«Черный четверг» в Раде. Как Гройсман осчастливил своим бюджетом Ляшко и бывших регионалов

11.12.2017 – Давно в Верховной Раде не было таких продуктивных дней, как в прошлый четверг. Принятие бюджета, которое обычно становилось главным событием конца года, было омрачено кучей других неоднозначных событий.

С самого утра все обсуждали скандальный законопроект председателей фракций Блока Порошенко и «Народного фронта» Артура Герасимова и Максима Бурбака, который предусматривал освобождение председателей антикоррупционных органов простым парламентским большинством. Такой казус вызвал возмущение западных партнеров, которые целую ночь, вправляли мозги настоящим авторам этой инициативы. В частности, Арсений Яценюк, Андрей Парубий и Арсен Аваков поздним вечером в среду провели полтора часа в американском посольстве.

После этой встречи, как утверждают собеседники «Главкома», Яценюк отправился к президенту и убедил его снять законопроект с повестки дня. Это произошло в три ночи. И не спалось этой ночью не только Яценюку с Порошенко. Этим временем бюджетный комитет обсуждал последние правки в главный финансовый документ. Там «пирог» завершили делить в четыре утра.

В президентской фракции излучали оптимизм относительно принятия бюджета. Еще в среду члены БПП настраивали, что привычной «бюджетной ночи» в этом году не будет – все закончится чуть ли, не в шесть вечера. Впрочем, в четверг настроения изменились: депутаты поняли, что «придется задержаться», хоть и не до пения утренних петухов. «На самом деле в этом году бюджетный процесс длился месяц, а не впопыхах, как обычно, – говорят собеседники «Главкома» из БПП. – Гройсман много встречался с нами, объяснял, мажоритарщиков тоже удовлетворили». Встретился предварительно с членами своей фракции и президент, который лаконично призвал поддержать наработки правительства.

Удовлетворил премьер и депутатов с партнерского «Народного фронта». «Большие претензии были у Пашинского (Сергей Пашинский – председатель комитета по вопросам национальной безопасности и обороны), по финансированию оборонки и у Гриневич (Лилия Гриневич – министр образования) по финансированию учебных заведений 1-2 категорий. Пашинский возмущался, что денег выделено мало и не на то, говорил, что ни в коем случае, мы за такое голосовать не будем», – рассказывали в «Фронте». В результате в день принятия бюджета, Пашинский, поблагодарив премьера за понимание, скороговоркой зачитал все правки под стенограмму, а правки относительно образования внес депутат от БПП Александр Спиваковский.

«В 2016-2018-х годах издано определенное количество государственных гарантий предприятиям, работающим на «оборонку», – объясняет часть претензий секретарь безопасности комитета Иван Винник. – Если сейчас не урегулировать эти вопросы, будет дефолтная ситуация. Теперь мы в заключительные положения вписали моменты, как обслуживать обязательства по госгарантиям, о которых предварительно забыли».

У Минобразования вызвала вопросы передача высших учебных заведений 1-2 категории (колледжи, техникумы) на баланс местных бюджетов. Звучали предложения отсрочить эту норму то к 2020-му, то к 2023-му годам, были, и варианты ничего не менять. В остальном найден компромисс – заведения І-ІІ уровней аккредитации государственной и коммунальной собственности, которые являются структурными подразделениями ВУЗов III-IV уровней, будут финансироваться из госбюджета.

В четверг днем Рада внесла изменения в Бюджетный кодекс, по которому и кроили будущий бюджет – по голосам, отданным за кодекс, стала понятна конфигурация тех, кто подаст свои голоса за ключевой документ. Кроме фракций коалиции, плечо Гройсману подставили Радикальная партия, 22 внефракционных депутата и группы мажоритарщиков «Возрождение» и «Воля народа». В принципе традиционный кадровый расклад последних важных голосований. Мажоритарщиков традиционно соблазнили субвенциями на округа, спрятанными в статьях «на социально-экономическое развитие отдельных территорий» – на эти цели было выделено 5 миллиардов гривен.

А председателю «Возрождения» Виталию Хомутыннику, который в последнее время активно скупает акции агрогиганта «Кернел», дополнительно выделили преференции для его нового бизнеса. Так парламент отменил возврат НДС для экспортеров подсолнечника, рапса и сои, что выгодно перерабатывающим предприятиям, которые экспортируют масло.

Не забыли и про газовых лоббистов – ставки на добычу газового конденсата были уменьшены с 45% до 29% на глубине до 5 тысяч метров и с 21% до 14% на большей глубине (Ляшко, ныне близкое лицо к главному энергетическому олигарху страны Ринату Ахметову, под лозунгами поддержки отечественного производителя требовал 6%). За изменения в налоговый кодекс, которые прямо влияют на доходы казны, проголосовал даже Оппозиционный блок. «Там есть очень хорошие вещи для энергетиков, а мы же фракция энергетиков», – улыбались собеседники «Главкома» из бывших «регионалов».

«Радикалов» Ляшко в этом году показательно лишили бюджетных расходов на их любимые пожарные машины, однако выполнили другую неожиданную прихоть. Они требовали внести в налоговый кодекс поправки по ввозу электромобилей без уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Сначала эта правка не была поддержана залом, но на ней настоял лично Гройсман, и она была включена в конечный проект.

Какой прок от этого «радикалам», пока сказать трудно (как и в выбивании средств на строительство Харьковского метро) – возможно, это своеобразный размен с лоббистами из других фракций. Плюс странным образом именно в «бюджетный» день дали возможность принести присягу новому депутату от Радикальной партии Валерии Заружко, которой долгое время не давали такой возможности.

Хотя не все во фракции Ляшко были довольны. Например, Юрий Чижмарь, которого относят к условной «группе Левочкина» (как и Игоря Попова, которого после скандала с сыном-хулиганом фракция пытается лишить мандата).

В разговоре с «Главкомом» Чижмарь заверил, что свой голос за бюджет не даст: «Наши голосовать будут, но я – нет. Этим бюджетом мы увеличиваем бюджет армии, но нет гражданского контроля над использованием этих средств, хотя есть куча скандалов. Мы говорим об увеличении кредитования бизнеса, но о каком бизнесе можно говорить, если кредитная ставка – 25%? Мы целый год говорили, что надо не увеличивать количество коррумпированных субсидий, а наращивать «теплые кредиты» для энергосбережения, но этого также нет. Никаких стимулов этот бюджет не предусматривает».

Не собирались голосовать и в «Самопомощи» с «Батькивщиной». «Бюджет остается исключительно фискальным, все доходы – исключительно из карманов простых людей, с налогов на зарплаты, – монотонно объяснял председатель фракции «Самопомощь» Олег Березюк. – Нет налога на выведенный капитал. Президент говорит, что мы обязательно его внедрим с 2019-го года, чего, конечно, не будет. Это побуждает олигархат высасывать бюджет и недра и выводить деньги из страны. Почему не работает трансфертное ценообразование, которое ставит реальные цены на вывоз сырья из Украины? Ключевые вещи, которые меняют природу экономики, не внедряются».

Складывалось впечатление, что в этот четверг, который острословы окрестили «черным четвергом» (аналогия с «черной пятницей», когда все распродают), депутаты решили разобраться со всеми неотложными делами, чтобы потом разъехаться на рождественско-новогодние каникулы.

Принятию бюджета предшествовало:

Продление моратория на продажу земли.

Предоставление президенту права лично назначать членов НКРЭКУ, она из-за отсутствия кворума не может повысить тарифы на электроэнергию (кого-то удивило, что за это почти в полном составе голосовал Опоблок?).

Повышение депутатами зарплаты самим себе (только оклад спикера составит 18 тысяч, а депутатов-членов комитетов – 16 тысяч гривен).

Принятие в первом чтении законопроекта «Покупай украинское», который предоставляет преференции отечественным производителям при проведении тендеров (реверанс Ляшко, который его горячо лоббировал).

