Министр Александр Саенко: Повышать зарплаты государственным служащим без изменения качества работы было бы неправильно

18.09.2017 – В апреле министр Александр Саенко рассказывал LB.ua о реформе госслужбы, которая предусматривает перезагрузку министерств. «В сентябре-октябре пригласим на работу первую волну нужных специалистов», – говорил он. Следовательно, этот процесс начался. Уже через неделю правительство объявит первые конкурсы.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Новые государственные служащие будут получать сравнительно высокие зарплаты от 30 до 50 тысяч гривен в месяц.

Читайте также: Госслужба. Зарплата по 30-60 тысяч гривен в месяц. Как устроиться на такую работу?

Первый заместитель министра Наталья Севостьянова: Новые сотрудники в Минюсте будут получать зарплату, больше чем у министра

Почему бы просто не поднять зарплаты старым чиновникам? Чем будут заниматься новые высокооплачиваемые бюрократы? И как попасть на работу в Кабмин? Александр Саенко согласился рассказать об этом подробнее.

В сентябре начнется набор новых людей на государственную службу на большие зарплаты от 30 до 50 тысяч гривен. Чем они будут заниматься?

Классический цикл принятия правительственного решения должен состоять из определения проблем, приоритетности – какая из проблем важнее, разработки политики по решению приоритетных проблем.

Это может быть несколько вариантов решений, они должны быть просчитаны: сколько это будет стоить, на кого повлияет. Важно провести консультации с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). После этого идет этап выбора решения, и здесь важна политическая дискуссия.

Далее идет планирование политики, формирование операционного плана решения проблемы. Потом эта политика внедряется. Осуществляется ее оценка – насколько решение было эффективным, и проблема устранена. И только после этого мы решаем, продолжать ли данную политику в следующем году. Возможно, ее надо корректировать.

Но сегодня все министерства работают другим образом. Они лишь готовят оперативные планы и внедряют их. Отчитываются формально: сколько написано жалоб – сколько ответов. А когда проблема остается нерешенной, то чиновники просто начинают бежать быстрее по этому кругу: планирование – внедрение – отчеты. Больше планировать, больше отчитываться.

Почему в Украине сложилась такая система? Она – отголосок советской эпохи.

Сейчас мы хотим, чтобы ключевые министерства начали работать по полному циклу принятия решений. Когда каждый министр знает проблемы отрасли, может расставить приоритеты, приходит с двумя-тремя вариантами решения этих проблем и говорит, сколько нужно средств на их выполнение.

Сейчас даже описания проблем нет в министерствах. Поэтому мы создаем новые директораты и набираем персонал.

Эти новые люди сначала сделают инвентаризацию заданий, стратегий, концепций, показателей. Потом разберутся с проблематикой, предложат приоритет проблем и сделают правильный круг подготовки правительственного решения.

В какие министерства и сколько людей вы сейчас ищете?

Мы ищем людей в десять из 18-ти пилотных министерств, на сайте есть полный перечень. Плюс ищем людей в Секретариат Кабмина, Национальное агентство электронного управления и Национальное агентство государственной службы.

Как вы выбирали эти министерства?

Мы учитывали готовность самого министра внедрять изменения. И первыми приняли министерства, решения которых влияют горизонтально на другие министерства. Например, Минфин и Минюст, они задействованы в разработку проектов решений всех министерств.

Мы взяли каждое такое министерство и определили, за какие сферы оно отвечает. Для каждой из этих сфер создаем директорат, который будет принимать решения по-новому. В министерствах появится департамент стратегического планирования и координации политики, который будет отвечать за координацию всех приоритетов с бюджетным планированием и донорской помощью.

Хватит ли финансирования на эти новые подразделения? Потому что у нас иногда программа есть, а финансирования программы нет.

Это всегда было проблемой. Но в этом году правительство впервые ввело трехлетнюю бюджетную резолюцию. Наше стратегическое планирование привязано к этому документу.

Итак, как много людей вы сейчас ищете в эти директораты?

Это 1000 человек на первом этапе. Но важно, чтобы не было преимущества количества над качеством. Чтобы это не закончилось просто переводом людей на большие зарплаты без увеличения эффективности.

Новые госслужащие будут иметь четкие показатели эффективности и задачи. Будет понедельный план для каждого министерства. Для каждого директората, который будет создан в министерстве, будет свой операционный план. На каждый день будет конкретное задание.

Мы ищем аналитиков, которые могут рассчитывать стоимость того или иного решения. Нужен проектный менеджер, который запланирует реализацию этого решения. Юрист, который сможет подготовить качественный нормативно-правовой акт. Этот цикл будет в каждом директорате.

Если министерство будет двигаться в рамках этой реформы вперед, его работники будут получать повышенную зарплату.

Значит, вы увеличиваете количество госслужащих, а не сокращаете?

Численность работников, которая была на первое января 2017 года должна быть сокращена не менее чем на 5%, до первого мая 2018 года. 5% — это требование МВФ, но мы отметили “не менее”, потому что некоторые министерства имеют больший потенциал к сокращениям. Думаю, что процент сокращений будет намного больше.

Также очень важно, что средства, которые мы будем платить новым служащим, поступили в государственный бюджет от ЕС в качестве технической помощи.

Как можно попасть в какое-то конкретное министерство на работу? Ибо сейчас написано “ищем специалистов по реформам” и все.

Мы создали единый портал вакансий на государственную службу career.gov.ua, где человек будет иметь возможность полностью в электронном виде, без посещения госучреждения скачать и подать все необходимые документы для участия в конкурсе.

Сейчас мы еще завершаем формирование штатных расписаний для директоратов. Рассчитываем, какие именно специалисты, и в каком количестве нам нужны, формируем конкурсные комиссии. Как только министерство откроет ту или иную вакансию, она автоматически появится на едином портале вакансий, на портале Национального агентства госслужбы и на сайте министерства. Тогда человек сможет посмотреть на каждую конкретную вакансию.

Будет отведен 21 день на подачу документов, также будут разработаны и вывешены графики проведения конкурсов, тестирований, собеседований и др. Сейчас это такое условное название «специалист по реформам».

Когда заходить на сайт и искать вакансию?

Думаю, через неделю.

Что вы предлагаете людям, кроме зарплаты и рабочего места в центре? Возможно, есть медицинское страхование или какие-то льготы?

Мы предлагаем интересную работу. И много вызовов.

Это недешевая реформа сама по себе?

Поддержка реформы в 2017 году планировалась на уровне 300 млн. гривен, которые мы полностью получили от ЕС (Это около 10 млн. евро). Именно их мы направили на реформу.

Одновременно в рамках реформы Секретариата, мы будем создавать платформу для инноваций в государственном управлении. О чем речь? Например, в каждом министерстве есть подразделения, которые обеспечивают их работу. Автотранспорт, закупки, мобилизационное подразделение, работа с обращениями и запросами. Мы можем повысить эффективность использования средств на эти функции, поддерживающие цепное ложе.

10 млн. евро в этом году. В следующем, как понимаю, будет больше?

20-25 млн. евро мы планируем привлечь в следующем году. Деньги от ЕС мы будем получать до 2020 года. Вместе это 100 млн. евро. Постепенно будем повышать эффективность госуправления и, соответственно, уменьшать затраты. А после 2020 года мы выйдем на полное финансирование министерства за счет госбюджета, но это будут совсем другие министерства, с совсем другой структурой.

Будет сопротивление системы, потому что старые чиновники будут получать не увеличенные зарплаты, и будут работать на старых рабочих местах. И будут видеть, как приходят новые сотрудники и получают огромные, по сравнению с ними, зарплаты.

Мы работаем с министрами и госсекретарями, чтобы моделировать этот процесс и избежать конфликтов. Надеюсь, на каком-то этапе, наоборот, возникнет симбиоз между новыми людьми и старым персоналом, между инновациями и полезным опытом. Со временем все министерства будут обновлены, уровень зарплат выровняется. Но сейчас повышать зарплаты государственным служащим без изменения процедур, без изменения качества работы было бы неправильно.

Кстати, мы не запрещаем старым государственным служащим, участвовать в конкурсе на эти должности. Но конкурсы будут настоящие, сложные. К работе конкурсных комиссий будет привлечен независимый рекрутер.

Также будут привлечены два представителя общественной экспертной среды. Перечень членов комиссии будет размещен на сайте. Условно, из десяти членов комиссии три будут независимыми. Будет установлена видеофиксация. Конкурсы будут контролировать представители ЕС. Относительно каждого конкурса будет подготовлен аналитический отчет. Если у кого возникнут вопросы относительно необъективности конкурса, будет возможность обжаловать результаты.

Изменена и сама методология оценки. Если раньше был упор просто на знания многих нормативных документов, то теперь мы проверяем аналитические способности, логику, способность к стратегическому планированию, управленческие качества, коммуникативные способности, то есть soft skills. Отбор будет тщательный, конкуренция – высокая, поэтому попасть на государственную службу будет сложно.

Детектор лжи не будете применять?

(Смеется) Пока нет.

Всем действующим государственным служащим мы говорим: пожалуйста, присоединяйтесь к конкурсу. Приходите. Мы рады, если кто-то из вас хочет работать в директорате. Мы уже провели две встречи с потенциальными кандидатами. И где-то 30-40% желающих работать в новых структурах – действующие государственные служащие.

Автор: Андрей Яницкий

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий