ЦМАКП: Российский крупный бизнес: события и тенденции 2009 г.

 

15.04.2010 – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования опубликовал аналитический доклад «Российский крупный бизнес: события и тенденции 2009 г.». В картине развития российского крупного бизнеса в 2009 г. никаких драматических перемен не произошло. Этот сегмент российского бизнеса выходит из кризиса без существенных потерь в своих рядах, сохранив и большую часть инфраструктур финансового обслуживания, сложившихся в предкризисные годы.

Читайте также: Как работает кэшбэк (возврат денег) при покупке товаров и услуг

Как исследователи, так и журналисты, анализирующие основные тенденции минувшего года, отмечают, что в России превалирует представление о возможности возврата к докризисной модели роста. Последнее, в свою очередь, базируется на представлении о возврате цен на товары традиционного российского экспорта на уровень если не 2008 г., то хотя бы 2007 г.

Настоящий обзор представляет этому эмпирические подтверждения, показывая, что, российский крупный бизнес ничем не проявил намерений что-то менять в своей стратегии. Основные направления развития российского крупного бизнеса остались прежними. Принципиально новые явления – механизмы адаптации к финансовым ограничениям, возникшим в результате кризиса. Но эти ограничения настолько серьезны, что с течением времени неизбежно, как нам представляется, проявятся не только в частной истории отдельных компаний, но и в логике выстраивания стратегических планов и способов их достижения.

Просто потому, что развиваться ровно также, как до кризиса, крупный российский бизнес в ближайшие годы не сможет, во всяком случае до тех пор, пока условия доступа на внешние финансовые рынки не станут прежними. А вот на это возлагать серьезные надежды пока нет оснований.

Одной из проблем 2009 г. для российских компаний и банков стало рефинансирование внешнего долга или его частичное погашение. Масштабного делевереджа (уменьшения заемного финансирования) фактические не произошло, однако произошло замещение внешнего долга внутренним.

Тем, кому это сделать не удалось, пришлось поступиться частью собственности (в пользу тех, кто помогал это сделать) или уйти из бизнеса (жертвы, из не самых крупных компаний, были как в ритейле, так и в девелопменте). Однако ни в одной отрасли этот процесс не приобрел массового характера. В значительной мере благодаря поддержке государства.

Полную версию доклада можно скачать здесь.

Читайте по теме:

Оставить комментарий