Снятие с должности председателя комитета по борьбе с коррупцией Егора Соболева, который является одним из активных участников акций протеста под Радой.

Чувствуя, что «карта идет», Парубий снова пытался провести свою идею-фикс по оптимизации количества парламентских комитетов под количество министерств, но здесь уже не прошло.

С Соболевым вообще получилось очень некрасиво – депутаты обвинили его в непрофессионализме и неэффективности, но, ни одного факта не предоставили, ограничившись общими фразами. Апофеозом стало выступление Александра Вилкула из «Опозиционного блока», который назвал Соболева «аморальным типом с двойной, тройной моралью…», которому он не простит выборы в Кривом Роге. Вот так общими усилиями коалиции и Опоблока Егор Соболев превратился в рядового члена комитета.

«После всего, что он о нас говорил и вытворял, как мы должны были голосовать?» – отвечали экс — «регионалы» на вопрос, почему в этот раз они изменили своему задекларированному принципу не влезать в чужие разборки. Сторонники Соболева усматривают в его отстранении еще один элемент в «подкопе» под НАБУ – именно бывший председатель комитета делал все возможное, чтобы Рада не избрала подконтрольного Банковой аудитора Бюро.

Парубию, который голосовал за увольнение соратника по Майдану, было явно неудобно в этой ситуации, и он вышел на трибуну, чтобы оправдаться. «Четыре года назад в эти дни большинство присутствующих вместе стояли на Майдане плечо к плечу. И у меня иногда возникает вопрос, что с нами случилось за эти четыре года, коллеги?» Коллеги громко аплодировали этому сеансу самобичевания.

Голосование за правки в налоговый кодекс, что предшествовало бюджету, напоминало голосование за медицинскую реформу. После того как все депутатские поправки были провалены залом, председатель профильного комитета Нина Южанина перечислила номера правок, принять которые все же крайне необходимо «для сбалансирования проекта закона», при этом отказавшись по требованию аграриев от правки, регулирующей новую систему определения сельскохозяйственных дотаций.

Аграрная тема была одной из самых мучительных, учитывая количество лоббистов отрасли в парламенте. В первом чтении бюджета предусматривалась финансовая поддержка сельхозпроизводителей на сумму в 2,9 млрд. грн. При этом исчезал льготный режим уплаты НДС. Из этих денег на дотацию должно пойти 2 млрд., а почти миллиард – на компенсацию стоимости сельхозтехники и оборудования отечественного производства.

Перед вторым чтением правительство решило увеличить поддержку животноводства, программа поддержки которого была написана отдельно, – с 2,3 до 4 млрд., получив эти средства как раз от сокращения поддержки сельхозпроизводителей. Из этой суммы часть пойдет на компенсацию строительства животноводческих комплексов. По словам депутата БПП с аграрного комитета Алексея Мушака, крупнейший комплекс в следующем году, который получит эту дотацию, принадлежит холдингу друга президента, владельцу «Нашей Рябы» Юрию Косюку, который получал рекордную государственную помощь и в этом году.

Гройсман вставил свои пять копеек относительно поддержки поправки о «ляшковских» электромобилях, и изменения в налоговый кодекс в таком виде были поддержаны. Правда, впоследствии Герасимов внес правку, что норма об электромобиле будет действовать только до 2019-го года.

Также после правок повышается ставка экологического налога на индекс инфляции (11,2%). А также ставки ренты за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Ставки ренты за специальное использование воды и лесных ресурсов, с учетом индекса цен производителей промышленной продукции, повышаются на 16,8%. Предполагается повышение ставки акцизного сбора на табачные изделия. В том числе, на 29,7% в 2018-м году и далее на 20% ежегодно до 2025 года до достижения минимального стандарта ЕС – 90 евро за тысячу штук. Акцизы на алкоголь пока решили не трогать.

