряженнее за счет неприязни между вице-премьером и профильным министром.
«Розенко и Рева тихо ненавидят друг друга. А порой и громко», — в шутку описывает ситуацию в комитете один из министров. Но как бы там ни было, Реве и Гройсману удается удерживать блокпакет в комитете и прожимать, или останавливать ненужные им решения.
Но даже если что-то просочится через комитет, то его всегда можно снять с рассмотрения на упомянутой вначале статье «правительственном совещании», где свое слово может сказать лично премьер.
Третья группа – Іast but not the least – кадровые вопросы. Фактически, это самая закрытая группа решений, которые принимает Кабмин.
В правительстве за подготовку кадрового блока в повестке дня отвечает секретариат, которым руководит еще один соратник премьера – министр Кабмина Александр Саенко.
На кадрах стоит остановиться отдельно. Во-первых, свои люди на должностях – это самый эффективный инструмент распространения влияния. Во-вторых, в правительстве Гройсмана кадровые вопросы овеяны едва ли не мистическим флером.
«Вы понимаете, что министры, не кто-то с улицы, а министры, не знают до последнего, за какие кадровые решения будет голосовать Кабмин! В повестке дня они появляются только перед самым голосованием за них. Проекты всех других решений, даже с ограниченным доступом, есть, а кадров – нет», – возмущается в разговоре с УП министр из нынешнего правительства.
Чтобы скрыть назначение еще больше, в Кабмине есть небольшой фокус.
Сначала при прессе рассматривают какие-то непринципиальные вопросы и переходят к блоку решений «с ограниченным доступом». Для этого всех журналистов просят покинуть зал заседаний.
Когда «секретные» вопросы рассмотрели, формально заседание вновь переходит в публичную часть. Вот только лишней публики на нем уже нет.
Тогда-то и переходят к кадрам и другим «деликатным» вопросам.
«Все, что ты успеваешь, это пробежаться глазами по тому списку и увидеть какие-то наиболее одиозные лица. Порой даже Аваков не выдерживает, когда появляются персонажи, на которых у него целые папки дел лежат. Их, бывает, снимают с рассмотрения. А остальное проходит пакетом», – рассказывает один из министров.
* * *
Однажды на встрече с журналистами премьер Владимир Гройсман жаловался, что имеет слишком мало полномочий.
«Полномочий, как у Трюдо, украинскому премьеру хватило бы… Сейчас я не могу ни одного документа сам подписать. Нужно решение правительства. Я, конечно, научился это делать добиваться решений правительства, но…», – разводил руками премьер.
По итогам двух с половиной лет правления можно уверенно сказать, что премьер говорил правду. Контролировать принятия решений в своем Кабинете и проводить нужные именно ему, Владимир Борисович действительно научился очень хорошо.
Если первые месяцы казалось, что Гройсман присматривается и оценивает, что за инструмент достался ему в руки, то последний год он орудует им с совершенной точностью. И когда один из министров в шутку назвал нынешний Кабмин «коллегиальным Гройсманом», то был недалек от истины.
Хотя, как бы искусно премьер не управлял правительством, заменить его собой он не может. Банально потому, что в Конституции прописаны такие понятия, как кворум на заседании правительства и большинство его состава.
А с этими вещами все больше хлопот. Все, что Гройсман мог сделать сам для функционирования правительства, он сделал. Проблемы начинаются там, где появляется потребность в других. Порой такая острая ситуация, что все правительство должно ждать, пока какой-нибудь министр вернется из региона, из соревнования по бодибилдингу, или даже из больницы. Ведь без него нет кворума.
Можно перехватить влияние на министерства у президента, посадить туда своих и.о. Но лишенные права голоса за столом правительства, они делают тебя еще более уязвимым.
Как же добиться расположения большинства министров, и на кого премьеру можно положиться в этой борьбе – читайте уже в следующей части цикла.
Автор: Роман Романюк
Источник: Украинская правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.