Проект бюджета поручился представлять министр финансов Александр Данилюк, но его никто не слушал – возбужденные депутаты бегали по залу и изучали розданные бумажки с цифрами. Отдельная кучка собиралась у Игоря Кононенко, лидер фракции БПП Герасимов постоянно общался с представителем президента в парламенте Ириной Луценко, вместе они подходили и что-то выясняли с первым вице-спикером Ириной Геращенко.

Одиозный депутат из «Возраждения» Антон Яценко о чем-то договаривался с Максимом Куриным, которому традиционно достается миссия озвучивать финальные правки в бюджет. «Мы с группой депутатов обсуждали и согласовывали все до последнего», – рассказывал Курин «Главкому» после голосования, натягивая пальто в раздевалке.

Козырь повышения минимальной зарплаты, который в этом году неожиданно вытащил Гройсман, пытался перебить Петр Порошенко, который недавно предложил подтянуть ее до 4100 гривен. Гройсман отметил в проекте бюджета, что рассмотрит такую возможность после первого квартала, если это будет позволять экономическая ситуация. Оседлал тему «минимальной зарплаты» и Ляшко. «Все, что мы просим, все для украинцев, – пафосно заявил Ляшко под хохот зала. – Владимир Борисович, я хочу вас поблагодарить за то, что за последние полгода мы, возможно, раз 20 не меньше с вами встречались и обсуждали один вопрос – повышение зарплат для украинцев, потому что это ключевой вопрос для преодоления бедности в стране».

Преодолев собственную бедность голосованием за повышение депутатских зарплат, Ляшко задумался о своих избирателях и предложил Гройсману вместо «минимальной зарплаты» в 3700, заложенной в проекте бюджета повысить ее до 5 тысяч, а в качестве компромисса – до 4200-4300 гривен, которые, по сути, говорил Порошенко. Премьер любезно пообещал, что рассмотрит такую возможность.

Действительно, денег в экономике мало, а хотелок у всех желающих много, причем во власти конкретно определились с приоритетами. «В 2017 году на ГПУ было заложено 4,6 миллиарда, в этом году дополнительно 2,1 миллиарда, – перечисляет Татьяна Острикова из «Самопомощи». – На СБУ в этом году дополнительно 1,6 миллиарда. На МВД 19 миллиардов. В то время как потребности армии в воюющей стране профинансированы в этом бюджете только на 46%. Это значит, армия недофинансирована, а правительство предлагает нам строить силовую полицейскую державу».

«Опоблоковец» Николай Скорик обратил внимание на заложенный в бюджете долг более двух триллионов гривен, который можно было бы начать гасить из средств, полученных из спецконфискации. Кстати, в отличие от первоначального варианта, доработанный проект бюджета предусматривает получение 4,7 млрд. грн. от конфискации имущества по решениям судов за коррупционные правонарушения. Это не единственные виртуальные деньги в бюджете. Большие надежды у правительства на приватизацию – от продажи госимущества планируется выручить 22,5 млрд. грн.

Впрочем, критики бюджета были в прогнозируемом меньшинстве. Ирина Луценко с трибуны перечислила все «конфеты» сметы на следующий год: «Финансирование сельской медицины увеличилось с 4 до 6 миллиардов. До 164 млрд. выросла национальная безопасность и оборона. Увеличилось финансирование на строительство и восстановление дорог – до 40 млрд. Увеличился фонд энергоэффективности. Уменьшились ставки ренты на новые скважины. Мы увеличили Государственный фонд регионального развития с 2 до 6 миллиардов, что даст возможность поддержать местное самоуправление и объединенные территориальные общины.

Увеличилось финансирование на сельскую инфраструктуру, на освещение, на питьевую воду, на водопровод, на дороги. Увеличилось финансирование на патриотические фильмы, что так это необходимо сегодня для украинского государства. Мы вернули финансирование через государственный бюджет колледжей и техникумов, которые находятся в структуре университетов…».

После этого Максим Куриный «с голоса» внес кучу правок, которые возникли из-за «неточности» в бюджете – одним взмахом увеличились выплаты аппарату Верховной Рады, Минфину, прокуратуре. Гройсман толкнул вдохновляющую речь – и на табло зажглась цифра 273.

Довольных новым бюджетом оказалось много. Сам Гройсман, который почти все время провел на ногах и к вечеру сорвал голос, на радостях от такого результата даже потрепал по голове министра Данилюка.

Надо отдать правительству должное – бюджет действительно внесен не под елку и был рассмотрен еще до полуночи, чего в последние годы не было. Хотя депутаты и жалуются, что со всеми в спешке внесенными правками голосовали непонятно за что. Однако в награду за свою скорострельность они уже могут заказывать себе чартеры на новогодние праздники.

И очень показательный факт – в день, когда Рада приняла, целую кучу очень неоднозначных проектов, протестующих во главе с Михаилом Саакашвили было совсем не слышно.

Бюджет-2018: что почем

В доработанном законопроекте по сравнению с проектом, поданным в первое чтение, доходы увеличены на 36,6 млрд. гривен (или на 4,2%), в том числе по общему фонду — на 28,2 млрд. гривен и по специальному фонду — на 8,4 млрд.

Расходы увеличены на 40,5 млрд. (или на 4,3%), в т.ч. по общему фонду — на 28,2 млрд. и по специальному фонду — на 12,33 млрд.

Дефицит госбюджета увеличен на 3,9 млрд. грн., покрытие которого предусмотрено спецконфискацией. В общем, от спецконфискации заложено 4,7 млрд. поступлений.

Доходная часть бюджета составит 913,6 млрд. гривен, что на 18,5% больше, чем доходы госбюджета 2017 года (771,0 млрд. гривен).

Из них доходы общего фонда бюджета составят 839,8 млрд. гривен, а доходы специального фонда — 73,8 млрд. гривен. Доходы сводного бюджета вырастут на 19% до 1,1 трлн. гривен.

Расходная часть госбюджета составит 988,6 млрд. грн., что на 17,5% больше, чем доходы госбюджета 2017 года (841,1 млрд.).

Из них расходы общего фонда бюджета составят 906,7 млрд. грн., а расходы спецфонда — 82,0 млрд.

С учетом предоставления кредитов из бюджета, его дефицит в 2018 году составит 81,9 млрд., равный 2,46% ВВП.

Объем платежей по обслуживанию госдолга на 2018 год прогнозируется на уровне 130,2 млрд., что на 16,9 млрд. больше плана на 2017 год. Обслуживание внутреннего государственного долга составит в 2018 году 79,34 млрд.

Обслуживание внешнего государственного долга на 2018 год запланировано в сумме 50,9 млрд. гривен.

Общие выплаты по государственному долгу, которые должны быть осуществлены в 2018 году, оцениваются на уровне 305,9 млрд. грн., из которых 193,4 млрд. – выплаты по внутреннему долгу и 112,6 млрд. составляют выплаты по внешнему долгу.

Согласно расчетам общий объем государственного долга, рассчитанный в национальной валюте, составит 1,999 трлн. гривен, что составляет 61,5% от ВВП.

Правительство запланировало повышение минимальной зарплаты с 1 января на 16,3% до 3723 гривен.

Прожиточный минимум будет установлен в размере 1700 гривен с 1 января 2018 года, с 1 июля — 1777 гривен, с 1 декабря — 1853 гривны.

В проекте госбюджета заложен прогноз роста ВВП в 2018 году на уровне 3% при инфляции 9% и курсе гривны 29,3 гривны за доллар в 2018 году.

Номинальный ВВП в 2018 году прогнозируется на уровне 3,332 трлн. гривен.

На социальные расходы в проекте бюджете запланировано 141,37 млрд. гривен. Из них 71 млрд. — на субсидии, 59,9 млрд. на льготы малообеспеченным семьям, а 2,7 млрд. на закупку домохозяйствам твердого топлива.

Расходы на оборону правительство планирует также увеличить до 5% ВВП, что составляет 165,3 млрд. грн.

Автор: Павел Вуец, Станислав Груздев

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий